Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS



Отчет о лыжном туристском походе третьей категории сложности по Мурманской области (Кольский полуостров, массив Хибинские и Ловозерские тундры), совершенном группой туристов г. Москвы с 21 по 30 марта 2005 года

Руководитель: Александр Бубнов (Москва)

Отчет из библиотеки Московского городского туристского клуба, №6112

Сканирование и обработка отчета - Петр Сломинский (Москва)

Содержание:
  1. Справочные сведения (паспорт спортивного похода);
  2. Содержание отчёта;
  3. Карты
Справочные сведения (паспорт спортивного похода)

1. Проводящая организация - Московский центральный туристский клуб.

2. Место проведения - Российская Федерация, Мурманская область, Кольский полуостров, Хибинские и Ловозерские тундры

 

3. Общие справочные сведения о маршруте:

Вид туризма Категория сложности похода Протяжённость активной части похода, км. Продолжительность Сроки проведения
Общая Ходовых дней
Лыжный Третья 181 10 9 21-30.03.2005 г.

4. Подробная нитка маршрута:

Станция Имандра - р. Гольцовка - радиальный выход пер. Вост. Арсенье ва (1А, 1030) - пер. Сев. Чоргорр (2А, 950) - р. Купийок кольцевой выход: пер. Южн. Рисчорр (н/к, 780) пер. Сев. Рисчорр (1А, 790) р. Кунийок - оз. Гольцовое - пер. Южн. Портомчорр (н/к, 800) - р. Каскаспюпйок - оз. Умбозеро - р. Тавайок - пер. Сев. Тавайок (1Л, 880) - оз. Сейдозеро - пер. Эльморайок (н/к, 660) - рудник Карпасурта - пос. Ревда.

5. Определяющие препятствия маршрута (перевалы, траверсы, вершины, каньоны, переправы, пороги, расти тельный покров, болота, осьши, пески, снег, лёд, водные участки и т.д.):

Вид препятствия   Категория трудности Длина препятствия (для протяжённых) Характеристика препятствия (характер, высота, новизна, наименование и т.п.)   Путь прохождения (для локальных препятствий)  
Перевал   Сев. Чоргорр, 950    
Перевал   Вост. А рсень ева, 1030    
Перевал   Сев. Рисчорр, 790  
Перевал   Сев. Тавайок, 880    
Перевал н\к   Южн. Рис чорр, 780    
Перевал н\к   Южн. П op - томчорр, 800    
Перевал н\к   Эльморайок, 660    

6. Ф.И.О., адрес, телефон, факс руководителя и участников

Фамилия, имя, отчество Домашний адрес Телефон Обязанности в группе
1 Бубнов Алек сандр Владимирович Московская обл., нос. Купавна, ул. Чапаева, д. 1 а, кв. 46 113-70-44 Руководитель
2 Бабснко Татьяна Анатольевна г. Москва, Ореховый бульвар, д. 47/33, кв. 414 396-48-01 Медик
3 Бубнов Андрей Александрович Московская обл., нос. Купавна, ул. Чапаева, д. 1 а, кв. 46 113-70-44 Метеоролог
4 Вереина Ольга Борисовна г. Москва, ул. Генерала Антонова, д. 1, кв. 8 333-25-84 Эколог
5 Гладков Андрей Геннадьевич г. Москва, ул. Городецкая, д. 3, кв. 160 701-53-00 Зам. руководителя
6 Гладков Алек­ сей Андреевич г. Москва, ул. Городецкая, д. 3, кв. 160 701-53-00 Фотограф
7 Постельных Кирилл Алек сеевич Рязанская обл., Спасский р-он, нос. Брыкин Бор г. 396-48-01 Ремонтник
8 Спышнова Ди­нара Диляверовна Москва, Волжский бульвар, д. 25, кв. 44 701-53-00 Завхоз
9 Чирук Алексей Алексеевич г. Москва, ул. Бакинская, д. 14, кв. 116 322-94-91 Снаряженец

Содержание отчёта

1. Общая смысловая идея похода, его необычность, уникальность, новизна и т.п.

Целью похода являлось посещение красивейших горных массивов Кольского полуострова Хибинских и Ловозерских тундр и повышение технической подготовленности участников.

2. Варианты подъезда и отъезда

Для подъезда наиболее удобен поезд № 181, Москва Мурманск, прибывающий на станцию Имандра в 8 часов 10 минут (отъезд с Ленинградского вокзала в 19 часов 30 минут). Около 8 часов утра можно выйти на маршрут.

Выезды с маршрута:

Из Ревды до Оленегорска идут 2 рейсовых автобуса в день:

в 8-00 и 20-10.

Поезд № 182 Мурманск - Москва отходит из Оленегорска в 22-30 часов. На нем лучше всего добираться до Москвы. Прибывает в Москву в 12-00.

3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты

3.1. Вместо прохождения перевала Южн. Партомчорр, прохождение перевала Кукисвумчорский с выходом в г. Кировск.

3.2. Вместо прохождения перевала Сев. Тавайок обход, массива по узкоколейной железной дороге Кировск - Ревда с выходом в пос. Ревда.

4. Изменения маршрута и их причины

Отказ от запланированного выхода р. Уэлькуай - пер. Куфтуай - р. Мочесуай по причине непогоды.

5. График движения

Дни пути
Дата
Участок пути
Протя-
жён-
ность
всего/
в зачёт,
км
Чистое ходовое время, час.мин
Опреде- ляющие препятствия на участке
Метеоусловия
Тем-
пера-
тура
воз-
духа
Облачн-
ость
Сила
и
направ-
ление
ветра,
м\с
19- 21.03 Москва ст. Имандра
1 21.03 Ст. Имандра - ручей Маннепахк 18 4.30 - 3 Облачно 1-2 (3)
2 22.03 Радиальный выход пер. Вост. Арсеньева (1А, 1030) 32/16 7.40 пер. Вост. Арсеньева (1А, 1030) -3 Облачно 2- 3 (3)
3 23.03 пер. Сев. Чоргорр (2А, 950) - р. Кунийок 17 5.40 пер. Сев. Чоргорр (2Л, 950) -5 Ясно -
4 24.03 пер. Южн. Рисчорр (н/к, 780) пер. Сев. Рисчорр (1 Л, 790) 27/23 5.50 пер. Южн. Рисчорр (н/к, 780), пер. Сев. Рисчорр (л. 790) 0-1 Облачно 2- 3 (В)
5 25.03 Р. Куний - ок. оз. Гольцовое 13 3.00 -1 -2 Облачно 1 -2 (С)
6 26.03 пер. Южн. Портомчорр (н/к, 800) - р. Тульок 26 6.50 пер. Южн. Портомчорр (н/к, 800) 0-1 Облачпо 1- 3 (Ю)
7 27.03 Оз. Умбозеро - р. Тавайок 25 5.50 -10 Ясно 1-2 (Ю-З)
8 28.03 пер. Сев. Тавайок (1А, 880) оз. Сейдозеро 20 5.40 пер. Сев. Тавайок (1Л, 880) -10 Ясно 1-2 (Ю)
9 29.03 пер. Эльморайок (н/к, 660) - пос. Ревда 23 5.50 пер. Эльморайок (н/к. 660) -10 облачно 5-10 (С)
10 30.03 Запасной день - 5 об лачно 2-3 (С)
30.03 пос. Ревда ст. Оленегорск
30.03 01.04 Ст. Оленегорск - Москва
Итого 201\181 50.50

6. Техническое описание прохождения маршрута

21.03.05, день 1

г. Имандра - р. Гольцовка - ручей Маннепахк – подъём под пер. Сев. Чоргорр
18 км, перепад высот - 250 м, 4 часа 30 минут

Поезд прибывает в 8.10. Начали движение па лыжах от крайнего с юга дома посёлка Имандра азимутом 120 градусов по просеке с проложенным по ней буранным следом. Через 300 метров просека вышла к ЛЭП, идущей в направлении с Севера на Юг. С этого места в направлении на Север видна водонапорная башня. Далее продолжили движение вдоль ЛЭП в направлении на Юг. Справа по ходу движения виден карьер. Через 100 метров увидели лыжню, отходящую в направлении на Юго-Восток и продолжили движение по этой лыжне по сосновому лесу, в котором встречаются сушины, в направлении к р. Гольцовка. Идет медленный подъем. К реке вышли через 1 час 30 минут движения от ст. Имандра. Далее продолжили движение по правому (орографически) берегу р. Гольцовка и через 1 час 15 минут движения подошли к её слиянию с ручьём Маннепакх. Продолжили движение по левому берегу ручья и через 100 метров устроили привал на обед.

Через 500 метров от места слияния р. Гольцовка с ручьём Манепахк берега ручья становятся крутыми, долина сужается до 20 метров. Но тропе по левому берегу ручья поднимаемся на террасу, далее тропа идёт в 50 метрах над ручьём, продолжаем движение по тропе, траверсируя склон. Через 1 час 30 минут движения от места слияния р. Гольцовка и ручья Манепахк сосновый лес стал реже. После 15-минутной разведки, поднявшись далее по тропе, увидели, что вышли к границе леса. Через 4 часа 30 минут после начала движения от ст. Имандра встали на ночлег около ручья Маннепахк у границы леса. Дрова есть.

22.03.05, день 2

Рад. вых. ручей Маннепахк - р. Гольцовка - пер. Вост. Арсеньева (1А, 1030)
32 км., в зачёт 16 км, перепад высот 620 м, 7 часов 40 минут

Выход в 8.40. Начали движение вниз по своей лыжне. Через 30 мин. движения вышли на р. Гольцовка и продолжили движение вверх по течению пеки. Через 60 мин. после выхода к р. Гольцовка вышли на границу леса. Слева пo ходу движения видны склоны г. Часначорр. Впереди и левее по ходу движения видны скальные стенки цирка пер. Ферсмана (фото 1). Через 60 минут движения от границы леса прошли ручей с пер. Ферсмана и начали подъём на пер. В.Арсеньева, траверсируя левый по ходу движения склон. На склоне есть открытые камни, плотный снег, местами переходящий в фирн. Крутизна склона 20-25 градусов. Подъём на перевал возможен и по водостоку, но он узкий и по нему возможен сход лавин с правого, более крутого склона. Через 60 минут после начала подъёма появились сплошные участки обледенелого фирна (из-за освещения склона солнцем), крутизна склона достигает 30 градусов. Выполняя указания членов МКК о подъёме на перевал В. Арсеньева только до границы фирна, приняли решение подъём на перевал прекратить и вернулись в лагерь около ручья Маннепахк у границы леса. Дрова есть.

23.03.05, день 3

Ручей Маннепахк - Пер. Сев. Чоргорр (2А, 950 м) - р. Кунийок
17 км, перепад высот 1500 м, 5 часов 40 минут

Вышли со стоянки в 9.15. После выхода за границу леса тропа вышла на ручей, узкий каньон закончился, долина ручья расширяется. Движение лучше осуществлять по правому (орографически) берегу ручья Маннепахк (минуя два его левых притока) с плавным набором высоты. Через 500 метров после выхода за границу леса долина поворачивает вправо и после двух ступеней подъема (движение "ёлочкой") через 1 час движения от границы леса вышли в цирк перевала Сев. Чоргорр, который представляет из себя склоны г. Путелличорр. Перевал виден высоко на Юго-Востоке в виде пропила в хребте (фото 2). Через 15 минут после выхода в цирк перевала начали плавный набор высоты к перевальному взлёту. Через 60 минут движения достигли перевального взлета. Глубина снега 15-20 см. За 150 метров до перевального седла начали движение короткими галсами плотной группой вверх.

Через 30 минут движения от перевального взлёта достигли перевала, который образовался в результате древнего разлома и представляет собой коридор ок. 300 м длиной со стенами высотой до 50 метров. С перевала со стороны подъёма видно оз. Имандра. С противоположной стороны открывается вид на долину р. Кунийок и панорама ущ. Рисчорр (фото 3). Через 30 минут после подъёма на перевал начали спуск вниз плотной группой без лыж по рыхлому снегу глубиной до 50 см. в долину р. Кунийок. Крутизна склона до 45 градусов. Через 30 минут после начала движения по склону от перевального седла склон выполаживается до 20 градусов и расширяется до 100 метров. Начинаются участки с плотным фирном. Глубина снега местами достигает 5 см. Одеваем лыжи и начинаем спуск на лыжах. Спускаться от этого места можно в лоб или плавными галсами, в зависимости от лыжной подготовки участников. Через 290 метров начинается 30-метровый участок крутизной до 35 градусов, идущий по узкому кулуару (5 см. рыхлого снега, под ним фирн), который выводит на большую горизонтальную площадку. В центре площадки расположен обелиск студентам МЭИ, погибшим в лавине в 1977 году. Далее движемся на лыжах по левой стороне площадки, и начинаем спуск по узкой долине ручья протяжённостью около 500 метров с крутизной уклона до 20 градусов. После него начинается лес. Через 30 минут движения азимутом 90 градусов вышли к базе Куэльпорр, где встали на учёт в КСС. В районе базы КСС есть мост через р. Кунийок.

После посещения базы КСС продолжили движение по вездеходной дороге, которая идёт вдоль ручья Рисйок. Через 1 км. движения по дороге дошли до границы хвойного леса и встали на ночлег в лесу в 30 метрах от дороги у подножия крутого склона горы Рисчорр. Дрова есть.

24.03.05, день 4

Ручей Рисйок - пер. Южн. Рисчорр (н/к, 780) - р. Каскаснюйок - пер. Сев. Рисчорр (1А, 790)
27 км., в зачёт 23 км., перепад высот 1260 м, 5 часов 50 минут

9.00 - выход. Начинаем движение вдоль по ручью Рисйок (фото А). Через 60 минут движения по долине ручья подошли к перевальному взлёту пер. Рисчорр Южн. Крутизна склона 30-35 градусов. Глубина снега около 5 см., сильный подлип. Движемся короткими галсами плотной группой. Местами видны не покрытые снегом камни. Направление движения на выступающие на склоне "бараньи лбы". Через 30 минут движения от начала перевального взлёта крутизна подъема становится 20-25 градусов. Через 60 минут движения от начала перевального взлёта поднимаемся на перевал, который представляет из себя широкую характерную седловину. На седловине перевала плотный фирн и выступающие камни (фото 5). Сняли записку группы туристов из г. Москвы под руководством Сучкова Л.В., датированную 24.08.2004 г.

Спуск с перевала вниз просматривался плохо, перегиб не виден. Начали движение влево по склону г. Каскаснюнчорр, траверсируя склон (фото 6), выдерживая интервал 50 метров, с выпущенными лавинными лентами. Крутизна склона 25-30 градусов. На склоне сырой снег глубиной 10 см, подлип. Через 200 метров движения склон выполаживается и превращается в ровное плато, с которого открывается вид на Умбозеро, просматриваются каньоны с пер. Рисчорр Сев. и Южн. Местами снега нет, выступают камни и мох. Фактически без потери высоты, придерживаясь ближе к склону, через 30 минут движения подходим к началу ручья и цирку перевала Рисчорр Сев. с пологими склонами крутизной 25 - 30 градусов и каньон с отвесными стенами в долине ручья. После короткого спуска без лыж (из-за сильного подлипа) подходим к перевальному взлёту пер. Рисчорр Сев. Начинаем подъём без лыж на пер. Рисчорр Северный по склону крутизной 30-35 градусов. Глубина снега 20-25 см. Пошёл плотный снег. Склон лавиноопасен. Слева и справа от перевальной седловины высокие склоны вершин с большим количеством снега. Поэтому поднимаемся на перевал и лоб вверх по выбитым ступеням плотной группой с лыжами в рюкзаках. Через 25 минут после начала подъёма достигли седловины перевала. На седловине - сильный ветер. Перевал представляет собой древний разлом (схожий с пер. Чоргорр Сев.), длиной около 300 метров со скальными стенами. Через 20 минут после подъёма на перевал начали спуск в долину ручья Рисйок по ровному склону крутизной 20-25 градусов. Склон протяжённостью около 3 км. (отличная катуха), плавно подворачивает влево по направлению спуска. Через 60 минут после начала спуска спустились в долину ручья Рисйок. Через 40 минут движения на лыжах по долине ручья Рисйок вернулись в лагерь.

25.03.05, день 5

ручей Кунийок - оз. Гольцовое - р.Лявойок
13 км, 260 м, 3 часа

В 9.15 начали движение в направлении озера Гольцовое по укатанной вездеходной дороге. Через 45 минут движения подошли к ручью Партомйок, где сделали привал. После привала продолжили движение по дороге и через 30 минут вышли к развалинам базы геологов. Через 100 метров от развалин базы геологов накатанная вездеходная дорога идет вниз в сторону озера Гольцовое. Мы повернули направо и продолжили движение по тропе, идущей по сосновому лесу вдоль склона и через 20 мин. вышли к берегу залива. Еще через 100 метров тропа поворачивает направо и начинается 300 метровый участок подъёма с крутизной склона приблизительно 25 градусов. Далее дорога вьполаживается и выходит в долину ручья Лявойок. Долина широкая (около 80 метров), по бокам склоны, поросшие лесом. В лесу попадаются сушины. Через три часа движения от места ночлега на правом (орографически) берегу ручья Лявойок на склоне, выровняв площадку, разбиваем лагерь.

26.03.05, день 6

Ручей Лявойок - пер. Южн. Партомчорр (н/к, 800) - р. Каскаснюйок - р.Тульок
26 км, перепад высот - 1040 м, 6 часов 50 минут

Из-за поломки креплений у одного из участников вышли около 10.05. Движемся по правому борту долины ручья Лявойок, заросшему смешанным сосново-берёзовым лесом. После выхода за границу леса долина делает изгиб на Северо-Восток, а потом плавно подворачивает на Юго-Восток, а через 500 метров от границы леса сужается, превращаясь в коридор шириной 1 5 метров с высокими стенами. Через 1 километр от границы леса вышли в цирк перевалов Партомчорр Сев. и Южн. Начали подъём по плотному фирну па перевал Партомчорр Южн. с плавным набором высоты. Седловина перевала ярко выражена и находится с запада от г. Партомчорр. Через два часа после начала подъема достигли седловины перевала (фото 7). На перевале ветер в спину порывами до 15 м/с. Седловина перевала широкая и длинная, на скальных выходах расположен тур. Сняли записку группы туристов из г. Москвы под руководством Моисеева Л.П., датированную 24.03.2005 г. После короткого отдыха начали спуск с перевала. Первый участок спуска с перевала пологий и широкий, продолжается около 200 метров и выводит к круглому озеру около 70 метров в диаметре. Пройдя озеро, продолжили спуск по узкому руслу ручья с крутыми, а местами отвесными бортами высотой 5-10 метров. На пути встречаются 2 ступени спуска по 20 метров, где лучше снимать лыжи и двигаться пешком (страховка не нужна) и ещё одна ступень при подходе к реке Каскаснюйок. Спуск с перевала занял около двух часов. После спуска с перевала продолжили движение по реке. Погода пасмурная, временами находят снежные тучи и идёт снег крупными хлопьями. Движемся по полузасыпанной лыжне. На реке встречаются пробоины, поэтому приходится обходить промоины по берегу, густо заросшему кустарником (фото 8). Долина реки достигает ширины до 1,5 километров. Река извилистая, шириной 10-15 метров. Через три часа движения после спуска с перевала долина реки сужается до 100 метров и почти вплотную прижимается к хребту отрога Рюнецк. Встаём на ночёвку, не доходя 1,5-2 км. до слияния р. Каскаснюйок с р. Тульок. Дрова есть.

27.03.05, день 7

Оз. Умбозеро - р. Тавайок
25 км, 5 часов, 50 минут

Выход в 9.30. Продолжаем движение по руслу реки Каскаснюнйок, которое поворачивает на Юг. Река течёт в широком каньоне с высокими берегами. Поднимаемся на левый склон высотой 15-20 метров и выходим на вездеходную дорогу, идущую вдоль реки. Через 1 час 30 минут движения подошли к месту слияния р.Тульок с Тымшасуайв. Вездеходка переходит на правый берег р. Тульок, а мы продолжаем движение по руслу реки. Через 20 минут движения от места слияния р. Тульок с Тымшасуайв вышли к заливу Тульилухт. Погода солнечная, безветренно. Через 45 минут достигли мыса Тульинъярк и встали на перекус. Далее продолжили движение через Умбозеро в направлении р. Тавайок (фото 9). Временами находят снежные тучи, выпадает снег, видимость падает до 500 метров. Движемся по компасу, азимут 45 градусов. Через два часа движения от мыса Тульинъярк достигли противоположного берега, вышли на р. Тавайок и продолжили движение вдоль реки. Через 60 минут движения вдоль реки дошли до места пересечения реки и узкоколейной железной дороги, идущей из Кировска в Ревду. Дорога производит впечатление заброшенной, следов движения по ней поездов не видно. В этом месте находится железнодорожный мост через реку. Не доходя до железнодорожного моста, есть много мест, пригодных для стоянок, есть сушины.

После железнодорожного моста русло ручья сужается до 15-20 метров, уклон увеличивается до 15-20 градусов, сушин нет. Далее двигаемся по извилистому руслу ручья с плавным набором высоты. Долина ручья очень живописна. Через 40 минут движения от места пересечения ручья и железнодорожного моста встаём на ночлег в еловом лесу.

28.03.05, день 8

ручей Тавайок - пер. Сев. Гавайок (1А, 880) - ручей Мурнуай - оз. Сейдозеро
20 км, 1 160 м, 5 часов 40 минут

В 9.00 уходим со стоянки. Движемся вверх по ручью Тавайок. Русло ручья извилистое, ширина русла 15-20 м с крутыми бортами, заросшими смешанным лесом. Через час движения долина становится более пологой и расширяется. Есть много мест для стоянок и сушины. Ещё через 40 минут движения еловый лес закончился, местами встречаются берёзы. Через 1 час 30 минут движения от места стоянки подошли к поперечному моренному валу высотой около 30 метров. После подъёма на моренный вал никакой растительности нет. Скорее всего моренный вал защищает растительность, расположенную ниже; от холодных и сильных ветров, дующих с перевала, этим и объясняется чёткая граница леса.

Далее продолжили движение по правой (орографически) стороне долины, но можно двигаться и по ручью. Долина широкая с множеством увалов. Через три часа движения от места ночевки подошли под перевальный взлёт (фото 10). Подъём на перевал представляет собой два взлета с промежуточной скальной ступенью. Первый взлёт склон крутизной 35-40 градусов высотой около 60 метров. Глубина снега приблизительно 10-15 сантиметров. Из-за небольшой высоты и малого количества снега склон не лавиноопасен. Движемся по склону галсами и выходим на скальную полку. Второй взлёт склон крутизной 25-30 градусов. Плотный фирн. Высота склона около 70 метров. Двигаться по склону лучше без лыж вверх по ступеням в снегу до следующей скальной полки (фото 11). После выхода на скальную полку дальнейший подъём довольно пологий (10-15 градусов). Через 500 метров движения после выхода на вторую скальную полку и через 1 час 10 минут движения от начала перевального взлёта выходим на плато. Как таковой перевальной седловины нет - открывается панорама плато с небольшим возвышением на Юге (г. Тавайок). На западе видно Умбозеро. Озеро Сейдозеро с перевала Тавайок Сев. не видно, так как оно находится в глубокой котловине.

Через 30 минут после выхода на перевал Тавайок Сев. начинаем спуск к ручью Мурнуай в направлениии на Северо-Восток (фото 12). Цирк широкий со склонами крутизной 20-25 градусов.

Спускаться в долину ручья Мурнуай нужно с левого склона (с Севера) ручья. Спуск в направлении с перевала опасен, т.к. сначала идёт пологий спуск, который постепенно становится круче и заканчивается сбросом.

Спуск с северной стороны идёт по склону крутизной 30 35 градусов галсами между каменными террасами (фото 13). До озера под перевалом около 80 метров спуска. Через 50 минут после начала спуска дошли до начала пологой долины и продолжили спуск по ней (фото 14). Долина имеет три относительно крутых ступени спуска. В этих местах русло сужается до 10-15 метров с крутизной 20-25 градусов и длиной около 50 метров. При учете ветра неприятные места. Лыжи лучше снять - плотный фирн. Ветер достиг 10-15 метров в секунду. Снежный покров на склоне практически отсутствует. Кругом открытые камни. Шли, придерживаясь левой стороны долины. Часть группы двигалась пешком с лыжами в рюкзаках. Через 1 час 30 минут после начала спуска с перевала дошли до берёзового редколесья. Далее начался пологий спуск по долине ручья, не представляющий сложности. Через 40 минут движения от начала зоны берёзового редколесья спустились до смешанного леса на берегу озера Сейдозеро, где встали на ночлег. Дров достаточно.

29.03.05, день 9

Сейдозеро - ручей Эльморайок - пер. Эльморайок (н/к, 660) - рудник Карнасурта - пос. Ревда
23 км, 360 м, 5 часов 50 минут

Выходим из лагеря на Сейдозере в 9.15. Движемся по ручью Эльморайок. Ширина русла ручья 5-10 метров. По мере повышения местности наблюдается переход от елово-березового леса к березовому редколесью. При выходе из зоны леса необходимо придерживаться левой по ходу движения стороны долины. Ручей, текущий с горы Карнасурт, заметен хорошо по появлению разделительного гребня между ним и ручьём Толбнюнуай. Через два часа движения долина ручья Толбнюнуай поворачивает под углом 90 градусов на Юго-Запад. Прямо по ходу движения и вверх идёт кулуар шириной 10 метров и крутизной 35-40 градусов. Через 30 метров от начала кулуара крутизна уменьшается до 25-30 градусов. Глубина снега 10-15 сантиметров. Склон в этом месте не лавиноопасен из-за небольшой длины. Движемся вверх в лоб плотной группой пешком с лыжами на буксире. Ориентирование не представляег никакой сложности. Через один час движения от начала кулуар выводит непосредственно на перевальную седловину, которая представляет из себя площадку шириной до 300 метров с множеством увалов, но спуск просматривается чётко на севере между двух склонов. Спуск в отличие от подъёма представляет широкую пологую долину крутизной 20-25 градусов. Спуск не лавиноопасен, т.к. есть множество камней, снега мало - плотный фирн. Через 55 минут после начала движения от седловины перевала завершаем спуск. Ещё через 40 минут выходим к руднику Карнасурта. Ориентиром служит труба котельной, перед которой имеется автобусная остановка.

Продолжили движение по дороге, ведущей от рудника, и через 3 часа движения достигли посёлка Ревда.

7. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте:

С точки зрения лавинной опасности, потенциально опасны все пройденные перевалы в основном из-за крутизны и протяженности склонов. Но степень опасности может меняться в зависимости от снежного покрова (фирн, рыхлый снег), погодных условий (мороз, оттепель), наличия на склонах неровностей и выступающих камней. С точки зрения прохождения опасен перевал Сев. Тавайок - в условиях ограниченной видимости сквозное прохождение его затруднено из-за невозможности ориентирования. Долины ручьев, впадающих в Сейдозеро представляют из себя глубокие каньоны со скалистыми стенами, в усло виях плохой видимости выход на них реально опасен.

8. Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов (занятий) на маршруте

Кольский полуостров находится на северо-западе европейской части России, в Мурманской области. В западной части полуострова находятся два горных массива Хибины 1191 м (Часначорр) и Ловозерские Тундры 1120 м (г. Анвундасчорр). Это низкогорные массивы, находящиеся в 150 км к северу от полярного круга. Они образованы прочными интрузиями, которые вторглись в докембрийское гравнитно-гнейсовое основание Балтийского кристаллического щита в верхнепалеозойское время или в начале герцинского цикла. Есть данные для отнесения времени образования обоих массивов к девонскому периоду. Менее высокие горные массивы, превышающие однако 900 м (до 1114 м), не не являющимися герцинскими интрузивными телами, расположены к западу-северо-западу от Хибин.

Вершины Хибин и Ловозерских тундр сглаженные, платообразные, склоны крутые, со снежниками и в Хибинах с ледниками. Характерны сквозные долины со следами древних оледенений, с ледниковой обработкой и с моренными нагромождениями на дне. В горах много древнеледниковых каров, цирков и трогов. Рельеф массивов пережил перепленизацию, был омоложен неоктоническими поднятиями в кайнозое, обработан покровным плейстоценовым оледенением и окончательно смоделирован под воздействием локального плейстоценового и современного небольшого оледенения, эрозии, выветривания и других экзогенных факторов.

Очень живописны озера Кольского полуострова, встретившиеся при прохождении маршрута - это Умбозеро, находящееся в тектоническом понижении между Хибинами на западе и Ловозерскими тундрами на востоке. Площадь 313 кв.км., глубина до 115 м. Вытекает река Умба. Озеро замерзает в ноябре, вскрывается в мае. Имандра, которое находится на юго-западе Кольского полуострова. Площадь 812 кв.км, глубина до 67 м. Это котловина ледниково-тектонического происхождения. Восточный берег расчленен слабо, западный имеет много заливов и озеро Сейдозеро.

9. Дополнительные сведения о походе (перечень специального и особенности общественного и личного снаряжения, характеристики средств передвижения, особенности погодных условий и другая характерная для данного вида туризма информация):

Список группового снаряжения

Наименование Кол-во, штук
Вес, ед
Общий вес
кг
кг
1 Палатка "Зима" двухслойная
1
7,0 7,0
2 Полиэтиленовая пленка 2х4 под палатку
1
1,2 1,2
3 Кан 8 л
1
1,25 2,5
4 Кан 10 л
1
1,25
5 Топор в чехле большой
1
1,5 1,5
6 Топор в чехле малый
1
1,1 1,1
7 Пила двуручная в чехле
1
0,9 0,9
8 Нож для наста
1
0,3 0,3
9 Костровые принадлежности (компл.)
1
0,4 0,4
10 Рукавицы костровые
1
0,15 0,15
11 Половник
1
Включена в каны Включена в каны
12 Нож консервный
1
13 Термос металлический
2-3
0,6 1,2-1,8
14 Клеенка обеденная
1
Включена в каны Включена в каны
15. Щетка для мытья посуды
1
Включена в каны Включена в каны
16. Фонарь газовый
1
0,45 0,45
17. Баллоны газовые для фонаря
2
0,7 0,7
18. Горелка газовая
1
0,45 2,6
19. Медицинская аптечка
1
1,5 1,5
20. Ремонтный набор
1
2,6 2,6
21. Верёвка вспомогательная 6 мм (100 м)
1
3,0 3,0
22 Печка походная с чехлом
1
3,15 3,15

23.

Лопата лавинная

1

1,0

1, 0

24. Лист лавинный
1
0,55 0,55
25. Спальный мешок групповой и вкладыши в него
6
3,0 18,0
26 Спальный мешок индивидуальный
1
2,3 2,3
27. Сухое горючее (упаковок) или орг­ стекло
1
0,1 0.1
28. Щётка-смётка
1
0,1 0,1
29. Репшнур для вязки
1
0,1 0 1
30. Подставка под ЦК (алюминиевая миска)
1
0,1 0.1
31. Свеча стеариновая
2
0,1 0,2
32. Стеклоткань
1
Включена в печку Включена в печку

33.

Термометр

1

0,1

0,1

34. Гитара
1
1,5 1,5
35. Мешок для дров
1
Включен в печку Включен в печку
36. Фотоаппарат с принадлежностями
1
1,5 1 ,5
37. Часы-будилыгак
1
0,1
38. GPS , компас, комплект карт, курвиметр, циркуль
1
0,5 0,5
39. Маршрутные документы
1

Загрузка на 1 человека: мужчину 6,3 кг. женщину 3,9 (60%) кг.

Список личного снаряжения

Наименование Кол-во
1 Рюкзак 100-120 литров 1
2 Коврик пенопропиленовый 1
3 Ботинки кожаные, пар 1
4 Бахилы, пар 1
5 Подбахильники, пар 1
6 Чуни, пар 1
7 Штормкостюм (анорак 1 брюки) 1
8 Костюм флисовый (куртка 1 брюки) 1
8 Свитер 2
10 Нижнее бельё 1
11 Носки шерстяные 3
12 Носки х/б. 2
13 Шапочка шерстяная 2
14 Рукавицы авизентовыс I
15 Рукавицы шерстяные или флисовые 2
16 Перчатки 1
17 Лавинная лента 15 метров 1
18 Куртка пуховая или синтепоновая 1
19 Штаны самосбросы утеплённые 1
20 Часы наручные 1
21 Булавка, иголки, нитки (компл) 1
22 Чашка, кружка, ложка, нож в мешочке (компл). 1
23 Туалетные принадлежности (компл). 1
24 Полотенце 1
25 Платок носовой 2
26 Спички в термоупаковке (или зажигалка). 2
27 Индивидуальные медицинский пакет 2
28 Маска защитная 1
29 Мешочек из пластика (сумка) для документов 1
30 Репшнур (киперная лента) 5 м. 1
31 Лыжи, пар 1
32 Скребок для лыж 1
33 Крепления лыжные 1
34 Шнур лавинный 15 м 1
35 Стельки войлочные, пар 2
36 Билеты и документы (компл.) 1
37 Фонарик 1
38 Компас 1
39 Шнурки и карабины для рюкзака запасные Компл
40 Палки лыжные, пар 1

10. Стоимость проживания, питания, снаряжения и средств передвижения:

Стоимость продуктов по раскладке составила 1070 рублей на человека.

11. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению

В лыжном походе при сильном подлипе нагрузка на крепления повышается, поэтому они расшатываются, ломаются щечки и растягиваются тросики. Необходимо брать щечки с большим запасом, а при растягивании тросика приходится переставлять защелки. Тросики должны быть точно подогнаны. Большую жизнестойкость показали крепления Новосибирского производства, имеющие цельнолитые щёчки.

Нет необходимости в костровой сетке - снеговой покров не очень велик.

Не рекомендуется брать телескопические лыжные палки - от сильных нагрузок (при постановке палатки) у них ломаются замки.

Проблему сохранения тепла можно решить путём использования спальных мешков продуманной конструкции.

Мы считаем, что лучше применять двойные спальные мешки, которые состоят из внутреннего спальника и внешнего футляра. Комплект на 3 человека весит 6 кг. Внутренний вкладыш шьется из 3-х слоев синтепона и капрона. Размеры 2 х 1,5 м. Футляр - из 2х слоев синтепона и капрона. Размеры самого мешка – 180 х 210 см. Между спальником и футляром можно проложить, пуховки. Внутри вниз спальника можно положить личные синтепоновые вещи. Таким образом, получается изолированное пространство для 3 человек, в котором комфортно спать и при очень низких температурах ниже 30 градусов.

Данный маршрут спланирован таким образом, что в первые 2-3 дня похода заложены радиальный и кольцевой выходы с минимальным весом рюкзаков. За счет этого достигается оптимальная акклиматизация участников и быстрое уменьшение веса рюкзаков (в основном за счет съеденных продуктов). Кроме этого маршрут позволяет обзорно оценить возможности и увидеть красоту и серьезность Хибинских и Ловозерских тундр.

Карты

 

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам



Комментарии и дополнения
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.


Фотографии:





























© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100