Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS

 

Отчет о лыжном походе II к.с. по Вологодской области

Маршрут: Удима - Кизема

Дата: декабрь 2001 г. - январь 2002 г.

Руководитель: Насонова Д.С. (Москва)

Отчет из библиотеки МГЦТК № 5832

Сканирование: Виктор Евлюхин (Москва)

1. Проводящая организация

Туристско-спортивный клуб МСХА им. К. А. Тимирязева. 127550, г. Москва, Лиственничная аллея, 12/1. Телефон: 976-37-79.

2. Сводная таблица похода

Вид туризма дхатегория сложности протяженность, км Продолжительность Сроки проведения
Общая Ходовых дней
Лыжный II 172 12 11 27 декабря 2001г. - 9 января 2002 г.

3. Район проведения похода

Вологодская область.

4. Нитка маршрута

Пос. Удимский - г. Великий Устюг - р. Темтас - р. Ниж. Ерга - р. Верх. Ерга - р. Красная - р. Водьма - ур. Первомайское - ст. Кизема.

5. Руководитель

Насонова Диана Сергеевна. Телефон турклуба: 976-37-79.

6. Отчет хранится

В библиотеке МГЦТК, а также в турклубе МСХА. Имеются видеоматериалы.

7. Поход рассмотрен МКК МГЦТК

Содержание отчета

Общая смысловая идея похода заключается в ознакомлении с новым районом, богатым своей природой и историей. Прежде всего, надо отметить "дикость" посещенных мест, т.е. отсутствие каких-либо населенных пунктов на огромных площадях. Плюс распространение диких животных - волка, медведя, кабана, лося и других. Также одной из целей похода было посещение в Новогодние праздники родины Деда Мороза - Великого Устюга.

2. Варианты подъезда и отъезда

Пассажирским поездом Москва - Котлас или Москва - Воркута до ст. Удима. Или другими поездами до ст. Кизема, а далее электричкой до указанной станции (отправление от Киземы в 5-30, 13-55). Обратно от Киземы на любом поезде до Москвы. Билеты на поезд можно купить в день отъезда.

3. Аварийные выходы с маршрута

С маршрута можно сойти в Великом Устюге, откуда по четным дням ходят прицепные вагоны до Москвы. А в нечетный день уехать можно на местном поезде до Котласа (отправление в 15-35), а уже оттуда до Москвы.

4. Изменения маршрута и их причины

Из-за сильной расчлененности рельефа пришлось немного отойти от планируемой изначально нитки маршрута в районе поселка Молодых. Также добавился небольшой радиальный выход на вотчину Деда Мороза близ Великого Устюга.

5. График движения

Дни пути Дата Участок пути Протяжен­
ность
Ходо­
вое
время
Определяющие препятствия Метео­
условия
1. 28.дек ст. Удима - пос. Молодых 21,5 км 5ч 20 мин. Заброшенная железная дорога Снег
2. 29.дек пос. Молодых - ур. Ситьково 14,5 км 4ч 40 мин Заброшенная ж/д, просека, переправы Облачно
3. 30.дек ур. Ситьково - д. Хорхорино 19,5 км Лес, грунтовая дорога Облачно, снег
4. 31.дек д. Хорхорино - г. Великий Устюг 6 км 1,5 ч Укатанная грунтовая дорога, Облачно, вечером ясно
5. 01.янв г. Великий Устюг - д. Еськино 12,5 км Зч 20 мин Укатанная асф. дорога Ясно
6. 02.янв д. Еськино - р. Мяколица 18 км Укатанная асф. дорога, лес, просека, переправы Ясно, морозно
7. 03.янв . р. Мяколица - лэп 19,5 км 5ч 20 мин Просека, переправы Ясно, морозно
8. 04.янв ЛЭП - р. Мал. Кандарса 21 км 5,5 ч Просека, лесная дорога со следом снегохода Пер. облачно, морозно
9. 05.янв р. Мал. Кандарса - р. Пуреза 19,5 км След от снегохода, переправы Ясно, вечером облачно
10. 06.янв р. Пуреза - р. Кизема 21 км 5ч 40 мин След от снегохода, переправы Метель
11. 07.янв р. Кизема - ур. Первомайское 20 км 4ч 40 мин След от снегохода Облачно
12. 08.янв ур. Первомайское - ст. Кизема 15 км 3,5 ч След от снегохода Ясно, морозно

6. Техническое описание прохождения группой маршрута


В. Устюг - ж/д вокзал

28.12

В 8-10 утра приехали на станцию Удима. У местных жителей узнаем, как пройти к узкоколейке. Они сообщают, что она уже не действует и частично разобрана. Объяснив, что это наш маршрут, идем на юг через поселок. Ж/д начинается уже в поселке. Параллельно идет ЛЭП. Но мы решаем идти по ж/д, т.к. по ней легко тропить. Через 1 ч 40 минут чистого ходового времени подходим к хорошей развилке - нам налево. Еще через час чистого ходового времени проходим заброшенный поселок. Близ следующего поселка, тоже нежилого, встаем на ночлег. Уже начинает смеркаться, идет снег. Лес хороший, дров достаточно.

29.12

Утро облачное. Вышли в 10 часов. Через полчаса ж/д ветка кончается. Переходим на ЛЭП, на ней мелкая поросль, осложняющая движение. Через 1 ч 10 минут чистого ходового времени сворачиваем на просеку. Она хорошо заметна, хотя и заросшая. Просека пересекает большой овраг с ручьем, который можно перепрыгнуть, и заканчивается у едва заметного второго оврага. Идем по азимуту 180, оставляя понижение справа. Уже смеркается, поэтому устраиваемся на ночлег у очередного отрожка.


Офис Деда Мороза

30.12

День пасмурный. Идет кратковременный снег. Вышли в 9 - 40. Стараясь придерживаться понижения справа, доходим до края леса. С опушки видна деревня внизу, идем к ней. От деревни движемся по слегка укатанной грунтовой дороге. Реку Стрига переходим по мосту. Через 2 ч 40 минут чистого ходового времени от выхода мы в с. Будрино, где есть церковь 18 века и магазин. Еще через час вновь переходим реку по мосту. Тут начинается хорошо укатанная дорога. На ночлег встаем на берегу близ очередного моста. Лес смешанный, дров мало.

31.12

Утро пасмурное, но уже слегка подмораживает. Вышли в 10 часов. По дороге идти легко. Через час ходового времени близ пос. Слободка сворачиваем с дороги в сторону станции (азимут 90). На ж/д станции оставляем вещи в камере хранения (по 13,5 руб. за единицу) и отправляемся в город. Это дневка. Великий Устюг очень интересен и самобытен. Есть ликеро-водочный завод, фабрика вяленой обуви и кисте-щеточная фабрика, офис Деда Мороза. Славят город завод "Северная чернь" с фирменным магазином изделий из черненого серебра, а также фабрика "Великоустюгские узоры" с мастерами по берестяным поделкам. Нам посчастливилось наблюдать все это на проходящей в Новогодние праздники ярмарке. На набережной р. Сухона есть краеведческий музей (с 10 до 17, кроме пн). Также организованы музеи во многих церквях города (их сохранилось 24). В центральном магазине продают лыжи, похожие на туристические. Есть автовокзал откуда можно уехать на рейсовом автобусе в Вологду. От ж/д вокзала в четные дни ходит прицепной вагон до Москвы. Вокзал закрывается на ночь (с 17 до 8). К вечеру небо очистилось, чуствуется легкий морозец. На ночлег устроились в лесу недалеко от ж/д вокзала. Несмотря на близость к городу лес чистый, дров достаточно.


Успенский собор

1.01

Утро морозное. Вышли в 10 - 30. По асфальтовой укатанной дороге на лыжах идти трудно, т.к. ее посыпают песком. За городом дорога тоже посыпана. Через 6 км (1,5 ч чистого ходового времени) основная дорога поворачивает на юг в сторону вотчины Деда Мороза. Идем по ней. Вотчина - это турбаза. Там можно снять домик, сани, снегоход и пр. Вход же к Деду Морозу стоит 15 руб. с человека. Дальше вотчины дорогу уже не посыпают, идти легче и приятнее. В сумерках встаем на ночлег в еловом лесу у ручья близ пос. Еськино.


До Вотчины 4 км

2.01

Ночью был мороз. Утро солнечное. Вышли в 10 часов. По укатанной дороге идем быстро. Через 40 мин ходового времени дорога сворачивает на юг, а мы тропим по поляне вниз к реке. Лед на реке тонкий, но перейти по нему можно, что мы и делаем. Далее поднимаемся, придерживаясь азимута 270, и через 1 ч 10 мин после переправы находим занесенную снегом лесную дорогу. Через 2,5 км к северу эта дорога теряется в овражке, но двигаясь вверх по нему (азимут 310) находим начало просеки через 200 метров. Просека заброшенная и частично заросшая. Реку Мяколица переходим по бревну, опасаясь за прочность льда. После идем около километра и встаем на ночлег.

3.01

Утро морозное. Вышли в 9-50. По морозному снегу тропить легко. На просеке встречаются небольшие завалы. До реки Ниж. Ерга 1 ч 40 мин ходового времени. Ее можно смело переходить по льду, как впрочем и последующие ручьи. Не доходя до ЛЭП около километра просека кончается. Идем строго на восток и вскоре останавливаемся на ночлег на берегу ручья в 100 метрах от ЛЭП.

4.01

Утро облачное. Вышли в 9 - 30. По ЛЭП идем быстро - она ухоженная. Через 1 час чистого ходового времени вдоль ЛЭП начинается болотистая растительность. Значит пора искать пересечение с лесной дорогой. С ЛЭП она плохо просматривается. Находим ее со второй попытки и идем на восток. Погода разгуливается, временами выглядавает солнце. Через 30 минут чистого ходового времени появляется след от снегохода в нужном направлении. Реку переходим по мосту. Через 0,5 часа после этой переправы встаем на ночевку в сосняке у ручья.


Позади д. Пушкариха

5.01

Вышли в 10-30. Утро ясное, легкий морозец. По прежнему идем по следу от снегохода, переходя ручьи по льду. К вечеру небо затянулось, немного потеплело. Ночевали недалеко от р. Пуреза.

6.01

День пасмурный. Вышли в 10 часов. След от снегохода разветвляется, и мы движемся по тому, что идет на север. Реку Водьма в целях безопасности переходим по бревнам. Начинается метель, ветер в спину - это даже на пользу. На берегу р. Кизема замечаем дом, скорее всего жилой. Через реку переходим уже в сумерках по мостику и встаем на ночлег на другом берегу.

7.01

Всю ночь шел снег. Утро пасмурное. Выходим в 11 часов. След снегохода по прежнему сопровождает наш путь, облегчая тропежку. Через речку есть мостик. На развилках снегоходного следа надо придерживаться лесной дороги, она довольно хорошо различима. Ночевали на берегу р. Кизема (дорога идет параллельно).

8.01

Утром морозно, небо очистилось. Вышли в 9 часов, чтобы успеть прийти на станцию. Через 2,5 часа чистого ходового времени след от снегохода резко свернул с дороги, а мы продолжили тропить в сторону станции. И через час были на станции Кизема. Оказалось, что все поезда (их 6) на Москву проходят вечером. Билеты мы взяли без проблем.

7. Перечень интересных объектов на маршруте

Прежде всего это город богатой истории, заповедник русского зодчества - Великий Устюг с 24 сохранившимися церквями из 40 существовавших в период расцвета города. Сейчас в многих из них организованы музеи, правда большинство таковых работает только летом из-за поддержания в помещениях постоянной температуры. Зато работает краеведческий музей находящийся на набережной р. Сухона (с 10 до 17, кроме пн). Интересен город своими промыслами: единственный в России завод чернения серебра "Северная чернь", фабрика берестяных изделий "Великоустюгские узоры", кисте-щеточная фабрика и фабрика валеной обуви. Есть ликероводочный завод, в центре города расположен офис Деда Мороза, музей новогодней игрушки.

А в 8 км от города находится вотчина Деда Мороза. Это турбаза, где можно снять домик, сани, снегоход и прочее зимнее снаряжение. Вход к Деду Морозу платный - 15 рублей с носа. В доме Деда Мороза организован музей подарков, а на территории вотчины - множество горок, лыжных и санных трасс и ледовых фигур. Представляет также интерес церковь 18 века в селе Будрино. На протяжении всего маршрута встречаются следы диких животных.

8. Дополнительные сведения

8.1. Особенности снаряжения

Лыжи туристические с тросиковыми полужесткими креплениями. Бахилы обязательно, хорошо себя зарекомендовали бахилы с валенком внутри.

9. Рекомендации по прохождению маршрута

Маршрут не представляет особых сложностей для туриста-лыжника. Основные препятствия - завалы и поросль на старых просеках. На преодоление их приходится тратить много времени. На лесных дорогах встречаются следы снегохода, которые иногда уходят в сторону или ветвятся, чем сбивают с толку. Поэтому нужно внимательно ориентироваться и придерживаться выбранного азимута (дороги). Участки асфальтовой дороги проходятся отлично там, где снег хорошо укатан, но если дорогу посыпают песком, движение на лыжах осложняется. Осторожность необходима при преодолении рек по льду - в некоторых местах он может быть тонким. Диких животных особо опасаться не стоит, т.к. они сами, по-видимому, боятся людей. Также надо быть готовым к низким температурам, в нашем случае они опускались ниже - ЗО°С.

Карты:

Лист 1 (758 КБ)
Лист 2 (662 КБ)
Лист 3 (543 КБ)

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам

Комментарии и дополнения
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.




© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100