Главная страница

Подписка на рассылку
"Экстремальный туризм"

Примите участие!
 "Вещебаза" - база отзывов, вопросов и ответов по снаряжению
 Каталог магазинов туристского снаряжения
 Каталог ссылок
 "Энциклопедия туристов"
 "Скиталец.маркет" - интернет-рынок туристского снаряжения
 "Скиталец.термин" - интерактивный словарь туристских терминов
 "Большая книга" - создание печатного сборника описаний водных маршрутов
 Биржа некоммерческих туристских инициатив

На реку Нерская

Декабрь 2002 года

Автор -
Николай Левин (Москва)
Эта страничка переносит нас в Подмосковную Сибирь (на моём языке так называется Мещёра). Вы смотрите поход на реку Нерская от городка Куровское (станция называется Куровская) до деревни Соболево.

…Дело было в середине декабря 2002 года. Мороз, как в Сибири настоящей: днём было больше 20 градусов. Поэтому, подъезжая к Куровской, я был очень удивлён, увидев, что речка и не думает замерзать!
Немного отойдя от станции Куровская, надел лыжи. Как это ни странно, по городку на лыжах было вполне нормально – я шёл по окраинным улочкам, где уже был хороший наст. Снять лыжи пришлось только на выходе из Куровского, чтобы перейти подъездную ветку кольцевой ж/д. К реке вышел у моста Казанской ж/д, дальше шёл по правому берегу.
Несмотря на сильный мороз, вначале было много рыбаков. Потом места стали более дикие. По грунтовым дорогам идти было порой тяжело: снега ещё мало, и лыжи иногда протирают его до земли. Разумеется, рядом с рекой шёл не всегда – Нерская весьма извилистая.
Отойдя подальше от Куровского, заметил, что речка-то уже замёрзшая! Убедившись, что лёд достаточно прочный, пошёл по нему. После грунтовых дорог это казалось раем, хотя иногда приходилось перелезать через упавшие деревья… Однако, хорошо помня незамёрзшее начало, я шёл вплотную к пологому берегу, чтобы в случае чего можно было мгновенно выскочить на берег. И, как оказалось, предосторожность была не излишней.
Иду спокойно, и вдруг услышал довольно громкий треск. Разумеется, сразу же выскочил на берег. Глянув на реку, увидел, что у противоположного бережка снег посинел: вода проступила… Вот так, иногда мелкие речки в этом плане опаснее больших. Впрочем, все обошлось, я уже на безопасном месте!
Потом было ещё одно приключение: когда пробирался через кусты, из правого крепления вылетела дуга, прижимающая ботинок. Её я вставил назад практически мгновенно.
Затем ещё долго шёл по диким местам. Под конец начал немного беспокоиться: уже вечереет, а никакой населёнки не видать. Но… стоило только встревожиться – почти сразу вышел на луговину и увидел уже довольно недалеко село, это были Хотеичи. За ними уже шоссе Москва – Егорьевск. В селе ещё была красивая церковь.
Где-то на середине перегона Хотеичи – Соболево (там недалеко) стало уже совсем темно. От Хотеичей до Соболева был луговой участок, там река хорошо замёрзшая (ледяной ветер своё дело делает). Потом ещё немножко шёл по грунтовой дороге, чтобы скоротать. На окраине Соболева, уже расставаясь с рекой, заметил, что она стала значительно шире – вероятно, где-то ниже плотина.
Остался самый сложный момент – выезд из Соболева. Тут стоит отметить, что изначально я планировал дойти до Рязанской ж/д, а вот ждать автобуса в такой мороз – это ничего хорошего! Тем более, что в деревне и расписания-то нет! Дойдя до остановки, я спросил у местных жителей, когда будет автобус. Мне ответили, что автобусы Егорьевск – Москва здесь, как правило, не останавливаются – уже мест нет (!), а до станции Шевлягино местный автобус будет довольно скоро (как выяснилось, «довольно скоро» – это добрых полчаса!). За это время успел основательно замёрзнуть (напомню, мороз был больше двадцати градусов, а тут и ветер поднялся) – ведь походить на лыжах уже нельзя. Кстати, пока иду (даже медленно) или ненадолго остановился, вполне тепло (иногда даже жарко).
Потом автобус подошёл; до Шевлягина ехать не слишком долго – как отогрелся, уже почти доехали. Электричку тоже долго ждать не пришлось.

Подводя итоги: для меня это первый такой серьёзный лыжный поход. Протяжённость его примерно 40 км (напрямик, конечно, гораздо меньше!). Маршрут очень «дикий», красивые леса.

Фотографии

© "Скиталец", 2001-2004.
© Дизайн: Илья Слепцов, 2000-2004.
© Верстка: Илья Слепцов, 2000-2004.
© Программирование: Виктор Полозов, Петр Газарян, 2002-2004.