Река Воньга, лето 2005 г.

Автор - Павел Левдик (Санкт-Петербург)

Этот поход на удивление удачно складывался в начале. После долгого перерыва (семь лет, пока рождались и подрастали дети) я очень хотел на реку. Хоть на какую-нибудь, но чтоб вода текла. По озерам мои дети ходят с пеленок, но сейчас и им уже пора было увидеть хоть небольшие, но пороги. И уже в мае нашлись еще две семьи, которые имели подобный состав и подобные устремления. Адмирал - Олег - предложил Воньгу. Возражений не было. Дабы не грести однообразно все Энгозеро, реши стартовать севернее - от поселка Амбарный. А финишировать южнее - в Куземе, прокатившись по Белому морю.
Еще удивительнее оказалось то, что удачно начинавшееся мероприятие не развалилось, вопреки законам Паркинсона, а так же удачно протекало и завершилось.
Мы увидели удивительный край - Северную Карелию, прошли на байдарках и озера, и реку, и Белое море. Главное, что мы увидели - как на глазах растут и развиваются наши дети. Становятся в чем-то умнее, самостоятельнее. И даже взрослые открывали для себя что-то новое и тоже в чем-то росли. Именно это я хотел прежде всего показать своими фотографиями. Удалось или нет - судите сами.

Итак, наша команда:
Олег, Галя и их дети: Влад (8 лет) и Аня (3 года) - Байда 1 (синий самопал).
Женя, Марина и их дети Валя (7-8 лет) и Митя (6 лет) - Байда 2 (оранжевая Тайень-2).
Павел (это я) и мои дети: Тоня (7 лет) и Женя (5 лет) - Байда 3 (красно-зеленая Таймень-2)
Итого: 5 взрослых и 6 детей, всего 3 судна и целых 17 дней приключений.

Про перегруженность байдарок говорить даже не буду, но и после похода мы не придумали другого способа хождения по карельским рекам с озерами для группы такого состава, как у нас.

Станция Амбарный удобна тем, что от платформы до воды - метров 300 по тропе. И сразу можно устраивать стапель. Поезд Питер - Мурманск пришел около часа дня, впереди было достаточно времени. Мы старались собраться поскорее - по данным Интернета, Амбарный - "нехорошее место" в смысле краж и прочих неприятностей с местным населением. Но с нами никаких неприятностей не случилось, все контакты были только положительными.

Проблема была одна - жара. И еще надо таскать вещи и соединять все эти шелезяки!

Часа через три слегка перегруженные суда пошли, наконец, по глади озера, с которого началась для нас система реки Пулома.

Буквально через 5 минут - первый перекат. Частичная проводка под взглядами местных тетушек и детей. Типа "цирк приехал!".

А еще через полкилометра - первый "настоящий" слив. Все как полагается: просмотр, каски-спасжилеты-фотосъемка, дети и жены ждут на берегу, а папы развлекаются. Вот папа Олег.

А вот папа Женя. Кстати, очень талантливый человек. Все у него в руках хорошо держится: и весло…

….и топор….

… и скрипка! Это танцы на первой стоянке, километрах в пяти от Амбарного.

Учитесь - как правильно делать скрипку из палочки и веревочки.

Первый вечерний чай под разговоры за жизнь…

Еще день пути - и мы на озере Овечьем. Похолодало. Утренний туман.

Мой экипаж стартовал и готов к бою - сегодня идем до Энгозера.

Река Пулома (точнее, система озер и проток) пройдена. Детская радость: промокнув и продрогнув в байде, поесть наконец колбасы…

…. И вздремнуть часок в красивом месте… Песчаные пляжи Энгозера для этого подходят как ничто другое!

А вот если выйти из-под прикрытия берега - Энгозеро задувает не по-детски.

Сначала, в Пуломе, рыба ловилась лучше, чем где либо потом в этом походе. А на Энгозере нам с рыбой что-то вообще не везло. Снова стало клевать уже в Воньге. Вот так, например - перед второй плотиной, в Чогозере.

После ходового дня проблемы плохого аппетита у детей не существует. Каша с тушенкой - самое желанное лакомство.

А на ночь - "Алиса в зазеркалье". После двадцати километров на веслах - отличное снотворное.

Дети укладываются спать, ночи белые (куда там разрекламированным Питерским!) - папа может спокойно порыбачить.

Дошли до волока из Синдамозера в Мурамозеро. Кто-то зачем-то цинично спилил один из двух культовых столбов - указателей.

Хорошо хоть, их было два! Второй пока стоит.

Один из первых порогов - Кривой. Шли с просмотром, хотя всех камней все равно не упомнишь! Основная масса порогов на Воньге именно такая: перепад порядка метра, река разливается пошире, и куча камней набросана в беспорядке. Можно идти на реверсе.

Очередной перекат. Можно высадить детей и покататься на струйке…

Ну греби же, дорогая, греби!!!

Эх, ну кто же так гребет…

А вот - порог "Кошка". Судя по описанию - опасен до невозможности. На самом деле я бы так не сказал, но от навала на опору моста и впрямь лучше уходить аккуратно.

- А у нас дневка будет! На рыбалку с папой пойдем!

- Ага. И байдарку наконец проклеим получше!

И баню топить будем!

Дети по такому случаю САМИ приготовили обед.

А взрослые протопили баню. Очень неплохая парилка получилась.

И гидромассажная ванна рядом. А группа москвичей на заднем плане - так они для того и нужны тут. Для заднего плану!

Опять ходовой день. Озер мало, порогов и перекатов хватает. И какая зараза накидала тут столько камней?! (порог Горбатый).

Сразу после Горбатого - еле успели выбрать стоянку и кое-как растянуть тент - полил дождь. К нам под тент залезли проходившие мимо ребята и вместе с нами поддерживали крышу над головой.

Еще немного, еще один волок - порог Собачий. Для Таймени и впрямь непроход.

Видимо, очень давно кто-то притащил сюда этот якорь и поставил по центру реки, на камнях при входе в "Собачий". В лоции 1994 года так и написано. А в этом году якорь оказался на левом берегу. Видимо, ледоходом его смыло? А кто-то, наверно, затащил его уже не в центр реки, а на берег.

А над озером - такие облака! А впереди еще - такие пороги!

Вот первая ступень "Вякера". Шли вместе с детьми, просмотр с воды.

А вот - вторая (основная) ступень "Вякера".

Папы снова развлекаются. Впервые почувствовали быстро текущую и "кусающую" воду.

Попытка поизвращаться на главной струе "Вякера"…

…Чем еще она могла закончиться? Ясное дело!

Единственный "киль" в группе за весь поход.

Дальше - мелко, и спасработы тривиальны. Кстати, а вот еще метров через 200 - становится глубже, течение ускоряется, вполне можно кильнуться, если решить, что "Вякер" уже позади. Это называется - третья ступень…

Еще полчаса - и порог "Ассу". Снова просмотр, дети последний раз идут по берегу.

Конец порога - у ж/д моста. Здесь (или у деревни, в километре ниже моста) можно закончить маршрут. Но мы идем дальше.

После несложных перекатов и долгого плеса - порог "Морской". Километра два сплошных камней и мелей. Но уже пахнет морем!

Мой экипаж при выходе из Воньги в Белое море.

По описанию, нижняя часть порога "Морской" проходима только в прилив. Действительно, порог кончается прямо на уровне моря. Но мы попали в самый отлив. И теперь знаем: порог вполне проходится и в отлив тоже. (в прямом смысле проходится…)

Еще несколько взмахов веслами - и мы в море. Поразительно резкая смена пейзажа, соленая вода за бортом, совсем другие растения, водоросли, живность в прозрачной морской воде… Масса новых впечатлений!

Наша первая стоянка - у мыса Кочнаволок.

Ходовой день. Пока не штормит - надо идти до залива с приятным именем "губа Домашняя". Чтоб потом без проблем добраться до Куземы.
А Белое море - такое синее и ласковое! (поначалу).

Хотя даже без особого шторма, за полчаса нагнало зыбь.

Местная примочка. Остановились пообедать - причалили к берегу всего на часик. Хоть и знали, что отлив. Только не знали, что так резко…

Награда за перетаскивание груженых байдарок к воде - Беломорский пейзаж.

Фотографа потянуло на извращения…

А вот обитатели моря около нашей стоянки: медузы (говорят, они могут обжигать кожу щупальцами)

Морские звезды (да простят нас Зеленые)…

Мидии… Кстати, вполне съедобно, только уж очень мало.

Зато тортик в честь именинницы с самодельными сосновыми свечками был вкусным и не маленьким!

Добрые духи Белого моря прислали всем детям берестяные грамоты.

А дальше - все как всегда. Последний ходовой день, сборы, выход к цивилизации. Станция Кузема, одежда поцивильнее, билеты, суета…

И традиционное фото на память.