Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS

 

 

Доклад Командующему Закфронта ген. Армии т. Тюленеву о совершении спортивно-альпинистского траверса пяти труднейших вершин Западного Кавказа "массива ДЖУГУТУРЛЮЧАТ"

(Отчёт № 85а библиотеки Московского городского центрального туристского клуба)

Доклад Командующему Закфронта ген. Армии т. Тюленеву

25.10.44

Тбилиси

(Копия)

Согласно приказа Войскам Закавказского фронта за № 0202 от 9.8.1944 года, в период с 26 сентября по 19 октября сего года, группа офицеров - преподавателей Школы Военного Альпинизма и Горно-Лыжного Дела Закфронта, за 12 ходовых суток, совершила спортивно-альпинистский траверс пяти труднейших вершин Западного Кавказа "массива ДЖУГУТУРЛЮЧАТ" по маршруту, утверждённому Военным Советом Закфронта и разрешённому Генеральным Штабом Красной Армии.

Состав основной группы:

1. Начальник группы лейтенант АНУФРИКОВ Михаил Иванович, преподаватель альпинизма Школы Военного Альпинизма и Горно-Лыжного Дела.

2. Старший лейтенант а/с АБАЛАКОВ Евгений Михайлович, заслуженный мастер спорта СССР, руководитель альпинизма Школы Военного Альпинизма и Горно-Лыжного Дела.

3. Старший техник-лейтенант КОЛОМЕНСКИЙ Валентин Михайлович, преподаватель альпинизма Школы Военного Альпинизма и Горно-Лыжного Дела.

Состав вспомогательной группы наблюдения и связи:

1. Старший сержант ВАВАКИШВИЛИ, командир отделения учебного батальона Школы Военного Альпинизма и Горно-Лыжного Дела.

2. Старший сержант КОРЕНТЛИШВИЛИ, командир отделения учебного батальона Школы Военного Альпинизма и Горно-Лыжного Дела.

1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАССИВА ДЖУГУТУРЛЮЧАТ

Массив ДЖУГУТУРЛЮЧАТ расположен в Западном Кавказе, в районе Домбайской Поляны Клухорского района Грузинской ССР. Он представляет из себя стену подковообразной формы, с пятью возвышающимися над ней вершинами средней высотой порядка 4000 метров над уровнем моря. Концы подковы обращены на запад и венчаются вершинами - северный конец - ЗАПАДНОЙ вершиной, южный - ГЛАВНОЙ. На восточной выпуклой части подковы расположена средняя вершина - ПИК МИТНИКОВА. На север от ПИКА МИТНИКОВА высится ВОСТОЧНАЯ, а на юг - УЗЛОВАЯ вершины. Из этих 5 вершин только две - УЗЛОВАЯ и ГЛАВНАЯ находятся в Главном Кавказском хребте. Три остальные расположены в боковом отроге.

Массив имеют значительное оледенение. Внутри подковы находится большой Западный ледник. Кроме него, на соответствующих названиям направлениях от массива расположены ледники: Северный, Восточный и Южный, изрезанные большим количеством трещин.

Вершины и гребень, соединяющий их, представляют собой нагромождение скалистых выступов и зубьев, сложенных из весьма разрушенных горных пород. Зубья гребня ("Жандармы" по альпинистской терминологии) достигающие 50-100 метровой высоты, наклонены в одну из сторон, или имеют отвесные стены. Некоторые из них остры и тонки и напоминают лезвие ножа. Чаще всего обходы "Жандармов" по их склонам невозможны. Сам гребень очень тонкий и острый, из-за разрушенности образующих его пород, местами имеет вид каменного кружева. Склоны гребня очень круты, часто отвесны, или даже имеют отрицательный угол и поднимаются над ледником до километра.

Вершины имеют различные очертания. ЗАПАДНАЯ представляет собой возвышение гребня, увенчанное тремя большими, рядом стоящими, "Жандармами". Больший из них и является вершиной. ВОСТОЧНАЯ, стоящая на стыке трёх гребней, имеет вид острого скалистого пика, с зубчатыми ребрами. ПИК МИТНИКОВА представляет из себя огромную башню тёмного, почти чёрного, цвета с красным куполом, большим по размеру, чем сама башня. Первое впечатление, что это некое колоссальное подобие гриба, или головы, что оправдывает второе название этой вершины - Красная голова. Только с севера купол башни имеет не нависающую, а просто отвесную часть, к которой круто поднимается зубчатый гребень. Этот участок считался единственно возможным для подъема на вершину. УЗЛОВАЯ - спускается на север очень крутым, местами отвесным, склоном - скальной стеной, огибающей вершину на запад и восток. На юг с вершины идёт длинный, изрезанный скальный гребень с двумя небольшими промежуточными вершинами, понижающейся в сторону последней вершины. ГЛАВНАЯ - имеет очень массивный вид остроконечной вершины с зазубренными, местами отвесными гребнями и с ледяным северным склоном, круто обрывающимся на Западный ледник. Основание этой ледяной стены над ледником пересечено огромной горизонтальной, извилистой трещиной ("Бергшрундом"), доходящей до нескольких десятков метров ширины.

Три первых вершины соединены гребнем, не имеющим больших понижений. В обе стороны от УЗЛОВОЙ гребень имеет значительные перепады, достигающие 300 и более метров по вертикали.

На каждой из вершин массива, имеющих 3-ю категорию трудности, в разное время побывали люди. Был даже проделан траверс (переход за одно восхождение, без спуска в долину) двух соседних вершин - ЗАПАДНОЙ и ВОСТОЧНОЙ, оцененный в 4-ю категорию трудности. Возник вопрос о возможности траверса всех пяти вершин массива, категория трудности которого должна быть не ниже пятой, т.е. наивысшей, по существующей альпинистской классификации, что соответствует рекордным спортивным достижениям международного класса.

До настоящего времени массив оставался непройденным ни советскими, ни иностранными альпинистами. Полный траверс массива считался невозможным из-за непроходимости участка от вершины ПИКА МИТНИКОВА до подножья УЗЛОВОЙ, т.е. спуска с нависающего купола ПИКА МИТНИКОВА и прохождения по зубчатому гребню, носящему название "ПИЛА".

Соревнование альпинистов различных стран шло в направлении восхождений на непобежденные высочайшие, или труднейшие вершины, или на совершение траверса ряда соседних вершин, что по длительности и трудности является особенно тяжелым.

В 1941 году Комитетом по Делам Физкультуры и Спорта при СНК СССР, полный траверс Джугутурлючат был официально признан рекордным.

Совершение траверса массива Джугутурлючат альпинистами Закфронта должно было показать организацию, техническое спортивное мастерство, физические и волевые качества альпинистских кадров Закфронта и доказать, что в горах нет непроходимых мест даже на самых трудных участках.

II. ПОДГОТОВКА К ТРАВЕРСУ

Ещё в 1939 году одним из участников группы, лейтенантом АНУФРИКОВЫМ, было решено совершить траверс Джугутурлючат. Намеченное на 1940 год восхождение не состоялось и было перенесено на 1941 год. К этому времени была полностью закончена разработка маршрута на основании опроса восходивших на отдельные вершины, их описаний (рисунки, схемы, фотографии) и личной рекогносцировки на местности. Восхождению помешала война. В 1942 году снова представилась возможность совершить намеченный траверс, но по ряду причин и на этот раз восхождение не совершилось.

В 1944 году подготовка группы к траверсу началась с зимы и состояла в следующем:

1. Был восстановлен весь материал по маршруту.

2. Была проведена физическая и специальная подготовка группы к преодолению скального и снежно-ледового рельефа с тяжелыми рюкзаками в условиях любой погоды, путём многочисленных восхождений, тренировок на скальных и ледовых участках, быстрых маршей с грузами на лыжах и пешком.

3. Подготовка снаряжения и обмундирования.

Снаряжение и обмундирование должно быть прочным, легким, портативным и удобным в употреблении. Было подобрано следующее снаряжение для основной группы:

  1. Ледорубы - 3 шт.
  2. Кошки 10-зубые - 3 пары
  3. Очки защитные желто-зеленые - 4 пары
  4. Палатка 3-х-местная, двухскатная типа "ГИМАЛАЙКА" из прорезиненного газгольдерного шелкового перкаля - 1шт.
  5. Мешки спальные - 1 ватный большого размера на двоих и один специальный пуховой индивидуальный мешок, комбинированный с пуховой курткой, конструкции АБАЛАКОВА (около 2-х кгр. весом).
  6. Веревка из сизальской пеньки, бывшая в употреблении, диам. 14 м/м, длиной 30 метр. - одна. Прочность была проверена подвеской груза.
  7. Репшнур хлопчатобумажный, 8 м/м - 30 м. - один. Кроме того, было взято 20 м. репшнура для расходования на маршруте.
  8. Крюки скальные - 15 штук.
  9. Крюки ледовые - 4 штуки.
  10. Карабины (разъёмные, кольца для соединения верёвки с крюком) - 10 шт.
  11. Молотки скальные, для забивки и выколачивания крючьев - 2 шт.
  12. Рюкзаки альпинистские большие - 3 шт.
  13. Плащ-палатки - 2 штуки и один плащ из прорезиненного тонкого шелкового перкаля, весом около 300 гр.
  14. Кухня для сухого спирта "МЕТА", с добавочной кастрюлей емкостью в 4 литра и 4 кг. сухого спирта - пасты, а также спички.
  15. Медикаменты и перевязочные средства.

Было отобрано следующее обмундирование:

  1. Куртки американские лыжные суконные.
  2. Брюки п/шерстяные из альпинистского костюма.
  3. Ботинки американские лыжные, подбитые шипами - "трикони".
  4. Пилотки суконные.
  5. Шлемы шерстяные.
  6. Штормовые костюмы из тонкого импрегнированного брезента.
  7. Рукавицы шерстяные 3 пары.
  8. Рукавицы меховые 2 пары и одна пара пуховых стеганых рукавиц.
  9. Рукавицы брезентовые 3 пары. Одна пара брезентовых рукавиц, в опытных целях, была пропитана жиром (акмуничной смазкой) для водонепроницаемости.
  10. Рукавицы кожаные 1 пара.
  11. Белье теплое фланелевое 2 пары и белье шерстяное 1 пара.
  12. Трусы.
  13. Майки.
  14. Носки нитяные по 2 пары.
  15. Носки шерстяные по 4 пары.
  16. Портянки шерстяные по 1 паре.
  17. Стельки войлочные по 1 паре.
  18. Куртка меховая на одного, два шерстяных свитера на другого и упомянутая выше стеганая куртка от спального мешка на третьего.
  19. Предметы личной гигиены: мыло, полотенца, носовые платки.
  20. Обмотки 3 пары.

Светосигнальные средства и оружие:

  1. Сигнальный пистолет (ракетница) 1шт.
  2. Сигнальные патроны (ракеты) 65 шт. 3-х цветов.
  3. Пистолеты ТТ - на каждого.
  4. Патроны ТТ - 150 шт.
  5. Фонарь электрический с запасом батарей.

Средства ориентировки - карты, схемы, компасы, альтиметр, карандаши, бумага, резинка.

4. Подготовка питания.

Из продуктов входящих в 9-ю норму, на период траверса были выделены следующие:

Наименование / На человека / На 3 человека в день на 14 дн.

  1. Хлеб черный / 500 гр. / 21000 гр.
  2. Крупа рисовая / 100 / 4200
  3. Крупа "Геркулес" / 50 / 2100
  4. Масло сливочное / 60 / 2400
  5. Жиры растительные (кокосовое масло) / 20 / 800
  6. Консервы рыбные / 100 / 4200
  7. Консервы мясные / 120 / 5000
  8. Консервы фруктовые / 80 / 3500
  9. Сухофрукты / 30 / 1200
  10. Сахар / 80 / 3500
  11. Сгущенное молоко / 100 / 4200
  12. Витаминизированный сахарный сироп / 30 / 1200
  13. Соль / 20 / 800

Итого / 1300 / 53900

Недостающее количество жиров было необходимо пополнить на месте за счёт рынка. Наиболее подходящим для этого было свиное сало (бэкон, корейка, тушонка и пр.). Это было особенно необходимо для осеннего восхождения, когда в высокогорьи начинается настоящая зима со снегом, метелями и морозом.

5. Было решено обеспечить траверс вспомогательной группой, на обязанности которой возложить:

a) помощь по транспортировке грузов;

б) наблюдение с удобного наблюдательного пункта за продвижением основной группы;

в) прием сигналов и ответ на них;

г) оказание помощи основной группе на траверсе, в случае необходимости.

Для обеспечения связи, вспомогательная группа была снабжена сигнальными средствами и условным кодом.

III. ЗАБРОСКА ПРОДУКТОВ И СНАРЯЖЕНИЯ НА ПРОМЕЖУТОЧНУЮ ТОЧКУ МАРШРУТА

Длина маршрута и трудности его преодоления требовали по предварительным расчётам не менее десяти дней, при условии хорошей погоды. Ухудшение погоды могло замедлить, или даже совсем прекратить движение по гребню. Учтя возможность плохой погоды, весьма вероятной в горах в октябре, было решено взять на траверс 16-суточный запас продовольствия, из расчета 10-ти дневного пути и шести запасных дней на непогоду.

Так как преодоление трудных участков с рюкзаком, имеющим вес (включая 14-дневный запас продовольствия) 30-35 килограмм, невозможно, мы были вынуждены половину продуктов забросить на средину пути, облегчив вес рюкзаков на маршруте. Кроме продовольствия, была отделена половина горючего и часть расходуемого спецснаряжения.

Выход на заброску продуктов использовался также для решения других важных задач, как-то:

1. Предварительный общий осмотр всего массива с новой точки.

2. Близкое ознакомление с наиболее трудным и наименее изученным участком - ПИКОМ МИТНИКОВА, который находился как раз на середине маршрута.

3. Акклиматизация участников, особенно вспомогательной группы.

4. Ознакомление вспомогательной группы с районом её действия.

5. Окончательный выбор места для установки поста наблюдения.

Пунктом заброски была выбрана седловина между вершинами УЗЛОВОЙ и ПИКОМ МИТНИКОВА. Это был один из наиболее низких участков гребня, находящийся сейчас же после наиболее сложного участка пути, - спуска с нависающего купола ПИКА МИТНИКОВА. Маршрут заброски был выбран через Птышское ущелье и ледник Восточный Джугутурлючат, т.е. места наименее изученные.

В 7-00 2-го октября обе группы, в количестве 5 человек, вышли из Домбая в район Птышского перевала. Подойдя без особых трудов к Восточному леднику, группа, для подъема по крутому языку ледника, должна была одеть кошки и вырубить не менее 65 ступеней. Дальнейшее движение по леднику, изрезанному большим количеством широких трещин, требовало умелого выбора пути в лабиринте ледяных нагромождений и тщательной беспрерывной страховки друг друга с помощью веревки. Ночь застала на ледопаде. Для ночлега было использовано единственное возможное в условиях сильного ветра место, засыпанное ледяными глыбами, дно огромной ледяной трещины. Для приготовления пищи с помощью спиртовой кухни пришлось вырубить в ледяной стене глубокую нишу и завесить от ветра плащпалаткой. На расчищенную от ледяных осколков площадку поставили трёхместную палатку. Палатка была поставлена на ледорубах, растяжки палатки были закреплены на кошках, втоптанных в снег. На дно палатки, в целях утепления, были положены верёвки, репшнуры, пустые рюкзаки и прочие мягкие вещи.

Спали впятером в 3-местной палатке, по двое в каждом их двухспальных мешков. В середине между обоими мешками находился пятый, использовавший для ночлега плащпалатки товарищей. Результатом такого рационального использования снаряжения был хороший отдых, так как ночлег был очень тёплым, несмотря на весьма холодную ночь.

Морозным утром 3 октября в 7-00 двинулись дальше. Через полтора часа пути по ледопаду, когда солнце смягчило колючий мороз и люди согрелись от тяжелого пути, был устроен холодный завтрак. Отсюда путь группы шел скальным гребнем ПИКА МИТНИКОВА, выводившим к точке заброски.

Как оказалось, место для заброски было выбрано очень удачно. С гребня открывался прекрасный обзор почти всего подковообразного массива Джугутурлючат.

Был намечен примерный маршрут спуска с нависающего купола ПИКА МИТНИКОВА и выбран путь для подъёма на Узловую. Окончательно была выбрана точка для нахождения поста наблюдения - скала, выступающая в нижнем конце верхнего плато Западного ледника.

Принесённый груз был сложен в небольшое углубление под нависающим камнем и прикрыт камнями от таяния снега и от птиц.

Спуск проходил по пути подъема: на леднике оказались в сумерках. До места бивуака было более 2-х часов весьма трудного пути. Отыскивать путь в глубокой темноте было крайне трудно. Шли придерживаясь утреннего пути. Вдруг шедший впереди лейтенант АНУФРИКОВ провалился под снег, закрывавший одну из трещин. Мгновение, и страховавший АНУФРИКОВА ст. лейтенант а/с АБАЛАКОВ натянул веревку и прекратил дальнейшее падение. Подоспевшая вторая связка помогла извлечь провалившегося из трещины. Снежный мост над трещиной преодолели со страховкой поочередно, переползая по опасному мосту в полной темноте. Этот случай, происшедший на уже пройденном утром пути на практике подтвердил одно из правил альпинизма, - не ходить без страховки по засыпанному снегом леднику, если даже он пройден до этого другими. Сто человек могут пройти благополучно, а сто первого мост может не выдержать.

Дойдя до места бивуака, группа переночевала и в 8-00 4-го октября, после горячего завтрака, вышла в дальнейший путь.

В 16-00 4-го октября возвратились в Домбайскую Поляну.

IV. ПРОВЕДЕНИЕ ТРАВЕРСА

5.10.1944 года в 14.30 группа в полном снаряжении, с рюкзаками весом до 25 килограмм, в составе 5 человек, вышла из Домбайской поляны на траверс массива Джугутурлючат.

Задачей этого дня был подъём по ущельям до языка Аманаузского ледника. Маршрут проходил по ущелью реки Аманауз по крутым склонам, до 40о заросшим густым хвойным и лиственным лесом, сильно засоренным буреломом. По пути необходимо четыре раза переправиться через реку Аманауз. Мосты отсутствуют. Характер течения реки бурный, берег обрывист. В средней части маршрута река входит в каньон. При переправе в нижней части реки, группа использовала стволы тонких деревьев, упавших через реку, опираясь для сохранения равновесия на длинные шесты со стороны течения, а в верхней части реки, где она уже и имеет много выступающих из воды камней, перепрыгиванием с камня на камень, со страховкой при помощи натянутой веревки. Темп движения группы медленный в силу большой нагрузки и значительной крутизны подъёма, но равномерный. Привалы через час на 20 минут.

Маршрут общим протяжением в 4 километра с подъемом на 500 метров, группа прошла за 3 часа. Ночлег был организован у верхней линии леса (карликовая береза), на высоте 2100 м. Час времени потратили на выравнивание площадки для установки палатки, так как здесь почти не было ровных мест, не засоренных камнями и по мере подъема вверх, их становилось все меньше. Такое внимание изготовлению хорошей площадки для ночлега требовалось потому, что отдых во время сложного маршрута в горах имеет большое значение для сохранения сил и работа по созданию возможно лучших условий ночлега окупается полностью.

Для изготовления пищи последний раз были использованы дрова.

6.10.44 г. Второй день характеризовался изменением условий пути - начался альпинизм.

Маршрут шел к Аманаузскому леднику, по обложенным ледником скалам (бараньим лбам), затем по серединной морене около 2 километров вверх. На этом кончалась наиболее отлогая часть пути. Далее по крутому травянистому склону, перемежающимися сыпучими скалами по направлению к нижней части западного гребня ЗАПАДНОЙ вершины Джугутурлючат и по нему к указанной вершине. Характерной особенностью маршрута 2-го дня пути являлась необходимость преодоления большой высоты до 1500 метров по вертикали и ряда технических трудностей в зоне вечных снегов и ледников.

Практика альпинизма установила полную возможность передвижения в зоне несложного рельефа ночью, с целью экономии времени для более трудной части пути.

Группа свернула лагерь и вышли в 4 час. 30 мин., используя свет от ущербного месяца. Для того, чтобы не сбиться с пути среди нагромождений обглаженных скал, путь был с вечера. Кроме того, были замечены крупные камни с яркой окраской и большие расщелины, которые явились ориентирами, ибо начиная с этих высот, тропы уже отсутствовали. Темп движения стал ещё медленней, так как путь приходилось выбирать с большой осмотрительностью, а местами преодолевать гладкие камни с помощью верёвки, или делать глубокие обходы. К рассвету удалось подняться на 300 метров вверх и вступить в нижнюю часть ледника. Впереди шли двое более сильных товарищей на дистанции видимости или хорошей слышимости голоса, выбирали путь и направляли по нему остальную группу.

Погода портилась. Сверху по леднику двигались облака и закрывали вершины. Ориентироваться стало труднее. Чтобы не сбиться с пути, заранее взяли азимуты на характерные точки маршрута и проверяли правильность направления по участкам склонов, гребня и вершинам, показывающимся среди облаков. Камни морены не прочно лежат на льду, ступать нужно осторожно, чтобы не подвернуть ногу. 2 километра по леднику группа прошла за полтора часа.

Дальнейшие пути основной и вспомогательной групп расходились. Выполняя свою задачу, сержанты должны были подняться на намеченные скалы верхней части ледника Западный Джугутурлючат, для наблюдения за траверсом основной группы, но в целях помощи основной группе, сержанты Вабикашвили и Корентлишвили взяли часть её груза, сложив свой на леднике.

Начался подъём по крутым склонам из сыпучей породы древних морен. Чтобы не поранить обрушенным камнем товарищей, группа рассредоточилась и начала подъём по параллельным маршрутам. Темп на крутом травянистом склоне скал стал совсем медленным. Установлено ровное дыхание. Отдых через полчаса. В тумане хорошим ориентиром для выхода на Западный гребень явилась лощина из обглаженных скал. Травянистый покров кончился на высоте 3000 метров.

Выше 3000 метр. в октябре вода не встречается. Из последнего на маршруте ручья напились и наполнили фляги.

Путь по лощине был виден до верха и по характеру скал не представлял большой опасности от камнепадов.

В целях безопасности, группа поднималась рассредоточено, или сомкнутая колонной, чтобы сброшенный камень не успел развить скорость. С первого выступа на гребне сразу же был намечен путь к вершине по всем видимым участкам. Отсюда началось уже не хождение, а непрерывное лазание по скалам и, чем выше, тем сложнее.

Сержанты выполнили свою задачу и были направлены вниз.

Для обеспечения страховки в случае падения, группа связалась верёвкой и распределила функции каждого в связке. Первым должен был подниматься ст. лейтенант а/с АБАЛАКОВ. В случае срыва его, падение было бы наибольшим. Поэтому на среднего в связке, cт. техника-лейтенанта КОЛОМЕНСКОГО ложилась ответственная задача организовать страховку так, чтобы выдержать самый сильный рывок, в случае падения первого. Последнего, лейтенанта АНУФРИКОВА, при подъеме можно было подтянуть и поддержать на веревке, как и второго, но на спуске он оказывался в таком же трудном положении, как при подъеме первый. Поэтому он также должен был отлично лазать. Темп движения ещё более замедлился, так как двигаться мог, в большинстве случаев, попеременно лишь один человек. Двое других страховали его, прочно закрепившись на скалах. Чем выше, тем круче становились выступы скалистого гребня, обрывающегося на 800-1000 метров отвесными стенами к леднику.

Во вторую половину дня началась горная снежная буря. Группа не прекратила движения, но двигалась медленно: за 10 ходовых часов преодолели высоту в 1400-1500 м.

Место ночлега необходимо находить не позже 17-ти часов, ибо, в противоположном случае, можно заночевать на остром гребне, в самом неудобном положении.

В 16 часов группа обнаружила маленькую наклонную площадку. Для установления горной палатки, необходима площадь не менее 1.5 метра на 2.5. Как правило, на устройство таковой и установку палатки уходило 1.5-2 часа уже в полной темноте. Чтобы не упасть во время работы, альпинисты привязывались веревкой к склонам. Горячую пищу группа готовила только вечером в палатке. За полтора часа удавалось растопить в кухне "МЕТА" снег и сварить кашу. На кипячение чая времени не хватало, приходилось довольствоваться холодной водой. В целях экономии времени, утром установлена была холодная, но калорийная пища и в значительном количестве, так как днём принимать пищу не удавалось по причине непрерывной напряженной работы. В случае крайней необходимости, при потере сил, на ходу подкреплялись сахаром.

7.10. Температура к утру 10о, порывистый ветер, облачно. Характер маршрута усложнился. Гребень круто поднимался вверх, расчленившись на высокие и острые скалистые зубья - "жандармы", высотой от 10 до 50 метров. Характер породы непрочный, под нажимом обрываются целые глыбы, образуя громадные камнепады. Увеличилась нагрузка на организм, в связи с большой высотой. Недостаток кислорода начал чувствоваться на 3000-3500 метров.

Северные стены скалистого гребня покрыты снегом и льдом.

Как правило, группа к рассвету кончала холодный завтрак, лежа в спальных мешках. За ночь просыхали в спальных мешках носки, шерстяные портянки и варежки. Подмерзлую кожу ботинок приходилось разогревать и разминать. Одеваться, укладывать рюкзаки нужно было быстро, чтобы не замерзнуть. Все же сборы занимали в такой суровой обстановке не менее часа.

Альпинисты использовали для подъемов, главным образом, южные стены, свободные от обледенения, даже в том случае, если они были круче северных. День прошел в напряженной работе при неослабном внимании как лазающих, так и страхующих. Количество скалистых пиков и стен оказалось настолько велико, что за целый день (10 ходовых часов) все же не удалось подняться до вершины. Для организации ночлега, группа спустилась с гребня по южной стене при помощи веревки на 30 метров. Спуск оказался настолько сложным, что рюкзаки пришлось спускать отдельно.

Ежедневно в 7.00 и 19.00, при наличии видимости, устанавливали связь со вспомогательной группой при помощи ракет, а во время тумана - выстрелами из пистолета. Несмотря на расстояние в 2-4 килом., во всех случаях удалось хорошо связываться.

8.10. Всю ночь и утро продолжалась снежная буря. Характер маршрута не изменился, но отдельные участки скал стали особенно круты, а количество уступов и расщелин очень ограничено. Туман закрыл вершины и ориентировка затруднилась. Несколько раз в течение дня первому в связке приходилось преодолевать особенно трудные стены без рюкзака и затем сверху подтягивать его на веревке. Во время движения, для организации страховки, постоянно забивались крючья в трещины скал.

В 16.00 группа достигла ЗАПАДНОЙ вершины Джугутурлючата, затратив на подъем три с половиной дня.

На вершине в железной банке была найдена записка прежних восходителей, но бумага настолько истлела, что прочесть ее не удалось.

Ночлег организовали на расширенной части вершинного гребня, сделав на нем площадку. Размеры площадки были столь ограничены, что растянуть палатку удалось лишь при помощи камней, висящих над пропастью на растяжках.

9.10. Достигнув первой на своем пути вершины, группа набрала основную высоту и на дальнейшем траверсе разница высот между седловинами и вершинами не превышала 400 метров. На участке от Западной до ВОСТОЧНОЙ вершин Джугутурлючата сложность маршрута по прежнему была велика. Гребень, по которому шел путь, был сильно заострен и скаты иногда так круты, что передвигаться даже сидя на нем верхом не представлялось возможным. На многих участках он был сложен из разрушенной породы ажурной формы и, при расчистке, разрушался на несколько метров вызывая камнепады. Многочисленные "жандармы" приобрели форму острых башен, иногда с расширенной верхней частью. Такие "жандармы" перелезать не удавалось и приходилось облезать под нависающими скалами. Несмотря на всю трудность маршрута, группа двигалась быстрее благодаря тому, что страховку во многих случаях возможно было организовать не прекращая движения на ходу, прокладывая веревку то с одной, то с другой стороны скальных выступов.

В полдень на растянутой палатке, при помощи солнечных лучей, растопили снег, утолили жажду и наполнили фляги. Просушили сильно отсыревшие вещи.

В 16ч. 10м. группа поднялась на 2-ую вершину ВОСТОЧНЫЙ Джугутурлючат. На скалах под снегом обнаружили записку группы альпинистов СТРЕКАЛОВА и ИЛЬИНА, без даты восхождения. Площадку для ночлега оборудовали на гребне северного отрога вершины. В качестве строительного материала использовали большое количество тонких сланцевых плит, при помощи которых расширили и выравнили площадку. На преодоление гребня между ЗАПАДНОЙ и ВОСТОЧНОЙ вершинами, протяжением около 800 метров, затратили 8 часов.

10.10. От ВОСТОЧНОЙ вершины до пика МИТНИКОВА гребень имел такую же остроту, но шел без дальнейшего понижения. "Жандармы" приняли форму узких кинжалов, наклоненных на юг. Наиболее острые из них перелезть оказалось невозможным и пришлось обходить по северным стенам. Северные склоны были засыпаны свежим снегом. Рыхлый морозный снег осыпался и не создавал опоры. Приходилось расчищать его до скал, срубать ледорубом лёд и находить выступы и захваты. Стыли руки в теплых варежках и замерзали ноги. Темп движения снова замедлился. Преодолев гладкие крутые скалы, в 12 час. 30 мин. Группа достигла 3-й вершины - ПИК МИТНИКОВА. На этой вершине под снегом была обнаружена записка альпинистов лагеря ЦДКА - СОРКИНА и ГРИЦАЙ, датированная 26 июля 1940г.

На предстоящем спуске в сторону следующей вершины - УЗЛОВОЙ, скалы нависают над стеной в 300 метров. До нас ещё никто не смог спуститься в эту сторону. Предстояло тщательно изучить возможность спуска и выбрать наиболее удобные направления. Перевешиваясь через край навеса на страховке веревкой, удалось обнаружить на глубине 30 метров маленький выступ, с которого представилось возможным продолжить спуск к южному гребню. Группа спускалась по веревке способом Дюльфера со самостраховкой при помощи узла Прусика. Веревку закрепили на прочно вбитом скальном крюке, опустив ее в два конца с таким расчетом, чтобы последний спустившийся мог вытянуть ее для нового спуска.

Спуск по отвесу с тяжелыми рюкзаками был труден и наиболее рискован для первого, который должен был проверить при спуске прочность устройства и правильность намеченного пути. Последний должен проверить легкость проскальзывания веревки в петле закрепления и при спуске не допускать перекручивания концов. Однако порывами ветра веревку захлестнуло и, несмотря на все усилия, вытянуть ее не удалось. Лейтенанту АНУФРИКОВУ пришлось лезть по веревке вверх, распутать веревку, спуститься и тянуть снова. При второй попытке веревку удалось выдернуть. C маленького уступа, стоять на котором можно было лишь привязавшись к забитым в отвесные скалы крючьям, группа спустилась ещё на 30 метров и затем еще. Лишь к вечеру преодолели 90 метров стены и вышли на трудный, но уже доступный для лазания южный гребень. Этот участок гребня и склонов был настолько крут, что при самых тщательных поисках и упорной работе по устройству площадки, палатку на ней поставить не удалось. Палатку использовали как защитный мешок. Закрепили ее веревками, чтобы не упасть и спали скорчившись, плотно прижавшись друг к другу.

11.10. Перемычку между ПИКОМ МИТНИКОВА и УЗЛОВОЙ заполняет так называемая "ПИЛА", т.е. целый ряд высоких и острых "жандармов" большой трудности. Три из них удалось перелезть, два обойти с Запада по скалам и один, самый острый и неприступный, по снежному, крутому склону, при самой тщательной страховке. В 12 часов подошли к заброшенным продуктам и нашли их в полной сохранности. Благодаря успешному продвижению последних дней, группа имела некоторый излишек продуктов и свободную тару которую не было смысла нести с собой на оставшемся участке пути. От седловины вниз шел крутой, но ровный снежный желоб. Группа решила использовать его для передачи излишков вспомогательной группе, которую вызвали серией ракет. Прочно упаковали продукты и тару в мешок, вложив туда же записку со сведениями о состоянии группы и прохождении маршрута. Сброшенный тюк благополучно скатился на 500 метров вниз и был пойман вспомогательной группой; так был проверен ещё один вид связи.

В 13 часов группа приступила к штурму 4-й вершины - УЗЛОВОЙ. Единственный путь на острый пик вершины был возможен по северной стене.

В осеннее и зимнее время трудностей от крутизны и разрушенности скал усложняются заснеженностью и обледенелостью их, особенно на северных склонах. Зацепки и уступы завалены снегом, или покрыты плотным, гладким льдом. Ухватиться не за что. Трудно организовать надежную страховку. Возрастает риск. Усложняет передвижение и холод. Приходится тщательно утеплять ноги и руки специальной обмоткой ботинок и теплыми, толстыми варежками, нести за плечами тяжелый рюкзак с дополнительным снаряжением и питанием. На трудных участках, когда нужно захватиться за мельчайшие выступы, вися над обрывом, такие условия крайне осложняют положение.

Для того, чтобы меньше скользить, надели на ноги "кошки". Тонкая ледяная корка льда иногда не выдерживала, ноги срывались и соскальзывали, но прочные освобожденные ото льда захваты на скалах удерживали тело. Крючья для страховки забивали как в скалы, так и в наиболее прочные участки льда. Замерзшие ноги отогревали усиленным раскачиванием их.

На подъем до вершин потребовалось 3 часа. Во время движения специального время на привалы не отводили, отдыхали во время страховки товарищей. С вершины сняли наиболее долго пролежавшие записки: 1-я - альпинистов КОКОУЛИНА, ИВАНОВА В.В. и ТРУХАНОВА от 1 августа 1936 г. и 2-я - ТОРБОЧКИНА и ФОМИНЫХ от 9 августа.

За час группа спустилась на 300м. по заснеженным, шатким, скалистым плитам по Юго-западному гребню и по отвесу спустились на площадку. Ночь была наиболее холодная до 20оС.

12.10. Переход от УЗЛОВОЙ до ГЛАВНОЙ вершины Джугутурлючат по расстоянию наиболее длительный. Гребень сильно разрушен, зазубрен многочисленными "жандармами" и имеет 2 промежуточные вершинки. Два последних, перед ГЛАВНОЙ вершиной, острых "жандарма" наклонены на Юг и казались трудно преодолимыми. Основное препятствие и опасность на этом участке пути представляла разрушенность породы и гладкие заснеженные плиты, обращенные на Север. Отдельные выступы перед первой вершиной были настолько гладки, что для подъема приходилось забрасывать на них веревку и влезать по ней. Вторую промежуточную вершину группа обошла с севера по плитам, тщательно очищая с них снег и лед в поисках зацепок. Последняя проблема - преодоление острых наклонных "жандармов", была разрешена удачным обходом их с юга по скалистым "террасам" над обрывом под нависающими скалами. Вниз из под ног сыпались груды камней. Для того, чтобы встать, или захватиться за камень, нужна была самая тщательная проверка.

Погода снова начала портиться. В целях экономии времени, группа решила подниматься на эту последнюю во всем траверсе вершину не по скалистому гребню, а по северной снежно-ледовой стене. На ее пористом ледовом основании лежал слой рыхлого снега. Много усилий ушло на то, чтобы его проминать до льда. Кошки хорошо держали на льду. Мы прочно вбивали ледорубы в снег и страховали через них друг друга. У подножия стены, на глубине 500 м. тянулась огромная трещина. Следы старались протаптывать осторожнее, чтобы не вызвать снежную лавину. По западному снежному гребню подъем был не крут и прост, мешала лишь разыгравшаяся снежная буря. В 17.00 поднялись на ГЛАВНУЮ вершину. Сняли записку Школы младших инструкторов альпинизма РККА. Свою записку вложили в гильзу от ракеты, а последнюю - в железную банку. Такие банки, обложенные горкой камней, остались на всех пройденных группой вершинах. Спуск начали немедленно.

По заснеженному гребню группа спустилась за 20 минут. Но переход на ледник по обледенелой стене оказался сложнее: снег и лед плохо держали. Применили страховку. Несмотря на тщательное зондирование, первый все-же провалился в скрытую трещину. Оттолкнувшись в последний момент, он перелетел через трещину и был задержан страхующим на нижнем перегибе. В сумерках перешли два сложных моста и совершенно в темноте, двигаясь по колено в снегу и ориентируясь при помощи ракет вспомогательной группы, в 22 часа дошли до ее лагеря.

13.10. По Западному Джугутурлючатскому и Аманаузскому ледникам и по долине реки Аманауз за 6 часов группа спустилась на Домбайскую Поляну, успешно закончив траверс, посвященный доблестным фронтовикам.

V. ОБЩИЕ ВЫВОДЫ

Траверс, сделанный группой офицеров - преподавателей Школы Военного Альпинизма и Горно-Лыжного Дела Закфронта в исключительно трудных метеорологических условиях осенней, почти зимней погоды, по заснеженным и обледенелым скалам, является единственным в мире спортивным, альпинистским рекордом за время войны.

Группа спустилась вполне здоровой, если не считать некоторого истощения, связанного со значительной физической и моральной нагрузкой на траверсе.

Ни обморожений, ни травм, ни заболеваний в группе не было.

Группа прошла по сложнейшему гребню, путь в 7 километров за 56 ходовых часов, при этом совершила в общей сложности около 6-ти километров подъемов и спусков по стенам.

В результате большого опыта трудного восхождения группой сделаны следующие выводы:

1. По маршруту

Траверс может проделать лишь высококвалифицированная группа альпинистов.

Маршрут был намечен группой, в основном, правильно за исключением одной части. Подъем на Западную вершину можно было сделать короче и проще не с Аманаузского ледника, а по Северо-западному склону, выводящему непосредственно к верхней части Западного гребня.

2. По транспорту

По долинам рек Домбай - Ульген и Аманауз возможно было поднять груз до ледников на вьюках, используя для этого мулов, или ишаков.

Подъем на ледники вьючных животных возможен лишь после большой подготовительной работы.

Использование вьючного транспорта могло значительно облегчить работу группы и сохранить ее силы.

Участие вспомогательной группы в заброске продуктов и помощи на первой части маршрута способствовало успеху выполнения траверса.

Работа квалифицированных носильщиков в горах является необходимой при трудных маршрутах, а количество их зависит от времени, необходимого для выполнения задания и сложности маршрута.

Примерное количество на сложных высокогорных маршрутах должно выражаться в 100% к основной группе, а при средней сложности в 50%.

3. По связи

Пистолетные выстрелы на расстоянии 4-х - 5-ти километров слышно хорошо в любую погоду. Видимость ракет ночью и днем в ясную погоду хорошая, в облачную и туман - плохая, вплоть до полного отсутствия видимости.

Связь путем сбрасывания хорошо упакованных пакетов вполне возможна по снежным или ледяным, не пересеченным трещинами склонам.

4. По снаряжению и обмундированию

Снаряжение и обмундирование группы, в основном, отвечало требованиям маршрута. По отдельным видам его имеются следующие замечания:

1. Палатка "Гималайка" показала себя с очень хорошей стороны и является незаменимой для альпинистов.

2. Мешок спальный ватный был тяжел и плохо грел. Особо надо отметить хорошие качества (легкость, прекрасную тепло-изоляцию и универсальность) пухового спального мешка конструкции Абалакова, позволяющего использовать вершнюю его часть как теплую куртку в холодную погоду.

3. Очки консервы хороши, но запотевают из-за плохой вентиляции. Приходилось вынимать боковые стекла.

4. Веревка из сизальской пеньки хотя и была старой, показала лучшие качества, чем хлопчато-бумажная, т.к. перетиралась и намокала значительно меньше и была прочнее.

5. Репшнур хлопчато-бумажный оказывался малопригодным из-за намокаемости и растягиваемости, что уменьшало диаметр и снижало прочность.

6. Плащпалатки оказались тяжелыми и не были использованы по назначению. Прорезиненный перкалевый плащ оказался весьма удобным по своим защитным, весовым и габаритным качествам.

7. Штормовые костюмы отлично защищали от ветра и снега.

8. Рюкзаки альпинистские недостаточно вместительны, но имели слабые крепления лямок и в шнуровке. Ремешки клапанов непрочны.

9. Кухня "МЕТА" прекрасно выполняла свое назначение. Горючее - сухой спирт паста лучше было бы заменить настоящим сухим спиртом типа "МЕТА" или техническим уротропином, в таблетках, что снизило бы вес горючего.

10. Американские суконные лыжные куртки по всем качествам вполне хороши и пригодны для альпинистских мероприятий.

11. Американские лыжные ботинки не плохи по фасону. Хороши твердые носки, защищающие пальцы ног от обморожения и ушибов, однако высота носка несколько велика. К недостаткам надо отнести разрезной язык и малую высоту в подъеме. Качество материала ботинок оказалось не высоким. Особенно плохи нитки. Шипы "ТРИКОНИ" (местные) оказались столь тонки и мягки, что сработались в первой половине похода.

12. Рукавицы брезентовые тяжелы и грубы, промокают и неудобны для лазания. Прожирение их не предохраняет от промокания и вызывает усиленное потение рук.

13. Шерстяное белье показало исключительно хорошие качества.

14. Обмотки оказались очень нужными, особенно для движения по снегу, по мелкой осыпи и на кошках.

15. Молотки с малым отверстием, что приводит к поломке ручки и утере молотков.

5. По питанию

Питание группы на траверсе отличалось достаточным количеством сахара, но малым количеством жиров, недостаток которых особенно ощущался на второй половине маршрута. Общее впечатление, что калорийность продуктов была мала, за счет большого количества и веса круп и хлеба. Отсутствие концентратов приводило к приготовлению горячей пищи только один раз в сутки и реже. Крайне желательным добавлением к продуктам было бы: шоколад, какао, глюкоза, галеты или печенье, кислые конфеты и концентраты 1-го и 2-го блюда.

НАЧАЛЬНИК ГРУППЫ Ануфриков

Примечание обрабатывавшего отчёт: Почему-то фамилия одного из сержантов из группы сопровождения в двух местах отчёта указана по-разному.

Прислал Виктор Евлюхин (Москва)

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам

Комментарии и дополнения
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.




© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100