Полярный Урал 2005 г.

Автор: Владислав Лях (Рига)

Пеше-водный маршрут 3-й категории сложности; пройденное расстояние - 351 км; ходовых дней - 20; ходовых часов - 88 ч 35 мин. Пешая часть - 34 км (9 ч 10 м); водная часть (сплав) - 269 км (45 ч 35 м); водная часть (волок против течения) - 28 км (19 ч 30 м); водная часть (волок по течению) - 23 км (14 ч 20 м).

Нитка маршрута:
с. Собь – р. Собь – р. Хараматалоу – р. Бурхойла – р. Танью – оз. Варчаты – р. Варчатывис – р. Войкар – с. Вершина-Войкар – оз. Войкарский Сор – с. Мужи.

Время 29.07.2005 - выезд из Риги; 26.08.2005 - приезд в Ригу (Латвия). Группа из 7-и человек. 2 надувные лодки (типа "рафт"). Большой опыт спортивных походов.
Ссылки на карты данного района (и не только) в Интернете.
Туризм Урала tourism.perm.ru/html/maps.htm
Скиталец www.skitalets.ru/maps/s_ural/shema.htm
Велотуризм www.velotourism.ru/gps_map/ural/
КТМЗ ktmz.boom.ru/library/region/sev1172/indexural.html
Наш полярный Урал polarural.h1.ru/maps.htm
Топографические карты и описания Бывшего СССР и не только topmap.narod.ru

Краткое описание маршрута
Техническое описание можно взять у Ильи Слепцова на "скитальце"
skitalets.ru/books/rekisssras/sob_haramat.htm поэтому повторятся не буду, а остановлюсь на заброске, выходе и личных замечаниях.
Заброска: мы начинали на станции Собь. До реки 250-300 метров. Прибыли на поезде Москва - Лабытнанги. Можно начинать от станции Харп, но до реки 3 км.
Водная часть похода не сложная - только два порога можно оценить в 3-ю категорию. 1-н на р. Собь после моста в Харпе, 2-й на р. Хараматалоу - Титова (обозначен на картах). Р. Собь активно посещается туристами. За день мы насчитали более десяти групп. Поэтому рыбы не много и места нужно искать заранее. Р. Хараматалоу - быстрая, поэтому подыматься, даже на байдарках, в основном нужно в проводку. Туристов становится мало, на протяжении всего дальнейшего маршрута мы встретили 3-и группы.
В верховье (вдоль гор) довольно активно ведется геологическая и геофизическая разведка. Мы видели 4 базы геологов. Но, по словам геологов - всего 10 баз. Сами геологи, в основном, народ нормальный, готовы помочь или подсказать если что. Активное движение вездеходов. Но это частные фирмы, которых арендуют для обслуживания геологических партий. Или местные на отдыхе. Вроде люди говорили, что без проблем договорится за разумные деньги или пол-литра. Нам договориться с вездеходом не удалось. Все или не хотели ехать или просили огромных денег. Один вездеходчик за 10 километров (ему полностью по пути, и он шел пустой) заломил нам 3 500 рублей. Как мы узнавали - из Харпа до Пятиречья можно договорится с вездеходом за 12 000 рублей.
От слияния большой и малой Хараматалоу до Пятиречья лучше идти пешком по вездеходным трассам, или ловить вездеход. Так как реки мелкие и сильно каменистые. Река Бурхайло и ниже до конца маршрута рыбы полно.
2-а километра ниже истока р. Варчатовис находится изба егеря Андрея. Очень доброжелательный и общительный человек, зайти обязательно. У него есть баня и можно переночевать, денег не просит. Можно получить информацию о расписании транспорта по Оби. На озере и слиянии Варчатовис с Войкаром стоят базы отдыха для буржуев.
Выход с маршрута: первый жилой поселок на маршруте - Вершина-Войкар. Здесь можно договорится с местными о моторке. С нас взяли по 1 000 рублей с носа до Мужей. Из Усть-Войкара цена дешевле не будет.
Можно идти своим ходом до пос. Шурышкары. Течение на Оби нормальное (6-7 км/ч.). Но в Шурышкарах могут быть проблемы с местными жителями, будут приходить и требовать денег, или могут лесть в драку (по словам туристов севших на корабль в Шурышкарах). В Мужах у нас проблем не было, мы даже за бесплатно договорились ночевать в "Комете". Из Мужей и Шурышкаров можно уехать на "Комете" до Салехарда. По четным дням отходит из Мужей в 6 часов утра по нечетным в 9 часов утра. В Шурышкарах "Комета" на 50 минут позже. Цена 440 рублей с носа. Из Салехарда до Лабытнангов добраться или городским транспортом (автобус в центр, автобус до переправы, переправа, автобес до вокзала) - 100 рублей с носа; или на такси сразу до вокзала -250 рублей с носа.

Лоция

Переход Км Км+ чч:мм чч:мм+ Как
1 Ст. Собь – пос. Харп 39 39 5:10 5:10 Сплав
2 пос. Харп – право р. Хараматалоу 47 86 8:10 13:20 Сплав
3 р. Хараматалоу – пор. Титова 11 97 5:40 19:00 Волок пр. теч.
4 пор. Титова – р. Малая Хараматалоу 16 113 13:50 32:50 Волок пр. теч.
5 р. Малая Хараматалоу – р. Бурхойла 34 147 9:10 42:00 Пешком
6 р. Бурхойла – Пятиречье (начало р. Танью) 27 174 14:20 56:20 Волок по теч.
7 Пятиречье – оз. Варчаты (устье р. Танью) 92 266 17:15 73:35 Сплав
8 оз. Варчаты (устье р. Танью – исток р. Варчатывис) 12 278 3:05 76:40 Сплав
9 исток р. Варчатывис – р. Войкар 14 292 3:15 79:55 Сплав
10 р. Войкар – пос. Вершина-Войкар 59 351 8:40 88:35 Сплав
11 пос. Вершина-Войкар – пос.Мужи 60 - 5:45 - Моторка*
Всего 351 88:35
(*) Время и километраж на моторке не входит в общий зачет.

Если нужна более подробная информация - пишите, постараюсь помочь. Влад vlad[эт]sta.edu.lv. Или информацию по району можно получить на сайте Геннадия Коковкина kozhim.narod.ru/