Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS

 

 

Отчёт о лыжном туристском походе III к.с. по Хибинам

Дата: 19 марта - 4 апреля 2004 г.

Маршрутная книжка № 177-04/2-301

Руководитель: Устинов С.В. (Москва)

Содержание

1. Справочные сведения о маршруте
2. Характеристика района и маршрута похода
3. График движения, метеонаблюдения
4. Техническое описание
5. Картографический материал
6. Материальное оснащение
7. Выводы и рекомендации
8. Краеведческая работа: "Паспортизация перевалов маршрута"

 

1. Справочные сведения о маршруте

  1. Проводящая организация - ГОУ Дом детского и юношеского туризма и экскурсий ЮОУО ДО г. Москвы (шк. 985, турклуб "СМЕНА")
  2. Район похода - Хибины.
  3. Вид туризма - лыжный.
  4. Категория сложности - третья.
  5. Маршрутная книжка - № 177-04/2-301
  6. Сроки похода - 19. 03. -4. 04. 2004.
  7. Продолжительность активной части - 12 дней.
  8. Протяжённость маршрута - 224 км (в зачёт 206км).
  9. Маршрут: г. Москва -г. Апатиты - дол. Р. Курки - оз. Имандра - дол. М. Белой - рад. пер. Рамзая н/к, 770 - пер. Арсеньева Зап. 1Б, 1000 - оз. Имандра - оз. Пайкуньявр - база Куэльпор - пер. Петрелиуса Зап. 1А, 870 - пер. Петрелиуса Вост. 1Б, 883 - пер. Ричорр Сев. 1А, 900 - оз. Умбозеро - пер. Юкспорлак н/к, 700 - г. Кировск - г. Апатиты - г. Москва.

Состав группы

№ п/п Фамилия имя, о. Г.р. Тур. опыт Обязанности в группе
Лыжн. Горн., пеш.
1.  Устинов Сергей Владимирович 1955 5Рг, 5Рп, 4Рп–в, рук. пер. 3А>2 Руководитель
2.  Егоров Валерий Вячеславович 1980 3Уг, 5Уп, 4Уп–в, пер 2А>2 Зам. руководителя
3.  Кулакова Валентина Валерьевна 1976 2Уг, 1Рп, 1Рг, 3Уп–в, пер. 1Б>2 Научный руководитель
4.  Бекин Кирилл 1988 1Ув Медик
5.  Назаркин Максим 1989 2Уг, 3Уп–в Краевед
6.  Матосов Михаил 1988 2Уг, 3Уп–в знач. А.Р, пер. 1Б>2 Снаряженец
7.  Никишин Саша 1987 2Уг, 3Уп–в, знач. АР, пер 1Б>2 Реммастер
8.  Проциков Дима 1988 2Уг, 3Уп–в, пер. 1Б>2 Метеонаблюдатель
9.  Карпова Света 1990 1Уг, 1Уп, 1Ув, пер. 1А=2. Завпит

Составил Устинов С.В.

А.Р. - значок "Альпинист России"

г,в,п,п-в - виды туризма: горный, водный, пешеходный, пеше-водный.

Р, У - руководство , участие.

2. Характеристика района похода

Географическое положение

Хибинские тундры - красивейшие горы, возвышаются над окружающей заболоченной равниной в центральной части Кольского полуострова на 680 с.ш. и 340 в.д., севернее полярного круга. Массив Хибинских тундр находится в восточной части Балтийского геологического щита. Имеет замкнутую, подковообразную форму. Западнее Хибин, с юга на север вдоль всего массива протянулось озеро Имандра. Восточнее с юга на север протянулось озеро Умбозеро.

Ближайшими крупными населенными пунктами являются города Кировск (расположенный в юной части Хибин) и Апатиты.

Рельеф

Среди горных массивов Кольского полуострова Хибины - самый высокий массив. Высшая точка Хибин, гора Юдычвумчорр, имеет отметку около 1200 м .

Характерными элементами рельефа Хибин являются плоские вершины гор, расчлененные троговыми долинами, цирками и карами. Абсолютное расчленение массива - 900 м, относительное расчленение - 400-500 м.

Климат

Климат Кольского полуострова значительно мягче климата других заполярных районов страны. Это связано с влиянием Атлатики, выражающемся в усиленной циклонической деятельности. Роль высокой широты, как определяющего климатообразующего фактора, под воздействием этого влияния отходит на второй план.

Характерными климатическими особенностями Хибин являются :

  • крайне неустойчивая погода,
  • длительная (6,5 - 8 месяцев), хотя и не суровая зима
  • короткое, прохладное лето
  • своеобразный световой режим (полярный день и полярная ночь)
  • очень большая облачность
  • высокая относительная влажность воздуха и большое количество осадков
  • значительные скорости ветра.

Средняя температура марта равна -14,20 для долин и -19,70 для плато. Минимальная температура долин в марте -310, плато - 360.

Среднегодовое количество осадков - более 1000 мм, их максимум приходится на август - сентябрь, что связано с усилением циклонической деятельности на арктическом фронте. Высота снежного покрова зимой - 70-90 см, наибольшей мощности он достигает в лесной зоне - до 150 см.

Для Хибин характерны сильные, порывистые ветры со средней скоростью 3-6 м/сек. Наибольшей повторяемостью отличаются ветры западных румбов.

Гидрография

Для рек (Малая белая, Кунийок, ручей Меридианальный, Тульйок и др.) характерны неравномерное, порывистое течение, большое падение, сильная зависимость от рельефа и климатических особенностей. Питание рек, главным образом снеговое, со значительной долей дождевого. Это обуславливает их большой сток в весеннее половодье (май-июнь). Водные потоки делятся на сезонные и постоянные. Деятельность сезонных потоков активизируется весной.

В Хибинах имеется большое количество крупных (Имандра, Умбозеро, Ловозеро), средних и мелких озер. Горные озера - это диво природы, не перестающее радовать нас своей красотой и кристально чистой водой. Большие же озера (например, Имандра и Б.Вудъявр) существенно загрязнены промышленными стоками Кировска и Мончегорска.

Растительность

Растительность Хибин распределена по высотным поясам.

Предгорный пояс лесов. Этот пояс поднимается от уровня больших озер до высоты 320 - 420 м, занимает днища долин и склоны гор. Его площадь занимает ок. 37% общей площади массива.

Наиболее характерными являются елово-березовые леса. Вообще же в этом поясе выделяется несколько типов растительности: еловые леса, сосновые леса, болота.

Березовое криволесье. Березовое криволесье составляет горный (субальпийский) пояс. Криволесье поднимается выше границы хвойного леса в среднем на 400 - 500 м, при благоприятных условиях - до 600 м абсолютной высоты.

Гольцово-тундровый пояс. Свыше 50% площади Хибинского массива занято тундровым поясом. Он начинается с 500 - 600 м абсолютной высоты и занимает верхние участки горных склонов, плато, днища цирков.

Животный мир

Из млекопитающих для данного района характерны: северный олень, лось, лемминг, песец, заяц-беляк (русак здесь не встречается), бурый медведь, росомаха, волк, лисица, горностай, куница, землеройка, водяная землеройка, белка. Здесь встречается около 35 видов птиц. Наиболее характерный представитель зимы- белая куропатка. Среди рыб наиболее распространены лососевые: кумжа (горная форель), хариус, хищный голец. Реально, из крупных животных и птиц, наша группа на маршруте встретила зайцев и куропаток.

Туристские возможности района

Если оценивать туристские возможности только Хибин, то можно отметить, что здесь можно проводить походы: пешеходные - до 3 категории сложности, лыжные - 1-2 категории сложности, а с выходом в соседние районы - 3-4 и даже 5 категории сложности. Водных самостоятельных маршрутов только по Хибинам нет. Известно туристское прохождение на каяках речки Тульйок (30 км) с дальнейшим сплавом по Умбозеру и реке Умбе. Сложность такого маршрута определяется порогами реки Умбы и равняется 3 категории. Есть попытки проведения экспериментальных маршрутов по виду горный туризм (например рук. Александров Н.В., 2002 г., 2 к.с.). Речь здесь может идти о маршрутах 1-2 категории сложности.

Проявляют интерес к Хибинам и альпинисты. Зимой 1992 года группа Мурманской областной федерации альпинизма прошла несколько маршрутов на вершины Хибин, 12 из которых классифицировали (от 1Б до 4Б). Мурманским издательством " Север" выпущен каталог с описанием этих маршрутов.

В настоящее время в Хибинах известно несколько десятков перевалов от н\к до 2Б к.т. (для зимы). Полный перечень включает 55 перевалов и 12 обзорных вершин. Познакомиться с этим перечнем можно в интернете. Логичность и целесообразность некоторых из этих перевалов вызывает большие сомнения. Оценка трудности целого ряда перевалов для зимних условий спорная. Например, перевал Чорргор Сев. и перевал Щель для зимних условий оценены 2 А к.т. Видимо, их реальная сложность в значительной степени зависит от состояния снежных склонов, их обледенения. Опыт неоднократного прохождения этих перевалов руководителем группы указывает, что реальная сложность этих перевалов зимой обычно не превышает 1Б. Поэтому такие перевалы для зимних условий следует классифицировать не более как 1Б*, и реальную сложность засчитывать после их прохождения в конкретных условиях. Сказанное относится и к перевалу Крестовый. Оценка в 2Б к.т. для зимних условий представляется тоже несколько завышенной, зависящей от состояния снежных склонов. Относительно перевалов нашего маршрута следует отметить, что встречается оценка перевала Юкспоррлак для зимних условий равная 1А к.т. На наш взгляд эта оценка явно завышена, т.к. при правильном выборе пути прохождения перевала участков, характерных для препятствия 1А к.т., не встречается. Реальная сложность перевала Юкспоррлак зимой - н/к.

О лыжных маршрутах нужно отметить следующее. Хотя погодно-климатические условия Заполярных Хибин (Кольского полуострова) несколько мягче, чем аналогичных районов Заполярья, расположенных восточнее (например, Полярный Урал), но всё же это Заполярье с достаточно суровыми условиями, особенно зимой. Для Хибин характерны сильные ветра, которые усиливаются в узких местах долин, на перевалах. Иногда ветра достигают такой силы, что сбивают человека с ног. В январе и феврале температуры часто опускаются ниже 30? и даже 40?. В марте, как правило, теплее, характерны температуры в 10-15? (днём), но могут быть морозы и в 25-30?, оттепели с подлипом. Лавинную опасность надо учитывать при разработке и прохождении маршрута. На склонах перевалов к марту часто образуется плотный, обледенелый наст, усложняющий прохождение перевалов. На некоторых перевалах образуются опасные снежные карнизы (Вост. Петрелиуса). При определённых условиях реальная лавинная опасность может возникнуть при прохождении любого перевала маршрута. Есть проблемы с дровами в наиболее часто посещаемых долинах (р. Меридиональный, р. Каскаснюньйок).

На нашем маршруте первоначально планировалось посещении Чуна тундры. Но получить разрешение на посещение Лапландского заповедника нам не удалось, и поэтому пришлось перейти на запасной вариант маршрута без захода на территорию заповедника.

Все эти особенности позволяют сделать вывод, что любая группа, отправляющаяся в Хибины зимой по категорированному маршруту, должна иметь опыт холодных ночёвок, быть готовой к встрече с ветрами, морозами, уметь действовать в лавиноопасной обстановке в соответствии с "Памяткой группам…". Желательно, что бы группа имела (приобрела) навыки строительства и ночлегов в жилищах из снега (иглу, хижина, пещера). Поэтому для Хибин наиболее характерны маршруты 2-3 категории сложности. Именно такие маршруты приведены в "Перечне классифицированных туристских спортивных маршрутов", утверждённом в 1989 году.

Этот же перечень показывает, что в границах Кольского полуострова можно проводить маршруты: пешеходные - до 3 категории сложности, лыжные - до 5 категории сложности, водные - до 4 категории сложности (3 к.с. с элементами 4 к.с.).

Идея похода заключалась в продолжении знакомства с Хибинами зимой, в повышении технического уровня участников группы и приобретении навыков определения лавиной опасности склонов. Для этого был разработан маршрут, включающий 2 перевала трудности 1Б и запасные варианты, упрощающие маршрут в пределах 3 категории сложности. Маршрут строился таким образом, чтобы была возможность организовать простую заброску продуктов и облегчить прохождение первой половины маршрута.

Варианты подъезда и выезда

Основной вид транспорта для подъезда и выезда - железная дорога, которая проходит через город Апатиты и далее -по западному краю Хибин (восточный берег озера Имандра). После города Апатиты, в пределах Хибин, есть станции: Хибины, Нефелиновые Пески и Имандра.

Апатиты связан автобусным сообщением с Кировском (южная и центральная часть Хибин) и с посёлком Коашва (восточная часть Хибин). Также из Апатитов автобусом можно проехать в Мончегорск, Оленегорск, Мурманск. Эту трассу удобно использовать для начала маршрутов по Чуна тундре и Монча тундре.

В Апатитах имеется аэропорт, который способен принимать самолёты из дальних мест. В настоящее время регулярных пассажирских рейсов из Москвы нет.

Мы выехали из Москвы на поезде № 181 в 19-29 (стоимость плацкарта - 650 руб). В пути поезд находится около 35 часов. На ст. Апатиты мы прибыли около 7 часов утра. Два участника группы (зам. руководителя и участник) на этом же поезде доехали до ст. Имандра, где оставили заброску продуктов. Планировалось, что обратно они вернутся на рабочей электричке, которая отправляется со станции Имандра в сторону Апатитов в 17-00. Но на месте выяснилось, что в рабочую электричку, кроме рабочих, никого не сажают (даже местных жителей). Поэтому "забросчикам" пришлось возвращаться в Апатиты, подсев в скорый поезд Мурманск - Санкт-Питербург, который прибыл вАпатиты около 11 часов утра.

Далее мы наняли микроавтобус, на котором доехали до реки Курки, впадающей в озеро Имандра на западном берегу (по договорённости 300 рублей, около 40 км, 40 минут).

Маршрут мы закончили у управления рудника в долине Юкспоррйок. Здесь ходят рейсовые автобусы до пос. Юкспорр, Кукисвумчорр и до Кировска.

От управления, на рейсовом автобусе, мы доехали до пос. Кукисвумчорр, где разместились на ночлег на базе "Ромашка" за вполне приемлемую цену (60 руб./чел.). На следующий день из пос. Кукисвумчорр на рейсовом автобусе мы доехали до центра Кировска (остановка "почта"), где пересели на автобус до ж/д вокзала в Апатитах.

Из Кировска до Апатитов ходят несколько номеров автобусов, из них только один номер (101) идёт в Апатитах до ж/д вокзала. Если ехать другими номерами, то нужно в центре Апатитов (у магазина "Север") пересесть на 101 или 8 маршрут. Проезд стоит 24 рубля.

В Москву выехали на поезде № 16, отправлением в 1-18, в пути около 36 часов, стоимость плацкарта около 650 рублей, прибытие в Москву в 13-30.

Другие возможности ж/д проезда: из Москвы есть три поезда сообщением Москва-Мурманск № 15/16, 111/112, 181/182. Других прямых поездов нет.

Организация заброски продуктов

Наш маршрут построен таким образом, что позволял сделать заброску продуктов практически тем же поездом, на котором мы ехали.

Когда группа вышла на станции Нефелиновые Пески, участник с заместителем руководителя группы, без рюкзаков, доехали на поезде до станции Имандра. Заброску продуктов, упакованную в коробки, оставили в жилом доме.

Из других возможностей более сложной организации заброски следует отметить возможность завоза продуктов на базу Куэльпор на транспорте (бураны, вездеходы). Эту возможность мы не использовали как не дешевую и занимающую ещё не менее дня.

Т.к. в середине маршрута мы проходили рядом с посёлком Имандра, то у нас была возможность зайти в магазин и купить нужные продукты. Реально мы купили только хлеб (всё остальное у нас имелось).

Запасные и аварийные варианты

Первоначальный вариант маршрута был проложен по Чуна тундре и Хибинам. К этому маршруту были предусмотрены запасные варианты. Т.к. значительная часть Чуна тундры входит в Лапландский заповедник, то существовала вероятность того, что нам не удастся туда попасть. На этот случай был разработан и оформлен запасной маршрут.

Сведения о маршруте и запасных вариантах приводим в таблице:

Основной маршрут Запасные варианты к основному маршруту Запасной маршрут Запасные варианты к запасному маршруту
Москва – Апатиты – шоссе на Мурманск – р.Курка–пер. Аакванюацк – рад. верш. Эбручорр – пер.Намлаг–Райненчорр –оз. Имандра–пер.Арсеньева Зап.– пер. Рамзая – пер. Безымянный – пос. Коашва – Апатиты – Москва. 1. Сокращение (отказ) радиального выхода. Москва – Апатиты – шоссе на Мурманск – р. Курка – оз. Имандра – р. М. Белая – рад. пер. Рамзая – пер. Арсеньева Зап. – оз. Гольцовое – рад. пер. Петрелиуса Зап.+ Вост.. – пер. Рисчорр Сев. Умбозеро – пер. Юкспоррлак – руд. Расвумчорр – г. Кировск – Апатиты – Москва. 1. Сокращение (отказ) радиальных выходов
  2. Пер. Арсеньева Вост. вместо Арсеньева Зап.   2. Пер. Арсеньева Вост. вместо Арсеньева Зап.
  3. Пер. Ворткеуайв вместо пер. Безымянный.   3. Окончание маршрута в пос. Коашва.

Все запасные варианты направлены на упрощение маршрута, т.к. предполагалось воспользоваться ими в случае сложных снежных условий, плохой погоды, недостатка времени или усталости группы. В то же время маршрут, пройденный по запасному варианту, сохраняет категорию похода.

Встреча с сотрудниками Лапландского заповедника в самом начале основного маршрута заставила нас перейти на запасной маршрут. Об этом была отправлена телефонограмма в МКК Мосгорсютур по мобильному телефону. Запасной маршрут пройден полностью без изменений и без использования запасных вариантов.

Все аварийные варианты связаны с выходом к людям самым простым и быстрым путём (см. обзорную карту района похода). Пункты аварийных выходов: шоссе на Мурманск (Апатиты), ст. Хибины, база Куэльпор (как промежуточная точка, где могут оказать помощь, помочь с транспортом), пос. Имандра, пос. Коашва. На большей части маршрута аварийный выход можно было осуществить менее, чем за сутки (долины М. Белой, Кунийок, Гольцовки, Кунская дорога). Из долин Каскаснюнйок и Тульйок (из дальних точек) - за 1,5-2 дня.

Сведения о музеях, магазинах, медицинских пунктах, ПСС, туристских организаций

Музеи

  • им. С.М. Кирова. Кировск, ул. Советская 6А. Тел. 5-26-93.
  • Историко-краеведческий. Кировск, ул. Советская 9. Тел.5-26-63.
  • Минералогический КНЦ РАН. Апатиты, ул. Ферсмана 16. Тел. 7-92-74.
  • Истории освоения крайнего севера. Апатиты, Академгородок 39А. Тел. 7-92-55.
  • Историко-краеведческий. Апатиты, ул. Ленина 24. Тел. 7-46-40.
  • Горно-геологический музей. Кировск, Лабораторная ул. 4. Работает: понедельник-четверг с 10 до 18-00, пятница с 10 до 17-00, обед с 13 до 14-00, выходной - суббота, воскресенье.
  • Ботанический сад. Кировск, 23 км.

В Кировске и Апатитах часть магазинов работает круглосуточно. На станции Апатиты работает буфет круглосуточно с небольшими перерывами. В пос. Имандра один магазин. Работает с 10 до 17, обед с 13до 14, выходной воскресенье. В пос. Коашва несколько магазинов, некоторые работают с 8 до 22 без обеда и выходных.

В Кировске и Апатитах есть больницы и поликлиники, где могут оказать любую квалифицированную помощь. Доврачебную помощь могут оказать на базе Куэльпорр (дежурят посменно 2 работника ПСС). В Управлении Восточного рудника есть медпункт (для рабочих), куда можно обратиться в случае крайней необходимости, в посёлке Коашва имеется поликлиника.

Мурманская областная поисково-спасательная служба расположена по адресу: Кировск, ул. Советской Конституции, 3, тел. 2-18-80, 2-13-47. Начальник службы Островский Анатолий Александрович. По этому же адресу расположен Кировский ПСО, тел. 2-18-80. Начальник - Череватый Александр Михайлович.

На территории Мурманской области есть одна действующая детская туристская организация - Мурманская областная станция юных туристов. Станция находится по адресу: 183027, г. Мурманск, ул. Куйбышева, 1, тел. 6-04-62.

Составили Устинов С.В., Кулакова В.В.

3. График движения, метеонаблюдения

Изменения маршрута

Встреча с сотрудниками Лапландского заповедника в самом начале основного маршрута заставила нас перейти на запасной маршрут. Об этом была отправлена телефонограмма в МКК Мосгорсютур по мобильному телефону. Запасной маршрут пройден полностью без изменений и без использования запасных вариантов.

Изменения графика запланированного запасного маршрута были вынужденными и связаны с плохими погодными условиями.

График движения

День пути Участок маршрута км Ход.* время Набор и сброс высоты Определяющие препятствия Способ передви-жения
1–3 Москва–Апатиты–шоссе на Мурманск – дол. Р. Курки. –; –; 2 –; –; 0–30 –; –; 0 –; –; Лес, без лыжни. ГТЛ*** 25 см. Поезд, м/автобус; на лыжах
4 М.н**. – р. Курка. (вынужденная полуднёвка) 7, в зач.5 2–15 –30 Лес, дорога, лес без лыжни. ГТЛ – 25 см. на лыжах
5 М.н. – оз. Имандра – р. М. Белая 26 6–20 –10; +180 Лес ГТЛ – 25 см. Озеро ГТЛ 3–10 см.; Лыжня по М. Белой. на лыжах
6 М.н. – рад. пер. Рамзая н/к, 770 22, в зач. 16 5–40; зач.; 2–55 +520; –520 Лыжня, склоны до 20? на лыжах
7 М.н. – пер. Арсеньева Зап. 1Б, 1000 – р. Гольцовка 26 7–25 +640; –800 Без лыжни ГТЛ – 20 см. Склоны до 35?, обледенелый наст, лыжня. на лыжах; пешком, на лыжах
8 Полуднёвка. М.н. – р. Маннепахкуай 15 2–45 –20; +40 Лыжня, «буранный» след. на лыжах
9 М.н. – р. Кунийок 23 4–45 +60; –20 Лыжня на лыжах
10 М.н. – пер. Петрелиуса Зап. 1А, 870 + Вост. 1Б, 883 – м.н. 28, в зачёт 19 7–30 + 720; –720 Лыжня, без лыжни ГТЛ – 20 см. Склоны до 45?. на лыжах, пешком, на лыжах, пешком, на лыжах.
11 М.н. – пер. Рисчорр Сев. 1А, 900 – р. Каскаснюнйок 25, в зач. 24 6–10 +540; –800 Лыжня, склоны до 30?, старая лыжня. на лыжах, пешком, на лыжах.
12 М.н. – р. Тульйок – Умбозеро 19 4–20 +40; –60 Лыжня, озеро ГТЛ – 3–7 см, без лыжни ГТЛ – 25–30 см на лыжах
13 М.н. – дол. Вуоннемийок 18 5–00 +120; –20 Без лыжни ГТЛ – 25–30 см, дорога, без лыжни ГТЛ – 25–30 см. на лыжах
14 М.н. – пер. Юкспоррлак н/к, 700 – рудник Расвумчорр – пос. Кукисвумчорр 14 4–50 +360; –180 Без лыжни ГТЛ 20–25 см. на лыжах; автобус
15–17 М.н.–г. Апатиты– г. Москва Автобус; Поезд
  Итого всего: 225 57–30 3220    
В зачёт: 207   –3180
      ? 6400

Составил Устинов С.В.

*- время движения без учёта отдыха;

** - место ночёвки

*** - глубина тропления лыжни

Метеонаблюдения

Таблица RTF (46 КБ)

Наблюдал Миллер Дмитрий

* - утро -7-8.00, день - 13-14.00, вечер - 19-20.00

4. Техническое описание маршрута

4.1. Озеро Имандра

21 марта. Шоссе на Мурманск - р.Курка.

До моста через речку Курку (Куркенйок) мы доехали на микроавтобусе. Здесь произошла встреча с директором Лапланского заповедника. В итоге нам категорически запретили входить в заповедник. Граница заповедника начинается в нескольких километрах от шоссе, поэтому пока решаем идти ночевать по ходу основного маршрута.

От моста движемся на лыжах левым* берегом вдоль реки на запад. По руслу встречаются открытые участки воды, поэтому на лёд реки не выходим. Лыжни нет, глубина тропления (ГТЛ) до 25 см. В кустарнике встречаются участки рыхлого снега, где лыжи проваливаются гораздо глубже.

Через 30 минут движения ставим лагерь в районе ЛЭП. Лес здесь не очень густой, поэтому выбрать ровную площадку для лагеря нетрудно, больше внимания уделяем защищенности лагеря от ветра. Дров достаточно (сушины), воду топили из снега, глубина снега менее 1 м.

Составил Матосов Миша.

22 марта. Шоссе на Мурманск - р.Курка.

Обсудив положение, приняли решение перейти на запасной маршрут.

Идём обратно по своей лыжне до шоссе (25мин.). Перейдя шоссе, движемся на север левым берегом реки Курки без лыжни около 1 км (20 минут). Здесь от шоссе в нашу сторону отходит заснеженная дорога, которая ведёт к дачам на левом берегу Курки в районе её поворота на ЮВ. Идём к дачам по дороге без лыжни и следов машин (менее 10 минут, около 500м). В дачах дорога заканчивается.

Идём дальше, по-прежнему левым берегом реки. Временами выходим на русло реки, где идти легче. Ветер, начавшийся с самого утра, всё усиливается, метёт позёмка. В таких условиях выходить на озеро Имандра нельзя. Поэтому недалеко от берега озера (от дач около 3 км, 1 час 10 минут) встаём на ночёвку.

Защищенную от ветра площадку выбрали среди елей, сухих дров достаточно, воду топили из снега, глубина снега - 80 см.

Составила Карпова Света.

* - указания "право", "лево" приводятся орографически, при отступлении от этого правила даётся оговорка "по ходу"

23 марта. Р.Куркенйок - оз.Имандра - р.М.Белая

Через 10 мин (около 500 м) после выхода из лагеря оказываемся на берегу Кислой губы рядом с местом впадения р. Куркенйок. Фото 1. Противоположенного берега не видно, но видимость в несколько километров достаточная для уверенного ориентирования на озере. Немного дует, идёт слабый снежок.

При пересечении озера выбираем тактику движения от мыса к мысу, от острова к острову, чтобы на привале быть максимально защищенными от ветра. Через 25 мин (ок. 1,5 км) достигаем второго слева по ходу мыса с отметкой на карте 127 м. Далее мимо острова в средней части Кислой губы направляемся к острову Серба (7,5 км, 1час 40 мин). От острова до мыса перед губой Белой шли 55мин, (ок.4 км). Затем до острова Избяной шли 40 мин (ок. 2,5км).

Отсюда хорошо просматривается ст. Хибины. Фото 2. До нее чуть менее 2 км, преодолеваем их за 25 мин. На станции пересекаем железнодорожные пути и движемся через дачный поселок на восток по лыжне, проложенной по дороге. Далее, вглубь долины М. Белой, по старой дороге идет хорошо наезженная лыжня. Фото 3,4. Идём левым берегом реки. Через 2 часа 5мин (8 км), считая от берега озера, останавливаемся на ночлег на высоком берегу р. М. Белая, не доходя около 500 м до места, где старая дорога спускается к реке. Дров здесь достаточно (нашли 3 сушины). Воду топили из снега. Глубина снега 1м.

Составил Матосов Миша.

4.2. Перевал Рамзая - н/к, 770м.(рад)

24 марта. Р.М.Белая - (рад) пер.Рамзая - р.М.Белая

Идём по лыжне левым берегом в верховья долины М. Белой. Через 10 мин (500 м) лыжня переходит на правый берег р. М. Белая. Далее идём по лыжне, преимущественно правым берегом реки, иногда выходя на русло. Погода сегодня хорошая, на небе ни облачка, видимость отличная. Фото 5. За 1 час 20 мин от лагеря доходим до границы леса (около 5 км). Далее идём правым бортом долины. Фото 6. От границы леса до начала перевального взлета шли 1 час 5 мин (ок. 4 км).

Максимальная крутизна взлёта на перевал - 20?, средняя - 10-15?. Фото 7-8. Подъём на перевал на лыжах от дна долины занял 30 минут (ок. 1,5 км). На перевале встретили группу спасателей на двух снегоходах, разыскивающих группу Плотникова (Москва). Фото 9-10. Как потом выяснилось, поиски велись по недоразумению.

С перевала спускаемся на лыжах серпантином. Спуск занял 15мин. Для того, чтобы получше рассмотреть состояние склонов перевала Петрелиуса Вост., сделали небольшой крюк (30 минут, ок. 2 км) в сторону этого перевала (нам его идти через несколько дней). Обратно шли сначала знакомым путём, затем в середине пути по лесной зоне, в месте, где "наша" лыжня влилась слева в лыжню по старой дороге, продолжили движение в сторону лагеря по более наезженной лыжне, проложенной по старой дороге, которая идет ближе к правому борту долины (на З). Недалеко от лагеря сворачиваем с лыжни влево. Здесь есть много лыжней. Выбираем наиболее подходящую нам (на Ю) и возвращаемся в лагерь. Обратный путь занял 2 часа (9 км).

Составил Матосов Миша.

4.3. Перевал Арсеньева Зап. - 1Б, 1000м

25 марта. Р.М.Белая - пер.Зап.Арсеньева - р. Гольцовка.

От лагеря в гребне правого борта долины М. Белой можно рассмотреть район перевала Арсеньева Зап. Фото 11. Спустившись к реке, проходим по руслу М. Белой вниз около 1 км (10 мин) и сворачиваем вправо по ходу (на С) в долину правого притока, ведущего к пер. Арсеньева Зап. Здесь есть старая запорошенная лыжня. Двигаясь по ней, через 30 минут (ок. 2 км) проходим границу лесной зоны, а ещё через 1 час 20 минут (ок. 5 км) пологой долиной ручья подходим к пер. Арсеньва Зап. Фото 12.

Взлёт на перевал имеет высоту 250-300 метров и крутизну от 25? (в первой трети) до 40? (в верхней части). Фото 13. Местами встречается жёсткий наст, в верхней части взлёта таких мест больше. Лавинная опасность по нашим оценкам отсутствует.

Перевальный взлёт преодолеваем без лыж. Фото 14. При подъёме сначала придерживаемся слабо выраженного контрофорса, затем, правее его (по ходу), поднимаемся в направлении скального выступа. Выступ обходим справа по ходу. Крутизна склона достигает здесь 40?, встречается жёсткий наст. Кошки не используем, т.к. ботиками удаётся выбивать достаточно надёжные ступени. Сдвоенными лыжными палками обеспечиваем себе самостраховку.

Перевальная седловина представляет собой скальное ущелье. Здесь обледенелые скалы покрыты красивыми снежными узорами. Фото 15. Преодоление перевального взлёта заняло 1 час 5 минут.

Спуск с перевала начинаем в 100-150 метрах слева от седловины по слабо выраженному кулуару. Фото 16. Такой выбор пути спуска обусловлен тем, что здесь склон чуть положе (до 30?) и почти нет участков жёсткого наста. Лавинная опасность по нашим оценкам отсутствует.

Спуск без лыж (сдвоенными лыжными палками обеспечиваем свою самостраховку) до пологих склонов занял 20 минут. Фото 17. Далее встаём на лыжи и спускаемся вдоль ложбины ручья, стекающего с перевала сначала серпантином, а затем правым берегом. За 45 минут (ок. 5 км) дошли до границы лесной зоны. Далее лыжня есть по обоим берегам. Часто встречаются бивачные площадки и биваки. Отдаём предпочтение движению по правому берегу и через 3 часа 5 минут (ок. 12 км) встаём на бивак на правом берегу реки Гольцовки на площадке у "мангала".

Здесь популярное бивачное место. Площадка хорошая, есть кострище, лес сосновый, но в поисках сушины приходится уходить на 200-300 метров. Воду брали из полыньи на реке.

Составил Назаркин Максим.

4.4. Кунская дорога

26 марта. Ст.Имандра - Кунская дорога

В целом (по погодным условиям), мы немного отстаём от запланированного графика движения, поэтому решаем ограничиться сегодня полуднёвкой и выйти после обеда дальше на маршрут.

От места ночлега (у "мангала") идём по лыжне правого берега реки Гольцовки в направлении на С. Через 30 минут (ок. 3 км) выходим к станции Имандра. Забираем свою заброску продуктов, подкупаем хлеба в магазине и идём дальше. От станции движемся вдоль железной дороги на С (фото 18) около 3 км (35 мин.) до небольшого заливчика. Здесь буранный след по Кунской дороге сворачивает от ж/д вправо по ходу на С-В. Фото 19.

Просека Кунской дороги расчищена. Заметно, что на снегоходах здесь ездят нередко. Идти на лыжах не очень удобно, т.к. снегоходный след во многих местах обледенел. Постепенно дорога поворачивает на восток. Через 1час 40 минут (9 км), считая от заливчика на озере Имандра, подошли к ручью Маннепахкуай. Здесь на готовой старой площадке ставим лагерь.

Дров в сосновом лесу достаточно, воду топили из снега, глубина снега - 40 см.

Составил Егоров В.В.

27 марта. Кунская дорога - р.Кунийок

По Кунской дороге идём, придерживаясь общего направления на восток. Чётких ориентиров нет. Через 2 часа 30 минут ( ок 12 км) вышли к месту летнего брода через Кунийок. Перейдя по льду на правый берег реки Кунийок, ещё 15 минут (ок. 1 км) продолжаем движение в направлении на восток, а затем поворачиваем на юг и движемся вдоль правого берега реки по старой дороге. Через 40 минут (3-4 км), считая от брода, выходим на Гольцовое озеро (Пайкуньявр). Фото 20. Отсюда открывается красивая панорама на долину Кунийок.

Далее движемся по озеру на юг до его самой дальней оконечности (в дальнем заливчике) 35 минут (ок. 3 км). Здесь снова отыскиваем лыжню по старой дороге и движемся по ней на юг. Пройдя от южной оконечности озера около 5 км (1 час), встаём на ночлег, не доходя до базы Куэльпорр около 1 км.

От дороги мы отошли к берегу реки и среди сосен расположили лагерь. Дров оказалось вполне достаточно, воду топили из снега. Глубина снега около 1 м.

Составил Матосов Миша.

28 марта. Р.Кунийок - (рад) пер.З.Петрелиуса - пер.В.Петрелиуса - р.Кунийок

4.5. Перевал Петрелиуса Зап. - 1А, 870м

От места ночевки идем на юг по лыжне, проложенной по дороге, правым берегом долины Кунийок. Через 10 мин (ок. 1 км) дошли до базы ПСС. Здесь отметились у сотрудника МЧС.

От базы Куэльпорр просматривается вершина Петрелиуса, в районе которой расположены перевалы Петрелиуса. Фото 21. Продолжаем движение на юг по дороге. Через 25 минут (ок. 2 км) сворачиваем с дороги по лыжне вправо по ходу, пересекаем речку Кунийок и выходим на левый берег ручья Петрелиуса. Далее движемся по лыжне левым берегом. До слияния истоков ручья Петрелиуса шли 1 час 20 минут (ок. 5 км), считая от дороги по долине Кунийок.

От слияния (фото 22) движемся в верховье правого по ходу истока. Через 2,5 км (30 мин) начинаем подъём на перевал. Фото 23. На перевал поднимаемся, преодолевая взлёт наискосок, слева направо. Первую треть подъёма проходим на лыжах. Крутизна здесь 20-25?. Далее поднимаемся без лыж. Фото 24. В средней части подъёма встречаются участки жёсткого наста, но кошки не нужны, наст пробивается ботинком. Верхняя треть подъёма наиболее крутая. Склон имеет здесь крутизну до 30-35?. Фото 24. Изготавливаем надёжные ступени и используем самостраховку альпенштоком. Лавинная опасность по оценке группы отсутствует. Подъём по перевальному взлёту занял 1 час 5 минут (ок. 1 км).

На перевале дует, видимость около 500 метров, но освещённость такая, что плохо видно рельеф. Поэтому начинаем спуск с перевала в сторону М. Белой пешком. Затем, метров через 300-400 (10 мин), встаём на лыжи. На пройденной части спуска встречались короткие (до 20 м) участки крутизной до 25?. Далее склоны пологие. Фото 25, 26.

Составил Назаркин Максим.

4.6. Перевал Петрелиуса Вост. - 1Б, 883м

Подход на лыжах под взлёт на перевал Петрелиуса Вост. занял 50 минут (2-2,5 км). Взлёт имеет перепад высоты 180 метров и крутизну от 20? внизу, до 45? на последних 10-15 метрах. Широкая седловина перевала прикрыта карнизом, нависающим в сторону М. Белой. В верхней части взлёта встречаются участки жёсткого наста. Фото 27.

Карниз в этом году небольшой, нависания есть только в правой, по ходу, части седловины. Намечаем линию подъёма чуть левее, по ходу, низшей точки седловины, между двух выступающих скально-травянистых бугров. Фото 27. Оценив состояние склона, подъём начинаем без кошек. Лавиноопасность по линии подъёма по нашей оценке отсутствует.

Нижнюю часть взлёта проходим на лыжах, затем снимаем их и продолжаем подъём пешком. Фото 28. На крутом участке используем самостраховку сдвоенными лыжными палками. Фото 29. Преодоление перевального взлёта заняло 1 час 10 минут.

Седловина перевала широкая. Фото 30. Спуск проходит пологими склонами. Наибольшая крутизна - 20-25? на первых 100 метрах спуска, далее положе. Видимость в настоящий момент не менее 500 метров, но освещённость склона такова, что рельеф различается с трудом. Фото 30. Поэтому начинаем спуск пешком. Через 500 метров (10 мин) продолжаем спуск на лыжах. Общий характер спуска представлен на фото 22. Немного не доезжая слияния истоков ручья Петрелиуса, сворачиваем на старую геологическую дорогу, проложенную по правому склону долины Петрелиуса. Фото 22. Спуск с перевала до этого места занял 30 минут (ок. 3 км).

Далее движемся по дороге правым склоном на север. Есть лыжня. Через 50 минут (ок. 5 км), в месте, где дорога плавно поворачивает на юг, уходим от дороги по лыжне в направлении на ССВ и через 1-1,5 км (20 мин) выходим на дорогу в долине Кунийока. По дороге идём на север путём, пройденным утром. На переход по дороге до лагеря мимо базы ПСС затратили 40 минут (ок. 3 км).

Составил Бекин Кирилл.

4.7. Перевал Рисчорр Сев. - 1А, 900м

29 марта. Р.Кунийок - пер.С.Рисчорр - Умбозеро

Идём до базы ПСС по дороге правым берегом долины 15 минут (ок.1 км). Сегодня видимость хорошая. От базы в направлении на запад хорошо просматривается перевал Чорргор Сев. Фото 31. Наш путь лежит в долину Рисйок на Ю-В. Фото 32. В долину Рисйок выходим по просеке, начинающейся от базы в направлении на Ю-В. Есть след снегохода и лыжня. До поворота в долину правого притока, ведущего к перевалу Рисчорр Сев., шли 55 минут (ок. 3,5 км). Здесь же граница лесной зоны. Фото 33.

Подъём по долине к перевалу проходит пологими склонами средней крутизной 10-15?, максимальной крутизной 20-25?. Фото 33, 34. Перевал представляет собой скальный разлом-расщелину. Через 1 час 20 минут (ок. 3 км) поднялись к началу перевальной расщелины. Здесь снимаем лыжи, т.к. без лыж по перевальному ущелью идти удобнее. Фото 35. Протяженность этого участка 150-200 метров (10 мин).

Спуск с перевала проходит по склону крутизной до 30?, протяжённостью 200-250 м. До пологой части склона спускались без лыж с самостраховкой лыжными палками 10 минут. Фото 36. Кошки здесь также не понадобились, т.к. состояние снега позволяло изготавливать ступени. Лавиноопасность в настоящий момент отсутствует, хотя просматриваются старые конуса от лавин, сошедших справа от перевала.

Далее спускаемся по каньону, в который уходит ручей с перевала Рисчорр Сев. Каньон достаточно широкий и пологий, хотя в двух-трёх местах есть ступеньки и покруче. Есть старая, полузасыпанная лыжня. Спуск на лыжах доставляет огромное удовольствие. Фото 37. Каньон заканчивается перед впадением в наш ручей ручья справа (с перевала Рисчорр Южн). Спуск из-под перевала до этого места занял 10 минут (2-2,5 км). До слияния с Каскаснюнйоком проходим около 3 км пологой долиной за 45 минут. Здесь продолжаем движение вниз по долине. Идём по лыжне, проложенной по руслу реки. Идти удобно. Фото 38. Через 3-4 км (40 минут) на реке появляется открытая вода, и лыжня уходит на левый берег. После 30 минут петляния среди кустов, канав и бугров выходим на открытое пространство (летом, видимоЬ болото). Здесь идти гораздо удобнее. Лыжня держит направление на восток, не приближаясь к реке. Через 3 часа, считая от слияния ручья с перевалов Рисчорр с рекой Каскаснюнйок, встаём на ночлег на левом берегу р. Каскаснюнйок.

Дрова есть (сушина), воду брали из ручья, места для палатки достаточно, глубина снега - 60 см.

Составил Никишин Саша

4.8. Умбозеро - Коашва

30 марта. Р.Каскаснюнйок - р.Тульйок - Умбозеро

От места ночлега идём по лыжне левым берегом, не выходя на лёд реки Каскаснюнйок. Лыжня плавно поворачивает к югу и через 3-4 км (50 мин) выводит нас к реке Тульйок ниже впадения в неё реки Каскаснюнйок. Фото 39. Около 2 км идём по руслу реки, затем выходим на дорогу по левому берегу. Здесь свежая лыжня, только что, навстречу нам, прошла группа из 5 человек. До полуразрушенного моста шли 45 минут (3-4 км), считая от момента выхода на Тульйок. Здесь, следуя дороге, уходим от Тульйка в направлении правого притока - Тымшаеуайв. И через 500 м (5 мин) пересекаем его. Затем, двигаясь по дороге правым берегом Тульйока, через 1,5-2 км ( 25 мин) выходим на берег Умбозера.

Выходим на лёд озера и держим направление к мысу Голкинскому в направлении на восток. Идти удобно. Фото 40, 41. На переход до мыса Голкинского затратили 50 минут (4,5-5 км). Обогнув мыс, идём на юг. И через 2,5-3 км (35 мин) выходим на берег в правом, по ходу, углу небольшого залива за островами Роговский и Берёзовый. Фото 42. Здесь, на берегу, есть заснеженная дорога. Фото 42, 43. Здесь приходится тропить. ГТЛ - 25-30 см. Пройдя по дороге примерно 1,5 км (30 мин), останавливаемся на ночлег.

Лес - еловый, дрова - сушины, воду топили из снега. Некоторое время потратили на поиски места под палатку - ровного и защищённого от ветра. Глубина снега 1 м 20 см.

Составила Карпова Света.

31 марта. Умбозеро - р.Вуоннемйок

Вышли с места ночевки на ЮЮВ по дороге, идущей к пос. Коашва. По дороге есть следы старой лыжни, тем не менее, приходится тропить до 25-30 см. свежего снега. Через 45мин (2,5км), вышли на участок, где дорога проходит по безлесным гребням древней морены. Фото 44. Здесь начинает гулять ветер, который почему-то дует только в лицо. Безлесный участок в 1,5-2 км прошли за 25 мин. Дальше дорога всё время идёт по лесной зоне. Но ветер настолько разгулялся, что даже здесь затрудняет движение. Фото 45. До дороги по долине Вуоннемйок шли 2 часа 35 минут (7-8 км).

Дорога по долине Вуоннемйок это подъездной путь к рудникам Коашва и Восточный. Здесь ездят карьерные самосвалы размерами с двухэтажный дом. Дорога в отличном состоянии, очищена от снега и посыпана гравием. Снимаем лыжи и идём по дороге на запад мимо рудников. Через 3,5-4 км (50 мин) расчищенная дорога заканчивается. Встаём на лыжи. Пройдя ещё 2 км (25 мин) по слабо расчищенной дороге, ставим лагерь на левом берегу долины, немного не доходя до левого притока, ведущего к перевалу Эвеслогчорр.

Для установки лагеря перешли на левый берег реки и, углубившись на 100 м в лес, нашли ровное и защищённое от ветра место. Дрова здесь есть, но сегодня решили готовить на примусах. Не зря же их несли! Воду топили из снега.

Составил Миллер Дима.

4.9. Перевал Юкспоррлак - н/к, 700 м

1 апреля. Умбозеро - р.Вуоннемйок

Продолжаем движение в верховья долины Вуоннемйок с тропёжкой по старой дороге правым бортом долины. ГТЛ - 25-30 см. Фото 46. На переход до границы леса затратили 1 час 50 минут (ок. 5 км). Далее по-прежнему идём правым бортом долины. Время от времени налетают облака, поднимается порывистый ветер. В целом, условия для движения к перевалу ещё удовлетворительные. Фото 47. Пройдя от границы леса за 2 часа около 6 км подходим к заключительному подъёму на перевал Юкспоррлак. Отметим, что при подходе перевала не видно до последнего момента, т.к. он находится в правом борту и закрыт небольшим отрогом хребта.

Взлёт на перевал Юкспоррлак пологий. Максимальная крутизна не превышает 20?. Протяжённость - 300-400 метров. Фото 48, 49. В наших условиях перевал не лавиноопасен. На преодоление перевального взлёта затратили 20 минут.

Спуск с перевала проходит ещё более пологими склонами. Крутизна не более 15?. Явно выраженного взлёта нет. Фото 50. При спуске придерживаемся ложбины ручья Юкспоррйок. На спуск до управления рудника Расвумчорр затратили 40 минут (ок. 3 км).

На площади перед управлением находится столовая и автобусная остановка. Уезжаем на рейсовом автобусе в посёлок Кукисвумчорр, где за умеренную плату (60 руб) размещаемся на ночлег на базе "Ромашка".

Составил Проциков Дима.

5. Картографический материал

См. фото.

6. Материальное оснащение

6.1. Специальное снаряжение

К специальному снаряжению отнесём техническое снаряжение и снаряжение, которое в летний поход обычно не берут.

Общественное

  1. Палатка "Зима" - 1 шт.;
  2. Многоместный спальник (3 по 3 места);
  3. Небьющиеся термоса 1 л 3 шт;
  4. "Лыжный" ремнабор - 1 компл.;
  5. Запасная лыжа - 1 шт;
  6. "Зимняя" аптечка - 1 комп.;
  7. Верёвка основная 40 м - 1 шт.;
  8. Верёвка вспомогательная 40 м - 1 шт.;
  9. Лопаты для снега - 4 шт.;
  10. Дюралевые листы для снега - 4 шт.;
  11. Карабины - 4 шт.

Личное

  1. Лыжи с тросиковыми креплениями - 1 пара;
  2. Лыжные палки - 1 пара;
  3. Бахилы - 1 пара;
  4. Солнцезащитные очки - 1 шт.;
  5. Ветрозащитная маска - 1 шт.;
  6. Лавинная лента - 1 шт.;
  7. Репшнур - 2 куска;
  8. Кошки

Группа не планировала и не брала с собой на маршрут печку, т.к. при наличии нормального личного снаряжения и спальников ночлеги при морозах до - 25? вполне по силам даже вчерашним новичкам. Отапливаемая палатка, конечно, создаёт более комфортные условия для ночлега, но при этом требуется организация ночных дежурств, заготовка дров для печки и навык работы с печкой. Поэтому, однозначно рекомендовать использовать или не использовать печку затруднительно. Каждая группа должна эту задачу решить самостоятельно.

Термоса использовались для организации перекусов. Мы пользовались металлическими термосами объёмом 1 л. Считаем, что использовать такой объём наиболее удобно. Можно использовать и пластиковые термоса. В любом случае, следует перед походом проверить термоса на морозе на остываемость.

"Лыжная" часть ремнабора включала два комплекта стальных пластин для ремонта перелома лыжи в средней части, 3 пластины из алюминия для ремонта носовой части лыж, 2 комплекта щёчек к креплениям, 2 тросика, прочную стропу, 4 кольца, 6 кантов, скотч, эпоксидную смолу и различные шурупы. Такая добавка к "обычному" ремнабору позволила решить все вопросы по ремонту в походе. Хорошим универсальным средством первой помощи в ремонте является скотч. На маршруте произошла поломка носка одной лыжи у участника. Оперативный ремонт, проведённый в течении 2-х минут с помощью скотча, позволил участнику спокойно продолжить маршрут. Рекомендуем часть ремнабора ответственному участнику иметь в клапане рюкзака (например, скотч, тросик, щёчки, отвёртку, стропу).

Запасная лыжа имела установленное тросиковое крепление.

"Зимний" вариант аптечки основан на стандартных рекомендациях для зимних походов.

Верёвки в большей степени брали на случай усложнения условий прохождения перевалов. На маршруте не использовались, но иметь их в группе при прохождении перевалов Арсеньева Зап.и Петрелиуса Вост. всё-таки надо.

Кошки брали на случай усложнения условий прохождения перевалов. Предполагалось их использование при прохождении перевалов Арсеньева Зап., Петрелиуса Вост., Рисчорр Сев. На данном маршруте, при данном состоянии снежных склонов кошки не использовались. Если есть возможность, рекомендуем взять кошки на всех участников. Это повысит безопасность и оперативность при работе на обледенелых склонах.

Лопаты и листы для снега использовали на биваке для раскапывания костровой ямы. Но главное их назначение - раскапывание лавинного конуса (не дай бог!), поэтому будет лучше, если инструмент для раскапывания будет у каждого участника.

Лыжи у участников группы были разные: и "бескид", и "турист", и беговые. Все лыжи были оборудованы тросиковыми креплениями. Практика использования в Хибинах "беговых" лыж показывает пригодность их для туристских походов .

Репшнуры каждый участник имел для многоцелевого использования. В том числе, и для изготовления импровизированных обвязок в случае необходимости. В этом качестве на маршруте не использовались, но всё-таки рекомендуем каждому участнику иметь кусок прочного репшнура, который пригодится для разных целей (надвязать тросик, подвязать штаны, связать лыжи, заменить оттяжку палатки и т. п.).

Лавинные ленты длиной 15 метров из цветной ленты имели поясную сумку-упаковку. При прохождении перевалов Арсеньева Зап. и Петрелиуса Вост. поясные сумки у участников группы находились на поясах. В случае необходимости, по обстановке, их можно было бы распустить за считанные секунды. Но такой необходимости не возникло. Конечно, это не означает, что ленты мы брали в поход напрасно. Их надо иметь всем участникам каждой группы, путешествующей зимой по Хибинам.

Ветрозащитные маски мы использовали при движении через перевалы Петрелиуса Зап. и Юкспоррлак, а также при движении по Умбозеру. Особенно они полезны в районе мыса Голкинского, где редко бывает безветренно. Это снаряжение рекомендуется каждому участнику положить поближе (в карман анораки или в поясную сумку), чтобы, в случае необходимости, маску можно было достать и надеть, не снимая рюкзака.

Вся группа имела бахилы с галошами. Использование бахил в таком походе обязательно. Исключение может быть сделано только при использовании пластиковых ботинок.

Солнцезащитные очки в данном походе очень желательны. Все участники нашей группы имели и использовали солнцезащитные очки. Рекомендуется очки снабдить резинкой, предотвращающей их спадение, а так же иметь надёжный футляр для хранения и переноски очков.

Подготовил Миллер Дима.

6.2. Питание

На маршруте было организовано 3-х разовое горячее питание при движении по лесной зоне, и 2-х разовое горячее питание и обеденный перекус с чаем из термосов при переходах через перевалы. Видимо, это наиболее рациональная практика для данного маршрута.

Для перекусов группа имела 3 металлических термоса объёмом по 1 литру. Считаем, что использовать литровые термоса, в целом, удобнее, чем термоса большего или меньшего объёма. В нашем случае на одного участника приходилась норма чая в 330 мл. Считаем, что это минимальная норма. Можно рекомендовать иметь термоса с горячим напитком по 500 мл на каждого участника.

Один раз на маршруте покупали хлеб (в посёлке Имандра). Других особенностей организации питания не было. Средний расход продуктов на 1 участника в день составил 650 грамм.

Подготовил Проциков Д.

6.3. Расчёт веса рюкзака

При подготовке похода в группе предусматривались меры по снижению веса рюкзаков. Определённое снижение веса было достигнуто за счёт использования групповых спальников (3-х местный - экономия 2,5 кг), за счёт отказа от печки (экономия 2,5-3 кг), за счёт тщательного подбора личного снаряжения (ничего лишнего, лёгкое и тёплое).

Главное снижение веса рюкзаков достигнуто за счёт организации заброски в посёлок Имандра. (Экономия на группу 36 кг.)

Т.о. вес рюкзака составил:

  При выходе на маршрут
В среднем У мужчин У юношей У девушек
Общественное снар. 4,5 кг 8,0 кг 5,0 кг 2,0 кг
Личное снаряжение 9кг 9 кг 9,0 кг 9,0 кг
Продукты 3,5 кг 6 кг 4,0кг 2,0 кг
Итого 17 кг 23 кг 18,0 кг 13 кг

Подготовила Карпова Света.

7. Выводы и рекомендации

При выборе района и нитки маршрута мы учитывали, что Хибины - популярный район лыжного туризма. В марте здесь путешествует множество групп. Для путешествий с детскими группами это обстоятельство безусловно положительное.

В лесной зоне по всем долинам есть накатанные лыжни, можно при необходимости получить консультацию или помощь у встреченных групп, использовать для ночлега места старых стоянок, сэкономив время (и силы) на установке лагеря. На маршруте мы два раза останавливались на подготовленных стоянках.

Район похода хорошо освоен туристами, есть действующая служба ПСС в Кировске и действующая база ПСС - Куэльпор в центральной части Хибин. В случае необходимости, из любой точки Хибин можно выйти к людям в течении 1-2-х дней. Световой день в это время года с 6 утра до 9 вечера, и хотя Хибины находятся за полярным кругом (символом суровости условий Севера), тем не менее здесь ощущается влияние тёплого течения Гольфстрим, и температуры в марте редко опускаются ниже отметки в -25?, а наиболее популярная температура для марта 10-15?.

Основной вариант маршрута, помимо Хибин, включал посещение Чуна тундры. Чуна входит в состав Лапландского заповедника. Нам не удалось получить разрешение на посещение заповедника, поэтому мы вынуждены были перейти на запасной маршрут.

Планируя маршрут, мы учитывали, что погодные условия и другие обстоятельства могут задержать группу, вынудить отказаться от прохождения каких-либо участков маршрута. Поэтому были разработаны запасные варианты, позволяющие идти более простым путём (см. раздел 2). При разработке маршрута мы изучили возможности аварийных выходов и убедились, что из любой точки маршрута в течении 1-2-х дней (часто и быстрее) можно выйти к людям (см. обзорную карту).

Следует отметить, что перевалы Арсеньева Зап. и Петрелиуса Вост., включенные нами в маршрут, имеют сложность 1Б и для получения права их прохождения группа должна иметь соответствующий опыт.

Хибины зимой, осенью и весной имеют реальную лавинную опасность. Отправляясь в путешествие по Хибинам, обязательно надо изучить этот вопрос, а маршрут проложить по наиболее неопасным местам. На нашем маршруте лавиноопасными могли быть перевалы Арсеньева Зап., Петрелиуса Вост., Рсчорр Сев. и Юкспорлак. В конкретных условиях этого похода эти перевалы оказались достаточно неопасными.

Интересные места, познавательные возможности

После похода (или до него) интересно посетить музеи и ботанический сад (см. раздел "Характеристика района похода"), возможно организовать катание на горных лыжах, если проявить тактичность и настойчивость, то возможно попасть с экскурсией на рудник (хотя это никто не обязан делать). Давно хотелось, но пока не удалось, посетить старейшую в стране лавинную службу в городе Кировске.

Интересные места на маршруте - это, в основном, природные объекты. вершины, перевалы, плато, каньоны, реки, водопады, озера, ледники (есть!). Здесь можно назвать как примечательность наивысшую вершину Хибин - Юдычвумчорр (ок. 1200 м), красивую вершину Ферсмана (Крыло Ферсмана) 1191 м, Популярные перевалы С. и Ю. Рисчорр, С. и Ю. Чорргор, Юмъекорр и др., ущелье Аку-аку, Астрофелитовое ущелье, озеро Академическое и т.д.

К достопримечательностям промышленной деятельности человека следует отнести место промышленного ядерного взрыва в долине реки Кунийок, на склонах горы Куэльпор. Здесь в 70-х годах был произведён экспериментальный взрыв в промышленных целях. Сейчас на этом месте можно наблюдать большую насыпь породы. О результатах и последствиях этого эксперимента почему-то известно немного.

Известно, что в горах со времён Великой Отечественной войны лежат остатки нескольких самолётов (немецких и наших). Возможно, что эти объекты тоже могут представлять интерес для какой-либо группы исследователей. Хотя обломки самолётов лучше искать и изучать летом.

Краеведческие возможности района похода могут быть связаны с природными объектами и явлениями (снег, озера, ледники, лавины, животный мир, растительный мир и пр.), с промышленным освоением района (история, современная топонимика, экология и пр.), с изучением коренного населения (история, легенды, язык и топонимика, современные проблемы и пр.).

Для себя мы выбрали работу по составлению паспортов перевалов по ходу маршрута. В настоящее время эта тема довольно актуальна, т. к. паспортов перевалов, составленных по единой форме, практически нет. Более того, существуют различия в оценке сложности перевалов, особенно для зимних условий. К тому же перечень перевалов Хибин до настоящего времени не утверждён ТССР.

Воспитательное значение похода трудно переоценить. Коротко отмечу, что в современной жизни города многие человеческие качества со знаком плюс не находят себе места. Нет условий для приобретения или раскрытия в себе этих качеств. Условия зимнего лыжного похода предоставляют возможность для проявления дружелюбия, чуткости и внимания, взаимопомощи, честности, доброжелательности и т.д., причем иногда с добавлением полной самоотдачи на общее благо.

Отмечу, что хотим мы воспитывать, или не хотим, но в любом походе с группой учащихся (да и во взрослой тоже) важное значение имеет личный пример руководителя.

Список литературы

  1. Лукоянов П.И. Зимние спортивные походы. ФИС, 1988 г.
  2. Энциклопедия туриста. БРЭ. 1992 г.
  3. Север. ФИС.1981 г.
  4. Кольский полуостров. ФИС. 1968 г.
  5. Туристские спортивные маршруты. Профиздат. 1989 г.
  6. Хибины. Каталог альпинистских маршрутов. Изд. "Север". 1994 г.
  7. Отчёты по району похода из библиотеки Мосгорсютур, ЦДЮТЭ ЮОУ, ФСТ-ОТМ, интернета и личной библиотеки руководителя - всего 15 отчётов.

Подготовил Устинов С.В.

8. Краеведческая работа: "Паспортизация перевалов маршрута"

Файл RTF (808 КБ)

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам

Комментарии и дополнения
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.

Фотографии

Группа

1. К перевалу Рамзая подходим по широкой и пологой долине М.Белой.

2. Подъём к пер Рамзая проходит по простому и широкому склону крутизной до 15-20?

3. Пологой долиной ручья подходим к перевалу Арсеньева Западный.

4. Взлёт на пер. Арсеньева со стороны М. Белой имеет высоту 250-300 м.

5. На перевальной седловине красивые заснеженные скалы.

6. Спуск с перевала начинаем по кулуару левее седловины 100-150 м.

7. Спуск с перевала до пологих склонов занял 15-20 мин.

8. Вид на левый исток ручья Петрелиуса. Перевал закрыт склоном.

9. Нижнюю часть подъёма на перевал Петрелиуса Зап. преодолеваем на лыжах.

10. Начиная с середины взлёта проще подниматься без лыж.

11. Вид на перевал Петрелиуса Зап. со стороны М.Белой.

12. Вид на перевал Петрелиуса Вост. со стороны М. Белой.

13. Подъём на перевал Петрелиуса Вост. осуществляем без лыж.

14. На последних 10-15 метрах подъёма крутизна склона достигает 40-45?.

15. Спуск с перевала Петрелиуса Вост. к одноимённому ручью проходит пологими склонами.

16. Вид на правый исток ручья Петрелиуса от места слияния истоков.

17. Вид на долину Рисйок от базы Куэльпорр.

18. Начало подъёма из долины Рисйок к перевалу Рисчорр Сев.

19. Средний участок подъёма к перевалу Рисчорр Сев.

20. Перевальное ущелье Северного Рисчорра.

21. Крутой (30?)участок спуска с пер. Рисчорр Сев. имеет высоту порядка 100 м.

22. Вид на пер. Рисчорр Сев. от средней части каньона.

23. Идём в верховья долины Вуоннемйок.

24. Взлёт на перевал Юкспоррлак со стороны Вуоннемйок - короткий, крутизной 10-20?.

25. Спуск в долину Юкспоррйок проходит пологими склонами.




© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100