27 января 2013
Тип материала: Рассказ Регион путешествия: Кольско-Карельский район
Год путешествия: 2006
Вид туризма: Парусный туризм Категория сложности: III
Автор: Андрей Литвинов (Санкт-Петербург)

1. Введение;
  2. Краткая характеристика района плавания;
  3. Справочные данные о походе;
  4. График движения;
  5. Снаряжение;
  6. Описание маршрута и фото
Введение

Давно хотелось сходить в поход на двух абсолютно разнотипных судах....в планы входило пройти от Кандалакши до Кеми, а там зайти на Соловки, но всё-таки сказалось, разнотипность судов (катамарану ветер нужен, а байдарке лучше штиль) и пройти смогли в 2 раза меньше, дошли только до деревни Калгалакша.

Состав группы:

• Литвинов Андрей, 1983 г.р., Санкт-Петербург, руководитель группы, anprolvy@list.ru
  • Писарев Михаил, 1960 г.р., Санкт-Петербург
  • Иванов Андрей, 1970 г.р., Санкт-Петербург
  • Петрова Свтелана, 1965 г.р., Санкт-Петербург
  • Петров Иван, 1992 г.р., Санкт-Петербург
  • Петров Алексей, 1994 г.р., Санкт-Петербург
Краткая характеристика района плавания

Маршрут плавания проходил вдоль карельского берега Белого моря. Первая половина маршрута пролегала в Кандалакшском заливе Белого моря (включая Кандалакшский заповедник).

Кандалакшский залив Белого моря, включая Кандалакшский государственный заповедник

Географические координаты: 66°46' с.ш.; 33°08' в.д. (66°25'-67°08' с.ш.; 32°15'-34°10' в.д.)

Географическое положение угодья: Северо-западная часть Белого моря, вершина Кандалакшского залива. Северо-западная оконечность угодья расположена вблизи г. Кандалакша

Площадь: 208000 га

Высота: На уровне моря, отдельные вершины на островах поднимаются до 80 м над уровнем моря.

Краткая характеристика угодья: Вершина Кандалакшского залива Белого моря с изрезанными берегами, сотнями мелких островов шхерного типа, значительной площадью мелководий и литорали. Место массового гнездования обыкновенной гаги беломорской популяции, других водоплавающих и прибрежных птиц, линьки селезней нырковых уток и крохалей и остановки пролетных птиц

Кандалакшский государственный заповедник

Дата создания Кандалакшский государственный природный заповедник учрежден постановлением Совнаркома СССР № 386 от 25 июня 1939 года по постановлению ЦИК Карельской АССР № 837 от 7 сентября 1932 года.

Географическое положение Территория заповедника расположена на островах и побережье Белого и Баренцева морей в пределах Кандалакшского, Терского, Североморского, Печенгского районов Мурманской области и Лоухского района Республики Карелия.

Цель создания Охрана и изучение тундровых, таежных и морских биогеоценозов Кандалакшского залива и Мурмана; биологический контроль за состоянием популяций морских и других околоводных птиц и связанных с ними наземных и водных биоценозов; выявление влияния антропогенного фактора, особенно загрязнения морской среды, на заповедные акваторию и прибрежья; разработка методов сохранения и восстановления охраняемых экосистем. Самый крупный остров заповедника - Великий - лежит на Полярном круге. От материка он отделен очень узкими проливами, так называемыми порогами. Поэтому Великий по своей природе практически не отличается от соседнего побережья, часть которого тоже входит в состав заповедника (Ковдский полуостров). Эти территории заняты, в основном, хвойными лесами и заселены характерными для северной Карелии животными: лось, медведь, лисица, куница, горностай, белка, заяц-беляк; иногда появляются рысь и росомаха. Птицы - тоже типично лесные, лишь на побережье кое-где встречаются небольшие колонии чаек и крачек, гнездятся кулики-сороки и некоторые другие приморские птицы. Есть в этих местах и редкие виды (орлан-белохвост, скопа), на болотах кое-где размножаются серые журавли. В 1977 г. в состав заповедника была включена южная оконечность Турьего мыса. Этот участок представляет огромный ботанический интерес, так как здесь на небольшой площади произрастает несколько видов очень редких растений. Среди них уникальными являются солнцецвет арктический и одуванчик турье-мысский, оба растения пока нигде больше в мире не найдены.

Площадь 70 530 га (из них 20 947 тыс. га приходятся на сушу, а остальные 49 583 тыс. га - на морскую акваторию и литораль).

Справочные данные о походе

Вид туризма Протяженность маршрута, км Число ходовых дней Общее число дней Сроки
водный 250 12 21 11.07-01.08 2006

График движения

Ходовой день Дата Участок маршрута Расстояние, км
1 11.07.06 Кандалакша р. Нива – о. Капша 25
2 ночь с 13.07.06 на 14.07.06 о. Капша – о. Тарасиха 20
3 15.07.06 о. Тарасиха – о. Кривой (губа Ковда) 20
4 ночь с 16.07.06 на 17.07.06 о. Кривой – о. Покормежный (Кандалакшский заповедник) 50
5 20.07.06 о. Покормежный – Кемь Луды 15

катамаран Альбатрос 4
байдарка Таймень-2 2

Описание маршрута и фото

10-11 июля. Отъезд из Питера и приезд в Кандалакшу (1150-1200 км)

Уезжаем из Питера 10 июля, жара жуть, 32 градуса. Поезд подали с задержкой на 20 минут. В Волховстрое простояли час, духатища. Ну да ладно за Петрозаводском стало полегче, а в Кандалакшу приехали совсем сказачно +13 и дождик моросит. Договорились с грузовиком, что за 200 рублей он нас и всё барахло довезёт до моря (около 6-8 км). Ехали в контейнере в полной темноте да бесконечная тряска. Это был единственный случай за весь поход, когда понадобился фанарь. Приехали на берег реки Нива около 13:30, собираемся не спеша, народ даже купаться пошёл (вода около 10 градусов), успели залесть на сопку пофоткать, красота....Ну,купаться громко сказано,скорее несколько раз окунуться на пару минут.Очень освежает после питерской жары и поезда-душегубки.

11 июля. Кандалакша - остров Капша (20-25 км)

Ветер дует всё ещё сильный, около 12-15 м/c, но решено выплывать. И вот настал долгожданный отплыв, это чудо совершилось около 20:00, буквально через 20 минут мы вышли из-за сопки и наслаждаемся потрясающими по красоте видами Кольского полуострова. Тут и погода начала налаживаться, стало совсем ясно и стих ветер,потеплело до 20-25 градусов, байдарка начала отрываться и вскоре катамаран остался позади и ушёл из поля видимости. Вот и увидели морских звёзд,попадаются довольно крупные(ни одна от наших рук не пострадала)

Отчет о парусном и гребном туристском походе по Белому морю (Карельский берег) на катамаране Альбатрос и байдарке Таймень-2 Отчет о парусном и гребном туристском походе по Белому морю (Карельский берег) на катамаране Альбатрос и байдарке Таймень-2 Отчет о парусном и гребном туристском походе по Белому морю (Карельский берег) на катамаране Альбатрос и байдарке Таймень-2 Отчет о парусном и гребном туристском походе по Белому морю (Карельский берег) на катамаране Альбатрос и байдарке Таймень-2 Отчет о парусном и гребном туристском походе по Белому морю (Карельский берег) на катамаране Альбатрос и байдарке Таймень-2 Отчет о парусном и гребном туристском походе по Белому морю (Карельский берег) на катамаране Альбатрос и байдарке Таймень-2

Около 2 часов ночи встали на острове в Капшской губе...Через час увидели,как на соседнем острове в 3 км не доходя нас стоит наш Альбатрос, как мы не кричали,они нас так и не услышали, решено было Мише сплавать за ними, но к сожалению они уже там встали лагерем и сказали что подплывут вечером. Миша: Туда легко доплыл, а обратно-поднялся неприятный встречно-боковой ветер и течение встречное, больше часа грёб.

12-13 июля. Остров Капша

Проснулись около часу дня, сильный ветер и море штормит, всё в округе затянуто. Только разожгли костёр,как полил дождь, тогда решили жечь "Беломорский костёр", чтобы не потух. К вечеру, около 21-22 часов,море успокоилось, Миша пошёл на рыбалку.Пока готовилась еда, к нам за шашлыком приплыл катамаран с Андреем и Ваней,но ненадолго. К этому времени вернулся Миша с уловом. Решено было, что завтра пойдём дальше и катамаран уплыл на стоянку. Мы же познакомились с местными рыбаками и до 4 утра просидели с ними. Ну очень хорошо посидели...Уху варили на автопилоте

На следующий день проснулись от того, что услышали шум подплывающей моторки, это оказались вчерашние рыбаки. Они приехали к нам с кумжей и мы ещё посидели с ними. К вечеру подошёл наш катамаран (а обещали днём) и около 23 часов мы тронулись в путь.

13-14 июля. Остров Капша - остров Тарасиха (20-25 км)

Выплыли, на море штиль, шли всю ночь (хотя летом на севере ночь имеет условное понятие), к 4-5 утра пригляделся красивый остров, на карте именуется как остров Тарасиха.

14 июля. Остров Тарасиха

Приплыли на остров Тарасиха. Только солнце вышло из-за туч,начало парить, на солнце больше 25. Поели и легли спать. Днём встали и я с Ваней и Лёшей решили обойти остров вокруг, а Миша с Андреем поплыли на материк за пресной водой. Миша: На этом острове наблюдал с довольно близкого расстояния морского зайца, он лежал на большом камне, только хвост опущен в воду. А фотик я, конечно, на стоянке оставил...

15 июля. Остров Тарасиха - остров Кривой (губа Ковда) (20-25 км)

Выплыли днём, облачно, ветра почти нет, катамаран где-то там позади тащится. Встретили по пути первую за поход байдарку (впрочем катов тоже пока не видели), в ней сидели двое супругов возрастом около 55 лет. Рассказали нам, что идут от Пояконды до Кандалакши, а там разворачиваются и вдоль Карельского и Летнего берега в Онегу. По пути высадились на остров, размялись, заодно сфоткали тучу с дождём, идущую параллельно нам.

Вечером около 21-22 встали на острове Кривой в губе Ковда. После полуночи пошли осматривать остров, набрали мидий, которые потом всю ночь ели (неплохая закуска). Так же засняли морского червя, на первый взгляд больше змею напоминает. На завтра план пройти Кандалакшский заповедник.

16-17 июля. Остров Кривой - остров Покормежный (Кандалакшский заповедник) (50 км)

К 2 часам дня собрались, на последок решили искупнуться, выплыли, ветер сильный (около 15 м/c) и встречный, пройдя около 5 км и дойдя до острова Молочница (катамаран в этот ветер шёл в лавировку и остался далеко позади) подъехал инспектор на моторке и сказал держаться не ближе 500 метров от берега и так на протяжении всего заповедника.Оказывается,этот остров тоже входит в состав заповедника (а на картах это не обозначено). Сказал,что лучше подождать благоприятной погоды (дул северо-восточный ветер),если идти без остановок на берегу. Этот же инспектор сказал, что в Кандалакше надо было получить разрешение на прохождение заповедника,тогда можно бы было высаживаться на берег. Мы решили повернуть к незаповедному берегу и переждать, заодно пополнить запасы пресной воды (недалеко есть маленькое озерцо). Ждали до вечера, около 22 часов приняли решение выходить. На море была слабая зыбь. Мы сразу же обошли катамаран и решили встречаться уже за заповедником на мысе Кузокоцком, а до туда не менее 50 км.

Пока плыли, я успел сделать несколько снимков, это был весь наш отдых на протяжении 7,5 часов гребли. Замученные и усталые, мы наконец-то увидели впереди долгожданный мыс Кузокоцкий.Но тут, выйдя в начало пролива Великая Салма, подул очень силный встречный ветер и оставшиеся 6 км мы проходили почти 1,5 часа. Доплыв до острова Покормёжный,наконец-то выползли из байдарки и принялись разжигать костёр, чтобы катамаран нас увидел. Спустя 3-4 часа на горизонте в 6-7 км от нас показался наш катамаран. Но они шли мимо, и невидели нас. И тут пришла самая бестолковая идея в такой ситуации - я решил крикнуть. И самое удивительное - они нас услышали и пошли на нас. Вот как по попутному ветру звук идёт! Около 10 часов утра они были у нас. Все быстро поели и легли спать.

17 июля. Остров Покормежный (мыс. Кузокоцкий)

Встали около 8 вечера, ветер ослаб. Прошлись по берегам и набрали морской капусты на ночной ужин. Всю ночь наслаждались прекраснейшими Беломорскими закатами с "Беломорским костром".

Отчет о парусном и гребном туристском походе по Белому морю (Карельский берег) на катамаране Альбатрос и байдарке Таймень-2 Отчет о парусном и гребном туристском походе по Белому морю (Карельский берег) на катамаране Альбатрос и байдарке Таймень-2 Отчет о парусном и гребном туристском походе по Белому морю (Карельский берег) на катамаране Альбатрос и байдарке Таймень-2 Отчет о парусном и гребном туристском походе по Белому морю (Карельский берег) на катамаране Альбатрос и байдарке Таймень-2 Отчет о парусном и гребном туристском походе по Белому морю (Карельский берег) на катамаране Альбатрос и байдарке Таймень-2 Отчет о парусном и гребном туристском походе по Белому морю (Карельский берег) на катамаране Альбатрос и байдарке Таймень-2

18-20 июля. Остров Покормежный

С утра проснулись,дул очень сильный ветер, было пасмурно и море всё покрыто барашками. До вечера шторм не утих, решили перебраться в другое место на острове, которое закрыто от ветра (где мы обнаружили отличную стоянку со столиком и каркасом под беседку). К вечеру ещё на 2 дня зарядил моросящий дождь. Видели группу парусных катов на соседнем острове.

20 июля. Остров Покормежный - Кемь Луды (10-15 км)

К 2 часам дня собрались и решили выходить, однако дул попрежнему сильный ветер. Пройдя около 1 км к мысу Кузокоцкому волны стали увеличиваться и их высота была более 2 метров и очень много барашков. Мы решили на байдарке развернуться и сделать пронос около 500 метров по лесу между губой Кузокоцкой и губой Красной, думая что дальше нас закроет мысом от волн. Но тут катамаран, отойдя чуть больше километра в нашем направлении,сломал руль и мы встали на починку. Пока чинили, чуть-чуть ветер ослаб. Решили идти разными путями и встречаться на острове Сидоров. Катамаран пошёл через мыс Кузокоцкий, а мы пошли в сторону губы Кузокоцкой,к перешейку. Дошли и сделали обнос, но выйдя в губу Красную и пройдя 5 км ветер опять задул сильно и на волнах начали появляться барашки. Решили приставать к берегу. Миша: Этот волок довольно удобный,тропа хорошая.

На берегу нашли отличный камень, за которым укрылись от ветра. Пока я ставил лагерь,Миша принёс целый мешок грибов. Вдобавок к этому перед волоком мы в губе Кузокоцкая набрали мидий. Около полуночи легли спать, завтра надо было выходить в 10 в полную воду, иначе бы не прошли проливом между мысом Красным и Кемь-Лудами.

21 июля. Кемь Луды - остров Сидоров (10-15 км)

Встали около 9 утра,собрались и в 10 вышли. Кемь Луды прошли отлично и вовремя,вода уже начала убывать и следующая за нами группа парусных катов (те же,что стяли около о.Покормёжного,мы их видели снова у одного из островов в Красной губе) через пролив проходила местами пешком. За мысом Красный,у солёного озера, встретили Питерских байдарочников (спасибо им,помогли с пресной водой), пообщавшись с ними, пошли на о.Сидоров. Там нашли отличную стоянку и встали. Наших не видели. После Миша пошёл прогуляться по острову и встретился с Альбатросом, который стоял в полутора километрах от нас. Оказывается, они ещё вчера пришли, ветер был попутный и свежий. К вечеру мы перебрались туда. Да, уж, водичка была кстати...У нас ещё вечером закончилась...А огненная вода, как показало утро, плохо утоляет жажду. Рядом со стоянкой байдарочников Андрей чуть не наступил на гадюку.

22 июля. Остров Сидоров

Встали с утра, на море полный штиль, посмотрели на то количество продуктов, которое, у нас осталось, и приняли решение, что надо ехать в пос. Чкаловский (Чупинская губа) за продуктами. Поплыли Андрей с Мишей на байдарке и вернулись только к 10 вечера. Мы как раз к этому времени истопили баньку, которая была построена на острове. Миша: На обратном пути высадились на голом островке отдохнуть,обнаружили много карликовой красной смородины(кустики размером как брусничные). Но ягоды далеко не карликовые!

23 июля. Остров Сидоров - мыс. Шарапов (20-25 км)

Вышли к вечеру, на море опять штиль. Пошли на остров Пежостров, а оттуда встали напротив о. Сосновец на материке. Снова мы ждём катамаран, но не скучаем, так как почти 2 часа искали в округе подходящее место. Тут видимо местная рыболовная зона и много рыбачих тоней, поэтому встать решили недалеко от мыса Шарапов.

Пока ждали катамаран, решили порыбачить, и тут начался отличный клёв трески. Подошедний катамаран присоединился к нам, наловили много-около 15кг. Отлично позавтракав свежей треской, мы пошли спать. Похоже, треске без разницы, какая блесна, пробовали самые разные, берёт на любые.А если уж не берёт, то не берёт. Активный клёв наблюдался на подъёме воды.

24-25 июля. Мыс Шарапов - мыс Орлов (40 км)

К вечеру ветер немного стих, мы собрались и вышли около 22 часов. Перевалочный пункт решили устроить на о. Соностров, там и принято было встретиться.

Вновь мы пришли первыми, разожгли на о. Соностров очередной "Беломорский костёр" и стали греться и ждать катамаран. Он подошёл к нам минут чеез 40. Дождавшись катамарана, мы все вместе пошли дальше к мысу Орлов.

Около 9 утра встали перед мысом Орлов (Сухая губа). Через час задул сильный ветер, все улеглись спать. К вечеру ветер чуть стих и решено было идти дальше.

25-26 июля. Мыс Орлов - мыс Кирбей (12-14 км)

Долго пытались отойти от берега,но нас прижимала сильная прибойная волна. Всё-таки вышли. Отойдя метров 200 от берега,волна была продолжала увеличиваться, примерна в 500-1000 метров от берега она была около 1,5 метра. Пошли в сторону Гридиной губы. Из-за пасмурной погоды и сумерек было темновато.

Впереди была Гридина губа. В такой сумрачной погоде, да ещё накрапывающий дождик решили подождать катамаран и обсудить, стоит ли её сейчас пересекать (около 11 км). Остановились перед мысом Кирбей. Погревшись у костра решили, что не стоит, и пошли искать место для стоянки, к утру погода совсем испортилась и заморосил дождь.

26-27 июля. Мыс Кирбей

К вечеру нас разбудили местные гридиновские рыбаки и позвали к себе в избу.Угостили кумжей,горбушей,икрой пинагора.Мы их тоже угостили,конечно известно чем))) В завершение купили у них сёмгу (на 4кг). Так прошёл целый день. На следующий день встали, опять ветер и морось. К вечеру дождь прекратился, пошли на рыбалку, опять наловили около 8 кг трески. Сёмга оказалась с икрой, хоть и некрупной, но на пару бутербродов каждому хватило. А пинагорья икра тоже довольно вкусная, хотя мужики с солью переборщили.

28 июля. Мыс Кирбей - мыс Толстик (11 км)

К вечеру, около 16 часов, немножко стих ветер и мы решили идти дальше. Встречаться решили на м. Толстик. Вышли на байдарке,отошли несолько километров -задул очень сильный ветер, волна около 1,5 метра, как-то проскочили пол-пути,проходя между островов, а затем нас поколбасило неслабо, местами волна была до 2-2,5 метров. Вообщем перебрались мы на тот берег за 2,5 часа, катамаран весь путь (а под конец вообще под одним стакселем) пролетел за 40 минут. К ночи скорость ветра поднялась до 20-25 м/с, мы решили заночевать прямо на отрытом месте. Ветер был настолько сильный, что костровый тент втроём удержать не могли.

29 июля. Мыс Толстик - озеро Бол. Яголомбо (15-20 км)

К середине дня ветер подстих, Миша с Ваней принесли мешок грибов. Пообедав мы вышли, это был наш завершающий этап похода по плаванию в Белом море. Пойдя вдоль острова Олений в сторону Калгалакши мы решили срезать, а там через 10 км оказался тупик, и следующее озеро только в 50 метрах. Пришлось проходить порог "лесной", перетаскивать суда и вещи. За этим озером нас ожидал второй такой порог длиной около 70 метров. К ночи мы прибыли на стоянку. Миша: На карте (2км атлас) порог обозначен...Но оказалось,что воды здесь нет вообще, поэтому мы назвали это место лесным порогом. Переход из оз.Яголомбо в оз.Лисье оказался попроще, немного воды присутствовало.Но явно недостаточно, даже для байдарки.

30 июля. Озеро Бол. Яголомбо - озеро Лисье (8 км)

Преодолев ещё 2 волока мы подошли к деревне Калгалакша, там было много байдарочников, выходивших из р.Калга. В конце всего похода (вероятно, в морском пороге из оз. Лисье-пор. Стойковский)мы умудрились наскочить на толстый гвоздь и проколоть шкуру у байдарки. Пришлось клеить.

1 августа. Озеро Лисье - деревня Калгалакша (2 км)

Ну вот и всё, закончилось наше прекрасное путешествие по Белому морю, пройдено около 250 км

Будем ждать следующего года, чтобы опять поехать на Север.