Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS



Отчет о лыжном туристском спортивном походе третьей категории сложности по Хибинским и Ловозёрским тундрам, совершенном с 28 января по 8 февраля 2003 г.

Руководитель: Зотов А. Д. (Москва)

Отчет из библиотеки Московского городского туристского клуба, №5983

Содержание:
  1. Паспорт маршрута;
  2. Подробная нитка маршрута;
  3. План похода (заявленный);
  4. Определяющие препятствия маршрута;
  5. Состав группы;
  6. Варианты подъезда и отъезда;
  7. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты;
  8. Изменения маршрута и их причины;
  9. График движения;
  10. Техническое описание прохождения группой маршрута;
  11. Потенциально опасные участки на маршруте;
  12. Перечень наиболее интересных природных, исторических, и др. объектов (занятий) на маршруте;
  13. Дополнительные сведения о походе:
    1. Список общественного снаряжения;
    2. Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения (на 1 чел.)
Паспорт маршрута

Вид туризма Категория сложности похода Протяжённость активной части похода, км Продолжительность Сроки проведения
Общая Ходовых дней
лыжный третья 150 12 12 28.01.2003 – 8.02.2003

Подробная нитка маршрута

ст. Имандра – р. Гольцовка – пер Вост. Арсеньева (1030,1А) – р. Ферсмана – р. Малая Белая – пер. Зап. Петрелиуса (846, 1А) – р. Петрелиуса – р. Кунийок - база КСС – р. Рисйок – пер Рисчорр Южный (896, н/к) – пер Рисчорр Северный (900,1А) р. Рисйок – база КСС – оз. Гольцовое – р. Сев. Лявойок – пер. Сев. Лявочорр (713,1А) – пер. Обманный (512, н/к) – р. Кальйок – оз. Умбозеро – р. Тавайок – пер. Сев. Тавайок (881,1А) – р. Мурнуай – р. Эльморайок – пер Эльморайок (655, н/к) – рудн. Карнасурта.

План похода (заявленный)

Даты Дни пути Участки маршрута Км
28.01 1 ст. Имандра – р. Гольцовка – ГЗЛ 9
29.01 2 ГЗЛ – пер. Арсеньева Вост. (1030, 1А) – в. Палгасвуйчорр (1179), рад. – р. Ферсмана – р. Малая Белая – ГЗЛ 14
30.01 3 ГЗЛ – пер. Петрелиуса Зап. (846,1А) – р. петрелиуса – р. Кунийок – база КСС 14
31.01 4 база КСС – р. Рисйок – пер. Рисчорр Южный (896, н/к) – пер. Рисчорр Северный (900, 1А) – р. Рисйок – база КСС 12
1.02 5 база КСС – оз. Гольцовое – р. Сев. Лявойок – ГЗЛ 10
2.02 6 ГЗЛ – пер. Лявочорр Северный (713, 1А) – в. Лявйок (1047), рад. – р. Перевальная – верховья р. Обманная 11
3.02 7 верховья р. Обманная – пер. Обманный (512, н/к) – устье р.Кальйок 15
4.02 8 устье р. Кальйок – оз. Умбозеро – низовья р. Тавайок 13
5.02 9 низовья р. Тавайок – пер. Тавайок Северный (881, 1А) – р. Мурнуай – оз. Сейдозеро 16
6.02 10 оз. Сейдозеро – р. Эльморайок – пер. Эльморайок (655, н/к) – рудн. Карнасутра 10
7.02 11 запасной
8.02 12 запасной
9.02 13 запасной

Итого: 124 км.

(по карте масштаба 1:100000, без учёта коэффициента)

Определяющие препятствия маршрута

Вид препятствия Категория трудности Характеристика препятствия Путь прохождения
пер. Арсеньева Восточный

подъём траверсом сн.-фирн. склона 20-25? спуск: снежный склон около 30? – 200 м р. Меридианальный – р. Ферсмана
пер. Петрелиуса Западный подъём: широкий снежный кулуар 20-25? спуск: сн.-фирн. склон до 30? – 200 м р. Малая Белая – р. Петрелиуса
пер. Рисчорр Северный подъём: снежный склон 30? – 150 м спуск: протяжённый пологий сн. склон р. Сев.Каскаснюнйок – р. Рисйок
пер. Лявочорр Северный подъём: короткий сн.-фирн. склон до 25? спуск: сн.-фирн. склон до 30? – 150 м р. Сев. Лявойок – р. Перевальная
пер. Тавайок Северный подъём: сн.-фирн. склон - участок 30? -50 м спуск: снежный склон 20-25? – 150 м р. Тавайок – р. Мурнуай

Состав группы

Ф. И. О. Год рожд. Туристский опыт Обязанности в группе
Зотов Александр Дмитриевич 1979 4ЛУ - Прип. Урал 2ЛР - Хибины руководитель, фотограф, финансист, завснар
Капитанов Ярослав Игоревич 1981 2ЛУ - Ю. Урал реммастер
Сергеева Мария Михайловна 1985 2ЛУ - Хибины завхоз, и.о. участника
Шутеев Вячеслав Андреевич 1984 2ГУ - Ц. Кавказ штурман
Чушев Александр Александрович 1980 2ЛУ - Кандалакша 3ГУ - Ц. Кавказ участник, и.о. завхоза
Барянов Николай Николаевич 1977 3ЛУ - Хибины 3ГУ - Ц. Кавказ участник
Боброва Александра Юрьевна 1981 2ЛУ - Ю. Урал 2ГУ - Ц. Кавказ медик

Варианты подъезда и отъезда

Из-за отмены поезда № 182 Москва - Мурманск усложнились подъезды, так как на станциях между Апатитами и Оленегорском другие поезда не останавливаются. Электрички Апатиты - Оленегорск и Оленегорск - Апатиты существуют, но идут рано утром, около восьми часов. Возможно, наверное, пересесть на питерский поезд в тех же Апатитах, но времени его прибытия мы не знали, как и не знали, останавливается ли он там, где нам необходимо. Поэтому решили ехать до Оленегорска (поезд № 112, прибытие 12.40), а оттуда назад до Имандры на рабочем поезде (отправление из Оленегорска 15.40), о существовании которого узнали по Интернету. Уже в дороге узнали о том, что на станции Нефелиновые Пески мурманский поезд обычно стоит как минимум 1-2 минуты, и, договорившись с проводником, можно там выйти. Что и сделала ехавшая с нами в одном поезде группа туристов МГУ (поход 2 к.с., рук. Сергин). Мы решили, что такой вариант нам не подходит, тем более, что наш поезд опаздывал на два часа.

Отъезд с конечной точки маршрута, рудника Карнасурта, планировался на вахтовом автобусе до Ревды, либо, если рудник не работает (по выходным он может не работать), пешком по шоссе 5-6 км до той же Ревды. Из посёлка Ревда можно уехать в Оленегорск на рейсовом автобусе, либо на частнике.

Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты

Запасных вариантов заявлено не было. Аварийные выходы: из долины р. Гольцовки - вниз по реке в пос. Имандра, из долины р. Малая Белая - вниз к пос. Хибины, из долины р. Петрелиуса и р. Кунийок - либо на базу КСС, либо через перевал Кукисвум в г. Кировск, с северной оконечности гор - либо возврат в долину Кунийока, либо уход через Умбозеро в Ревду, со средней части озера возможен выход на пос. Коашва, из долины р. Тавайок - вниз и по железной дороге в пос. Ревда, из района Сейдозера- выход на пос. Ловозеро.

Изменения маршрута и их причины

К сожалению, пришлось не смотря на отличную погоду отказаться от восхождения на в. Палгасвуйчорр из-за слишком позднего выхода на перевал Арсеньева Восточный. От восхождения на в. Лявйок с перевала Лявочорр Северный отказались по причине плохой погоды: ограниченная видимость, ветер. Маршрут в целом был пройден за двенадцать дней вместо планировавшихся десяти из-за достаточно напряжённого заявленного графика движения в начале и поздних выходов группы (потери времени на сборах по утрам).

График движения

Даты Дни пути Участки маршрута Время движения Км Характер пути, препятствия, опасные участки Метеоусловия
27.01 0 ст. Имандра – водопровод 16.50-17.30 1 Морозно, ясно.
28.01 1 место ночёвки – р.Гольцовка – ГЗЛ 9.30-18.30 8 Глубокая тропёжка по реке и дороге вдоль её правого берега. Морозно, ясно, ветра нет.
29.01 2 ГЗЛ – пер. Арсеньева Восточный – низовья р. Ферсмана 9.15-19.00 11 На перевал траверсом зап. склона в.1179 – протяжённый сн.-фирн. склон 20-25°, без лыж; спуск по снежн. склону 30° - 200 м, пешком. Холодно, ветра нет, редкие перьевые облака, ночью северное сияние.
30.01 3 низовья р. Ферсмана – р. М.Белая – оз. Тахтаръявр 14.00-16.30 4 Слабо читаемая дорога левым берегом реки Малая Белая, неглубокая тропёжка в лесу. Холодно, ясно, встречный ветер, ночью северное сияние.
31.01 4 оз. Тахтаръявр – пер. Петрелиуса Западный – р. Петрелиуса – р. Кунийок – база КСС 10.00-17.40 13 На перевал на лыжах по широкому снежн. кулуару 20-25°; спуск пешком по сн.-фирн. склону 30°-200м, многочисленные выходы камней, самостраховка лыжными палками. По р. Петрелиуса неглубокая тропёжка, по дороге до базы хорошая лыжня. Холодно, ясно, несильный встречный ветер.
1.02 5 база КСС – р. Рисйок – пер. Рисчорр Южн. –пер. Рисчорр Сев. – р. Рисйок – база КСС 11.00-17.30 12 По лыжне правым берегом Рисйока. Подъём на Рисчорр Южн. по набитым ступеням: сн.-фирн. склон 25-30° – 200-250 м; спуск пешком по снежн. склону 30° – 100м. Под Сев. Рисчорр траверсом 15-20° сн.-фирн. склонов в. Каскаснюнчорр, без лыж. Подъём на перевал по одному, интервал 40-50 м, снежн. склон 30° - 150 м, без лыж. Спуск на лыжах по протяжённому пологому снежн. склону. Морозно, ясно, безветренно.
2.02. 6 база КСС – оз. Гольцовое – р. Сев. Лявойок – ГЗЛ 12.15-18.30 10 По хорошей лыжне до озера, на озере неглубокая тропёжка, на просеке правым берегом Сев. Лявойока глубокая тропёжка. С утра метель, весь день ветрено, пасмурно, небольшой снег, видимость до 2-3 км.
3.02 7 ГЗЛ – пер. Лявочорр Северный – р. Перевальная – верховья р. Обманная 10.30-17.20 11 На перевал без лыж по короткому сн.-фирн. склону до 25° ; спуск пешком по сн.-фирн. склону до 30° – 150 м, есть выходы камней, самостраховка лыжными палками. До верховьев р. Обманной вдоль подножия гор выше ГЗЛ, тропёжки нет. Пасмурно, видимость плохая, ветер в спину, во второй половине дня ветра нет, улучшение видимости.
4.02 8 верховья р. Обманная – пер. Обманный – низовья р.Кальйок 12.00-18.30 13 Подъём на пер. Обманный по некрутому осыпному склону, спуск слева от каньона по некрутому снежному склону, везде пешком. Вниз по реке и дороге по правому берегу хорошая лыжня. Переменная облачность, на перевале и в верховьях р.Кальйок сильный ветер в спину.
5.02 9 низовья р.Кальйок – оз.Умбозеро – устье р. Сенгисйок 10.00-18.30 14 Движение по озеру без привалов, фирн, заструги, редкие участки открытого льда у берега. На озере сильный ветер с юга, видимость плохая, в обед короткое затишье, прояснение, затем снова то же.
6.02 10 устье р. Сенгисйок – р. Тавайок 11.00-18.30 3 Глубокая тропёжка в лесу и на дороге левым берегом Тавайока. Ветрено, пасмурно, небольшой снег.
7.02 11 р. Тавайок – пер. Тавайок Сев.– низовья р. Мурнуай 11.00-18.00 14 Подъём на перевал на лыжах по сн.-фирн. склону с участком 30° – 50 м; спуск пешком – снежн. склон 20-25° - 150 м, в конце снежн. наддув над озером высотой 3-5 м. По долине р. Мурнуай пешком по фирну до ГЗЛ. Пасмурно, слабый ветер, видимость плохая.
8.02 12 низовья р. Мурнуай – р. Эльморайок – пер. Эльморайок – рудн. Карнасурта 10.00-17.00 8 Подъём на перевал по протяженному снежн. кулуару 15-20° на лыжах, после выполаживания преодоление двух снежных наддувов: первый - 30°, 10 м; второй- - 80-90° стенка, 4 м. Спуск по протяжённому пологому сн.-фирн. склону пешком. Переменная облачность, ветер порывами с разных сторон, на спуске с перевала – шквальный ветер в спину, метель.
9.02 13 запасной

Итого: 122 км.

(по карте 1:100000, без учёта коэффициента)

Техническое описание прохождения группой маршрута

Ритм движения группы - идём 45 минут, привал - 15 минут (если не оговорено особо). Определения правый-левый даны в орографическом смысле (если не оговорено особо).

0 день, 27 января. Поезд № 112 прибыл в Оленегорск с опозданием на два часа, примерно в 14.40. Таким образом, оставалось ещё около часа до рабочего поезда. Справились у дежурной по вокзалу, не отменён ли он, и получили удовлетворительный ответ (нет, не отменён). Время коротали, катаясь по перрону на лыжах и траверсируя окрестные сугробы. Поезд, локомотив и два плацкартных вагона, прибыл вовремя. Без чего-то пять мы были в Имандре. Погода хорошая - ясно, ветра нет, не очень холодно. Вариант переночевать в местной школе, которым в прошлом и позапрошлом году пользовались другие наши группы, даже не рассматривался - это неспортивно. Оставляя здание станции слева пошли примерно перпендикулярно путям, к водонапорной башне, где надели лыжи. По пути постучались в первый попавшийся дом, спросили хозяина, не знает ли он что-нибудь о лыжне вверх по Гольцовке. Тот ответил, что местные вроде не ходили, а туристов он не видел. На этом опрос местного населения решили закончить, так как скоро уже темнеть начнёт. От башни на юг к реке уходит просека с проводами - водопровод. По нему прошли около километра и встали лагерем в 17.30, сушину для костра и печки пришлось поискать. Пока ставили лагерь, руководитель сбегал до реки и обнаружил на ней лыжню. Судя по карте, где-то от середины водопровода налево должна отходить дорога, идущая потом правым берегом Гольцовки, что-то подобное мы видели, но лыжни по ней не было.

1 день, 28 января. Выход группы в 9.30. Уже светло, погода по- прежнему хорошая, ясно, морозно. Миновали водозаборную станцию, пошли по реке. Видно, что лыжню проложил один человек и с небольшим грузом, но это лучше, чем ничего. Прошли переход, затем ещё один. Идущий первым сошёл с лыжни и в одном, внешне безобидном, месте провалился, замочив концы лыж. Дальше шли осторожнее. Река стала открытой, множество полыней, камни в русле. Лыжня свернула на правый берег, там стояла маленькая брезентовая палатка. Мы пошли было по левому берегу реки, но утропились, плюс места неровные, полно коряг и прочей гадости. Только время потеряли. Выбрав приличный снежный мост, перешли на правый берег. Вскоре нас нагнал попутчик - прожжёный турист-лыжник из Питера, мужик лет 40-50, весь в выцветшем капроне, с небольшим брезентовым рюкзаком. Гулял он один, компанию не собрал. Шёл с нами до темноты, сильно помогал тропить, затем вернулся назад. Дорога в лесу в напротив впадения последнего правого притока (со склонов Хибинпахкчорра) вышла прямо на берег, читается хорошо. Метров за двести до впадения слева р. Маннепахк сделали привал и горячий обед. Пока обедали мимо нас бодро пробежала группа туристов из Казани. Обменялись приветствиями. Их лыжнёй мы не воспользовались, так как она пошла вправо в лес, наверное к перевалу Юмъекорр. Пошли снова по реке, начинало темнеть. Прошли место впадения р. Часнайок. Встали на ночёвку за группой ёлок на левом берегу около 18.30. Воду для готовки набирали в полынье на речке, соорудив из бечёвки и лыжной палки удочку, сэкономили газ на топке снега.

2 день, 29 января. Выход группы в 9.15. Погода хорошая, ветра нет, впереди небо ясное, низовья реки сзади нас все затянуты низкой свинцовой облачностью. Первый переход уже вывел нас на безлесые просторы, за второй прокинулись до входа в цирк пер. Ферсмана. Подъём на перевал Арсеньева Восточный начали траверсом протяжённого пологого западного склона г. Палгасвуйчорр (1179). Сначала всё шло нормально, но потом вышли на участки жёсткого наста, на кантах лыж не удержишься, руководитель попытался спешиться, и чуть не уехал вниз. Задержаться можно совершенно спокойно, и склон не крутой, 20-25°, особо не разгонишься, но всё равно неприятно. Ступени выбить ногами было невозможно. После продолжительных раздумий и некоторого замешательства решили всё-таки идти пешком. Поднимались друг за другом прямо вверх, удалось находить участки с более мягким снегом. Первый шёл в кошках и выбивал ими ступени. Но всё равно получалось медленно. Вышли на выполаживание и с него траверсом на перевал. Нужно было сразу уходить траверсом круче вверх, где поположе, многочисленные выходы камней и осыпи до самой вершины. Либо идти перевал в лоб. Там немного круче, но состояние снега скорее всего такое же. По состоянию на этот сезон подъём траверсом склона горы ничем не лучше прямого. На перевале были только в 15.30. На вершину ведёт абсолютно пологий широкий и округлый гребень, весь усеянный камнями. Но на радиалку идти уже поздно, скоро начнёт темнеть. А виды и отсюда очень красивые. Солнце в безмолвии уходит за хребет, окрашивая розовым хребты и отроги, изрезанные ущельями и усыпанные камнями. Сделали перекус, колбасу рубили топором на камне. Руководитель, экипированный кошками и ледорубом, побегал по пути спуска и выбрал наиболее приемлемый вариант. Спускались прямо вниз плотной группой с самостраховкой лыжными палками по склону крутизной 30° и протяжённостью около 200 м. Снег мягкий, ступени бьются замечательно. На дне цирка одели лыжи и покатили вниз. Стало неприятно задувать в спину. Стемнело. Для поднятия настроения Саня Чушев запустил пару петард. В темноте шли левым берегом ручья, постепенно удаляясь в лес. Встали лагерем около 19.00. С дровами напряг - есть ёлки с сухими верхушками или не внушающие доверия лиственные пни. Костёр из этих пней горел плохо, дежурные намучились готовить. Печка тоже плохо горела. Усталые и мрачные легли спать только в районе 22.30-23.00. Наблюдали большое и красивое северное сияние во всё небо, такого из нас ещё никто не видел.

3 день, 30 января. Получилась полуднёвка, и все отдохнули после вчерашнего ломового дня. Дежурные по-прежнему страшно мучились с костром. Выход группы в 14.00. Стали забирать налево, на восток, вскоре вышли на болото. Сделали привал. Двигаемся теперь по долине на восток. Правым берегом Малой Белой идет, неплохо читаясь, что-то типа дороги, на которую мы вскоре наткнулись, собственно реки в нижнем течении за лесом так и не видели. Кончился лес - кончилась тропёжка. Дорога не читается. Быстро кончились кусты. Идём по центру долины, впереди видно крутую седловину пер. Петрелиуса Восточный, держим курс на неё. Крепчает встречный ветер. Очень впечатляют окружающие горы. Небо ясное. В 16.30 ставим лагерь примерно по центру долины, зарывшись слегка в снег и построив вокруг палатки стенку из снежных кирпичей. Поориентировались, мы где-то рядом с оз. Тахтаръявр. Видно характерный пролом перевала Рамзая. Седловину Восточного Петрелиуса начало медленно затягивать облако с той стороны. Ночью снова очень большое и красивое северное сияние.

4 день, 31 января. Выход в 10.00. Ясно, ветер по-прежнему встречный, не очень сильный. На седловине Восточного Петрелиуса по-прежнему неподвижно сидит одинокое облако. К 12.00 вылезли на лыжах по широкому снежному кулуару крутизной 20-25° на перевал Западный Петрелиуса. Слева на камнях какие-то железки и памятные таблички.

Влево и вправо уходят не очень крутые, с многочисленными выходами камней, склоны. Фотографируемся, любуемся видами, катаемся на лыжах со склонов на седловину. Наблюдаем со стороны Малой Белой огромную яркую и чёткую радугу. К сожалению, в «Зените» рвётся плёнка, пропадает много фотографий. Спускаемся с перевала прямо вниз плотной группой с самостраховкой лыжными палками по склону крутизной до 30°, протяжённостью 200 м. Весь склон в многочисленнных выходах камней. Крутой участок в верхней части прошли уверенно – хорошо выбивались ступени. Дальше - хуже. Шли долго, постоянно искали места, где помягче снег. Внизу все плюнули и съехали, кто глиссером, кто попингом, так как камней уже не было и стало поположе. В 14.00 одеваем лыжи и едем вниз. Идём правым берегом ручья Петрелиуса, иногда спускаясь на него, смотря где удобнее. Тропёжка неглубокая, ехать слегка под горку легко и приятно. Делаем перекус. Болотистые разливы проходим без проблем, для подлила холодновато. Огибаем отрог хребта Пачвумчорр и внедряемся направо в лес, где и подрезаем лыжню команды Расторгуева, проходившей пер. Восточный Петрелиуса. По этой лыжне пересекаем Кунийок и выходим на дорогу к 17.00. Буранный след не пробит, Расторгуев, очевидно, тропил до базы. По их лыжне долетаем за 40 минут до базы КСС, где и встречаемся. Спасатель, дядя Миша, размещает нас в не успевшей ещё остыть комнате группы МГУ, которые сегодня ушли через Южный Рисчорр. Кроме наших двух команд на базе никого нет, ходим друг к другу в гости, общаемся, делимся впечатлениями. Сегодня они сходили кольцо Рисчорров, завтра - уходят под Партомчорр. Кольцо у нас завтра. Посещаем баню, долго сидим с гитарой у нас в комнате. Песни поём.

5 день, 1 февраля. После вчерашней бани все вялые и опухшие (мужской состав, по крайней мере). Долго возимся со сборами. Провожаем и желаем удачи команде Расторгуева. Выход в 11.00. На улице ясно и абсолютно безветреннно, но холодно -25°С. С собой берём несколько рюкзаков, в них пуховки, перекус, аптека, ремнабор, верёвка и ледорубы. Лыжня по Рисйоку натроплена, идём быстро. У вагончика к лыжне спускаются многочисленные следы лыж с Северного Рисчорра. На Южный Рисчорр поднимаемся по готовым прочным и хорошим ступеням наших предшественников, склон 25-30° - 200-250 м, на перевале в 13.30. Погода по-прежнему отличная, любуемся видами Ловозёрских тундр и горами в долине Кунийока. Спуск 100 м по склону 30°, снег здесь более мягкий, ступени бьются хорошо, следов предшественников не видно. После перевала идем по плато, забирая влево вдоль склона г. Каскаснюнчорр, затем траверсируем его без потери высоты по пологому жёсткому фирну (20-25°). Показывается ущелье перевала Северный Рисчорр. Слева от него следы лавины или осова со склона. Распускаем лавинные ленты и с интервалом 40-50 м спускаемся к перевальному взлёту. На перевал выходим таким же образом по склону 30° протяжённостью около 150 м. Подбиваем ступени предшественников, снег не очень жёсткий. На перевале делаем перекус, любуемся видами Ловозёр, «Ущелья Скелетов», низовьями Тульйока. Проезжаем перевальное ущелье с трамплинами и скатываемся по протяжённому пологому снежному склону к Рисйоку, испытывая массу положительных эмоций от этой знаменитой «Хибинской катухи». На базе в 17.30. Делаем два обильных ужина. Консультируемся у спасателя дяди Миши. Он предупреждает об опасности в устье Кунийока и на протоке между оз. Щучье и оз. Гольцовое - там часто бывают промоины, которые незаметны, присыпаны снегом, а глубина приличная.

6 день, 2 февраля. Долго возимся со сборами, на улице завывает пурга, хорошо, что нам сегодня идти по лесу. Расплачиваемся, благодарим и прощаемся с дядей Мишей. Выход в 12.15. За три перехода с попутным ветром пробегаем Кунийок, пересекаем озеро и делаем горячий обед. Сначала шли по лыжне, затем свернули по ней не туда, по азимуту вышли на берег оз. Щучье, пересекли его, прошли берегом протоки к устью Кунийока, от него пересекали оз. Гольцовое в направлении лесистого пупыря слева от склона г. Сев. Лявочорр, чтобы выйти на начало просеки по правому берегу Сев. Лявойока. Так и вышли, метров на 100, правда, южнее. Ветер стал потише, метель прекратилась, небо затянуто, идёт негустой снег, видимость 2-3 км. Видели чью-то лыжню, которая петляя между коряг шла лесом вверх по долине Сев. Лявойока, но решили идти по просеке. На обеде сидели долго, начинало смеркаться. Встали лагерем около 18.30. Желание подойти поближе к перевалу привело к тому, что прошли лес с нормальными дровами, ставились потемну, сушину нашли на склоне и высоко, пила её не берёт - слишком коротка. Положение спас Коля - залез с цепной пилой на сушину и спилил верхушку. Все страшно замотались.

7 день, 3 февраля. Выход в 10.30. Два перехода под перевальный взлёт. Опять мучаемся на фирне, ступени не бьются, но склон короткий, не более 50 м, крутизна до 25°.

Плавное выполаживание выводит на широкую седловину, попадаются наледи, неприятный ветер в спину. На в. Лявйок (1047) идти смысла не имеет - погода плохая, видимость ограничена, да и склон там наверняка такой же дубовый. В перевальном туре находим записку туристов МИТХТ от 17 августа 2002 г., рук. Лапин А. С. Оставляем свою записку, идём на спуск. Склон снежно-фирновый, крутизна 30°, протяжённость около 150 м. Попадаются выходы камней. Идём траверсами, слегка забирая влево, постоянно маневрируем, чтобы найти более мягкий снег, ступени бьются плохо.

Когда спустились в цирк, погода совсем испортилась, вверху метёт, всё затянуто. Одели лыжи и поехали вниз. Все отмечают мрачность и унылость пейзажа, действительно, не покидает ощущение, что ты то ли на свалке, то ли в карьере. Кругом всё словно изрыто, кучи серых бульников. Лавируя между на ними на лыжах по жесткому насту, все постоянно падали, кроме Коли Барянова, он хорошо ездит. Поотбивали все попы и сломали гитару. Наконец доехали до первых деревьев, сделали перекус, затем пошли по руслу речки. Идущие первыми видели крупного зайца, белого с чёрными ушами. Он быстро скрылся. Вылезли на правый берег когда он достаточно понизился и пошли вдоль подножия гор выше границы леса. Небо по-прежнему затянуто, ветра здесь нет. Тропёжка отсутствует, попадаются следы лыжни. Без проблем по достаточно пологим склонам пересекаем русла ручьёв. Ориентируемся по распадкам долин этих ручьёв среди гор, чтобы не проскочить нужный нам. Вскоре внизу показывается глубокий овраг с крутыми склонами, идущий вдоль подножия гор. Доходим до верховьев р. Обманнная, немного спускаемся по ней вниз до первых приличных деревьев. Встаём лагерем в 17.20, ещё светло. Дров здесь мало, расползаемся по округе на их поиски, пилим старые сломанные деревья, находим несколько небольших сушинок. Гитару удалось реанимировать, примотав отошедшую верхнюю деку верёвкой.

8 день, 4 февраля. Дежурные проспали, поэтому вышли только в 12.00. Небо слегка подзатянуто, до перевального взлёта доходим за переход. Тропёжки нет, вокруг заросли низеньких кустов, пару раз попадались участки открытого мха, по которому очень неудобно идти на лыжах. В перевальном цирке снег совсем сдут, сплошной сухой мох, валяется много мелких камешков, преимущественно зелёного цвета. Все набирают сувениров. Местами можно наковырять во мху каких-то ягод, они абсолютно промёрзшие, вкус непонятный. Порядком растянувшаяся группа наконец собирается. Видно, как наверху гуляет ветер. Перевальный взлёт - некрутая смёрзшаяся сыпуха. Быстро забираемся на перевал, фотографируемся в героических позах. Быстро бежим дальше, в лицо сильный ветер. Проход между скал сужается, аккуратно обходим несколько глубоких воронок в снегу с крутыми склонами. Проход расширяетя, забираем влево в обход крутых каменимстых сбросов каньона, начинающегося почти сразу после начала спуска. Левый берег каньона довольно широкий, сначала горизонтальный, затем полого спускается в долину Кальйока, везде плотный наст. Как только представляется возможность, спускаемся на дно каньона по крутой сыпухе в надежде укрыться от ветра. Сворачиваем налево на Кальйок, идём без лыж, пока держит наст, теперь ветер нам в спину. Проходим мимо каких-то торчащих железок. Приваливаемся, одеваем лыжи. Вид назад, на верховья реки, на массив Лявочорр, довольно унылый и безжизненный.

Подгоняемые ветром, доходим по реке до леса, приваливаемся, делаем перекус. Дальше по реке идём по хорошо натропленной лыжне, вскоре она уходит на правый берег и идёт по дороге, спуски, подъёмы, горки, повороты. Километра через три-четыре снова выходим на реку, темнеет. Проходим ещё переход и встаём лагерем около 18.30.

9 день, 5 февраля. Выход группы в 10.00. До устья Кальйока идём примерно пол перехода, перед самым выходом на озеро у последних деревьев останавливаемся, утепляемся. Идём по озеру вдоль берега на юг, сильный встречный ветер, Ловозёрский берег совсем не видно. Через минут сорок выходим на берег и пытаемся двигаться вдоль озера по читающейся дороге, идущей среди зарослей кустарника. Ветер почти не чувствуется, но очень жестокая тропёжка. Делаем короткий привал, возвращаемся на озеро. Ветер стал потише, видно другой берег, но слабо. Идём без привалов, чтобы быть всё время в движении. На озере плотный фирн с застругами, иногда попадаются пятна открытого льда, который поражает своей глубиной. Постепенно ветер утихает, начинает проглядывать солнце. Чтобы сделать горячий обед выходим на берег на склоны горы Ньюръяврпахк, приходится долго искать дрова для костра, сухих нижних веток на деревьях мало. Обедаем, согреваемся, любуемся открывшимися видами Ловозёр. Погода после обеда портится, снова двигаемся по озеру до мыса Ньюрнег, который длинной косой выдаётся из берега. Начинаются сумерки. От мыса берём направление на устье р. Сенгисйок на противоположном берегу. Чтобы не сбиться, выбираем попутный ориентир - край проплешины среди леса на том берегу. Боковой ветер с юга не ослабевает. Пересекаем озеро, стараясь далеко не растягиваться. На это уходит чуть больше часа. Оказывается, что вышли мы действительно к какому-то руслу. Уже совсем стемнело, проходим вдоль правого берега ручья метров триста, подходящая сушина находится быстро, встаём лагерем около18.30.

10 день, 6 февраля. Вышли в 11.00. Пересекли ручей, вылезли траверсом на его высокий и достаточно крутой левый берег, затем, двигаясь на восток, вышли на болото. Видимость позволяла сориентироваться по склонам гор, взяли азимут на ж-д мост через Тавайок. Двигаясь через лес, пересекли чью-то лыжню и преодолели пару ручьёв по снежным мостам. К 12.00 вышли на ж-д примерно на 50 м севернее моста. Сделали привал, двое участников пробежались в разные стороны до километровых столбов на ж-д, чтобы проверить местонахождение. Известно, что мост через Тавайок находится между столбами с отметками 82/83 и 83/84. Так оно и было. Долина Тавайока широкая, вся усеяна мелкими холмами и холмиками, торчащими из леса. Река в районе моста открыта, по берегам джунглеобразные заросли. Пошли по дороге левым берегом реки, она начинается метрах в ста южнее реки от грунтовки, идущей вдоль ж-д со стороны гор. Дорога обозначена на карте масштаба 500 м, читается хорошо. Тропёжка глубокая, дорога через полперехода пошла по верхушкам холмов вверх-вниз с крутыми и частыми подъёмами-спусками, и не свернёшь с неё особо никуда - влево к Тавайоку, да и вправо тоже, крутые протяжённые склоны, заросли всякие, лес. Часа в два встали на горячий обед, съехав с одного из холмов вправо в лес. Потратили часа полтора, наверное. После обеда дорога потерялась, спустились с холма в сторону реки, и занялись поиском её русла в долине, это заняло много времени, утропились и замучились лазить по лощинкам и овражкам. Начинало темнеть, прошли переход по найденному наконец руслу, и встали лагерем прямо на реке - так меньше дует. За день прошли бессовестно мало - три-четыре километра, по самым оптимистическим подсчётам. Было не холодно, небо стабильно затянуто.

11 день, 7 февраля. Поздний выход около 11.00. Погода такая же, как и вчера, по лесу гуляет ветер. Все полыньи, прижимы и буераки мы всё-таки вчера обошли, правда, выигрыша во времени не ощущается. Идём нормально по реке, тропёжка достаточно глубокая. По пути, кстати, снова потеряли русло - река вышла на разливы: широкую, летом, наверное, заболоченную, поляну. Где продолжение русла - непонятно. Не теряем времени на поиски - идём по долине через лес на восток. За два перехода дошли от места ночёвки до характерной моренной гряды, высотой метров пятнадцать, перегородившей долину. У неё лес кончается. Вылезаем наверх. Ветер несильный, небо затянуто, борта долины видны плохо. Ущелье разветвляется на две части у характерной скалы, правая по ходу идёт к перевалу Южный Тавайок, нам - налево. За переход доходим под перевальный взлёт по ровной местности с плавными спусками-подъёмами, наст. Подъём начинаем по правой по ходу стороне склона, крутизна до 30°, протяжённость около 50 м, плотный наст, идём лесенкой на кантах лыж, чтобы не мучиться со ступенями. В какой-то момент идущая последней Саша срывается и проезжает склон до низу. Отделалась лёгким испугом и потерей тросика от креплений. Ждём на выполаживании, пока она поднимется. Идущий предпоследним Саня Чушев тоже спешился, рубит ступени ледорубом. Ковыряются они очень долго. Дальше идём на лыжах по выполаживанию влево-вверх, затем совсем немного вправо-вверх, и мы на перевале. Относительно тихо, видимость плохая. Съедаем шоколадку, неторопливо двигаемся в направлении плавного понижения перевального плато. Показывается начало спускового каньона с крутыми скальными бортами. Начинает задувать в спину, снимаем лыжи. Спускаемся по линии падения воды к озеру внизу по широкому ровному склону. Крутизна около 25°, протяжённость - 150 м, снег мягкий, легко формируются ступени. Над озером по всей ширине склона - снежный наддув высотой 3-5 м, под ним снежные наносы продолжают склон, так что получается как бы бергшрунд, но в снегу. Аккуратно проходим его, выбрав место поудобнее, проваливаемся по пояс в рыхлом и мягком снегу. Лёд на озере абсолютно ровный и чистый. Далее по каньону р. Мурнуай почти до первых деревьев идём пешком по твёрдому фирну, из-под слоя которого пробивается жухлая трава и чахлые кустики. Делаем перекус с чаем из термоса, встаем на лыжи и продолжаем спуск. Начинает темнеть, небо раздуло, впереди показался краешек Сейдозера. Низкое солнце раскрасило небо впереди в цвета радуги, сзади красными полосами светятся остатки облаков. Идем левым берегом речки по лесу около часа и уже в темноте разбиваем лагерь возле одной из сушин, лес здесь богат на дрова.

12 день, 8 февраля. Последний день похода. Утром вышли в 10.00. От места ночевки пошли на север напрямую через лес и вскоре достигли русла Эльморайока. Русло достаточно широкое, прямое, ровное, глубина тропежки небольшая. Сделали привал. После нескольких плавных изгибов среди холмов вышли из зоны леса, русло перестало читаться, шли по центру широкой долины среди рядов низеньких березок, тропежка сошла на нет, наст. Налево плавно уходит мощная широкая долина р. Чинглусуай с очень высокими и крутыми скальными бортами. Делаем привал. Погода неустойчивая, ветер короткими порывами с разных сторон, то справа, то слева, то в спину, то в лицо. На небе высокая рваная облачность со множеством просветов, в которые видно голубое небо, иногда выглядывает солнце, даже чуть пригревает. Повсюду в разные стороны носятся маленькие снежные вихри, по скалам вверху, по воздуху. В конце долины в нашу сторону из ровного снежного хребта выдается скругленный пологий отрог, левее него склон прорезает маленькая узкая полосочка кулуара - путь на перевал. Идем по прямой к подножию кулуара, видимость хорошая, только порывы ветра достают, выводят из равновесия, поэтому во время порыва притормаживаем. Перед началом подъема делаем короткий привал. Совершенно ясно, что погода может резко ухудшиться в любой момент, но перевал некатегорийный, пологий, по описаниям - технически не представляющий трудности, поэтому решаемся на прохождение. Договариваемся идти максимально плотно, в случае чего - либо откатываемся в лес, либо прорываемся на рудник, до него от седловины по карте не более 2 км. Вызывает недоумение прямая лыжня по линии падения воды, выводящая из кулуара - кто же тут так экстремально спускался? Идем на лыжах то лесенкой, то елочкой, проваливаясь примерно по щиколотку - наст не очень плотный. Но лыжи не снимаем, вряд ли пешком по этому тягуну будет быстрее при таком снеге. Крутизна подъема на первых 100 м до 25°, далее 15- 20°. Кулуар ровный, ширина около 5- 6 м. После часа подъема наконец выполаживание. Время около 14.00. Ветер в перевальной долинке совсем не чувствуется. Видимость вверх по склонам не более чем на 10 м – все сливается в белой мгле. Снимаем лыжи, чтобы преодолеть снежный взлет 30° на 5 -10 м, за ним поотдаль виднеется еще один, подошли ближе - а это стенка под 90°, метра четыре в самом низком месте. Вот вам и н/к! Снег очень плотный, бьем ступени ледорубом и быстро преодолеваем ее с гимнастической страховкой. Такое разнообразие оживляет и приободряет команду. Перевальная долинка переходит в плато, дальше - спуск к руднику, его строения уже видны внизу. Склон широкий и очень пологий, торчит много разнокалиберных бульников. Идем без лыж по плотному насту, изредка останавливаясь, чтобы переждать порывы ветра в спину. Неожиданно ситуация меняется – теперь шквальный ветер сильно дует в спину, сбивая с ног, периодически короткие затишья, в течении которых успеваешь вскочить, пробежать десяток метров, и снова упасть, рюкзаки с лыжами парусят, ноги не держат на плотном фирне. Главное - не врезаться в какой-нибудь камень, но их уже не так много, как на седловине. Когда дует ветер, невозможно даже оглянуться - в лицо с силой бьёт поток острой снежной крупы, ничего не видно. И ни шагу назад не сделаешь. Помогаем девчонкам, стараемся не растягиваться. До ближайшего строения рудника, стоящего чуть на отшибе, не более 500 м, добраться хоть до него бы. Когда до этого заброшенного корпуса оставалось метров сто, ветер несколько поутих, и мы успели добежать до основных построек рудника. Начинало темнеть. Укрывшись среди протяжённых кирпичных строений, направили авангардную группу на поиски людей и столовой. Пробираясь через кучи камней и хлама, они обнаружили полузасыпанный кузов бронемашины с торчащим стволом пушки и советской гвардейской эмблемой на башне. Несмотря на то, что столовая начинает работать после смены в 19.45, нас впустили, дали перепаковаться в фойе, умыться, поесть, мы успели как раз до прихода рабочих. Была суббота, нам повезло, что рудник работал. Вахтовый автобус отходил в 20.20, несмотря на пургу, он приехал. Денег за проезд с нас не взяли. Автовокзал в Ревде уже был закрыт, рейсовые автобусы так поздно не ходят. Местные посоветовали всё равно идти к нему, там можно найти частников. Но мы поймали микроавтобус прямо на остановке, где нас высадила вахтовка. Мужик запросил 1000 р. до Оленегорска, после недолгих переговоров сошлись на 600 р. Уехали на ночном поезде. Были проблемы с покупкой обратных билетов в Москву, конец студенческих каникул, билеты - только в купе (1200 р.), выгребли все последние деньги. Маша как школьница пользовалась 50%- ной скидкой, пришлось записать в школьники и Славу, а справку он якобы в походе утратил. При посадке долго бодались с проводником и начальником поезда по поводу справки, что Слава - школьник. Но наша взяла. Оплатили проводнику ещё какой-то там штраф по квитанции (400 р.). Утром в понедельник были дома.

Потенциально опасные участки на маршруте

Опасными на маршруте являлись снежно-фирновые склоны перевалов Арсеньева Восточный, Петрелиуса Западный, Лявочорр Северный из-за крутизны, протяженности, а также выходов камней на двух последних. Отсутствие кошек у каждого усугубляло ситуацию, была опасность срыва и травмирования. Явной лавинной опасности не наблюдалось.

Перечень наиболее интересных природных, исторических, и др. объектов (занятий) на маршруте

Животный и растительный мир:

- на Гольцовке в лесу видели крупную чёрную птицу (возможно, глухарь)
- в верховьях р.Перевальная - крупного зайца
- под Обманным ели смёрзшиеся ягоды во мху
- в долине р. Мурнуай обнаружен т. н. «Полярный одуванчик»

Природные явления:

- не раз наблюдали ночью очень красивые и обширные северные сияния
- радуга в южном цирке пер. Петрелиуса
- небо с цветами радуги над Сейдозером

Пейзажи:

- виды со всех перевалов, особенно в первые дни, когда погода стояла ясная и солнечная
- постиндустриальный пейзаж на руднике Карнасурта с бронетранспортёром

Занятия:

- «Хибинская катуха» с Северного Рисчорра
- Тавайокинг (прохождение одноимённого перевала на подъём по крутому склону на лыжах, спуск через наддув к озеру)
- Эльморайокинг (преодоление снежных стенок с последующим ползанием по склонам в пургу)
- ежевечерние концерты под гитару

Дополнительные сведения о походе
Список общественного снаряжения

Наименование: Вес, кг:
Палатка «Зима» 7.0
Тент на палатку 1.5
П/э на дно палатки 2.0
Спальники синтепоновые (3+1+3) 3.0+3.5+2.0
Конденсатор 2.0
Печка с трубой титановая неразборная 4.0
Кастрюли (4.5л и 6л) + шершавчики + половник 2.0
Тросик костровой 0.3
Пила двуручная 1.0
Пила цепная 0.3
Топор хороший буржуйский с пластиковой ручкой 1.5
Горелки (на Campingas накручивается сверху )-2 шт. 0.5+0.5
Аптека 2.5
Ремнабор 3.5
Ледорубы ленинградские - 2шт. 1.0+1.0
Кошки ВЦСПС привязные - 2 пары 1.0+1.0
Верёвка диаметром 8 мм, длина 50 м 2.0
Лопата лавинная (титан) 1.0
Лопата снежная (лист дюраля 50x80 см с ручками) 1.0
Термос для чая 1.0
Фотоаппарат «Зенит-Е» 1.0
Газ - 6 баллонов С V 470 4.8

Итого: 52 кг

Ремнабор обычный: инструмент, эпоксидка, запасные тросики, скобы, лягушки, шурупы, ткань на заплатки, иглы и нитки. Аптека стандартная, без ампульных препаратов (опыта колоть ни у кого не было).

Горелки использовались для приготовления пищи на газу в условиях холодных ночёвок, 1-ый и 3-ий день. При холодных перекусах заливали термос с утра чаем, хватало по полкружки. Всю ночь не топили, только вечером и дежурные при подъёме с утра. Чувствовали себя комфортно, укрывая спальники сверху конденсатором - одеялом 9x2 м из подкладочной ткани с одним слоем синтепона. Сеткой при готовке на костре не пользовались, копали ямы лавинной лопатой, глубже чем по пояс не было.

Личное снаряжение стандартное для лыжного похода, ботинки, бахилы, штормовой костюм, тёплая куртка, шапка, рукавицы, тёплые вещи, носки, КЛМН, туалетные принадлежности, рюкзак с ковриком, лыжи, палки, обязательно маркированная лавинная лента длиной 15м. Руководитель прошёл маршрут на б/у горных лыжах, купленных на толкучке за 300 р. Каждое утро их нужно мазать мазью, чтоб не скользили назад. Использовалась отечественная мазь «Висти», в основном светло-зелёная и чёрная. Эти лыжи прочнее, канты держат лучше, но они немного тяжелее «Бескида». Остальные участники стояли на стареньких «Бескидах». У всех тросиковые крепления с самодельными стальными скобами.

Питались хорошо, 0.75 кг на человека в день. С утра молочная каша (рис, пшено, гречка или «4 злака»), чай, сладость, сыр 30 г. В обед 50 г колбасы, шоколадка 50 г, ойла, халва или щербет 50 г. На горячих обедах то же + супчик с сосисками, чай, сладость. Ужин - макароны, гречка или рис с тушёнкой или соей (соотношением один день тушёнка, два - соя), чай, сладость. Приправы. Сахар в чай личный. Питание на привалах: чернослив, курага, финики или сушёные бананы из расчёта 50 г на человека в день.

С учётом всего, вес рюкзаков не превышал 30 кг у мужчин.

Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения (на 1 чел.)

Билет туда: 570 р.
Питание в поезде: 75 р.
Рабочий поезд: 20 р.
Питание в походе: 530 р.
Проживание на базе + баня: 100 р.
Газ (ушло 4 баллона): 20 р.
Аптека: 46 р.
Столовая на руднике (в среднем): 50 р.
Машина Ревда-Оленегорск: 86 р.
Билет домой: 1200 р.

Итого: 2697р.

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам



Комментарии и дополнения
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.


Фотографии:


Фото 1. Группа на перроне в Оленегорске

Фото 2. Вершина Палгасвуйчорр (Парус) из верховьев р. Меридианальный. Стрелкой показан район пер. Арсеньева Восточный


Фото 3. К перевалу Арсеньева Восточный

Фото 4. Выход на седловину пер. Арсеньева Восточный

Фото 5. Перевал Петрелиуса Западный из верховьев р. Малая Белая. Фото из Интернета

Фото 6. Район перевала Рисчорр Южный от базы КСС (показано стрелкой)


Фото 7. Подъём на пер. Южный Рисчорр со стороны р. Рисйок


Фото 8. Вид на пер. Южный Рисчорр со стороны спуска


Фото 9. Ловозёрские тундры со склонов г. Каскаснюнчорр. Стрелкой показана долина р. Тавайок


Фото 10. Перевал Северный Рисчорр со склонов г. Каскаснюнчорр


Фото 11. Перевал Северный Лявочорр из верховьев Северного Лявойока


Фото 12. Спуск с пер. Северный Лявочорр


Фото 13. Перевал Обманный из верховьев р. Обманная


Фото 14. Перевал Обманный на подъём


Фото 15. Верховья Кальйока. Стрелкой показан поворот к перевалу Обманный


Фото 16. Перевал Северный Тавайок со стороны р. Тавайок


Фото 17. «Полярный одуванчик»



© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100