Главная страница

Подписка на рассылку
"Экстремальный туризм"

Примите участие!
 "Вещебаза" - база отзывов, вопросов и ответов по снаряжению
 Каталог магазинов туристского снаряжения
 Каталог ссылок
 "Энциклопедия туристов"
 "Скиталец.маркет" - интернет-рынок туристского снаряжения
 "Скиталец.термин" - интерактивный словарь туристских терминов
 "Большая книга" - создание печатного сборника описаний водных маршрутов
 Биржа некоммерческих туристских инициатив

Река Кереть - Белое море - август 2003 года

Автор - Сергей Турчинов (Пермь)
E-mail: turchinov@mail.ru

Дата прохождения маршрута: 11 - 22 августа 2003 года

Состав группы:
Руководитель, капитан 1-го катамарана - Турчинов С.В.
Капитан 2-го катамарана - Мухмадеев В.А.
Замечательный завхоз и повар - Овчинникова Н.А.
Видеооператор, - Овчинников А.В.
Матрос (была с нами только два дня) - Шугаева А.А.
Матрос, медленный газ - Турчинова П.С. (18 лет)
Матрос, рыбак - Аитов М.К (17 лет)
Матрос, хронометрист - Евсеева Н.А. (15 лет)
Матрос, дегустатор - Овчинникова Н.А. (11 лет)
Юнга, ответственный за панику - Мухмадеев С.В. (7 лет)
Юнга, любитель загадок - Овчинников Д.А. (5 лет)

Нитка маршрута: г. Пермь - ст. Лоухи -оз. Петриярви - оз. Керчуг - оз. Новое - оз. Варацкое - устье р. Кереть- Чупская губа - о. Олений - пос. Чупа - г. Пермь

В Карелии я хотел побывать давно, но удалось только этим летом. Команда собралась не сильная, на десять человек всего трое мужиков, полкоманды - дети. Предполагалось, что к нам присоединятся еще двое участников, но они обломились, когда были куплены уже все билеты и туда, и обратно, и был поздно что-то менять. Маршрут, как я считал, все равно нам по силам, и оказался прав. Реку и маршрут выбрал так, чтобы получить как можно большее разнообразие. Дети хотели посмотреть Санкт-Петербург и Москву, побывать в Макдональдсе. Поэтому добирались мы в Карелию через Питер.

Питер. Петропавловский собор     Мы в Александро-Невской лавре     Александро-Невская лавра

Поезд прибыл в 6 утра, а отправление поезда Питер-Мурманск - в 6 вечера. И у нас был целый день, чтобы посмотреть город. Прошли весь Невский проспект от Александро-Невской Лавры до Дворцовой площади, осмотрели Петропавловскую крепость с ее знаменитым корабликом на шпиле и вечером благополучно уехали на 21 поезде в Карелию. Из поезда позвонили по сотовому телефону в Лоухи, и на станции нас встретил водитель УАЗика-буханки. По пути купив в поселке хлеба и продкутов, доехали до моста у озера Петриярви.

Мост у озера Петриярви

Водитель сказал, что весной утонули трое рыбинспекторов, и теперь продавать лицензии на рыбную ловлю некому, и до Плотины инспекторов на реке не будет. К вечеру собрали катамараны на поляне у озера, и отчалили. На второй день - первые порог - Щелевой.

Порог Щелевой

Здесь нас догнали байдарочники. Для них Керетские пороги гораздо опаснее - волны кажутся гораздо бОльшими, захлестывают судно.

Байдарочники в Щелевом пороге

Погода весь поход была переменчивой, то дождь, то ненадолго солнце. А в основном - пасмурно. Но и продолжительных дождей не было, так что групповой тент так ни разу за поход и не развернули. К исходу второго дня дошли до порога Керчуг.

Погода стояла пасмурная, но без дождей     Порог Керчуг

Здесь, на озере, начала ловиться рыбка. Окуни, щуки. Сварили первую уху.

Варим уху     Ягоды

В дальнейшем окуней уже не брали - уж очень они костистые. Выпускали их обратно. Щука и окунь ловились вообщем-то везде. Нам хватало. Как и ягод - почти в любом месте, где мы высаживались на берег, было много черники и голубики.
Некрасивых мест на Керети, пожалуй, нет. К примеру, даже на озере Травянистом, где, по описанию, нет ничего хорошего, мы нашли интересный мысок с типичным карельским пейзажем - скалы, сосны, вода и симпатичные маленькие необитаемые островки, и кувшинки.

Пейзаж на берегу озера Травянистого     Озеро Травянистое. Берег     Необитаемый островок на озере Травянистом

Озеро Травянистое. Кувшинка

Напрасно говорят, что на катамаранах по Керети ходить неразумно. Да, на озерах им приходится тяжелее, чем байдарочникам. Но зато даже такой экипаж прошел практически все пороги самостоятельно и вполне успешно!

Наш экипаж

А на озере Новом мы догнали огромную группу московских школьников на 12 катамаранах.

Озеро Новое

А это - закат на озере Новом.

Закат на озере Новом     Закат на озере Новом     Закат на озере Новом

Порог Варацкий в описаниях описывался как один из сложнейших на реке. И мы отнеслись к нему серьезно, проходили усиленным экипажем сначала на одном кате, затем на другом. А берегу расставили фото- и видеооператоров. Как оказалось, для катамарана нет сложностей. Да и в дальнейшем были пороги посерьезнее, которые проходили наши полудетские экипажи без проблем.

Порог Варацкий

На озере Варацком облазили симпатичный скалистый островок. Стоянка - наверху, метрах в тридцати от воды. Оттуда открывается красивый вид на озеро.
И, хотя погода оставалась пасмурной она не могла испортить нам ужин с горячими оладьями.

Озеро Варацкое     Озеро Варацкое

Вечер на Варацком озере     Вечер на Варацком озере     Вечер на Варацком озере

Ужин с оладьями

На следующее утро мы отправились дальше. За день прошли несколько сложных порогов. К сожалению, они остались за кадром. Здесь действительно пришлось постоянно отгребаться от камней, и было не до фотосъемок.

Утро следующего дня     Вечер того же дня

К вечеру дошли почти до сетей у порога Морской. Здесь мы наконец-то устроили дневку. На дневке одни участники собирали грибы, другие наловили рыбы, третьи - сплавали к порогу и на мели, между камнями, прямо руками ловили в воде горбушу (удача улыбнулась только самым проворным, ведь чтобы поймать резвую рыбу руками - надо иметь ловкость рук и хорошую реакцию!), четвертые просто любовались окрестностями.

Кто-то ловил рыбу...     Кто-то собирал грибы...     Кто-то ловил горбушу руками...

А кто-то любовался окрестностями     Вид на озеро

Вечером все желающие фотографировались с добычей - рыбой, грибами и красной икрой.

Фотография с добычей

На следующее утро подошли к сетям у порога и купили двадцать рыбин горбуши по 30 рублей за рыбину. Рыбу засолили, частично закоптили, и в дальнейшем благополучно довезли до дома. Пройдя порог Морской и заброшенное село Кереть вышли в море. Море порадовало и удивило всех. Оно оказалось серьезнее, чем я думал. Стоило задуть встречному ветру - и мы уже не могли выгрести против ветра и волн. Но зато - приливы и отливы, когда прозрачная вода постепенно отходит от берега, и на камнях и песке остаются лежать необыкновенные водоросли, похожие на виноград и множество мелких ракушек.

Порог Морской     Белое море. Водоросли

Белое море. Мелководье     Белое море. Отлив

Белое море. Ламинария     Белое море. Отлив. Моллюски

А дети заболели "звездной болезнью" - стали разыскивать морских звезд, выбирать среди них самых красивых и сушить их на рюкзаках и камнях, чтобы привести домой.
На закате прибрежные камни окрашиаются в необыкновенные цвета.

Белое море. Морские звезды     Закат на Белом море

Во время прилива берега неузнаваемо меняются. Чайки, отдыхающие на камнях, вынуждены кучковаться все больше и больше, чтобы не оказаться в воде.

Белое море. Чайки     Открытое море вдали

Хотя открытое море видно только с одной стороны - на северо-востоке,
ветер дует неслабо, и переходы по Чупской губе даются с трудом. Но вот уже с коренного берега виден остров Олений.
На острове - великолепные глубокие , и что важно для нас, пресные озера с чистой прозрачной водой, обилие грибов и ягод, несмотря на то, что здесь постоянно бывают туристы, а по проливу то и дело ходят байдарки, лодки и катера.

Белое море. Вдали - остров Олений     Озера на острове Олений     Остров Олений. Ягоды

Грибы на острове Олений

Закончилось наше путешествие в Чупе, на закате дня.

В час ли полуночный, в утренний час,
Рано ли, поздно - бывает минута:
Все умолкает, и с Керети глас
явственно слышен хотя бы кому-то.
"Кто нас зовет? - вопрошаю не вслух -
Мать ли поморская, дева ль морская?
Плоть ли по Керети бродит иль дух
Бьется над Керетью, глас испуская".

© "Скиталец", 2001-2004.
© Дизайн: Илья Слепцов, 2000-2004.
© Верстка: Илья Слепцов, 2000-2004.
© Программирование: Виктор Полозов, Петр Газарян, 2002-2004.