Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS



520-и километровый переход по Северу нашей Родины

Автор: Жмуров В. И.

Отчет из библиотеки Московского городского туристского клуба, №30

Сканирование и обработка отчета - Виктор Евлюхин

"Широка страна моя родная, много в ней лесов, полей и рек", - так гордо звучат слова известной Советской песни о нашей Родине.

От вечных льдов на Севере до незамерзающих морей наЮге, от Балтийского моря на Западе до Курильских островов на востоке раскинулись ее просторы. Разнообразен климат, растительный и животный мир различных уголков нашей страны. Разные народы населяют ее территорию,  но все они трудятся на благо своей Родины, на благо построения здания коммунистического общества. Познакомиться со своей Родиной, её необъятными просторами, с её культурными, историческими-политическими и военными памятниками, с экономикой, бытом, жизнью ее народов,  с ее природными богатствами - такова благородная мечта каждого советского человека. Такую возможность дает туризм по родной стране.

Туризм - это участие в путешествиях   по нашей необъятной Родине. Путешествуя, туристы знакомятся с историей нашей страны, с историей революционного движения народа, с местами героических  боев Великой Отечественной войны. Туристы наглядно познают результаты огромной созидательной работы, проделанной в годы сталинских пятилеток, которая преобразила и сделала нашу страну мощной социалистической державой.

Мысль совершить лыжное путешествие по северным районам нашей страны возникла у слушателей нашей Академии еще задолго до наступления зимы. Постепенно шел подбор команды, переход сулил массу физических трудностей, поэтому вопрос о тщательном подборе команды имел первостепенное значение. К будущим участникам перехода предъявлялись большие требования: иметь хорошую физическую  закалку, наличие волевого характера, навыки к ходьбе на лыжах.

Переход предполагалось совершить в период зимних каникул и посвятить его 34 годовщине Советской Армии. Поэтому в состав команды подбирались отличники и передовики учебы.

Маршрут перехода претерпел большие изменения. Первоначально предполагалось пройти от Петрозаводска на Олонец, пересечь Ладожское озеро в его широкой части /160км./ и выйти на Ленинград. Предстоящие трудности, связанные с переходом через Ладожское озеро, 4-5 ночевок на льду, под непрерывным ветром, приготовление пищи   I без наличия дров, трудность движения по азимуту без видимых ориентиров - не испугали энтузиастов-спортсменов,  а наоборот, мобилизовывали на преодоление этих трудностей.

Но, после получения справки о погоде на ближайшие месяцы и незамерзаемости Ладожского озера в этом году, маршрут пришлось изменить. Окончательно остановились на таком варианте:г. Кондопога - водопад Кивач - Кончозеро - Петрозаводск - Олонец - Обжа – Гумбарицы - Сясьстрой - Новая Ладога - Шум - Петрокрепость - Ленинград. В таком виде он был утвержден спортивным комитетом Академии и на него была выписана маршрутная книжка в Московском клубе туристов.

Члены команды тщательно изучили маршрут по карте, разбили его на дневные переходы, наметили места ночевок и пункты пополнения продовольствия в пути. Был составлен рацион питания следующего состава: хлеба 800 гр., сахару 200 гр., масла или сала 100 гр. колбас или консерв 200 гр., круп разных - 400 гр. Хлеб должен быть взят в основном в виде сухарей, что сокращало значительно вес рюкзаков. Всего дневной рацион составлял около 5.000 калорий.

Обязанности в группе были распределены следующим образом: гв. майор ЖМУРОВ – руководитель группы, майор АНДРИАНОВ - инструктор по ремонту и хранению лыж, обуви и снаряжения, ст. лейтенант БАХТИМИРОВ - санитарный инструктор,  ст. лейтенант ГРАНОВ - казначей группы, ст.лейтенант ЛАЗАРЕВ- главный фуражир и ответственный за пищеблок. Каждый изучал свои обязанности и готовился к их выполнению в пути следования. Ст. лейтенант ГРАНОВ и ст. лейтенант ЛАЗАРЕВ подготовили историко-географическую справку районов, по которым предстояло пройти. Не менее важной была задача о подборе лыж и креплений к ним. Целесообразно было взять уширенные туристские лыжи, так как маршрут в большей части падал на места с отсутствием дорог. Размеры лыж подбирались из учета веса лыжника плюс вес рюкзаков 20-25 килограмм. После совета с неоднократным участником переходов на длинные дистанции преподавателем кафедры физкультуры ст. лейтенантом Кречет В. решено крепления на лыжи поставить жесткие /ратафелы/, что облегчит в пути одевание и снятие лыж с ног, уменьшит вероятность натирания и обмораживания ног. Нога не стянута ремнями - не затруднено кровообращение в ступнях ног. Кладовщик спорт-имущества Иванов Виктор помог подобрать участникам лыжи и поставить  на них крепления. Преподаватель кафедры физо заслуженный мастер спорта по лыжам майор Булочкин дал ценные указания о темпе движения,  уходе за лыжами, о санитарии и гигиене лыжников в пути.

Лыжи со склада были получены новые, еще не бывшие в употреблении, поэтому каждому участнику перехода пришлось их обработать следующим образом: над газовой плиткой прогревалась скользящая поверхность до момента вспыхивания синих огоньков. Выступившую из поверхности лыж пену удаляли насухо тряпкой. Такую операцию проделали несколько раз, пока поверхность стала темнокоричневой. После этого на горячую поверхность наносился толстый слой лыжной мази № 1. Через некоторое время мазь полностью впитывалась лыжей, её снова нагревали до температуры несколько ниже, чем перед первым нанесением мази и смазывали вторично. Скользящая поверхность лыж была готова. В таком виде на ней хорошо держатся все номера лыжных мазей.

Командование Академии высоко оценило, намеченное спортивно-массовое мероприятие и снабдило группу всем необходимым: лыжные костюмы, ботинки, штормовые костюмы, телогрейки, личное оружие, карту и т.д.

Недостающее имущество /туристские широкие рюкзаки и спальные мешки/ было взято напрокат в Московском клубе туристов.

При переходе по маршруту предполагалось провести беседы и доклады в местах ночевок, поэтому каждый офицер подготовил одну из следующих тем: "34-я годовщина Советской Армии",  "Великие стройки коммунизма",  "Народы мира в борьбе за мир", "На новостройках Москвы", "Труд в СССР - есть дело чести, cлавы, доблести и геройства".

Тренировочные выходы на лыжах провести не удалось ввиду позднего появления снежного покрова в районе Москвы и занятости участников перехода сдачей зимней экзаменационной сессии. Но все поддерживали себя в спортивной форме регулярной утренней зарядкой, тренировкой в беге без лыж, занятиями в гимнастической, тяжелой атлетики и других секциях. Учитывая предстоящие ночевки вне населенных пунктов, подготавливали свой организм обливанием холодной водой по пояс во время утреннего туалета.

Наконец все готово. Сдали последний экзамен и группа, после напутственного слова председателя спортивного комитета Академии - генерал-майора Кирчевского, поездом выехала на Ленинград.

В Ленинграде было закуплено все необходимое продовольствие на весь путь следования и уложено по рюкзакам.. Учитывая одинаковое физическое развитие всех членов группы груз распределялся всем одинаково по весу.

Переодевшись в спортивную форму с рюкзаками за спиной и лыжами в руках, шли по Невскому на Московский вокзал. Поезд доставил участников в город Петрозаводск, а несколько часов спустя группа была у начала маршрута в городе Кондопога.

Участники были одеты следующим образом: поверх летнего белья было одето теплое белье /и трусы поверх кальсон/, лыжные фланелевые брюки и куртка были вполне достаточной защитой в безветренную погоду при температуре не ниже -7 -10°C. На ногах были лыжные ботинки с толстыми рантами, одетые на 2 носка /тонкий и шерстяной носок/. Кроме того были одеты футбольные гетры, стянутые около колен резинкой. В рюкзаке каждого участника имелось запасных 2 пары тонких носок и 1 пара шерстяных. На случай ветреной погоды имели штормовые костюмы и телогрейки. На голове вязаная лыжная шапочка. На случай мороза имели шапки-ушанки.

21 января в 15.00 дан был старт. Направляющим шел лыжник второго спортивного разряда майор Андрианов; лыжники цепочкой растянулись по дороге, сбоку от железнодорожного полотна. Замыкающим шел руководитель группы гвардии майор Жмуров. Непривычно тяжелые рюкзаки нарушали равновесие, и случаи падения были не единичными. Лыжи легко скользили по дороге, но шли не торопясь. Погода стояла теплая и вскоре все сняли с рук перчатки и расстегнули верхние пуговицы на телогрейках. С каждой минутой рюкзаки все больше резали плечи. Через 45 минут сделали первый привал. Плечи были освобождены от лямок рюкзака, а ноги - от крепления лыж. Плечи нестерпимо ныли. Но настроение было бодрое. Радостные улыбки на всех лицах.

"Какая прекрасная панорама. Как чист и легок зимний воздух в лесу!" - раздавались непрерывно восклицания.

15 минут пролетели незаметно. Привал окончен. Одаваем  рюкзаки, становимся на лыжи и снова в путь. Теперь направляющим идет старший лейтенант Гранов, а майор Андрианов идет замыкающим.

Путь лежит через тайгу. Высокие ели и характерные карельские березы проплывают мимо нас. Скорость движения постепенно увеличиваем, по мере того как увереннее стоим на лыжах. Пройдено 15 километров, а сумерки незаметно уже спустились на нас. Еле различаем след саней по которому теперь движемся. Скорость опять заметно сократилась. Впереди показались огни селения Большое Вороново, где единодушно решили сделать первый ночлег.

Ночевать остановились в доме бывшего участника Отечественной войны, который радушно предложил нам свой кров. В доме было тепло. Весело потрескивали в печи дрова. Немедленно разделись и развесили для просуши свою обувь. На ноги одели тапочки с мягкой войлочной стелькой, которые предусмотрительно захватили с собой.

Через полчаса лыжники с наслаждением пили горячий чай из самовара, и вели беседу с хозяйкой дома о жизни в Карелии, работе на лесозаготовках, о Москве и т.д. После ужина внимательно осмотрели  лыжи и исправили выявившиеся неполадки в креплениях. В 10 часов вечера, расположившись в спальных мешках на полу, все крепко спали.

На следующий день утром группа была поднята в 7 часов суточным дежурным старшим лейтенантом Бахтимировым, который успел уже приготовить вкусный завтрак. Гречневая каша, заправленная поджаренным салом, испускала вкусный запах. После утренней зарядки на свежем воздухе, каждый смазал свои лыжи мазью № 5. Температура воздуха на дворе была около -7°С.

После утреннего туалета и вкусного завтрака, поблагодарив хозяина дома за приют, лыжники продолжали движение, держа путь на водопад Кивач. Шли по руслу реки Суна, прокладывая путь в снежной целине. Снег достигал 30-40 см. глубины. Направляющий с больший трудом прокладывал лыжню. Через 15 минут его сменял следующий товарищ. Замыкающий шел по хорошо протоптанной лыжне и отдыхал после прокладки лыжни. Скорость движения не превышала 3-4 километров. В нескольких местах остановились для фотографирования.

Через три часа были  у водопада. Когда-то он представлял из себя величественное зрелище, 16-ти метровый каскад воды срывался со скалы и падал вниз, разбиваясь в пыль и брызги о камни. Впоследствии он был подорван и сейчас представлял из себя группу мелки водопадов.

Часть воды была отведена по лесоспускному каналу сбоку от водопада.

Но даже и теперь это место было с интересом просмотрено путешественниками. Группа в нескольких видах сфотографировалась на фоне водопада. Дальше путь лежал через государственный заповедник "Кивач", на поселок Викшица. Лес был сказочно красивым. Величественные сосны и ели со снежными шапками на своей кроне и посеребренный инеем ветвями, гордо встречали нарушителей торжественной тишины. Тишина была какой-то звенящей. Только скрип снега под лыжами нарушал ее. Путь пересек след зайца. Остановились на пару минут чтобы лучше рассмотреть его. Двигаемся дальше. Вот и поселок Викшица. Упредседателя колхоза "3-й решающий" тов. Диновой отметили маршрутный лист и уточнили маршрут движения.

На коротком привале инструктор по ремонту лыж майор Андрианов произвел летучий ремонт лыжи, которая дала трещину. Жестью от консервной банки и мелкими гвоздями скрепили лыжу. После ремонта лыжи устроили небольшой обед с сухарями и колбасой. Нужно торопиться.  До поселка Конч-озеро, где решено сделать следующую ночевку, еще осталось 17 километров. Двигаться можно по хорошо протоптанному санному пути, который пролегает до самого поселка. Двигаться по нему гораздо легче, чем по целине. Идем со скоростью 5-6 километров в час. Темп движения контролируем по километровым столбам Прошли без привала 10 километров. Только направляющий меняется через каждые 2километра,чтобы утомление шло равномерно. Движемся более уверенно. Постепенно входим в спортивную форму лыжников. Время от времени меняем стиль ходьбы. Стараемся максимально использовать спуски. На них даем отдых ногам и плечам. При спусках с гор положение спины почти параллельно земле и мешок лежит целиком на спине.

Как ни торопимся, а ночь застает нас в пути. Коротки дни зимой на Севере. В 16 часов уже наступает вечер. Двигаться в темноте очень трудно. Лыжу приходится ставить почти на ощупь. Спуски начинают приносить много неприятностей, т.к. то и дело теряешь равновесие и садишься на лыжи. Скорость снизилась почти вдвое. Быстрее было быидти без лыж, но ноги проваливаются глубоко в снег. Это еще утомительнее. Но вот за поворотом мелькнул огонек, за ним другой - и мы въехали в село Конч-озеро. Директор леспромхоза, узнав о цепи нашего перехода, гостеприимно разместил нас вдоме для приезжих. Не теряя зря времени, сняли с себя промокшую обувь и развесили около печки для просушки. Все уселись вокруг весело топившейся печи и подкладывая по очереди в нее дрова, начали обмениваться впечатлениями дня. Усталость чувствовалась во всем теле, но все были радостно возбуждены событиями дня. У всех горели лица свежим румянцем. Пройдено 26 километров. Для начала это совсем не плохо.

Начались обсуждения завтрашнего дня. Предстояло пройти 30 километров и ночевать вне населенного пункта. Это значит, что дневной переход необходимо закончить за 1-1,5 до темноты с тем, чтобы успеть выбрать место для ночлега.

Завтра не будет возможности хорошо просушить обувь, поэтому с вечера смазали подсушенную обувь касторовым маслом. Такую же смазку необходимо проделать еще утром перед выходом по маршруту. Очень важно иметь сухую обувь, это уменьшает опасность обморозить ноги. Утром следующего дня,  очередной дежурный старший лейтенант Лазарев, весельчак и неутомимый рассказчик, способный в любую минуту поднять настроение веселой шуткой, поднял команду на 1 час раньше обычного. Завтрак был уже готов.

В 8 часов утра, за час до рассвета, группа была уже в пути. Шли легким шагом. Чуть пробивался рассвет. Перебрасывались короткими фразами и держались на близких дистанциях друг от друга, вскоре совсем рассвело. Привалы устраивали гораздо реже, чем в первый день пути. 30 километров прошли за 6,5 часов. В 14.30 стали выбирать место для ночлега. Всем понравилось место между группой развесистых елей. Используя лыжи вместо лопат, очистили площадку от снега диаметром 4-5 метров. Двое занялись разведением костра, заготовкой дров для приготовления ужина и на ночь. Как только запылал костер из сухих веток, сразу же навесили котелки, со снегом для воды.

Трое остальных товарищей нарубили еловых веток, которыми устлали площадку очищенную от снега. В снежный вал, получившийсяот сгребенного снега, по всей окружности воткнули жерди с наклоном в сторону площадки. Оставляя место сбоку для выхода из шалаша и отверстие сверху для дыма, жерди покрыли слоем еловых веток. Получилось сооружение, похожее на юрту.  Оно вполне могло защитить путников от зимнего ветра. Вскоре и ужин был готов. После ужина решили еще заготовить дров, чтобы хватило на всю ночь. Застучали топоры по стволу высохшего дерева, через несколько минут оно с шумом рухнуло на землю, взметнув облако пушистого снега. Используя по очереди два топора, дерево было разделено на несколько кусков и подтащено к шалашу.

Температура воздуха, к нашему счастью, не опускалась ниже 9-10° холода. На толстый слой веток разложили спальные мешки. Разместились по окружности, оставляя сбоку в одном метре от себя костер, чтобы сонный не скатиться к костру, со стороны костра положили по куску бревна в виде барьера. Составили график ночного дежурства, на каждого приходилось по два часа.

В обязанность ночного дежурного входило поддерживать равномерно костер, следить за тем, чтобы никто не скатился в костер, и охранять группу от нападения волков, которых здесь, по рассказам местных жителей было довольно много. Кроме того он должен был следить за обувью, развешанной для просушки на перекладине.

После сотни анекдотов и рассказов, которые рассказывали по очереди все, утомленные дневным переходом лыжники влезли в спальные мешки, положили под голову рюкзаки и вскоре над шалашом раздавался дружный храп здоровых людей.

Несмотря на то, что мороз был совсем небольшой, он начал постепенно пробираться сквозь вату спального мешка. Время от времени приходилось поворачиваться к костру то одним, то другим боком.

Ночь тянулась очень долго. Особенно это чувствовалось ночному дежурному, который с завистью поглядывал на спящих товарищей. Время от времени он вылезал из шалаша и прислушивался к тишиночи. Постояв пять-десять минут, залезал обратно в шалаш и подбрасывал дров в костер. Положено последнее полено, но до подъёма осталось еще больше часу. Нужно еще заготовить дров, т.к. нужно -еще сготовить завтрак. Опять тишину ночи разорвал стук топора. Где-то недоуменно прислушивается лесной житель, волк или заяц, стараясь разгадать значение этого неурочного звука. Но вот стрелка часов подошла к 8. "Подъём! - раздалась повелительная команда дежурного,  которому надоело сидеть молча одному — выходи строиться на зарядку!" - шутливо добавляет он. Все зашевелились и начали вылезать из мешков. Проделали зарядку, умылись снегом и сели завтракать. Ночь, проведенная на свежем воздухе, прибавила аппетит. Вскоре ложки застучали по дну котелков. Выпили по кружке чаю с сахаром и приступили к укладке рюкзаков. Чуть забрезжил рассвет сквозь деревья, все уже стояли на лыжах с рюкзаками за спиной. С рюкзаками уже помирились. Без них было уже как-то даже скучно и холодно. Иногда на привалах их уже не стали снимать, если было на что присесть.

20 километров,  оставшихся до столицы Карело-Финской ССР, города Петрозаводска - пройдены за 4 часа. В средине дня были уже в городе и пополняли свои продовольственные запасы. Прошли по городу и посмотрели его достопримечательности. Петрозаводск, как и большинство Советских городов, был в лесах новостроек. В городском исполкоме был отмечен маршрутный лист. Ночевали на окраине города, в Сулаж-Горе.

Путь лежал на г. Олонец. До него было 140 километров. Группа вполне вошла в спортивную форму. Расстояние до Олонца решили пройти в течение трех дней. Потертости, которые начали было появляться на пальцах ног, были своевременно залечены.

Расстояние до Пряжи в 41 километр прошли за дневной переход. Несмотря на пересеченность местности и общий подъём в сторону Пряжи группа шла со скоростью 6-7километров в час. Вес рюкзаков был сокращен до 15 килограмм. Большую часть пути шли по хорошо накатанной лыжне, проделанной на В соревнованиях. В средине дня сделали получасовой привал для принятия пищи.

В Пряже остановились ночевать в общежитии лесорубов. Вечером, когда собрались все лесорубы, были проведаны беседы майором Жмуровым и ст.лейтенантом  Грановым на темы:  "Великие стройки коммунизма" и "Труд в СССР есть дело чести, славы, доблести и геройства". Лесорубы рассказали о своей работе. Они с гордостью показывали нам свои трудовые книжки, где были отмечены месячные заработки от 2,5 до 3 тысяч рублей, и благодарности за перевыполнение производственных норм. Основная масса лесорубов постоянно выполняет нормы на 200-300%, применяя рационализаторские методы в труде.  Лесорубы задали много вопросов о столице нашей Родины - Москве. На все вопросы им были даны исчерпывающие ответы. Рабочие горячо благодарили нас за проведенные беседы. Дальше путь лежал на Олонец. Расстояние в 100 километров намечено было пройти за 2,5-3 дня. Характер местности благоприятствовал передвижению. Пряжа является водоразделом рек, которые текут: одна в сторону Онежского озера а другая впадает в Ладожское озеро. Идем быстро. Значительную часть пути можем катиться на лыжах. Иногда по 200-300 метров проезжаем совершенно не применяя своей силы. Иногда скорость очень велика. Применяем всё уменье, чтобы не упасть на спуске. Только ветер свистит в ушах, да слышатся крики едущих впереди товарищей, предупреждающие о крутом повороте.

В пути на Олонец пришлось заночевать в разрушенном сарае бывшего поселка Нирки, дотла сожженного финами в период оккупации. Но вот и город Олонец, который в шутку называют самым длинным городом в мире, т.к. к нему близко прилегают поселки, тянущиеся почти на 40 километров по р.Олонке.

В Олонце пришлось сделать дневку, в течение которой необходимо было отремонтировать треснувшие лыжи, а также ботинки, развалившиеся у большинства лыжников. В течение дня ботинки размокали, ранты размочаливались и не держали крепления лыж. Нужно было что-то придумывать. Мастер на все руки майор Андрианов нашел остроумный выход, по бортам ранта была проложена толстая проволока и сверху оббита тонкой жестью, получился металлический бортик, на котором прекрасно держалось крепление. Треснувшие лыжи были сколочены гвоздями с помощью кусков жести. На всякий случай взяли жести и гвоздей прозапас.

В Олонце все написали письма родным и знакомым. Была дана очередная телеграмма в Академию, извещающая о пройденном пути. Также телеграммы мы должны были давать со всех крупных населенных пунктов, которые намечено было пройти. Кафедрой физо была вычерчена схема с намеченным маршрутом пути и вывешена в фойе. После получения наших телеграмм отмечался пройденный путь и в подтверждение прикалывалось телеграмма к схеме.

К лыжному переходу был проявлен огромный интерес офицеров-слушателей и постоянного состава. Около схемы постоянно толпились "болельщики" ожидая очередной телеграммы.

Вечером все сходили в баню, где приняли горячий душ. После этого посетили городской дом культуры и отдыха. В фойе клуба с интересом просмотрели стенды наглядно показывающие восстановление и развитие промышленности Олонецкого района, рост культуры и благосостояния народа.

Район, который до революции назывался медвежьим углом и служил местом ссылок, теперь представлял собой расцветающий вместе со всей республикой участок земли.

Через сутки,  отремонтировав лыжи, обувь и снаряжение, со свежими силами держали путь к Ладожскому озеру. Шли в направлении на  Обжу по азимуту через замерзшие болота, контролируя свой путь по компасу и карте, дул легкий юго-восточный ветер. Двигались так, чтобы он дул в левую щеку. Постепенно легкий ветер превратился в снежную пургу. Снег залипал глаза и мешал двигаться. Скорость не превышала 2-3 километров. Лыжи оставляли глубокий след. Направляющий менялся через каждые 10-15 минут. Шли плотной цепочкой, т.к. сразу же следом за лыжниками ветер заметал нашу лыжню. От  всех валил густой пар. Поверх лыжных  все были одеты в штормовые костюмы, застегнутые на все пуговицы. Капюшоны одеты на головы поверх  лыжных шапочек. Снаряжение было мокрым, сверху от тающего снега, а снизу от пота. Шли почти вслепую, т.к. впереди ничего не было видно дальше 20-30 метров.

у  всех было стремление побыстрее выйти на дорогу, которая была где-то слева. Боялись, что в такую погоду можем не заметить ее и пройти мимо. Наконец достигли места, где глубоко под снегом лежала проселочная дорога.   Все были рады ей, хотя идти по ней было не легче. Она служила хорошим ориентиром для движения.

Вскоре ночь накрыла нас темным покрывалом, двигаться по глубокому снегу,  да еще ночью, было почти невозможно. Необходимо было останавливаться для ночлега. Но вот вдали мелькнули какие-то огоньки. Что бы это значило? Не разбирая дороги, идем на огоньки. Через 30 минут ходьбы перед нами раскинулось небольшое селение из бараков. Это бараки для лесорубов 1-го леспромхоза, которые не были обозначены на карте. Радости не было конца. Не придется испытывать прелестейночевки на дворе в мокром обмундировании.

Мыбез отказу приняли гостеприимное предложение лесорубов переночевать у них. Рабочие предложили нам чувствовать себя как дома. Упрашивать нас не  пришлось. Сняли с себя все мокрое и развешали для просушки. Дежурный приготовил ужин.

Лесорубы сообщили нам, что до Ладожского озера осталось еще 7 километров. Озеро замерзло всего на 4-5 километров от берега. Идти советовали в 1,0-2 км от берега, т.к. там лежит более мелкий слой снега, чем у берега. Предупреждали об осторожности движения по берегу, т.к. там проходила оборона и могли остаться не снятыми мины. После горячего ужина и отдыха, когда собрались все лесорубы, ст. лейтенант Гранов, ст. лейтенант Лазарев и майор Андрианов провели беседы на темы: "Волго-Донской канал", "На новостройках Москвы", "Московское метро - величайшее сооружение мира". Рабочие с интересом слушали рассказы о нашей Родине, о ее великих стройках. Было задано много вопросов. Офицеры дали на них подробные исчерпывающие ответы. На следующее утро двинулись к Ладожскому озеру. Погода немного улучшилась, но начался снегопад. Лыжи плохо скользили. Снег налипал под лыжами. Вынуждены были сделать остановку и соскоблить ножом мазь №1, которой смазали лыжи. Попробовали натереть их мылом. Это дало некоторое облегчение. Лыжи скользили лучше и снег уже не налипал как прежде.

Достигли озера и выйдя на лед, пошли параллельно берегу в 2-3 километрах от берега. На берегу виднелись надолбы и ежи из колючей проволоки - это был район обороны периода 41-43 года.

Решили осмотреть место героических боев против немецко-фашистских захватчиков. При осмотре обороны обнаружили могилу погибшего воина, моряка Балтийского флота ст.лейтенанта Тимофеева А.И. Обнажили головы перед могилой воина, погибшего в боях за свободу и независимость нашей Родины,

Заночевали в одном из блиндажей на обороне.

На следующий день вышли на Ново-Ладожский канал, построенный по приказу Петра I. Канал представлял из себя грандиозное гидротехническое сооружение того времени,  говорящий о высокой гидротехнической культуре наших предков.

Двигаться по каналу на лыжах было невозможно. Лыжи разъезжались по льду. Решено было сколотить из лыжсани, уложить на них рюкзаки и везти их за веревку. На сколачивание санок ушло около полутора часов. Началось движение. Один вез сани за веревку, другой толкал сзади лыжной палкой. Скорость не превышала 3-х километров в час. Идти было очень утомительно. В стороне от канала идти было еще хуже, т.к. снежный покров достигал 40-50 сантиметров. Все с надеждой глядели вперед, ожидая, когда появится возможность встать на лыжи. Через несколько километров пути слой снега на льду стал увеличиваться. И вот мы снова на лыжах. Постепенно увеличиваем скорость. Снег на льду лежит в виде наста. Лыжи скользят как по маслу. Идем со скоростью 8-10 километров.

У поселка Шахново вышли на Cтаро-Архангельский тракт, по которому в далекие времена прошел за возом с рыбой наш великий предок М. В. Ломоносов.

Через сутки были в Новой Ладоге. Там наша группа была встречена председателем районного комитета физкультуры испорта тов. Алексеевым, который поздравил нас с успешным прохождением маршрута. По его приглашению местный житель города майор запаса Новожилов А.П. познакомил нас с достопримечательностями города Новая Ладога, историей его зарождения и, развития. Тов. Новожилов  рассказал нам о пребывании в городе А.В.Cуворова c Суздальским полком, которым он в то время командовал. В заключение посетили место, где стоял домик Суворова, посмотрели дом офицерского собрания, солдатские казармы и церковь, построенную солдатами Суворова.

В старой Ладоге осмотрели стене крепости, построенной русскими фортификационными мастерами времен Рюрика.

3 февраля к вечеру были у финиша нашего перехода, в городе Шлисельбург. Заночевали в общежитии матросов пристани Петрокрепость, где провели беседы "О 34 годовщине Советской армии" и "О великих стройках коммунизма".

На следующий день осмотрели город, остров с Петрокрепостью. Местная жительница Анисимова Д. С. рассказала нам о героической обороне моряков Балтийского флота в период блокада Ленинграда немецкими оккупантами. Подвергаясь непрерывному обстрелу артиллерии прямой наводки, моряки не оставили крепость. Остров в шутку назван "Орешком". "Мал орешек, да не смогли раскусить его немецкие гады",- говорили тогда герои-моряки.

Итак лыжный переход в честь 34 годовщины Советской Армии закончен. Всего группой пройдено 520 километров, из них 150 километров с преодолением естественных препятствии в виде снежной целины с глубиной снега от 30 до 50 см., зарослей камыша и кустарника.

Переход продолжался 14 дней.

По окончании перехода лыжники познакомились с достопримечательностями города Ленина - колыбелью революции. Посетили музеи Кирова, Некрасова, Пушкина, осмотрели Эрмитаж, Русский музей, Петропавловскую крепость, Исакиевский собор, Медного всадника. Посетили могилу великого русского полководца Михаила Илларионовича Кутузова в Казанском соборе и некрополь в Александро-Невской лавре, где погребен прах великих русских людей науки и искусства: Ломоносова, Глинки, Чайковского, Рубенштейна и др.

Участники перехода получили большое удовлетворение, хорошо отдохнули на свежем воздухе и с новыми силами приступили к учебе

Командование Академии высоко оценило это спортивно-массовое мероприятие.

Всем участникам перехода объявлена благодарность и награждены денежной премией.

Гв. майор Жмуров.
15.2.52 г.

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам



Комментарии и дополнения
 Виктор Евлюхин, 16.03.2007
Маленькое дополнение: поход МКК оценила 2 к.c.
 Питер, 16.03.2007
Но вот только кысов тогда было только 3
 В Геллер, 21.03.2007
Это и сейчас "двойка"
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.




© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100