Главная страница

Подписка на рассылку
"Экстремальный туризм"

Примите участие!
 "Вещебаза" - база отзывов, вопросов и ответов по снаряжению
 Каталог магазинов туристского снаряжения
 Каталог ссылок
 "Энциклопедия туристов"
 "Скиталец.маркет" - интернет-рынок туристского снаряжения
 "Скиталец.термин" - интерактивный словарь туристских терминов
 "Большая книга" - создание печатного сборника описаний водных маршрутов
 Биржа некоммерческих туристских инициатив

Белое море

Автор - Юлия Васильева (Санкт-Петербург)

16.03.04, утро
В Беломорске - черноснежье - дороги здесь посыпают шлаками. Над грязными сугробами - такие же грязные деревянные бараки. Ни души.
"Город хороший: через пять минут повеситься хочется"…
Отсюда - на юго-восток, вдоль побережья. Корявым пунктиром помечаю в блокноте, куда стоит вернуться летом. Деревня Выгостров, "залаврожье" - музей петроглифов под открытым небом. Из наиболее выдающихся каменных экспонатов - Бесовы следки и сам Бес - с фаллосом ФАНТАСТИЧЕСКИХ размеров. Экскурсовод - шаман (первое - по профессии, второе - по призванию) так часто акцентирует внимание на чертовом органе, что, кажется, он мне скоро будет сниться:)

16.03.04, день
Село Вирма. На 60 домов - 19 жильцов. Дома - низкие, длинные - выстроены в шахматном порядке, чтобы ветер не гулял. На краю села поднята на домкратах старинная пятиглавая церковь. Через щели в срубе попадаем в священное закулисье. Утварь, образы, облачение как будто только брошены. По полу рассыпана позолота - храм, видимо, был богатым.
Сумский Посад. На льду реки - не рыбаки, а питерские "отмороженные" художники. Метнулись к ним, совместно изобразили работу - они пишут, мы снимаем - и скорее греться. В доме одной заслуженной учительницы для нас устроен шикарный прием. Но по дороге туда "люди из телевизора" попадают в сети голубоглазых поморских рыбаков:) Нас, девчонок не отпускают, заставляют пить портвейн. Дрянь-то какая! Закусываем жареной корюшкой и сматываем удочки:) Далее по плану - еще один храм и ночной "подкидыш" до Нюхчи.

16.03.04, вечер
От станции до дома - с Ветерком. Ветерок - старый и довольно вредный конь. Доверили ему рюкзаки и "девчонок" (шамана Наталью, ее дочь Ирину и искусствоведа Светку). Сани поплыли по тающей дороге, а мы с мужиками рванули напрямик, через лес. Забили стрелку на горе, у магазина. Но и через сорок минут Ветерка там не было…
Художники успели разойтись по хатам - они здесь уже бывали, а мы с Димкой (оператором) все осаждали ступени сельпо. На сорок первой минуте раздалось характерное гм… попердывание - Ветерок получил свое имя не зря:) Произошла, оказывается, небольшая катастрофа - сани перевернулись, все наше (недешевое) барахло покатилось с горки в реку. Ликвидировав последствия ДТП, конь и хозяйка снова отправились на станцию - за второй партией гостей. А мы-то здесь! Непривычная для северян прыть:)
ЗЫ: смешно: Нюхча переводится как "белый лебедь"

17.03.04, утро
В Нюхче живут рыбой, и только. За четыре дня на побережье я насчитала больше двух десятков рыбных блюд. Рыба да пироги - жуткая для стройных горожанок диета. Но мы справляемся :)
В море ходят все - независимо от пола и возраста. Не рыбаком, так зуйком (помощник рыбака). Чаще всего - на карбасах. Еще есть йолы - ялы и шняки - шняги (ну да, всем известное слово означает рыболовецкое судно с помещением для экипажа, верткое и быстрое, его очень любили разбойники).
Смотрим, как шьют карбас - тяжелую, из четырнадцати досок, морскую плоскодонку. Во всем Поморье осталось лишь трое мастеров, которые умеют выбрать нужное дерево, изящно согнуть доски и обвязать их можжевеловыми прутиками так, что через 20 дней появится лодка, которая может идти хоть под парусом, хоть на веслах. И не боится льда.

"Кто в море не ходил - тот богу не молился"
"От Холмогор до Колы - 33 Николы"

17.03.04, день
Нюхчинский экстрим: гоняемся на Ветерке за художниками. Отбиваемся от собак - каждая норовит сначала облаять, потом облизать.
Обнаружили, что проводки с саней получаются мягче, чем с машины. И что из-под хвоста Ветерка выходит вполне знакомый поп-мотивчик, вот только не вспомнили - какой:)

17.03.04, вечер
Культурная программа: бабушки в сарафанах и повойниках исполняют для гостей старинные песни. Стол завален пирогами. Оператор в очередной раз сушит камеру над электроплиткой. Заработала! Записываем оригинальный саунд-трек к моему фильму, усталые и скучные расходимся по домам. Фонарей нет, Димка камерой освещает дорогу.
Мы уже спали, когда в дом постучались четыре старушки с полуторалитровым шкаликом. Вытащили из постели нашего искусствоведа, подняли на уши хозяйку - и выдали, наконец, все, чего нам так и не удалось добиться на посиделках. Светка записала целую кассету всяких развеселых песен и похабных частушек - даром, что Пост.

Надпись на бутылке водки: "Мы каръяла, нам похъяла"...

18.03.04, утро
Я встаю раньше всех - жаворонок. Шарюсь на цыпочках, ищу еду и дневник. Вдруг - стучатся. Е-мое! Нам же сегодня на мережи. Правда, вчера говорили, что рыбаки ждут нас в одиннадцать - а пока восемь. Но делать нечего - здесь живут приливами и отливами. Если не уйдем в море сейчас - днем оттуда не вернемся. По трещиноватому льду идет морская вода.
Собираю боекомплект (камера + оператор) за десять минут. Во дворе уже стоит "карета" - буран, запряженный в нечто, напоминающее гроб на полозьях - рыбные сани. Мысленно прощаюсь с джинсами и курточкой. Итак, снизу - рыба, сверху - собака Кучум. Полетели! Считаем торосы задницами, довольный пес брызжет слюной, в глаза летит снежная крошка. В санях мы - китайские, блин, пчеловоды:)
Непонятно как рыбаки ориентируются в бесконечно-белом - но находят свои мережи. Сначала идем брать селедку. Рыбы немного и, что удивительно, она не пахнет. Ни селедка - селедкой, ни корюшка - огурцами. А вообще на Белом море сезон наваги.
Из проруби - йордана (аналогия очевидна?) тянут очередную сеть. Там застрял, как нам показалось, кусок картона. "Картону" рыбаки обрадовались едва ли не больше, чем основному улову - это была ламинария. Она же - морская капуста. Ненавижу ее. А поморы собрали все до кусочка.
Когда возвращались домой - показалось солнце. Шаман Ястребиная мама (в миру - Наталья) выполнила свое обещание - вот оно, светило, ровно в час - как заказывали. Пусть ненадолго, пусть такое же бледное и похмельное, как сама колдунья. Все равно приятно.

18.03.04, вечер
Я пеку пироги, Димка носит воду. И от городских журналистов бывает польза:)
Ночью мы должны уехать отсюда - общаемся в ускоренном темпе, набираем информацию. В соседнем доме "набирается" наша хозяйка - баба Аля, Сергеевна. Да какими темпами! И вот пора уже вещи собирать и ехать на вокзал - а к Сергеевне не попасть! Закрыта дверь и веревочка тайная сорвана! Орем, стучим в окна - без толку. Потом выяснили, что бабушка все слышала. Просто забыла о нас. Напилась так, что заснула… с булочкой!:)
Ладно, фигня. На вокзал успели - и то хорошо.
Впереди - село Шуерецкое.

19.03.04, утро
В Шуерецкое приехали в четыре утра и ненадолго. Программа стандартная: песни - пляски, местный музей - библиотека, пироги и рыбаки. Место очень интересное, но времени уже нет. Вечером должны сесть на Мурманский до Питера. Но "об этом потом" - у нас еще в Беломорске кое-что запланировано. С первого же дня раскатала губу на Канал. Вроде, была договоренность. Но в последний день местные царьки с нами встречаться отказались и съемка сорвалась.
Лудим в местной библиотеке. Ждем не царька - так батюшку, настоятеля Беломорского храма. Это была обязаловка, но какая приятная! Отец Сергий, рост 192 см, бывший земляк и в прошлом десантник - чудо! Писали его с удовольствием. Штатив при этом пришлось выдвигать на полную - и то не хватило. Ушел, оставив хорошее настроение и сильный запах ладана.
Завтра домой…

© "Скиталец", 2001-2004.
© Дизайн: Илья Слепцов, 2000-2004.
© Верстка: Илья Слепцов, 2000-2004.
© Программирование: Виктор Полозов, Петр Газарян, 2002-2004.