Главная страница

Подписка на рассылку
"Экстремальный туризм"

Примите участие!
 "Вещебаза" - база отзывов, вопросов и ответов по снаряжению
 Каталог магазинов туристского снаряжения
 Каталог ссылок
 "Энциклопедия туристов"
 "Скиталец.маркет" - интернет-рынок туристского снаряжения
 "Скиталец.термин" - интерактивный словарь туристских терминов
 "Большая книга" - создание печатного сборника описаний водных маршрутов
 Биржа некоммерческих туристских инициатив

Бесов Нос, Онежское озеро, июль-август 2003 года

Авторы -
Екатерина Таганова, Светлана Хапаева (Санкт-Петербург)

Участники:
Светлана Хапаева,
Дима Хапаев,
Маша Австрикова,
Рома Штенгель,
Екатерина Таганова
ПланКонец июля. В Питере жара. Мы впятером (две тетеньки и трое детей от 8 до 14 лет) отправляемся в путешествие на видавшей виды Шкоде. Публика в машине и за бортом раздета до той степени, до которой позволяет телосложение и воспитание. Поход предполагается диетический. Главная цель - Бесов Нос на берегу Онежского Озера. Но есть место и подвигу - до Бесова Носа от ближайшей к нему деревни - 17 километров.

Поблуждав порядком вокруг Колпино, мы двинулись мимо Старой Ладоги и Лодейного Поля в сторону Вытегры. Дорога до Гоморовичей, где мы остановились на ночевку очень приличная. За день мы проехали 350 километров. Заночевали на берегу Кимозера на лужке с видом на озеро. Вода - как парное молоко. И если бы не туча голодных слепней, счастье было бы полным.

Второй день мы провели на колесах, останавливаясь в деревнях по дороге и рассматривая полуразрушенные деревянные церкви. В Вытегре застряли на целый час - смотрели с моста, как грузовые суда проходят шлюзы. Потом воспользовались благами цивилизации - наелись мороженого и позвонили по телефону. Дальше нас ждала неизвестность - переезд из Вологодской области в Карелию. Пятнадцать лет назад дорога была настолько запущенна, что по ней летом отказывался ехать даже трактор. Нам тогда пришлось топать пешком по колено в грязи больше 20ти километров. С облегчением обнаружили, что дорога есть и, хотя местами еще не достроена, в том месте, где мы когда-то ломились по болоту, теперь чуть ли не правительственная трасса с асфальтом и разметкой. На закате поставили палатки на Мурмозере.

Ну, вот и настало время подвига. С утра оставили машину в деревне Каршево. Теперь только пешком с рюкзаками по лесной дороге. Дорога петляет по лесу, время от времени выруливая к реке. В лесу полно грибов, комаров и черники. Где возможно, сбросив рюкзаки и потные футболки, бросались в реку, чтобы освежиться. Весь поход с купаньями и привалами растянулся на 6 часов. Выкатившись наконец на берег Онежского озера, дружно упали на белоснежный песок и целый час купались и отлеживались. Потом поставили лагерь, как выяснилось прямо на стоянке древнего человека. Об этом нам на следующий день сказал инспектор заповедника. Ну, что ж, значит мы еще чутья не потеряли. А место действительно чудесное - песчаный пляж расширяется, палатки отделены от берега соснами, вид на два ближайших мыса.

День на Онеге длится долго. К закату успели выйти на Бесов Нос, поискать и пофотографировать петроглифы. Онежским петроглифам 5-6 тысяч лет. Так что побывать на Бесовом Носу - приблизительно тоже самое, что съездить к египетским пирамидам. Только почему-то о египтянах мы знаем больше. Хотя кусок скалы с соседнего мыса Пери Нос лежит на первом этаже в Эрмитаже. Бесов Нос действительно место необыкновенное. Облизанные волнами камни гладкие и как будто покрыты красной глазурью и наскальными изображениями. В ясную погоду можно одновременно наблюдать восход луны и закат солнца. Есть предание о Бесе и Бесихе, которые жили на берегу Онеги. Бес захотел перенести свой дом подальше от берега и, свив веревку, потащил мыс в озеро. Но это оказалось ему не под силу: он оторвал лишь огромный камень и вместе с ним свалился в озеро. Маленький скалистый островок точит из воды в паре сотен метров от берега.

Знаменитого "Беса" найти просто. А вот отыскать другие петроглифы - требуется наблюдательность, терпение и настойчивость. Некоторые видны только на закате в свете скользящих лучей солнца. Вообще изображений более 1000. Множество лосей, лебедей, лунные и солярные знаки ( хотя, кто придумал, что рогалик с ручкой - это лунный знак, а кружочек с усами - солнечный? ), гребешки, ящерицы, сцены охоты… Весь следующий день мы потратили на обследование соседних мысов - Кладовца и Пери. На мысе Пери Нос стояла экспедиция Петрозаводского университета и краеведческого музея. Студенты копировали петроглифы для выставки на бумаге, натерев графитом подошву старого домашнего тапка. У меня тоже была своя маленькая "научная" цель - мне во что бы то не стало хотелось найти изображение лыжника, догоняющего лося. Его описание есть во многих книгах, но найти его оказалось совсем не просто - петроглиф совсем небольшой, в два листа А4, и выбит на шершавой скале, так что рельеф почти не отличается от самого камня. Миф о небесной охоте рассказывает про звездный мир: охотник пытается догнать на лыжах гигантского лося Хийси, мчащегося по небу, но не может этого сделать ( или упускает добычу, размечтавшись о шкуре неубитого зверя ). Охотник превратился в Полярную звезду, его лыжня - в Млечный путь, лось - в Большую Медведицу. Можно было бы еще рассказать легенду о сотворении мира из яйца, не даром же там на скалах несметное количество птиц, но тогда наш фотоотчет превратится в сборник народных сказок.

А дальше опять был длинный пеший поход назад к машине и множество других приключений и впечатлений, но это уже совсем другая история.

Церкви в деревне  Падожский Погост     На берегу Кимозера     Церкви в деревне  Падожский Погост

Вытегра. Шлюзы     Вытегра. Шлюзы     Церковь Ильи Пророка в деревне Самино (1692 г.)

Дорога на границе Вологодской области и Карелии     Стоянка древнего человека     Стоянка древнего человека. Онежское озеро

Петроглиф     Мыс Бесов Нос     Мыс Пери Нос. Петроглифы

Мыс Пери Нос    Мыс Пери Нос    Мыс Пери Нос. Петроглифы

Лыжник     Бес

Мыс Бесов Нос. Петроглифы

© "Скиталец", 2001-2004.
© Дизайн: Илья Слепцов, 2000-2004.
© Верстка: Илья Слепцов, 2000-2004.
© Программирование: Виктор Полозов, Петр Газарян, 2002-2004.