Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS

 

Отчет о горном туристском путешествии V к.с. в районе Центрального Тянь-Шаня (хребет Терскей-Алатау)

Дата: август 1984 года

Руководитель: Сазонов В.Е. (Москва)

Отчет из библиотеки МГЦТК № 4610
Обработка: Шафигуллин Р.Н.

Содержание

Аннотация
1. Справочные сведения о путешествии
1.1. Краткая техническая характеристика маршрута
1.2. Состав группы
2. Документация путешествия
2.1. Картографический материал
2.2. Календарный график движения
2.3. Профиль маршрута
2.4. Список снаряжения
2.5. Набор продуктов
2.6. Медицинская аптечка
2.7. Ремонтный набор
2.8. Расчет веса рюкзака
2.9. Смета похода
3. Описание района путешествия
3.1. Общая часть
3.2. Туристская характеристика района
3.3. Краткий топонимический словарь
4. Вопросы подготовки и обеспечения путешествия
4.1. Подготовка и обеспечение продуктами питания, снаряжением, медикаментами, транспортом
4.2. Техническая и физическая подготовка
4.3. Подготовка маршрута
4.4. Обеспечение безопасности на маршруте
5. Краткий дневник путешествия
6. Техническое описание маршрута
6.1. Перевал Димитрова
6.2. Перевал Арчалытор Ю.
6.3. Перевал Серебряное Седло
6.4. Перевал Фрунзенского клуба туристов (ФКТ)
6.5. Перевал Бригантина
6.6. Перевал Черные Камни
6.7. Перевал Алакель С.
7. Литература
8. Карта района путешествия

Аннотация

Настоящий отчет содержит сведения о совершенном в августе 1984 года группой туристов Московского городского туристского клуба горном путешествии пятой категория сложности на Центральном Тянь-Шане в рамках учебно-тренировочного сбора школы высшей туристской подготовки.

Группой пройден участок хребта Терскей-Алатау от ледника Байтор до ледника Караколтор Восточный. Составлено описание пройденных перевалов, ледников и долин, произведено их фотодокументирование.

Перед техническим описанием маршрута в отчете изложены справочные сведения о путешествии и некоторые вопросы его подготовки и обеспечения.

1. Справочные сведения о путешествии

1.1. Краткая техническая характеристика маршрута


Продолжительность путешествия - 21 день.
Сроки путешествия - с 28 июля до 17 августа 1984 года.
Протяженность маршрута - 198 км.
Ночлегов в снежно-ледовой зоне - 5.
Пройдено перевалов - 7, из них: 1A - 1, 1Б - 1, 2A - 1, 2Б - 3, 3A - 1.
Высота перевалов - от 3600 до 4660 м.

Маршрут утвержден МКК Федерации туризма Московского совета по туризму и экскурсиям. Маршрутная книжка 1/3-521.

1.2. Состав группы


п/п
Фамилия, имя, отчество Год
рожд.
Домашний адрес Место работы, должность Опыт наиболее сложных походов Обязанности в группе
1 Сазонов Виктор Евгеньевич 1947 г. Москва, Домодедовская, 6-2-355 в/ч 97740, сотрудник V к.с., В. Памир, руководитель Руководитель
2 Пигулевский Алексей Константинович 1959 г. Москва, Веерная, 8-88 НИИ Резиновой пром., инженер V к.с., Ц. Кавказ, участник Стажер
3 Борисюк Анатолий Петрович 1954 М.О., г. Раменское, Десантная, 44-48 ВНИИГНИ, инженер 1V к.с., Ц. Кавказ, участник Отв. за кино, фото
4 Камышев Александр Константинович 1954 г. Москва, Днепропетровская, 3-4-287 ВНИИСИ, инженер 1V к.с., Фаны, участник Отв. за питание
5 Кондрашев Дмитрий Владимирович 1963 М.О., г. Дзержинский, Лермонтова, 3-74 МЭИ, студент 1V к.с., Фаны, участник Отв. за снаряжение
6 Польская Елена Борисовна 1959 г. Москва, Херсонская, 7-4-462 НИИ «Альтаир», психолог 1V к.с., Ц. Кавказ, участник Отв. за медицину
7 Самсонов Александр Олегович 1960 г. Москва, Ленинградское, 132-3 МАДИ, студент 1V к.с., Алтай, участник Отв. за питание
8 Соловьев Валерий Владимирович 1952 г. Москва, Ермолаевой, 17-70 МГУ, ассистент V к.с., С.З. Памир, участник Отв. за ремнабор

2. Документация путешествия

2.1. Картографический материал

При прохождений маршрута использовалась картосхема района, составленная на основе топографических карт М 1:100000, а также кроки и карты других групп, ранее работавших в данном районе.

Картосхема района прилагается:

Карта 1 (jpg, 313 КБ)
Карта 2 (jpg, 394 КБ)
Карта 3 (jpg, 301 КБ)
Карта 4 (jpg, 421 КБ)
Высотный график (jpg, 71 КБ)

2.2. Календарный график движения

Дни похода Дата Участок маршрута Пройдено (км) Ход. время (ч)
1. 28.07. г. Фрунзе - кур. Джетыогуз - -
2. 29.07. кур. Джетыогуз - р. Джетыогуз - р. Айланыш (БЛ1) 20 9
3. 30.07. БЛ1. Занятия по технике переправ (р. Арчатор) 2 1
4. 31.07. БЛ1. Занятия по ледовой технике (л. Айланыш) 6 3
5. 1.08. БЛ1 - р. Телеты З. - под пер. Димитрова 17 7
6. 2.08. пер. Димитрова - р. Телеты В. - р. Каракол 18 8
7. 3.08. пер. Арчалытор Ю. - р. Арчатор - БЛ1 12 11
8. 4.08. Дневка. Встреча с другими группами сбора - -
9. 5.08. БЛ1 - р. Байтор - л. Байтор 15 5
10. 6.08. л. Байтор - под пер. Серебряное Седло 5 7
11. 7.08. пер. Серебряное Седло - л. Бороко В. 10 9
12. 8.08. р. Бороко - р. Сарычат. Встреча с группами сбора 12 5
13. 9.08. р. Чонборду - л. Металлург - под пер. ФКТ 15 6
14. 10.08. пер. ФКТ - л. Караколтор З. - р. Караколтор 10 6
15. 11.08. пер. Бригантина - л. Бригантина 5 5
16. 12.08. л. Бригантина - р. Кельтор - р. Каракол (БЛ2) 18 6
17. 13.08. БЛ2. Занятия по скальной технике 1 1
18. 14.08. БЛ2 - р. Шаркыратма - пер. Черные Камни - оз. Алакель 7 4
19. 15.08. оз. Алакель. Выход на обзорные точки 5 3
20. 16.08. оз. Алакель - пер. Алакель - р. Кельдыке 8 6
21. 17.08. р. Арашан - п. Теплоключенка - г. Пржевальск 12 5
      198 107

Практически весь поход погода была солнечная, безоблачная или малооблачная. Исключение составили два дня (дневки) 31.07 и 13.08, когда часть дня шел мокрый снег, переходящий в дождь.

2.4. Список снаряжения

Групповое снаряжение


п/п
Наименование К-во Общий вес (кг)
1. Палатка серебрянка с дюралевыми стойками 2 8
2. Спальный мешок 6 12
3. Коврик пенопластовый 6 1,8
4. Посуда для варки пища (автоклав) 2 3
5. Примус "Шмель" 2 3
6. Канистра для топлива (2,5 и 10 л) 04.янв 1,5
7. Веревка основная 40 м 4 10
8. Веревка вспомогательная 80 м 1 2
9. Крючья ледовые титановые 10 1
10. Крючья скальные титановые 10 0,5
11. Молоток скальный 2 1,2
12. Лопата лавинная 1 0,5
13. Ракетница с набором ракет 1 1
14. Электрофонарь с запасными батарейками 3 1,1
15. Свеча 4 0,4
16. Компас 2 -
17. Фотоаппарат с комплектом пленок 2 1,4
18. Кинокамера с комплектом пленок 1 2
19. Аптечка медицинская 1 2,5
20. Ремонтный набор 1 1,5
21. Документация и картографический материал 1 1
  Итого:   46,4
  Вес на 1 чел.:   5,8

Личное снаряжение


п/п
Наименование К-во Общий вес (кг)
1. Рюкзак 1 1,5
2. Подвесная система 1 0,7
3. Страховочная петля 2 0,2
4. Карабин 3 0,5
5. Ледоруб 1 1,2
6. Кошки 1п 1
7. Каска защитная 1 0,3
8. Ботинки (вибрам с внутренним вкладышем) 1п 2
9. Кроссовки (кеды) 1п 0,5
10. Носки шерстяные 3п 0,6
11. Носки простые 4п 0,16
12. Гетры 1п 0,3
13. Нижнее белье 2 1
14. Рубашка 2 0,6
15. Костюм спортивный х/б 1 0,8
16. Костюм спортивный шерстяной 1 0,8
17. Костюм штормовой (или специальный самодельный) 1 1
18. Свитер 1 0,5
19. Пуховка 1 0,8
20. Рукавицы шерстяные 1п 0,2
21. Рукавицы брезентовые 1п 0,2
22. Шапочка шерстяная 1 0,25
23. Шапочка х/б 1 -
24. Накидка полиэтиленовая 1 0,2
25. Очки солнцезащитные 1 -
26. Кружка, ложка, миска, нож 0,4
27. Туалетные принадлежности 0,2
28. Крем "Луч" ("Щит" или др.) 1 -
29. Спички в полиэтиленовой упаковке 3 -
30. Индивидуальный пакет 1 -
  Итого:   15,6
  В рюкзаке:   11

2.5. Набор продуктов


п/п
Наименование продукта На 1 чел. в день (гр.) Общий вес (кг)
  Мясные и рыбные продукты    
1. Мясо сухое 25 4
2. Колбаса с/к 40 6,4
3. Паштет мясной 20 3,2
4. Консервы рыбные 40 6,4
5. Вобла 10 1,6
  Молочные продукты    
6. Молоко сухое 40 6,4
7. Масло топленое 15 2,4
8. Сыр 25 4
9. Творог субл. 10 1,6
  Крупы и концентраты    
10. Суп концентрированный 50 8
11. Вермишель 15 2,4
12. Манка 10 1,6
13. Рис 20 3,2
14. Пшено 15 2,4
15. Гречка 20 3,2
16. Картофельные хлопья 5 0,8
17. Бульонные кубики 2 0,32
  Кондитерские изделия    
18. Сахар 150 24
19. Шоколад 10 1,6
20. Конфеты 10 1,6
21. Халва 5 0,8
22. Вафли 15 2,4
23. Чай 5 0,8
24. Кофе, какао 5 0,8
25. Чернослив 15 2,4
26. Курага 15 2,4
27. Изюм 15 2,4
28. Орехи грецкие 5 0,8
29. Экстракт "Фруктово-ягодный 15 2,4
  Мучные изделия    
30. Сухари черные 50 8
31. Сухари белые 50 8
32. Хлебцы 20 3,2
33. Печенье 25 4
  Овощи, специи    
34. Лук репчатый 15 2,4
35. Чеснок 5 0,8
36. Соль 10 1,6
37. Специи 0,1 0,16
  Итого: 802 128,32

2.6. Медицинская аптечка

№ п/п Наименование Общее кол-во
1. Вата 200 г
2. Индивидуальный пакет 2 шт
3. Бинт шириной 14 см 4 шт
4. Бинт шириной 7 см 4 шт
5. Бинт эластичный 2 шт
6. Лейкопластырь 2 см и 9 см 2 шт
7. Ножницы 1 шт
8. Термометр медицинский 1 шт
9. Спирт медицинский 400 г
10. Нашатырный спирт 3 амп
11. Йод 20 мл
12. Эмульсия синтомициновая 25 г
13. Марганцовокислый калий 10 г
14. Перекись водорода 25 мл
15. Сода питьевая 100 г
16. Зубные капли 1 фл
17. Стрептоцид 6 п
18. Левометицин 3 п
19. Фталазол 2 п
20. Энтеросептол 2 п
21. Аспирин 5 п
22. Анальгин 5п
23. Димедрол 3 п
24. Пенталгин 2 п
25. Бесалол 1 п
26. Кодеин (табл.) 2 п
27. Кофеин (амп. - 1 мл) 2 шт
28. Валидол 1 уп
29. Аскорбиновая кислота и витамин "С" с глюкозой 100 п
30. Витамин B15 2 фл
31. Очки солнцезащитные 2 шт
32. Шприц 5 мл (разового использования) 2 шт
  Вес аптечки составил около 2,5 кг  

2.7. Ремонтный набор


1. Ножницы
2. Пассатижи
3. Напильник
4. Шило
5. Иголки (набор)
6. Нитки разные
7. Дратва
8. Гвозди, шурупы
9. Тесьма киперная
10. Лента изоляционная
11. Проволока
12. Куски брезента, ткани, серебрянки
13. Клей "Момент"
14. Пуговицы
15. Булавки
16. Рукавицы
17. Штычок к ледорубу
18. ЗИП к примусам

Вес ремонтного набора составил 1,5 кг

2.8. Расчет веса рюкзака

№ п/п Наименование На 1 чел. (кг) На группу (кг)
1. Групповое снаряжение 5,8 46,4
2. Личное снаряжение 11 88
3. Продукта питания 16 128
4. Топливо 2,5 20

Поскольку поход состоял из нескольких частей с системой базовых лагерей (БЛ) и была сделана заброска продуктов в ущ. Каракол, то вес продуктов питания и топлива, приходящийся на 1 чел. на самом продолжительном участке пути, составил 9,5 кг (не считая первого дня похода, когда весь груз переносился "челноком" до БЛ1).

Таким образом, максимальный вес рюкзака составил 26,3 кг.

2.9. Смета похода

№ п/п Наименование На 1 чел. (руб.) На группу (руб.)
1. Самолет Москва - Фрунзе 60 480
2. Спецавтобус Фрунзе - кур. Джетыогуз 4 32
3. Питание в походе 42 336
4. Автобус Пржевальск - Фрунзе 7 56
5. Самолет Фрунзе - Москва 60 480
6. Снаряжение 3 24
7. Медикаменты 4 32
8. Прочие расходы 5 40
  Итого: 185 1480

Учитывая, что поход проходил в рамках УТП школы ВТП, каждому участнику предоставлялась дотация в размере 70 руб.

3. Описание района путешествия

3.1. Общая часть

Маршрут группы проходил по территории Джетыогузского и Тюпского районов Иссык-Кульской области Киргизской ССР. Учитывая, что на указанной территория основные ущелья являются заповедниками, предварительно было получено разрешение на посещение этих районов от Иссык-Кульского Облисполкома. Большая часть территорий районов относится к Центральному Тянь-Шаню (туристское разделение), в том числе хребет Терскей-Алатау, который являлся основным горным узлом работы группы.

Хребет Терскей-Алатау в этом районе характеризуется глубоко расчлененным альпийским типом рельефа с современным оледенением и амплитудами относительных высот более 1000 м. Хребет асимметричен: имеет короткий пологий южный склон и длинный - северный. Расчлененный глубоко врезанными ущельями, северный склон гигантскими ступенями спускается к Иссык-Кулю.

Наиболее высокая центральная часть хребта - между ущельями Барскаун и Тургень-Аксу, высшая точка - Каракольский пик (5280 м) в верховьях Онтора, левого истока Каракола.

Хребет Терскей-Алатау вслед за массивом пика Победа и Хан-Тенгри - второй по величине центр оледенения Тянь-Шаня; здесь насчитывается около 1100 ледников общей площадью 1081 кв.км.

Наиболее развиты в горах Терскей-Алатау долинные ледники, образованию которых благоприятствует узкие и глубокие ущелья между параллельными боковыми отрогами главного хребта, а также многочисленные мелкие ледники и кары, занимающие дно поперечных долин.

Немного более половины площади оледенения Терскея приходится на северные склоны, обращенные к Иссык-Кулю, где расположены крупные узлы оледенения в верховьях рек Тургень-Аксу, Аксу, Арашан, Каракол, Джетыогуз, Конурулен. Ледники северного склона хребта; окаймлены крутыми снежными склонами, достигают в длину 5-7 км при мощности льда 60-90 м и спускаются значительно ниже снеговой линии - до 2900-3500 м.

Снеговая линия, выше которой снег не стаивает полностью даже летом, расположена на северном склоне хребта, в восточной части, на высоте 3650 м, в западной частя на высоте 3900 м, а в зоне сыртов, на южном склоне, на высоте 4000-4270 м.

Умеренно-континентальный климат Иссык-Кульской котловины - наиболее мягкий в Средней Азии - обусловлен влиянием незамерзающего Иссык-Куля. Озеро повышает температуру воздуха в январе примерно на 10? и обусловливает столь необычное для Средней Азии нежаркое лето: среднемесячная температура в июле-августе в Пржевальске (1771м) 16,5-16,9?, в Джетыогузе (2300 м), в районе Физико-географической станции (2555 м) 9,5-9,7?, в высокогорье, у языка ледника Карабаткак (3250 м) 6,0-6,2?. Выпадение осадков в приозерной котловине возрастает по мере движения с запада на восток: в западной части (Рыбачье) 115 мм в год, в средней части (Боконбаевское, Чолпон-Ата) 200-250 мм, в восточной части (Пржевальск) 415 мм, а вблизи хребта Кунгей-Алатау (Курменты, Тюп) 570-676 мм.

С орографическими и климатическими особенностями Прииссыккулья тесно связаны изменения природных ландшафтов по направлению с запада на восток и снизу вверх.

Равнинно-предгорная полупустыня, 1630-1850 м, почвы горно-долинные, светло-бурые и светло-каштановые, полынно-злаковая степь с кустарником. Предгорно-среднегорная степная зона, 1850-2100 м, горные каштановые почвы и черноземы, злаково-полынная сухая степь, высокотравные луговые степи. Среднегорная лесо-луговая-степная зона, 2100-3000 м, горно-лесные и горно-луговые почвы, тянь-шаньская ель с богатым кустарниковым подлеском, гераниевые манжетковые и другие луга. Высокогорная субальпийская лугово-степная зона, 3000-3400 м, горные луговые и лугостепные субальпийские почвы, флемисо-разнотравные и другие луга. Высокогорные альпийские луга, 3400-3700 м, горно-луговые дерново-полуторфянистые почвы, разнотравно-кобредиевые луга, скалы, осыпи, ледники и морены. Гляциально-нивальная зона, выше 3700 м, пятна альпийских лугов, отдельные растения звездчатки, эдельвейса, анемонов, мхи и лишайники, снежники, ледники.

В среднегорье на высоте 2100-3100 м на более увлажненных северных склонах и в глубоких затемненных ущельях Терскей-Алатау. Тянь-шаньская ель - редкая да красоте реликтовая древесная порода, сохранившаяся от миоценового периода.

Животный мир Центрального Тянь-Шаня довольно разнообразен: хомячки, полевки, рыжая пищуха, домовая мышь, еленушонка, заяц-толай, лисица, волк, степной хорек, степная кошка, бурый и гималайский медведи, барсук, рысь, косуля, серый сурок, гималайский улар, барс. Из птиц встречаются: трехпалый дятел, черная синица, пищух, дрозд-деряба, крапивник, ястребиная сова, тетерев.

Реки Терскея - горные потока с быстрым и бурным течением, часто с порогами и водопадами, русла их каменисты, изобилуют обломками скал и галькой. Долины этих рек, расположенные вдоль боковых отрогов, широкие, а поперечные долины притоков - узкие. Длина горных рек невелика: Тюп - 101 км, Джергалан - 83 км, Джуука - 55 км, Джетыогуз, Чон-Кзылсу, Аксу и Барскаун - немного более 40 км. Иссык-Куль получает около 80% воды от рек Терскея и только 20% от рек Кунгей-Алатау.

Вода в реках Терскея очень чиста и прозрачна, так, мутность Каракола и Чон-Кзылсу не превышает 20 г/м3 за год, что объясняется большой твердостью и слабой размываемостью горных пород.

Реки Терскея относятся к тянь-шаньскому типу: наибольший паводок их бывает в июле-августе, так как питаются они преимущественно малыми водами высокогорных снежников и ледников. Кроме этих рек для Иссык-Кульской котловины характерны небольшие речки - карасу, приуроченные к подножью предгорий и питающиеся на 80% за счет ключей.

Начало географического изучения Тянь-Шаня относится к концу 50-х годов прошлого столетия.

Русские исследователи внесли блестящий вклад в изучение Тянь-Шаня, была проведена серия экспедиций П.П. Семеновым-Тянь-Шанским (1856-1857 г.г.), Н.А. Северцовым (1865-1870 г.г.), И.В. Мушкетовым (1874-1880 г.г.), Н.М. Пржевальским (1876-1885 г.г.) и другими учеными.

Второй этап исследования Тянь-Шаня относится ко времени установления Советской власти в Средней Азии. Начиная с 1928 года Академией Наук СССР организуется ряд экспедиций в труднодоступные и малоисследованные районы Тянь-Шаня. В 30-х годах на Тянь-Шань были организованы альпинистские экспедиции М.Т. Погребецкого, а также экспедиция, работающая по программе II-го Международного полярного года (II МПГ) 1932-1938 гг.

После Отечественной войны изучение района было продолжено альпинистскими экспедициями под руководством того же Погребецкого. В 1946-1947 г.г. и в 1949 году на базе Тянь-Шаньской физико-географической станции (действующей и в настоящее время в ущ. Чон-Кызылсу на северном склоне хребта Терскей-Алатау) производилось детальное исследование ледников района. Работы возглавлял Г.А. Авсюк.

Туристское освоение района начинается после 1955 года, когда группа Московского физико-технического института под руководством Андреева М.Е. и Зарубина П.В. изучала район Куйлю.

В 1957 году группа ДСО "Локомотив" под руководством С.Г. Вейцмана исследовала один из узлов района Куйлю, прошла по долине Ирташа (р. Сарычат), впервые посетила и описала ледники южного склона Джетыогузской стены, а также составила подробные карто-схемы исследованных районов.

В последующее время северные склоны хребта Терскей-Алатау интенсивно осваивались силами французских туристов, латышей, ленинградцев и москвичей.

3.2. Туристская характеристика района

Железнодорожная линия связывает Фрунзе с транспортным узлом Прииссыкулья городом Рыбачье. Асфальтированные шоссе замыкают кольцо вокруг Иссык-Куля. Комфортабельные автобусы курсируют от Ташкента, Алма-Аты и Фрунзе до Пржевальска по северному и южному берегам Иссык-Куля. Через хребет Терскей-Алатау к сыртам проложена автомобильные и скотопрогонные дороги через перевал Чонашу на Сарыджаз и Иныльчек, через перевал Бареказы на Арабель и Карасай.

От Фрунзе до Пржевальска около 400 км (до 7 часов езды). Стоимость билета на автобусе до Пржевальска 7 руб. Можно долететь в пределах 1 часа до Пржевальска на самолете, делающим несколько рейсов в день.

Вход в район возможен с северной и южной стороны. С севера из курорта Джетыогуз, с юга - со стороны долины р. Сарычат. У истоков Сарычата находится м/с Тянь-Шань, куда ходят машины из Барскауна.

Наличие в хребте Терскей-Алатау большого количества классифицированных перевалов от самых простых (1А) до очень сложных (3Б), возможность организации в долинах удобных базовых лагерей для акклиматизация и проведения учебных занятий, а также наличие удовлетворительных путей подъездов к местам начала маршрутов и организации предварительных забросок продуктов позволяют осуществлять здесь туристские мероприятия различных видов и сложностей. Будь то горная школа, семинар, экспедиция или увлекательное горное путешествие.

В последнем перечне классифицированных перевалов (1983 г.) отмечено более 160 перевалов, расположенных в основном хребте Терскей-Алатау, его северных и южных отрогах. На большинство этих перевалов в библиотеке Московского городского туристского клуба имеются технические описания с необходимой фотодокументацией.

3.3. Краткий топонимический словарь


Айлама - круговорот, водоворот, лучина
Айланыш - круговорот
Акшийрак - белое колено
Алакуль - пестрое озеро
Алатау - пестрые горы
Арчатор - урочище арчи
Атджайляу - пастбище для лошадей
Ачикташ - голые камни
Байтор - богатое урочище
Баянкол - богатая долина
Булантор - оленье пастбище
Джамансу - плохая вода
Джетымбель - хребет "семи быков"
Джетыогуз - семь быков
Иныльчек - широкая сыроватая долина
Иссыккуль - теплое озеро
Иттыш - "собачий зуб"
Каинды - береза
Карабаткак - черная грязь
Каракол - черная долина
Карасай - черная отмель
Кельтор - озерное урочище
Кичекызылсу - маленькая красная река
Кокюльсу - приятная река
Котор - поднятое место
Куйлю - текущая в высоких берегах
Кумбель - песчаный перевал
Кумтор - песчаное урочище
Кургактор - сухое урочище
Кургатепчи - сухая долина
Майбулак - речка грудного перевала
Майдаадыр - маленькое взгорье
Онтор - низкое урочище
Оройсу - сердитая вода
Оттук - травянистая
Сарыджаз - начало бурной реки
Сарытор - желтое урочище
Сарычат - желтое устье
Сырт - спина
Талдыбулак - вербная река
Тарагай - лес
Тенгритаг - место, где обитают горные духи
Теректы - тополиная река
Терскей - обращенные от солнца
Тюз - ровное
Тянь-Шань - небесные горы
Хантенгри - повелитель горного духа
Чатыртор - урочище палаток
Чонашу - большой перевал
Чонкурулен - имеющий много осыпей
Чонкызылсу - большая красная река
Чонсай - большая отмель
Чонташ - большой камень
Шаркыратма - водопад, вода, спадающая уступами
Эчкелиташ - козьи камни
Яшилькуль - светлое озеро

4. Вопросы подготовки и обеспечения путешествия

4.1. Подготовка и обеспечение продуктами питания, снаряжением, медикаментами, транспортом

При подборе продуктов к ним предъявлялись следующие требования:

- минимальный вес;
- высокая калорийность;
- разнообразие, хорошие вкусовые качества;
- наличие витаминов;
- быстрота приготовления пищи;
- сохраняемость;
- транспортабельность.

Все эти требования были удовлетворены путем тщательного составления суточного рациона на каждый день похода, подбора продуктов в основном в сублимированном и концентрированном виде. Ряд продуктов был получен в объединении "Колосс".

При подготовке снаряжения учитывались следующие факторы: наибольшая техническая оснащенность, минимальность веса, удобство использования в грудных высокогорных условиях.

Учитывая это, наряду со специальным снаряжением, полученным в центральном прокате, участники группы имели пуховые куртки и пенопластовые коврики, применялись коллективные спальники и титановые крючья. С целью облегчения приготовления пищи использовался автоклав собственного изготовления с термометром и предохранительным клапаном, а также защитная "юбка" к нему из специальной огнестойкой ткани. Для организации бивака применялся тент из легкой ткани в качестве тамбура к палаткам.

Все снаряжение предварительно было проверено, отремонтировано и подогнано.

Групповая аптечка состояла из всех необходимых средств для профилактики и лечения различных заболеваний, перевязочных средств и аптекарских принадлежностей, обеспечивающих оказание первой помощи.

Среди участников сбора, в составе которого работала группа, был профессиональный врач, который помог в приобретении ряда дефицитных медикаментов.

Обеспечение транспортом расценивалось как дело большой важности, определяющее в значительной мере идеологию маршрута и возможность достижения определенных походных целей (учитывая жесткий график путешествия).

Проще всего решалась и решилась задача переброски участников во Фрунзе. По предварительной заявке (совместно с другими группами сбора) были приобретены билеты на самолет Москва-Фрунзе. С некоторыми трудностями, но успешно был решен вопрос отправки продуктов (на весь поход) багажом скорого поезда Москва-Фрунзе с учетом его встречи на месте заранее посланными участниками группы. В дальнейшем продукты были грузовыми машинами доставлены к месту начала маршрута и осуществления забросок.

Доставка участников группы вместе с другими слушателями школы ВТП была осуществлена спецрейсом на комфортабельном "Икарусе" по коллективной заявке от Московских курсов ИПК РТЭО. Автобус доставил участников непосредственно в ущелье Джеты-Огуз в день прилета к во Фрунзе. Тем самым время на подъезды к месту начала маршрута было сокращено до минимума.

4.2. Техническая и физическая подготовка

Техническая подготовка группы проводилась в соответствии с учебным планом для горной школы ВТП.

Всю предпоходную техническую подготовку можно разделить на две части: теоретическую и практическую.

Лекция по тактике, технике, особенностям совершении путешествий в высокогорных районах и т.д. читались опытными туристами, мастерами спорта Гранильщиковым Ю.В., Ким Г.И., Виноградовым В.П., Харченко А.Ф. и др. Одну из лекций прочитал Абалаков В.М.

Практическая подготовка состояла в обучении участников новым приемам горохождения и совершенствовании имеющихся навыков. Для этого проводились снежные, ледовые и скальные занятия в Полушкино, Подольске и Дзержинске, а также непосредственно на сборе в ущельях Джетыогуз и Каракол в запланированные заранее дни близ базовых лагерей.

Физическая подготовка проводилась в зимнее время один раз в неделю в зале или при благоприятных условиях на лыжных трассах, в весенне-летний период - в процессе совершения тренировочных походов по Подмосковью с осуществлением необходимых физических упражнений.

Участие в соревнованиях на лыжах, по туристской технике и ориентированию, а также в кроссах позволяло контролировать ход физической подготовки и при необходимости корректировать его элементы.

Перед выходом в горы был проведен зачет по технической и физической подготовке, соответствующий нормативам горных школ ВТП.

4.3. Подготовка маршрута

Разработка маршрута приводилась совместно с руководителями других групп горной школы ВТП, т.к. маршруты всех спортивных групп школы были тесно увязаны между собой.

Изучению района путешествия и подготовке необходимых материалов в значительной степени помогало nо, что большинство инструкторов школы уже было в районе сбора, а некоторые из них не один раз.

При построении маршрута учитывались следующие факторы:

- ограниченность путешествия по времени (не более 22 дней);

- выбор схемы движения таким образом, чтобы рабочий вес рюкзака на различных участках маршрута не превышал 30 кг;

- возможность и целесообразность проведения разведок

- необходимость организация базовых лагерей и забросок;

- проведение интересного в спортивном и познавательном отношении путешествия.

При подготовке маршрута была выбрана линейно-кольцевая схема движения с промежуточными базовыми лагерями и заброской. Намечены пути эвакуации в случае возникновения аварийной ситуации.

Для подготовки документальных материалов о сложных участках маршрута (фотографии, схемы, рисунки) были использованы отчеты груш, ранее работавших в выбранном районе.

4.4. Обеспечение безопасности на маршруте

Для обеспечения безопасности путешествия максимум усилий было приложено как при подготовке маршрута, гак и непосредственно в походе. Для этого были приняты следующие меры:

- взято и проверено необходимое (как количественно, гак и качественно) горное снаряжение, набор продуктов, медицинская аптечка, ремонтный набор;

- маршрут по сложности соответствовал физической и технической подготовке участников;

- организовано тесное взаимодействие и взаимная подстраховка с группами сбора;

- по прибытии в базовый лагерь №1 проведена установочная беседа о правилах безопасности в горах;

- самочувствие участников регулярно проверялось врачом группы;

- проведена активная акклиматизация на высотах до 3500 м в течение 3 дней;

- переправы на маршруте производились в первой половине дня, место для переправ тщательно разведывалось и выбиралось на участках наибольшего разлива рек, где основное русло разветвляется на ряд протоков, переход через которые представляет значительно меньшие трудности;

- по закрытым ледникам движение производилось в связках;

- камнепадо- и лавиноопасные склоны преодолевались в касках и в наименее опасное время, зависящее от экспозиции склона;

- бивуаки устанавливались в безопасных местах.

Ряд других мер, принятых также с целью безопасности путешествия, описан в других разделах настоящего отчета.

5. Краткий дневник путешествия

28 июля

Группа вместе с остальными участниками сбора горной школы ВТП вылетела самолетом (рейс №615) в г. Фрунзе. По прибытии во Фрунзе все пересели в комфортабельный "Икарус", который был заказан ранее прибывшими сюда участниками сбора. Автобус доставил всех прямо в ущелье Джетыогуз на территорию одноименного курорта. Чуть вше по долине в месте, куда были несколькими днями раньше доставлены на грузовой машине продукты, встали на ночлег.

29 июля

Целью дня было движение вверх по долине р. Джетыогуз как можно дальше с желательным достижением места слияния рек Айланыш и Байтор. Поставленная задача была трудной, т.к. каждому участнику предстояло нести большой начальный вес рюкзака. Но с этой задачей участники справились вполне успешно. К концу дня, используя различную тактику переноса груза (включая "челнок") вышли к прекрасней зеленой поляне, находящейся чуть выше устья р. Арчатор, на возвышении правого берега р. Айланыш среди красивых тянь-шаньских елей - последнего большого участка леса долины. Здесь был устроен первый базовый лагерь (БЛ1).

30 июля

В этот день в соответствии с учебным планом, разработанным и утвержденным в Москве, были проведены практические занятия по технике организаций переправ через горные реки. Объектом была выбрана река Арчатор, находящаяся в непосредственней близости от лагеря. Лишний раз убедились в преимуществах такой близости. Ни вода реки, ни вода из набежавших туч не смогли отрицательно повлиять ни на физическое, ни на моральное состояние участников - рядом зеленая поляна с теплыми палатками, сухой одеждой и горячей едой.

31 июля

Второй день занятий. На этот раз с выходом на ледник Айланыш, т.к. тема занятий: "Техника передвижения по ледовым склонам". Местом проведения занятий был выбран участок ледника в километре от его языка, имеющий вид некрутого ледопада. Это место было выбрано не случайно - оно использовалось для этих же целей и раньше горными школами, в работе которых участвовали некоторые инструктора настоящей школы ВТП. И все еще раз увидели насколько этот участок ледника удобен для проведения ледовых занятий. Наличие склонов различной крутизны и разнообразных трещин при безопасном расположении, несмотря на близость Джетыогузской стены, позволяют проводить здесь полноценные занятия и даже соревнования по ледовой технике. На занятии еще раз было проверено и подогнано специальное туристское снаряжение. (Несколькими днями позже, возвращаясь с первой, кольцевой, части маршрута, мы оказались свидетелями соревнований, проводимых во всесоюзном масштабе альпинистами одного из спортивных обществ как раз в том самом месте, где были организованы наши занятия по ледовой технике).

1 августа

7.00. Подъем. Завтрак. Медицинский осмотр.
9.00. Выход вниз по долине р. Джетыогуз.
11.00. Подход к устью р. Телеты Зап.
12.00. 00ед на левом берегу р. Телега Зап.
13.00. Выход вверх по долине р. Телеты Зап.
19.00. Установка палаток под пер. Димитрова.
21.00. Ужин. Отбой.

2 августа

6.00. Подъем. Завтрак.
7.80. Выход на пер. Димитрова.
9.00. На перевале.
10.00. Спуск по долине р. Телеты Вост.
14.00. Обед у впадения р. Телеты Вост. в р. Каракол.
16.00. Выход вверх по долине р. Онтор.
20.00. Установка палаток на левом берегу р. Каракол у ледника
22.00. Ужин. Отбой.

3 августа

7.00. Подъем. Завтрак.
8.00. Выход на пер. Арчалытор Юж.
14.00. На перевале.
14.30. Спуск по долине р. Арчатор.
22.00. Возвращение в базовый лагерь (БЛ1). Ужин. Отбой.

4 августа

Встреча с остальными группами сбора школы ВТП. Медицинский осмотр. Подготовка к следующей - линейной частя маршрута. Надо отметить, что организация базового лагеря такого типа, какой был на сборе, позволяет упростить решение некоторых, на первый взгляд, простых и вместе с тем неизбежных проблем, влияющих на качество прохождения маршрута. Постоянное присутствие в лагере определенного количества туристов во главе с врачом сбора позволило обеспечить надежное сохранение забросок продуктов литания и снаряжения, оптимальное расположение врача, готового оказать помощь любой группе при возникновении осложнений на маршруте, находясь примерно на равном расстоянии от каждой из них, и решение других задач, возникающих при проведении крупных сборов. А то состояние, которое возникает у туриста, возвращающегося после достаточно напряженного кольцевого маршрута в базовый лагерь, где сразу же по приходу посадят к костру и накормят горячей пищей, трудно передается словами. Но то, что это придает сил и влияет на безопасность прохождения маршрута, - несомненно. К всеобщему удовлетворению в период осуществления этой части маршрута не возникло никаких осложнений и тщательный медицинский осмотр не выявил туристов, состояние которых требовало бы отстранения их от дальнейшего прохождения маршрута. Вечером был проведен конкурс песня под гитару, которая весь маршрут была предметом особого внимания со стороны участников похода.

5 августа

8.00. Подъем. Завтрак.
12.00. Выход в долину р. Байтор.
15.00. Обед у слияния двух истоков р. Байтор.
16.30. Выход вверх к л. Байтор.
20.00. Установка палаток на левобережной морене л. Байтор.
22.00. Ужин. Отбой.

6 августа

6.00. Подъем. Завтрак.
8.00. Выход вверх на л
13.00. Обед на плато под пер. Серебряное Седло.
14.00. Выход вверх к пер. Серебряное Седло.
17.00. Установка палаток на горизонтальной "подушке" под последним перевальным взлетом.
19.00. Ужин. Отбой.

7 августа

7.00. Подъем. Завтрак.
8.00. Выход на пер. Серебряное Седло.
11.30. На перевале.
12.00. Спуск с перевала.
15.00. Обед на л. Бороко Вост.
18.00. Выход вниз № л. Бороко Вост.
21.00. Установка палаток чуть ниже языка л. Бороко Вост.
22.00. Ужин. Отбой.

8 августа

8.00. Подъем. Завтрак.
9.30. Выход вниз по долинам рек Бороко и Сарычат.
14.00. Установка палаток у впадения р. Кичеборду в р. Сарычат. Обед. Встреча с другими группами сбора.
20.00. Ужин. Отбой.

После встречи групп был собран весь состав руководителей и членов выездной МКК, где было решено направить нашу группу через перевал ФКТ, а через перевал Облачный - две другие группы сбора. (Протокол № 1 заседания МКК, председатель Гранильщиков Ю.В.).

9 августа

7.30. Подъем. Завтрак.
9.00. Выход вверх по долине р. Чонборду.
12.30. Обед у языка л. Металлург.
14.00. Выход вверх по л. Металлург.
18.30. Установка палаток под пер. ФКТ.
20.00. Ужин. Отбой.

10 августа

6.30. Подъем. Завтрак.
8.00. Выход на пер. ФКТ.
10.30. На перевале.
11.00. Спуск на л. Караколтор Зап.
14.00. Обед на л. Караколтор Зап.
15.30. Выход вниз по л. Караколтор Зап.
17.30. Установка палаток на р. Караколтор. Встреча с другими группами сбора.
20.00. Ужин. Отбой.

После заседания выездной МКК было решено нашу группу для подстраховки другой группы сбора направить через перевал Бригантина. (Протокол №2 заседания МКК, председатель Гранильщиков Ю.В.)

11 августа

8.00. Подъем. Завтрак.
9.30. Выход на пер. Бригантина.
16.00. На перевале. Обед.
17.00. Спуск на л. Бригантина.
19.00. Установка палаток на верхнем плато под перевалом.
21.00. Ужин. Отбой.

12 августа

8.00. Подъем. Завтрак.
9.30. Выход вниз по л. Бригантина.
12.30. Обед на правом берегу р. Кельтор.
13.30. Выход вниз по долине р. Кельтор.
17.30. Установка палаток у слияния рек Кельтор и Каракол (БЛ2). Встреча с другими участниками сбора
20.00. Ужин. Отбой.

13 августа

Медицинский осмотр. Проведение занятий по технике передвижения на скалах. Местом для занятий был выбран скалодром, используемый альпинистами а/л "Алатоо" для тренировок и представляющий из себя огромную скалу, расположенную в стороне от склона на левей берегу р. Каракол, чуть выше впадения в нее р. Кельтор. После занятия были проведены небольшие соревнования на скорость преодоления отдельных скальных участков. По результатам соревнований участники, занявшие призовые места, были награждены грамотами.

14 августа

9.00. Подъем. Завтрак
11.00. Выход вверх по долине р. Шаркыратма.
14.00. Обед у озера под пер. Черные Камни.
15.00. На перевале.
15.30. Спуск к оз. Алакель.
17.00. Установка палаток на оз. Алакель.
20.00. Ужин. Отбой.

15 августа

9.00. Подъем. Завтрак.
11.00. Выход к л. Такыртор.
14.00. Обед на обзорной точке западнее пер. Алакель.
18.00. Возвращение в лагерь.
20.00. Ужин. Отбой.

16 августа

7.00. Подъем. Завтрак.
9.00 Выход на пер. Алакель.
12.00. На перевале.
13.00. Спуск в долину р. Кельдыке.
16.00. Обед у впадения р. Кельдыке в р. Арашан.
17.00. Выход вниз по долине р. Арашан.
19.00. Установка палаток у лесхоза на р. Арашан."

17 августа

9.00. Подъем. Завтрак.
11.00. Выход к пос. Теплоключенка.
13.00. Обед в Теплоключенке.
17.00. Прибытие в г. Пржевальск.

6. Техническое описание маршрута

6.1. Перевал Димитрова (2А к.тр., 3800 м)

Перевал находится в северном отроге хребта Терскей-Алатау севернее пика Димитрова и соединяет делим рек Джетыогуз (р. Телеты В) и Каракол (р. Телеты З.). Группой пройден с запада на восток.

От места слияния двух истоков р. Телеты З. у последнего коша вверх вдоль правого истока идет тропа по крутому травянистому склону (Ф1). У скальных лбов исток раздваивается. Путь идет вдоль левого ручья и выводит на травянистую террасу с многочисленными плитами сланцев (Ф2). Здесь много мест для палаток. Терраса выводит в цирк пер. Димитрова, дно которого покрыто моренными отложениями (Ф3). Отсюда виден разорванный гребень с несколькими четкими понижениями, левый из которых пер. Димитрова (Ф4). От слияния двух истоков - 3 ходовых часа, перепад высот - 600 м.

Перевальный взлет представляет собой крутой (в верхней части до 40?) осыпной склон. Осыпь сложена преимущественно из сланцевых пород и во многих местах "живая". Проходить ее следует под скалами справа по ходу. Перевальная седловина узкая. Тур тут же на скалах. Ниже, с восточной стороны есть площадка, на которой можно установить палатки (Ф5). Из цирка - около 2 часов ходового времени. Перепад высот - 400 м.

Спуск с перевала проходит по снежно-ледовому склону. Сразу за площадкой - бергшрунд, который преодолевается по снежно-ледовому мостику. Ниже, примерно, через 40 м еще один бергшрунд, местами засыпанный снегом. Склон крутизной до 40? (Ф6). Работа с веревкой до выполаживания (всего около 100 м). На этот участок пути требуется около 1 часа ходового времени.

Далее склон переходит в пологий ледник (Ф7). По леднику можно идти ближе как к левому, так и правому его краю. Пересечь конечную морену и выйти на хорошую тропу, проходящую сначала по левому затем по правому берегу р. Телеты В. (Ф8, 9).

Всего на прохождение перевала от слияния истоков р. Телеты З. до начала тропы, идущей вдоль р. Телеты В., требуется около 7 ходовых часов.

6.2. Перевал Арчалытор Ю. (2Б к.тр., 4200 м)

Перевал находится в северном отроге хребта Терскей-Алатау южнее пика Дюкло и соединяет долины рек Каракол (л. Онтор З.) и Джетыогуз (л. Арчалытор). Группой пройден с востока на запад.

В трех часах пути вверх по хорошей тропе от альплагеря Алатоо, расположенного у слияния рек Онтор и Кельтор, начинается пойменная часть р. Онтор. Здесь река спокойно разливается на множество рукавов. Впереди виден язык л. Каракол. С левого склона (орографически) стекает л. Онтор З. Отсюда по левой береговой морене, на которой еле заметная тропа, можно подняться в цирк л. Онтор З. (Ф2).

Ледник Онтор З. относительно пологий и ровный (ФЗ). Пересекая его нужно выйти на моренные валы, по которым перейти в цирк пер. Арчалытор Ю. Из цирка перевала видны три характерные понижения, правое из которых наиболее удобно для прохождения и является основной седловиной пер. Арчалытор Ю. От подъема к языку л. Онтор З. до перевального взлета около 5 часов пути. Перепад высот - 800 м.

Перевальный взлет представляет собой скально-осыпной кулуар крутизной до 40? (Ф5). Подъем занимает около 2 ходовых часов. Седловина перевала снежная широкая. Можно поставить палатки. Тур - чуть выше на скалах.

Спуск с перевала проходит по правому борту склона вдоль границы льда и осыпи по крупным камням и скальным выходам (Ф6). У конца скал - самый сложный участок - выход на крутой (до 50?) ледовый склон. Ниже по склону - бергшрунд. На скалах, льду и через бергшрунд необходимо организовать перила. От конца скал веревки (40 м) хватает на начало ледового склона и через бергшрунд, который местами забит снегом. За бергшрундом склон выполаживается и переходят в закрытый ледник. От седловины перевала на спуск уходит около 2-х ходовых часов.

Ледник закрытый, много трещин. Движение осуществлять в связках. Направление движения следует держать на гребень отрога, разделяющего цирки южного и северного ледников Арчалытор (Ф7). Ниже ледник переходит в ледопад. Спуск идет по кулуару между скалами и ледопадом. Склон крутой - до 50?. Под скалами склон выполаживается. Далее путь идет по открытому леднику и по морене до р. Арчалытор. Вниз по правому берегу р. Арчалытор идет четкая тропа. На путь от перевального взлета до р. Арчалытор затрачивается около 5 часов.

Всего на прохождение перевала требуется около 14 часов.

6.3. Перевал Серебряное Седло (3А к.тp., 4650 м)

Перевал находится в главном хребте Терскей-Алатау западнее Джетыогузской стены и соединяет долины рек Джетыогуз (л. Байтор) и Сарычат (л. Бороко В.). Группой пройден с севера на юг.

Участок пути от слияния двух истоков р. Байтор до "Байторовских ночевок" проходит по левобережной морене л. Байтор и началу его приподнятой западней ветви (Ф1-Ф4). Путь по левобережной морене не требует особых технических приемов и проходит по травянисто-осыпным склонам крутизной 10-30?. После выхода на ледник и движения по левому (орографически) его краю приходится преодолевать крутые (до 40?) взлеты и открытые трещины. Здесь и дальше используются кошки и веревка. Для прохождения этого участка пути требуется около 5 часов. Перепад высот - от 2900 м до 3700 м.

От "Байторовских ночевок" до первой ступени ледопада идти л следует по центру ледника, ориентируясь на огромный выступ скалы, который обтекается ледником (Ф5). Затем по широкому (до 50 м) и довольно крутому (до 45е) кулуару в обход скального выступа (справа по ходу) преодолевается первая ступень ледопада. Протяженность кулуара около 300 м (Ф6). Работа в связках на кошках.

За первой ступенью ледопада - пологая часть, по которой следует идти влево (на восток) с небольшим набором высоты, затем спуститься на снежное плато ледника и двигаться вдоль левого (орографически) его борта к перевальному взлету (Ф9-Ф11). Под перевальным взлетом - крутой (до 45?) ледово-фирновый склон, рассеченный глубокими трещинами (вторая ступень ледопада). Идти необходимо прижимаясь ближе к правому (по ходу) краю. Работа в связках на кошках. В верхней части этого участка склона имеется почти горизонтальная и относительно широкая площадка "подушка", образованная за счет сильного вертикального смещения нижнего края трещины и образования большого слоя плотного снега (Ф13, 14). Здесь можно организовать ночлег, доставив до 4 палаток. Протяженность этой ступени ледопада около 500 м.

От "подушки" по ледовому склону (45-50?) следует подняться до верхнего бергшрунда (Ф15), где в средней его части - непосредственно под седловиной - наиболее удобно осуществить его преодоление по снежно-ледовому мостику и организовать нижнюю точку крепления перил (Ф16). От "подушки" около 300 м. После бергшрунда крутизна склона увеличивается до 55?. До тура на перевальной седловине, который находится на скалах слева по ходу, от бергшрунда необходимо навесить перила. Всего около 150 м веревки. Целесообразно обрабатывать эту часть склона участникам без рюкзаков. В общей сложности на преодоление пути от языка л. Байтор до седловины перевала требуется около 10 ходовых часов. Набор высоты 1200 м.

Седловина перевала представляет собой снежно-ледовый гребень с красивым карнизом в сторону л. Бороко (Ф17). Мест для палаток нег. У тура на скалах можно собраться нескольким участникам группы.

Спуск с перевала следует начинать ближе к противоположной от тура части седловины, где карниз имеет наименьшую величину (Ф18). Обеспечив необходимую страховку, в карнизе прорубается проход, ведущий, предпочтительно, к выходам скал, расположенным внизу примерно посередине склона. Склон снежно-ледовый крутизной 45-50?. От начала спуска до первого выхода скал ~ 30 м, между выходами скал ~ 20 м, от второго выхода скал до бергшрунда ~ 30 м. На этих участках необходима навеска перил. После бергшрунда склон выполаживается и путь идет до снежному плато (Ф19).

С плато держась правого склона нужно через сильно разорванный склон в лабиринте трещин спуститься на ледник Бороко. Движение осуществлять в связках с предварительной разведкой. Ледник Бороко имеет ярко выраженный долинный вид (Ф20). Постепенно пересекая тело ледника нужно выйти к его левобережной морене, по которой спуститься к озеру, где можно организовать лагерь (Ф21). От места спуска на тело ледника до озера примерно 3 км. Спуск от седловины перевала занимает около 5 часов. Перепад высот ~ 1200 м.

На прохождение перевала требуется около 17 часов работы.

6.4. Перевал Фрунзенского клуба туристов (ФКТ) (2Б* к.тр.,,4500 м)

Перевал находится в южном отроге хребта Терскей-Алатау южнее пика Фестивальный и соединяет долины рек Чонборду (л. Металлург) и Караколтор (л. Караколтор З.). Группой пройден с запада на восток.

Язык ледника Металлург заканчивается крутой (50-70?) ледяной стеной. Слева (по ходу) от языка ледника по границе льда и крупной осыпи можно выйти на правобережную морену. Левая сторона ледника у поворота сильно разорвана (небольшой ледопад). По морене, затем по центру ледника путь проходит до его верховьев, где он поворачивает в северо-восточном направлении. Ледник открытый, трещины обходятся. На всем пути впереди виден красивый пик Слоненок (Ф2). За поворотом в самом углу фирнового плато ледника видна широкая седловина перевала ФКТ (Ф3). Путь по леднику занимает около 4 ходовых часов. Перепад высот ~ 600 м.

Перевальный взлет представляет собой крутой до 45? снежно-ледовый склон. Через весь склон у границы льда и снега (примерно посередине) проходит бергшрунд. Снежная часть склона имеет протяженность около 200 м и крутизну 20-35?. Преодолевать бергшрунд удобнее всего под окончанием скального гребня, спускающегося по северной части седловины перевала. В этой части - от бергшрунда до седловины ~ 60 м. Целесообразно первому участнику без рюкзака обработать путь, закрепив верхний конец перил на скалах перевала. На подъем требуется около 2 часов.

Седловина перевала снежная широкая. Тур находится на скалах в северной части седловины. На перевале можно установить палатки.

С перевала на восток уходит пологое снежное плато, заканчивающееся ледопадом (Ф4). Спуск с перевала возможен тремя путями. Первый - по ледопаду - имеет смысл при хороших погодных условиях, а также состоянии склона и требует наибольшего времени для прохождения. Второй - по кулуару между ледопадом и левобережным скальным гребнем - требует тщательной организации мероприятий по предохранению от падающих в кулуаре камней и кусков льда. Третий - по которому прошла группа - наиболее безопасен и проходит непосредственно по левобережному скальному гребню. С плато нужно идти влево к скалам, ограничивающим ледопад с севера (Ф6). У начала кулуара, образованного на границе ледопада и скал, необходимо уйти влево на широкую скальную полку, пересекающую скальный гребень поперек и выводящую к соседнему рукаву ледника Караколтор З., спускающемуся из под пика Джигит. Полка загромождена крупными камнями и в некоторых случаях требует применения техники свободного лазания. Протяженность полки около 200 м (Ф7). После полки до кулуару на границе льда и скал проходит спуск на ледник. При выходе со скал в кулуар требуется навеска перил из одной веревки в 40 м. В кулуаре крутой лед, который удобно проходить на кошках. На этот участок пути требуется около 3 часов работы. Перепад высот ~ 400 м.

Ледник Караколтор З. огкрытый, довольно пологий (до 20?) и широкий (Ф8, 9). Идти следует сначала посередине ледника, затем ближе к его левому борту с выходом на левобережную морену у языка ледника и спуском к речке, где она разливается на множество рукавов (Ф10). Здесь можно организовать бивуак. На путь по леднику требуется около 2 часов ходового времени. Перепад высот ~ 200 м.

Общее время на прохождение перевала составляет около 11 часов.

6.5. Перевал Бригантина (2Б к.тр., 4400 м)

Перевал находится в главном хребте Терскей-Алатау восточнее пика Альбатрос и соединяет долины рек Караколтор (л. Караколтор В.) и Кельтор (л. Бригантина). Группой пройден с юга на север.

От слияния двух истоков р. Караколтор видна высокая оконечная морена л. Караколтор В., по крупным камням которой можно подняться к языку ледника. Дальше следует подниматься по правому (орографически) борту ущелья откуда хорошо просматривается почти весь ледник (Ф1). Путь по склону выводит в скалистый цирк пер. Бригантина. По небольшому ледничку цирка, покрытому моренными отложениями, необходимо подойти к перевальному взлету, ведущему на седловину, хорошо просматриваемую яз цирка (Ф2). На прохождение участка пути от слияния истоков до перевального взлета уходит около 5 часов ходового времени. Перепад высота ~ 600 м.

Перевальный взлет представляет собой скально-осыпной кулуар.длиной около 300 м и крутизной до 35? со снежной "пробкой" в самой верхней частя (Ф3). Осыпь, местами "живая", требует специальной в таких случаях техники передвижения. На преодоление перевального взлета требуется около 1 часа работы.

Седловина перевала имеет мульду с небольшим озерком (Ф4). На перевале можно установить палатки. Тур находится на западных скалах седловины.

С перевала на север спускается широкая и крутая ледовая "лента", переходящая в ледопад. Слева она ограничена скальным гребешком (Ф6, 7). От седловины к гребешку можно выйти, преодолев небольшой кулуар с помощью перильной страховки (40 м). Дальше по скальному гребешку, пересекая его, спуститься на пологую часть ледника. При движении по скалам возможны различные маршруты, на сложных участках навешиваются перила (до 3-х веревок по 40 м). Здесь на пологой частя (верхнее плато) можно поставить палатки. От начала спуска около 2 часов работы. Перепад высот ~ 200 м.

С верхнего плато, обходя трещины в начале ледопада, следует идти ближе к левому борту и подойти к ледовому лбу, которым оканчивается ледопад (Ф9, 10). Лоб крутой - до 45? и требует организации перильной страховки (1 веревка 40 м) и работы на кошках. Дальше ледник спокойный, пологий. Спускаясь по леднику, необходимо пересечь его и выйти к правому борту, где преодолеть боковую морену, за которой проходит хорошая тропа. На этот участок пути уходит около 3 часов ходового времени. Перепад высот 500 м.

Всего на прохождение перевала требуется около 10 часов.

6.6. Перевал Черные Камни (1Б к.тр., 3700 м)

Перевал находится в северном отроге хребта Терскей-Алатау южнее оз. Алакель и соединяет долины рек Кельтор (р. Шаркыратма) и Кургактор (оз. Алакель). Группой пройден с юго-запада на северо-восток.

От впадения р. Шаркыратма в р. Кельтор путь идет по тропе. Скалы местами подходят вплотную к воде и заставляют переходить речку вброд. Путь по левому берегу приводит к маленькому озерку, у которого можно поставить палатки. От озерка виден перевальный взлет, представляющий из себя скально-осыпной склон, крутизной до 50? (Ф1). Местами подъем требует применения техники свободного лазания. На путь от слияния уходит около 4 часов. Перепад высот ~ 800 м.

Седловина перевала скальная с нагромождением крупных камней (Ф2), среди которых несколько выделяется тур.

Спуск с перевала проходит по крупной осыпи лежащей на крутом местами до 45? склоне. Сначала путь проходит вдоль ручья, стекающего в оз. Алакель, затем по валам старой морены, переходящим постепенно травянистые террасы, ограничивающие озеро с востока. На спуск к озеру уходит около 1 часа. Перепад высот 100 м.

Озеро Алакель расположено на высоте 3600 м и лежит среди гранитных берегов, не позволяющих обойти его вдоль берега у воды. Длина озера около пяти километров, ширина достигает 500 м.

Дальнейший путь может проходить через пер. Алакель, описание которого приводится.

Всего на прохождение перевала от впадения р. Шаркыратма в р. Кельтор до оз. Алакель требуется около 5 часов.

6.7. Перевал Алакель С. (1A к.тр., 3700 м)

Перевал находится в северном отроге хребта Терскей-Алатау южнее пика 40 лет ЛКСМ Киргизия и соединяет долины рек Каракол (оз. Алакель) и Алтын-Арашан (р. Кельдыке). Группой пройден с юго-запада на северо-восток.

К озеру Алакель можно выйти по хорошей тропе, идущей вдоль р. Кургактор (правый приток р. Каракол). Озеро лежит среди гранитных берегов на месте бывшего ложа ледника. Высота около 3000 м. К юго-востоку от озера виден пер. Такыртор с красивым ледником, питающим озеро водой (Ф1). По северному берегу озера у самой воды пути нет. На многих участках в озеро спускаются скальные отвесы. Путь проходит по скальным уступам над озером. Под самой седловиной перевала длинный осыпной склон (осыпь мелкая, "живая").

Подъем на перевал по осыпи очень трудоемок, поэтому образно выходить на седловину левее (по ходу) осыпи по крупным камням и скальным выступам. Путь занимает около 2 часов.

Седловина широкая скально-осыпная. Тур хорошо заметен и находится в центральной части седловины.

Спуск с перевала представляет собой скально-осыпной склон, требующий от участников тактики передвижения, предохраняющей от падения камней на нижнего участника (Ф4). Осыпь переходит в старые моренные валы, по которым можно выйти на правый берег ручья и дальше к слиянию истоков р. Кельдыке. По левому берегу р. Кельдыке идет хорошая тропа. На спуск уходит около 2 часов ходового времени.

Всего на прохождение перевала от оз. Алакель до слияния истоков р. Кельдыке требуется около 4 часов.

7. Литература


1. Рукавишников Б.И. Озеро Иссык-Куль и хребет Терскей-Алатау. Физкультура и спорт. 1970.
2. Третьяк И.И. Туристские маршрута в горах Терскей-Алатау. Мектеп. 1981.
3. Отчеты из библиотеки Московского городского туристского клуба.

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам

Комментарии и дополнения
 Булынин Юра, 20.09.2008
Ищу однокурсника КГТ Борисюк Анатолия может это он так как в вашем отчете нет общей фотографии вашей группы.
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.

Фотографии

1.1. Устьевая ступень правого истока р. Телеты Зап.

1.2. Вид на вход в цирк пер. Димитрова

1.3. Вид на гребень восточнее перевала Димитрова

1.4. Вид на перевал Димитрова с юга

1.5. Группа на перевале Димитрова

1.6. Вид на перевал Димитрова с севера

1.7. Вид на перевал Димитрова с севера

1.8. Вид на начало правого истока р. Телеты Вост.

1.9. Вид на северный цирк перевала Димитрова

2.1. Ночевка в долине р. Онтор перед подъемом на лед. Онтор Зап.

2.2. Вид на пик Слоненок с подъема на лед. Онтор Зап.

2.3. Вид на ледник Онтор Зап.

2.4. Вид сторону цирка пер. Арчалытор Юж. с лед. Онтор Зап.

2.5. Вид на пер. Арчалытор Юж. с востока

2.6. Вид на пер. Арчалытор Юж. с запада

2.7. Вид на лед. Арчалытор с пер. Арчалытор Юж.

3.1. Вид на ледник Байтор

3.2. Ночевка на левом берегу лед. Байтор

3.3. Вид на пер. Серебряное Седло с левого берега лед. Байтор\

3.4. Обход открытых трещин на лед. Байтор

3.5. Вид на пер. Серебряное Седло с лед. Байтор

3.6. Выход на восточную ветвь лед. Байтор в обход ледопада

3.7. Подъем на восточную ветвь лед. Байтор

3.8. Вид на ледопад у скального выхода на лед. Байтор

3.9. Путь по восточной ветви лед. Байтор

3.10. Вид вниз в ущелье р. Байтор

3.11. Вид на пер. Байтор

3.12. Вид на верховья восточной ветви лед. Байтор

3.13. Ночевка на "подушке" под пер. Серебряное Седло

3.14. Закат с места ночевки на "подушке"

3.15. Бергшрунд под перевальным взлетом

3.16. Участок бергшрунда, откуда были организованы перила

3.17. На перевале Серебряное Седло

3.18. Спуск с пер. Серебряное Седло на лед. Бороко

3.19. Вид на пер. Серебряное Седло с юга

3.20. Вид на верховья лед. Бороко Вост.

3.21. Вид на язык лед. Бороко Вост.

3.22. Вид на язык лед. Бороко Зап.

4.1. Вид на язык ледника Металлург

4.2. Вид на пик Слоненок с лед. Металлург

4.3. Вид на пер. ФКТ с лед. Металлург

4.4. На пер. ФКТ

4.5. Вид с пер. ФКТ на лед. Караколтор Зап.

4.6. Начальный участок склона при спуске с пер. ФКТ на восток

4.7. Вид на пер. ФКТ с лед. Караколтор Зап.

4.8. Вид с Караколтор Зап. вниз в долину р. Караколтор

4.9. Вид с лед. Караколтор Зап. вверх на запад

4.10. Вид на язык лед. Караколтор Зап.

5.1. Вид на лед. Караколтор Вост.

5.2. Вид на пер. Бригантина с юга

5.3. Последний участок подъема на пер. Бригантина с юга

5.4. На перевале Бригантина

5.5. Участок спуска с пер. Бригантина на север

5.6. Вид на пер. Бригантина с севера

5.7. Вид на пер. Бригантина с лед. Бригантина

5.8. Участок лед. Бригантина

5.9. Вид с лед. Бригантина вниз в долину р. Кельтор

5.10. Вид на последний крутой участок спуска с пер. Бригантина на север

6.1. Озеро на подъеме к пер. Черные Камни с запада

6.2. Перевал Черный Камни

6.3. Вид на пер. Черные Камни с оз. Алакель

6.4. Озеро Алакель

7.1. Вид на лед. Такыртор с подъема на пер. Алакель

7.3. Вид с обзорной точки пер. Алакель на юг

7.4. Вид на пер. Алакель с востока




© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100