20 января 2013
Вид туризма: Лыжный туризм Категория сложности: III

Дата: март 2006 г.

Автор: Антонина Малама

Источник: Альпинистский клуб "Хан-Тенгри"

…мне в глаза взглянул

северный покой

(А. Крупп)

Лыжный поход III к.с. по Волчьим тундрамТрадиционное занятие альпинистов зимой - лыжный категорированый поход на Север. Мы выбрали хребет "Волчьи тундры" в Карелии. Группа - 4 человека: руководитель Евгений Дикусар - мастер спорта, Николай Свиридов - имеет большой опыт зимних походов, Вера Пожиток (после похода - мисс "Волчья тундра") - студентка 5-го курса университета физкультуры, за плечами пока лыжная "двоечка", и автор этой статьи. Подготовлены хорошо, всю зиму тренировались. При заявке похода и выпуске группы в Минском городском туристском клубе мы соблюли все формальности, оформили страховки и 6 марта поездом Минск-Мурманск стартовали. В поезде, как обычно, занимались распределением общественного веса, подгонкой "кошек" и другого снаряжения, ели, пели, смотрели в окно.

Маршрут на лыжах начали 8 марта около 9 часов утра за городом Оленегорском. Сначала шли по горелому мелколесью. Вид у него такой, как на белорусских торфяниках после пожара. Потом вышли на Мончеозеро и при хорошей погоде и настроении быстро прошли расстояние, намеченное на день. Встали на первую ночевку около 17 часов. Палатка у нас - двухслойная "зима", без печки. Уют создают расстеленные спальники, большая свеча, привезенная из костела из Польши. Возле свечи по вечерам сочинялась лето(зимо?)пись, по необходимости устраивался мини-лазарет, иногда вечернее чаепитие, пересматривалось снаряжение, отбиралась из раскладки порция на завтрашний день, нарезались сало, сыр, колбаса для завтрашнего перекуса - это называлось: "девушки нарезались". Хоть и без печки, но спать было тепло для зимнего похода, меня взяли вместе с моим пуховым спальником-"эгоистом" в состегнутую "систему", а сверху и снизу еще пуховки.

Записи из дневника 9 марта. 2-й день похода

Лыжный поход III к.с. по Волчьим тундрамПроснулись в 7, т.к. в 6 будильник не сработал, вышли в 8.30. -24°С. Первая ходка была по озеру Пагель. Тропила я. В одном месте далеко вырвалась вперед и пропустила нужный поворот, пришлось слегка изменить маршрут, как оказалось, к лучшему, потому что в результате мы попали на отличную "буранную" дорогу и весь день шли по ней. На обед остановились на берегу озера Красная Ламбина недалеко от избы, и к нам пришла местная приветливая собака. Вера сильно натерла пятки, что-то рюкзак у нее тяжеловат, хотя должен быть легким - только личные вещи и немного еды, а все увесистые необъемные вещи ребята везут в саночках. Оказалось, она возит 5 сменных маек, десятка два носков, тапочки и шорты для поезда, еще что-то. Ах, да - косметичка! На обратной дороге выбрасывали какие-то перемороженные флакончики.

К вечеру вышли к реке, зажатой скалистыми берегами в узком каньоне между хребтами с юга - Мончетундры, и с севера - цель нашего путешествия - Волчьи тундры.

На ужин - гороховый суп из концентратов, гречка с тушенкой, кисель (любимое блюдо). Лично мне совсем не хочется пить, но ем с аппетитом и удовольствием. Также и иду.

22 часа. -20°С. Мы - в палатке, готовимся спать. Вера полечила свои пятки и делает массаж дяде Коле, а он что-то блаженно мычит. Женя молча сидит рядом со свечкой, поблескивая очками - видимо - обдумывает руководитель предстоящий день. Я пишу.

10 марта. 3-й день похода

Лыжный поход III к.с. по Волчьим тундрамОщущение такое, будто давно так живу, будто по-другому и не бывает. Сегодня встали по будильнику в 6.30. -30°С. Дров здесь маловато и плохо горят. Очень холодно, даже есть готовить не хотелось. Сало сегодня пожарила на огне и раздала ребятам горячим, впредь так стали делать всегда. Еще не кончился хлеб, правда, уже слегка замороженный. Потом перейдем на сухари. Вышли. Вдоль порожистой незамерзшей по центру реки вверх. Я опять впереди, но вскоре провалилась в глубокую засыпанную снегом трещину, с трудом выбралась и потом уже шла сзади. Каньон узкий, встречный ветер дует, как в туннеле. Потом каньон расширился, пошли по озеру. Впереди внушительно встали горы. Холодно. После двух ходок свернули в лес, полезли вверх. Довольно трудно, но зато сразу стало почти безветренно. На ужин встали в удобном распадке. Обилие дров и лапника под палатку. Завтра решили сделать дневку для Веры - пусть спокойно лечит свои пятки, а сами в альпинистском варианте - без лыж и с "кошками" - сделать радиальный выход на вершину Волчья тундра (934 м). (Немного забегая вперед. Потом у нас были еще два восхождения: Монченьюначорр (861 м) в том же хребте с переходом через перевал и радиальный выход в предпоследний день на Хипик (965 м) в хребте Мончетундры). Вкусно и с аппетитом поужинали. Бессменно кашеварю я, зато редко участвую в установке палатки. По вечерам я и Коля добавляем в горячий сладкий чай спирт и бальзам, Вера и Женя пьют чай без спирта, бальзама и сахара. Попели с Верой и рано ложимся спать. Короткий снегопад кончился, возможно, эта ночь будет без мороза.

11 марта. 4-й день похода

Лыжный поход III к.с. по Волчьим тундрамВот сегодня погода нас побаловала, всего -13°. Это ж совсем другое дело! Ночью шумел ветер, хлопала палатка, а мне чудились в этом шуме шаги. Но, похоже, вокруг на многие километры никого нет, кроме диких зверей - встречаем много следов. Абсолютно нет проблем с дровами. Сплошь попадаются сухие сосны, большие и раскидистые, не такие, как у нас сухостой. Этим, видимо, не хватает питания на камнях (как потом выяснилось, деревья в тундре гибнут от выбросов металлургических комбинатов). И стоят на фоне неба вот такие причудливо растопыренные коряги. Прекрасно горят в виде дров.

Восхождение наше прошло успешно, жалко только, что у меня болит нога - натрудила тропежкой по глубокому снегу, боль мешает при спуске, на подъеме не чувствовала. А вообще ходить мне легко, приятно и интересно. В свое время я прошла хорошую подготовку, поучилась дисциплине и поведению в коллективе, усвоила важность физической подготовки. Правда, нет прежних сил, ловкости и смелости, но отчасти это компенсируется опытом, навыками, тренированностью. Сейчас могу позволить себе роскошь вырваться далеко вперед либо отстать, чтоб пофотографировать и потом без труда догнать группу, могу побаловать товарищей, протропив им лыжню. Все это способствует хорошему настроению и позволяет получать удовольствие от трудного похода. Делюсь размышлениями. Может, кто-то согласится со мной, прочитав. Чтоб развиваться, нам постоянно нужен какой-то стимул: соперник, противник, учитель, просто толкатель, чтоб на этом фоне видеть результаты своей деятельности. А ведь наш единственный стимул - наше собственное несовершенство. И это вовсе не цвет волос, не лишний вес или модное нововведение - целлюлит. Все это выдумки нашей лени, и борьба с этими выдумками не есть путь к совершенству. Слышала историю, рассказанную парнем. Когда он устал помогать "слабой девочке" тащить ее рюкзак, вечером без сожаления выбросил в пропасть ее двухкилограммовую косметичку. И ничего, говорит, без косметики она не стала хуже. Тренируйтесь! Учитесь преодолевать физические трудности и жить в коллективе. Не верьте, если вам говорят, что для занятий туризмом и альпинизмом не обязательно тренироваться, что можно нанять инструктора, и он вас отведет, куда нужно, и все за вас сделает сам. Да, отведет, да, сделает, но это и останется его достижением, а не вашим. А вы увидите вершину через его плечо, так может, лучше, в телевизоре? Удовлетворение же приносят только собственные достижения, по силам, будь то просто вылазка за город либо категорийное восхождение. И лошади, бывает, "не вынести двоих", а инструктор все-таки человек, и лучше использовать его с его специальными знаниями и опытом по назначению.

На следующий день мы продвигались вдоль хребта, забираясь все выше. Опять попали в зону ветра. После короткой остановки на обед сытые подобревшие ребята решили отпустить меня с Верой вперед, чтоб мы меньше мерзли, пока они будут собираться. Снимаем пуховки, прячем в рюкзаки и быстро набираем темп в… неправильном направлении. Наверно, долго руководитель нас догонял, пока мы не услышали сзади отчетливо: "Стой, девки!…". Шли над границей леса по снежным полям, розовато подсвечиваемым вечерним солнцем. С удовольствием скользили, когда дорога слегка под уклон. А вот падать на лыжне на глубоком снегу - весьма неприятно: не подняться потом без посторонней помощи и не сняв рюкзак. На глубоком снегу организовываем бивак, не снимая лыж. И только когда поставлена палатка и намечено место для костра (костер делаем на подвешенной металлической сетке), протаптываем пешеходную дорогу от палатки к очагу. В палатке и у стола хлопочет обычно Вера - наша горничная и официантка. Для ночевки немного спустились, чтоб поставить палатку в красивом еловом лесу, отсюда просматривается подъем на перевал и вершина Монченьюначорр. Завтра пойдем туда. Пока втроем готовили бивак, Женя прошел вперед, подготовил лыжню на завтра. Следующий день прошел запланировано: подъем на перевал, в верхней части на "кошках", восхождение, спуск с перевала на другую сторону, вначале - на лыжах, потом - пешком по камням и в зоне леса по глубокому снегу опять на лыжах. Очень устали, даже говорить не хотелось. Ну, и не надо - каждый и так знает, что делать. Рано легли спать.

На следующий, 7-й день похода - плановая дневка. Никто не жаловался, но видно, что устали. Накануне плохо спали, часто ворочались в мешках. Ночью был сильный ветер, палатку аж захлестывало - не разнесло бы оставленные вещи! Мне дневка была нужнее, чем всем. С вечера знобило, несмотря на горячий чай с бальзамом, спать было до неприличия тепло. Просыпалась от шума ветра и чувствовала, что жарко. Но встать и раздеться было лень, а что можно просто расстегнуть спальник - спросонья не догадалась.

Утром встала с головной болью и начинающимся кашлем. Чувство долга еще выгнало из палатки приготовить завтрак, но после завтрака это чувство благополучно уснуло вместе со мной. Просыпалась за день дважды, когда ребята внесли в палатку обед, потом - ужин. После еды опять засыпала. Вера - тоже. Таким образом, мы проспали почти сутки, зато назавтра были как "новенькие". Я опять готова была тропить лыжню. Пока на дневке мы с Верой, измученные, спали, ребята, шутя и посмеиваясь над нами, готовили и подавали в палатку для нас еду, разведали дорогу на следующий день, подготовили лыжню на одну ходку.

15 марта. 8-й день похода

Как близко конец! Осталось всего 3 ночевки. После того, как пересекли хребет через перевал, вышли на свои же следы и сегодня двигались по знакомой уже дороге в другом направлении. Погода очень хорошая: утром было -8°, днем - -3°, сейчас - -10°. Весь день - солнце и попутный ветер, дорога - по зимнику, отличное скольжение. На озерах сдуло снег, перемещаемся по гладкому льду. Вере нравится, мне - нет. На ночевку встали на каменистом мелколесье, с трудом поставили палатку на мелком снегу. Вторая половина похода. Раскладка у нас несколько завышенная, но составлена довольно грамотно: не экономили и назад не повезем ничего. Сейчас, когда после дневки проснулся аппетит, можем позволить себе увеличить "пайку".

16 марта. 9-й день похода

Сегодня мы вплотную подошли к концу нашего маршрута - городу Мончегорску. Решено завтрашний день использовать для восхождения на Хипик (965 м) и потом для удовольствия спуститься на лыжах к оставленной палатке, провести еще одну ночь на том же месте и утром двинуться в Мончегорск, потом - в Оленегорск, к поезду.

С вечера подготовились, обсудили маршрут, сделали разведку подхода, еще раз проверили и подогнали "кошки", рано залезли в палатку, организовали второй ужин - прощальный, из сэкономленных вкусных продуктов, и легли спать: завтра рано вставать.

17 марта. 10-й день похода

Встали и собрались дружно и быстро. За завтраком Женя стал пророчить нам холодную ночевку и как минимум одну сломанную конечность. Воспринималось, как юмор, на мой взгляд - неуместный перед выходом. Конечно, в сегодняшней прогулке вероятность несчастного случая минимальна, но усугубленная ожиданием и пророчеством любая ошибка может приобрести масштаб. Мое услужливое воображение быстро предложило мне несколько вариантов несчастных случаев, и я, суеверная, моментально приняла решение спланировать свой день по-другому. Будем считать, что я выбыла из строя как жертва деморализации духа. Освободившееся время с успехом использовала: сначала двинулась следом за ребятами, чтоб просто покататься на лыжах. Но при том, как я владею горными лыжами, спуск на "бескидах" не доставляет удовольствия. После обеда подготовила лыжню на завтрашний день и ужин ребятам. Они пришли за полчаса до контрольного времени очень уставшие и жаждущие горячего чаю.

На следующий день погода испортилась - мы проснулись под звуки капели. Через 4 часа после выхода были уже в Мончегорске, с почтового отделения позвонили в КСП, сообщили об окончании похода. До поезда еще оставалось время, и мы сходили в гости к родственникам Веры. Как это было здорово и вкусно! Потом еще двое суток в поезде, и мы - дома. Закончился поход. Мы его расцениваем как тренировку перед летним сезоном. Теперь впереди - Кавказ и новые восхождения.