Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS



Отчет о парусном походе 3 категории сложности в районе Баренцева моря по маршруту: Губа Печенга - п/о Рыбачий - Кольский залив (Мишуково)

15 июля - 12 августа 1994 года

Руководитель: Виктор Гуськов (Москва)

Отчет из библиотеки Московского городского туристского клуба, №5488

Сканирование и обработка отчета - Виктор Евлюхин

Содержание:
  1. Обшая схема маршрута;
  2. Состав группы;
  3. Основное снаряжение группы;
  4. Как оформить выход в море и добраться до места старта;
  5. Описание маршрута;
  6. Картографический материал района похода;
  7. Таблица маршрута по дням;
  8. Технические данные парусной лодки "Корсар";
  9. Перечень продуктов на экипаж из 2 человек;
  10. Фотоотчет;
  11. Дополнительные материалы;
  12. Для заметок
Обшая схема маршрута

Поход совершен группой туристов водного отделения Ассоциации Любителей Путешествий (АЛП) "Странник", г. Москва.
Время проведения похода с 15 июля по 12 августа 1994 года.
Маршрутный лист № 1П-307,
Руководитедь похода Гуськов Виктор Константинович, тел. 386-29-77.

Состав группы

Ф. И. О. Год рожд. Дом. адрес, телефон Обязанности в группе
1 Гуськов
Виктор
Константинович
1950 г. Москва, ул. акад.
Янгеля, д. 6, кв. 296
тел. 386-29-77
Руководитель,
Капитан
2 Буткевич
Сергей
Николаевич
1972 г. Москва, ул. 2-я Сокольническая,
д. 1, кв. 36
тел. 2 69-58-04
Матрос

Основное снаряжение группы

№ пп. Наименование снаряжения Кол-во на 2 чел.
1 Парусно- гребная лодка 1
2 Палатка двухместная 1
3 Рюкзак 3
4 Печь твердотопливная 1
5 Коврик изолирующий 2
б Мешок спальный 2
7 Комплект теплых вещей 2
8 Фонарь эл. механический 1
9 Спасжилет 2
10 Нож-стропорез 2
11 Гидрокостюм 2
12 Комплект термоупаковок 1
13 Ремнабор 1
14 Аптечка 1
15 Комплект колесный для перемещения груза 1
16 Компас 2
17 Радиостанция "Причал" (каналы б, 13, 14, 16)
с двумя блоками питания 1
18 Фальшфейер 3
19 Барометр 1
20 Монокуляр 10x50 2
21 Государственный Флаг 1

Как оформить выход в море и добраться до места старта

Не позднее чем за 1...2 месяца (в зависимости от расстояния), послать запрос на разрешение похода с копиями документов в три адреса:

1- в штаб погранвойск соответствующего округа,

2- в в/ч погранвойск, занимающихся охраной границы в данном регионе,

3- в штаб соответствующего военно-морского Флота.

При получении положительного ответа (или после корректировки и согласования маршрута) явиться по адресу 2 за пропусками. После завершения похода пропуска сдать.

Необходимые документы (копии которых отсылаются по адресам): паспорт, судовой билет,

документ на право управления судном, техталон ежегодного техосмотра, документы от выпускающей организации (запрос, маршрутный лист, судовая роль и т. д.) с печатями органов внутренних дел, документы, подтверждающие судовую квалификацию.

Наличие радиостанции на 16 канал (156,8 МГц) обязательно на каждом судне. Остальное снаряжение и правила выхода и прохода по маршруту - согласно правилам, установленным в конкретном регионе.

В Мурманск можно ехать любым из имеющихся поездов, но следует помнить, что не во всех поездах имеется багажный вагон и, следовательно, багаж может прийти позже (или раньше).

Гостиница "Арктика" находится через дорогу напротив ж/д вокзала, за домами. Двухместный номер с телефоном, телевизором, ванной и прочими удобствами стоит 26 000 рублей (на июль 1994 года).

Автовокзал находится непосредственно около ж/д вокзала. Автобус на Североморск отходит с нижней площадки (идет 1 час, билет стоит 2500 р). Для въезда в Североморск достаточно печатей МВД и паспорта. Пропуска в штаб Сев. ВМФ следует заказывать в бюро пропусков (к начальнику группы режима Стрельцову).

В Печенгу можно попасть автобусом, идущим в Лиинахамари (идет через Печенгу два раза в день), либо автобусом, идущим в Заполярный (ходит часто, проходит около Печенги в 2 км от места сборки лодок). Два билета с багажом стоят 24 000 рублей (на июль 1994 года). Время езды из Мурманска в Печенгу 3 часа. Примерно на пол-пути расположен п/пост, где происходит проверка документов.

Частники на машинах берут до Печенги 100 000 рублей со всех (на июль 1994 года).

Описание маршрута

21.07:

Приехали в Печенгу автобусом, идущим в Заполярный, выгрузились на площади у мемориала (танк на постаменте и большой солдат). От этого места до места старта добирались пешком, а лодку и продукты везли на тележке (рюкзаки, конечно, на себе). До конца поселка около 2 км. Здесь есть хорошее и просторное место для сборки судов. Если ехать автобусом, идущим в Лиинахамари, то лучше доехать до КПП Лиинахамари и здесь, или чуть дальше по ходу, собирать суда. Дело в том, что от конца поселка (где мы собирались) до КПП еще 2км, а река Печенга, впадающая в вершину губы Печенга, в отлив сильно мелеет и имеет узкое, сильно искривленное русло, которое трудно отыскать, местами оно как бы расплывается с уменьшением глубины; так что от конца поселка выходить на маршрут лучше во время прилива. От того места, где расположен КПП, начинается собственно губа и глубина даже в отлив достаточна даже для опущенных швертов, да и местные ребятишки (которые поздоровей) не докучают.

Пресную воду можно набрать в самом конце (в сторону КПП) поселка, ближе к реке. Вода в реке относительно теплая; в хорошую погоду температура воды около 16 градусов. Здесь же у реки есть баня, которая работает по пятницам.

Лодку собирали целый день, не спеша, да еще не до конца собрали.

22.07:

С утра закончили сборку лодки и укладку продуктов и вещей в гермоупаковки. Конечно же попали на полный отлив, но ждать прилива не стали и после обеда вышли на маршрут. Осушка сильная, ветер N Е, 2... 3 балла, волнение (после КПП) 0,3...0,5 м. Берега до мыса Крестовый и базы Лиинахамари высокие, поросшие низкой растительностью и мхом, ближе к урезу отлогие, выход на берег проблем не имеет. За мысом Крестовый губа имеет колено с поворотом на восток. На мысу расположен навигационный знак. На западном берегу губы, напротив знака, расположена база морских погранвойск и штаб Охраны Водного Региона (ОВР) Лиинахамари; при проходе этого места следует придерживаться восточного берега губы. Берега севернее мыса Крестовый высокие, скалистые, крутые; высадка на берег возможна лишь в нескольких местах, но представляет большие трудности даже для одного судна, а при сильном ветре северных направлений опасна. На западном мысе губы Амбарная на восточном берегу губы Печенга у самой кромки воды видны старые укрепления в виде вделанных в скалу амбразур дотов. На этом мысу стоит навигационный знак. Такой же знак стоит и на западном входном мысу губы Печенга. На выходе из губы Печенга возможен запрос по рации с погранпоста. Лучше выйти на связь самим согласно установленным правилам радиообмена. За мысом Крикун повернули на восток и пошли к мысу Хирвасниеми. Ветер не до 5 баллов, волнение 0,5 м. За мысом Крикун берега изрезаны маленькими бухточками, берег в вершинах которых усеян гладкими окатышами размером 10...30 см. Выход на берег в таких местах проблем не вызывает. Встали на ночлег на мысу Хирвасниеми. Берег здесь представляет собой пологие скалы, почти без растительности. Скалы поднимаются из воды ступеньками, или просто наклоном. Много бочагов с пресной водой. Подальше от берега скалы покрыты мхом. Здесь в хорошую погоду удобно сделать дневку, осмотреться, помыться. В бухточках на берегу много плавника для дров.

22.07:

Дневка на мысу Хирвасниеми.

24.07:

С утра ветер S, 5 баллов, волнение слабое, так как южный берег губы Малая Волоковая, на котором и находится мыс Хирвасниеми, очень высокая преграда для ветра (см. карту).

Перед переходом губы грот зарифили и распустили его только у противоположного берега. Ветер к этому времени стих до 1...2 баллов. Мыс Волоковый и ближайшие к нему районы представляют собой отлогие берега, а далее на север до мыса Земляной берега скалистые, обрывистые, однако местами имеются выходы на берег на окатыши или камни. Километрах в 15 южнее мыса Земляной на краю обрыва (здесь высокий берег круто обрывается к воде) расположен радиолокационный пост, представляющий из себя деревянный домик (точнее - сарай) с р/л вертушкой на крыше. Пограничный пост расположен в стан. Земляное (Пумманки), при проходе локатора возможен запрос, но лучше выйти на связь самим. Мыс Земляной представляет собой высокий берег, круто обрывающийся, к морю. От уреза до высокого берега есть довольно протяженная отлогая часть берега, на который несложно высадится. Обрывистые скалы мыса Земляной очень красивы, земляного цвета (отсюда и название).

К западу от мыса Земляной расположены о-ва Айновские,.являющиеся государственным заповедником.

Югозападный берег губы Большая Волоковая за мысом Земляной имеет пологие выходы на скалы и удобен для стоянки. Проход в губу 8 км запрещен.

С мыса Земляной совершили переход на мыс Коровий. Ветер был слабый, поставили геную. Как выявили в дальнейшем иметь грот и геную только недостаточно, так как при усилении ветра геную приходилось снимать, а под одним гротом лодка сильно приводилась и плохо лавировалась (большой лавировочный угол). Очень не хватало хоть крошечного стакселька для центровки.

Из-за плохого контакта в соединении антенны радиостанции с разъемом не смогли вовремя выйти на связь с п/постом, который направил к нам п/корабль, с которым мы тоже вовремя не связались.

П/корабль вызывает на связь по рации, затем показывает поочередно левый и правый борта, затем включает сирену (боевая тревога) и спускает на воду моторную лодку, которая подходит к судну и проводит досмотр. П/катер может подходить и вплотную борт к борту, если позволяет погода. При подходе моторной лодки или п/катера к судну последнее должно убрать паруса и лечь в дрейф. После досмотра, при наличии всех необходимых документов, составляется протокол, один экземпляр которого дается капитану судна. Так было и в нашем случае. При проверке работы р/станции оказалось, что она работает на всех 4 каналах, а после отхода пограничников она опять забарахлила (по закону бутерброда). А надо отметить, что выход, в море с неисправной р/станцией в территориальных водах запрещен. Ветер после отхода пограничников (опять же по закону бутерброда) стих до полного штиля, так что пришлось нам (точнее - матросу) выгребать до берега 4 км. К вечеру добрались до мыса Коровий. Коров на мысу не обнаружили (что очень странно).

Мыс Коровий представляет собой пологие скалы, покрытые мхом, лишь кое-где растут низкие кусты. На берегу устроены два дота, окопы, ходы сообщений.

25.07:

Вышли с целью дойти до губы Скорбеевская. Берег до мыса Немецкий представляет собой чередование крутых скал и пологих выходов, причем скалистых мест больше. Есть здесь и маленькие бухточки. Мыс Немецкий - самая северная точка п/о Рыбачий. На мысу расположен поселок, п/пост, маяк. За мысом есть неплохая губа, а восточнее мыса километра на три есть губа Вайда, внутренний берег которой песчаный. Сам мыс высокий и крутой, однако на эту кручу можно вылезти (разумеется без рюкзаков и, тем более, без судов).

На подходе к мысу Немецкий и восточнее мыса Кекурский берега скалистые, неудобные для высадки, однако аварийная высадка на берег возможна (поставить палатку, конечно, негде). Не доходя (3...4 км западнее) губы Скорбеевская берег отлогий, сложенный из скальных плит-ступеней, наклонно уходящих в воду. Дрова в избытке. Метрах в 100 от уреза берег высокий, крутой, скалистый, поросший мхом. Со скал стекают ручейки. Кое-где на склонах лежит снег. Наверху, на скалах есть множество пресных бочагов. Внутренние берега губы Скорбеевская отлогие, песчаные, здесь расположен поселок. Растительность мох, трава. В 1,5 км западнее входа в губу Скорбеевская, на наклонных плоских плитах, высадились и, метрах в 50 от уреза встали на ночевку.

26.07:

Вышли опять после обеда, с прицелом на губу Зубовская. Дело в том, что следует придерживаться маршрута и сроков, согласованных ранее с пограничными службами. Небольшие отклонения допускаются, а в случае вынужденных задержек (из-за погоды, например) необходимо ставить в известность п/посты. В районе мысов Большой Скорбеевский и Малый Скорбеевский берег крутой, скалистый, но между мысами есть нормальные выходы на берег. В районе горы Май берег крутой, выход на берег затруднен, однако в хорошую погоду вылезти можно, но с постановкой лагеря в таких местах плоховато. За мысом Май-Наволок (восточнее) начинается большая губа Зубовская. Эта губа довольно интересная. На острове Малый Зубовский помимо птичьего базара находится лежбише тюленей, если к ним потихоньку подойти с воды против ветра, то можно сделать хорошие фотоснимки. Тюлени здесь (да и во многих других местах) не особо-то и пугливые. Внутренние берега губы отлогие, песчаные. На острове Большой Зубовский стоит разбитый вертолет и лежит выброшенный волнами корабль (выброшенные корабли встречаются не редко), а также мишени. Ходить по острову нелегко, так как он очень неровный, густо заросший ромашками, да и тучи чаек над головой особо не радуют. К этим интересным объектам лучше подходить с воды, тем более, что и находятся они у берега. От почвы этого острова исходит ощутимое тепло. На ночевку остановились на западной стороне мыса Лазарь. Вообще мы всегда старались поставить палатку ближе к морю, на скале, на ветру, на открытом голом месте. Это в нехолодную погоду избавляет от комаров и кусачих мух, которые (гады) есть везде, правда не так уж и много.

Здесь на берегу есть дот, который не сразу можно найти (его амбразуру видно с воды), разрушившиеся укрепления, а южнее по берегу расположено место захоронения павших в боях солдат, представляющее собой каменные гурии, на вершине которых установлен большой камень. Между этим местом и урезом протекает большой ручей. В километре восточнее мыса Лазарь в скалистый берег вдается щель, по которой можно выйти прямо к морю. На восточной части этой щели имеется арочный гротик, при попадании в который прибойной волны слышится низкий гул. Нам не повезло, так как погода была не штормовая. В шторм здесь, надо полагать, намного интереснее. На мысу стоит маяк.

27.07:

В этот день хотели дойти до губы Лауш, но из-за сильного встречного ветра прошли всего 5 км и остановились на берегу в 1 км западнее мыса Черный. Здесь есть небольшая губа с окатышами на берегу. Большой лагерь поставить здесь негде, но немного повыше, у подножья скалы места много. Здесь можно укрыться от ветров не северного направления. Недалеко от уреза берег крутой, есть осыпи из острых камней. Лазить здесь нужно осторожно. На скалах наверху есть бочаги пресной воды, один из которых довольно большой. Можно даже искупаться (раздолье для моржей) или постираться. Здесь хорошо устроить банный день, но только в тихую погоду. С дровами проблем нет. На скалах в 0,5 км западнее течет большой ручей. На камнях мы нашли железную бочку, из которой устроили печь.

28.07:

С утра ветер был SW, 2...3 балла. Поставили геную и пошли в лавировку. Берег до губы Лауш представляет собой обрывистые скалы, чередующиеся с отлогими выходами. За мысом (югозападнее) Логна-волок берег отлогий, но выход на окатыши. Губу Лауш хотели промахнуть сходу, но ветер того же направления усилился до 5... 6 баллов и пошла большая волна. Лодка, однако, под одним гротом продвигалась вперед с отвратительным лавировочным углом. Здесь нам надломило (крупная трещина) правую заднюю балку и решено было прекратить переход. Вернулись немного назад, завернули за мыс Лауш и прошли вглубь губы в ее юго-восточную часть. Здесь выход песчаный, на берегу растет трава, заросли кустов. Берег ровный, удобный для лагеря. На мысу находятся п/пост, военные метеорологи, поселок. В поселке есть баня, но моются там только по субботам, вода привозная, мягкая, и за так большой компанией проситься помыться просто неудобно. Однако при определенных обстоятельствах договориться можно. Познакомились с местными военнослужащими (моряки), поговорили о жизни, посетили п/пост и поселок Цыпнаволок. На мысу Цыпнаволок находится метеостанция. На п/посту сведения о нас были. На метеостанции нам ничего не смогли сообщить, как и следовало ожидать, но подтвердили, что погода меняется самым жутким образом всего за полчаса. С тем и заночевали.

29.07:

Дневка в губе Лауш. Отремонтировали балку и усилили разболтавшиеся места. В поселке Лауш на высоком месте стоит большущий, очень приметный маяк.

30.07:

С утра сходили в гости на чаек, приняли баньку и еще раз сходили в гости. После обеда ветер утих и мы вышли наверстывать график движения, предварительно снабженные новыми знакомыми кучей продуктов (мы так не хотели их брать, но почему-то все съели).

До мыса Цыпнаволок дошли под парусами, а дальше пришлось грести (не капитанская это работа). От мыса Лауш до мыса Цыпнаволок берег скалистый, возможна только аварийная высадка, скалы круто уходят в воду и глубина у берега сразу большая, но сами подводные скалы сильно заросли морской травой и смягчают удары даже в сильный накат. Высота скал у уреза невелика и на них можно вылезти (но не нужно). Есть несколько мест с хорошим выходом, но на виду у поселка. За мысом Цыпнаволок (с загибом на север) есть хороший пологий выход на берег на песчано-галечную высыпку. Здесь недалеко и домик метеостанции. От метеостанции до мыса Сергеева берег скалистый, отвесный. Высадка на такой берег абсолютно невозможна. Есть два места, где можно спокойно вылезти и поставить лагерь, это в 2 км южнее метеостанции (но там на берегу какой-то объект и склад ГСМ и в 4 км южнее метеостанции, где за мысом (в километре южнее острова Большой Аникиев) есть небольшая бухта с выходом на крупные окатыши. Мы высадились на пологий скальный язык к востоку от этой бухты. На скалах здесь есть бочаги с водой, растительность - мох, а дальше на берег мох и трава. Сам скальный язык у уреза густо покрыт морской травой и высадка проблем не имеет, однако для большой группы садов места нет. Здесь нас поздним вечером проверили морские пограничники (военнотранспорный корабль зашел в бухту, встал на якорь и высадил десант), проблем не было. А в 2 часа ночи по берегу приехали на гусеничном вездеходе пограничники с п/поста Цыпнаволок, увидев нашу палатку. Узнав наши фамилии, тут же ушли (мы же заходили на этот п/пост в губе Лауш). Повеселились и снова легли спать.

31.07:

Сегодня вышли пораньше. Ветер S, 2...3 балла. До мыса Сергеева берег высокий, скалистый, отвесный. На самом мысу есть бухточки со сносным выходом, а западнее мыса есть вход в бухту Корабельная. Эта бухта имеет крутые скалистые берега и узкий проход к вершине бухты. В вершине губы берег пологий с хорошим выходом на гальку. От мыса Сергеева до мыса Башенка берег очень высокий. В километре южнее губы Корабельная есть такая же по характеру губа, только размерами поменьше, а еще чуть южнее бухта, в вершине которой тоже можно высадиться на берег. Дальше берег для высадки в общем-то пригоден, но ставить лагерь здесь нельзя, так как в 40 метрах от уреза поднимается почти отвесная скала, на склонах которой полно каменных осыпей, а места для постановки палатки имеются слишком близко к осыпям. Высота береговых скал в районе мыса Баргоутный порядка 100 метров, и такие это красивые места, что обязательно здесь нужно остановиться и поглазеть. Склоны скал здесь поросли мхом, на скалах огромные птичьи базары, постоянно летающие у обрыва птицы и жуткий галдеж. Кстати размеры камушков на осыпях до полутора метров в поперечнике. В 2 км южнее мыса Баргоутный берег пониже, но высадка на него проблематична, так как у самой воды начинаются скалы, да и палатку здесь не поставить. Очень приметен тут мыс Башенка, представляющий собой скалу в Форме башни, только он хоршо приметен вдоль берега, на Фоне же берега незаметен. Такой берег тянется до мыса Шарапов и на всем его протяжении имеются каменные осыпи. Далее до мыса Городецкий берег без осыпей, кое-где даже можно высадиться, но палатку тоже ставить негде (разве что на верхней части скалы). На мысу Городецкий установлен навигационный знак, а сам мыс является самой южной точкой п/о Рыбачий. В западной части мыса можно высадиться на наклонно уходящие под воду скалы, а вот для того чтобы поставить палатку нужно лезть далеко от места высадки, наверх. На верху скалы поросли мхом и есть места для палаток (вещи таскать далековато). В 2км западнее есть хорошая бухта, а на скале там расположен п/пост. Из-за штиля немного не дошли до бухты, да для одной двухместной лодки найти местечко не сложно. Тут на мысу и заночевали.

1.08:

Утром подготовили лодку к переходу Мотовского залива. При ветрах направления Е, N Е, особенно во время отлива, волнение здесь беспорядочное. По известному закону (бутербродный) установился ветер Е, 3...4 балла и начался отлив. Тут мы и пошли. Основная волна была неизвестного (читай любого) направления высотой не более 0,8 метра, а вот пиковая волна почему-то всегда приходила с востока, как раз в левый борт, высотой не более 1,5 метра. Но это уже ближе к другому берегу. Так что вышли мы на пересечение при небольшой волне (ветер еще не разогнал), а заканчивали переход при указанной выше волне. Пиковые волны приходилось отыгрывать в лоб, теряя скорость, а в целом переход прошел без осложнений. Шли под одним гротом в течение 1,5 часов. В южном направлении напротив мыса Городецкий на другом (южном) берегу залива расположен мыс Луковой, Этот мыс представляет собой в меру круто спускающиеся к воде гладкие скалы, так же, как и скалы соседних с W и Е мысов. Здесь есть хорошо укрытая от всех ветров бухта, но в ней большая осушка и слегка попахивает (терпимо). Мы высадились в бухте, но чуть мористее, на гладкую пологую (25 град) скалу. Палатку поставили здесь же на мох. Берег в этих местах высокий, сопки, на сопках есть ручей, впадающий с юго-запада в вершину бухты. Растительность мох, трава, кусты. Есть грибы, морошка. Красивые места, хорошо походить вокруг, полазать по сопкам. На скалах также есть и пресные бочаги, можно устроить баньку, а дров на берегу хватает. В таких местах мы не пользуемся сухим горючим, а складываем из камней печь и топим плавником (выброшенными на берег деревяшками). Здесь решили отдохнуть после перехода и подремонтировать лодку (старушка на ходу рассыпается).

2.08:

Вышли, как обычно, после обеда. Цель перехода - губа Корелинская или где-то в том районе. Берег скалистый, высокий, но местами есть выходы на гладкие скалы, а в ряде мест есть бухточки. Заход в губы Ара и Ура запрещен, да и влезать туда желания не было, так как берега там крутые, особенно восточные, представляющие собой высокие отвесные скалы-стенки. Входы в губы обозначены навигационными знаками. На берегу, на острове Жалим, есть п/пост (мыс Толстик)..

До губы Корелинская осталось 4 км, когда заштилело. Грести не хотелось и мы высадились на восточном берегу мыса Ворий. Здесь есть небольшая бухта, один берег которой скалистый а другой - крупные камни. Вершина бухты отлогая с песчаным пляжем. На небольшом возвышении плоское место, поросшее мхом, травой. Местами растет кустарник. Хорошее место для стоянки, но осушка большая. На западном берегу в вершину бухты впадает большой ручей. Это место так же хорошо использовать для дневки и бани. На сопках, подальше от пляжа, полно морошки. На пляже несметное количество дров. Из этой бухты тяжело выходить в осушку при ветре NW более 3 баллов, так как шверты не опустить, а на веслах не выгрести. Впрочем, если хорошо попотеть, то проблем нет. Ночевали здесь.

3.08:

Вышли опять после обеда, нарвались на отлив. Долго и здорово гребли (бедный матрос!), но все же вылезли. Ветер NWW, 4 балла. Волнение у берега не сильное. Так и шли, прячась, где можно под берегом. Прошли губу Корелинская. Она удобна для высадки, с пологими берегами в вершине. Губа большая. К востоку за губой в море выдается мыс Сетьнаволок. Мыс высокий, скалистый, крутой. Высадка возможна только аварийная. На самом верху мыса расположены маяк и смотровая будка п/поста. Сам п/пост расположен дальше вглубь берега. При подходе к мысу имели запрос диспетчера п/поста. Потрепались на 14 канале, получили добро, но из-за сильного ветра и плохой лавировки решили дальше не идти. Дело было к вечеру, улучшения характера берега не виделось, поэтому мы вернулись немного назад и высадились западнее мыса Сетьнаволок в небольшой бухте. Место здесь плохое, берег у уреза покрыт круглыми валунами в 1 метр диаметром. (Не хотелось идти обратно, а там, на восточном берегу губы Корелинская, места намного лучше). Радиосвязь с диспетчером п/поста на мысе Сетьнаволок обязательна. Дипетчер дает (или не дает) добро на вход в Кольский залив и выход из него. Немного западнее нашей стоянки есть большое каменное ложе, заполненное морской водой. Здесь обычно купаются жители поселка, стоящего на сопке. Вода в этой штуковине прогревается на солнышке, а волны моря сюда не достают (в это время года).

4.08:

Сегодня вышли пораньше, пока не начался отлив (при колебании уровня воды в 2 метра обнажается мно-о-го валунчиков, а прыгать по ним с лодкой, даже пустой, что-то не хочется). При обходе мыса Сетьнаволок нас опять запросил диспетчер. Тот же, что и вчера. Поговорили, получили добро и пошли в Кольский залив. Южнее мыса Сетьнаволок на 1,5 км есть небольшая бухточка с причалом и место для высадки на окатыши. Чуть выше есть места для постановки палаток. Ветер N Е, 3 балла. Волнение не сильное. До островов Лайновых дошли вдоль западного берега. Берег в этих местах крутой, скалистый, но местами есть бухты с пологим выходом. От островов Лайновых до мыса Тоня плавание вдоль западного берега не приветствуется пограничниками и Сев. Мор. Флотом, а высадка здесь на берег запрещена. На острове Торос расположен п/пост, который также может сделать радиозапрос. Как и с п/постом Сетьнаволок следует выходить на р/связь самим. От островов Лайковых перешли на восточный берег залива (4 км). Восточный берег залива скалистый, высокий, но есть достаточно мест для высадки на покатые скалы или окатыши. Реже встречаются бухты с песчаным пляжем в вершине, Ветер усилился до 5…6 баллов. Волнение вблизи берега незначительное (скалы помогают), но из губы, расположенной в 5 км севернее губы Тюва, дует, как из трубы. Вошли в эту губу и высадились на ее южном берегу. Здесь есть старый причал, в который воткнулся выброшенный на берег траулер. Рядом остатки какого-то корпуса, похоже - яхты. Причал расположен в бухте с песчаным пляжем, дров полно. На берегу есть ключ, вытекаюший из трубы, воткнутой в склон сопки. Вода отличная и очень холодная, В стороне находятся остатки склада ГСМ с цистернами с соляркой. Сюда приплывают местные рыбаки и заправляют свои лодки. Здесь раньше на большой территории стояла часть ПВО, которую сократили. Военные ушли, что-то забрав с собой, а остальное разломали. На берегу, недалеко от источника, есть большой стол со скамьями. Поставили палатку прямо на деревянном причале, благо тут никого нет. Ветер к этому времени зашел с юга и усилился до 6 баллов. На сопках есть пресные бочаги, много морошки, грибы. Здесь мы заночевали с темными мыслями устроить назавтра грандиозную баню.

5.08:

Дневка в губе в 5 км севернее губы Тюва, В брошенном военными хозяйстве нашли железную бочку, разрезанную поперек пополам. Прикатили ее в лагерь и соорудили печь. На этой печи установили бочку и грели в ней воду, которую брали тут же из источника. Нагретую воду черпали канистрами и из них поливались горячей водичкой. Получилось совсем недурно. Заодно и постирались, После бани, естественно, полагался царский обед, что и было выполнено.

6. 08;

С утра дул южный ветер силой 4...5 баллов. Вышли и немного полавировались. Ветер усилился до 6 баллов, с северо-запада надвигалась темная туча и мы, не особо расстроившись, зашли в ближайшую бухту в 1,5 км южнее прежнего места стоянки. Посередине бухты есть островок, который защищает ее от ветров с залива. В вершине бухты песчаный пляж, но при отливе обнажаются камни, в обшем-то небольшие. Вдоль южного берега в вершину бухты впадает ручей, На сопках очень много морошки, много пресных бочагов. Растительность мох, трава, кустарник. Ночью был шторм, знатно задувало, однако волнение в заливе при ветрах южного направления сильным не бывает. Спали под лёгкий шелест тента из полиэтилена.

7.08:

Вышли в тихую погоду. Ветер S, 1...2 балла. Восточный берег залива до губы Тюва скалистый, крутой. На северном входном берегу губы на скале расположен п/пост. Второй п/пост (своеобразные ворота) расположен напротив, на западном берегу залива в губе Кислая. Здесь лежит и закрытый город Полярный. При проходе этих п/постов следует выйти на радиосвязь с п/постом Тюва, в противном случае будет, как у нас (при подходе к острову Сальный нас заловил, п/корабль и учинил проверку, а навел его на нас диспетчер с п/поста Тюва, с которым мы не вывшли на связь). Здесь все делается быстро и молча. В глубине губы Тюва расположен причал с в/кораблями, а на берегу поселок. Здесь тоже можно высадиться, но нужно пройти внутри губы направо в загиб губы, подальше от причала и строений. Берег здесь отлогий и проблем с высадкой нет. Южнее губы Тюва берег скалистый, в меру крутой, но есть и места с пологим выходом, в основном на окатыши. Растительность мох, трава, кустарник, невысокие деревья. В 8 км юго-западнее губы Тюва посередине залива расположен остров Сальный. Этот остров является разделителем судового хода, его всегда следует оставлять слева. На острове расположен последний (при выходе из залива первый) п/пост. Связь с ним также обязательна. Следует отметить, что при невыходе судна на связь, проводится его задержание и досмотр, после чего (при исправных документах) дается добро на проход. Но постоянно так делать не стоит ввиду создания дополнительных забот для погранслужбы (что может повлечь за собой скрытое нежелание п/служб выпускать туристские суда в территориальные воды).

Радиостанцию "Причал" лучше использовать со штатной антенной Куликова, так как плечевая антенна (провод в плечевом ремне) не достаточно эффективна (действует только на близком расстоянии). Особенно это проявляется при поддевшем блоке питания (при загорании сигнальной лампы).

Южнее острова Сальный пошли вдоль западного берега залива. В 1,5 км юго-западнее села Ретинское высадились на берег. Здесь есть крошечная бухточка с окатышами, а рядом выход на покатую скалу. На скалу удобнее вылезать в высокую воду. Наверху этой небольшой скалы есть место для палаток. Растительность мох, трава, кустарник, на склонах деревья. Много морошки, черники. С дровами не очень хорошо, но их можно насобирать в других местах вдоль берега. На противоположном берегу залива, напротив нашего места стоянки, расположен закрытый город Североморск. Высадка на берег в районе Североморска не разрешена, берег занят причалами, доками и т. д. У причалов много в/кораблей, которые можно хорошо рассмотреть в бинокль, а можно и пройти своим ходом поближе к берегу. Судоходство в этом районе не очень интенсивное (ближе к Североморску), так как основной поток судов направляется в Мурманск.

8.08:

Совершили последний переход. Берег до села Кулонга для высадки пригоден. На берегу крупные камни. Места для палаток есть. Село Кулонга состоит из трех строений, не жилое. В момент нашего прохода мимо было кем-то занято. От Кулонги до поселка Мишуково берег залива абсолютно не пригоден для стоянки, так как палатку поставить негде, а вдоль самого берега над головой проходит автодорога с приличным движением. Берег сильно замусорен хламом, но высадиться можно (крупные камни). В 1,5 км севернее Мишуково на берегу есть одинокий сарайчик. Здесь мы закончили маршрут. Высаживаться здесь на берег лучше в высокую воду (в отлив придется больше тащить лодки по крупным камням). Берег захламлен железяками и прочими нежелательными штуковинами (но бывает и хуже). Палатки можно поставить за сараем и около него. Оба берега залива отсюда до самого Мурманска заняты большими судами, доками, причалами, кладбищами кораблей и прочими неподходящими для высадки на берег элементами. В Мишуково можно высадится около причала (южнее южного причала), но в высокую воду при хорошей погоде. Разбирать (собирать) лодки можно на берегу, а вот ночевать здесь неудобно из-за близости домов. Отсюда (сюда) в Мурманск ходит пассажирский катер. Минут за 20...30. Катер ходит несколько раз в день. Стоит один билет 1500 рублей (без багажа, в августе 1994 года). Из Мишуково в Мурманск ходит и автобус, но идет он дольше и стоит в три раза дороже. Автобус приходит на ж/д вокзал, а катер на пристань морвокзала, откуда до ж/д вокзала совсем недалеко (нужно пройти до эстакады метров 100 и перейти по ней прямо к вокзалу. Примерно посередине эстакады есть спуск к багажному отделению.

Здесь мы заночевали. Место спокойное, местные жители не мешали.

9.08:

У сарая в Мишуково мы разобрали лодку и по шоссе (1,5 км) добрались до пристани, а оттуда (в 17.40) катером до Мурманска.

Сдали пропуска в п/часть. На поезд в 21.40 билеты взять не смогли, так как во всех расписаниях написано, что этот поезд отменен. Но этот поезд отправлялся на наших глазах (не верь написанному!). Пришлось ночевать на вокзале до следующего поезда (денег на гостиницу уже не хватало).

10.08:

Выехали в Москву поездом в 10. 15. Лодка поехала багажом в другом поезде.

Картографический материал района похода


Таблица маршрута по дням

Дата День
пути
(ходовой)
Участок маршрута Пройденное расстояние, км
22.07 1 Губа Печенга - мыс Хирвасниеми 24
23.07 - Мыс Хирвасниени дневка -
24.07 2 Мыс Хирвасниени - мыс Коровий 34
25.07 3 Мыс Коровий - губа Скорбеевская (-1,5 км) 26
26.07 4 Губа Скорбеевская (-1,5 км) - мыс Лазарь. 27
27.07 5 Мыс Лазарь - мыс Черный 7
28.07 6 Мыс Черный - губа Лауш 12
29.07 - Губа Лауш - дневка -
30.07 7 Губа Лауш - мыс Сергеева (-2 км) 10
31.07 8 Мыс Сергеева (-2 км) - мыс Городецкий 22
1. 08 9 Мыс Городецкий - мыс Луковой 13
2. 08 10 Мыс Луковой - мыс Ворий 24
3.08 11 Мыс Ворий - мыс Сетьнаволок 10
4.08 12 Мыс Сетьнаволок - губа Б. Волоковая 14
5.08 - Губа Б. Волоковая - дневка
6.08 13 Губа Б. Волоковая - бухта за о. М. Березов. 3
7.08 14 Бухта за о. М. Березов. - с. Ретинское (+2 км) 20
8.08 15 С. Ретинское (+2 км) - с. Мишуково 16

Количество ходовых дней – 15.
Дневок – 3.
Пройденное расстояние – 262 км.
Среднее расстояние за ходовой день – 17,5 км.
Средняя скорость на маршруте (без днёвок) – 4 км/час.

Технические данные парусной лодки "Корсар"

Тип лодки Многокорпусник (тримаран)
Тип конструкции каркаснонадувной
Высота борта центрального корпуса, м 0,27
Высота дополнительного борта, м 0, 2
Высота дополнительного борта с полной загрузкой,м 0,27
Длина центрального корпуса, м 5
Ширина центрального корпуса, м 0,85
Емкость надувных элементов центрального корпуса,л 130
Емкость бокового поплавка, л 90
Количество боковых баллонов 2
Габаритная ширина, м 2
Пассажировместимость, чел 2
Грузоподъёмность, кг 250
Запас плавучести при затопленном центральном корпусе, л 2
Площадь паруса, м2. 6
Средняя скорость под парусом, км/час. 5
Мак c имальная скорость под парусом, км/час. 15
Номинальная скорость на веслах, км/ч 5

Перечень продуктов на экипаж из 2 человек

Продукт Масса, кг
Гречка 2
Рис 1
Пшено 1
Макароны 1
Картоф. пюре 0,75
Манная крупа 0,5
Мука блинная 1,5
Мясо сублимир. 1
Тушенка 5
Колбаса копч. 0,8
Супы 0,85
Кубики бульон. 20 шт
Молоко сухое 1,5
Сахар 4
Халва 1
Курага 1
Чернослив 0, 5
Изюм 0,5
Орехи грецкие 0,5
Шоколад 0,5
Печенье 0,4
Зеленый горошек 0,4
Чай 0,3
Кофе 0,15
Сыр 0,5
Лимон 1 шт
Соль 0,5
Масло растительное 2 л
Масло топленое 1
Сухари черные 3 бат
Чеснок 4 гол
Сода пищевая 0,1
Водка

Продукты упаковывались в литровые (высокие) пакеты из-под молока следующим образом: в пакет вкладывается полиэтиленовый пакет с продуктом и его верхняя часть закручивается и крепится резиновым колечком. Наружный пакет закрывается и закрепляется пластырем (после вскрытия не закрепляется). На боковую поверхность пакета наклеивается кусочек пластыря, на котором пишется наименование продукта.

Продукты не отсыревали и не намокали даже в воде.

Обший вес продуктов с упаковкой 37 кг.

Дополнительные материалы

Имеется слайдфильм о походе у руководителя.

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам



Комментарии и дополнения
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.




© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100