Главная > Мероприятия Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS

VIII первенство ОАО "Башкирэнерго" по туристскому многоборью

Река Бирь 26-29.06.2003 г.

Автор -
Михаил Сергеев (Уфа)

Соревнования по турмногоборью становятся у нас традиционными. Восьмой раз мы уже собираемся вместе. Для чего? Есть много ответов. Один из них официальный: 2003 год провозглашен годом спорта и здорового образа жизни. И Администрация и профком стремятся не отстать от провозглашенных лозунгов и проводят спартакиаду и приветствуют наши туристские соревнования, которые по рангу соответствуют республиканским. Жаль только, что в этом году их не включили в зачет спартакиады. Обязаловка в нашей жизни много значит. В прошлом 2002 году включили в зачет спартакиады поэтому и было 380 человек на соревнованиях, а ныне в 2003 году только 240 человек из 15 филиалов ОАО "Башкирэнерго". Но сегодня приехали энтузиасты, спортсмены-туристы, которые занимаются спортом по зову души, зная, что спорт - это здоровье, а спортивный туризм - это вдвое здоровье, так как соревнования проходят на свежем воздухе, в общении с природой. А этого так недопонимают многие…

Годовую смету турклубу на 2003 год так и не утвердили. Необходимость каждых туристских соревнований в этом году приходится доказывать, проходя одни и те же пути. Приближалось время главных соревнований года: 8-е первенство ОАО "Башкирэнерго" по турмногоборью. Решением администрации объединения финансировать нас (турклуб "Энергетик") обязали спортклуб "Энергетик". Председатель спортклуба Л.П.Пьянов понял наши заботы, надежды. Вместе мы работаем не первый год. И дело завертелось. Организовать соревнования республиканского масштаба - не простое дело. Тем более общественникам. Но опыт у нас есть. Ведь это уже 8-е первенство! И на местах в филиалах уже давно ждут эти соревнования, ведь запланированы они с прошлых соревнований, и договоренность есть с представителями команд, что проводить их надо на старом месте и те же сроки, настолько удачным оказался прошлый выбор. Бирский район, река Бирь, старая плотина, образовавшая порог на реке, прекрасная поляна на берегу. На реке можно поставить трассу для соревнований на катамаранах и простую, и сложную. Пешеходную трассу тоже можно поставить рядом на местности и даже второго класса. Наш клуб всегда славился водным направлением туризма. Призовые места в рейтинге последних лет и первое в 2002 году по РБ говорит само за себя. С пешеходным туризмом сложнее, с пешеходной трассой бывали проблемы. Но в этом году в ЦЭС приняли нового инструктора, и пешеходная трасса 8-х соревнований была просто прекрасной.

Сроки соревнований приближались, и с мест уже шли тревожные звонки: состоятся ли соревнования? Оргкомитет успокаивал: делается все возможное. И вот за две недели до назначенного срока решилось: финансирование будет, транспорт, призы будут, питание судей обеспечено. Появилось распоряжение по спортклубу: провести плановые соревнования, бухгалтерии профинансировать соревнования. Назначен главный судья: мастер спорта СССР Виноградов А.В. (УГЭС) и подобраны заместители, начальники трасс, судьи по видам. Многие из них имеют звание мастеров спорта, заслуженных путешественников, много спортсменов-разрядников. Заседания главной судейской коллегии стали проводиться по два раза в неделю по вечерам в помещении турклуба "Энергетик". Дополнительно проводится много неофициальных встреч и переговоров в клубные дни и по телефону. И вот результат: предварительные заявки подали команды из 15 филиалов ОАО "Башкирэнерго". Многие могут выставить не одну команду, так как по положению в соревнованиях могут участвовать и члены семей. Для семей, прибывших на соревнования в составе 3-х и более человек, организованы семейные старты, для детей проводятся свои соревнования (в двух возрастных подгруппах). Как представитель ИАП могу сказать: и мы в этом году выставили команду в полном составе, хотя и с работой напряженка, и дежурства подпирают. Да и снаряжения своего у команды ИАП совсем нет. Пользуемся, чем бог подаст (то бишь турклуб "Энергетик"). А у него таких просителей на этих соревнованиях - 15 команд… Хотя некоторые команды уже имеют и свои катамараны для соревнований на воде, и обвязки с карабинами для пешеходной трассы. У них преимущество перед нами: они могут проводить тренировки в любое время и неограниченно. Но вот организационные хлопоты позади, и должен начаться спортивный праздник. Как только повезет с погодой? Весь месяц льют дожди. Настраиваю свою команду на дождливую погоду. Но все рвутся в бой.

26 июня. С утра - солнечная погода. У помещения турклуба толпится много народу. Количество участников оказывается больше запланированного: многие пришли с детьми, без предварительной договоренности. У школьников уже начались каникулы, выпускники только что сдали экзамены, получили аттестаты. По положению о соревнованиях они имеют право выступить за команду своих родителей. Мы даже приветствуем это. Что делать? Куда разместить, в какие автобусы? У помещения турклуба собираются команды ЛОК, ИАП, часть команды ТЭЦ-2 и УГЭС, а также приглашенные независимые судьи. Завтра на трассе они будут соперниками, а в повседневной жизни и на работе это друзья, и поэтому все вопросы и проблемы решаются: размещаемся вперемежку, немного потеснившись. Груз, снаряжение тоже разместили. Ура! Колонна автобусов отходит от клуба. Радостное настроение, и погода способствует этому: целый месяц шли дожди, а сегодня - первое солнце, и на небе - ни облачка. У нас в автобусе команды ИАП начинают складываться небольшие коллективы. Наконец-то общий состав команды определился (хотя могут подъехать еще и на личных машинах). Теперь задача: наметить составы команд на воду, на пешку, в отдельные экипажи. Это вопрос схоженности, опыта и еще вопрос личных предпочтений. Поэтому сначала выясняю желание каждого, а потом рекомендую. Но все еще впереди. Тренировочные прохождения могут внести изменения в состав экипажей. Поэтому и существуют предварительная заявка и техническая, которая подается перед стартом. Все еще впереди. Кратковременная остановка в Уд.Дуванее. Здесь вода, пирожки, клубника на прилавках. Дети радуются так же, как и взрослые. Проезжаем Суслово, Десяткино, обустроенный родник "Ключ Двенадцать братьев" и вот наша поляна. Все как в прошлом году. Появился мостик через ручей, удобнее ходить. Размещаемся на прошлогоднем месте. Все чисто, красиво, трава по пояс. В прошлом году аккуратно прибрались и сейчас приятно разместиться на этом же месте. Огораживаем "волчатником" территорию своей команды. Сразу планируем красивое, аккуратное и удобное размещение палаток, костра, флагов и названия. Ведь будет конкурс бивуаков, да и самим нам здесь жить 4 дня. Другие команды тоже стараются: взвиваются флаги России, РБ, ОАО "Башкирэнерго". Многие турсекции имеют свои флаги. Это УГЭС, ТЭЦ-2. Они выбрали олимпийский цвет - белый и эмблему турклуба "Энергетик" на его фоне. У турсекции КаГРЭС флаг темно-синего цвета. В центре поляны оставлена площадка: здесь будет установлен флаг соревнований и здесь место для построения. Это уже традиция, и все команды знают свои постоянные места. Если же появится команда - новичок, то комендант лагеря укажет им место расположения. На этих соревнованиях комендантом является В.М.Хлыбов, председатель турклуба "Энергетик". С ним не поспоришь. Сразу забирает экологический залог (вернет, если территория по окончании соревнований будет в норме). Въезд авто на поляну ограничен. Все авто выстраиваются за ручьем. Работа в лагере кипит. Подъезжают команды с севера (НЭС, КаГРЭС), с юга из Стерлитамака, Салавата. В этом году не представлен запад, а на востоке (Павловка, Белорецк), видимо, косят сено. К вечеру поляна заселяется почти полностью. Прибыли команды из 15 филиалов. Вечером совещание представителей команд и ГСК (главной судейской коллегии), семинар судей. На заседании проводится обсуждение работы на завтра. Пешеходная трасса уже поставлена (спасибо Калимуллину Д.А), а установка водной трассы еще продолжается, но она нужна будет позже. Вечером прошел ливень, гроза с крупным градом. Градины почти полчаса потом таяли. Но град не помешал жизни лагеря, его пережидали в палатках, в автобусах. Уже зазвучали гитары… Но выглянуло солнце - и снова лагерь как муравейник. К вечеру все успокаивается. Выглянули звезды, лагерь затихает, и только у некоторых костров звучат гитары.

27 июня. Солнечное утро. В палатке жарко. Я не умею долго спать. На природе почему-то за меньшее время высыпаешься лучше, чем в городе. Вылезаю на свежий воздух. В некоторых командах есть движение. Видимо, встали дежурные. А время уже 8.00. Своих пока не поднимаю. Вчера сидели долго у костра, все-таки первый вечер. Пока хожу за водой, кипячу, народ потихоньку просыпается. Необходимо подавать техническую заявку на ТПТ. У нас есть Паша. В прошлом году выступал за ЦЭС, а сегодня он наш (у нас работает). Мы считаем его самым опытным по пешеходной части соревнований, прикрепили к нему новичков. В команде по ТПТ их четверо. Азартно вяжут узлы. Веревку 6 мм выпросили вчера у ТЭЦ-2 на 30 минут и до настоящего времени она у нас. Видимо соседи понимают наше состояние и не отбирают веревку. Они лидеры по прошлому году и к нам относятся снисходительно. Спортивный азарт присущ всем. Охватил он и нас. Позавтракав, пешеходная команда (состоит из РДУ и Юристов) уходит осматривать трассу. Несколько человек отправляем в помощь судейской бригаде собирать клубные катамараны (надеемся получить их для тренировок на большее, чем у других время). Что же делать, если своих катамаранов нет. Хитрость удается. При проверке катамаранов, якобы для обкатки, провозим почти всю команду по трассе. Водная трасса пока устанавливается и Гена (наш лидер по ТВТ), помогая ставить трассу, тренирует свою команду. Все заняты.
11.00. Дана команда на построение. Команды выстраиваются в центре поляны. Многие команды имеют единую форму. Выглядит все это очень красочно. Зелень команды ТЭЦ-2, синий цвет УГЭС, желтый "Энергосбыта", зеленоватые майки ИАП. Многие не знают расшифровку ИАП, поэтому иногда из скромности представляемся: "Ишимбайское автопредприятие". Верят. А когда у нас есть успехи, не скрываем: "Управление". Открывает соревнования председатель турклуба Хлыбов В.М.. Передает слово главному судье. Команда победительница прошлого года ТЭЦ-2 поднимает флаг соревнований. Вверх взвиваются флаги России, РБ и БЭ. Поздравления, немного информации и все расходятся. Флаги продолжают развиваться. Соревнования продлятся еще 3 дня. Начинаются старты по ТПТ. Болельщиков просят освободить место старта. Разрыв между стартами - 15 минут. На каждом этапе много народу. Все шумят, подбадривают спортсменов. А спортсмены друг другу: "Не торопись, работай спокойно". Да, в туризме ошибка, например, в страховке может печально закончиться... Поэтому работают больше головой, а уже потом ногами и руками. На старте все проходят шутливый медицинский допинг-контроль, как у ГАИшников. Судьи на этапах комментируют, разъясняют ошибки и штрафные очки. Судейство строгое, но объективное. Команд много. Зрители устают, проводив своих по трассе, уходят. А в лагере свои заботы: приготовить обед, проследить за детьми. Под вечер, когда соревнования вошли в рабочий режим, отбегавшие команды на поляне устраивают уже экспромтом соревнования по волейболу. Многие купаются на речке. Но вода холодная. Долго в ней не засиживаются. А на воздухе жарко, около 30 градусов. Ответственность за безопасность на соревнованиях возложена от старта до финиша на судейскую коллегию, а в свободное время на представителей команд.
А на водной трассе продолжается работа по установке трассы для ТВТ. Непростое это дело. Необходимо натянуть тросы поперек реки и подвинуть ворота по ним так, чтобы интересно было ходить по ним, и чтобы трасса была по силам большинству участников. В этом году в связи с дождями воды в реке много и трасса должна получиться интереснее, чем в другие годы.
Для детей проводятся свои соревнования. Они бегают, ползают, таскают и проливают воду, проявляют свою меткость в метаниях. Здесь тоже шум, гам, подбадривания. Переживают не только за своих детей. Атмосфера здесь тоже спортивная, олимпийская, спартакиадная.
Погода прекрасная. Вечером - песни у костров. Комиссия по конкурсу песни ходит, слушает. Это у них первый этап. Заключительный этап будет в субботу вечером у общего костра. Комиссия по конкурсу бивуаков тоже работает постоянно и неприметно. Интересный лагерь у Приуфимской ТЭЦ: здесь на всех предметах шутливые инструкции по применению: и у умывальника, и у палатки, и у стола. Но кто живет лучше всех - скажет комиссия по бивуакам, а, возможно, многим и не нужно их мнение. Все живут хорошо!

28 июня. Утро теплое, солнечное. По результатам вчерашних тренировок наметил экипажи в первую команду. Выставляем мы и вторую команду. Вторая команда не претендует на призовое место, но для тренировки будет полезно прокатиться. Тем более, что для личников, видимо, времени не останется (команд очень много). Все довольны. Кажется, все в нашей команде задействованы. Только 4-х летняя Вика неуправляема. Весь лагерь ее знает, со всеми знакома, а в соревнованиях не хочет участвовать. Но у нас все добровольно. По судейскому жребию у нас 11 стартовый номер, и все же уходим смотреть прохождения с самого начала. Набираемся опыта. Следим за судьями на воротах. Они тоже могут ошибаться. Многие пытаются спорить с судьями. Но судьи непреклонны. Овчинников Ю.Г. - зам главного судьи по ТВТ сказал: "Можете подавать протесты, только подкрепленные видеосъемкой с бегущей датой на экране". А видеокамер много. Сколько будет фильмов? В нашей команде есть только фото. Цифровое (электронное). Можно смотреть сразу. Но судьи их к протестам не принимают. К обеду ясно, у нашей первой команды 5 место из 15. Вторые команды стартуют после обеда. Погода ясная, жаркая, солнечная. Участвовать в соревнованиях на воде - сплошное удовольствие. Болеть за своих тоже приятно. В нашей второй команде особенность: экипаж КАТ-4 чисто женский. Ни одна команда не решилась на такое. Волнуемся, простим, если не возьмут половину ворот, лишь бы был зачет. Но вот старт. Экипаж идет на все ворота. Даже на "вторые", которые трудно берутся 4-кой. И все ворота берут. Скорость, правда, невысокая. Но идут, и штрафных очков немного. Чисто идут. А мы хотели их еще подстраховать на финише... Да они многим мужикам фору дадут! Вот и финиш. По результатам дня оказалось - наш женский экипаж не последний. Что скажешь? Видимо, сказались вчерашние тренировки и женская сноровка. За Волю к победе им нужен приз.

Заканчивается день. Ясный, солнечный, полный впечатлений. Где-то катаются с водяной горки, где-то играют в волейбол. А я помогаю организовать общий костер, где будет проходить заключительный этап конкурса песни. Дрова подносят представители команд. На стульях за столиком размещаются трое судей по конкурсу песни. Темнеет. Загорается костер, и начинают звучать песни. Около 3-х часов продолжается заключительный этап конкурса песни. Затем потихоньку песняры расходятся к своим кострам, и там продолжаются концерты.

29 июня. Сегодня последний день соревнований. Если первый день - подготовка, второй, третий - рабочие дни, то последний - закрытие, показательные соревнования, итоги и награждения. Сегодня должны приехать представители Рескома, пресса, телевидение. На сегодня намечена эстафета: красивое, азартное, зрелищное соревнование. В нем участвуют команды, занявшие первые 6 мест по итогам первых дней соревнований. Это как финал. Трасса эстафеты - это сумма укороченных трасс водной и пешеходной части соревнований. Первый этап: катамараны - двойки, второй этап пешеходная трасса, третий катамараны - четверки. Подходит время старта. Пресса, телевидение опаздывают. Начинаем без них. Ответственный момент - передача эстафеты: нужно коснуться участника пешеходной команды, а при передаче эстафеты катамарану-четверке достаточно коснуться весла. Судьи пристально следят за правильностью передачи эстафеты, за безопасностью. В азарте можно свалиться в воду, наткнуться на весло. И, конечно, следят за временем и штрафными очками. Подъезжает пресса и сразу вклинивается в число зрителей. После прохождения первой команды выясняется: самое сложное место в эстафете - пешая часть, она больше всего влияет на общий результат. КаГРЭС - один из лидеров соревнований - допускает много ошибок на пешей части (получила много штрафа) и в результате откатывается из призеров. А команда ЦЭС (сильнейшая в пешке) выходит в лидеры. Но еще есть команда ТЭЦ-2 - тоже лидер соревнований - и она не оставляет надежды соперникам. Пройдя ровно (хорошо) все этапы, занимает первое место. Возник спорный вопрос о прохождении ворот катамараном-четверкой, и тут помогло телевидение. Оператор тут же перемотал ленту, судьи просмотрели прохождение, и истина восторжествовала.

Еще не закончилась комбинированная эстафета, а на поляне началась семейная эстафета. Здесь нужны команды из 3-х человек. Это больше шутливые соревнования. Но ловкость, смекалка необходимы и здесь. Смех, шутки звучат вокруг.

Телевидение (оператор) обходит лагерь. Наша команда (ИАП) пьем чай. Берут интервью у участницы семейных соревнований Дианы. Ей 10 лет. Возможно, покажут по башкирскому телевидению. Альберт-фотокорреспондент заставляет наш экипаж катамарана-четверки крутиться в пороге для съемки. Работаем в полную силу, устали больше, чем если бы прошли всю трассу.

Но вот подходит 14.00. Закрытие соревнований. Выступает главный судья, оглашая итоги. Председатель Рескома "Электропрофсоюз" И.Я. Булгаков высказывает свои впечатления о соревнованиях. Выступает представитель Министерства по физкультуре, спорту и туризму РБ Шаяхметов Р.З.- заслуженный путешественник России. Затем происходят награждения. Много призов достается команде ТЭЦ-2. Кажется, все команды в чем-то лидеры. У нас тоже есть призы. И есть женский экипаж, опередивший многие мужские. Они получают грамоту "За волю к победе". Все дети получают призы, никто не остался незамеченным.

Автобусы уже ждут свои команды. Уборка территории, возврат комендантом экологического залога и… Все разъезжаются. До новой встречи.

Фотографии:

У команды Кармановской ГРЭС - царский шатер     Леша и каша     Медпункт готов к соревнованиям

Команд и участников много     Открытие соревнований     Подготовка к старту команды управления

Глоток чаю и сгущенки для бодрости     Проверка готовности. Судейский допуск     Этап "Узлы"

Этап "Переправа"     У обрыва     Стенка

"Качающееся бревно".  Впереди (первая) - Дилара     "Пострадавший" - Сергей     Переноска "пострадавшего"

После финиша

Друзья - соперники. Команда УГЭС. Параллельные перила     Мастер спорта  Виноградов А.В.     Взята очередная  "кочка"

Саша и его команда     Соперники     Его команда и Саша

Соперники     Соперники и болельщики     Начинаются  соревнования по ТВТ

Порог на реке Бирь. Место бывшей мельницы     В пороге     Успеют!

Болельщики     Зрители     Юные болельщики

Братья Сергеевы (КМС) ведут свою команду (управление)     А у кого-то штраф 20 очков?     Впереди - ФИНИШ

А судьи кто? Главный - Виноградов А.В.     Иногда нужна помощь  медпункта     Хлыбов В.М. - председатель т/к "Энергетик"

Соревнования семейные. Я!     Мама!     Папа!

Председатель рескома "Электропрофсоюз" Булгаков И.Я.     Закрытие соревнований     Вручение наград победителям

Еще награды     Радость победителя     Единственный и неповторимый экипаж команды управления

Хороший (большой) приз - 12 литров     Семейная команда - победительница     Дети тоже довольны

Команда победительница - ТЭЦ-2 (общий зачет)