Кольский в июне. г. Кандалакша - г. Апатиты

Автор - Владимир Сибирцев (Санкт-Петербург)

Кандалакша - Апатиты (июнь 2004)

Как всегда, даже в последний день перед походом пришлось бежать на работу. В результате, вернулся домой я уже около 20 ч. Хорошо ещё, билеты на поезд были взяты на 8 утра следующего дня, так что осталось хоть какое-то время дособираться.

В 840 приехали в Кандалакшу. Выяснили, что поезда отсюда идут в 6 и 14 ч (от Апатит, соответственно, в 4 и 12 ч), а автобусы от Умбы (куда мы собираемся выйти в конце маршрута) отходят в 11 ч и в 1940. Потом, перешли через р.Ниву (по навесному пешеходному мосту), где в устье вместо воды одни камни из-за 3-х расположенных выше по течению ГЭС. Дошли направо до шоссе на Умбу (по нему до п.Колвица чуть не каждые полчаса ходят автобусы). Поднялись по нему за 3 км на 500 метров - на перевал, с которого (особенно, если подняться ещё метров на 50 на вершину) открывается красивый вид на Кандалакшскую губу Белого моря. Спустились вниз до пересекающей дорогу речки, на берегу которой и пообедали. И пошли дальше - на север вверх по течению. Дороги здесь на протяжении км. 7 не было. Однако, лес вполне проходим. Горы с обеих сторон (которых сначала не было и видно за лесом) сдвигались всё ближе… но потом, когда мы, пройдя верхнюю точку ущелья, стали спускаться и дошли до озера, из которого речка вытекала уже не на юг (как та, вдоль которой мы до сих пор шли), а на север, снова раздвинулись. Там над нами долго летал, возмущаясь, белый ястреб, свивший гнездо на вышке электропередачи. А вскоре, перейдя через эту новую речку, мы вышли и на дорогу, которая, пройдя ещё немного на север, свернула затем на восток вдоль горного хребта, который мы пересекли по ущелью. Там мы с видом на болото с цветущей морошкой (белые цветы) и багульником (розовые цветы) и заночевали. Осины здесь ещё и не думают распускать листья, едва пробивается свежая травка, а первые комары, хоть и здоровые жутко - не кусаются, а лишь растерянно летают вокруг нас, думая - не заснуть ли обратно.

Встали в 8 утра. Позавтракали, собрались (что занимает у нас, обычно, около 3 часов) и пошли по широкой грунтовой дороге на восток, вдоль хребта (метров 700 от уровня моря). Однако, через час уже остановились и решили сбегать налегке на оный хребет. Это у нас заняло 3 часа… и то, потому что с вершины прогнала приближающаяся гроза (когда начинали подъём, на небе не было ни облачка; на вершине же мы даже улеглись понежиться на солнышке; а потом как оглянулись назад, где уже полнеба заняла угрюмая иссиня-чёрная туча, так и побежали скорей вниз). Ещё минут через 40 у ручья остановились на обед. Пока обедали (что занимает у нас, обычно, около 2 часов) дождь кончился, и снова выглянуло солнце. Вскоре (дальше по дороге на восток) нам попался песчаный карьер, сверху которого на нас с любопытством взирала местная собака (оставленная, похоже, охранять брошенную людьми технику; однако, мудро предпочитающая себя попусту перед кем ни попадя не обнаруживать). Дальше, дорога сузилась (однако, осталась вполне сухой и проходимой даже для 2-колёсной тележки, на которой мы везли наш самый тяжёлый рюкзак), люди и машины перестали попадаться совсем, но виды окрест от того стали только ещё красивей. На ночёвку остановились возле красивого горного озера. А ночью, пока все спали я поднялся ещё на одну близлежащую вершину, освещаемую незаходящим здесь в это время года солнцем. Обошёл её вокруг, глядя то на дальние озёра, то на ущелье, то на Белое море вдали. Когда начал спускаться, дали внизу застилал густой туман, просвечиваемый сверху солнцем (оно же ярко освещало и мой склон), отчего (да ещё в сочетании с общей атмосферой раннего утра) всё вокруг приобретало какой-то совершенно нереальный вид. На озере (куда я специально спустился не напрямик, а так, чтобы ещё пройти вдоль берега км 3) тоже вовсю лежал утренний туман, от чего сказочное впечатление только усиливалось. В результате, поспать мне удалось лишь с 5 до 8 утра.

Практически, весь день светило солнце. Дорога после озера сузилась до размера одной колеи, но продолжала оставаться весьма наезженной. Справа до обеда всё время видны были горы. Затем, их несколько закрыло широкое лесистое ущелье, на дне которого слышен был шум реки. Туда, в конце концов, свернула и основная дорога. Мы же продолжили движение на восток. Но где-то в километре от развилки остановились на ночлег, поужинали (пока оный готовился я, как и на обеде, хоть часок ещё вздремнул) и сбегали ещё обратно: до развилки и вниз - на озеро Малое Глубокое. Это у нас заняло часа 1,5 в одна сторону. Берег, где у озера кончалась основная дорога оказался весьма и весьма заболоченным. И лишь река, которая впадала здесь в озеро несколько скрашивала картину.

Где-то через час после выхода на маршрут пришлось наводить переправу через довольно живописную, но и весьма бурную реку. Затем, дорога стала ещё подниматься в гору, проходя почти рядом с очередной вершиной (г.Кососельга), куда мы вдвоём и поднялись, пока 3-й член нашей группы готовил обед. С вершины открывался широкий вид и на озеро Глубокое и в другую сторону - аж до самых Хибин, синих и снежных, сверкающих на горизонте на солнце. Минут через 20 после обеда дорога совсем кончилась. После этого мы прошли ещё немного на север, а потом двинулись напрямик на восток. Пришлось при этом лезть через очередную гору, а затем продираться через буреломы (правда, конечно, далеко не такие страшные, как в таёжной зоне Средней России, типа Ленинградской, Вологодской, новгородской и т.д. областей) и болота. Да ещё и самый тяжёлый рюкзак пришлось уже нести, а не везти вместе с тележкой (правда, несколько отбавив от него перед этим веса в другие рюкзаки). Но всё же мы справились и заночевали уже у реки Большой.

После завтрака мы надули лодку, которую несли с собой, переправились через реку и, найдя на её берегу зимник (правда, столь малонаезженный и заболоченный, что нередко легче было идти рядом с ним по лесу - но не по тропе, поскольку она пошла дальше вдоль реки, а нам нужно было сворачивать на восток), дошли по нему до 1-го из серии озёр (уже болотистых тут, а не горных). Там пообедали, а затем, уже совсем напрямик двинулись дальше - уже на север, в обход 2-го и 3-го озёр. На берегу последнего с большим трудом (поскольку никакой тропы не было заметно, а лишь вместо елей на остатках бывшей просеки рос молодой березняк) нашли следующий нужный нам зимник и двинулись по нему через невысокий лес и большие болота снова на восток с небольшим уклоном к северу. Так на дороге и заночевали.

Где-то через час после завтрака вышли к реке Кане, текущей здесь ещё только к Верхнему Контозеру. На берегу его в заброшенной геологической базе нашли полбанки сгущенки и полбуханки хлеба, которые и съели за обедом, ещё часа через 2 после того как перешли реку Кану вброд. Дорога после Каны до оз.Елового становилась всё шире и лучше. Но потом, уже после озера, нам пришлось свернуть с неё на северо-запад, чтобы выйти к Апатитам, а не Ревде или Умбе (куда мы уже не успевали по времени); вскорости после чего мы и заночевали.

Весь день шли по зимнику, который снова по-тихоньку стал становиться несколько лучше, так что немалыми участками удавалось даже везти по нему рюкзак на тележке. Но немало было и болот, речек и луж. Весь день по-прежнему светило солнце. Всё больше вокруг появлялось мошкары и комаров. Да и если раньше по-большинству они летали как-то безтолково, то теперь уже чётко старались нас покусать. А справа всё ближе видны были Хибины.

Ночь, как и все предыдущие в этом походе (не считая самой 1-ой), была тёплая. На дороге видны были следы 2-х медведей. Но несмотря на это где-то уже через час после завтрака мы вышли к аэропорту, который хоть, в принципе, и мог ещё действовать (на лётном поле стоял Ту-154, вертолёты, имелось достаточно большое каменное здание для пассажиров, диспетчерская вышка и т.д.), но вид имел весьма и весьма заброшенный. А где-то ещё минут через 40 нас подобрала по дороге машина и довезла 12 км до г.Апатиты. Там мы дошли до ж.д. вокзала, где купили билеты до Питера (все на 4,5 ч утра, а я на 12 ч следующего дня). Затем, отойдя немного в сторону, сварили на костре свою обеденную кашу. После чего, оставив в рюкзаке только тёплую одежду, котелок и немного крупы, я двинулся к горам, которые виднелись уже совсем близко… Однако, идти до них пришлось аж с 17 до 20,5 ч - сначала вдоль основной железной дороги, а потом на север через территорию горнообогатительной фабрики и по лесной тропе вверх по ручью, который уже в самых предгорьях начал прыгать с уступа на уступ водопадами (метров по 15 каждый). Там, у красивого горного озера (наполненного прозрачной зелёной водой, в которой отражались окружающие скалы и водопад, а также на глубине кое-где метров до 5-и видно было каменистое дно) я приготовил себе на костре поесть, оделся потеплей (хоть внизу и начала уже зацветать черёмуха - это в середине-то июня - тут, наверху, без тёплой зимней куртки, шапки и рукавиц делать нечего) и, оставив рюкзак (потому как кому в 3 часа ночи вздумается сюда лезть; да и кроме некоторого кол-ва тряпок и котелка у меня там больше уже всё-равно ничего не оставалось - деньги, документы, бинокль, фотоаппарат - всё равно с собой), двинулся на штурм основной, покрытой уже лишь камнями, лишайником и снегом вершины. Этот подъём занял у меня ещё часа по 2,5 в одну сторону. Слева и справа от гребня, по которому я поднимался, видны были ущелья, по которым стекали шумливые горные речки; сзади - просторы озера Имандра; а впереди - скалы и снега не хуже, чем на Памире, хоть максимальная высота тут всего 1200 метров. Когда совсем поднялся, то впереди увидел ещё одно впечатляющее ущелье. Стою, смотрю вниз с почти что "крыши Мира" - один, ночью (правда "белой" и даже не по Питерски, а по Заполярному, когда солнце - вон оно, никуда и не уходит с горизонта), среди голых камней и вечных снегов, тишины и покоя (лишь ветер пронизывает до костей)… как вдруг, с соседней вершины меня принялась облаивать какая-то собака. На кой чёрт и каким образом, интересно знать, она сюда забралась? А на спуске на одинокого, усталого, никого не трогающего путника попытались ещё наброситься два ястреба (правда, на этот раз, обычные, серые). Но всё же и им не удалось меня остановить. Добравшись обратно до озера, я приготовил себе поесть, и так и не поспав с 8 утра предыдущего дня (на это уже просто не было времени), двинулся дальше вниз, к городу (который был весь в пыли от раздуваемых поднявшимся ветром отвалов).

Добравшись до поезда, я снова поел, упал на полку и проспал без движения 18 часов. А там скоро был уже и родной Питер.

Другие мои фотографии и описания походов можно найти на сайте: