Регистрация

Главная > Регионы > Кавказ Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS

Дигория-2009. Питерско-осетинский поход

Автор: Александр Доммес (Санкт-Петербург)

Работы Александра Доммеса:

Фотоотчет о горном походе "Дигория-2009"

После пары походов на Алтай решили сходить на Кавказ. Привлекала Осетия - по рассказам приятельницы, ходившей туда дважды, красиво, спокойно, интересно. Кроме того, у нее там хороший знакомый местный инструктор, который поможет во всех вопросах (оформление пропуска, транспорт и т.п.). Собрались две семьи - я, жена Лера, дочь Оля и сын Вася, а также товарищ по алтайскому походу Саша с сыном Максимом (14лет) и племянником Мишей (15лет). Максим тоже ходил с нами на Алтай, Миша в горах впервые. Дал объявление "Приглашаем участников", но никто не откликнулся. ( Как оказалось, и к лучшему - к нам присоединились еще трое осетин, больше 10 человек было бы уже многовато.)

Для маршрута взял сквозной проход от Таймази к Караугому плюс радиалки. Перевалы сложнее 1Б нам не подходят, но 1Б не избежать, если не идти совсем по низам, от Бартуя к Фастагу проще не пройти. Сначала думал идти перевалы Короткий(1А,3200) и Цагардор(1Б,3450), но когда обсуждал с осетинским инструктором Маратом, он сказал, что тоже пойдет с нами со своей группой, но им нужна горная двойка. Одна 1Б или две - разница невелика, заменили Короткий на Гебе-Бартуй(1Б,3400), а в акклиматизационную радиалку включили перевал Удобный (1А,3200).

Окончательный вариант: т/б "Ростсельмаш"- пер. Удобный (1А,рад.) -ледн. Тана (рад.) - ледн.Геби -пер.Геби-Бартуй (1Б)- ледн.Бартуй - пер.Цагардор(1Б) - ледн.Фастаг -Райская поляна -ледн.Караугом(рад.)-т/ б "Дзинага". Двоечка по минимуму.

8 августа

Приезжаем во Владикавказ. На вокзале встречает Марат и везет к себе домой. Пока принимаем после поезда душ, выкатывает 3 осетинских пирога и огромный арбуз, который мы смогли одолеть только наутро. Вот бы все походы так начинались!

При обсуждении планов выясняется, что группы у Марата не получилось, есть только еще два человека и поэтому он предлагает идти одной группой. Логично, но нам очень неудобно: продукты расфасованы по пайкам на 7 человек, нормы довольно жесткие, просто поделить на 10 будет мало, добавить по трети в каждую пайку тоже непросто. Выясняем, какие продукты есть у коллег и пытаемся скомбинировать, чтобы и питательность сохранить, и вес не увеличивать. Пересматривать раскладку на меньшее количество нам не привыкать, а вот на большее - впервые. Кое-как получается, но уж лучше бы знать заранее.

Также выясняется, что наши новые участники идут без кошек и без обвязок. "Почему? …Так у нас же сложнее 1Б ничего не будет." Это мне совсем уже не нравится, у меня о сложности 1Б совсем другие представления и всем "моим" велено взять ледорубы, кошки и обвязки, а в общественном еще и ледобуры, но как возражать гостеприимному хозяину? Марат собирается отдать нам почти все диваны и кровати в доме и мы с трудом уговариваем, что отлично выспимся на полу на пене и спальниках (тем более при наличии ковра).

9 августа

У родственницы Марата свадьба, пропустить которую невозможно (скромненько, человек на 400), поэтому он заказывает нам экскурсию в Куртатинское ущелье - я ему по телефону до приезда говорил, что хотелось бы там побывать (маршрутка с экскурсоводом - 2500р) - и отдает ключи от своей квартиры, так как они все будут поздно. Как и в день приезда, идет дождь. Экскурсия начинается под дождем, но постепенно растягивает, пасмурно, но сухо. Посмотреть есть на что - красивая природа, оригинальные памятники погибшим воинам ("Журавли", "Скорбящий конь"). Затем более древнее - цырты (надгробные памятники) и склепы, крепость в скале с ходом через пещеру аж в соседнее ущелье (правда, заваленным), ныхас -"осетинское вече", древний монастырь, бесчисленные оборонительные и сторожевые башни, древнее почти заброшенное село Цмити (известное по фильму "Кавказский пленник") тоже с башнями. Интересно, что состоятельные осетины, строя в родовом имении роскошный коттедж, рядом реставрируют старинные постройки. Возвращаемся, переполненные впечатлениями, хотя видели далеко не все.

10 августа

Марат говорит, что маршрутка стоит очень дорого - целых 5000р, поэтому поедем на рейсовом. Нас после алтайских подъездов цена не впечатляет, но почему бы не сэкономить? Проезд стоит 80р плюс за рюкзаки на усмотрение водителя - туда 30, обратно 50. На семью экономия действительно изрядная. Билеты купили заранее, но еще набилась толпа молодежи без билетов - а что делать, один автобус в сутки. Теснотища жуткая, но все веселые, шутят и смеются - чувствуется привычка. Время от времени по пути подсаживаются новые пассажиры, хотя казалось бы уже некуда. Приезжаем сначала в Дзинагу, затем в Стур-Дигору. Нам еще несколько км до турбазы "Ростсельмаш". Водитель предлагает довезти за 100р с каждого - явный перебор. Выходим, он предлагает по 50, мы уже не против, но Марат говорит: "Пошли". Впрочем, идти всего час и встаем на поляне перед турбазой.

11 августа

Утром относим лишнее на турбазу и идем вверх по Харесу. По пути много красивых водопадов, особенно хорош Каскадный, у которого встаем на перекус. Впрочем, Чертова мельница на Харесе тоже впечатляет, хотя виден только издалека. До Каскадного - дорога и отдыхающие с турбазы, дальше никого. Доходим до болота Чифандзар и по нему до впадения Орсдона. Наверху под отрогом, в котором перевал Удобный - кош, думаем заночевать там или рядом. Реку переходим вброд - кто босиком, кто в ботинках. В самом коше неуютно (точнее, грязно), ставим палатки за кошем. Возле - несколько стволов березы. Сначала пытаемся готовить в коше, но он весь заполняется дымом. Находим печку-буржуйку, выносим ее на улицу и готовим там.

12 августа

Чтобы идти к перевалу Удобный (3200,1А) по обычной тропе, надо спускаться вниз, к Орсдону. Поэтому идем к перевалу по гребню отрога. Можно ли так дойти, мы не знаем, но нам в общем-то все равно: главная задача - акклиматизация. Все время идет дождь, на высоте переходящий в мокрый снег. Идти все тяжелее, дыхание сбивается - чувствуется высота, хотя явной горняшки нет. Технически путь несложен. Выходим на вершину, под которой чуть ниже - хребет с несколькими седловинами. Одна из них и есть перевал. Обратно тем же путем. Кое-где по мокрому снегу скользко, некоторые падают, но неопасно (заодно тренируется самостраховка).. Обедаем в коше и под дождем - вниз к турбазе. Идем насквозь мокрые и иногда донимаем Марата вопросом: "А бывает ли вообще в Осетии солнце?" У турбазы подъезжает автобус, из него выходят наши участники Георгий и Альбина - сухие и жизнерадостные. На вопрос: "Когда же кончится этот дождь?" оптимистично отвечают, что к сентябрю уж непременно. Идем в лагерь, Альбина делится свежими впечатлениями от восхождения на Эльбрус, с которого только что вернулась. Ей там проще, акклиматизация практически не нужна - набирается дома в ПВД.

13 августа

С утра ясно и солнце. Раскладываем одежду и обувь на камнях у реки на просушку и поэтому с выходом задерживаемся. Идем посмотреть на висячие ледники Тана. У Оли сегодня день рождения, поэтому заходим в околотурбазное кафе и заказываем на 18 часов осетинские пироги. Сначала заказываю два, но мне объясняют, что четное число - все равно, что у нас четное число цветов в букете, поэтому заказываю три. Идем по заросшему лесом склону до поляны Таймази, где любуемся на вершины Таймази и три водопада из-под них ("Три сестры"). Здесь Саша забывает очки. Очень не переживаем - есть двое запасных. Идем вправо по тропе уже сильно заросшей - сюда отдыхающие ходить явно ленятся. Затем выходим на открытое место и по шикарным лугам идем к ледникам. Все они висячие и производят сильное впечатление. Не меньшее впечатление производит рассказ Георгия о том, как они выглядели 10 лет назад - два соседних составляли одно целое, нависая над долиной. Скорость отступления ледников потрясает. Обедаем с видом на ледники. Выясняется, что Максим тоже остался без очков - пижонская привычка носить очки высоко в волосах в густом лесу не очень уместна. Это уже беспокоит - снежные перевалы еще не начались, а запасные очки уже закончились.

После обеда прохожу чуть вперед и нахожу в кармане склона небольшой снежник - идеальное место потренировать самозадержание. Зову молодежь, но откликается только Вася, который и так неплохо умеет зарубаться, остальные разомлели на солнце и ленятся. К тому же осетины поторапливают - Георгий забыл дома паспорт (!) и его должны переслать с очередным автобусом. Есть у них и знакомые в альплагере, которых надо навестить. Спускаемся по крутой тропе в альплагерь Комарт/ Таймази и идем "домой". По дороге забираем в кафе почти горячие пироги - отличное украшение праздничного стола.

14 августа

С утра выходим на основную часть маршрута. Переходим на правый берег Хареса по мосту и идем до впадения Гебидона и дальше вверх по Гебидону. Вдруг ниоткуда появляется наряд пограничников. Впечатления от встречи очень приятные: улыбаются, здороваются за руку, извиняются, что остановили. Документы просят предъявить только старшего. По сравнению с пограничниками Карачаево-Черкессии несколько лет назад, по несколько минут мрачно изучавшими каждый паспорт - контраст поразительный. То ли вообще обстановка в погранвойсках изменилась к лучшему, то ли именно в Осетии особый климат.

Идем по тропе через густой лес, что в жаркий день только приятно. В живописном месте у реки встаем на обед на два с лишним часа - до ночевок недалеко, спешить некуда, лучше переждать жару. Выходим из зоны леса , идем по лугам. Мы с женой немного отстали, догнали группу, вставшую на красивой поляне и распаковывающую рюкзаки. По описанию есть еще ночевки выше, под самым ледником. Я бы предпочел дойти туда, считаю, что под перевал лучше подойти как можно ближе, но возражать уже поздно.

15 августа

Встаем в шестом часу, собираемся намного быстрее, чем обычно - перевал 1Б, однако. Вдруг Миша объявляет, что у него пропали очки. Все осматриваем поляну, но найти не можем. Просто проклятье какое-то на всю семью! После обсуждения вариантов выхода залепляем Саше обычные очки лейкопластырем, уменьшая площадь поражения глаз. Неудобно, а что делать?

Пройдя симпатичное озерцо с ночевками на берегу (час ходового от нашей ночевки), выходим на снежник и одеваем кошки. У новичков они быстро прослабляются, делаем привал и перетягиваем как следует. Подъем по некрутому плотному снегу особого труда не представляет. Георгий идет не только без кошек, но и без ледоруба. Время от времени на снегу видны отпечатки его пятерни - "самостраховка по-осетински". Впрочем, с его ловкостью и координацией можно ходить как угодно.

На перевале Геби-Бартуй (1Б,3400) снежная седловина, к Бартую ведет крутой камнеопасный кулуар. Сняли записку питерской группы из ПКТ 12-дневной давности. По описанию лучше пройти по гребню влево и спускаться по соседнему кулуару. Марат идет туда на разведку и возвращается с известием, что кулуар там получше, но тоже не подарок, а подходить к нему надо вдоль скал над обрывом, с рюкзаками нужна страховка. За это время я просмотрел наш кулуар, насколько было возможно - неприятно, но вполне проходимо. Решили спускаться прямо с седловины. Круто, из-под ног сыпятся камни, быстро набирая разгон, участники, не имеющие опыта таких спусков, заметно нервничают. Тут Марат демонстрирует свой талант детского инструктора и тоном профессионального гипнотизера говорит, что все в порядке, ничего опасного нет, десятки групп здесь уже спустились и мы спустимся. Под завораживающие звуки его голоса медленно спускаемся вдоль скал, держась за выступы. По центру кулуара идет некрупная осыпь, малочисленная и опытная группа могла бы спуститься бегом, но для 10 человек с разным уровнем подготовки такой вариант не годится - задние просто засыпят камнями передних, поэтому продолжаем ползти потихоньку. Как будет выглядеть спуск при двух группах (или одна вниз, другая вверх), не хочется даже думать.

Наконец выполаживается, идем уже просто по осыпям. На подходе к леднику Бартуй -несколько каменных гряд, за каждой - провал, куда надо спускаться и подниматься по крупным камням, не везде и пройдешь. Наконец выходим на ледник и пересекаем его в сторону озера - традиционного места ночевок. За ледником очередной спуск-подъем и наконец выходим к озеру. Оно анонсируется как купальное, но уже семь вечера, холодает и купаться не тянет. Купаются только Альбина и Лера, причем Лера потом весь вечер жалуется, что замерзла. Лучше было бы дойти пораньше, но - увы! При разборке рюкзака Миша находит свои очки, обрадовав всю группу Все устали, но горняшки нет - не зря штурмовали перевал Удобный под мокрым снегом.

16 августа

С утра долина Бартуя ниже нас плотно затянута облаками, но над нами ясно. Опять встаем рано и идем к следующему перевалу Цагардор (1Б, 3450). Идем вверх прямо по леднику, инкрустированному вмерзшими камнями, стараясь подняться повыше , пока еще тень. Идем к перевалу Электрон(2А), затем сворачиваем влево под ледник Кушдарх. Наш перевал вправо, но по описанию надо уходить влево по краю ледника , а потом по длинной дуге заворачивать вправо. Марат предлагает подниматься сразу вправо, вдоль осыпей. Я не возражаю - подъем выглядит некрутым и несложным, влево заметно длиннее и к тому же под крутыми камнеопасными скалами. Идем вверх по хорошему плотному снегу, даже новички чувствуют себя уверенно. Подходим под ледовые обнажения, под которыми надо пройти траверсом метров сорок до снежной перемычки, а там уже где-то рядом и седловина. Марат опять говорит, что все в порядке, сейчас аккуратно пройдем, но тут на меня его гипноз не действует, склон мне совершенно не нравится. Настораживает, что выше лед и ниже тоже кое-где проступают пятнышки льда. Прямо вроде нормальный снег, но насколько он глубок?

Иду первым, тщательно вбивая на каждом шаге ледоруб по максимуму. Так и есть - с каждым шагом глубина все уменьшается. Поворачиваю назад и даю команду достать обвязки и веревки. Дальше все по стандартной схеме: снег разгребается до льда, ввинчивается ледобур, первый проходит на страховке, ввинчивает в конце второй ледобур, группа проходит по перилам, последний уходит на страховке через второй ледобур. Середину траверса последние участники проходят уже по голому льду, снег стоптан ногами первых. Конечно, склон некрутой и опытная группа в кошках, наверно, могла бы пройти и без перил, но группе, в которой у одних нет опыта, а у других - кошек, лучше не экспериментировать.

С перемычки по некрутому снегу простой выход на седловину. Снимаем записку той же питерской группы. Спуск вниз опять по камнеопасному кулуару, но не такому крутому ,как вчера, и к тому же быстро расширяющемуся вправо, что позволяет первым уходить косым траверсом из-под обстрела. Спускаемся уже быстрее и увереннее. Все сильнее сгущается туман, идем то по снежникам, то по осыпям, то по леднику при минимальной видимости. Неопасно, но неприятно. По пути пара стоянок, но воды рядом не видно, да и не хочется вставать на леднике в тумане, время еще есть. Наконец ледник кончается, выходим на траву. Вскоре находим более-менее ровные площадки и встаем. Вдруг в тумане небольшой просвет и виден склон вдали. Георгий говорит, что это и есть Райская поляна, и если мы на пару часов напряжемся, то можем заночевать уже там. Ни малейшего желания еще два часа напрягаться нет, ночуем здесь.

17 августа

С утра ясно, солнечно. До ближайшего ручейка минут 10 вверх по склону, на этот подвиг способен только дежурный, поэтому умываемся росой с травы - экзотично, но приятно. Поскольку сегодня можно не спешить, хочу подняться на пупырь сзади, посмотреть, откуда мы пришли. Компанию никто составить не хочет (поиграть в карты, конечно, интереснее), иду один. Дошел до места, откуда хорошо виден путь спуска, фотографирую его и лагерь сверху и возвращаюсь. С некоторым трудом отрываю картежников от самого главного занятия, и начинаем собираться. Марат говорит, что до поляны два часа спуска по хорошей тропе, все походные трудности уже позади. Мы развешиваем уши и убираем обвязки на самое дно рюкзака.

Спускаемся к Фастагдону по осыпям среди травы, изобилие цветов, особенно хороши маки. Ближе к берегу появляется хорошая тропа, идем по ней. По дороге встречается интересное место: огромный нависший камень, под которым целая группа может укрыться от дождя, даже палатки встанут. Тропа упирается в прижим и уходит вверх. Идем по травянистому склону впритирку над бараньими лбами, обрывающимися в реку, в одном месте пролезаем через камень под скалой, с рюкзаком довольно неудобно. Жена говорит: "Не люблю ходить по таким тропам, мне легче по скалам дюльфером спускаться". Метров через 100 группа встает, упершись в скалу, от которой надо спускаться вниз. "Кто заказывал дюльфер? Распишитесь в получении!". В скалу предыдущей группой надежно забиты два крюка, организация дюльфера труда не представляет, зато доставание обвязок со дна рюкзака, стоя на крутом склоне над рекой - еще как представляет! Встаем с Лерой рядом, кладем рюкзаки, упираемся в них коленом, чтобы не улетели. Один достает вещи, пытаясь докопаться до обвязки, другой придерживает. Это нам хороший урок: разговоры про "дальше все просто" слушай, но снаряжение далеко не убирай.

Затем идем по хорошей тропе через живописный лес со скрюченными деревьями (вспоминаются Соловей - разбойник, энты из "Властелина колец" и т.п.). Перейдя Фастагдон по мосту, выходим на Райскую поляну. Марат, заставший ее во всем великолепии, рассказывает, как она выглядела до катастрофы 1989 года: ровное пространство под несколько сот палаток на берегу реки. Сейчас это клочок на краю селевого обрыва: три палатки встают, второй группе встать было бы уже непросто. Есть стол, скамейки, очаг. Рядом кастрюля и две огромных сковородки. На поляне изобилие черники и моховиков, так что сковородки очень кстати.

18 августа

В программе - радиальный выход на Караугомский ледник - изюминку района. У меня запланирована радиалка на два дня с ночевкой на леднике (точнее, на ледниковой морене), но осетины дружно уверяют, что мы везде успеем и все посмотрим за полдня. Я сильно сомневаюсь, но "ты не местный - ты не знаешь". Другие тоже совсем не рвутся идти в радиалку под рюкзаком, идем налегке. Хорошая тропа идет по краю селевого обрыва, внизу виден ледник , а впереди - роскошный ледопад. Марат показывает, до какого места ледник доходил несколько лет назад - разница впечатляет.

Доходим до хороших ночевок у поворота на перевал Фастаг. Хочется спуститься походить по леднику, но непонятно где: везде крутой обрыв. Тогда просто идем в радиалку на верх морены, заворачивающей к Фастагу. Оттуда прекрасный вид на все ветви ледопада, любуемся и фотографируем. На обратном пути видим несколько мест, где можно было бы сойти на ледник. Я бы с удовольствием провел на леднике два дня , посмотрел, как он выглядит утром и вечером. А так до конца похода два дня, а делать-то уже и нечего: до т.б. Дзинага полдня ходу. Потом выяснилось, что у Марата на турбазу приехала жена и он спешит с ней увидеться. Нам кончать поход днем раньше смысла нет, но приходится подстраиваться. (Иногда можно и пожалеть о наличии в походе мобильной связи.) Вечером добровольцы жарят грибы на сковородках, размер порции не ограничен.

19 августа

Утром не спеша собираемся. Сверху с Караугомского плато спускается горная четверка из Костромы - единственная тургруппа , встреченная за поход. По сравнению с Осетией Алтай вспоминается как проходной двор. Предлагаем ребятам занять наше место, отдохнуть и поесть грибов, но они спешат в Дзинагу. Чуть позже выходим и мы. Тропа идет старым руслом Фастагдона, дальше спускается к Караугомдону. По пути обещано изобилие земляники, но ягод не так и много. К тому же Марат, предвкушая встречу с женой, ведет быстро и только иногда удается ухватить несколько ягод. Зато ближе к Дзинаге тропа входит в роскошный малинник и тут уж останавливаются все и надолго. Хорошенько поев, идем в Дзинагу . У погранзаставы нас останавливают пограничники. Документов достать не требуют ("Мы и так все про вас знаем"), говорим о том, о сем. Застава выглядит весьма роскошно, можно принять за большой коттедж, Встаем на поляне за турбазой, шлем гонцов в магазин (хлеб, печенье).

20 августа

Спим, едим, играем в карты. Дети время от времени бегают до магазина, печенье улетает молниеносно. Вечером приходит Марат с большим арбузом.

21-22 августа

Автобус может быть с 6 утра, ни свет ни заря встаем и идем к турбазе. Ждем его часов до семи. Люде (жене Марата) еще хуже: у нее на турбазе за стенкой всю ночь гудела молодежь, спать не пришлось вообще. Автобус не такой набитый, как туда, почти все сидят (по трое на сидении). По дороге постепенно заполняется. С автовокзала идем домой к Марату. Люда с сыновьями готовит на кухне: сосиски, салат, еще что-то. Мы хотим сходить в магазин и тоже купить какой-нибудь еды, но тут выясняется, что все это готовится для нас и нас приглашают к столу. Мне, честно говоря, становится неловко: человек ночь не спал, ехал несколько часов по горной дороге, а теперь еще корми ораву из семи человек, только-только из похода. Но ничего не возразишь: забота о госте - дело святое. После еды уезжаем на полдня в центр города: и нам интересно посмотреть, и хозяева хоть немного отдохнут.

Центр Владикавказа очень приятно выглядит: сохранилась застройка XYIII-XIX веков, красивый мост через Терек. По местному Бродвею - проспекту Мира - машины не ходят. Только трамвайчики, вызывающие ностальгические чувства. Цена за проезд - 4рубля(!) - усиливает ностальгию еще больше. Гуляем, едим мороженое, расслабляемся. Потом закупаем продукты на вечер и в поезд и едем "домой".

Вечером праздничный стол готовим уже мы. За столом обмениваемся впечатлениями и сходимся на том, что маршрут удался: красивая природа, хорошая компания, с погодой повезло. Трудности были, но в меру. Миша, правда, говорит, что он в горах не только первый, но и последний раз, Максим тоже не очень рвется, но это нормально: горный туризм - развлечение специфическое, кому-то подходит, кому-то нет. Тем не менее, довольно сложный для них маршрут ребята прошли достойно, молодцы! (Как и остальные, впрочем).

За столом Марат предлагает сходить вместе на следующий год, уже в тройку - аппетит приходит во время еды. В принципе, почему бы и нет: район интересный, еще много что можно походить и посмотреть, компания подходящая, а уж о том, чтобы начинать и заканчивать маршрут на квартире одного из участников с пирогами, арбузом и душем, любой турист может только мечтать.

Поезд у нас в 6.30, заказываем маршрутку(300р). Видно, что Марат очень устал, буквально засыпает на ходу и мы уговариваем его не провожать нас на вокзал, но каноны кавказского гостеприимства такого не позволяют. Утром он встает с нами, едет на вокзал и стоит у вагона до тех пор, пока поезд не тронется.

Good -bye, Ossetia, o!!!

Фотоотчет о горном походе по Осетии "Дигория-2009"

1. В гостях у Марата

12. Цырты

13. Вершина Таймази

14. Пер. Таймази-вцек

15. У турбазы "Ростсельмаш."

16. Пчелы

17. Водопад "Чертова мельница"

18. Водопад "Каскадный"

87. Набережная Терека

88. Привальная у Марата

В начало страницы | Главная страница | Пишите нам
АвторыАвтостопВелотуризмВодный туризмГорный туризмЗаконыИнтернет-магазинКартыКнигиКонкурсыКонный туризмЛыжный туризмМедицинаМероприятияНовостиО сервереОбучениеПарусный туризмПешеходный туризмПитаниеПоиск попутчиковПутешествияРазмещение материаловРегионы походовРеклама на сервереРынок снаряженияСкиталец.FAQСпелеологияСпонсорамСсылкиСтатьи о снаряженииТворчествоТерминыТест-лабораторияФИДОФорумыФотогалерея