Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS


Заполярный траверс

Автор - Александр Ермаков (Новоуральск)

Группа из Новоуральска в составе:
Ермаков Александр - руководитель (номинальный!), видеооператор (реальный :)!)
Васин Вадим - участник
Саломатов Александр - участник

Путешествие планировалось как лыжный поход 2 к.сл., но… вышло только многодневным. Об этом написано в данном дневнике, и был снят фильм с одноименным названием, который вошел в финал VII кинофестиваля "Вертикаль" в "Любительской" номинации. Итак!

В прошлом году в поезде, когда мы возвращались с Хамар-Дабана, мы наметили несколько районов, куда мы хотели бы сходить зимой. Одним из таких районов были Хибины. Вся наша информация о Хибинах ограничивалась книгой "Север", где давались краткие описания маршрутов и перевалов, а также имелись небольшие картосхемы. Почитав книгу, мы поняли, что это то, что нам надо! Но книга содержала весьма мало информации, и мы решили воспользоваться глобальной системой - ИНТЕРНЕТОМ. Оказывается, что Хибины весьма популярны у москвичей и питерцев. К нашей великой радости нам удалось найти в интернете и карты Хибин, как туристские, так и Генштабовские километровки. Поиск в интернете захватил, и нам удалось скачать около десятка отчетов о маршрутах в интересующем нас районе. Для более правильной разработки собственного маршрута мы решили все скачанные маршруты нанести на карту. Этим занялся Вадим Васин, и у него нарисовалась весьма интересная картина: все маршруты проходят по долинам с преодолением перевалов и далее по другой долине! Этот факт заинтересовал нас. Неужто не нашлось желающих совершить ТРАВЕРС?
Проработка велась интенсивно. Вадим проложил несколько вариантов маршрутов, которые позволяли бы нам в короткие сроки более полно познакомиться с Хибинами. Обсудив их, мы приняли маршрут, который начинается в поселке Имандра и сразу выходит через ущелье Аку-Аку и перевал Юмьекорр на траверс подковы реки Гольцовка до перевала Чорргор Северный через высшую точку Хибин гору Ферсмана, далее - по реке Петрелиуса подъем на перевал Восточный Петрелиуса и траверс до перевала Орлиный, спуск в долину реки Малая Белая и переход к горе Тахтамвумчорр, траверс ее со спуском к озеру Малый Вудъявр, подъем через перевал Безымянный на плато горы Кукисвумчорр с траверсом до перевала Куропачий и переход к перевалу Щель, через который мы и запланировали выйти в Кировск.
Маршрут получился весьма солидный! И, похоже, мы первые, кто заложил такой траверс!
К этому времени Вадим купил GPS, и координатная сетка на Генштабовских картах оказалась весьма кстати. Карты поручили изготовить (откопировать) Александру Саломатову. Замечу - хоть я и заявился руководителем, но почти всю работу по организации этого нашего путешествия взвалил на себя Вадим. Я так немного устранился в связи с тем, что много приходилось возиться с моим младшим сыном, которому еще не исполнилось и года.

Ну, вот и день отъезда! Помня печальный опыт опоздания на электричку и поиска машины до Екатеринбурга, звоню парням. Все в сборе, и все готовы!!!
Приезжаю на вокзал, а там Вадим ходит чем-то озадаченный. Чего-то начал спрашивать меня о том, взял я карты или нет? Хотя все комплекты карт берет Александр, и уже в поезде мы их разбираем. Кстати его, Александра, где-то нет. Тут Вадим раскололся! Один товарищ решил их подвести на машине до вокзала и при загрузке рюкзаков и лыж в машину, пакет с картами положили на крышу машины. Когда все было погружено, сели и поехали, а про карты и забыли…
Вот Александр и уехал, оказывается, их искать.
Александр приехал, но без карт. Но! Благодаря Вадиму и его запасливости у нас оказался единственный экземпляр километровой карты. В Екатеринбурге срочно отправляем виновника в копицентр делать копии.
Все, мы - в поезде Свердловск - Петербург, карты готовы, и у нас впереди - длинная дорога! В поезде, коротая время, наносим контрольные точки на карту. Все мы впервые едем в Хибины и пересадку запланировали сделать на Московский поезд до Мурманска в Волхове.
В Волхов мы приехали рано утром. Сразу кинулись в кассу и… билеты только боковые, да еще и в разных вагонах. Но это - еще не самая большая беда. Беда в том, что этот поезд останавливается только в Апатитах и далее в Оленегорске. Но мы едем! Не может быть, чтобы с Апатит до Мурманска не ходило электричек!
И вот мы в Апатитах. Заполярье встретило нас весьма хмуро. Все затянуто низкими тучами и гор не видно, хотя они должны быть как на ладони. Следущий удар мы получаем, узнав, что с Апатит до Мурманска ходит всего один рабочий поезд рано утром, и то в него туристов не садят…
Автомобильной дороги до станции Имандра НЕТ! Она заканчивается на станции Хибины, куда нас и предложили забросить таксисты. Делать нечего - едем. Срочно перепланируем маршрут. Жаль, что ущелье Аку-Аку уже не увидим. Дорога до станции Хибины проходит по территории обогатительного комбината. Весьма унылый пейзаж. А может, это просто погода на нас так действует.

День первый
Все, все, все!!! Мы надевает бахилы, лыжи, засекаем начальную точку - и вперед! От станции выходим на весьма накатанный "буранный" след, который идет по долине реки Малая Белая. Начинает идти снег. Очень влажно, сказывается близкое соседство Гольфстрима. Буранный след выводит нас к скважинам, из которых фонтаном бьет вода. У скважин "буранный" след заканчивается, и дальше мы идем по еле приметной лыжне. Погода еще более ухудшается. Гор вообще не видно. Где идем - непонятно! Проходим небольшую стрелку с каким-то ручьем и поднимаемся выше по реке Малая Белая. Стоп. Мне кажется, мы уже прошли ручей Ферсмана, и эта стрелка была именно та, где нам надо было свернуть. В месте стрелки у нас была забита точка в GPS, и мы, определив свои координаты, определили, что да - это именно то, что нам надо. Первое реальное применение GPS и весьма полезное! Сворачиваем и вскоре выходим к старому костровищу на границе леса. Хотя данные кусты можно с трудом назвать лесом, но тем не менее. Светового времени у нас еще вполне достаточно, дров нам не надо, так как мы идем с газом, и мы решаем подниматься выше. Чахлые кусты остались далеко внизу, когда мы впервые столкнулись с Хибинским ветром! Поставить палатку на таком ветру практически невозможно, да еще и не видно склоны и непонятно, лавиноопасны они или нет. Решаем возвращаться до кустов. Палатку врыли по самую крышу. В яме тепло и тихо. Вот и закончился наш первый день в Хибинах.

День второй
Утро весьма теплое и пасмурное. Единственное улучшение погоды относительно вчерашней - это то, что нет ветра. Решаем дождаться хоть какой-нибудь видимости. Вадим пробивает маршрут в GPS с возможностью выхода через перевал Арсеньева Восточный в долину реки Гольцовка. Но этот вариант - только в случае ну уж очень плохой погоды и невозможности совершения траверса.
Ну, вот облачность немного растянулась, и мы решаем выходить. Ведь мы сюда приехали не в палатке сидеть.
Проходим вчерашний участок. Наших следов нет и в помине. Долина ручья Ферсмана входит в довольно узкий проход. Место реально лавиноопасно и неприятно, что абсолютно ничего не видно. Но узкий участок быстро кончается и начинается довольно широкая долина. Вот тут облачность начала подниматься и сквозь тонкий слой облаков стали просвечивать вертикальные стены хребтов! Ничего себе 1А! Это перевал Арсеньева Восточный имеет такую сложность. К тому времени, как мы подошли под перевальный взлет, облачность почти исчезла, и перевал уже не выглядел так страшно, только настораживал большой карниз, свисающий на нашу сторону с седловины перевала. Решаем подниматься по правой по ходу части склона. Довольно приятный склон. Снег не проваливается и не слишком плотный. Понимаемся с самостраховкой лыжными палками.
Вот и седловина перевала! Изумительная картина открылась на озеро Имандра! Видно ВСЕ! Туч нет, и мы усиленно принялись снимать на фото и видеокамеры окружающую нас красоту. Кто сказал, что белое безмолвие не может быть красивым? Ложь.
Перекусив, мы приступаем к тому, зачем мы, собственно, и приехали в Хибины - к траверсу. Впереди нас ожидает высшая вершина Хибин (по некоторым данным) - гора Ферсмана (1200 метров). Мы с сожалением посмотрели на тот участок, который в этом путешествии мы уже не пройдем, надели рюкзаки и пошли.
Подъем с перевала Арсеньева Восточный на гору Ферсмана не круче, чем подъем на Конжак (гора Конжаковский камень в Свердловской области) от памятника. И вот мы на вершине. В долину реки Гольцовка склон обрывается многосотметровым обрывом. Отлично просматривается путь нашего траверса до перевала Крестовый и часть траверса со спуском с перевала Орлиный. Все довольно технически интересно и требует организации веревочной страховки. Наметили дальнейший путь и начали спуск на перевал Ферсмана. По информации из одного отчета, на перевале есть большой камень, за которым можно организовать ночлег.
Чего-то под вечер лень доставать веревки, и мы решаем траверсировать с самостраховкой лыжными палками склон со спуском на перевал. Я иду последним. Вдруг Вадим останавливается. Оказывается, дальше под тонким слоем снега - лед. Ну, что ж, значит, придется доставать веревки. Пока Вадим пятится, мы с Саней вырубаем небольшую площадку под рюкзаки и для организации дюльфера. Первым вниз уходит Вадим. Ниже на 50 метров все так же продолжается лед. Решаем бросать еще один дюльфер. И пока мы спускаемся с Саней, Вадим организовывает новую станцию. Еще 50 метров - и ситуация не меняется. Вешаем еще 50 метров, и все! Дальше можно идти с самостраховкой, но лыжные палки уже заменил ледоруб. Из-за такого спуска мы оказались чуть ниже седловины перевала Ферсмана. И нам сейчас предстоит подняться на него. Со стороны ручья Ферсмана склон перевала несложен и проходится с самостраховкой. Определяющая сторона - сторона долины реки Гольцовка. По описаниям из отчетов это одна - две веревки дюльфера по скально-снежному склону.
На перевале трудно пройти мимо камня, за которым рекомендуют организовать ночлег. Вообще, седловина перевала не превышает 50 метров. Да! Северная стена горы Ферсмана весьма внушительна! Это скальный склон крутизной 85-90 и высотой метров 400-500! Просто чисто альпинистская стена! И это при абсолютной высоте горы 1200 метров. ФАНТАСТИКА! Ну, а мы строим стенку для нашего жилища на ночь. Снег весьма плотный, и кубы получаются хорошие. Ну, вот и все, закончился первый день траверса и второй день путешествия.

День третий
Просыпаемся от того, что Вадима придавило стенкой палатки. Ночью начался снегопад с сильным ветром, и нашу палатку уже наполовину занесло снегом. Вадим одевается и вылазит из палатки, чтобы откопать ее. Снаружи видимость - ноль. Идет снег с сильным ветром. Склоны не видно, и мы принимаем решение СИДЕТЬ.
Пока готовим завтрак, палатку вновь заносит наполовину снегом! И так продолжается целый день. По очереди вылазим каждые полчаса и откапываем палатку. Да, пластиковая лавинная лопата в нашей ситуации - абсолютно незаменимая вещь! Не представляю, чем мы бы откапывались, не будь ее у нас с собой. Пытаюсь нарастить стенку с ветреной стороны, но снежный куб сдувает, как пушинку. На ночь ставим будильник на каждые полчаса. Мы просто боимся, что снегом порвет палатку и тогда будет совсем тоскливо. Первым идет расчищать Саня, потом Вадим. А потом я просыпаюсь утром и понимаю, что раз до меня не дошла очередь - значит, снег прекратился!

День четвертый
Собираемся! Наша стенка, толщиной в 30-50 сантиметров, стала походить на сеть. Еще одного такого дня она не выдержала бы.
Сразу надеваем системы и кошки. Склон крутизной до 60 , и не известно, есть на нем лед или нет. Рассматриваем оптимальный вариант линии движения с навешиванием перил. Выйдя на склон, понимаем, что его можно пройти с самостраховкой ледорубом в три такта. Снег позволяет делать хорошие ступени. Так мы и поднимаемся на плато горы Узловая. На середине подъема начал дуть ветер. С плато открывается вид на перевал Крестовый и долину реки Петрелиуса. Судя по описаниям, нам предстоит спуск на перевал Крестовый по скальной стенке высотой 40-60 метров. Информация разная, и нет полного понятия, что же нас ожидает, ведь у нас - 50-метровые веревки. Подходим. Да, спуск, склона не видно, крутой. Крепим дюльфер на ледорубе, и Вадим уходит вниз без рюкзака. Потом сквозь ветер слышим, как он просит спустить ему жумар. Спускаем, и он поднимается обратно. Он, оказывается, спустился до перемычки, дальше можно идти пешком. Спускаемся, сдергиваем веревку, и выходим на седловину перевала. При правильном месте крепления веревки на спуске можно обойтись и 40-метровыми веревками, только надо спускаться ближе к долине реки Гольцовка на перемычку. В этом месте вертикальная скальная стенка не превышает 10 метров, а остальное - простые скалы. А если спускаться ближе к долине реки Петрелиуса, то скальная стенка увеличивается до 60 метров. Вот в чем секрет разных описаний. Все дело в том, куда повешена веревка.
На седловине перевала мы вновь познакомились с Хибинским ветром. Он налетел резким потоком, и вот мы уже все лежим, зарубившись ледорубами, чтобы не скинуло в долину реки Гольцовка. Полежали, отдышались, засекли точку, и пошли на подъем, на плато горы Часночорр. Или ветер дул в спину или что, но на плато мы закарабкались довольно быстро. Хотя еще с вершины горы Ферсмана этот склон у меня вызывал некоторые вопросы. Глядя на него, мы предполагали места навешивания перил, но все прошло гораздо проще. Карабкаясь между камнями, мы скрывались от ветра и одновременно поднимались.
И вот плато. Пока мы поднимались, погода совсем испортилась. К ветру добавился снег, и пропала видимость. Все плато покрыто коркой льда, так что мы как с самого утра надели кошки, так и продолжаем идти в них. Я иду первым, в пяти метрах сзади - Вадим и Саня. Ветер дует нам в спину, и кусочки льда из-под ног парней успевают за 5 метров набрать такую скорость, что больно бьют мне по ногам. Удачно выходим на триангуляционный пункт на вершине. Хотя вершина здесь - понятие относительное. Погода совсем испортилась. Снимаю несколько кадров на видеокамеру и прячу ее в рюкзак, а то уже в сумку с камерой набило целый сугроб снега. Вадим забивает точку в GPS, и мы направляемся в сторону перевала Южный Чоргорр.
Видимость метров 50, а может и того меньше - в полной белизне не понять, сколько метров до того или другого камешка. Вдруг мы утыкаемся в пропасть… Не поняли, достаем GPS и компасы. Да уж… Третье место, где я натыкаюсь на эти грабли. Разница между реальным направлением на СЕВЕР по GPS и направлением по компасу составляет около 30 градусов. Благодаря этому мы вышли на отрог. Делать нечего, возвращаемся по GPS к вершине и далее идем уже по реальному направлению на СЕВЕР. Первый раз я столкнулся с магнитной аномалией на Северном Урале, в районе горы Семичеловечья. Целые сутки мы шли по компасу на СЕВЕР вокруг одной горы, и вернулись в ту же точку, откуда вышли. Второй раз я с этим столкнулся на Байкальском хребте в Прибайкалье. Ориентируясь по карте и местности, я тогда решил, для солидности, достать компас. И как только я его достал, то полностью потерялся, где мы находимся. Как впоследствии оказалось, магнитное склонение до 90 градусов давала ближайшая гора!
А ветер усилился до урагана и, что особенно, он с одинаковой скоростью дует с противоположных направлений, сбивая с ног. Очередной поток ветра подбрасывает Вадима с одетым рюкзаком и прицепленными к нему лыжами, переворачивает в воздухе и бросает на склон. Фантастика! Я недолго наслаждался полетом Вадима. Следующим потоком подбрасывает меня. Зарубаюсь ледорубом и начинаю крутиться вокруг него под напором ветра. И тут в сантиметре от моей руки приземляется кошка с ногой Сани, а за ними плюхается и он сам. Да, еще бы сантиметр - и быть бы мне без пальца. Вот так мы втроем лежим и загораем. Встать не можем, остается лежать и работать флюгерами. У меня уже возникла мысль зацепиться за ледоруб самостраховкой, но тут ветер немного стих, и мы смогли встать. Да, хорошо, что взяли на каждого по ледорубу! Перед походом решали, сколько ледорубов необходимо и достаточно для этого путешествия. Оказалось, что необходимо на каждого.
Что делать - непонятно. Судя по GPS, мы находимся там, где надо, но спуска не видно, везде скальные обрывы. Что поделаешь, решаем возвращаться обратно километра на два и сваливать в долину реки Гольцовка, там есть пологий спуск. Только мы повернули, как облачность чуть разорвало, и мы увидели далеко внизу наш перевал, Чорргор Южный! Мы все правильно шли, только спуск с плато на перевал такой сложный. Прячем за камнями рюкзаки и оставляем Саню смотреть за ними, а то убегут еще без хозяинов при таком-то ветре.
Спуск найден, хотя он достаточно сложен, но в три такта с самостраховкой идется нормально. Спускаемся с мыслью, что в цирке-то уж ветра точно не будет, и мы расслабимся. Ну, вот наконец-то и склон, по которому можно просто идти. Проходим метров сто и… Кадр один, дубль два! Ветер вновь сшибает нас с ног и не дает подняться. Переворачиваюсь на пятую точку и смотрю, как Саня мелкими перебежками спускается вниз. Встаю, делаю десяток шагов, и меня вновь сшибает ветром. Лежу, работаю флюгером. Тут меня посещает мысль: "А где же Вадим?" Смотрю, он работает тем же, только чуть выше меня. Лежать хорошо, но как-то и до леса добраться хочется, а тут еще штаны спадывать начали. Если бы не система - спали бы уже давно.
Саня дает снизу советы, чтоб мы бежали и слушали - как зашумит ветер, так сразу падать и зарубаться. Или у меня слух атрофировался, или ветер успевал на меня налетать быстрее, чем я его услышу, но через пару десятков кульбитов я решаю дальше спускаться с перевала на пятой точке. Да здравствует новый вид спорта - ЖОПСЛЕЙ называется. Благодаря этому виду спорта, я даже обгоняю на спуске Саню! Решаю добраться до большого камня, а там снять кошки и систему, а то они как-то не способствуют улучшению спортивных рекордов в новом виде.
Вот я и за камнем!!! Ветер дует, но мы уже не кувыркаемся! Снимаю кошки, систему и… Вот она, разгадка спадывающих штанов! Я забыл застегнуть молнию на карманах, и полные карманы набило мокрым снегом!
Вот он, и лес! Ветер достает и здесь. Достаем сухие вещи и переодеваемся. Как приятно попить горячего чаю! Нам сегодня желательно дойти до базы спасателей и высушиться.
Все! Вот мы и на базе. База - это несколько домиков. В некоторых дымятся трубы. Мы стоим и не знаем, в какой домик идти. Тут нам навстречу выходит мужик и предлагает заночевать в домике. Это оказался спасатель Миша. Сутки проживания на базе стоят 60 рублей с человека. Недешево, но в оплату входит пользование дровами, посудой и довольно приличные постели. Узнав, что мы - зарегистрированная группа, попросил нашу маршрутку для регистрации. Он обязан сообщать о передвижении всех зарегистрированных групп в Кировск, на базу МЧС.

День пятый
Решаем сделать дневку! Ура! Можно спокойно просушить все свои вещи, включая и спальники. У Вадима болит рука, и он ее не может высоко поднять. Видать, сказался вчерашний первый кульбит. Вчера при куче адреналина он как-то не почувствовал этого, а вот ночью она у него разболелась. Да и погода не располагает к продолжению траверса. Все горы закрыты низкими тучами.
К обеду тучи растаскивает. И мы видим, в какое замечательное по красоте место мы попали! С базы отчетливо просматривается весь склон перевала Чорргор Северный. Эту картинку мы уже видели в книге "Север", но реально перевал намного красивее. Жалко, что нам не удалось дойти до него и спуститься, как было запланировано. Но с исчезновением облаков мы понимаем, что и сейчас траверс невозможен. На всех хребтах висят мощные "флаги".
Но терять понапрасну целый день, как-то не хочется. У нас и так их немного. И мы решаем сходить на разведку на перевал Южный Рисчорр. Поднимаемся по просеке, идущей прямо от ворот базы на дорогу. И встречаем нашего знакомого с вокзала в Апатитах. Разговорившись, узнаем, что он участвовал в первом проекте "Последний герой" и даже прошел туда, но у него не был готов загранпаспорт, и он уже присутствовал на острове только в качестве наблюдателя позднее, когда паспорт был готов. Нас поразило, что он так свободно ходит один и не испытывает ни малейшего желания ночевать на базе. Надо сказать, что к этому времени опять пошел мокрый снег. Обменявшись адресами, мы уходим дальше вверх.
На границе зоны леса находим несколько остатков фундаментов, и какие-то металлоконструкции на склонах. В этом месте раньше была база геологов. Саня решил ехать обратно на базу, а мы с Вадимом полны решимости подняться на перевал. Но, пройдя еще километра три, возвращаемся обратно. Горы все закрылись, опять подул сильный ветер с сильным снегом. И мы тоже возвращаемся на базу.
В это время на базу приехала группа. Оказалось, что это участницы женской команды "Метелица". Видать, приехали отдохнуть и попариться в баньке. Вечером, разговорившись с Мишей, выясняем, что лучший период для совершения зимних путешествий в Хибинах - это начало мая. В это время уже действует тактика ночного хождения. Группы спят днем, а ночью передвигаются. В Хибинах в мае стоят уже практически белые ночи. Так как днем могут сходить мокрые лавины, а ночью еще сохраняются минусовые температуры, то такая тактика, наверное, оправдывает себя. Еще узнаем, что в течение дня погода может несколько раз смениться от ясной тихой до пасмурной со шквалистым ветром. Поэтому тактика ВСЕХ групп в этом районе основана на подходах к перевалу по долине, ожидании благоприятных погодных условий для прохождения перевала, прохождении перевала и подходе под другой перевал по долинам, уже невзирая на погоду. Это, конечно, все понятно, но нас такая тактика не устраивает.
Спать ложимся поздно. В зависимости от погоды решаем завтра принять решение о дальнейшем маршруте.

День шестой
Встаем рано. На улице завывает ветер. Питерцы, с которыми мы жили в домике, уходят в Кировск через перевал Кукисвумчорр. Поразмыслив над нашей ситуацией, решаем тоже идти в Кировск, но через перевалы Восточный Петрелиуса и Рамзая.
Пока собираемся, погода еще более портится. Выходим и решаем все-таки идти через перевал Кукисвумчорр. Перевал - это очень длинная расщелина между хребтом Пачвумчорр и горой Кукисвумчорр длиной около 4-5 километров. И вот в этой трубе ветер разгоняется до бешеной скорости. Хорошо, что он дует нам в спину, и мы, раздвинув руки, просто едем под потоками этого ветра. И это в гору! Встретили Мишу, он утром уехал в Кировск на центральную базу МЧС и вот уже возвращается. Рассказал нам, что у него ветром сорвало кожух с "Бурана" и понесло в гору. Хорошо, что рос куст, и кожух чуть задержался на нем. И Мише удалось вернуть беглеца на место.
Около озера Малый Вудьявр начинается дорога. Преодолеваем небольшой подъем, и в долине видим город Кировск (район Юкспорлак). Вот и кончилось наше путешествие.

Заключение
Мы не прошли полностью того, чего напланировали, но получили информацию для более правильного планирования маршрута. В Хибинах можно и нужно ходить траверсы. Требуется только специальное снаряжение и понимание того, что тебя ожидает, чтобы быть к этому готовым. Основное отличие Хибин от других нам знакомых горных районов в том, что в Хибинах ураганный ветер дует не только на хребтах и вершинах, но и в цирках. Погода может меняться несколько раз в течение дня, что требует или наличия в группе GPS, или снаряжения для пережидания этой непогоды в том месте, где она застала. Зачастую хребты и вершины превращаются в "мышеловку" при ухудшении видимости. Имея один-два варианта подъема и спуска, в остальных местах это, как правило, скальные стены высотой до нескольких сот метров. До путешествия мы смеялись фразе в одном из отчетов по Хибинам, что видимость ухудшилась настолько, что для продвижения группа привязала ледоруб на веревку, и люди кидали его перед собой. Если он не провалился - значит, можно идти дальше, а если провалился - значит, впереди обрыв. Оказалось, что это очень реальная ситуация.
И все-таки мы очень довольны тем, что открыли для себя Хибины. Советуем всем посетить их, особенно зимой. Зимние Хибины - это жемчужина гор. Вы получите огромное удовольствие от путешествия по ним.

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам



Комментарии и дополнения
 Александр, 10.01.2005
Это надо всем читать, кто в Хибины собирается, в обязательном порядке. Очень все натурно. В похожей ситуации я в пургу улетел вниз с плато у Чивруая, вместе с карнизом...
 jao, 10.01.2005
Нигде не указано, в каком месяце происходил поход.
 В Геллер, 11.01.2005
При подготовке маршрута ребята немного не доработали. Траверсы хребтов в Хибинах ходили всегда. В частности, запланированный ими траверс (только в обратном направлении) мы с женой проходили в ноябре 1984 года в своем свадебном путешествии.
Другой вопрос, что траверсы Хибинских хребтов ни в коей мере не относятся к препятствиям 2 к.с. Как минимум их можно идти в хорошей тройке. А заявленный траверс - элемент похода 5 к.с. В целом заявленный маршрут я бы оценил как поход 4 к.с. (надо только с километражом разобраться).
Видимо, с этой недооценкой и связана большая часть приключений.
Большинство же групп, идущих в Хибины, сравнительно невысокой подготовки, потому и предпочтение к перевальным маршрутам, сравнительно простым.

Для первого похода по Хибинам, ИМХО, стоило выбрать перевальный, обзорный маршрут, м.б. с включением одного-двух несложных траверсов, чтобы посмотреть маршрут целиком, а не две долины и один хребет, как получилось у авторов.

Еще о предварительной проработке. Существует как минимум два поезда, останавливающиеся на станции Имандра (и на разъезде Нефелиновые пески, если кому лень проходить достаточно скучную расщелину Аку-аку): Москва-Мурманск и С-Петербург-Мурманск. Оба пассажирские. Оба приходят в Имандру рано утром, очень удобно начинать маршрут. В последний раз я приезжал московским поездом в феврале 2003 года. Чтобы не промахнуться мимо этих поездов, достаточно было заранее изучить расписание.
Карты Хибин совсем не дефицит. Более того, в настоящий момент вполне доступны карты, позволяющие ориентироваться на хребтах в любую погоду без ГПС. Во всяком случае, большинство справлялось. Я не против ГПС, но не стоит полагаться только на него.
Магнитной аномалии в 1984 в описываемом месте я не обнаружил, хотя шли примерно в тех же погодных условиях, что и в отчете.
Непонятны и некоторые технические моменты. Например, почему при спуске на пер. Ферсмана группа не надела кошки? Ведь там был лед! Почему при сильном ветре ребята не связались? Весьма способствует, раз аж с ног сбивает. Почему лыжи крепятся к рюкзаку, а не сзади на веревке? Так парусность намного меньше и идти легче.
Общее впечатление: ребята прониклись из отчетов "домашностью" района. Это повлияло на их оценку предстоящего маршрута. На самом деле Хибины - совсем не простой район, а траверсные походы ближе всего по условиям к походам по Полярному Уралу.

Вызывает большие сомнения рекомендации по походам в мае. Оптимальным временем для проведения походов в Хибинах считается март. Даже в конце марта-начале апреля возникают проблемы с подлипом. В мае уже могут вскрываться реки, что сильно затруднит выход на маршрут и сход с него.

В целом очень полезный отчет: показывает, что не стоит пренебрежительно относиться к "простому, домашнему" району, и, в то же время, демонстрирует умение авторов вовремя соотнести свои силы с реальными трудностями и откорректировать маршрут для безопасного прохождения.
 Дима, 29.03.2007
спасибо за полезное описание.Если можно, 2 уточнения по этому маршруту:
при спуске с вершины на перевал Ферсмана можно обойтись и без веревок(всегда обходились) только надо спускаться максимально левее, метров 5 от края - только чтоб с карнизом не улететь в цирк.И на крестовый можно ногами спуститься(но страховочная веревка нужна!).для этого начинать спуск надо не просто с левого края, а вообще будто в цирк спускаешся - строго на север, пол веревки вниз ножками, а потом направо траверсом в сторону перевала - всего полторы веревки максимум.А вот с крестового подниматься дальше без страховки не есть гуд.Мы сдуру тоже в 86 году пробежали на кошках - там не сложно - но парнишка один подскользнулся и чуть не улетел.там налево очень даже есть куда падать.А за описание - спасибо!
Удачи всем.
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.


Фотографии:


Скважина на реке Малая Белая


Северная стена горы Ферсмана (вид с перевала Ферсмана)


Белое безмолвие (склон горы Ферсмана)


Спуск с Узловой на перевал Крестовый (фото Вадима Васина)


Перевал Чоргорр Северный (вид с базы МЧС)


Перевал Кукисвумчорр (спуск в сторону Кировска)


Траверс (рекламная заставка фильма на сайте "Вертикали" 8848.ru)



© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100