Между озерами Яшилькуль и Сарез

Восточный Памир

Автор - Николай Ищук

Между озерами Яшилькуль и Сарез на высоте 4500 м находится высокогорное плато с большим количеством озёр. Когда-то здесь был центр оледенения, и отсюда спускались ледники в долины рек Гунт и Мургаб. После стаивания ледникового щита здесь осталось много озёр - это поистине горная страна озёр. Самое большое из них - озеро Зарошкуль, площадью более 4 км2. Рядом расположено озеро Чапдар, чуть поменьше. Сюда можно добраться двумя дорогами: одна идёт с озера Яшилькуль по долине р. Лянгар (южн.) - по ней обычно ходят туристы на Сарезкое озеро. Раньше, в 1987 г., я как-то встретил у Сарезского озера группу туристов из Харькова, которые путешествовали на велосипедах; другая дорога - с Сарезского озера. Сейчас добраться до Сарезского озера гораздо проще, чем раньше - есть автомобильная дорога от Рушана до кишлака Барчадив, от которого проложена хорошая тропа длиной 25 км до Усойского завала, за которым находится Сарезское озеро. Я объездил и исходил весь Памир, но как-то так получалось, что на этом плато я не был. Пролетал, конечно, там, на вертолёте, но пешком не ходил. И вот в этом году решил взять отпуск и пройти там пешком. Один. Без спутников. Маршрут начался с озера Яшилькуль, до которого можно добраться на машине. Далее поднялся по долине реки Лянгар (южн.) и перевалил в начало долины реки Лянгар (сев.) (на Памире очень много одинаковых названий рек, которые отличаются по приставкам южная, северная, западная или восточная). После перевала спустился в урочище Кулин, в котором расположены подряд три озера, называющиеся Учкуль. После этого спустился в урочище Выхынч и по левой составляющей реки Лянгар перевалил на озеро Зарошкуль. С озера Зарошкуль спустился к р. Гунт и по ней вернулся на Яшилькуль. Всё это заняло у меня 6 дней. Это конечно мало, но, к сожалению, не было больше времени. Не удалось посетить озёра Рамаиф, озеро Чапдар и др., более мелкие, но я думаю, это дело будущего. Предлагаемые фотографии сняты именно в этих местах, но всё равно они не передают всего очарования высокогорного ландшафта и того настроения, которое охватывает человека в высокогорье. Смотрите и наслаждайтесь.

Николай Ищук

P.S. О себе: По профессии я геолог, причём полевик. Объездил и исходил пешком весь Таджикистан. Впервые попал на Памир, причём Восточный, в 1974 г., будучи студентом, на практику и уже тогда понял, что всю жизнь буду стремиться туда. Вот так с тех пор и езжу, правда сейчас всё труднее попасть туда: геологических экспедиций больше нет (некому ездить в "поле"), приходится выкраивать время во время отпуска или подворачиваются какие-нибудь иностранцы, приглашающие поработать с ними. Первый раз пошёл в маршрут один, как турист, т.е. только ходил и любовался - и никакой работы. Оказывается, это здорово! Но не интересно. Всё равно сказывается привычка всё подмечать и раскладывать по полочкам.

Эфедра

Озеро Яшилькуль. 3720 м

Сурки

Озеро Яшилькуль. 4500 м

Долина р. Лянгар (южн.)

Золотой корень

Озеро Чапдар с вертолета

Ромашки

Пик в верховьях реки Лянгар (южн.)