О, это море, Белое море!

Автор - Александра Марчук (Москва)

Однажды попав на Белое море, понимаешь, что жить без него больше не можешь. С этого момента лето, проведенное без поездки в эти удивительные края, становится не летом. Чего-то не хватает в жизни, если там не побывал. Не ощутил прикосновения северного ветра, не вдохнул морского воздуха, не повалялся на разноцветном ковре из жестких мхов, не поел котлет из свежей трески и салата из морской капусты.

Оно бывает белым - в непогоду, и синим,
когда светит яркое солнце и небо отражается в воде

Каждый вечер оно показывает красные, оранжевые, лиловые, желтые, бардовые, сиреневые закаты

Море может быть спокойным и ласковым

Может разбушеваться так, что несколько дней вам придется сидеть на берегу. Погода здесь очень изменчивая

Только что светило солнышко и дул легкий попутный ветерок

Но вот откуда ни возьмись, прилетела туча, полил дождь. После дождя - затишье, слабый встречный ветерок… Порыв. Еще. И вот уже штормовой встречный ветер пытается сдуть вас куда-то в море

Белое море… Это отливы и приливы.
Это застывшие следы волн. Это камни, раскалившиеся на солнце.
Это кипящая в прилив вода, в которой так здорово купаться

Море… Море накормит вас нежнейшей треской, мидиями, морской капустой.
А берег… Берег встретит вас просторными тундрами и дремучими еловыми лесами, роскошными соснами, растущими на подстилке из белоснежного ягеля, средь которого тут и там виднеются красные шляпки подосиновиков. Вдоль берега моря, в плавнике, болотных подберезовиков полно. На вырубках - брусника, в болотах - морошка и клюква, в лесу - черника с голубикой…

Берег - это ковры чудесных цветов

Это махонькие сказочные пресные озерца.
Хорошо плыть под парусом при попутном ветерке! Но эту роскошь предоставляет матушка-природа не часто

Почему-то чаще дует встречный ветер, и тогда медленно-медленно галсами ты продвигаешься вперед.
Бывает, налетит шквал и пытается унести тебя в море. А шторм! Главное, к берегу успеть пристать вовремя!
А бывает ведь и штиль или, что еще хуже, слабый встречный ветерок, когда приходится браться за весла…
В этот раз по Белому морю мы путешествовали вчетвером: я, мой сын Дима, Саша Марков и его средний сын - Данила.
И началось это путешествие в Нижней Полунге.
Когда выходили из Чупинской губы, дул попутный ветерок, благодаря которому решились плыть на Черемшиху. Когда же разгулялся встречный ветер, менять курс было уже поздно.
Проплыв мимо Пежострова мы достигли коренного берега, благополучно миновали опаснейший мыс Шарапов и продолжали свой путь в сторону Калгалакши.

Луды, на которые мы высаживались, поражали количеством всякой живности. Кружились чайки, крачки, кулики-сороки, пикировали нас, отгоняли от гнезд. То и дело из-под ног выскакивали какие-то курицы с цыплятами, гаги с утятами. Носились бешеные зайцы…

А меня влекли далекие маяки… И вот мы отправились к маяку на острове Нахконица.
С далекого острова нам удалось уплыть вовремя. Надвигался шторм. При уже очень сильно разгулявшейся волне встаем на одном из островов Бережной Лехлуды, где нам и приходится провести последующие три дня - шторм не унимается.

На приютившем нас острове живут люди, которые занимаются заготовкой ламинарии (морской капусты)

Следующим переходом мы добрались до мыса Парусница. День стоял теплый. Солнце нагревало камни, и в прилив вода на них кипела. Раздолье для детей!
Здесь мы повернули назад. Ведь 26 июля у нас назначена была встреча в Красной губе.
На ночевки становились теперь не на тех островах, что по пути туда

Снова любовались цветами (пушица)

Снова любовались цветами (клюква)

Посетили чудо-уголок - Соностров

И удивительное поморское село Гридино с деревянными мостовыми

Полюбовавшись феноменальным красно-буро-лилово-черно-сиреневым закатом на острове Сидорове, решаемся на последний бросок к Красному мысу по большой остаточной волне с моря…

А там, в Красной губе, как всегда, покой