Плато Мань-Пупу-нёр

Автор - Николай Александров (Печора)

Это место овеяно легендами. Издавна, местные жители поклонялись этим каменным идолам, считая их богами. По древней легенде, это окаменелые воины-великаны, шедшие через Урал, чтобы покорить вогульский народ. Вот как пишет Г.Чернов об этом в своей книге "Туристские походы в Печорские Альпы"
"…Они возвышаются в виде семи столбов, достигающих 30 метров высоты. Один из них, с тонким основанием и небольшим выступом, торчащим вверху, стоит в стороне от других и напоминает человека с приподнятой рукой. Другие останцы напоминают то мудрых старцев, то изящную женскую фигуру. Эти каменные столбы называются "болванами". В связи с загадочным происхождением этих столбов местное население - манси, коми и русские - создавали различные легенды об их появлении. Одну из них мы находим в книге профессора В. А. Варсанофьевой "Жизнь гор". "Вогулы , кочующие здесь со своими стадами северных оленей, рассказывают, что эти каменные столбы были некогда семью великанами-самоедами, которые шли через горы в Сибирь, чтобы уничтожить вогульский народ. Но когда они поднялись на вершину, называемую теперь Мань-Пупу-нёр, их вожак - шаман увидел перед собой Ялпинг-нёр - священную вогульскую гору. В ужасе он бросил свой барабан, который упал на высокую коническую вершину, поднимающуюся южнее Мань-Пупу-нёра и называемую Койпом, что значит по-вогульски барабан. И шаман, и все его спутники окаменели от страха".
Сложность посещения обусловлена тем, что они находятся на территории Печоро-Илычского заповедника. Ко всему, кругом, на многие километры - труднопроходимая, заваленная буреломом тайга. Но несмотря на это - здесь стоит побывать. Ибо такого чуда природы - нет более нигде!