Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS


Поход Хорота - Лабытнанги

Автор - Николай Левин (Москва)

До Хороты ехал на поезде Москва - Лабытнанги (на нём же и обратно), ехать туда больше полутора дней. Из Москвы уехали вечером, следующим утром была крупная станция Коноша-1, затем Сольвычегодск, Микунь, Сосногорск. На другой день утром леса уже постепенно сменялись тундрой, вдали отчётливо виднелись горы.
Через некоторое время после Сейды началась ветка на Лабытнанги (с основной железной дороги Москва - Воркута съехали). Это было заметно сразу: наш "скорый" поезд едет со средней скоростью 25-27 км/ч (!), поскольку железка очень плохая. Впрочем, сейчас её "модернизируют", притом достаточно по-варварски: старые, негодные шпалы снимают, и, вместо того, чтобы вывозить, бросают на откосы насыпи и тут же поджигают. Часто от таких вещей загорается ещё и тундра…

Хорота - это маленькая станция, вернее даже разъезд; никакого населённого пункта там нет. Прямо рядом со станцией протекает река Елец.
Вопреки ожиданиям, комаров и мошки почти не было (а я ещё в поезде надел шляпу с "накомарником"!). Погода стояла прохладная ("прохладная", разумеется, по сравнению с Москвой), но сухая.
Дорог, разумеется, тоже не было. Поначалу шёл по железной дороге. Однако это достаточно малоприятное занятие (поскольку рюкзак большой) - быстрее 3,5 км/час не получается, и к вечеру дошёл только до станции Полярный Урал. Остановился на плато, откуда очень хорошо смотреть на закат. Когда взбирался на плато, видел зайца (к сожалению, сфотографировать его не удалось).
Закат был очень красивый; в августе белых ночей там уже не бывает, однако темнеет гораздо позже, чем в Москве. Утром проснулся оттого, что шёл дождь; пока встал, он успел кончиться. Тучи были совсем низко над горами…
Постепенно стала чувствоваться особенность этого края, которую по фотографиям не понять: там такая чистая полярная тишина… Как-то ощущается то, что кругом очень мало населённых пунктов, железная дорога хоть и неэлектрифицированная, но поезда едут совсем редко. Так хороша именно западная часть маршрута, к востоку от гор уже и шоссе есть, и населённые пункты, и ветра шумят…
Днём попадались небольшие озёра, каменные россыпи. По каменным россыпям идти лучше всего, однако их было немного… После Полярного Урала попался хороший черничник.
Потом 40-километровый кусок до Харпа пришлось объехать (потому что дорог нет, а всё время идти по железке и бездорожью утомительно). Там 1 раз в день проходит пассажирский поезд Воркута - Лабытнанги (никакого пригородного сообщения, электричек, разумеется, там нет). В тот день он опоздал на полтора часа (это ещё немного), по пути до Харпа опоздание ещё увеличилось. Пока ехали, видел реку Собь. Когда остановились на Харпе, уже темнело, а мне надо успеть отойти от городка, чтобы палатку поставить! Сначала даже не понял, где находится жилая часть города: на окраине промышленность (в том числе есть и заброшенные предприятия) и, вообще, находиться не очень приятно.… Потом я нашёл укромное место недалеко от железнодорожной станции, хотя спать там было не очень-то хорошо: земля неровная, много кочек… Но, несмотря на это, ночь прошла нормально; утро было холодное, так что палатку пришлось собрать быстро.
В Харпе (это название означает "Северное сияние") мало чего интересного. Воскресным утром городок казался нежилым: людей на улицах совсем мало, поскольку холодно было.
После Харпа природа стала другая: появились леса; милые сердцу горы постепенно остаются позади… От Харпа до г. Лабытнанги уже есть шоссе; вначале оно было достаточно неоживлённое, чего не скажешь про участок этого же шоссе под Лабытнангами.
Из деревьев растёт много лиственниц (кстати, название города Лабытнанги означает "Семь лиственниц"). Хотя большие горы и позади, но местность оставалась ещё достаточно пересечённая.
День после Харпа был очень дождливый. Где-то километра через четыре после городка начался дождь, который с перерывами тянулся часов до пяти вечера; пасмурно было весь день. Кстати, следующий день в этом плане был тоже не самый лучший, хотя всё-таки дождей было гораздо меньше.
Потом была довольно большая река Ханмей, вскоре после неё посёлок Обская.
Ну, а там уже недалеко до города Лабытнанги. Поскольку один кусок объехал, в Лабытнанги пришёл на сутки раньше плана. Высвободившийся день был посвящён реке Обь.
От г. Лабытнанги есть дорога до посёлка Октябрьский; она идёт рядом с долиной Оби. По основному руслу Оби пешком не пойдёшь: с обеих сторон много второстепенных русел, проток, стариц, небольших озёр.
Предпоследний день был весьма холодный, по ощущению - не больше 4-5 градусов тепла. Однако дождей не было.
Последний день был посвящён "городу семи лиственниц". Лабытнанги мало похож на города средней полосы: большинство жилых домов двухэтажные, деревянные, радуют глаз. Есть и новые дома, однако выше 5 этажей там не строят. На окраине городка начинаются неосновные протоки Оби; через них есть дамбы, по которым идёт шоссе (через основное русло Оби есть паром). Ещё мне понравился деревянный Храм Георгия Победоносца. И вообще, город небольшой, приятный.
Поезд Москва - Лабытнанги ходит достаточно неудобно: в Лабытнанги приезжает вечером, а оттуда в Москву уходит утром. На вокзале я повстречался с другой группой туристов (из Минска); они ходили на реку Собь. Впоследствии оказалось, что мы едем в одном вагоне. От них же узнал, что "за умеренную плату" можно договориться с проводниками, чтобы посадили в поезд вечером (сами они так же сделали). Единственное, что поезд Москва - Лабытнанги опоздал ровно на 2,5 часа; зато следующим утром я проснулся, когда поезд уже отправился.
Днём опять долго стояли на Елецкой, там было значительно теплее, чем в Лабытнангах. Однако в реке Елец воды было существенно больше - дожди сказались. Потом дважды переезжали реку Уса (после Елецкой и Абези); в районе Абези её ширина уже 500-600 метров, однако река совсем мелкая (с моста совершенно отчётливо видны камни на дне, на глаз и 1 метра нет).
Вечером была крупная станция Инта, затем ещё на Печоре долго стоим. После города Печора была одноимённая река, тоже большая и красивая.
На следующий день утром была Микунь, затем Сольвычегодск, Кулой, Коноша-1, Вологда, Данилов. Вся первая половина дня была холодная и дождливая; как только остановились в Сольвычегодске, начался ливень…
На следующий день ранним утром приехали в Москву.

Впечатления
Поход, конечно, суровый, но всё же замечательный. Жаль, что по самой приятной, горной, части маршрута мало шёл. Честно говоря… ещё бы денька три-четыре не помешали. Несмотря на суровые условия, хорошо отдохнул.
Кстати, до того севернее Вологодской области я не бывал.


Река Елец рядом со станцией Хорота

Вид на тундру и горы под Хоротой

Вид в долину реки Елец

Заросли иван-чая

Полярные кусты

Вечерний пейзаж на плато

На горах иногда и снежок попадается…

Поздний вечер

Ещё один вечерний пейзаж на плато

Закат над горами

Ещё один вид поздним вечером

Чистое озеро

Облака вершины гор укрывают…

Горный пейзаж

Вид на два озерца и горы

Каменная россыпь

Деревянный жилой дом в городе Лабытнанги

В центре города Лабытнанги

Вид на Лабытнанги и долину Оби

Деревянный Храм Георгия Победоносца
(г. Лабытнанги)

Вид на тундру (восточная часть маршрута, ближе к г. Лабытнанги)

Река Ханмей

Небольшой ручей - приток Оби

Лиственницу на ветру качает

Вид на протоки Оби

Хорошая дорога под
г. Лабытнанги
   


В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам





© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100