10 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Обско-Алтайский (равнинный и горный)
Год путешествия: 2005
Вид туризма: Горный туризм Категория сложности: IV

Дата: 23.04 - 10.05. 2005

Маршрутная книжка № 2Г-05

Руководитель: Советов А.В. (Кемерово)

1. Справочные сведения о путешествии

1.1. Район путешествия: Горный Алтай - Южно-Чуйский хребет

Горная четверка под руководством Советова А.В.

в составе областной экспедиции "Кузбасская Пять" руководитель Ильин И.В. Группа выпущена на маршрут туристско-спортивной комиссией Федерации туризма Кемеровской области (председатель Курасов А.А.) имеющий право выпуска горных походов 4 категории сложности. Штамп (полномочия) МКК 55450000ЗАО. Кроме того, было получено разрешение в Акташском погранотряде на прохождение в пограничную зону.

1.2. Нитка маршрута

г. Кемерово - Акташ - Кош-Агач - р. Джазатор (автотранспорт) - активная часть - пешком

руч. Акбул - перевал 60 лет Победы (2Б) первопрохождение - р. Тара - пер. Ожу (н/к) - оз. Джанкуль - г. Ирбисту (2А 3967 радиально) - траверс вершины 3608 (2Б) первопрохождение - пер Елангашский (1Б) - оз. Каракуль - р. Елангаш - 1 левый приток р. Елангаш - перевал "Наш перевал" (2А) первопрохождение - 2 левый приток р. Елангаш - перевал Джаникту (2А) радиальное восхождение г. Джаникту 3922м (3А) - р. Караоюк - г. Чат 3200 (1А) - р. Елангаш - радиально ущелье р. Туран - Чуйская степь - Орталык, далее в Кемерово - автотранспорт.

Общая протяженность маршрута - 156 км.

Продолжительность путешествия - 15 дней.

Количество препятствий - 9, из них:

н/к - 1 - перевал Ожу
1А - 1 - гора Чат
1Б - 1 - перевал Елангашский
2А - 3 перевала: "Наш перевал", Кара-оюк, радиально г. Ирбисту 3967м
2Б - 2 перевала: "60 лет Победы", траверс вершины 3608м
3А - 1 радиально г. Джаникту 3922м

1.3. Состав группы

1. Советов А.В. - руководитель, 1957 года рождения. 1 разряд по туризму. Туристский опыт: 5ПР Вост. Саяны, 5ГУ Тянь-Шань 4ГУ Тянь-Шань

2. Никакошев Е.В. - фотограф. 1970 года рождения. КМС по альпинизму. Туристский опыт 5ЛУ Саяны

3. Ошуев А.А. - завхоз, 1977 года рождения. 2 разряд по туризму, 3 разряд по альпинизму. Туристский опыт: 5 ГУ Алтай (зима)

4. Воронцов В.В. рем.мастер, 1973 года рождения. 2 разряд по туризму, 3 разряд по альпинизму. Туристский опыт: 4 ГУ Алтай (зима)

1.4. Общая характеристика Южно - Чуйского хребта

Южно-Чуйский район ограничивает южную цепь Центрального Алтая с востока. Он отделен от восточной части Катунского хребта теснинами реки Аргут, от Северо-Чуйского хребта долиной реки Карагем, с юга - долиной реки Джазатор, с востока - р. Чуя и ее притоками.

Основной водораздельный хребет протянулся с запада на восток на 120 км, от него отходят на север 8 больших отрогов, служащих водоразделами Кара-Айры и притоков рек Ошту-Айры и М. Кара-Айры, Калынагач, Ак-Баши, несущих воды на север, в Чую. Южные склоны хребта прорезают реки Онгуду, Тара с притоками, Мангат с притоками и другие правые притоки рек Джазатор и Аргут.

Южно-Чуйский хребет - второй на Алтае по размерам оледенения. Расположенные на нем 243 ледника имеют общую площадь 222,8 кв. км, большая часть их расположена на северо-восточных склонах его центральной части. Ближе к восточной части хребта рельеф становится более спокойным, седловины более выражены и сглажены от реки Кара-Айры до Елангаша. Она отличается резко расчлененным рельефом с высотами до 3700 м, и относятся к бассейну реки Аргут. На флангах центральной части хребта возвышаются вершины Иикту (3941) и Ирбисту (3967).

Главные ледники района - Кара-Айры, Большой Талдуринский (самый крупнейший ледник Алтая - длина 7.5 км, площадь 28.2 кв. км.), Софийский, Ядринцева.

Определяющие перевалы района - 1Б и 2А категорий, есть несколько перевалов 2Б и два ЗА категории трудности. Расположены перевалы в основном в главном хребте и в северных отрогах.

Основные альпинистские маршруты проложены на вершины Иинкту, Ольга, Металлург, Брат и Сестра в районе Талдуринского ледника. В Южно-Чуйском хребте нет пока перевалов и маршрутов восхождения на вершины высшей категории трудности, и по возможностям проведения горных походов и альпинистских сборов район пока уступает Катунскому и Северо-Чуйскому хребтам.

Для всего хребта характерны следующие особенности:

- во-первых, южные склоны круче северных и имеют более короткие отроги;

- во-вторых, оледенение южного склона значительно меньше северного;

- в-третьих, хребет очень беден древесной растительностью, сосредоточенной лишь по долинам реки Джазатор и притоков Карагема, Талдуры и Чаган-Узуна;

- в-четвертых, климат района значительно суше и контрастнее, чем в Катунском и Северо-Чуйском хребтах;

- снеговая линия повышается с запада на восток с 2900 до 3100 м., на южных склонах она на 100-150 м выше.

1.5. Организация похода

Горная четверка под руководством Советова А. В. была первоначально заявлена в составе Кузбасской экспедиции - "Кузбасская пять" руководитель Ильин И. В. по хребтам: Южный Алтай, Монгольский Алтай, Сайлюгем. Но ввиду погодных условий - обильное таяние снегов, разливы рек (мы чуть не утопили ГАЗ-66) экспедиция не смогла выйти в район маршрута, и был принят запасной вариант: Южно-Чуйский хребет с заходом с юга - от реки Джазатор и выходом на север - на реку Чуя.

В целях обеспечения безопасности маршруты 3-х туристских групп - горной четверки, горной пятерки (руководитель Ильин И.В.) и горной Единички (руководитель Ефимова Е) были составлены так, что группы на маршруте несколько раз встречались друг с другом, обменивались информацией, организовывали вместе ночлеги, обеды, стоянки и поддерживали и страховали друг друга.

В качестве рабочей карты использовалось двухкилометровка, что наложило свой отпечаток на поход, не все читалось, поэтому пришлось делать обзорные выходы на 3 вершины: Ирбисту, г. 3608, г Джаникту, для более безопасного и логичного прохождения маршрута. Этим же объясняется, почему первый пройденный перевал "60 лет Победы" получился (2Б), да еще и первопрохождение, называется "заперлись".

Линейность маршрута и наличие в группе 3-х участников альпинистов, позволило быстро, грамотно и безопасно преодолевать все сложные препятствия, а также совершить в конце похода восхождение на г. Джаникту 3А-категории сложности (после прохождения двух "2Б")

В район маршрута и обратно добирались на собственном автотранспорте: Нива, Ниссан-седан, Ниссан-универсал, что позволило мобильно и удобно для членов экспедиции решать вопросы отдыха, стоянок, питания.

25 апреля. День первый

Весь день хорошая теплая солнечная погода.

Пройдено 16 километров за 6 часов.

По ходу реки Джазатор с легким уклоном.

Задача дня: пройти от места ночевки "базы" дорожников, куда нас завезли накануне до ручья Акбулак. Начало активной акклиматизации. Высота - 2000-2200 метров. Подгонка обуви, одежды, рюкзаков.

Не спеша, добрались до ручья. Выбрали местечко в листвяном лесу и встали на ночлег.

26 апреля. День второй

Хорошая теплая погода. С 12 до 14-00 сильная облачность, туман, слабый дождь.

Руч. Акбулак - левый приток р. Акбулак.

6 километров - 5 часов.

Задача дня: подняться по ручью, найти подходящий перевал и уйти на другую сторону Южно-Чуйского хребта, в долину реки Елангаш. Но ориентирование в горах по карте двухкилометровке - неблагодарная вещь, и мы, что называется - "заперлись".

От места ночевки, в лесу в 2-х км от впадения руч Акбул в р. Джазатор, плавно поднимаемся, вначале по хорошей тропе в лесу, затем, по мере подъема и окончанию леса тропа исчезает, так как все покрыто настом и снегом, которые скрывают все неровности, валуны и кустарники. Идем, проваливаясь по колено, временами по пояс, пытаясь выбрать участки вдоль ручья, по верхам морен, по курумным языкам. Очень устали и вымотались еще на подходах. Набор высоты больше километра. 6 километров до перевала прошли за 5 ходовых часов. Дважды бродили ручей по камням и льду. Вид перевала показал, что сегодня, в таком физическом состоянии, за оставшееся световое время и думать не стоит его преодолевать, только завтра с утра пораньше (камнеопасен), надеясь на хорошую погоду, и восстановившись с силами…

27 апреля. День третий

Пасмурная погода с осадками.

Левый приток ручья Акбул - перевал "60 лет Победы" "2Б" первопрохождение = 3500м - приток р. Тара

4 километра, 7 ходовых часов.

От места ночлега до перевального взлета 30 минут ходьбы. Взяли правее, так как слева виднелся приличный бергшрунд. Но и справа было неплохо - ледовая "стена" крутизной 25о-30о Местами до 40о-45о, с солнышком должны были пойти камушки. Лед плотный, но ледобуры вкручивались, хоть с трудом и не полностью.

Подъем на перевал связками, естественно в кошках, занял 4 часа, 6 веревок по 50 метров. Местами поднимались без рюкзаков, тягая их потом на веревках. Лишь поднявшись на перевал, мы поняли, что это перевал не хребтовой, а отрожный. Даже 2 перевала: наш, правый, который мы назвали по праву первопрохождения "60 лет Победы" соединяет левый приток ручья Акбул с долиной реки Тара. А левый тоже отрожный на ручей Акбул. Оба перевала снежно-ледовые ориентировочно на зимний период и межсезонье "2Б". Высота = 3500 м. По центру цирка отходит на север скальный гребень с множеством серьезных жандармов - путь к вершине 3608, на которую накануне мы хотели подняться и назвать "60 лет Победы". Но от этой мысли пришлось сразу же отказаться. По времени это на целый день, а по сложности, трудно даже категорировать. Тем более нам предстоял еще очень непростой спуск - перевал в сторону р. Тара не менее "2А", и времени уже не хватало.

Нас выручил глубокий снег, который позволил в связках, страхуясь ледорубами на полный штык, траверсируя вправо, спуститься в течение полутора часов и остановиться на снегу уже в сумерках, на ровном камне и лавинно неопасном месте. Очень сильно устали.

Вряд ли у этого перевала есть будущее. Гораздо проще и логичнее поднявшись по реке Тара, пройти скотогонный перевал Ожу 2911м. (н/к)

28 апреля. День четвертый

Погода: переменная облачность, ветрено.

Приток реки Тара - перевал Ожу 2911м (н/к) - оз. Джанкуль. 5 км - 2 часа.

Радиально г. Ирбисту 3967 (2А), 3 км - 6 часов 40 мин.

Задача дня: пока стоит погода, подняться на г. Ирбисту, осмотреть окрестности и по возможности "отдохнуть".

С места ночевки в цирке, накануне первопройденного перевала "60 лет Победы", (юго-восточный цирк г. 3608) мы медленно двинулись к скотогонному перевалу Ожу 2911 м. (н/к) Он соединяет р. Тару и р. Елангаш. До перевала около 3 километров по заснеженному травянисто-каменистому склону без потери и побора высоты, 2 ходки по 40 минут. Небольшой пологий подъем и сброс. На собственно перевале, широкой плоской седловине, натянута проволока для пересечения миграцией скота из одного района Алтайской республики в другой. Тура естественно нет. Перевал и подходы к нему в снегу, местами твердом, местами проваливающимся по колено.

Еще около трех километров - одна ходка и мы на берегу озера Джанкуль. Удобное место для стоянки, и выходов на Ирбисту и г. 3608.

После легкого обеда отправляемся штурмовать г. Ирбисту, в полном горном снаряжении. Через 20 минут мы перед снежным языком 25о-35о , 300 метров которого проходим в кошках с лыжными палочками, затратив еще 40 минут. Далее 40 минут по мелкой и средней осыпи, крутизной 15 о - 30 о до гребня отрога, 10 минут по гребню до удобного выхода на присклонный северный ледник вершины Михайло Волкова, названной так участниками другой Кемеровской группы "Горная пятерка". Двумя связками, в кошках, страхуясь ледорубами, прошли за 1 час ледник поперек крутого 15 о - 25 о, небольшого набора высоты. Идти уже тяжело, даже без рюкзаков. Высота больше 3500 метров и опасно. Лед плотный, кошки держат местами плохо, надо с силой ставить ногу, в случае срыва, улететь можно очень далеко, если не зарубиться вовремя. Ледник заканчивается у следующего каменисто-осыпного подъёма = 400 метров, ведущего на вершину, но которая из трех возвышенностей она, это вопрос. Решили штурмовать среднюю - округлую снежную шапку. Поднявшись в течение 1 часа на нее, мы поняли что ошиблись, вершина левее. Траверсируем обратно 10 минут, еще один подъем 10 минут и мы на скальной вершине. Она засыпана снегом, тура не нашли. Сложили новый, оставили свою записку и в 19 часов начали спуск вниз. Подъем занял около пяти с половиной часов ходового времени с хорошими отдыхами.

Вид с вершины впечатляет. Во-первых, это высшая точка Южно-Чуйского хребта. Во-вторых, прекрасная погода и видимость позволяла рассмотреть даже хребет Монгольский Алтай и догадываться о названиях вершин виднеющихся там. Ну, а уж близлежащие были во всей красе: г. Тыстой 3861, пик Джаникту 3716, гора Джаникту 3922м. и совсем рядом - загадочная завтрашняя 3608. Мы так и не смогли понять какой из зубцов на этой "короне" является самым высоким. И, в-третьих, относительно некрутой Юго-Западный путь подъема до 25 о резко контрастировал со снежно-ледовыми многосотметровыми северо-восточными сбросами и отвесами, завораживая и потрясая своим величием и необузданностью.

На спуске, примерно в 19-30 встретились с группой платных туристов из г. Новосибирска, 13 человек, которых два инструктора еще пытались затащить на вершину. Но было ясно, что все они туда не дойдут и вернутся в лагерь ближе к полуночи.

Спуск занял около двух часов. До середины ледника возвращались тем же путем, далее вниз связками в кошках, по линии падения воды. Крутизна ледника 10 о-25 о, затем крутизна увеличилась до 35о. Но так как снег был по колено, особых трудностей не было. Лишь в одном месте у скального выхода, на перегибе ледника крутизна склона составила порядка 60 о. Пришлось организовывать страховку и спускаться по одному на передних зубьях лицом к склону. К счастью это неполная веревка = 30 метров. И далее чуть ли не бегом вниз по склону к месту стоянки. С озер место спуска смотрится снежным галстуком между предвершинной Ирбисту и г. Михайло Волкова. Собственно Ирбисту не видно ни с какого места. А из долины р. Елангаш тоже ничего не разобрать - несколько вершин примерно одной высоты.

29 апреля. День пятый

С раннего утра - переменная облачность, сильный ветер.

Озеро Джанкуль - траверс вершины 3608 (2Б) первопрохождение - пер. Елангашский 1Б - озеро Каракуль.

8 километров, 10 часов.

С места ночевки по льду озера Джанкуль, слегка присыпанного снегом, через 30 минут мы подошли к месту собственно подъема. Если бы это было перевалом, то его легко можно было категорировать как 2А.

Вершина 3608 очень интересна и своеобразна. Она неярко выражена. Мы назвали ее про себя "Короной". Подъем с восточной стороны по снежной стене высота = 300 метров, крутизна склона 25-40 о, глубина снега до полуметра. Снег хорошо лежит и держит глубокие ступени. Подъем в связке по двое со страховкой ледорубом, штычком на всю глубину, занял около 1,5 часа. Если бы не было снега, то пришлось бы поработать больше. Затем 20 минут подъема по ледовому склону крутизной 5-15 о, и мы увидели обширное снежно-ледовое плато (сковородку) неправильной формы и размером примерно 2х1.5 километра.

Начали вычислять, какая из 6 вершин является собственно 3608. Накануне с горы Ирбисту 3967м мы так и не смогли понять этого и взяли курс на две западные, которые были похожи на вершины, а остальные 4 это что-то вроде жандармов по периметру короны. За 30 минут мы дошли до них, но лишь поднявшись в связке с попеременной страховкой на первую вершину, мы поняли, что она не самая высокая (примерно 3600м.). Про себя мы назвали ее №2 и сложили тур. Разница между самой низкой из шести "вершинок" и 3608 - не более 8-10 метров. По очереди мы стали подниматься на каждую, определяя какая же из них самая высокая. Лишь с вершины №5 = 3604м. мы поняли, что 3608 это вершина №6. Туров ни на одной из пройденных "вершинок" не было, второй тур мы сложили под вершиной №6 = 3608 м., когда поняли, что подняться на нее мы уже не успеем. Еще предстоял сложный и длительный спуск (мы провели разведку с вершины №2). 3608 представляла с нашей стороны 15 метровый отвесный "жандарм". Слева и справа скальные отвесные сбросы градусов 70 о больше 100 метров. Относительно просто на него можно подняться с южной стороны. Крутизна склона = 45 о.

Но мы не смогли со своего места разглядеть южные подступы к вершине. Там несколько серьезных жандармов стоящих на остром гребне. Похоже восхождение оттуда еще сложнее. Сплошные веревки и лазанье, причем в обход жандармов над пропастями. Приемлемый вариант взятия вершины 3608 это спуск - траверс с нашей северной стороны, с последующим подъемом траверсом на южную сторону "жандарма" 3608. Глубина спуска-траверса-подъема - 1 веревка = 50 метров. Предполагаемое время на такой спуск подъем и обратно - 2-3 часа. Но этого времени у нас уже не было, предстоял не простой спуск с вершины на перевал Елангаш и далее к месту стоянки. Для этого вновь поднялись на вершину №1, траверсировали на перемычку между вершинами №1 и №2 в связках с одновременной страховкой - 10 минут. Далее вниз уходил снежно ледовый кулуар с крутизной склона местами 45-60 о и метров 800. Естественно такой путь спуска нам не понравился. Мы пересекли этот кулуаром с одновременным небольшим сбросом высоты, связками с попеременной страховкой, используя ледорубы на полный штычок и выступающие камни в качестве дополнительных точек страховки. На это ушло "1,5 веревки" и вышли на скальный склон вершины № 2, который также нужно было траверсировать с потерей высоты. Склон очень круглый и серьезный - еще одна веревка в кошках, и еще 2 по 50 метров сняв кошки, по камням, страховка попеременная, причем за перегибами не видя друг друга, работая на голос используя выступающие камни в качестве дополнительных точек страховки для веревки. Двигаться очень осторожно и внимательно вроде как по подобию полок. Вниз очень круто, местами больше 60о. На последней веревке поднимается немного вверх, примерно 5-7 метров, обходя жандарм и выходя на удобно-ходимый, плавно выполаживающийся к перевалу Елангашский склон горы. С левой по ходу стороны скальные сбросы более сотни метров. От вершины №2 до этого места 3 часа ходу. Далее ногами до перевала около 40 минут. Перевал Елангашский 1Б соединяет долины р. Елангаш (оз. Каракуль) и ручья Акбул. Широкая плоская седловина, не сразу сообразили, где тур находится. В свежесложеном туре обнаружили записку Кемеровской горной пятерки, руководитель - Ильин И.В. прошедших перевал накануне. Определяющая сторона в сторону р. Елангаш - крупная осыпь, покрытая хорошим слоем снега, по которому без особого труда, забирая немного вправо мы в течение 40 минут спустились, еще 30 минут по снежно-курумным буграм и мы на озере. Оно все под снегом, но смотрится величественно и красиво. Почти 2 километра в длину!

Очень устали. Работали с 7-30 утра до 22 вечера!

30 апреля. День шестой

Облачно, ветер, прохладно.

Озеро Каракуль - р. Елангаш - первый левый приток р. Елангаш - пер. "Наш перевал" (2А) первопрохождение - второй левый приток р. Елангаш.

13 км, 7 часов.

Хорошо отоспались после тяжелого дня. Вышли в 11-30 и не спеша, вначале по ровнехонькому озеру Каракуль, затем правым склоном реки, обойдя крутые участки, вышли на замерзшее русло реки и по нему дошли почти до слияния с правым притоком. Немного левым берегом и в удобном месте по льду (местами стали появляться промоины) перешли на правый берег и вышли к избушке в две комнаты, где и пообедали. Получились три ходки, не спеша по 40 минут. Далее, тем же правым берегом, спустившись в долину, покрытую местами стаявшим снегом, по кочкам, лужам, местами камням - подошли к первому левому притоку, и начали подъем вдоль левого склона (по ходу). Вскоре пошел сплошной не проваливающийся снежник 5-15о, с каменными выходами. Затем показался перевал на реке Караоюк. Никакой сложности. Мы даже не стали на него подниматься и решили перевалить через отрог г. Джаникту в долину следующего ручья, поискать перевал посложнее, тем более в отроге было подходящее понижение, сыпуха метров 150 (простенькая 1А) Поднявшись на верх увидели определяющую сторону метров 250 снежного склона крутизной 25-35 о местами 40-45 о. К счастью снег хорошо проваливался и в связях по двое, с попеременной страховкой через ледоруб мы в течении двух часов спустились с него, еще часовой переход ушел до места стоянки, которую выбрали с расчетом восхождение на г. Джаникту.

1 мая. День седьмой

Облачно, сильный ветер.

Второй левый приток реки Елангаш - пер. Джаникту (2А) - р. Караоюк.

Радиально восхождение г. Джаникту (3А).

7 км, 10.5 часов.

Ранний подъем, выход 7-10. День предстоит сложный. Идти решили самым длинным, но наиболее, как казалось с места стоянки, простым путем - подняться на правый гребень и по нему с плавным набором высоты на вершину. В начале так все и было, снежные поля чередовались с камнями средних размеров. Идти было достаточно легко - шли только в кошках, без связок. Так было до тех пор, пока гребень не сменил свое направление с восточного на южный, пошли отвесы, жандармы, потеря высоты. Пришлось достать веревки. Шли местами с поперечной страховкой, скорость движения существенно замедлилась. Прошли несколько "перевальных" понижении. В любом месте можно ставить тур, но в сторону Елангаша ледовые сбросы, в сторону Караоюк каменные сбросы и сыпухи, но спускаться в эту долину можно. Оставили рюкзаки, и пошли на вершину. Преодолев несколько жандармов по верхам (в кошках, связках) решили обходить их по левому снежному склону, который стал приемлемым (неопасным) для движения по нему. Так мы преодолели участок пути №2 и подошли к ледовому куполу г. Джаникту. Лед начался от скального выступа. Первую веревку мы прошли по льду на границе скалы. Дальше пошел сплошной лед, местами слегка присыпанный снегом. Попались три трещины шириной до полуметра. Лед плотный, твердый, ледоруб с трудом, но входит. Ледовая шапка к вершине выполаживается, но вначале крутизна склона от 25 о-45 о. Навешали 5 веревок по 50 метров, шли связками по двое, в кошках, местами на передних зубьях страхуясь ледорубом клювиком. На последней веревке заметили в западной части купола метров 10 ниже скальный выступ с туром. Еще одна веревка - параллельные перила с небольшой потерей высоты. И достали записку из тура от 5 мая 2001 года Новосибирская группы туристов руководитель Борисов С. А. маршрутная книжка 0-26-2001. А вот им досталась записка альпинистов завода №24 от 1936 (!) года.

Вершина представляет собой гладкий ледовый купол размером в пологой его части с футбольное поле. По мере подъема температура падала, ветер усиливался, а на самой вершине чуть ли не сдувал. Видимость метров 100-200, за счет поземки. Разглядеть ничего нельзя, тем же путем в ускоренном темпе, очень довольные отправились к своим рюкзакам. На спуск ушло чуть меньше двух ходовых часов. Спуск в долину Караоюк по скально-осыпной "2А" - особой сложности не представлял. В двух местах бросали веревку, местами встречались снежные языки которые способствовали относительно быстрому спуску. 2 часа ушло на сброс высоты. Еще километр на пологий подход к реке = 20 минут. И мы стали на ночлег. Устали как всегда. Более широкая долина Караоюк выгодно отличалась от Елангашской долины, отсутствие снега, тепло. Местами уже полезла зеленая травка.

2 мая. День восьмой

Облачно безветренно тепло.

р. Караоюк - г. Чат 3200 (1А) - р. Елангаш

14 км, 6 часов 30 мин.

С места ночевки на берегу р. Караоюк примерно напротив г. Джаникту. за 3 ходки по 50 минут мы подошли к правому притоку, вытекающему из цирка горы Чат (срезав стрелку впадения) и в этом месте решили перевалить в долину р. Елангаш. 1 ходка и мы в верховьях ручья. Здесь интересное перевальное понижение: если лезть крайне право, то снежно - ледовая с нависающими снежными карнизами 2Б, если чуть левее центра скально-осыпная 2А, а если взять сильно левее, то по травянисто каменистому склону 1А. Поскольку сложностей, нам уже хватило, мы пошли по 1А, по пути зашли на слегка заснеженный купол горы Чат (1А) 3200 м. На это ушло 2 ходки по 50 минут. Еще столько же ушло на спуск. Для этого двигаясь на северо-восток с постепенным сбросом высоты вышли на русло левого "приточка" Елангаша и по нему спустились в долину, напротив ущелья ручья Туран.

3 мая. День девятый

Весь день мел снег с песком, ураганный ветер.

Холодно - ночью до - 20 о, днем - 15 о.

Туман. Видимость плохая.

Написать - вынужденная дневка - рука не поднимается. Вся группа отлеживалась после очень активных дней похода с нелегкими рюкзаками.

К тому же организмы всех участников практически не нуждались в пище. Шел процесс привыкания к высотам. Даже место ночевки приходилось примерно на 2600 метров. По счастью ввиду достаточности опыта участников процесс акклиматизации прошел относительно легко. Дневка весьма поспособствовала этому.

4 мая День девятый

Холодно - ночью до - 20 о, днем - 15 о.

Ясно. Видимость отличная.

Буря засыпала свежим пушистым снегом все в округе. Проспали до двенадцати дня. Ни кто не думал, что так резко сменится погода. Вместе с солнцем стукнул мороз. Основная задача похода выполнена , решили отлежаться и подъесть излишки продуктов

5 мая. День десятый

С утра холодно. Ветрено.

Радиально попытка восхождения - г. Тымаин (3703)

8 километров, 3 часа.

Напоследок решили покорить еще одну вершину Южно-Чуйского хребта - Тымоин (3703м). За одно же, в нашу задачу входило организация подстраховки группы "пятерки" выполняющая прохождение Восточного склона вершины Ирбисту.

Склон сильно заснежен и наблюдение со стороны хоть как-то решит задачу подстраховки на случай срыва или схода лавины.

Вышли не раньше девяти часов. Ущелье Туран довольно живописно и узкое . Погода хоть и ясная, но солнце не торопиться здесь задерживаться.

На ледник вышли после обеда. На склоне работа не наблюдалась. К шести часам заметили шевеление на краю гребня. Пронаблюдали до момента ухода на пологую часть и спустились в район разливов для организации ночевки

6 мая. День одиннадцатый

Весь день проиграли в карты. Сварили обед в пяти часам увидели спускающуюся по кулуару группа. Собрали лагерь и вместе с ними начали спуск в базовый лагерь.

7 мая. День двенадцатый

С утра пасмурно, но к 11 часам прояснилось и пекло солнце.

р. Елангаш (Чуйская степь)

20 километров, 6.5 часов

Выспавшись, не спеша, двинулись вниз. Идти можно в любом месте, долина широкая изначально, вскоре пришли в Чуйскую степь. В начале с холмами и пригорками, а потом ровную, как "стол". Шли не вдоль русла реки, а как удобнее - по автомобильным следам, они здесь на долго сохраняются, проходя заброшенные коши и какие-то другие строения встречая по пути стада яков, коров (маленьких и лохматых), овец. Встретились с алтайцем, охотником на сурков. По ходу искупались в ледяной воде Елангаша. Первый раз удалось немного смыть пот и грязь.

Со стоянками осторожней! Вода в степи большая редкость, стекая с гор, речки исчезают в степи, уходят под землю и пересыхают. Поэтому остановились немного пораньше, что бы не искушать судьбу. Сильно подгорели на солнце.

8 мая. День тринадцатый

Весь день жарит солнце.

Чуйская степь.

22 км, 6 часов.

Запаслись водой и по жаре потянулись к цивилизации, с таким расчетом, что бы остановится и заночевать, немного не доходя до Ортолыка, а утром войти в него и с попутками ехать в Кош-Агач за своими машинами. Все сложилось удачно. Ночевали на берегу реки Чуи (или будущей Чуи) Обгорели еще сильней.

9 мая. День четырнадцатый

Весь день жарит солнце.

Р. Чуя - п. Ортолык.

1,24 мили, 0.5 часа.

Полходки и мы в цивилизации! Отправили водителей на попутке в Кош-Агач за своими машинами (это 20 км) Через час они уже были на месте. И мы весьма довольные, слегка и сильно обгорелые с трудом упаковав опустевшие рюкзаки в машины, поехали в Кемерово, по пути любуясь красотами весеннего Алтая.

3. Материальное оснащение группы

3.1. Список общественного снаряжения

1. Палатка 4-х местная с тентом
2. Веревка 12 . 2 шт. х 50 м.
3. Ледорубы - 8 шт.
4. Разные скальные крючья 10 шт.
5. Горелка газовая 1
6. Баллоны с газом20 лит.
7. 2 боба с "термоутеплителям" и кухонными принадлежностями
8. Фотоаппарат оптический 2 шт.
Фотоаппарат цифровой 1 шт.
9. Пластмассовая бутылка 1,5 л. 2шт.
10. Комплект записок, карты, блокнот, компас, часы.
12. Аптечка2 шт.
13. Ремнабор1 шт.
14. Расходная петля4м. х. 2 шт.

3.2. Список личного снаряжения

1. Обувь
- Ботинки горные - типа "кофлачи"
- Сменная обувь (вибрамы)

2. Одежда
- перчатки х/б
- верхонки
- фонарики на ноги
- маска марлевая от солнца
- крем от загара
- очки солнцезащитные
- носки шерстяные 1 пара
- носки простые 2 пары
- носки "полартэк" 1 пара
- коврик
- пуховка
- спальник пуховой с вкладышем

3. Специальное снаряжение
- пенка (седушка)
- Альп-рюкзак

4. Прочее
- спички в упаковке + зажигалке
- нож
- витамины (умцидевит) драже 1 уп.
- витамин С драже 1 уп.
- гематоген
- личные лекарства + от мозолей
- набор бинтов

- Гидроперит
- Цифран
- мазь синтомициновая
- мазь от ожогов (Пантенон)
- щипчики для ногтей

Всего = 30,7 кг.
На 1 человека = 7,7 кг.
На 1 человека в день = 0,640 кг

Одним из главных критериев подбора продуктов кроме калорийности, являлось минимальное содержание в их составе воды и несъедобной части. Поэтому не была взята тушенка, сгущенка. Сушилась капуста, покупалась сушеная картошка. Белок организм получал из специально купленных белковых (аминокислотных) смесей для спортсменов занимающихся бодибилдингом. Специально подобранные, сбалансированные по микроэлементам, витаминам, легко усваиваемые и способствующие быстрому восстановлению и снятию усталости. Кроме того, употреблять их можно после разведения в обычной воде и использовать вместо перекусов. Несколько непривычно, но терпимо. Кроме того, каждый участник брал с собой сюрприз продукт и витамины, гематоген для лучшей акклиматизации. И хотя явных признаков горной болезни не было ни у кого из участников, но отсутствие аппетита первую половину похода было у всех. Поэтому были съедены все перекусы кроме шоколада. Осталась треть супов и треть каш, почти все масло топленоё, половина сала, 0,8 кг. белковой смеси, часть конфет и хлеба. То есть группа питалась из расчета менее 0,5 кг продуктов на человека в день. И тем не менее, голодным себя никто не чувствовал, и все поставленные в походе задачи были выполнены.

Рекомендации по питанию

Часть обедов заменить на перекусы. В 4-х случаях у нас просто не было возможности готовить обеды (восхождения, траверсы). Топленое масло уменьшить с 1 кг. до 200 г. , уменьшить сахар, чай некогда разливать. Хороша "Горячая кружка", можно брать из расчета на каждый день. Грудинка - "Пирошка" - шла на ура. Хорошо ушел энергетический и белковый напиток - перекусы на ходу.

3.6. Вес рюкзаков

Наименование На 1 человека На группу в 4 человека
1. Продукты в упаковке 8 кг 24
2. ГАЗ 2,5 кг 10
3. Групповое снаряжение 6 кг. 20
4. Личное снаряжение 14 кг 48
Итого: 30,5 кг 122

3.7. Смета похода (на одного человека)

1. Продукты питания (на поход) - 900 р.
2. Аптечка - 140 р.
3. ГАЗ - 250 р.
4. Бензин на дорогу - 1200 р.
5. Питание в дороге (5 дней) - 1000 р.
6. Найм автотранспорта ГАЗ-66 - 300 р.

Итого: 3790 р.

Продукты закупались в "Палате". Питание в дороге обошлось более чем в 1000 р. , но это в зависимости от вкусов и кошелька участника. Минимальные транспортные расходы объясняются тем, что "Кузбасская экспедиция" добралась на личных автомобилях 3-х участников группы - Нива, Нисан-универсал, Нисан-Седан. Не считая мелких технических нюансов, группа прекрасно добралась к месту и обратно, позволяя себе остановиться в любом месте, по любой надобности.

Выводы и рекомендации

Маршрут соответствует заявленной сложности с запасом (четыре дополнительных перевала, в том числе (3А). Прохождение столь сложного маршрута стало возможным благодаря хорошей физической и технической подготовке членов группы. Наличие альпинистского опыта (разрядов, в том числе КМС) у трех участников оказалось решающим фактором в преодолении сложных препятствий.

Маршрут включал в себя работу на осыпных, скальных, снежных, ледовых склонах. Работу в диапазоне температур от - 10 о до +30 о. Маршрут интересен тем, что этот район Южно-Чуйского хребта мало посещаем туристами. Снятая с горы Джаникту записка от 1936 года - подтверждает это.

Планировать походы в этот район, конечно лучше летом, тогда можно увидеть больше красоты этого сурового района. Будут лучше подъезды. Добираясь на собственном автотранспорте, мы совершили еще и очень интересное автопутешествие, кроме того, заехав на турбазу на Семинском перевале покатались на последнем снеге на горных лыжах, а возвращаясь обратно остановились на р. Чуя, на пороге "Буревестник" и со знакомыми водниками покатались на катамаранах - 7 километров водного маршрута 3 порога третьей и четвёртой категории сложности.

Двумя относительными неудачами можно назвать отказ от восхождения на вершину Тыстой из-за непогоды, и непокоренных 15 метров вершины 3608 из-за нехватки времени. В остальном, все планы были выполнены.

В силу отсутствия достаточного опыта (или интуиции) сказать насколько измениться категория сложности пройденных препятствий летом, сказать достоверно не могу. Лишь без сомнения г. Джаникту (3А) - не изменится, также и траверс г. 3608 - 2Б.

Отчет о горном туристском путешествии IV категории сложности по Горному Алтаю (Южно-Чуйский хребет) Отчет о горном туристском путешествии IV категории сложности по Горному Алтаю (Южно-Чуйский хребет) Отчет о горном туристском путешествии IV категории сложности по Горному Алтаю (Южно-Чуйский хребет) Отчет о горном туристском путешествии IV категории сложности по Горному Алтаю (Южно-Чуйский хребет) Отчет о горном туристском путешествии IV категории сложности по Горному Алтаю (Южно-Чуйский хребет) Отчет о горном туристском путешествии IV категории сложности по Горному Алтаю (Южно-Чуйский хребет) Отчет о горном туристском путешествии IV категории сложности по Горному Алтаю (Южно-Чуйский хребет) Отчет о горном туристском путешествии IV категории сложности по Горному Алтаю (Южно-Чуйский хребет) Отчет о горном туристском путешествии IV категории сложности по Горному Алтаю (Южно-Чуйский хребет) Отчет о горном туристском путешествии IV категории сложности по Горному Алтаю (Южно-Чуйский хребет) Отчет о горном туристском путешествии IV категории сложности по Горному Алтаю (Южно-Чуйский хребет) Отчет о горном туристском путешествии IV категории сложности по Горному Алтаю (Южно-Чуйский хребет) Отчет о горном туристском путешествии IV категории сложности по Горному Алтаю (Южно-Чуйский хребет) Отчет о горном туристском путешествии IV категории сложности по Горному Алтаю (Южно-Чуйский хребет) Отчет о горном туристском путешествии IV категории сложности по Горному Алтаю (Южно-Чуйский хребет) Отчет о горном туристском путешествии IV категории сложности по Горному Алтаю (Южно-Чуйский хребет) Отчет о горном туристском путешествии IV категории сложности по Горному Алтаю (Южно-Чуйский хребет) Отчет о горном туристском путешествии IV категории сложности по Горному Алтаю (Южно-Чуйский хребет) Отчет о горном туристском путешествии IV категории сложности по Горному Алтаю (Южно-Чуйский хребет) Отчет о горном туристском путешествии IV категории сложности по Горному Алтаю (Южно-Чуйский хребет) Отчет о горном туристском путешествии IV категории сложности по Горному Алтаю (Южно-Чуйский хребет) Отчет о горном туристском путешествии IV категории сложности по Горному Алтаю (Южно-Чуйский хребет) Отчет о горном туристском путешествии IV категории сложности по Горному Алтаю (Южно-Чуйский хребет) Отчет о горном туристском путешествии IV категории сложности по Горному Алтаю (Южно-Чуйский хребет) Отчет о горном туристском путешествии IV категории сложности по Горному Алтаю (Южно-Чуйский хребет) Отчет о горном туристском путешествии IV категории сложности по Горному Алтаю (Южно-Чуйский хребет) Отчет о горном туристском путешествии IV категории сложности по Горному Алтаю (Южно-Чуйский хребет) Отчет о горном туристском путешествии IV категории сложности по Горному Алтаю (Южно-Чуйский хребет) Отчет о горном туристском путешествии IV категории сложности по Горному Алтаю (Южно-Чуйский хребет) Отчет о горном туристском путешествии IV категории сложности по Горному Алтаю (Южно-Чуйский хребет) Отчет о горном туристском путешествии IV категории сложности по Горному Алтаю (Южно-Чуйский хребет) Отчет о горном туристском путешествии IV категории сложности по Горному Алтаю (Южно-Чуйский хребет) Отчет о горном туристском путешествии IV категории сложности по Горному Алтаю (Южно-Чуйский хребет) Отчет о горном туристском путешествии IV категории сложности по Горному Алтаю (Южно-Чуйский хребет) Отчет о горном туристском путешествии IV категории сложности по Горному Алтаю (Южно-Чуйский хребет) Отчет о горном туристском путешествии IV категории сложности по Горному Алтаю (Южно-Чуйский хребет) Отчет о горном туристском путешествии IV категории сложности по Горному Алтаю (Южно-Чуйский хребет) Отчет о горном туристском путешествии IV категории сложности по Горному Алтаю (Южно-Чуйский хребет) Отчет о горном туристском путешествии IV категории сложности по Горному Алтаю (Южно-Чуйский хребет) Отчет о горном туристском путешествии IV категории сложности по Горному Алтаю (Южно-Чуйский хребет) Отчет о горном туристском путешествии IV категории сложности по Горному Алтаю (Южно-Чуйский хребет) Отчет о горном туристском путешествии IV категории сложности по Горному Алтаю (Южно-Чуйский хребет) Отчет о горном туристском путешествии IV категории сложности по Горному Алтаю (Южно-Чуйский хребет) Отчет о горном туристском путешествии IV категории сложности по Горному Алтаю (Южно-Чуйский хребет)