Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Лыжный туризм Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS


География лыжного туризма

Часть 1. От Центральной России до Урала

Автор - Константин Бекетов (Санкт-Петербург)

Все фото из архива автора

Введение

К написанию цикла статей о лыжном туризме меня подтолкнуло то обстоятельство, что имеющаяся литература по данной тематике устарела лет на 30, со времен издания книг П.Лукоянова успело измениться все: снаряжение, география путешествий, техника, тактика и идеология…

Под лыжным туризмом я буду подразумевать не только категорийные спортивные походы, но и выезды на 1-2 дня в зимний лес, с ночлегом и без. Нельзя обойти вниманием и ски-альпинизм, или, если угодно, ски-тур, - радиальные выходы на лыжах на вершины и перевалы, с последующим головокружительным спуском.

Что касается многодневных, "классических" походов, то им будет уделено основное внимание. Уже в первой статье я вынужден оперировать понятиями "первая категория сложности, третья категория сложности…", речь о которых пойдет только в последующих статьях. Что ж, извиняюсь перед читателями за такую вот логическую петлю. В двух словах, если вам эти термины совсем не знакомы: по древней традиции, спортивные походы делятся на категории в зависимости от сложности. Всего таких категорий шесть, первая - самая простая, шестая - вершина мастерства. Походы различных категорий отличаются протяженностью, продолжительностью, технической сложностью препятствий и "общей крутизной". Чтобы исключить последний пункт, поддающийся только экспертной оценке, периодически предпринимаются попытки формализовать оценку сложности маршрута на уровне формул и коэффициентов. В соответствующем месте своего повествования я рассмотрю эту тему подробнее, а пока сообщу, что в моем тексте категории сложности даны на основании экспертных оценок, и могут не совпадать с другими мнениями.

Итак, перейдем все же к более последовательному изложению. Начнем с географии.

Глава 1
География лыжного туризма

География лыжных походов - одна из самых широких среди всех видов путешествий. Маршруты прокладывают по равнинам и горам, по льдам озер и морей, по лесам и тундре… Попробуем описать, хотя бы вкратце, наиболее интересные районы, концентрическими кругами расходясь от центра России к самым дальним окраинам и даже за пределы родной страны.

Центральная Россия, Русская равнина


Зима на Валдайской возвышенности

Самое привлекательное, что найдется в Русской равнине для лыжного туризма - это близость к столице. В остальном, это хорошо освоенная, в целом равнинная территория. Смешанные леса с повсеместными следами хозяйственной деятельности, отдельные холмистые участки, густая сеть дорог - все это позволяет проводить походы не выше 1 к.с. Несколько отличается Валдайская возвышенность, расположенная на севере региона на границе с Ленинградской областью. По своим природным особенностям Валдай ближе к Ленобласти, о которой мы расскажем подробнее.

Ленинградская область

Территория Ленинградской области характеризуется равнинно-холмистым рельефом с большим количеством озер и развитой речной сетью. Проведение лыжных маршрутов 1 категории сложности возможно практически на всей рассматриваемой территории, но особо следует отметить Карельский перешеек и восток Ленобласти, покрытые таежными лесами. Близость мегаполиса не лучшим образом сказывается на природе этих мест, но до сих пор здесь сохранились большие участки естественных ландшафтов.

На Карельском перешейке для лыжников особо отметим район Центральной возвышенности (высшая точка - отметка 203 м), с прорезающими ее относительно глубокими долинами рек Смородинка, Волчья, Странница, Волочаевка. Возвышенность покрыта преимущественно еловыми лесами, поэтому здесь не возникает никаких проблем с дровами. В пределах речных долин встречаются склоны с перепадами высот до 100 м (долина Странницы). Населенных пунктов на данном участке очень мало. Всего 200 метров высоты по сравнению с Петербургом хватает, чтобы среднегодовые значения температур на Центральной возвышенности были ниже на 1,2 градуса, зима продолжалась на 2-3 недели дольше по сравнению с городом, а глубина снежного покрова превышала среднее значение по Карельскому перешейку почти в полтора раза. Район восточного склона возвышенности возле станции "69-й км" и долина р.Смородинка издавна используются петербургскими туристами-лыжниками для воскресных тренировок перед дальними походами.


Ладожское озеро, торосы на пути к Валааму

Второй привлекательный район Карельского перешейка - его северная часть, от стыка границ Финляндии и Карелии до Приозерска на юго-востоке и Выборга на юго-западе. В этом районе на поверхность земли выходит Балтийский кристаллический щит, поэтому в изобилии встречаются скальные массивы до 30-40 метров высотой, придающие местности известный колорит и служащие хорошим полигоном для тренировок перед походами в горных районах. В настоящее время, после значительного упрощения пограничного режима, стала доступна практически вся приграничная полоса с многочисленными интересными природными объектами и относительно нетронутыми человеком ландшафтами.

Карельский перешеек имеет сложную историю, здесь много экскурсионных объектов, порой неожиданных: от пограничных камней Великого Новгорода и Швеции до заброшенных ракетных шахт времен холодной войны, не минуя средневековый Выборг и линию Маннергейма.

На востоке Ленинградской области для лыжников в основном интересен район Вепсской возвышенности, протянувшейся с юга на север вдоль границы с Вологодской областью. Здесь расположены максимальные высоты Ленинградской области, лишь немногим меньшие 300 м. Район глухой до настоящего времени, деревни в основном оставлены жителями еще несколько десятилетий назад. К сожалению, в последние годы появилось много новых вырубок леса. Маршрут, проходящий по всей возвышенности с юга на север (или в обратном направлении), может служить эталоном лыжного похода 1 категории сложности. Местность покрыта таежными лесами, достаточно много болот. Холмы пологие, основную трудность в лыжных походах по Вепсской возвышенности составляют глубокие снега и не всегда простое ориентирование.


Весна на Карельском перешейке

К достопримечательностям востока Ленобласти можно отнести "пропадающие" карстовые озера (в частности, Шимозеро), каньон р.Рагуши с застывшими ледовыми натеками на стенах, архитектурные памятники заброшенных вепсских деревень; на крайнем северо-востоке области, на берегу Онежского озера, - сложенные габбро-норитами скальные выходы возле деревни Щелейки.

Лыжные походы по территории Ленинградской области возможны в течение всего зимнего периода, обычно с конца ноября по начало апреля. Конечно, предпочтительным сезоном является ранняя весна, когда можно надеяться на корочку наста, солнечные дни и многочисленные лыжни.

Карелия, Архангельская область, Тиманский кряж

Местность характеризуется "настоящей" тайгой и холмистым рельефом. Здесь можно совершать походы 1-3 к.сл., основными препятствиями на маршруте служат глубокие снега, частая смена погоды (особенно в Карелии, где оттепели случаются даже в разгар зимы), вода под снегом на озерах. Определенные трудности могут создавать молодые леса на месте вырубок и скальные выходы.


Типичный пейзаж Карелии

В Карелии для туриста-лыжника интересны в первую очередь холмистые северные районы, на стыке с Мурманской областью. Вдоль границы с Финляндией протягивается хребет Манселькя, с высшими отметками немногим более 600 метров (г. Рахмойва). Наиболее высокие сопки поднимаются выше лесной зоны. На некоторых реках встречаются достаточно высокие водопады, частично замерзающие зимой (наиболее известные - водопад Маманя на р. Кутсайоки и каскад на р. Тавайоки).

Также достаточно интересны лыжные походы по Западно-Карельской возвышенности (высшая отметка - г. Воттоваара, 417 м). На вершине Воттоваары сохранилось наиболее крупное древнее святилище саамов. Местность характеризуеся большим количеством болот и вырубок, но сохранились также и участки прекрасных сосновых боров на склонах холмов.

В Южной Карелии внимание лыжников привлекают два района: скальные массивы севернее Ладоги (высшая отметка - гора Петсиваара, 187 м) и Шокшинская гряда, служащая водоразделом между Ладогой и Онегой (максимальные высоты немногим менее 300 м).


Архангельская область,
кряж Ветреный Пояс

На востоке Карелии, на границе с Архангельской областью, южнее Белого моря протянулся кряж Ветреный Пояс. Кстати, немногие знают, что это одно из самых последних крупных географических открытий на территории России - кряж был открыт в конце 20-х годов прошлого столетия экспедицией академика Карбасникова. К тому времени на картах не было только Анабарского плато и хребта Черского…

Ветреный Пояс представляет собой базальтовую гряду с максимальными отметками около 350 м над уровнем моря. Вершины кряжа нигде не поднимаются выше границы леса. Территория покрыта глухой еловой тайгой. Много каменных россыпей и отдельных невысоких скальных выходов. Район отличается глубоким снежным покровом. Здесь можно проводить походы 2-3 к.сл.

В Архагельской области определенный интерес представляет Беломорско-Кулойское плато, характерное развитием карста (горизонтальные пещеры до 7 км длиной). В долине реки Сотка интересны высокие известняковые обрывы.

На северо-западе республики Коми протянулся Тиманский кряж, имеющий максимальную отметку 463 м. Кряж покрыт северной тайгой; в местах, где его прорезают речные долины, встречаются известняковые скальные выходы. Подходы к кряжу очень протяженные, снег глубокий, - неудивительно, что особой популярностью в последние десятилетия район не пользуется. В 60-70-х годах прошлого века здесь проводили походы до 3 к.сл. включительно.

Населенность всех перечисленных регионов неравномерна и в целом невысока.

В Карелии нельзя не упомянуть о таком популярном развлечении, как путешествия по льду крупных озер: Ладожского и Онежского. Их северные и северо-западные берега славятся красотой, представляя собой настоящие шхеры с большим количеством скалистых островов. На Ладоге расположен Валаамский архипелаг, а на Онеге - о.Кижи, которые во второй половине зимы вполне доступны на лыжах по льду. Ледовый режим Онеги достаточно спокойный, чего не скажешь о Ладоге. Целиком озеро не замерзает почти никогда, за исключением особо суровых зим. Поэтому периодически происходят отрывы ледовых полей, торошения и прочие арктические "радости". Северная часть бассейна Ладоги в этом отношении более стабильна, но и здесь стоит ознакомиться перед выездом со спутниковой картой ледовой обстановки, которая публикуется в Интернете.

Наилучшим сезоном для совершения походов в таежных областях является март, но если лыжники готовы мириться с морозами, коротким световым днем и рыхлым снегом, - то подойдут и январь и февраль. В апреле можно путешествовать по наиболее северным из рассматриваемых районов.

Хибины и прочие горные массивы Кольского п-ова


Хибинские тундры

Хибинские горы заслуженно можно назвать колыбелью отечественного лыжного туризма. Походы проводятся здесь с 30-х годов прошлого века, район досконально изучен и интересен в первую очередь именно для лыжных путешествий. Прекрасные подъезды и отсутствие длинных подходов к горам снискали Хибинам славу одного из лучших лыжных районов. Кстати, это практически единственный горный район России (!), территория которого не является заповедником, заказником, пограничной зоной, местом с тем или иным ограничением доступа. К недостаткам отнесем неустойчивую погоду, слишком маленькие размеры горного массива, большое количество техногенных объектов и довольно долгую полярную ночь.

Определяющими препятствиями в Хибинах являются перевалы. Причем, перевалы можно разделить на 2 типа: старые, издавна используемые местными жителями и пройденные еще экспедициями первых исследователей, и сравнительно новые, пройденные в начале 90-х годов на волне безденежья и невозможности поехать в более "серьезные" районы. Отличаются они технической сложностью и логичностью. Старые перевалы имеют категорийность не выше 1Б-2А и связывают долины наиболее логичными маршрутами, новые перевалы характеризуются сложностью 2А-2Б и зачастую соединяют соседние цирки.

Высшей точкой Хибин последние годы считается в. Юдычвумчорр (1200 м), но на разных картах это первенство оспаривают соседние плато. По более старым источникам высшей отметкой считалась гора Часначорр (1191 м). На практике высшей отметкой, скорее всего, является вершина искусственного террикона на плато Расвумчорр (это куда, по мнению Ю.Визбора, не приходит весна).

В центре горного массива в долине р.Кунийок расположена "база КСС" - постоянный пост МЧС, предоставляющий платный ночлег. Еще в нескольких долинах сохранились остатки геологических поселков, но к настоящему времени практически все они разрушены и непригодны для ночлега.

Рядом с Хибинами расположен второй по высоте и популярности горный район Кольского полуострова - Ловозерские Тундры (высшая точка - в.Ангвундасчорр, 1116 м). По внешнему облику этот район достаточно сильно отличается от соседних Хибин. Здесь практически нет выдающихся вершин, плато полукругом охватывает расположенное в центре массива Сейдъозеро. Реки, стекающие с плато в озеро, протекают в глубоких каньонообразных долинах. Внешне район похож на плато Путорана. Одна из достопримечательностей - скала Куйвы, по саамской легенде представляющая собой окаменевшего великана.

Большинство перевалов Ловозерских Тундр технически просты, хотя и здесь периодически предпринимаются попытки что-нибудь "этакое" пройти - залезть на скалы Куйвы по стене, пройти перевал Геологов из долины в долину (по классическому варианту преодолевается только траверсом с вершины на вершину, поскольку седловина представляет собой узкий гребень, в обе стороны обрывающийся стенами).


Таежные леса Кольского полуострова

Третий по высоте и популярности горный район Мурманской области условно называют "Лапландия", объединяя под эти названием Волчьи Тундры, Чуна и Монче Тундры, Сальные Тундры, Туадаш Тундры и Нявка-Тундры. Сюда же относятся более низкие Заячьи Тундры, Вува-Тундры, Лива-Тундры, Пейдас-Тундры и т.д. Практически вся эта территория входит в Лапландский заповедник. Заповедник имеет весьма жесткий режим, но в зимний период территория практически не контролируется. Наиболее высоким массивом среди перечисленных является Чуна-Тундра (г. Эбручорр, 1111 м); выделяются высотой также Монче, Волчьи и Сальные Тундры (все - немногим менее 1000 м). Все массивы характеризуются достаточно сглаженными склонами, без скальных стен и цирков. Исключения составляют: уникальное по красоте ущелье Вайкис между Монче и Волчьими Тундрами, с одноименным озером на дне ущелья и боковыми притоками-водопадами, ущелье Карнес-корч ("Вороново Ущелье") между Монче и Чуна-Тундрами, пара небольших ледниковых цирков в Сальных Тундрах, отдельные выходы скал в Туадаш-Тундрах.

Западнее Верхнее-Туломского водохранилища находится еще один горный массив - Сариселян-Тунтури. Под этим общим названием скрываются Нюрм-Тундры, Ловна-Тундры, массив Йонн-Ньюгоайв и многие другие. Максимальная высота - 716 м. По своей природе это уже Финская Лапландия. В прежние времена массив Сариселян-Тунтури практически не посещался из-за пограничного режима.

К северу и северо-востоку от Волчьих Тундр туристами-лыжниками изредка посещаются Медвежьи Тундры, Свинцовые Тундры, Чалм-Тундры, Веже-Тундры и горы Брицкен. Наиболее высокая здесь Чалм-Тундра (585 м). Природные условия схожи с более южными Волчьими Тундрами.


Мурманская область, Кандалакшские (Колвицкие) Тундры

В южной части Кольского полуострова расположено еще несколько популярных районов лыжного туризма: в первую очередь это Колвицкие (Кандалакшские) Тундры. Этот массив с высшей отметкой г. Баранья Йолга (785 м) расположен к востоку от города Кандалакша. Подходы к сопкам очень короткие, маршрут фактически начинается или заканчивается в городской черте Кандалакши. В свое время Колвицкие Тундры были очень популярны как место для проведения первого категорийного лыжного похода - для кого в качестве участника, для кого в качестве руководителя. Из любой точки здесь можно в течение суток выйти "в цивилизацию", везде достаточно дров для ночлега с печкой, много снега и прекрасное катание на крутых залесенных склонах. Из достопримечательностей, помимо Бараньей Йолги, отметим ущелье Железные Ворота, так называемое "Ущелье Любви" к югу от горы Железной, каньон правого притока р. Лувеньги, стекающего с одноименной горы Лувеньгская Тундра. К слову, песня Гейнца и Данилова "Голубой Ледопад" родилась при созерцании авторами ледовых натеков в Ущелье Любви.

К западу от Кандалакши расположен схожий массив Келесуайв-Тундр, расположенных в бассейне р. Канда (высшая точка - г. Келесуайв-Тунтури, 622 м). В данном массиве интерес представляют гранитные каньоны в истоках Канды. Чуть севернее расположен еще один массив - Кюме-Тундры, также с высотами, превышающими отметку 600 м.

Наконец, есть интересные горные массивы и на севере, и на востоке Кольского полуострова. На севере это Кицкие Тундры, расположенные к северу от Хибин (высшая точка - г. Волшепахк, 612 м), и массивы в районе Печенги, возле норвежской границы. Для посещения последних необходимо оформить пропуск в пограничную зону. Стоит посетить и расположенные северо-восточнее Печенги скальный массив Муста-Тунтури на берегу Баренцева моря.

На востоке, за Ловозером, в широтном направлении на добрых 250 км протянулась возвышенность Кейвы. Отметки высот здесь относительно невелики (г. Ягельурта, 398 м), но зато по природным условиям Кейвы уже стоит отнести к материковой тундре, с холодными ночевками и необходимостью пережидать непогоду в открытой местности, в нескольких десятках километров от лесной зоны. Да и в целом район своеобразный.

По горным массивам Кольского полуострова можно совершать путешествия 1-3 к.сл., в отдельных случаях, за счет увеличенной протяженности - до 5 к.сл. Существует огромное количество вариантов построения маршрута. Маршруты только по одному горному массиву возможны в походах до 2 к.с. в Хибинах и 1 к.с. в остальных районах. Чаще делают связки районов: Хибинские и Ловозерские Тундры (вплоть до 4 к.с., но для столь высокой категорийности приходится много петлять, искусственно накручивая километраж); Волчьи, Сальные и Туадаш-Тундры (2-3 к.с.); практически все массивы "Лапландии" (3 к.с.); Кицкие Тундры и Кейвы (4 к.с.) и т.д. В целом, можно сказать, что Кольский полуостров - это прекрасный тренировочный район для туриста-лыжника, который уже "вырос" из Ленобласти и Карелии, но еще не готов к напряженным маршрутам Алтая, Саян и Забайкалья.

Еще один важный момент: Хибины за счет своего климата являются уникальным районом для тренировочных лыжных выездов поздней осенью (по традиции - 7 ноября). Во времена, когда "если работа мешала походам - брось такую работу", считалось хорошим тоном, если группа перед сложным зимним походом куда-нибудь в Забайкалье или Якутию совершала тренировочный недельный поход по ноябрьским Хибинам.

В реалиях современности Хибины стали самым популярным районом для ски-альпинизма, недаром именно здесь проводятся чемпионаты России. В марте-апреле состояние склонов обычно позволяет спускаться на лыжах по очень крутым кулуарам и лавинным лоткам (естественно, при соответствующей подготовке лыжника). Поэтому в последние годы стали популярны однодневные выходы из Кировска или с базы КСС в долине р. Кунийок, подразумевающие быстрое прохождение 2-3 перевалов или подъем на плато с последующим сложным и интересным спуском.

Южный, Средний и Северный Урал

Безусловно, Северный и Южный Урал достаточно сильно отличаются друг от друга, но в рамках нашего общего повествования эти различия не столь велики, чтобы нельзя было объединить их в одном разделе.

Походы по этой части Урала характеризуются наличием леса (и теплыми ночевками), большим количеством снега, достаточно короткими подходами к горам (кроме Северного Урала). Техническая сложность в этих районах невысока. Маршруты обычно планируют таким образом, чтобы посетить наиболее высокие вершины: Ямантау (1640) и Иремель (1582 м) на Южном Урале, Денежкин Камень (1492 м), Конжаковский Камень (1569 м) - на Северном. Денежкин и Конжаковский Камень находятся на территории заповедника с достаточно жестким режимом посещения. На Среднем и Южном Урале возможны походы до 2 к.сл., на Северном - до 4 к.сл.

Северную часть Северного Урала, с наиболее высокой вершиной Тельпос-Из, по всем параметрам можно отнести уже к Приполярному Уралу. Из достопримечательностей, помимо вершин, назову перевал Дятлова на Северном Урале, печально знаменитый загадочной гибелью целой группы туристов-лыжников. В северной части района также привлекательны скалы "7 братьев" на плато Мань-Пупу-Ньер в истоках Печоры. Надо отметить, что район плато Мань-Пупу-Ньер входит в Печоро-Илычский заповедник, а вообще это наиболее глухая и безлюдная часть Уральского хребта.

Лучшее время для совершения путешествий в данном регионе - февраль-март.

Столь краткое описание огромной территории вовсе не означает, что этот регион не достоин внимания. Но транспортные пути здесь достаточно хорошо развиты, отчеты о походах есть в сети Интернет в достаточном количестве, горы в целом проще, чем в тех же Хибинах, а природные условия не слишком сильно отличаются от описанных выше районов. Думаю, при желании читатели сами смогут найти информацию о Южном или Северном Урале.

Приполярный Урал


Вершина Манарага - визитная карточка Приполярного Урала

Данный регион потребовалось вынести в отдельную тему неспроста. По сравнению с более южными регионами Урала здесь имеет место качественный скачок в сложности препятствий и росте требований к туристу-лыжнику, а от более северного Полярного Урала главным отличием является лесная зона, которой Полярный Урал, как правило, лишен.

Походы по Приполярному Уралу отличаются сравнительно длинными подходами к горам (до 100 км). Впрочем, есть несколько вариантов построения маршрута с минимальными "прогонными" участками, в основном за счет использования арендованного транспорта.

Как и Хибины, Приполярный Урал считается "классическим" лыжным районом. Здесь есть перевалы сложностью от н\к до 2Б, целый ряд интересных вершин, всегда высоко котировавшихся в среде туристов-лыжников. Район достаточно хорошо изучен, но отличается многочисленными вариантами названий одного и того же перевала, что часто вносит путаницу (рекордсменом в этом смысле является пер. Волчий, он же Каменистый, он же Крестовый, он же Саледский, он же Тракторный, он же Дурной, он же… - и так далее, через хребет Западные Саледы).

На Приполярном Урале расположена высшая точка всего Уральского хребта - гора Народа (1894 м). Помимо нее, восхождения совершают на гору Манарагу, своего рода символ и "визитную карточку" района. Не менее интересны восхождения на Защиту, Манси-Ньер, Югру, Колокольню, Неройку и Саблю. Из всех перечисленных вершин Сабля является наиболее технически трудной, простейший зимний путь на нее оценивается в 2Б (2А, если быть более честным перед самим собой). Естественно, список достойных вершин гораздо длиннее.

Приполярный Урал отличается многоснежностью и лавиноопасностью. Это означает, что группа почти неизбежно сталкивается с необходимостью многодневного тропления глубокой лыжни, а на перевалах (порой - не только на перевалах) - с необходимостью ответственной оценки состояния склонов. Лавиноопасность повышается весной после нередких здесь мощных снегопадов с последующими оттепелями.

На западном макросклоне Приполярного Урала произрастает еловая тайга с примесью березы, в верховьях долин лес, в основном, лиственничный. На восточном склоне хребта также широко распространена лиственница, появляются сибирские кедры. Маршруты вплоть до 5 к.сл. можно проводить с ночевками в лесной зоне, с печкой. В технически более сложных путешествиях, подразумевающих протяженные траверсы и сложные перевалы, приходится мириться с холодными ночлегами.

В настоящее время вся горная территория входит в состав национального парка Югыд-Ва, что в переводе с языка коми означает "Чистая Вода". Официально для посещения парка требуется оформить пропуск в Печоре, заплатив относительно небольшую сумму за пермит.

В районе сохранилось достаточно много заброшенных геологических поселков, некоторые из которых поддерживаются в более-менее жилом состоянии. Кроме того, несколько баз действуют и поныне (в частности - база Желанная в верховьях р. Балбан-Ю и база Неройка под восточными склонами одноименной горы). Некоторые геологические "балки" (вагончики с печкой, позволяющие разместиться 1-2 группам одновременно) поддерживаются работниками национального парка. Парку принадлежит также база Озерная в верховьях р. Сыня под горой Сундук. В среднем течении р. Косью существуют частные туристские базы, а на юге рассматриваемой территории, по слухам, построена охотбаза правительства республики Коми.

К настоящему времени известны следующие пути подъезда к горам Приполярного Урала:
1. от города Печора, в котором имеются ж\д станция и местный аэропорт, можно доехать рейсовым автобусом до поселка Приуральское. От Приуральского около 50-60 км до Саблинского хребта по болотам и просекам. На этом участке можно надеяться на след снегохода местных охотников и егерей национального парка. Также можно договориться о заброске снегоходами к хребту.
2. по предварительной договоренности с национальным парком можно от Печоры заброситься снегоходами в верховья Сыни к базе Озерная.
3. от станции Сыня можно подъехать на машине 20-30 км в направлении хребта, с последующим выходом на р.Сыня. Этот вариант не очень предсказуем, поскольку в настоящее время лесоразработки производятся не регулярно.
4. возможен подход по р. Косью от одноименной станции. Это наиболее длинный вариант, поэтому используется достаточно редко.
5. от станции 1952 км в направлении гор тянется Кожимский тракт, который обычно раскатан машинами вплоть до первого хребта (хр. Обе-Из, 22-25 км от железной дороги). Подход по тракту позволяет самым быстрым способом оказаться в горах, но это будет дальняя окраина горной части Приполярного Урала.
6. от станции Инта возможен заезд арендованным автотранспортом на базу Желанная, практически к наиболее высоким вершинам района. От Желанной за один день можно подойти к горе Народе, а за один тяжелый день сильная группа может перевалить и в долину Манараги, в самое "сердце" Приполярного Урала.
7. возможен подъезд автотранспортом с востока, со стороны Сибири, на базу Неройка. Этот путь удобен жителям Свердловска, Тюмени, Омска и т.д.
8. от города Вуктыл на р. Печора проложен трубопровод через хребет, вдоль которого существует зимник. Эти вариантом можно воспользоваться для связки Северного и Приполярного Урала в одном походе. Трубопровод пересекает Уральский хребет в истоках р. Щугор.
9. наконец, всегда к вашим услугам - вертолет Печорского авиаотряда. Всего каких-то 45-50 минут, и вы уже под стенами Сабли; час-полтора - и вы практически в любой точке района. Цены высокие.

Орография Приполярного Урала и его транспортные возможности позволяют строить маршруты как по линейной, так и по кольцевой схемам. К достопримечательностям стоит отнести восточную стену Сабли, поднимающуюся над ледником Гофмана. Стена признана наиболее интересным альпинистским объектом Урала, и была пройдена лишь в последние годы. Для сложных походов несомненный интерес представляет участок Уральского хребта от истоков Вангыра до в. Народа, где сосредоточено множество технически сложных перевалов и вершин: перевал Неприступный, пик Свердлова, пик Граничный, в. Манси-Ньер и т.д. Горы на этом участке имеют ярко выраженный альпийский облик. Также к интересным задачам отнесу траверс Колокольного хребта и траверс всех вершин Манараги (последний, по имеющейся информации, был пройден зимой всего один раз в далеком 1966 году). Интересен и район к юго-западу от Неройки, в бассейне рек Выра-Ю и Потым-Ю, посещавшийся лыжниками крайне редко.

Лучшее время для лыжных путешествий по Приполярному Уралу - март и апрель. Нужно быть готовыми к длительным периодам непогоды, возможным оттепелям и даже дождям в конце сезона. В некоторые годы в апреле после первой волны тепла образуется плотный наст, но надеяться на такое везение не стоит. В марте нужно быть морально и технически готовыми к возможным морозам до -40С.


Полярный Урал


Полярный Урал

Уральский хребет севернее истоков реки Хулги носит название Полярного Урала. Высшей точкой является г. Пайер (1499 м). В северной части района выделяется хребет Оченырд с отметкой 1375 м.; на юге на стыке с Приполярным Уралом Войкар-Сыньинский массив поднимается до высоты 1435 м.

На западе и востоке хребты Полярного Урала примыкают к таежным и тундровым пространствам Печорской и Западно-Сибирской низменностей. По характеру рельефа и геологическому строению Полярный Урал разделяется на северную и южную резко различающиеся части. Южная часть Полярного Урала (на юг от долины р. Собь) протянулась узкой полосой (до 25-30 км) в северо-восточном направлении более чем на 200 км. Поперечными долинами хребет разделен на отдельные массивы - Рай-Из, Макар-Рузьский, Собский, Пай-Ерский, Сомкепайский, Хойлинско-Лахортинский, Хордьюзский, Пальник-Шорский, Каровый, Кокпельский. Склоны хребта круто опускаются к предгорным понижениям, которые отделяют от подножия гор предгорные гряды с абсолютными высотами до 350-400 м (Малый Урал). В южной части Полярного Урала представлены, как альпийские, так и платообразные формы рельефа. Горы здесь сильно расчленены глубокими ущельями, долинами рек и карами, часто заполненными небольшими ледниками. Глубина вреза долин достигает 600-800 м. По сравнению с северной частью Полярного Урала перевалы здесь расположены на значительно большей высоте (400-1000 м над уровнем моря) и подъем на них более крут и высок.


Полярный Урал, Каровый массив

Севернее долины Соби Уральский хребет несколько меняет свой облик, распадаясь широким веером хребтов и отдельных массивов. Еще одно отличие - большое количество простых перевалов, по местному "проходов", что позволяет при желании планировать технически простые маршруты. Наряду с этим, есть и достаточно сложные перевальные пути. Горы альпийского облика сосредоточены в хребте Оченырд, в районе Щучьих озер и в окрестностях озера Хадата-Еган-Лор. Интересен также район хребта Харбей.

Северо-западным продолжением Полярного Урала в направлении Амдермы и острова Вайгач служит береговой хребет Пай-Хой (высшая точка - в. Море-Из, 423 м). Это область материковой тундры, по природным условиям сходная с горами, но с гораздо более спокойным рельефом.

Полярный Урал отличается суровым климатом и (кроме нескольких долин) отсутствием леса. Наилучшее время для лыжных походов - апрель. В северной части в некоторые годы вполне можно путешествовать до середины мая. В течении апреля обычно 3-5 раз случается пурга (для сравнения: в феврале 10-12 раз), продолжительность непогоды редко более суток. Ветра могут достигать ураганной силы, известны случаи, когда порывы ветра опрокидывали железнодорожные вагоны на линии Сейда-Лабытнанги.

По сравнению с более южными, таежными участками Урала, на Полярном Урале можно ожидать плотный задутый снег, покрытый застругами. Впрочем, случалось, что и в горной тундре приходилось буквально с боем отвоевывать каждый метр в глубоком рыхлом снегу. Лавиноопасность Полярного Урала в целом ниже, чем на Приполярном Урале, но с ней все же надо считаться. Кстати, наиболее крупный по числу пострадавших несчастный случай с попаданием туристской группы в лавину произошел именно здесь, в массиве Рай-Из.

Маршруты по Полярному Уралу строят, отталкиваясь от транспортных путей. На западе в 40-70 км вдоль гор проходит Северная ж\д на Воркуту, наиболее близко к горам здесь расположена станция Сивая Маска, от которой можно за 1-2 дня подойти к Каровому и Пальник-Шорскому массивам. От станции Сейда начинается ответвление Северной ж\д на Лабытнанги. Эта линия пересекает Уральский хребет по долине Соби и является наиболее частым способом попасть в горы. Для этого используют ст. Елецкая (отсюда обычно начинают походы в массиве Пайер), ст.110 км (106 км, пос. Полярный), ст. Харп. От Лабытнанги на север, на полуостров Ямал, уходит "Бованенковская" трасса - зимник и железная дорога. Рейсового сообщения по этой дороге нет, но можно найти попутную машину до фактории Лаборовая или договориться с машинистами грузовых составов о доставке на один из безлюдных разъездов к востоку от хребта (разъезды эти носят довольно юмористичные названия "Канары", "Бермуды", "Сейшелы" и т.д.). Наконец, от самой Воркуты можно подъехать 15 км в направлении гор до шахты Советская (пос. Нерусовей). Ж\д ветка Воркута - Хальмер-Ю, долгие годы верой и правдой служившая туристам для подъезда к Очеырду, была злодейски разобрана в начале 90-х в связи с закрытием рудника.

На Полярном Урале возможны лыжные походы 3-6 к.сл. Отсутствие леса накладывают особые требования к снаряжению и навыкам путешествующих здесь туристов. Необходимо нести искусственное топливо на весь поход, уметь строить ветрозащитную стенку и т.д. Маршруты 3 к.сл. возможны в массивах Пайер, Рай-Из, в хребтах Ханмей и Харбей. Техническая сложность может быть при этом достаточно высокой (траверс Пайера, перевал Грандиозный (1Б-2А) в Рай-Изе и т.п.). Более протяженные походы обычно либо охватывают значительную часть хребта на север или на юг от долины Соби, либо состоят из двух колец, также к северу и к югу от железной дороги Сейда-Лабытнанги. Маршрут 6 к.сл. возможен в северной части с максимально полным охватом района и "сбором" всех технически сложных препятствий.

Из достопримечательностей Полярного Урала отмечу каньон с замерзшими водопадами на ручье Нырдвомэн-Шор в Рай-Изе, остатки воспетой Ариком Круппом метеостанции Хадата, скальные цирки Оченырда, похожие на фиорды Щучьи озера, гигантский ледопад в истоках р.Левая Пайера, вершину Скальная, и ни с чем не сравнимое ощущение, когда выходишь к лесу после 2-3-недельного скитания по тундре.


В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам



Комментарии и дополнения
 Владислав, 26.11.2004
На Южном Урале лыжные походы до 3 к.с.
 В Геллер, 26.11.2004
Оценки автора по туристским возможностям районов и технической сложности характерных препятствий несколько субъективны, это естественно. Но в целом же они недалеки от объективных. Понятно, что Ленобласть и Карелию петербуржец знает лучше, чем, к примеру, Архангельскую область. Но Архангельская область интересует, по большому счету, только ее жителей. Как, впрочем и Ленинградская. Никто не поедет за тридевять земель в единичку на неделю.
Накрутить формальную тройку можно и на Ю.Урале, и в Самарской области на Жигулевских горах, и в Карелии. Но кому это надо? Разве что, местным туристам, если нет времени или денег ехать далеко. Но местные свой район и так знают.
А наиболее популярные районы описаны вполне прилично.

Не очень понятно, зачем валить в одну кучу и лыжный спортивный туризм и ПВД и ски-тур. Это разные вещи, и каждая из них тянет не на одну статью, но у автора есть какой-то свой план, может это и обосновано с точки зрения этого плана.
 Илья, 27.11.2004
Думаю, что не стоит выделять географические регионы отдельно для спортивного лыжного туризма, отдельно для ПВД, отдельно - для ски-тура. Автор правильно делает, что дает общие характеристики районов. После общей характеристики всегда можно дать частности, хотя бы в отдельной статье.
 В Геллер, 28.11.2004
Нет, по подаче районов, Костя безусловно прав. И описания очень точные и красочные. Обычно это тяжело сочетается. Мне интересно, как он дальше все разведет, когда дойдет до техники, она-то как раз разная. Но разберется как-нибудь, чай не мальчик уже:).
 Вадим Семин, 28.01.2005
Небольшое дополнение: Конжак не находится на территории заповедника, на Северном так же очень интересен ГУХ.
 Виталий, 03.03.2005
Константин, дело Лукоянова в надежных - ваших! - руках. (Не знаю, жив ли патриарх российского лыжного туризма?..)
Просьба-пожелание: столь же обстоятельно описать СОВРЕМЕННОЕ лыжное снаряжение. Я, конечно, имею ввиду ски-тур.
Ждем!
Спасибо.
 Лиза, 18.11.2012
Спасибо автору. После просмотра первого десятка страниц в поиске, где кроме коммерческих туров ничего нет, это - то, что искала. Хорошее введение для тех, кто не в теме.
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.




© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100