Главная страница

Подписка на рассылку
"Экстремальный туризм"

Примите участие!
 "Вещебаза" - база отзывов, вопросов и ответов по снаряжению
 Каталог магазинов туристского снаряжения
 Каталог ссылок
 "Энциклопедия туристов"
 "Скиталец.маркет" - интернет-рынок туристского снаряжения
 "Скиталец.термин" - интерактивный словарь туристских терминов
 "Большая книга" - создание печатного сборника описаний водных маршрутов
 Биржа некоммерческих туристских инициатив

В царстве Снежной королевы.
По каньонам и ледопадам Восточных Саян

2003 г.

Автор -
Олег Жаден (Санкт-Петербург)
Первый ходовой день. Первый обед. В центре - Юрий Терехов. Вдохновитель и руководитель. Большой ценитель окорочков     Водопад Убур-Хубыты. Первый на нашем пути. Заслуженная награда усталому путнику в завершение первого ходового дня     Это наш дом. Хорошо было в нем

Вот такие красоты открыты для всех - приходи и смотри!     Это Макс. Росту в нем 2 метра и по нему очень удобно измерять высоту водопадов: ставишь его рядом с водопадом и отсчитываешь     Долина реки Зун-гол. Радиальный выход. Идем смотреть здешнее чудо - Стакан (выпиленная водой огромная полость в скалах).

Мы внутри Стакана. Съемка - от противоположной стены Стакана.  Высота водопада - чуть меньше четырех Максов.  Макс пробует лед на зуб. Кошкин зуб, конечно     Просто живописное место. No comments

Там, наверху, тот же Архат. Да… Здесь нам не равнина.  По случаю праздника сегодня много работы. Но ведь для туриста работа - всегда праздник, не так ли? Охота - пуще неволи. А день, какой был день тогда? - Ах, да - среда…     Один во льдах. Речка Архат. Очень много мокрых наледей. Ноги сырые, на лыжах - по несколько кило мокрого льда.  23-е февраля     И женщины не отстают. Кто бы мог подумать, что уже который день они тащат на себе 7 банок пива - к празднику, порадовать мужчин. Долго мы его потом отогревали! И долго потом между собой обсуждали: героини наши девушки или…  Потом решили,  что - ладно! - героини. И ооооочень большие умницы! Где еще на Большой земле попробуешь такой глинт… - как бы это правильнее назвать? - глинтбир?!  Как приятно возлежать в шатре у теплой печки, слушая треск дров и завывание ветра снаружи, попивая горяченькое пиво и предвкушая праздничный обед, который в это время зрел на улице стараниями наших заботливых дам. Долго зрел, конечно, - ветер был хороший; но что нам, кабанам, была за забота? - лежи себе, чеши пяткой живот и жди. Праздник, как-никак.  (В скобках замечу, что шампанского к 8 марта мужики с собой не тащили. Не сообразили. Не позаботились. Даже не подумали. Ни даже  цветочка засушенного меж страниц. Вот она, сермяга. Мужланы, одним словом.)

Верховья правого притока Ара-Ошея. Изумительное по красоте место. Эх, увидеть бы его в утренних лучах!     В этом ледопаде - шесть Максов высоты. (Позже сверялся со справочником:  что-то около 13 м. Так что Макс не врет).

Эх, где найти те слова!... Смотрите и наслаждайтесь. А будет возможность - побывайте     Это борщ. Простая такая туристская еда. И вполне к месту: Саяны примерно на широте Украины

Без слов     По берегам много наледей. То, что летом сочится мелкой струйкой, за зиму вырастает в огромные и разноцветные ледопады

Вперед и вверх, а там!... Ведь это наши горы     Верховья Ара-Ошея.  Вечер. Последние лучи     Свалишься - угодишь в купель

Вниз по Богохонголдою. А накануне был перевал Богохонголдойский (1А). И доска там под нами просела, и веревки на спуске вешали, и спускались несколько часов на три такта .  Кто не в курсе - знайте: категорийность перевалов в Саянах - занижена, даже для летних условий, а уж зимой… Об этом все говорят, и мы лишь можем засвидетельствовать, что это так.      Спускаемся по левому притоку Ара-Ошея     Этот несчастный попал в лавину. Бедный Йорик! Пытались мы его откопать, но - ... Очень уж было холодно в то утро. Водка замерзла. Кто понимает, что это означает,  поверит - было не жарко. Последний день зимы - 28 февраля

Под крылом ледопада о чем-то поет... Места хватит всем     Это Витя.  Технический, так сказать, директор:  без него не обходился ни один спуск (ну, и ни один подъем, естественно)     Кстати, о лыжах. Как утверждает Васильев (председатель Московской лыжной МКК), норма использования лыж в Саянах - 30 %, еще 30 % - пешком и еще 30% - в кошках. В снежные годы. У нас был не очень снежный год. Так и играли в "кошки-лыжки-пешки": только надоест скрести кошками по камням, снимешь их - а тут на тебе: голый лед. Тащишься, тащишься по нему босыми бахилами, скользишь и падаешь, снова напяливаешь кошки - а за углом глубокий снег, нужны лыжи. Оденешь их, пройдешься немного, а за следующим углом - сплошные камни и расчлененный рельеф. Что ж, разуваться пора. Вот с шутками-прибаутками и ходишь по Саянам. Но красиво как!…

Где-то впереди Ара-Ошей. Колечко почти замкнулось     Суровая красота     Теплые источники - хорошее дело, но после них нет льда!

Фото Макса Иванова. Где это - не помню     Один из левых притоков Ара-Ошея     Очередная промоина

Вид с перевала Обзорный на прилегающие скалы     Это Яман-гол. Вид со скалы повыше минеральных источников     Вид с речки Нарин-гол назад, на пер. Обзорный (справа от горы)

Иногда и в дырки приходится лазить. А в Максе 2 метра! Мышка-норушка. Макс единственный, кто здесь не снял лыжи. Здоровый он парень, этот Макс     Вниз по Нарин-голу

Достопримечательности Шумака. Шумак - природный курорт, неохваченный пока цивилизацией по причине своей удаленности от оной, что и хорошо. Там порядка 40 источников, каждый - от какой-нибудь конкретной хвори. Много самодельных избушек, которые летом, как говорят, забиты отдыхающими. А зимой - пожалуйста, выбирай, который поудобнее. Мы ночевали в новеньком, еще теплом от предыдущей группы     Купальня. Курорт Шумак

Витя в радоновой ванной. Хорошо ему там! Как потом оказалось, это был питьевой бассейн. А купаются нормальные люди (которые не туристы) в купальне     Фото Макса Иванова. 	Вот так впадают реки     Фото Макса.  	 Это Юра. Наш порцайгеноссе. Бульбулятор. Виночерпий Ганимед. Сейчас он смешает одну горючую субстанцию с одной негорючей, и получится нечто среднее, не сжигающее, но согревающее. И по 25 г для  расширения сосудов

Каньон на Шумаке. Обычно его обходят поверху, и много при этом теряют, ибо такое не увидеть - это... даже не знаю, что. Короче, надо     Вид с ручья Шуумгай-гол на противоположный берег Шумака. Слева - гора Парус     Саяны зимой - это прежде всего каньоны и ледопады. Летом по каньонам не погуляешь, их и сверху-то не всегда можно прозреть донизу, а ледопады… Это сказка.  Зимняя сказка

Другой каньон на Шумаке, ниже по течению     Возвращаемся вверх по тому каньону, который обычно обходят. Насквозь пройти его нам не удалось - пришлось в конце концов и нам переться на скалы - то еще удовольствие! Но каньон того стоил     Эти бревна туда не сами запрыгнули - это уровень весеннего половодья

Это моя любимая картина. Вырезать бы и на стену повесить     Фото Макса.	То ли ужин, то ли завтрак. Костер, одним словом. (Если кто не догадался).     Вверх  по реке Перевальной. Хотели дойти до перевала (а до какого - не помню…). Не дошли. Но прогулялись исключительно замечательно

Ледопадик на Перевальной     Последний наш ледопад, проходился факультативно, по желанию. Четверо смелых нашлось, юная поросль. А кто постарше, те нашли себе другие занятия: кто сахан-далю собирал (кустики такие, очень ароматная и вкусная добавка в чай), кто наблюдал за восходителями (пардон - снисходителями, или как там еще их можно назвать?), а кто-то это безобразие снимал, напрочь замерзшими пальцами (рукавицы, если кто не догадывается, при фотосъемке приходится снимать, и если мороз хороший и с ветерком, то сам процесс можно смело приравнивать к подвигу (это я скромно так J)). Да, а  высоты там было чуть меньше нашей 40-метровой веревки, то есть примерно 35 м     Ф. Макса.	Впереди - последний перевал:  Шумакский. Идем домой

Последний виденный нами ледопад, что-то около 12 м. Максом мы уже не измеряли: он похудел, натер себе ноги и скукожился, что стало вносить погрешность в наши измерения. Это уже за перевалом, по дороге на Нилову Пустынь     Вот они, герои. Слева направо: Юра, Ира Киселева и Макс. Еще несколько тысяч километров, и мы - дома!

© "Скиталец", 2001-2004.
© Дизайн: Илья Слепцов, 2000-2004.
© Верстка: Илья Слепцов, 2000-2004.
© Программирование: Виктор Полозов, Петр Газарян, 2002-2004.