Главная > О сервере

Голгофо-Распятскому скиту требуется помощь

Голгофо-Распятскому скиту на острове Анзер (Соловецкий архипелаг) требуются мужчины для летних работ по восстановлению скитских построек. Работы могут быть разными: от обшивки церковных построек деревом до перекопки грядок. График работы - начало в 9 утра, окончание в 7 часов вечера. С 13 до 14 - перерыв на обед, с 17 до 18 - вечерний чай. Проживание - в ските у подножия горы Голгофа. В связи с возможным увеличением количества трудников в этом году рекомендуется взять с собой палатки. Питание - за счет скита, пища постная (без мяса, но с рыбой). Кормят вкусно и обильно, с голоду никто не умрет. В соседнем Троицком ските (4 км по лесной дороге от Голгофо-Распятского) есть баня - в прошлом году мы там достаточно часто парились. Рядом с баней - бассейн с проточной водой, можно окунуться после парилки.
Приезд на остров в качестве трудника - единственный способ спокойно осмотреть эти места, ведь остров является собственностью скита и одновременно государственным заповедником. Посторонние люди на острове появляются очень редко и долго не задерживаются. Особенных требований к людям, приезжающим на остров нет, но очень желательно, чтобы это были люди непьющие, серьезные и верующие. Тем, кто проработает в ските более или менее значительное время (от 10 дней и более), будут компенсированы расходы на обратную дорогу (полностью или частично - пока не знаю, это будет зависеть от финансового состояния скита).
Никакого религиозного экстремизма на Анзере вы не найдете. Жизнь монахов размеренна и очень отлична от наших повседневных будней. Подъем в 7 утра, в течение часа служится утренная служба, в 8 - завтрак. Далее - работа, у каждого своя. По субботам, в ночь на воскресенье, служится всенощная служба.

В прошлом году я провел 10 дней на Анзере в качестве трудника, работал в нижней деревянной церкви - утеплял стены и обшивал их досками. Работа приятная, и работалось мне легко. После работы каждый вечер я подолгу гулял по острову, благо что ночи в тех местах абсолютно белые.
Анзер, на мой взгляд, - жемчужина Соловков. Насколько Соловецкие острова отличаются от Большой земли и удивляют своей необычностью, настолько Анзер отличается от Большого Соловецкого острова. Природа острова поражает своей нетронутостью и разнообразием. В глубине острова находятся дремучие леса с болотами и лесными озерами, в которых водится окунь. В этом году я пробовал ловить окуней на удочку и могу сказать, что так я рыбу еще не ловил. Клюет примерно через 3-5 секунд после того, как наживка касается воды. Скорость ловли определяется прежде всего скоростью насадки червей на крючок и снятия рыбы с этого самого крючка. Единственная особенность - рыба в большинстве озер мелковата, но есть озера, где ловятся очень даже приличные окуни, среди которых попадаются и совсем уж крупнячки. Однако дикая тайга с озерами, болотами и многочисленными сопками - не единственный пейзаж Анзера. Здесь можно найти почти все варианты растительных зон - вблизи от берега тайга постепенно переходит в лесотундру с карельскими изогнутыми березками, густыми кустарниками, низкорослым можжевельником, вереском и мхами. Морское побережье покрыто настоящей тундрой - только мох, деформированные ветром кусты, большие каменные поля, ветер, крики чаек, носящихся над своими гнездами (их яйца можно найти и там, и тут, ходишь и смотришь себе под ноги, чтобы не наступить, а чайки в этот момент с истошными криками атакуют и пытаются ударить клювом в голову. Жутковато...) В глубине острова есть замечательные луга с разнотравьем, цветами (в конце июня еще цветут одуванчики, природа в этих местах "отстает" от Питера приблизительно на месяц). Животные здесь тоже отнюдь не редкость. Первое, что мы увидели, выгрузившись с катера на остров (а времени было уже почти двенадцать часов ночи, что, естественно, никак не сказалось на освещенности - здесь в это время небо расцвечено прекрасными закатными красками, и светло как днем, не сравнить с питерскими белыми ночами) - это был северный олень, неторопливо бежавший по берегу моря метрах в двустах от нас и совершенно не обращавший на нас внимания. Так же неторопливо он выбежал на полосу мха и скрылся в кустарнике. За те десять дней, что я пробыл на Анзере, мне довелось видеть немало всяких зверей: сначала оленя, потом лисицу, перебежавшую лесную дорогу в десяти метрах передо мной. Казалось, ей нет никакого дела до меня, она несла в зубах какого-то черного зверька (или птицу, мне было трудно разглядеть, было уже за полночь). Во время ловли рыбы в пяти метрах от меня проплыла ондатра, неспешно так проплыла, и лишь после того, как я шевельнулся, она медленно погрузилась в воду. Потом был заяц во время нашего похода на мыс Калгуй - он понесся мимо нас, увидел, что это люди и притормозил. Лишь после того, как мы сказали "пух-пух!" он прибавил ходу. Нерпы преследовали нас во время пути на Анзер, они плыли метрах в трехстах от катера, показывая нам свои черные спины и головы. Однажды, на Калгуевом мысу, мне удалось подкрасться к нерпе метров на тридцать (она в это время лежала на камне и вертела головой). Когда она наконец заметила меня, то прыгнула в воду с удивительной для такой туши скоростью. Где-то через сто метров она вынырнула и стала вертеть головой, раглядывая теперь уже поподробнее, кто же это ее побеспокоил.
Охота на острове запрещена, лишь зимой ежегодно приезжают лицензированные охотники, которые отстреливают 30 оленей - в противном случае они съели бы весь ягель и вытоптали бы весь кустарник - ведь хищников крупнее лисицы на острове нет. Так человек пытается регулировать природу и, в случае с Анзером, весьма успешно.
Теперь следует вкратце описать историю острова Анзер. Остров этот самый северный в архипелаге. В центре острова много озер и есть довольно высокая (80 м) гора с очень крутыми склонами. Когда-то на остров приехал монах Елиазар, и поселился на берегу одного из самых больших озер, теперь называемого Елиазаровским. Стоянку Елиазара недавно раскопала экспедиция археологов, раскопки можно посмотреть совершенно свободно. Елиазар сразу проникся святостью места и посвятил свою жизнь подвигу отшельничества. Впоследствии на острове поселился монах Иов, который жил у подножия горы, тогда безымянной. Он жил в своей келье, почти ни с кем не общаясь. Однажды ему явилась Богородица и сказала:"Гору эту назови Голгофой и поставь на ее вершине храм в память Распятия Сына Моего. Много постарает народа христианского на этой горе, поэтому молитесь усердно. Я же вовек пребуду в месте сем." За дословность сказанного не отвечаю, но смысл передаю почти точно. Иов выполнил наказ Богородицы и основал Голгофо-Распятский скит, на вершине горы поставил деревянную церковь, а гору назвал Голгофой (так она теперь и называется во всех географических атласах). Позднее деревянную церковь перенесли к подножию горы - туда, где была раньше келья Иова, а на вершине горы поставили пятиглавый кирпичный храм с колокольней, келейный корпус, трапезную и гостиницу для паломников. Иова похоронили в притворе храма. В годы СЛОНа на Анзере находилось одно из самых страшный подразделений лагеря - тифозный изолятор. Конечно, это было только названием. На Анзер увозили тех, кто не должен был вернуться назад. Условия содержания были ужасными. Даже закаленный инспектор ГУЛАГа с содроганием описывал, как зимой, в двадцатиградусный мороз, он приехал на Анзер и увидел, что люди содержатся в кирпичном храме, пространство которого было разделено на камеры, АБСОЛЮТНО ГОЛЫМИ. Воды не было, поэтому заключенные периодически босиком, без одежды, выбегали на улицу и зачерпывали консервными банками снег и потом топили его, чтобы попить. На Анзере расстреливали, морили голодом и холодом, выставляли голышом на мошку, которая зажирала несчастных до смерти. Трупы порой просто скидывали с горы вниз, а порой хоронили в огромных братских могилах. Говорят, что на Анзере было убито около 100 тысяч человек. Сейчас следов лагеря почти не осталось - лишь столбы на Калгуевом мысу с перекладинами для колючей проволоки, да кресты на братских могилах возле скита указывают на лагерную пору. В 1939 году на остров специально приезжали военные и занимались уничтожением следов лагеря. И сделали они это на совесть - сейчас трудно что-либо понять, найти места лагерных построек. Могилы находят случайно, во время раскопок. Сейчас скиты отданы монастырю, но жизнь в них лишь только начинается, во многом благодаря помощи трудников и смотрителя острова - Евгения Никонова, мастера на все руки и просто душевного человека.
Сейчас на склоне горы выросла удивительная береза, ее ветви образуют совершенно правильный крест. Монахи говорят, что никто и никогда не подрезал эту березу, и считают ее появление чудом. Молва об этой березе распространилась уже очень далеко, многие спрашивают, видел ли я ее. Конечно, видел. Она действительно представляет собой ровный крест, как будто специально вырезанный неизвестным мастером. Поистине, это чудо, божественное и природное.
В свои вечерние походы я брал с собой штатив и тросик для фотоаппарата и подолгу снимал закаты, которые здесь исключительно красивы. Порой на меня нападали чайки, защищавшие свои гнезда от посягательств. Надо сказать, что это не очень-то приятно, когда у тебя над головой кружится больше сотни чаек, и некоторые периодически со страшным криком пикируют на твою бедную голову. Приходилось отбиваться от них камнями и сумкой для фотоаппарата.
Берега Анзера достаточно разнообразны - здесь попадаются и достаточно тихие заливы с песчаным дном, и каменистые участки с широкой полосой обкатанного водой серого плавника. Повсюду на берегу лежат кучи преющих водорослей, распространяющие вокруг дурманящий йодистый запах. Когда долго идешь по берегу, иногда даже голова начинает кружиться от этого запаха. Много здесь и морен - огромных полей, выложенных исключительно округлыми светлыми камнями с пятнами лишайников. На прибрежном песке я несколько раз видел мертвых бельков - детенышей нерпы, а порой и самих нерп. Почему детеныши лежат на песке летом, ведь рождаются они зимой, и почему вообще они погибли - осталось для меня загадкой.
На берегу Анзера есть много красивых мест, но, безусловно, самое запоминающиеся из них - это Калгуев мыс, до которого надо было идти около 10 километров по берегу от Голгофо-Распятского скита. Туда-то мы и отправились после всенощной службы в воскресенье. У нас был выходной, и надо было его с толком использовать. Мы пошли на мыс вместе с Игорем - трудником из скита. На Калгуевом мысу когда-то был лагерь, и до сих пор кое-где еще остались полусгнившие деревянные столбы с колючей проволокой. По пути на мыс надо пройти полосу странного леса, состоящего из искривленных карельских березок. Нигде до этого я подобных зарослей не видел. Идти через такой лес очень неудобно - постоянно мешают стволы берез, извивающихся над землей и закрывающих дорогу. Ближе к концу дороги на мыс мы проходили мимо тихих озер, лежащих в небольших ложбинах. Рядом с ними есть холмы, на которые мы выбрались в поисках спасения от окутавшего все вокруг густого тумана с моря. Порой казалось, что это такая низкая облачность, а мы просто идем в облаке. Постепенно туман начал рассеиваться, и мы заметили вдали на холме небольшой деревянный домик и вышку с маяком. Дом необитаем, внутри есть жутко дымящая печь и старые матрасы, так что при желании можно даже заночевать. Но у нас желания такого не возникло, особенно после того, как рядом с маяком мы нашли небольшой деревянный сарайчик, обнесенный колючей проволокой с табличками: "Осторожно, радиоактивность!" В этом сарайчике находятся атомные батареи для маяка. Осмотрев дом и маяк, мы поскорее пошли дальше, на вершину мыса. Впереди перед нами открылась чудная картина: мы стояли на высоком холме, а дальше расстилались зеленые луга с бурыми пятнами мхов и редкими зарослями кустарников. Дальше было видно резкое понижение берега к воде, длинная полоса камней, а потом ярко-синяя вода и полоса прибоя вдали. Возникает ощущение, что ты находишься в сказке или где-то на юге.
Каменистый берег у воды "украшен" древними могильниками, сложенными из валунов. Есть здесь около восьми обетных крестов с надписями. Они называются обетными из-за того, что ставились обычно моряками, терпевшими бедствие в этих местах и в критическую минуту дававшими обет поставить крест на месте своего спасения. Калгуев мыс - место весьма неспокойное, и моряков здесь, видимо, тонуло много. Отсюда и крестов тоже достаточно много - кроме тех, что еще стоят, можно найти и обломки совсем старых, уже упавших на землю крестов.
Вообще говоря, человеки - здесь животное достаточно редкое. Нет, можно, конечно, иногда встретить людей из паломнических групп на дороге между скитами, или гуляющих по самому центру острова возле озер, но и то немного и довольно редко. На Калгуе же мы не заметили абсолютно никаких следов пребывания человека - здесь вообще люди бывают редко. Только ветер и волны, да крики чаек...
На обратном пути с мыса мы прошли через Капорскую губу - залив, расположенный на обращенной к Большому Соловецкому острову стороне Анзера. Шли мы туда с конкретной целью - дело в том, что за неделю до нас на острове четыре дня жили ребята из художественного училища - две девушки и один парень. Они рассказали нам, что видели на Калгуе отшельника, живущего совершенно уединенно и питающегося мидиями. Отшельник, по их рассказам, был достаточно молод - лет около тридцати - и к монахам почему-то идти не хотел. Вот мы и хотели повстречаться с этим молодым отшельником, узнать какого он вероисповедания, и, если бы он оказался православным, позвать его в скит. Как мы не смотрели вокруг, на Калгуевом мысу никаких следов человека мы не заметили. Мы даже внимательно облазили домик возле маяка как возможное место жительства отшельника, но никаких признаков человеческой жизни не обнаружили. Когда же мы подходили по берегу к Капорской губе, мы попали в небольшую бухту, где на берегу гнили остатки деревянных вешалок для водорослей и сетей. За этими вешалками, среди деревьев, виднелась старая покосившаяся деревянная изба. С берега ее было почти не видно. Никого в избе и рядом с ней не было, но внутри было чисто, метрах в тридцати от избы был старый колодец с миской для зачерпывания воды, а у костра лежала целая груда раковин от мидий. Перед нами было жилище отшельника, это было ясно, но его самого мы не нашли, хотя покричали даже немного.
Дальше пошли по прибрежной дороге, петляющей среди невысокого кустарника и чахлых елочек. Вскоре мы достигли Капорской губы, прошли мимо сторожки лесника и вышли на дорогу, ведущую к горе Голгофа. Через полчаса мы достигли Капорского озера - одного из самых больших на острове. Вода здесь исключительно чистая, а с берега открывается отличный вид - лесные берега, а над ними - Голгофа с темным силуэтом пятиглавого храма. Из этого озера мы возили воду для питья в Голгофо-Распятский скит. В Троицком же ските мы готовили пищу на воде, которую привозили из Елеазаровского источника, расположенного в лесу, возле дороги на Троицкую косу. Источник представляет собой деревянный колодец с крышкой, над которым устроена небольшая крыша. Воду можно зачерпывать прямо ковшом - она находится всего на полметра ниже поверхности земли. Рядом с источником стоит поклонный крест. Вода в источнике удивительно чистая и вкусная. Говорят, что она еще и целебная, но сам я этого не проверял.

*     *     *

Можно долго описывать достопримечательности Анзера, но в любом случае большая часть впечатлений описанию не поддается. Надо поехать туда и посмотреть самому.
Работать на Анзере для меня было удовольствием, поэтому если кто-либо захочет помочь скиту этим летом - прошу обращаться на мой ящик newsurgery@yandex.ru. Я помогу информацией о проезде, условиях работы и ценах. Настоятель скита отец Евлогий благословил нас на сбор групп для работы на Анзере, поэтому мы и опубликовали это сообщение.

Илья Слепцов

Калгуевом мысу

Закат на Троицкой косе

Закат-2

Виды туризма: Водный | Горный | Лыжный | Пешеходный | Конный | Спелео | Автостоп | Велотуризм | Путешествия
Новости | Мероприятия | Конкурсы | Обучение | Питание | Медицина | Карты | Книги | Законы | Термины
Статьи о снаряжении | Тест-лаборатория | Отзывы о снаряжении | Интернет-магазин | Каталог магазинов | Рынок снаряжения
Фотогалерея | Творчество | Ссылки | Туристы | Поиск попутчиков | Несчастные случаи | Форумы | ФИДО
О сервере | Реклама на сервере | Размещение материалов | Спонсорам | Карта сервера

© Скиталец, 2001-2009.
Дизайн, администрирование - Илья Слепцов.
Программирование - Петр Газарян, Виктор Полозов.