Отчет о горном походе III к.с. по Тянь-Шаню "Терскей-Алатау - 2004"

Дата: 25 июля - 19 августа 2004 г.

Руководитель: Александр Щербина (Москва)

Материалы отчета помещены на сайте клуба: www.g-utka.ru

Содержание

Три причины, по которым мы снова пойдем на Терскей-Алатау (вместо предисловия)
I. Справочные сведения о походе
II. Характеристика района и маршрута похода
III. График движения
IV. Техническое описание маршрута
VI. Сведения о материальном оснащении группы
VII. Выводы, рекомендации

Три причины, по которым мы обязательно снова пойдем на Терскей-Алатау

(Вместо предисловия)

1. Очень красиво!

Северные склоны Терскей-Алатау остаются в памяти чудесными лесистыми долинами (Тянь-Шаньская ель). Перевалив главный хребет и выйдя на южные склоны, мы оказались среди пейзажей, напомнивших северо-америакнские ландшафты: широкие долины в сочетании с отвесными каньонами. На склонах гор здесь пасутся стада яков и козерогов (мы их видели!), а из-под ног периодически выскакивают зайцы (мы их не поймали)!

2. Организовывать походы по Киргизии стало удобно и безопасно

Долгое время мы боялись ездить в Киргизию, зная о проблемах с местной милицией, таможней и пр.

Сегодня в Бишкеке работает целый ряд туристических фирм, которые профессионально занимаются сопровождением спортивных туристских групп разного уровня. Сотрудничество нашего клуба с фирмой "Достук-Треккинг" оставило самые приятные впечатления. Фирма организовала для нас: регистрацию на территории Киргизии, доставку от поезда на маршрут, организацию забросок, встречу на конечных точках маршрутов, отдых на берегу Иссык-Куля (охраняемая территория, на которой мы жили в палатках за 1$ с человека в день), доставку к поезду.

Все организационные вопросы были заранее согласованы по электронной почте, все обязательства были выполнены.

3. Это "экзотический" район

Во время пребывания на северных склонах мы встретили группы из Франции, Швейцарии (и они тут!), Польши, Чехии, Прибалтики и даже немного россиян и киргизов. Сильное впечатление оставила встреча с одинокой девушкой из Австралии, автономно гуляющей по несложным перевалам и долинам северных склонов Терскей-Алатау.

"Одинокая австралийская девушка"
(справа в красной футболке)
прошла с нами почти целый переход

Перевалив на южные склоны, мы оказались в полной изоляции от мира людей: за 8 дней нам встретились лишь два пастуха, проехавших мимо лагеря на лошадях.

I. Справочные сведения о походе

Общие сведения

1. Учреждение: Центр внешкольной работы "Митино" СЗАО г. Москвы (Детско-юношеский туристский клуб "Гадкий утенок")
  2. Округ: Северо-западный
  3. Район похода: Центральный Тянь-Шань (хребет Терскей-Алатау)
  4. Вид туризма: горный
  5. Категория сложности: третья
  6. Маршрут: р. Каракол (а/л "Каракол") - пер. Такыртор (1Б, 3700) - р. Ийритор - пер. Туристов Татарии (2А, 4300) - р. Культор - пер. Каракол (2А, 4200) - р. Каракольтор - р. Ашу-Тор - пер. Куйлю Юж. (1Б) - р. Куйлю Зап - р. Сарычат - пер. Коплаковского (2А, 4300) - р. Чон-Кызыл-Су - курорт Джилысу (пос. Покровка)
  7. Протяженность: 155 км
  8. Продолжительность: общая (от Москвы до Москвы): 26 дней
  9. активной части: 15 дней
  10. Сроки похода: 25 июля - 19 августа 2004 г.
  11. Маршрутная книжка: 177-04/3-306

Группа на маршруте (оз. Алакуль)
(А. Щербина старательно выполняет обязанности фотографа)

№ п/п Фамилия, имя Г.р. Туристский опыт Обязанность
12 Шашкин Владимир 1986 2 КС(У) С.Т-Шань 1Б(У) отв. за тех. описание

Составил А.Щербина

Таблица определяющих препятствий маршрута

Дата прохож-дения Вид препятствия К.т. Характеристика препятствия (характер, высота, новизна, наименование и т.п.) Путь прохождения
01.08.2004 Пер. Такыртор Высота 3700 м. Ведёт из дол. оз. Алакуль в дол. р. Ийритер. Со стороны оз. Алакуль – сн–лед., со стороны р. Ийритер – ск–ос. Подъём со стороны оз. Алакуль по снежн. склону крутизной до 300. Спуск по осыпному склону крутизной до 300.
03.08.2004 Пер. Туристов Татарии Высота 4300 м. Ведёт из дол. р. Ийритер в дол. р. Культор. Со стороны р. Ийритер – сн–лед., со стороны р. Культор – ск–ос. Подъём со стороны р. Ийритер по снежн. склону до 400, 100 м перил в начале подъёма, преодоление бергшрундта (по перилам). Спуск по осыпному склону крутизной до 300.
06.08.2004 Пер. Каракол Высота 4200 м. Ведёт из дол. р. Культор в дол. р. Караколтор. Со стороны р. Кельтор – сн–лед., со стороны р. Караколтор – сн–ос.. Подъём со стороны р. Культор по снежн. склону крутизной до 300, с левой (по ходу) стороны в обход бергшрундта. Спуск по сн–ос. кулуару крутизной до 350; 40 метров перил в верхней части кулуара.
09.08.2004 Пер. Куйлю Сев. Высота 4303 м. Ведёт из дол. р. Ашутор в дол. р. Куйлю Зап. Со стороны р. Ашутор – сн–лед., со стороны р. Куйлю. Зап. – снежн.. Подъём со стороны р. Ашутор по сн–лед. склону до 350 в кошках. Спуск по закрытому леднику до 300 в связках.
12.08.2004 Пер. Колпаковского Высота 4300 м. Ведёт из дол. р. Сарычат в дол. р. Кошкатор. Со стороны р. Сарычат – снежн. Со стороны р. Кошкатор – сн. лед.. Подъём со стороны р. Сарычат по закрытому леднику до 150, в связках. Спуск по ледопаду, местами покрытому снегом, 400 м перил.

Составил В. Шашкин

II. Характеристика района и маршрута похода

1. Географическое положение, природные условия

Хребет Терскей-Алатау расположен в северо-восточной части Киргизии и замыкает с юга котловину озера Иссык-Куль. Его гребень протянулся в широтном направлении на 375 километров и поднимается в своей высшей части, находящейся к югу от города Каракола (бывший Пржевальск), на 5216 метров над уровнем моря. Средняя высота хребта составляет около 4500 м.

Для хребта Терскей-Алатау характерен альпийский тип рельефа с современным оледенением, а также ярко выраженная асимметрия склонов. Длинный северный склон сильно расчленён в отличие от короткого южного. Длина ледников северного склона достигает 5-7 км, южного склона - до 10 км (ледник Колпаковского). Языки ледников находятся на высоте 3000-3500 м. Ледники повсеместно отступают.

Выпадение осадков в этом районе, как и в других горах Средней Азии, в основном связано с западными ветрами, их количество возрастает при движении с запада на восток вдоль Иссык-Кульской котловины и достигает максимума в районе пика Победы, где расположен главный центр оледенения Тянь-Шаня.

Дожди в летний период чаще бывают во второй половине дня. Это обстоятельство необходимо учитывать при подготовке к походу.

Заметим, что в отличие от богатых растительностью северных долин, к югу от главного хребта радуют глаз лишь отдельные участки альпийских лугов, на которых кормятся различные горные птицы и козлы.

2. Туристские возможности

Хребет Терскей-Алатау - уникальный район для проведения горно-туристских походов. Это практически единственный район, где можно организовывать интересные и логичные маршруты любой категории сложности от I до VI.

Высокогорная часть хребта (бассейны рек Джууку, Чон-Кызыл-Су, Джеты-Огуз, Каракол, Арашан и Аксу) довольно компактна. Быстрые подъезды при умеренных денежных затратах, довольно короткие подходы и небольшие расстояния между отрогами хребта позволяют в сжатые сроки совершать походы III - VI к.с., весьма насыщенные разнообразными технически сложными элементами. Характерной особенностью Терскея является то, что его главный хребет могущественно доминирует над всеми боковыми отрогами, возвышаясь над ними в среднем на полкилометра.

Все пятитысячники Терскея: Каракол (5281), Огуз-Баши (5163), Джигит (5130), Палатка (5020) находятся именно в главном хребте, поэтому перевалы через него, пожалуй, наиболее интересны и с технической, и с познавательной точки зрения. Перевалы Терскея, как правило, несимметричны: снежно-ледовые с некрутым подъёмом с одной стороны и более крутые скальные или скально-ледовые с другой, чаще всего восточной, стороны.

Необходимо отметить уникальное сочетание доступности, красоты ландшафтов и спортивной сложности гор Терскей-Алатау. Маршруты здесь хороши как весной, так и летом. Для бесснежного времени года характерны открытые, но без сложных ледопадов ледники, повышенная камнеопасность на скальных перевалах, наиболее высокий уровень воды в реках. Последнее, если рассматривать только реки бассейна озера Иссык-Куль, можно практически не принимать во внимание из-за близости населенных пунктов и активного использования альпийских лугов в качестве летнего пастбища, и, как следствие этого, из-за большого количества мостов. Мостов нет только в верховьях, где потоки еще достаточно слабы.

Следует отметить, что общение с пастухами может внести приятное разнообразие в рацион группы. С этой точки зрения еловые леса Tepскей-Алатау также достаточно богаты. В них растут грибы (особенно много рыжиков), малина, смородина, жимолость, шиповник.

3. Транспорт

Большинство туристских путешествий в районы Центрального Тянь-Шаня начинается в Караколе (бывшем Пржевальске), который связан с Бишкеком и Алма-Атой автобусным (по северному и южному берегу Иссык-Куля) и авиационным сообщением.

Из Каракола во многие близлежащие поселки (Теплоключенка, курорт Джетыогуз, селение Покровка, селение Барскаун) ходят местные автобусы.

От шоссе вокруг Иссык-Куля на автомашине можно заехать в горы по любому из ущелий северного склона хребта Терскей-Алатау. В частности, по долине Чон-Кызыл-Суу можно доехать почти до ФГС; по долине Джеты-Огуз - чуть выше санатория; по долине Каракола - до альплагеря "Каракол"; по долине Арашана - до курорта Алтын-Арашан. На южные склоны хребта можно заехать через рудник Кум-Тор (необходим пропуск!) или по долине р. Куйлю.

4. Подъезды к началу маршрута

До столицы солнечной Киргизии Бишкека большинство участников нашего турклуба добирались на поезде, но были и те, кто предпочел авиационное сообщение. И тот, и другой путь позволяют почувствовать местную специфику. Билеты на поезд, конечно, стоят гораздо дешевле, но путешествие по железной дороге занимает достаточно много времени (трое суток, точнее, 75 часов 18 минут) и лишено комфорта.

Поезд отправляется из Москвы два раза в неделю. Из Киргизии в Россию ходит всего один состав, оставшийся киргизским железным дорогам в наследство от СССР и, видимо, уже не подлежащий ремонту, поэтому кондиционеры не работают (что в условиях летнего переезда через казахские и киргизские пустыни и степи не очень приятно), окна открываются с усилием и не всегда закрываются. Ночью вас обязательно разбудят пограничники или таможенники, с пересечением казахской границы познакомиться с местной кухней и купить, например, носки из верблюжьей шерсти, можно будет, не выходя из купе: по коридорам, зычно и порой навязчиво расхваливая свой товар, забегают мелкие торговцы. В конце концов, поезд медленно, но верно доставит Вас до пункта назначения.

Перелет из Москвы до Бишкека занимает около четырех часов. И на самолет, и на поезд билеты стоит купить заранее. При наличии групповых скидок один билет в купейный вагон поезда Бишкек - Москва стоит примерно 2300 рублей, в плацкартный - примерно1500. Стоимость билета на самолет в один конец составляет около 200 долларов США, цена может сильно варьироваться в зависимости от авиакомпании и наличия индивидуальных скидок. Людям до 30 лет предоставляются молодежные скидки. Стоит учитывать, что мы предоставили сведения о стоимости билетов на июль - август 2004.

Чтобы добраться из Бишкека в горы к началу маршрута все семь групп нашего турклуба воспользовались услугами местной фирмы "Достук-Треккинг", чем остались довольны. Фирма предоставляет удобные автобусы и машины ("Урал", ГАЗ-66) с хорошей проходимостью и высококлассных шоферов, стиль общения тоже радует. Конкретно наша группа была успешно доставлена до альплагеря "Каракол", путь от Бишкека занял около шести часов.

5. Организация заброски

Для организации заброски в поселок Акшийрак, на метеостанцию "Тянь-Шань" и в Куйлю можно обратиться на грузовую автобазу Каракола, которая выполняет рейсы на сырты в район Акшийрака через перевал Барскаун (3754 м) и в районы Куйлю - Сары-Джаз через перевал Чон-Ашу (3982 м). Туда можно добраться и на попутных колхозных или экспедиционных машинах. Дороги здесь функционируют круглогодично. Вьючный транспорт на всем Тянь-Шане достать трудно, так что рассчитывать на караван не следует.

Для организации заброски для групп нашего турклуба мы воспользовались услугами вышеупомянутой фирмы "Достук-Треккинг". Продукты и снаряжение нашей группы мы довезли до альплагеря "Каракол", где за умеренную плату и оставили в сарае у местных альпинистов.

6. Аварийные и запасные варианты маршрутов

При нахождении на северных склонах хребта Терскей-Алатау в аварийной ситуации предусматривался спуск к Иссык-Кулю по любой из долин. На южных склонах - спуск к руднику Кумтор, с западной части маршрута и на дорогу вдоль р. Куйлю.

7. Медицинские пункты. Магазины

В альплагере "Каракол" постоянно живут несколько человек, среди которых есть и врач. Пополнить запас медикаментов можно в Бишкеке, где аптеки встречаются буквально на каждом шагу и представляют широкий ассортимент лекарств. В городе Каракол также есть аптеки и медицинские учреждения. При необходимости получить медицинскую помощь и купить лекарства можно и в других населенных пунктах района похода, в санаториях на берегу Иссык-Куля.

8. Музеи и достопримечательности

В числе достопримечательностей района следует отметить несколько небольших каровых озер и одно относительно большое завальное озеро Алакуль в ущелье правого притока реки Каракол.

Конечно же, нельзя упускать из виду возможность посетить горячие целебные источники в долинах рек Арашан и Чон-Кызыл-Су. Это так называемые народные курорты, но есть и государственный на реке Аксу.

Поездка к окрашенным самой природой в разные оттенки желтого, коричневого, розового и бежевого глиняным холмам, расположенным недалеко от юртового лагеря "Тихая бухта" (место, где мы стояли на берегу Иссык-Куля, между Покровкой и Теплоключенкой), позволит путешественнику почувствовать себя героем вестерна. Экскурсоводы и жители окрестных населенных пунктов называют это место "Сказкой", в причудливых формах рельефа люди, обладающие воображением, без труда видят волшебные сюжеты и различных персонажей. У некоторых участников нашей группы возникла мысль, что "Сказка" - идеальное место для съемок фантастического фильма или истории про индейцев.

Сам по себе Иссык-Куль, обрамленный горами, удивительно красив, и стоит оставить время на то, чтобы просто искупаться, посидеть на берегу, загорая или поглощая, купленные за копейки по московским меркам дыни, арбузы, абрикосы, походить вдоль озера.

В Бишкеке, как в любом другом крупном городе, столице государства, желающие без труда могут посетить краеведческие, художественные и другие музеи, пройтись по магазинам, скоротать время в разного рода пунктах общественного питания. Вот адреса некоторых из музеев Бишкека:

Кыргызский Национальный Музей изобразительных Исскуств им. Г. Айтиева Музей ул. Советская, 196 т. 661450, 661742, 661623
Государственный Мемореальный Дом–музей им.Фрунзе Музей ул. Фрунзе, 364 т. 660604, 660607
Кыргызский Государственный Исторический музей Музей Площадь Ала–Тоо т. 225730, 225599, 660758
Союз художников Кыргызстана Галерея Проспект Чуй, 108 т. 225468. ф. 661356
Кыргызское государственное художественное училище им. С.Чуйкова Галерея ул. Орозбекова, 6 т. 664548
ААА Галерея (Кыргызско–Российский Славянский университет) Галерея ул. Киевская, 44 т. 226407, ф. 282776
Дом–музей скульптора Ольги Мануиловой Дом–музей ул. Тыныстанова, 108 т. 66–11–74
Дом–музей Семена Чуйкова Дом–музей ул. Чуйкова, 87 "а" т. 66–06–34

Прогулка по городу также позволит запастись впечатлениями и почувствовать своеобразную атмосферу постсоветского среднеазиатского города, постепенно оправляющегося от времени, когда Киргизия была на пороге гражданской войны. Люди на улицах доброжелательны, но от идеи побродить одному ночью лучше отказаться. Иначе можно остаться в центре города без документов в нижнем белье с книжкой Мопассана (если она у вас была), как это случилось со встретившимся нам в поезде Бишкек-Москва российским студентом.

9. Адреса туристских организаций

В настоящее время в Киргизии работает целый ряд частных туристических фирм, которые оказывают услуги туристским группам с разными запросами и финансовыми возможностями. Мы взаимодействовали с одной из них, фирмой "Достук - Треккинг", чем остались довольны.

Адрес ОсОО СК "Достук - Треккинг":

Кыргызская Республика, Бишкек, 720005, ул. 18 линия, 42/1. Тел.: 996312 545455, 540237, факс: 996312 545455

Нам не удалось обнаружить сведений о каких - либо государственных туристских организациях современной Киргизии типа КСО, Совета по туризму или экскурсионных бюро.

10. Прочие важные сведения

Люди в районе, в целом, доброжелательны.

В некоторых долинах зафиксированы случаи краж, о чем предупреждают жители альплагерей и юрт.

В долине р. Каракол с нас пытались взять оплату за пребывание на территории долины: 20 сом за костер, 100 сом за человека, 10 сом за палатку. Однако, никаких официальных документов предъявить не смогли (хотя возможно они существуют). Мы предъявили леснику маршрутные документы, как организованная группа, но платить отказались.

Представители фирмы "Достук - Треккинг" предостерегали нас от общения с бишкекской милицией, ибо были зафиксированы случаи подбрасывания наркотиков иностранным гражданам, за что потом этим гражданам приходилось платить немалый штраф. Поэтому от прогулок по Бишкеку в одиночку лучше отказаться.

Еще раз следует напомнить, о том, что переезд через границу, хотя и не требует заграничных паспортов, тем не менее, предъявляет дополнительные требования к документам:

- нотариально заверенные доверенности от родителей детей, не имеющих паспортов на имя руководителя;

- все дети, достигшие 14-летнего возраста должны иметь паспорт.

Пребывание на территории Киргизии требует регистрации. Регистрация стоит 3 доллара США за 1 человека. Регистрацию можно оформить через ряд Киргизских фирм, выслав предварительно паспортные данные всех участников и деньги. Мы для оформления регистрации пользовались услугами фирмы "Dostuck-trekking".

А. Щербина

III. График движения

Дата Участок пути Км Ход. время Набор / сброс высоты Определяющие препятствия Способ передви-жения
25 – 29.07 Москва – Бишкек         поездом
29.07 Бишкек – Каракол – а/л «Каракол»         автобусом
30.07 а/л «Каракол» – оз. Алакуль 6 5 – 16 1200   пешком
31.07 оз. Алакуль – под. пер. Такыртор 4 2 – 25 80   пешком
1.08 пер. Такыртор (1Б, 3700) – верх. р. Ийритор 11,5 6 – 35 + 640, – 1040 пер. Такыртор (1Б, 3700) пешком
2.08 верх. р. Ийритер – под пер. Туристов Татарии 5,5 2 – 25 640   пешком
3.08 пер. Туристов Татарии (2А, 4300) – верх. р. Культор 8,5 7 – 30 + 480, – 800 пер. Туристов Татарии (2А, 4300) пешком
4.08 радиальный выход с целью снятия заброски: верх. р. Культор – а/л «Каракол» – верх. р. Культор 13 8 – 45 + 1200, – 1200   пешком
5.08 верх. р. Культор – под пер. Каракол 3 0 – 50 480   пешком
6.08 пер. Каракол (2А, 4200) – верх р. Караколтор 8 5 –45 + 480, – 880 пер. Каракол (2А, 4200) пешком
7.08 верх р. Караколтор –р. Ашутор 16 4 – 05 – 240, + 240 брод р. Караколтор пешком
8.08 р. Ашутор – под пер. Куйлю Сев. (разведка перевала) 7 2 – 40 400 брод р. Ашутор пешком
9.08 пер. Куйлю Сев. (1Б, 4303) – р. Куйлю Зап. 7,5 7 – 16 + 640, – 880 пер. Куйлю Сев. (1Б, 4303) пешком
10.08 р. Куйлю Зап. – р. Сарычат 19 4 – 02 – 400, + 160   пешком
11.08 р. Сарычат – конечные морены лед. Колпаковского 17,5 5 – 59 360 брод р. Борду, р. Бороко пешком
12.08 лед. Колпаковского – пер. Колпаковского (2А, 4300) – лед. Котор 11 10 – 25 + 680, – 400 пер. Колпаковского (2А, 4300) пешком
13.08 лед. Котор – р. Кошкатор – р. Чон–Кызыл–Су – курорт Джилысу 17,5 3–40 – 1440 брод. р. Кельдик пешком
13.08 курорт Джилысу – пос. Покровка – оз. Иссык–Куль (юртовый лагерь «Тихая бухта»)         пешком
14 – 15.08 Отдых на Иссык–Куле         пешком
16.08 оз. Иссык–Куль – Бишкек         автобусом
16 – 19. 08 Бишкек – Москва         поездом
  • Общая протяженность похода - 155 км
  • Общий перепад высот - 14 860 м
  • Общее ходовое время - 77 час. 38 мин.

Таблица метонаблюдений

Дата Время Темпе-
ратура
(°С)
Направление
ветра
Вид облачности Осадки
30.08.2004 утро 10 Штиль обл. дождь
день 19 Штиль Переменная обл. Кратковременный дождь
вечер 12 СВ Ясно
31.08.2004 утро 5 З Ясно
день 10 В Переменная обл.
вечер 17 В обл. Кратковременный дождь
01.08.2004 утро 10 В Ясно
день 18 СЗ Переменная обл. Пасмурно
Вечер 10 СВ Облочно
02.08.2004 утро 10 СЗ Обл. Туман, Моросящий дождь
день 18 СЗ Переменная обл.
вечер 5 З Переменная обл.
03.08.2004 утро 7 Штиль Переменная обл.
день 14 З Обл Снегопад, туман
вечер 5 Ю Обл
04.08.2004 утро 5 Ю Ясно
день 22 Ю Ясно.
вечер 3 Ю обл.
05.08.2004 утро 5 Ю Ясно
день 17 В Переменная обл.
вечер 5 Штиль Ясно
06.08.2004 утро 3 В Ясно
день 17 С Переменная обл.
вечер 5 З Обл Дождь
07.08.2004 утро 5 З Переменная обл.
день 17 СВ Переменная обл.
вечер 5 СВ Обл
08.08.2004 утро 3 СВ Ясно
день 17 СВ Переменная обл.,
вечер 3 Ю Ясно
09.08.2004 утро 4 Ю Переменная обл.
день 14 Штиль Переменная обл. Туман, снегопад
вечер 3 Ю Переменная обл. Снегопад
10.08.2004 утро 5 Штиль Переменная обл.
день 17 З обл.
вечер 3 З Переменная обл.
11.08.2004 утро 5 З Ясно
день 14 З Переменная обл. Дождь, град
вечер 5 З Переменная обл. Снегопад
12.08.2004 утро 5 Штиль Обл
день 17 Штиль Облачно
вечер 3 С Ясно
13.08.2004 утро 5 Штиль Ясно
день 25 Штиль Ясно
вечер 17 С Ясно

Составил А. Лушин

Изменения маршрута

Заявленный маршрут пройден полностью за исключением заключительного участка, включающего пер. Лавинный Зап. (2А) и долины р. Киче-Кызыл-Су.

Причиной этого явилось более медленное (по сравнению с расчетным) прохождение южного участка маршрута (р-н Куйлю). Этот район является малопосещаемым, и до похода у нас не было достаточной информации для адекватного планирования графика прохождения. Дополнительного времени потребовала разведка пер. Куйлю Юж., медленнее запланированного оказалось прохождение долин.

IV. Техническое описание маршрута

Пояснения к техническому описанию маршрута

1. Описание каждого дня похода начинается с таблицы "Технические характеристики ходового дня". Таблица составлена следующим образом: ходовой день разбит на несколько логически оправданных участков маршрута. По каждому из этих участков указываются начальный и конечный пункт, километраж, краткая характеристика пути, направление движения, набор или сброс высоты на участке, ходовое время и состояние погоды .

По нашему мнению, такая таблица дает возможность представить себе пройденный день в целом, увидеть его главные параметры, которые часто приходится выискивать, а то и высчитывать в тексте технического описания.

Далее текстовое описание маршрута также разбито на участки, такие же, что и в таблице технических характеристик. Это дает возможность быстро найти необходимую часть маршрута и получить о нем как краткую (из таблицы), так и полную (из текста) информацию.

2. Иллюстративные материалы и карты маршрута отдельно от текста технического описания. Это дает возможность одновременно видеть текстовое описание, фотографии и карты, разложив их на столе. Для удобства к каждой фотографии дана информация о том, в какой ходовой день пройден изображенный на ней участок маршрута.

3. Также обращаем внимание на следующее:

а) названия берегов рек и склонов долин в текстовом описании - орографические (если специально не указано иное);

б) описания мест ночлегов даются в конце каждого ходового дня;

в) в тексте используется краткая форма обозначения основных технических характеристик движения группы по маршруту; в текстовом описании в скобках может быть указано

- направления движения - Ю, С, В, З и т.д.

- крутизна склонов - 300, до 450 и др.

Дата: 30.07.04

День похода: 1

Автор: А. Лушин

Маршрут: а/л "Каракол" - оз. Алакуль

Выйдя из альплагеря Каракол, немного спускаемся по долине р. Каракол по грунтовой дороге (СЗ), через 12 минут выходим к мосту через р. Каракол и переходим по нему на правый берег.

Далее наш путь идет в верховья ручья Алакуль, правого притока р. Каракол, вытекающего из озера Алакуль. Долина ручья хорошо видна из альплагеря. Продолжаем движение вверх по чётко выраженной тропе, идущей правым берегом ручья Алакуль в СВ направлении.

Через 2 часа 4 минуты выходим к заводи, которую образует моренный вал, перегораживающий ручей. Рядом с заводью, на правом берегу ручья, - деревянные строения и палаточный лагерь.

Продолжаем подъём к озеру Алакуль. Тропа идёт над прижимами правым берегом, она промаркирована турами.

Через 2 часа 30мин. (от заводи) выходим к бараньим лбам непосредственно под озером. В этом месте ручей образует великолепные водопады, которые хорошо просматриваются, если отойти от тропы ближе к руслу. Тропа здесь забирает влево (по ходу) и идёт по травянисто-осыпному кулуару крутизной до 300 между двумя скальными выступами. Движемся с самостраховкой и через 34 мин. выходим к оз. Алакуль. Переходим ручей Алакуль по камням и встаём на ночёвку на его левом берегу у озера Алакуль.

Травянистые площадки. Место относительно ровное, под 4 палатки. Дров нет. Водоем находится рядом. На правом берегу озера есть другие палаточные стоянки. Очень красиво!

Дата: 31.07.04

День похода: 2

Автор: А. Шавард

Маршрут: оз. Алакуль - под пер. Такыртор

Задача группы на сегодня - пройти пер. Такыртор, первый перевал нашего маршрута. Заглядывая вперед, скажем, что выполнить эту задачу не удалось. Причины - большой набор высоты вчера и трудный обход озера Алакуль по правому (северному) берегу на подходе к перевалу.

Переходим на правый берег ручья Алакуль по камням и возвращаемся на вчерашнюю тропу. Тропа круто взбирается на правый борт озерной котловины, поверху, обходя прижимы. Склон среднеосыпной. Тропа идет фрагментами, промаркирована турами. С верхней части тропы открывается красивый вид на озеро, впереди, юго-восточнее озера, хорошо просматривается ледник со снежной седловиной пер. Такыртор. На противоположном берегу, в ЮЗ части озера (практически, над нашей стоянкой) хорошо виден осыпной перевал Панорамный (1А).

Обойдя прижимы, тропа спускается к озеру на травянистые площадки и через 2 ч. 5 мин. выводит к восточному краю оз. Алакуль. Здесь в озеро стекает ручей с ледника перевала Такыртор. Продолжаем движение вверх вдоль русла ручья (ЮВ) и через 20 мин. встаём на ночёвку на галечных площадках под ледником Такыртор.

Отсюда хорошо виден перевал. Ручей, стекающий с ледника, мутный, воду нужно отстаивать.

Состояние группы таково, что прохождение перевала сегодня считаем нерациональным. Делаем "тактическую паузу".

Вечером выходим на ледник и проводим небольшую ледовую тренировку.

Дата: 1.08.04

День похода: 3

Автор: Е. Щербина

Маршрут: пер. Такыртор (1Б, 3700) - верх. р. Ийритор

От стоянки за 3 минуты подошли под ледник. Начинаем подъем по языку ледника прямо к седловине перевала Такыртор (седловина отлично видна на ЮВ) в кошках, осуществляя самостраховку палками.

Ледник открытый, слегка припорошенный снегом, периодически перешагиваем небольшие трещины. Крутизна склона: 5 - 15?.

Через 10 мин. немного выше и левее по ходу заметили ледниковое озеро. Ледник выполаживается (3-10?), дальше идем без кошек, забираем немного вправо, ближе к левому борту цирка вдоль широкой поперечной трещины. Направление движения (ЮВ) задает хорошо видимая седловина перевала. Справа и слева от себя на поверхности ледника видим подобия ледовых кратеров диаметром не менее 15 метров. Количество снега на леднике незначительное.

За 1 час. 40 мин. (от стоянки) подошли под перевальный взлет.

На седловину взошли через 25 минут, поднявшись с самостраховкой палками по снежному склону крутизной 20-30?.

Сама седловина - скально-осыпная. С перевала открывается красивый вид на озеро Алакуль.

Начинаем спуск с перевала в ЮВ направлении в долину левого притока р. Ийритор.

20 минут спускаемся плотной группой в касках с самостраховкой палками по средней и крупной осыпи крутизной до 30? (общая протяженность этой части спуска составила около 200 метров). Затем 10 минут идем по снежнику.

Таким образом спускаемся к руслу ручья и продолжаем движение по нему (В). Русло завалено каменными глыбами, периодически видны туры и изредка - фрагменты тропы. Через 15 минут вышли на хорошую тропу, идущую вдоль правого берега ручья по травянистому склону. Вскоре слева по ходу увидели водопад, образованный ручьем и 5 минут спускались вдоль него.

Ниже водопада тропа сначала переходит правый приток, а потом уходит на левый берег ручья и начинает крутой спуск вниз вдоль ручья (СВ), по склону, заросшему травой и кустарником. Открывается вид на долину р. Ийритор с островами леса.

За 45 минут спускаемся в долину р. Ийритор и переходим приток по мосту (2 бревна) примерно в 200 м выше слияния. Таким образом, оказываемся на левом берегу р. Ийритор выше места слияния с притоком, по которому мы спустились.

После переправы обедаем. Площадок для стоянки нет: очень круто. Но для обеда место подходит: есть дрова (ель), чистая вода в ручье. Хорошие площадки находятся ниже метрах в 200, на правом берегу Ийритора.

После обеда 10 мин идем по левобережной тропе вверх по долине р. Ийритор (Ю), постепенно спускаясь к руслу реки. Затем за 10 мин с самостраховкой по крутой осыпи (средняя осыпь, кустарник, до 25?) поднимаемся на моренный холм. Этот холм представляет собой левобережную морену, круто обрывающуюся в русло реки. Продолжая движение вверх по долине (Ю), идём по морене 55 минут, затем снова спускаемся к руслу (спуск занимает 5 мин). Здесь долина расширяется, образуя удобные для стоянок галечные площадки.

Ночуем на левом берегу р. Ийритор на галечных площадках: много места для палаток, чистая вода, дров нет (лес не поднимается выше места нашего выхода в долину).

Дата: 2.08.04

День похода: 4

Автор: Е. Щербина

Маршрут: верх р. Ийритер - под пер. Туристов Татарии

Продолжаем движение по тропе вверх по долине р. Ийритор (Ю). Около 300 метров тропа идет вдоль разливов реки, а затем забирает вверх на старую морену (крупноосыпной склон, частично покрытый травой и кустарником). Продолжаем движение по заросшему склону около 45 минут (Ю). Тропа местами теряется. За моренным валом выходим на небольшие зеленые площадки, но удобных мест для стоянок на них нет. Тропа слабо читается.

С этого места становится хорошо видно устьевую ступень справа по ходу (ЮЗ) и два ручья, стекающих с нее. Для дальнейшего движения под перевал Туристов Татарии необходим подъем на эту ступень. Путь от места стоянки до начала подъема занял 1 час.

Склон устьевой ступени довольно широкий (крутизна на разных участках от 20 до 35о) и допускает различные варианты движения. В основном он травянистый с обширными участками густого кустарника, движение по которому крайне неудобно.

Поднимаемся по левому берегу первого притока, практически вплотную к воде (ЮЗ). Движение - по средней и крупной осыпи, местами встречается немного кустов. Через 30 минут от начала подъема выходим на небольшую травянистую "полку". От нее дальнейший подъем в прежнем направлении по осыпи, а затем по травянисто-осыпному склону с небольшими выходами несложных скал до устьевой ступени занимает еще 30 минут. Здесь отличные места для стоянок: ровные травянистые площадки, защищенные от ветра, вода. Группа устраивает здесь обед. Набор высоты от р. Ийритор до верха устьевой ступени около 300 метров.

Дальнейшее движение осуществляется в ЮЗ направлении и далее на ЮЗЗ. По камням переходим на правый берег ручья. Идем по траве, мелкой и средней осыпи, постепенно набирая высоту. Через 35 минут от обеда выходим к двум озерам, одно из которых является разливом ручья.

За озерами начинаем подъем между ручьями налево по ходу (на юг) по мелкоосыпному склону крутизной 15-200 и примерно через 20 минут выходим к полупересохшему озеру под языком ледника. Перепад высот от устьевой ступени до этого места - около 200 метров. Здесь есть удобные места для палаток (мелкая галька). Встаем на ночлег.

К общей радости встречаем здесь группу нашего клуба, совершающую поход III к.с. под руководством Ф. Картаева.

Практически непосредственно от стоянки начинается выход на ледник, ведущий к пер. Туритсов Татарии.

Дата: 3.08.04

День похода: 5

Автор: А. Щербина

Маршрут: пер. Туристов Татарии(2А, 4300) - верх. р. Культор

Выходим на ледник и начинаем подъём к пер. Туристов Татарии по пологому (до 50) открытому леднику в ЮЗ направлении, по центру его ЮВ ветви. Перевал хорошо виден. Слева по ходу хорошо видна седловина пер Украина (3А).

Через 50 мин. выходим в верхнюю, закрытую часть ледника. Дальше идем в связках на ЮЗ по закрытому леднику крутизной 5 - 100 и через 1 ч. 20 мин. выходим под перевальный взлёт. Правее (по ходу) нашего перевала - красивая скальная седловина перевала Замок (1Б).

Начинаем подъём на пер. Туристов Татарии.

Первые 10 мин. в связках поднимаемся по снежному склону крутизной до 300 и выходим к бергшрундту. Далее с перильной страховкой, пересекаем бергшрундт по снежному мосту и продолжаем подъём по снежно-ледовому склону крутизной до 450. Всего провешиваем две верёвки по 40 м. Движение первого участника - с нижней страховкой, крепление первой веревки - на ледорубе, второй - на ледобуре. Для ускорения процесса вешаем две параллельных веревки (как на соревнованиях, широкий склон позволяет!).

Через 1 ч. 45 мин. вся группа выходит на широкую осыпную седловину.

Спускаемся с перевала на ЮЗ с самостраховкой по средне-осыпному склону крутизной до 300. За 20 мин. выходим к леднику (правому притоку лед. Культор).

Далее продолжаем спуск в СЗ напр. по рантклюфту (осыпь, закрытая снегом, крутизна до 50) вдоль правого борта ледника.

Через 15 мин. выходим на пологую закрытую часть ледника и продолжаем спуск в связках в западном направлении, выходя на центр ледника.

Через час выходим к сбросам у языка ледника. Спускаеся с языка на морены правого борта ледника Культор по ледовому склону крутизной 350 с перильной страховкой в кошках (провешиваем 30 м перил, спуск занял 10 мин.)

Далее спускаемся на восточную ветвь ледника Культор, с самостраховкой траверсируя морены его правого борта по осыпному склону крутизной до 250. За 30мин. выходим на ледник.

Продолжаем спуск на СЗ по открытому леднику крутизной до 200 в кошках с самостраховкой ледорубом. За 20 мин. проходим ледник и спускаемся с его языка.

Далее по мелкой осыпи (ок. 300) идем вниз вдоль русла ручья, вытекающего из восточной ветви лед. Культор. 50 мин. уходит на выход к месту слияния ручьев, вытекающих из-под западной (мы с нее спустились) и южной ветвей ледника Культор.

Здесь встаём на ночёвку на удобных травянисто-галечных площадках площадках.

На протяжение всего времени спуска погода не балует: идет небольшой снег, временами набегает туман. Это стало причиной того, что получить удачные фотографии спуска не удалось.

Дата: 4.08.04

День похода: 6

Маршрут: верх. р. Культор - а/л "Каракол" - верх. р. Культор

(рад. выход с целью снятия заброски)

Сегодня нам предстоит снять заброску, оставленную в а/л "Каракол". Для этого мы спустимся вниз по р. Культор и поднимаемся обратно на стоянку.

Вниз по долине Культора правым берегом идет хорошая конная тропа. Имеются сведения о наличии тропы и на левом берегу, однако, этой тропы мы не видели.

За 3 ч.15 мин. спустились в дол. р. Каракол (слияние р. Культор и р. Учтор) и переходим на левый берег р. Каракол по мосту. От моста за 35 мин. по дороге выходим к а/л "Каракол" и забираем заброску.

Спуск дался нелегко (сбросили 1200 м, затратив чуть меньше 4-х часов ходового времени). Подняться на стоянку группы в тот же день назад с грузом - проблематично. Поэтому принимаем решение "арендовать" конный караван. В районе альплагеря это несложно: здесь много пастушеских юрт, а пастухи не против заработка. Подъем заброски на двух лошадях с сопровождающим обошелся нам в 100$.

Возвратились на место стоянки по тому же пути, затратив на это 4 ч. 55 мин.

Очень устали, но очевидно, что разбивать это путешествие на два дня накладно с точки зрения времени. Необходимость использования конного транспорта - несомненна.

Дата: 5.08.04

День похода: 7

Автор: А. Жирков

Маршрут: верх. р Культор - под пер. Каракол

Усталость от "радиалки" дает о себе знать. Перевал сегодня не пойдем, но поднимемся чуть выше под него (очень полезно как тактически, так и психологически (не засиживаться!)).

От места стоянки в верховьях р. Культор начинаем подъём на юг по правобережной боковой морене южной ветви лед. Культор.

Поднимаемся вдоль языка ледника по осыпному склону крутизной до 300 с самостраховкой.

За 50 мин. набираем 480 м и находим ровные площадки на одном из гребней правобережной морены. Встаём на ночёвку. Здесь есть места под 3 - 4 палатки, вода берется с ледника.

Со стоянки отличный вид на ледник, пик Бригантина, пер. Солнце. Предстоящего нам перевала Каракол не видно: он находится в ЮВ направлении за гребнем.

Дата: 6.08.04

День похода: 8

Маршрут: Пер. Каракол (2А, 4200) - верх. р. Караколтор

Цирк перевала Каракол находится в юго-восточной части южной ветви ледника Культор. Выход в цирк осуществляем по правобережной морене (мы на ней ночевали).

Поднимаемся вдоль основной части ледника в восточном направлении по осыпной морене крутизной до 250 с самостраховкой. Через 36 мин. выходим к окончанию гребня, отделяющего нас от юго-восточного цирка. Огибаем этот гребень, забирая влево по ходу (В) траверсируя мелко-осыпной склон гребня крутизной до 150 и за 20 мин. выходим на пологую юго-восточную часть ледника.

В верховьях цирка видны 3 седловины. Идём по леднику в направлении северной снежной седловины пер. Каракол. Ледник пологий (5 - 100), слегка присыпан снегом (все трещины хорошо видны). За 36 мин. подходим под перевальный взлёт.

Перевальный взлёт представляет собой снежный склон крутизной до 300, рассечённый узким (меньше 0,5 метра) бергшрундтом.

Поднимаемся на перевальный взлет с самостраховкой ледорубом по следу группы прошедшей этот перевал вчера. Подъем идет траверсом склона в восточном направлении, в обход крутой части. Через 26 мин. пересекаем бергшрундт (берг в этом месте узкий, не представляет технических трудностей). Ещё через 10 мин. выходим на перевал.

Фактически, здесь имеется несколько седловин. Тур находится в центре южной седловины перевала. Она немного ниже нашей, переход к ней по гребню не представляет технической сложности.

С первала открывается потрясающий вид на ледник в верховьях р. Караколтор: бесчисленное количество ледовых кратеров на теле ледника. Долгое время любуемся открывшимся видом.

Наиболее удобный спуск с перевала - по снежно-осыпному кулуару с южной седловины перевала.

Спуск в кулуар осложнён карнизом, пробиваем карниз в северной части седловины (там он наиболее узок).

Начинаем спуск по снежно-осыпному кулуару крутизной до 350, движемся в касках. С седловины в кулуар сходим плотной группой и попадаем на мелкую осыпь, лежащую на льду и покрытую неглубоким снегом.

Провешиваем 40 м перил и спускаемся по перилам с самостраховкой (крепление перил за скальный выступ, снятие перил сдергиванием).

Далее по снегу и мелкой осыпи (30 - 350) с самостраховкой палками продолжаем спуск по кулуару и выходим на боковую морену ледника. Спуск с перевала занял 2 ч. 15 мин.

Спуск в дол. р. Караколтор начинаем вдоль ледника (ЮЮЗ) по правобережной боковой морене. Через 15 мин. выходим на ледник. Далее 30 мин. идем на юг по пологому (50) открытому леднику и спускаемся с языка ледника на конечную морену.

В долину р. Караколтор спускаемся с устьевой ступени левого притока вдоль его русла по правому берегу (травянисто-осыпной склон до 300) с самостраховкой палками. Через 47 мин. выходим к руслу р. Караколтор недалеко от места впадения в неё левого притока. Встаём на ночёвку на галечных площадках.

Дата: 7.08.04

День похода: 9

Маршрут: верх. р. Караколтор - р. Ашутор

Переходим на правый берег р. Караколтор по разливу в 100 м выше места ночёвки (ширина брода 20 - 25 м, глубина до 60 см, рано утром брод проходится с самостраховкой).

Вниз по долине р. Караколтор, идём по правому берегу реки, по осыпи. Через 35 мин. входим в зону прижимов (в этом месте морены ледника-притока долины спускаются вплотную к реке). Траверсируем осыпной склон морены крутизной до 300 с самостраховкой палками, через 25 мин. пересекаем по камням правый приток, ещё через 15 мин. выходим в широкую часть долины.

Продолжаем движение вниз по долине по тропе, идущей правым берегом (по траве). Через 1 ч. 20 мин. выходим в долину р. Ашутор.

По долине сбросили 240 м.

Река Ашутор выше слияния с Караколтором образует глубокий каньон. Ниже слияния долина широкая и пологая, видны постройки фермы и дорога, ведущая вниз по долине.

Тропа в верховья р. Ашутор идёт в ЮЗ направлении высоко над руслом реки по зеленым холмам левого берега. За 1 ч. 10 мин. проходим 5 км и выходим к месту впадения в р. Ашутор левого притока. Долина здесь расширяется, тропа спускается к реке.

Есть ровные травянистые площадки под несколько палаток.

Встаём на ночёвку, т.к. тропа уходит на правый берег Ашутора, а брод в вечернее время проблематичен.

Дата: 8.08.04

День похода: 10

Автор: В. Шашкин

Маршрут: р. Ашутор - под пер. Куйлю Юж. (разведка перевала Куйлю Юж.)

Переходим на правый берег левого притока, а затем на правый берег р. Ашутор.

Ширина бродов около 10 м, глубина до 50 см, рано утром брод проходится с самостраховкой. Тропа идёт выше места брода по правому борту долины.

Выходим на тропу и продолжаем движение вверх по долине (ЮЗ). Через 45 мин. по камням переходим правый приток р. Ашутор. Продолжаем движение по тропе и через 95 мин. выходим к месту слияния южного и северо-западного истоков р. Ашутор.

Долина живописна. Долгое время разглядывали стадо яков.

Также здесь в реку впадает ручей, стекающий с ледника юго-западного цирка. В этом цирке видна выраженная снежно-ледовая седловина с характерной ледовой куполообразной вершиной южнее нее. Предполагаем, что это перевал Куйлю Юж. (1Б), но уверенности в этом нет.

По камням переходим на левый берег и встаём на ночёвку на зеленом холме выше места впадения левого притока (северо-западного истока) в р. Ашутор (здесь много ровных площадок под палатки, чистая вода).

Вечером проводим разведку в долину северо-западного истока реки с целью обнаружить пер. Куйлю Сев. (1А). Но среди обнаруженных мелко-осыпных седловин ни одна не походит на простенькую "единичку-А", да и вообще на перевал, который хочется пройти).

Разведка в юго-западный цирк более успешна: ледник выводит на седловину 1Б - 2А. Решаем, что на следующий день идем туда.

Дата: 9.08.04

День похода: 11

Автор: А. Лушин

Маршрут: пер. Куйлю Юж. (1Б, 4303) - р. Куйлю Зап.

Схема перевала Куйлю Юж.

По левобережным травянисто-осыпным моренам начинаем подъём в цирк пер. Куйлю Юж. в Ю направлении, вдоль ручья.

Широкая снежная седловина перевала четко видна над юго-западным ледовым цирком. Южнее седловины возвышается характерная снежная куполообразная вершина 4641.

За 30 минут выходим к языку ледника и продолжаем подъём вдоль языка ледника по левобережной морене (мелкая и средняя осыпь до 300, самостраховка).

Через 61 минуту выходим на ледник. Ледник пологий (5 - 100), открытый. Продолжаем подъём по леднику (ЮЗ) и через 67 минут выходим под перевальный взлёт.

Поднимаемся на седловину в З направлении по ледовому склону крутизной до 250 в кошках с самостраховкой палками (вполне достаточно на таком склоне).

Через 60 минут подъема выходим к бергшрундту, перешагиваем его в узком месте (ширина около 0,5 м). Еще через 10 мин. выходим на широкую осыпную седловину перевала.

Снимаем записку 1997 г., в которой говорится, что, возможно, это пер. Куйлю Юж..

Спуск с перевала идет на север в долину левого притока р. Куйлю Зап. Верхняя часть спуска проходит по закрытому леднику.

На первом этапе спуска траверсируем северный склон вершины 4641. Движемся в связках по пологому закрытому леднику в З напр., а через 20 мин. поворачиваем на север, в долину (спуск с седловины прямо на север вывел бы нас на ледовые сбросы).

Продолжаем спуск в связках по закрытому леднику до 200, через 50 минут выходим на нижнюю (открытую) часть ледника. Дальше идем в кошках с самостраховкой ледорубом по открытому, сильно разорванному леднику крутизной до 150, прижимаясь к его правому борту (обходим ледопад).

Через 43 минуты выходим на морены под языком ледника. Далее поворачиваем на ЮЗ и продолжаем спуск в долину р. Куйлю Зап. вдоль русла ручья, являющегося левым притоком этой реки. В нижней части приток образует неглубокий каньон, который обходится по моренам левого берега.

Через 40 мин. спуска по притоку выходим к руслу р. Куйлю Зап..

Долина в этой части широкая и пологая.

Переходим на правый берег по камням. 35 минут идем вниз по долине и встаем на ночёвку на травянистых площадках у места впадения в реку правого притока. Идет сильный снег.

Дата: 10.08.04

День похода: 12

Маршрут: р. Куйлю Зап. - р. Сарычат

Продолжаем спуск вниз по долине р. Куйлю Зап.

Переходим правый приток по камням, а затем через 25 мин. движения вниз по долине, обходя прижимы, по камням переходим на левый берег реки.

Далее в течение 15 мин. идем вниз по долине по левому берегу, а затем переходим обратно на правый берег и выходим на тропу. Тропа поднимается высоко над руслом, обходя прижимы.

В долине обитает большое количество козерогов: на берегу периодически находим рога этих животных, оставленные охотниками.

Через 1 ч. 34 мин. выходим в дол. р. Сарычат.

В своей нижней части долина р. Куйлю Зап образует каньон, который проходится по тропе, идущей вдоль русла реки (т.е. по дну каньона). Выход из этой узкой "трубы" в широкую живописную долину р. Сарычат похож на сказку о таинственных мирах. Еще живописный ландшафт напоминает прерию из фильмов об индейцах.

По левому берегу р. Сарычат идёт конная тропа. Начинаем движение по ней вверх по долине.

На левом борту долины наблюдаем большое стадо коз и козерогов. Периодически видим зайцев, бегущих по долине.

Через 1 ч. 48 мин. выходим к месту впадения в р. Сарычат р. Чон-Борду (левого притока р. Сарычат).

Встаём на ночевку на удобных галечных площадках близ места слияния, т.к. перейти приток вброд во второй половине дня проблематично.

Дата: 11.08.04

День похода: 13

Маршрут: р. Сарычат - конечные морены лед. Колпаковского

Переходим в брод р. Чон-Борду, по разливу у места стоянки Глубина брода до 60 см, ширина 20-25 м, в утренние часы возможен переход с самостраховкой.

Идем вверх по долине р. Сарычат, тропа идет левым берегом. Долина - широкая и плоская. Через 20 мин. выходим к левому притоку.

Переходим левый приток р. Сарычат вброд. Глубина брода до 60см, ширина 15-20м, переходим с самостраховкой.

Продолжаем подъём по дол. р. Сарычат по тропе, идущей левым берегом. Через 40 мин пересекаем по камням левый приток, ещё через 45 мин. выходим к р. Бороко (левому притоку р. Сарычат).

Переходим вброд р. Бороко, по разливу в 200 м выше устья. Глубина брода до 50 см, ширина примерно 40 м, движение с самостраховкой.

Продолжаем подъём по левобережной тропе. Тропа идёт высоко над берегом; через 1 ч. 21 мин. переходим левый приток по камням, ещё через 1 ч. 28 мин. выходим к месту впадения в р. Сарычат её левого притока, вытекающего из-под лед. Колпаковского.

Переходим вброд на правый берег левого притока р. Сарычат. Глубина брода до 50 см, ширина ок. 30 м, движение с самостраховкой.

Подъём под лед. Колпаковского вдоль русла вытекающей из него реки затруднен т.к. она течёт по очень красивому, но непроходимому каньону ("скальные ворота" протяженностью 200 - 300 м). Каньон обходится поверху, по правому берегу (движение по травянисто-осыпному склону крутизной до 250 с самостраховкой в течение 10 мин., имеются элементы тропы).

Обойдя первый каньон, попадаем на травянистые террасы правого берега ручья. Долина ручья поворачивает на север, в 500 м впереди видны еще одни "скальные ворота".

Вторые "скальные ворота" (их протяженность 200 - 400 м), как и первые, обходятся поверху (движение по осыпному склону крутизной до 250 с самостраховкой в течение 15 мин., имеются элементы тропы).

За каньоном долина идет на север, открывается вид на ледник Колпаковского: под ледником большое озеро (растаявшая часть отступившего ледника). Подход к леднику возможен, очевидно, как по левому, так и по правому берегу.

Выбираем правобережный вариант и за 15 мин. проходим озеро (500 м с незначительным набором высоты) по осыпному моренному правому берегу.

Встаем на ночлег на галечных площадках, не доходя 150 - 200 м до ледника, у озер с чистой водой.

Дата: 12.08.04

День похода: 14

Автор: А. Шавард

Маршрут: лед. Колпаковского - пер. Колпаковского (2А, 4300) - лед. Котор

Перевал Колпаковского находится в северо-западной части западной ветви одноименного ледника. Особенность перевала: со стороны ледника Колпаковского практически нет перевального взлета, ледник плавно выводит на крутой ледовый сброс в долину р. Чон-Кызыл-Су. Зато подход под перевал связан с утомительным движением по самому длинному леднику района; время подхода существенно зависит от состояния ледника.

За 15 мин. выходим на язык ледника и начинаем плавный набор высоты вдоль ледника (С) по открытому льду 5 - 100. Идем, прижимаясь к правому борту ледника. Сложностей нет.

За 47 мин., набрав ок. 300 м, выходим под ледовые сбросы западной ветви ледника (они хорошо видны слева по ходу).

Далее нам предстоит подъем в западную ветвь ледника Колпаковского в обход ледопада, образованного слиянием западной и южной ветвей. Обход возможен слева (по ходу) по снежно-ледовому склону или справа (по ходу) по осыпному рантклюфту ледопада.

Выбираем правый вариант и поднимаемся по рантклюфту (средняя осыпь 30 - 350, движение с самостраховкой в течение 1 ч. 28 мин., набор высоты 160 м).

Следующая часть подъема - западная ветвь ледн. Колпаковского, длинный пологий (до 50) закрытый ледник, который обрывается ледопадом на СЗ.

Широченная седловина перевала хорошо просматривается с любой точки этой части ледника в его северо-западной части. Держим путь прямо на нее.

Долго идем в связках по глубокому снегу. Снег иногда держит, но часто случаются "провалы".

За 2 ч. 55 мин. набираем 240 м и подходим к перегибу ледника. Открывается вид на верховья Чон-Кызыл-Су. Это и есть седловина пер. Колпаковского, путь вниз - через ледопад.

По описанию, тур находится у скал в правой (по ходу) части седловины, решаем не забирать оттуда записку, т.к. путь к туру осложнён очень глубоким снегом и большим количеством крупных трещин.

На последнем пологом участке (около 50 м до спуска) ледник очень изорван крупными трещинами. Эту часть ледопада проходим в связках по предварительно разведанному маршруту (ледник сильно разорван, поиск пути связкой разведчиков занял около 40 мин.). За 15 мин. выходим на крутую (ок. 300) часть ледопада.

Продолжаем спуск по ледопаду вдоль его левого борта (здесь он менее разорван) в кошках с перильной страховкой. Крутизна ледопада до 400, местами он засыпан снегом. Всего провешиваем 8 верёвок по 50 м (крепление на ледобурах, сдергивание выкручиванием бура). Стараемся провешивать маршрут спуска между видимыми трещинами. Местами приходится прыгать (на перилах!) через небольшие (до 1 м.) трещины.

Всего спуск по крутой части ледопада занял 4 ч. 30 мин.

Выходим на пологую (5 - 100) часть лед. Котор, ледник открытый, трещин немного. В течение 15мин. спускаемся по леднику, затем, т.к. светового времени осталось мало, встаём на ночёвку на леднике, у его срединной морены (крупная осыпь, острый гребень; стоянка на камнях невозможна). Перепад высот на спуске составил 400 м.

Дата: 13.08.04

День похода: 15

Маршрут: лед. Котор - р. Кошкатор - р. Чон-Кызыл-Су - курорт Джилысу

Спускаемся по пологому леднику, прижимаясь к его правому борту (С), и через 35 мин. выходим к крутым сбросам у языка ледника. Обходим их по моренам правого борта, траверсируя осыпной склон крутизной до 300, через 10 мин спускаемся к р. Кошкатор.

Переходим на левый берег р. Кошкатор по камням, продолжаем движение вниз по долине (С) вдоль русла. Через 40 мин. переходим вброд на правый берег р. Кошкатор (глубина брода 40 см, ширина около 10 м, самостраховка). Здесь начинается тропа, идущая вниз по долине.

Тропа набирает высоту над руслом реки, обходя глубокий каньон и очень красивый водопад (дошли до него за 50 мин.). С тропы открывается красивый вид на долину Чон-Кызыл-Су. Сразу после участка над водопадом тропа круто спускается вниз, к руслу реки.

Далее тропа идет вдоль русла правым берегом (С). Через 30 мин. (от водопада) выходим к слиянию рек Кошкатор и Ашутор, началу р. Чон-Кызыл-Су.

Спуск по долине р. Чон-Кызыл-Су идет правым берегом реки по тропе (С). За 1 ч. 30 мин. проходим несколько прижимов, переходим вброд 2 притока и выходим к научной физико-географической станции (ФГС). Здесь небольшой поселок.

Характерно, что это первые люди, которых мы увидели поле прохождения перевала Каракол 8 дней назад. Исключение составляют лишь 2 пастуха, проехавшие мимо нашей стоянки в дол. р. Ашутор.

У ФГС переходим реку по мосту и попадаем на дорогу, идущую вниз по долине. Машины не доезжают до ФГС ок. 1 км, т.к. не могут преодолеть разрушенный мост на дороге.

По дороге, периодически переходя с берега на берег по мостам, за 80 мин. выходим к термальному курорту Джилысу. Здесь много отдыхающих, стоят юрты и несколько каменных построек. На курорте можно найти автотранспорт.

Выезжаем из курорта Джилысу в пос. Покровку на автобусе.

VI. Сведения о материальном оснащении группы

10 Жумар 1
11 Спусковое устройство 1
12 Ледобур 1

Рекомендации по использованию личного и группового снаряжения

Для приготовления пищи использовали газовые баллоны и горелки фирмы Cavea. Баллоны брались из расчета 1,5 баллона на 3 готовки. Для термоизоляции горелок использовалась стеклоткань.

Абсолютно ненужными оказались взяты нами 4 скальных крюка.

Кевлар (3 мм) очень удобен для сдергивания веревки (легкий, не тянется, очень дорого стоит). Только очень путается.

Следует обратить внимание на наличие обуви для бродов у участников.

А. Жирков

Расчет веса рюкзаков и меры по его снижению

Расчет веса рюкзаков в планировался исходя из следующих параметров:

• средний вес суточного рациона - 695 г (с учетом газа), общий вес продуктов 163 кг
  • общий вес группового снаряжения - 73 кг
  • максимальный вес личного снаряжения участника - 12 кг
  • групповой вес (групповое снаряжение + питание) делился между девушками и юношами в соотношении 2/3.

Таким образом, средний стартовый вес рюкзаков у юношей составлял 32 кг и у девушек 23,6 кг.

Меры по снижению веса рюкзаков в данном походе:

• использование раскладки умеренного веса (не более 650 г)
  • организации заброски в а/л "Каракол"

А. Жирков

Рекомендации по питанию

На завтрак использовались каши быстрого приготовления (Nordic, "Быстров"). Эти каши обладают достаточно высокой калорийностью, готовятся три минуты, что экономит время и газ, и при этом обладают сносными вкусовыми качествами. Вместо сахара для приготовления утренней каши мы использовали сахарозаменитель.

В целях уменьшения веса рюкзаков мы отказались от тушенки, заменив ее варено-сушеным мясом. По вкусу оно ничуть не уступает тушенке, но если на нашу группу из 12 человек нужно было бы 520 гр. тушенки на раз, то сублимата всего 150 гр.

Отказавшись от консервов вообще, на бутерброды мы взяли сало, сыр, колбасу и плавленый сыр.

В качестве дополнительного питания мы использовали чеснок и лук, а также заранее приготовленные в Москве перетертые с сахаром лимоны.

А. Шавард

VII. Выводы и рекомендации

Район похода

Район похода оставил у нас очень яркое впечатление. Основные преимущества района изложены в начале отчета (разд. "Вместо вступления").

К таким преимуществам относятся в первую очередь:

1) Очень красивый район с разнообразными ландшафтами.

2) Удобная и безопасная организация похода в сотрудничестве с туристической фирмой "Достук-Треккинг".

3) Разнообразие форм горного рельефа, дающее участникам возможность усилить свой познавательный и технический потенциал.

4) Возможность организации в районе горных походов с 1 по 6 к.с. открывают широкие перспективы проведения здесь походов детских групп, походов школ туристской подготовки и др.

Маршрут

Сильной стороной нашего маршрута стало прохождения значительного участка южной части массива Терскей-Алатау. Рекомендуем группам, проводящим походы третьей и выше категорий сложности посетить эти места.

Интересные места

К интересным местам района следует отнести:

• лечебно-бальнеологические курорты Алтын-Арашан; Джилысу
  • юртовые стоянки местных жителей
  • водопады бортов некоторых долин
  • ледники Аксайской стены
  • озеро Алакуль
  • побережье оз. Иссык-Куль
  • район выходов разноцветных горных пород - СКАЗКА (туда мы совершили экскурсию во время отдыха на Иссык-Куле)

Главные итоги похода

Главными итогами похода стало:

1. Знакомство с новым (для нашего клуба) районом и освоение его для дальнейших походов
  2. Выполнение краеведческого задания "Исследование горного рельефа". Результатом этой работы стало появление интернет-сайта, дающего возможность визуально изучать горный рельеф.
  3. "Проверка на прочность" технических и личностных возможностей группы и каждого ее участника в условия напряженного технически сложного горного похода.

А. Щербина

Список литературы, использованной при подготовке похода

1. В.Н.Вуколов. По Северному Тянь-Шаню. М., Профиздат, 1991.
  2. Энциклопедия туриста. М., БСЭ, 1994.
  3. Ю.К.Ефремов. Природа моей страны М., "Мысль", 1985.
  4. Л.Д.Долгушин, Г.Е.Осипова. Ледники М., "Мысль", 1985.
  5. А.Г.Исаченко, А.А.Шляпников. Ландшафты М., "Мысль", 1989.
  6. Геогафический энциклопедический словарь. М., 1989.

Отчеты о походах

• из библиотеки МГЦТК (см. далее список отчетов)
  • с интернет-сайтов (в частности сайт турклуба МГУ на www.msu.ru)

Отчеты по хребту Терскей-Алатау в библиотеке МГЦТК

N к.с. год Руководитель Нитка маршрута
5255 5 1989 Семенов Р. З. Телеты – пер. Димитрова – а/л Каракол – л. Джигит – пер. Солнце – л. В. Культор – пер. Бригантина – л. Альбатрос – пер. Эпюра – пер. Онтор – пер. Новосибирцев – пер. Айлама – пер. Ульяновцев – пер. В. Загадка – р. Ашутор – пер. Арча–тор – р. Джеты–Огуз
5237 5 1989 Константинов Пер. Инструкторов – р. Киче–Кызыл–Суу – пер. Лавинный – р. Ашутор – л. В. Кельдыке – пер. Загадка Ц. – пер. Бороко – л. Бороко – пер. Катюша – л. В. Бороко – пер. Серебряное Седло – л. Байтор – пер. Новосибирцев – пер. Онтор – пер. Каракол – р. Каракольтор – р. Каратор – л. Каратор – пер. Зимина – л. Экичат – р. М. Талды–Су – пер. Экичат С. – р. Сарыджас
5167 5 1988 Леонтович Р. Каракол – пер. Бригантина – пер. Онтор пер. Джеты–Огуз – р. Байтор – пер. СОАН–2 – пер. Ульяновцев – л. Колпаковского – р. Сары–Чат – пер. Дружба – пер. Джаман–су – пер. Петрова – …
5136 5 1988 Костин Р. Каракол – пер. Димитрова + пер. Лукавый – пер. Рижан – пер. Новосибирцев – пер. Слоненок – р. Караколтор – р. Каратор – пер. Обручева – л. Ашутор В. – р. В. Куйлю – …
4880 5 1987 Кузнецова Л. Колпаковского – пер. Кривбасс+И.Михальчевского – л. Айлама – пер. СОАН–2 – пер. С.Васильева + пер. ВГУ–400 – л. Киче–Борду – пер. Любитель – пер. Днепр–Турист – л. Караколтор – …
4694 4 1983 Галлямова Р. Айлама – пер. СОАН – р. Байтор – пер. Джеты–Огуз – пер. Онтор – л. Джигит – пер. Эпюра – л. Караколтор –пер. Каракольский В. – р. Культор – пер. Панорамный – пер. Тахыр–Тор – р. Алтын–Арашан – р. Ак–Су
4675 5 1984 Галлямова Р. Чон–Кызыл–Суу – пер. Колпаковского – пер. З.Загадка – р. Карабаткак – пер. Армейских Туристов – р. Байтор – пер. Новосибирцев – пер. Онтор – пер. Туристов Татарии – р. Аксу
4672 5 1985 Никольский С. Покровка – ФГС – пер. Котур – л. Котур Ю. – л. Колпаковского – пер. Загадка В. – р. Айлама – пер. СОАН – пер. Серебряное Седло – р. Сарычат – л. Металлург – пер. ФКТ – пер. Эпюра – л. Джигит – р. Культор
4655 5 1986 Головкин Р. Алтын–Арашан – пер. Труд (2А, 4200) – пер. Солнце (1Б, 4000) – р. Каракол – пер. Новосибирцев (3А, 4400) – пер. Байтор (3А, 4550) – пер. Сов. Педагогов (2Б. 4500) – пер. Загадка З. (2Б, 4400) – р. Ашутор
4610 5 1984 Сазонов Г. Фрунзе – р. Джеты–Огуз – р. З. Телеты – пер. Димитрова – р. Каракол – пер. Арчалытор – пер. Серебряное Седло – пер. ФКТ – пер. Бригантина – пер. Черные Камни – п. Алакель
4600 5 1985 Милюшин Р. Котор – пер. Котор – пер. Загадка – пер. СОАН–1 – пер. Серебряное Седло – р. Сары–Чат – л. Орой–Су – пер. Дружба – пер. Геологов – пер. Первоцелинников – пер. Джукучак
4578 5 1985 Крупко Р. Киче–Кызыл–Су – пер. Лавинный Зап. – пер. Загадка Ц. – пер. Бороко – пер. Катюша – пер. Серебряное Седло – пер. Фестивальный – пер. Грозовой – пер. 40 лет Победы – пер. Облачный – пер. Зимина – …
4242 4 1982 Громов Р. Чон–Кызыл–Суу – пер. Инструкторов – пер. Лавинный В. – пер. Ашутор – пер. Загадка В. – пер. Армейских Туристов – пер. Джеты–Огуз – пер. Каменистый – р. Алтын–Арашан
4189 5 1982 Ковченко Р. Чон–Кызыл–Суу – пер. Инструкторов – пер. Лавинный В. – пер. Че–Гевары – пер. Ульяновцев – пер. Айлама – пер. Арчалытор Ю. – пер. Онтор – пер. Солнце – пер. Труд – пер. Аныртор – р. Аксу
4105 6 1979 Кренгауз Р. Чон–Кызыл–Суу – пер. Айлама – пер. Новосибирцев – пер. Металлург – р. Чон–Борду – пер. МГС – пер. Эпюра – пер. Бригантина – пер. Дружба – …
4076 4 1981 Родионов Пос. Сару – пер. Оптимистов – р. Ашутор – ФГС – пер. Джеты–Огуз – пер. Онтор – пер. Эпюра – пер. Бригантина –пер. Труд – р. Алтын–Арашан – пер. Ормак – кур. Аксу
3997 5 1979 Воротынцев Р. Чон–Кызыл–Суу – пер. Котур – пер. Загадка В. – пер. СОАН – пер. Серебряное Седло – пер. Энергия – пер. Эпюра – пер. Труд – …
3926 5 1980 Киселев Пер. Ашутор – р. Сарычат – пер. Котор–Тор – пер. Айлама – пер. Серебряное Седло – пер. Орой–Су – пер. Днепропетровцев – пер. Колесника – пер. Энергия – пер. Каракольский – р. Каракол
3849 5 1979 Лысенко Р. Каракол – пер. Экичат Сев. – р. Такыртор – пер. Хатиджи – пер. Бригантина – пер. Солнце – пер. Онтор – пер. Арчалтор Ю. – пер. Айлама
3848 5 1975 Цветков Р. Ашутор – р. Котор – пер. З. Котор + пер. Сюрприз – пер. Ц. Котор – пер. СОАН – пер. Аютор – пер. Бригантина – пер. Облачный –р. Ирташ – пер. С. Куйлю – пер. Хатиджа – р. Аксу
3830 5 1980 Тютин Р. Аксу – р. Айлынаш – пер. Арашан – пер. 20 лет ПКТ – пер Степкина – пер. Облачный – …
3807 4 1980 Жариков Р. Таштамбектор – р. Айлампа – пер. Тургень–Аксу – пер. С. Арашан – пик Панорамный – пер. Туристов Татарии – пер. Делоне (Днепропетровцев) – пер. Джеты–Огуз – пер. Айлама
3750 4 1980 Саид–Галиев Р. Каракол – пер. Кургактор – р. Такыртор – пер. Ленинградцев – пер. Джеты–Огуз – пер. Айлама – пер. Каратакия – р. Киче–Кызыл–Суу
3722 5 1976 Житлов Р. Каракол – пер. Дмитриева – рад. пер. Проходной – р. Зап. Телеты – рад. пер. Рижан Ложный – пер. Новосибирцев – пер. Онтор – пер. Каракольская перемычка – рад. пер. Степкина – пер. Облачный – пер. Загадка З.
3705 2–3 1978 Баринов 1) слияние р. Котур и Ашутор – пер. Запасной – пер. Лавинный – пер. СОАН – пер. Димитрова. 2) р. Ашутор – пер. Оптимистов – пер. СОАН–2 – пер. Призывников. 3) лед. Котор Сев. – пер. Киче–Борду – пер. СОАН–1 – пер. Новосибирцев. 4) р. Киче–Кызыл–Суу – пер. Джуматай – пер. Оптимистов – пер. Арчатор
3577 5 1979 Храмова Пер. Телеты – пер. Рижан – пер. 40 лет Киргизии – пер. Арчатор – пер. Онтор – пер. Эпюра – пер. Бригантина – пер. Каменистый