25 января 2013
Год путешествия: 1995
Вид туризма: Парусный туризм Категория сложности: V
15 июля - 5 сентября 1995 года

Руководитель: Виктор Гуськов (Москва)

Отчет из библиотеки Московского городского туристского клуба, №5487

А - конец маршрута

Общая схема маршрута

Картографический материал

Отчет о парусном походе пятой категории сложности в районе Баренцева и Белого морей по маршруту: губа Печенга - п/о Рыбачий - Кольский п-ов - горло Белого моря - Зимний берег Белого моря - Архангельск Отчет о парусном походе пятой категории сложности в районе Баренцева и Белого морей по маршруту: губа Печенга - п/о Рыбачий - Кольский п-ов - горло Белого моря - Зимний берег Белого моря - Архангельск Отчет о парусном походе пятой категории сложности в районе Баренцева и Белого морей по маршруту: губа Печенга - п/о Рыбачий - Кольский п-ов - горло Белого моря - Зимний берег Белого моря - Архангельск Отчет о парусном походе пятой категории сложности в районе Баренцева и Белого морей по маршруту: губа Печенга - п/о Рыбачий - Кольский п-ов - горло Белого моря - Зимний берег Белого моря - Архангельск Отчет о парусном походе пятой категории сложности в районе Баренцева и Белого морей по маршруту: губа Печенга - п/о Рыбачий - Кольский п-ов - горло Белого моря - Зимний берег Белого моря - Архангельск Отчет о парусном походе пятой категории сложности в районе Баренцева и Белого морей по маршруту: губа Печенга - п/о Рыбачий - Кольский п-ов - горло Белого моря - Зимний берег Белого моря - Архангельск Отчет о парусном походе пятой категории сложности в районе Баренцева и Белого морей по маршруту: губа Печенга - п/о Рыбачий - Кольский п-ов - горло Белого моря - Зимний берег Белого моря - Архангельск Отчет о парусном походе пятой категории сложности в районе Баренцева и Белого морей по маршруту: губа Печенга - п/о Рыбачий - Кольский п-ов - горло Белого моря - Зимний берег Белого моря - Архангельск Отчет о парусном походе пятой категории сложности в районе Баренцева и Белого морей по маршруту: губа Печенга - п/о Рыбачий - Кольский п-ов - горло Белого моря - Зимний берег Белого моря - Архангельск

->-> - маршрут группы
П - начало маршрута
А - конец маршрута

Поход совершен группой туристов г. Москвы от АЛП "СТРАННИК".
Время проведения похода - с 15 июля по 5 сентября 1995 г.
Маршрутный лист № 1П-507.
Руководитель похода - Гуськов Виктор Константинович (тел. 386-29-77).

п/п
Ф.И.О. Год рожд. Обязанности в группе
1 Гуськов Виктор Константинович 1950 Руководитель, капитан тримарана М-246 "КОРСАР- 2".
2 Зеленцов Борис Николаевич 1948 Матрос - рулевой

20 Монокуляр 10х50 2
21 Государственный флаг 1
22 Комплект навигационных карт 2

Тактико-технические данные парусной лодки "Корсар 2"

Тип лодки Многокорпусник (тримаран)
Тип конструкции каркаснонадувной
Диаметр центрального баллона 0,65 м.
Диаметр бокового баллона 0,4 м.
Высота до грузовой платформы от воды с полной загрузкой 0,6 м.
Длина центрального баллона 6,8 м.
Длина бокового баллона 5 м.
Емкость центрального баллона 1400 л.
Емкость бокового баллона 440 л.
Количество боковых баллонов 2.
Габаритная ширина 5,2 м.
Пассажировместимость 4 чел.
Полезная нагрузка 400 кг.
Запас плавучести с полезной нагрузкой 5.
Площадь парусов: Грот - Стаксель - 10 м2. 6 м2.
Средняя скорость под парусом 7 км/час.
Макимальная скорость под парусом 20 км/час.
Масса пустого судна 265 кг.

Отчет о парусном походе пятой категории сложности в районе Баренцева и Белого морей по маршруту: губа Печенга - п/о Рыбачий - Кольский п-ов - горло Белого моря - Зимний берег Белого моря - Архангельск" border="0" height="150" width="101">Отчет о парусном походе пятой категории сложности в районе Баренцева и Белого морей по маршруту: губа Печенга - п/о Рыбачий - Кольский п-ов - горло Белого моря - Зимний берег Белого моря - Архангельск" border="0" height="150" width="101">Отчет о парусном походе пятой категории сложности в районе Баренцева и Белого морей по маршруту: губа Печенга - п/о Рыбачий - Кольский п-ов - горло Белого моря - Зимний берег Белого моря - Архангельск" border="0" height="150" width="107">

Как добраться до места старта

До места старта нужно добираться с Ленинградского вокзала; например поездом № 182, отправлением в 19.30, который прибывает в Мурманск через сутки в 12.15. Багаж следует сдать заранее, так как багажный вагон прицепляют к этому поезду 2-3 раза в неделю. В Мурманске нужно получить пропуска в погранотряде на улице Туристов-28. После этого нужно добраться до пос. Печенга автобусом на город Заполярный (3 часа езды) или попутной машиной. Автобус отправляется с верхней площадки у ж/д вокзала, ходит несколько раз в день, последний - в 23.00. Автобус у пос. Печенга сворачивает налево, на г. Заполярный, но желательно попросить водителя проехать направо через поселок до рыбацкой тони, это около 3-х км. Здесь, в вершине губы Печенга (устье реки Печенга) можно собрать лодки. От дороги до воды метров 50.

Описание маршрута

15 июля (суббота)

Выехали поездом №182 в 19.30 с Ленинградского вокзала в г.Мурманск. Багаж сдали за день до отправления, но ехал он с нашим же поездом.

16 и 17 июля

Восхитительная поездка в плацкартном вагоне рядом с сортиром.

17 июля (понедельник)

В Мурманск приехали 17 июля, в Понедельник, в 12.15. Сняли 3-х местный номер в гостинице "Шахтер", комн.20. Здесь подешевле, чем в Арктике. Гостиница "Арктика" находится прямо через дорогу от ж/д вокзала, а "Шахтер" - дальше за Арктикой, через улицу на следующей (если идти спиной к
вокзалу). Стоимость номера - 34 тыс. руб. с носа. Горячей воды в то время не было, но на первом этаже есть душевая комната. Мы даже помылись, нагревая воду эл.чайником и выливая ее в 20-ти литровую канистру. Разбавляли, разумеется, холодной водой.
Багаж хранился в багажном отделении. Первые сутки за хранение ничего не берут, за вторые начинают брать, но не много. Однако держать на хранении тяжелый багаж более 2-х суток уже чувствительно. Багажное отделение находится у подножия горы, на которой стоит "Алеша" (памятник). Алеша виден издалека; уж дюже большой, но от вокзала далековато. Туда можно доехать троллейбусом (до конца, далее пешком с километр) или автобусом.

18 и 19 июля

Оформляли документы и пропуска на маршрут (ул, Туристов-28).

20 июля (четверг)

Выехали автобусом (на г.Заполярный) в Печенгу в 23.00 с верхней площадки у ж/д вокзала. Стоимость билетов на троих - 72 тыс. руб. С водителем договорились за багаж с учетом подъезда к месту сборки лодки за 80 тыс. руб. Автобус шел полный и нам пришлось сидеть на своих шмотках 3 часа.
Упаковки и рюкзаки забросили на заднее сидение, отчего автобус (львовский) изрядно просел на задние конечности и еле вытягивал в гору. В 2 часа ночи, однако, были на месте. Ночь, понятное дело, чисто условная - светло, как днем.

21 июля (пятница)

Итак, в 2 часа ночи были в губе Печенга и начали собирать лодку.
Однако природу не обманешь и, поставив палатку, мы завалились спать. Проснулись утром почти в полдень и, пообедав, продолжили сборку. Лодка была новая, не объезженная, так что проковырялись до вечера. Поздно вечером от местных жителей узнали, что сегодня была баня. БЫЛА! Жаль - прохлопали баньку-то. Для потомков-парусников:
БАНЯ В ПЕЧЕНГЕ - ПО ПЯТНИЦАМ !!

22 июля (суббота)

И еще полдня собирали лодку, а вышли на маршрут только в 1630, уже по отливу. Прошли, однако, нормально. Вообще-то здесь в отлив губа мелеет километра на 2, так что выходить лучше в пик прилива.
Проходить нужно 1,5 км под левым берегом, а далее - ближе к правому.
После прохода белого здания на левом берегу - мелей нет. Зашли в пос. Лиинахамари на базу ВМФ, где я отметил (в смысле документов) выход в море.
Делать это надо обязательно, иначе пограничники будут ловить (шансов убежать очень мало). Как оказалось меня здесь еще помнят по прошлому году (это, когда я не отметил выхода и нас 2 дня ловили. Поймали, конечно).
Вышли из губы в море уже поздним вечером. Ветер - бакштаг 5 баллов. На ночевку встали в 1 час ночи в маленьком заливчике перед губой Малой Волоковой.
Неудобное место; много крупных камней, на берег не вытащить. Пришлось оставить лодку на воде, на чалке.

23 июля (воскресенье)

Полный прилив ожидали к 16 часам. Вода сейчас ушла далеко. Ветер немного утих, но к вечеру снова усилился. Шквалы. Решили переждать до завтра.

24 июля (понедельник)

Ветер стал потише. Прилива дожидаться не стали; сволокли лодку в воду по траве (морской, разумеется), загрузили ее и вышли в 11.00, как раз по пику отлива. Ветер - левый бакштаг (ЮЗ). В районе о-вов Айновских сломался один руль, вернее - узел навески руля на рулевую балку. Поставили второй руль, но у него та же болезнь; долго не протянет, да и рама навески рулевой балки что-то подозрительно шатается. Решили не дожидаясь поломки усилить раму. Для ремонта использовали подручный материал, которого здесь в изобилии, то есть пару жердочек диаметром по 70 мм. Это намертво, правда все это таскать нам; два раза в день как минимум. Погода обычная для этих мест; холодно, ветренно, часто идет дождь. На берегу губы Б. Волоковая, за мысом Земляной, встали на ночевку. Здесь сильный накат, но у берега много камней плоской формы и травы, так что накат смягчается. Подходили в первой фазе отлива. Сюда лучше подходить в прилив, даже в сильный накат. Берег здесь от уреза повышается, состоит из колотых камней, а чуть дальше крутизна его увеличивается, камни осыпаются, но ходить можно без проблем, только не в штанах химзащиты. Выше этой осыпи есть ровный участок, который тянется далеко вдоль берега, но полосой шириной метров 15. За этим участком поднимаются небольшие скалы, а дальше опять ровная площадка и скалы, но уже повыше.
На этих высоких скалах берег - как плато, тянется далеко и ровно. На берегу много плавника для костра. Со скал стекает ручьями и водопадами пресная вода.
Здесь вдоль берега есть несколько укреплений времен Второй Мировой. На этой стоянке выяснилось, что наш КОК (холера ему в бок) готовит так себе, средненько, но чувства меры не знает; сварил столько, что мы остались полуголодными. Зато потом он ударился в другую крайность и что нам всем дорого стоило (в самом прямом смысле), но об этом потом.

25 июля (вторник)

Проспали до обеда, благо дело это на свежем воздухе весьма приятное. Идет дождь. Ветер ЮВ, умеренный. Решили наверстать потерянное на ремонте время и сделать ночной переход. В 19.30 с приливом вышли.
Через некоторое время у мыса Немецкий ветер сдох и мы 2 часа болтались в море на одном месте, неприлично отзываясь о здешней погоде. Затем (полезно ругать погоду) вдуло, как по заказу и мы пошли левым галсом с приличной скоростью. Шли так аж до 4-х часов утра и встали на ночевку (или как ее там) в районе между мысами Немецкий и Майнаволок. Берег для тяжелых лодок не удобный; камни, трудно вытаскивать лодку. Правда впоследствии нам приходилось высаживаться в таких местах, что это место - просто райская благодать.

26 июля (среда)

Выспавшись как следует и, разумеется, откушав также (благо наш кок стал варить как на роту голодных солдат) - отчалили. И опять, как и вчера, в прилив. Поскольку цикл прилив-отлив длится примерно 13 часов, то ежесуточно происходит сдвижка пика прилива (отлива). Мы прилив застали еще на подходе к пику, но легче нам от этого не стало; отход был тяжелым из-за сильного наката.
Лодку волной выбрасывает на берег, да и ветер не был нам союзником. Работая вовсю веслами, едва вырвались, а метрах в 20 от берега наката как не бывало.
Идем в правый галс. Ветер устойчивый, средненький. На подходе к губе Зубовская второй руль сказал "ХРЮК". Пришлось делать дневку. Попали аккурат на то место, где стоял в прошлом году. Лагерь поставили у дота. Прошлогодняя стоянка в таком виде, как будто только что ее покинули; место под палатку, печка из камней - все не тронутое. Нахлынули чувства. Всплакнул (под злорадное хихиканье матросов). Погода весь день была хорошая, солнечная, но ночью начался мелкий затяжной дождь.

27 июля (четверг)

Дневка. Устроили банный день. На костре грели 20-ти литровую алюминиевую канистру с водой до горячего состояния, а разбавляли холодной из озерка. Уж чего, а пресной воды на берегу - море. Мылись по одному в доте. Весьма недурно.
После мытья и обеда занялись изготовлением греби вместо рулей. Сделали ее из бревен и доски, а привязали стропой на место правого руля. Получилось что-то страшное но внушающее доверие. К вечеру погода наладилась. Тепло и солнечно, но комары зажрали. Все-таки лучше иметь накомарник.

28 июля (пятница)

Вышли в 14.00, правый галс. Вдувает выше среднего, баллов на 5. Ход хороший. Сперва прощупал гребь на прочность, но через некоторое время перестал за нее опасаться; неплохо работает. Однако ворочать гребью не шибко легко.
Бревно - оно и в Африке бревно. На мысе Цып-Наволок зашел на погранпост, отметился. Оказалось меня там знают по прошлому году. Проверили рацию. Получается вот что: с антенной на плечевом ремне, сидя на трамплине, связь оценивается в 1 балл, а стоя - 4 балла.
Связь, стало быть, нужно держать стоя. А еще лучше - установить антенну на топе мачты. Вечером встали у мыса Городецкий, в 100-200 метрах за мысом Башенка. За 6 часов хода прошли 50 км. Место весьма неплохое, правда с постановкой палатки трудновато; то камни, то криво, то скала над головой.
Далеко же от места стоянки палатку и вещи тащить неохота.
В конце концов все же нашли местечко. Красиво здесь. Высокие и крутые скалы.
Рядом - водопад. Отсюда открывается хороший вид вглубь Мотовского залива.
Наверху, на скалах - каменистая тундра до горизонта.
Здесь мы держали совет; идти до Архангельска или закончить маршрут в Мурманске из-за поломки рулей. Решили рубиться до конца; мол сломается одна гребь - сделаем другую, благо бревен и досок на берегах навалом. (Гребью ворочать однако мне придется). Ну, так тому и быть.

29 июля (суббота)

Ветер средний с переходом на сильный. В 15.10 вышли. Перешли на материк через Мотовский залив с заворотом к востоку, к Ура-губе. Далее мимо мыса Сеть-Наволок, мимо Кольского залива к о. Кильдин. Волны идут с северо-запада, высота их метра 2,5, но пологие до такой степени, что мы принимали их бортом. Лодка идет хорошо. Несем полное вооружение. При подходе к о. Кильдин ветер стал стихать и изменил направление на СВ. Идти решили Кильдинским проливом, т.к. мористый берег острова обрывистый, а в случае полного штиля махать веслами придется долго; длина острова 19 км. При входе в пролив нарвались на отлив.
Течение здесь достигает 4 км/ч. При слабом ветре, а ветер СВ направления в данном случае дует в морду, войти в пролив - дело безнадежное. Лавируя мы мотались на одном месте в течение часа, пока не ослабло течение. Используя весла вдобавок к парусу прошли входную банку. Банка сея есть поднятие дна на входе в пролив; эдакая донная поперечная гряда. Вот через эту-то гряду переваливают воды пролива при отливе; течение здесь еще ускоряется. Зато после банки чувствуется облегчение. Дальше, однако, не пошли ввиду позднего времени и голода. В 23.10 причалили к берегу Кольского п-ова. Здесь в полукилометре вглубь пролива на берегу есть как бы выемка между сопками, а ближе к скалам есть пресное озеро. Берег в выемке ровный, но сам выход на него затруднен из-за крупных камней, лежащих в воде. Подходили мы вначале прилива, а в отлив сюда подходить следует только в крайнем случае. Кстати, большого прибоя здесь не бывает. Лучше причаливать у западной скалы. Здесь же и ставить палатку, т.к. это место защищено ото всех ветров. Дров в виде плавника как всегда навалом. Печь можно сложить из камней; этого добра тут не меряно.
Похолодало. Температура в палатке опустилась до 8°С. Предстоит холодная ночевка. Прекрасно; проверим спальники.

30 июля (воскресенье)

Ночь провели нормально, спальники оказались теплыми. С утра потеплело до 20°С. К обеду ветер стих. К выходу были готовы к 14.00, но начался отлив.
Россыпи камней, обнажившиеся в отлив, очень мешают; приходится тащить лодку к чистой воде и там ее загружать. Ходить за вещами при этом нужно по колено в воде и по камням. Ветер слабый встречный. Течение встречное порядка 3 км/ч. У восточного конца о. Кильдин пролив сужается. В этом месте при приливе/отливе возникают сильные водовороты, затрудняющие движение судов (здесь могут ходить только малые суда). Но под парусом на мелкосидящей лодке это не ощущается, нужно только вытащить наполовину шверты. Наблюдаются мелкие сулои; вода как бы кипит. На восточной оконечности п-ова находится п/пост. Отметившись пошли дальше. После выхода из пролива пошли быстрее; ветер усилился до 5 баллов с юга. Да, у погранцов выпросили алюминиевую миску, т.к. миска одного из матросов (из банки от сельди, оч-ч-чень легкая) улетела еще на п-ове Рыбачем прямо с обеденного стола из-под самого носа дежурного и три здоровых мужика искали ее 20 минут, но так и не нашли. Вывод: во всем нужно знать меру, а миски брать чугунные (вот лодка весит 250 кг пустая, так ее и не уносит). В 1.30 ночи нашли на берегу напротив о. М.Олений местечко. Не очень оно удобное, кочковатое какое-то, но от ветра спрятались. А ветер сильный. Имей мы палатку попрочнее - можно было бы встать наверху, где гораздо ровнее, хоть и продувается. Еще вывод: палатку лучше делать не одну на всю группу, а две, поменьше и покрепче, тогда проблем со стоянками не будет.

31 июля (понедельник)

Ночью было тепло. Днем воздух в палатке прогрелся до 36°С. Ветра нет. Зато есть комары. В 14.00 вышли на веслах. Тюк да тюк. Так и дотюкали до конца о.М.Олений. Здесь и остановились. Место хорошее. Есть грибы и морошка, но пока еще мало. Полное безветрие. Рядом - море соленой воды, вокруг - море комаров.
Тепло-о-о. Все-таки нужно иметь антикомарин; это - сетка на голову и перчатки на руки. На ноги, конечно, сапоги.

1 августа (вторник)

С утра сделал ревизию поломок и недостатков лодки на настоящий момент.
Получилось вот что:

• стали лопаться от нагрузок в месте сгиба под 90 клемные зажимы раскосов фермы;
  • узлы навески рулей сломаны из-за отсутствия подкосов и большой площади рулей;
  • рама рулевой системы вихляется, что разбивает крепежные узлы;
  • грот на подъеме не проходит через верхнюю краспицу, т.к. не окантован металлической полоской;
  • стаксель при переброске задевает за нижнюю краспицу;
  • сильно напряжены штаги бушприта;
  • шпильки боковых балок слабоваты.
Кое-что из обнаруженных дефектов устранили на месте. Остальное - дома и
капитально.
К 15.00 поднялся легкий ветерок и мы вышли. Через 2 часа хода были у мыса Териберский. По рации связались с п/постом, получили "Добро" и пошли дальше. Через полчаса ветер сдох. Решили половить треску на поддев. За 5 минут вытащили 4 рыбины приличного размера. Вечером придется пить. А тут и ветер задул. Прошли еще немного и встали во впадине между двумя последними мысами перед о-вами Вороньи лудки. Хорошее место; глубокая узкая бухта. Лодку в принципе можно не вытаскивать, однако на прибое ее слегка мотает. Второй лодке здесь места нет. Воды пресной - полно, но и комарики пошаливают.

2 августа (среда)

С утра тихо. Погода солнечная, теплая. Пока чухались с вещами, задуло, подошла волна (очевидно от дальнего шторма). А лодка уже на воде на чалке. И не успели и глазом моргнуть как низ бокового баллона протерло о камень наквозь.
Внутренний баллон вылез наружу. И всего-то за час. Лодку выволокли на скалы и через 2 часа все было починено. Но это еще не все; пока мы ремонтировались вода ушла, а лодка осталась на скале, на 2-х метровой высоте. А склоны скал здесь круты-ы-ые. Думали, думали да и сбросили лодку вниз (чего ей сделается?).
Привязать вот только забыли. Один из матросов стал уже раздеваться, чтоб, значит, вплавь. Я же побежал на другую сторону губы, где берег поположе. Поймал. Купания не получилось. Матрос очень расстроился; давненько не мылись, а без нужды в такую воду (6°C) какой дурак полезет?
В 18.15, довольные приключениями, вышли. Но, хороший попутный ветер кончился и задул встречный, слабенький, баллов на 0,5.
Течение здесь в отлив несет на Запад (заодно с ветром), так что при напряженной лавировке до ночи продвинулись вперед на 1 км. А тут и попутняк задул балла на 4. Пошел прилив. При проходе Гаврилово у берега попали в сулой. Течение попутное 1-2 узла. В 23.00 ветер стих и нам пришлось остановится на ночь. Остановились в бухте перед губой Ярнышной. Устали, поэтому готовить ничего не стали и легли спать. Утро вечера мудренее.

3 августа (четверг)

Выспались после вчерашнего, да и торопиться некуда; сильный встречный ветер.
Все же во второй половине дня вышли. Долго лавировались под зарифленным гротом.
Зашли в губу Дальние Зеленцы. Здесь есть одноименный поселок и п/пост.
Отметились, купили немного продуктов и вышли. Как раз вовремя, т.к. начался отлив. Вода здесь от берега в отлив уходит метров на 50. Выйти, однако, из губы не смогли из-за сильного встречного ветра и слишком узкого выхода. Да и шверты полностью опустить нельзя было - мелко стало. Решили не тратить попусту время и остановились в восточной части губы. Берег здесь неплохой; камней мало и дно песчаное. Лодку оставили на чалке, а при повышении воды в прилив потихоньку ее подтягивали к берегу; чего зря корячиться, коль прибоя нет. Укрыться на берегу от ветра негде. Это я по поводу большого размера палатки и ветровых нагрузок на нее. Идет дождь, вечером с грозой. Сильные шквалы. Температура воздуха 14°С.
Ходим в непромоканцах. Есть грибы и морошка. В самой глубине восточной части губы на мели лежит какой-то корабль, вроде сейнера, и лежит глухо. Хотели его посетить, да борта у него дюже высокие - не залезть.

4 августа (пятница)

Переход сегодня был длительным и тяжелым. Ветер СЗ 5-6 баллов. Высота волн порядка3 метров, но достаточно пологие. Правда временами передний склон волны крутой; на скорости выше 10 км/ч возможен переворот через нос. Это касается легких быстроходных катамаранов. Нам же переворот не грозит, ибо быстро мой утюг не ходит, да и площадью паруса мы не увлекались; по такой волне быстрее все равно не пойдешь, а нагрузки на конструкцию будут выше. Километров через 30 на берегу увидели отличное место; бухта с песчаным дном, защищенная ото всех ветров, и с большой избушкой. Причалили, отдохнули, попили чайку и пошли дальше, хотя это место для дневки просто великолепное. К концу дня прошли 75 км. Состояние берега на этом участке такое: вообще берег обрывистый и скалистый, но время от времени встречаются бухты с песчаным пляжем. В одной из таких бухт мы и остановились.

5 августа (суббота)

Всю ночь и утро дул сильный ветер с дождем. Прохладненько, 15°C, но при таком ветре с дождем кажется, что холоднее. Впрочем, жить можно, было бы что поесть (и попить...). Очень высокая влажность. В 17.00 вышли. Идем на фордаке вблизи берега. Волны здесь повыше, 3,5 метра, но тримаран ведет себя хорошо. Ближе к ночи стали искать место для стоянки, но берега здесь скалистые и вылезти негде. Только в 23.00 вошли в губу у мыса Дворовый.
Отличное место; дно песчаное, есть река, на берегу - изба, старенькая и без печки. При ветрах северных направлений в бухте приличный прибой, но высадка на берег трудностей не вызывает. Подходить и отходить лучше, конечно, по приливу но и в отлив можно. Вода уходит метров на 50. В накат отходить трудновато; уклон дна невелик, шверты опустить нельзя, а выгрести на веслах против ветра тяжело. Проблема решается, если выводить лодку на глубину, для чего нужно заходить в воду по пояс и более, а для этого нужны гидрокостюмы типа химзащиты.
Слабые места у таких костюмов на бахилах чуть выше пяток (отслоение резины и прорыв). И вообще они - барахло. Надо клеить свои костюмы из ткани типа БЦК, а поверх него одевать защитный костюм из капрона. Тяжеловато, конечно, зато надежно. А размеры этой бухты - 200х200 метров. Дрова есть, но в ложбинке в восточной части бухты.

6 августа (воскресенье)

Дневка в этой замечательной бухте. Красивое место. Вокруг устья реки - сопки. Река рыбная, но ярых рыболовов среди нас не обнаружилось. Раньше здесь была рыбацкая тоня, но сейчас она заброшена.

7 августа (понедельник)

После дневки решили выйти пораньше, чтобы попасть на отлив, что и сделали в 6.00. Легкий попутный ветерок, тепло - одно удовольствие. Хорошо долго не бывает и перед о. Нокуев попали в штиль. Примерно через час снова подуло с СЗ, но опустился туман. Туман серо-фиолетового цвета. Сырость
всепроникающая. Видимость постоянно падает. При пересечении залива Нокуевский на маяк о. Нокуев, примерно на полпути, видимость ноль. Повернули на юг и через час (как и рассчитывали) увидели землю. Видимость 50 метров. Белая полоса прибоя видна в тумане раньше, метров за 100. Еще раньше слышен шум прибоя. Так и шли по шуму и полосе прибоя. Через час обрели такой опыт, что шли в тумане уверенно и, пользуясь картой и мозгами, срезали небольшие заливчики, не пользуясь при этом компасом. Можно идти напрямую на маяк чисто по компасу и через расчетное время сделать поворот за мыс, но удовольствия хождение в тумане по-темному не доставляет; чувствуешь себя как ежик из известного мультика. Постепенно ветер усилился до 5-6 баллов. Пошла крупная волна. Работать на греби тяжело, но зато не холодно, а вот ребята подмерзли. Да, на таком ветру при такой сырости мерзнешь изрядно. Руки без перчаток просто леденеют. Берег на этом участке, особенно восточнее мыса Черный, скалистый и, либо высокий обравистый, либо пологий каменистый. Впрочем, если припрет, всегда можно найти малюсенькую щелочку и выскочить на берег. Дров на берегу немного, но достаточно.
Берег продувается, т.к. сопок здесь нет. Подход к берегу в туман при большой волне опасен. Вдоль берега видели много крестов. Хотя многие из них ориентирные - остальные можно рассматривать как тонкий намек (на толстые обстоятелства). В 2300 зашли в небольшую бухточку в 3 км западнее Гремихи. В этой бухте дно из валунов, заросших травой, а посередине бухты лежит здоровенный каменюка. Так что войти в бухту просто, а выйти в навальный ветер
проблематично; только на веслах - для лавировки места нет. Ну да нам после 17-ти часового перехода все было до феньки; лишь бы на берег выбраться. Разместить на берегу можно 2-3 лодки. Укрытые места для палатки есть. Огромное количество грибов (подберезовики, подосиновики, сыроежки и пр.) и морошки. С верха берега вдалеке видна Гремиха. Ветер СЗ сильный. В палатке 12°С, а снаружи вообще дубак; без гидрокостюма продувает насквозь. Около скалы развели большой костер, погрелись, пожарили грибков, тяпнули и легли спать.

8 августа (вторник)

Дневка по необходимости. Отсыпались. Ветер все тот же, холодно, хотя дождя нет. Температура в палатке упала до 10°C. Район Гремихи и Святого Носа является кузницей плохой погоды. Это район образования циклонов. Ух, как это чувствуется.

9 августа (среда)

Опять встали рано. В 6.30 уже вышли и через 40 минут были в Гремихе. Ветер СЗ 5-6 баллов. Решили подкупить продуктов в поселке, но не учли, что в Гремихе - база ВМФ, куда мы и влетели. Потом влетело нам. Все, однако, обошлось. Это место вообще-то следует обходить на расстоянии; о-ва Витте и Медвежий нужно обходить мористее и идти сразу на мыс Святой Нос. Если все же возникнет острая необходимость в продуктах, то подойти к берегу можно восточнее. Медвежий. Здесь есть гражданский порт. Можно также зайти и в реку Иоканьгу,
где расположен поселок поменьше, но это значительно восточнее Гремихи, в самой глубине Святоносского залива. Из Гремихи двинули на мыс Святой Нос. Ветер встречный 5 баллов. Волна 2 метра. Лавировались под полностью зарифленным гротом долго и нудно. При обходе мыса попали в сильный сулой. Здесь согласно лоции расположен подводный камень Воронуха, на котором при определенных условиях (отлив с СЗ ветром) возникает сильнейший сулой. Очевидно в такое время мы и попали. Высота сулойного пупыря достигала 5 метров при крутизне склона 45.
Причем сами пупыри вздымаются так резко, что подбрасывает вещи (и немного людей) на трамплине. Поломок немного добавилось, но на ходовые качества тримарана они не повлияли. В сулое заложили 4 галса и завернули за мыс. Зрелище было великолепное, но о том, чтобы все это снимать на фото- и кинокамеру ни у кого и мысли не возникло; нужно было крепко держаться, да и волна прокатывала через трамплин, не говоря уже о брызгах. Короче - в таком походе гермобокс для аппаратуры просто необходим. Без бокса 50% информации о походе теряется.
По размерам полоса сулоя не так уж и велика; порядка 0,5 км на СЗ от мыса. Но это чисто визуально. Проверять не было желания. После поворота за мыс перешли в режим фордака и идти стало легче. Волна выше 2,5 метров уже не взбрыкивала.
Метрах в 500 на восток за мысом есть небольшой песчаный пляжик, на котором можно высадиться, но он открыт северным ветрам. На мысу расположен маяк и небольшой поселочек. Далее за мысом Святой Нос берег крутой скалистый. В 21.30 на берегу заметили небольшую бухту-щель. Волны в бухту не заходили и мы здесь высадились. Здесь можно разместить 2-3 лодки, но высаживаться нужно по- очереди; ширина бухты в вершине - 20 метров. На берегу внавал лежат бревна и при сильном накате волна достает до них. Сейчас этого не было, но место коварное, о чем ниже. Пляжик сложен из камней-окатышей величиной с арбуз. Посередине пляжа лежит большой валун. С прилегающих скал в бухту стекает вода и журчит под камнями. Палатку поставили наверху на сухом месте, около ручейка. Здесь тоже много грибов и морошки.

10 августа (четверг)

Всю ночь дул сильный северный ветер. Небо затянуто полностью. Дождь. Днем ситуация изменилась; начался шторм при ветре с севера, аккурат в нашу бухточку.
А поскольку она сужающаяся к вершине - накат был такой, что отойти просто нереально. Вот и попались мы в ловушку; по морю-то идти в такую погоду мы могли (лодка это позволяла), а отойти от берега - нет. Так и сидели весь день на одном месте. Температура воздуха 14°C. Дождь и ветер с моря (с соленой моросью) продолжались весь день. Ручей около палатки вспух на глазах, а ручей чуть в стороне превратился в горный поток. Палатка поплыла, пришлось переставлять на сухое (хоть и более ветренное) место. Сухих дров, разумеется, нет. Расщепляли бревна и брали сердцевину для костра. Вот такая получилась дневка.

11 августа (пятница)

Опять сидим. Шторм. Ветер северный, силу ветра определить сложно, но стоять приходится с наклоном на ветер. Непрекращающийся дождь. И холодрыга. Все отсырело к чертовой матери. Действительно - кузница плохой погоды. Так и еще одна дневка пролетела.

12 августа (суббота)

Утихло, но, пока собирались, опять пошел накат. Спущенную на воду лодку выкинуло на берег и навалило на тот самый валун, лежащий посередине. Сломался внешний стрингер и третий шпангоут правого баллона. В 1000 все же вышли. Ветер средний попутный. Берег сперва шел скалистый обрывистый, затем стал пологим. Опять туман, но видимость достаточная. В 20.30 встали в бухте у маяка Городецкий. Осушка здесь на 100 метров. Лучше, наверное подходить с другой стороны мыса, где берег приглубый. Ночевали на маяке у смотрителя Николая Николаевича. Он на маяке 35 лет. Живет здесь с семьей, уже и внуки есть. Сами они с Украины.
И домой не тянет. Да и с чего бы; сопки, озера рыбные, дичь (гуси, утки, олени, лисы), грибов море, ягод невпроворот. А рыба красная! Воздух изумительный, морем пахнет. В общем, чуть было и сам не остался. Народ очень хороший.

13 августа (воскресенье)

С утра туман. Ветер северный сильный. Не шли, а летели. Берег до губы Орловка, даже дальше до маяка, отвратительный; крутой и высокий. Нужно либо заходить в реку Орловка, где есть изба (но отсюда в северный ветер тяжело выходить из-за узости реки), либо остановиться на самом мысу Терско-Орловский.
Поскольку уже далеко за полночь, остановились у мыса. Здесь в избе живут рыбаки, а рядом - баня. У мыса есть маленькая бухточка, защищенная от северных ветров. При подходе к мысу с запада на отливе на 200 метров от берега из-за отмели возникает сильный прибой, поэтому лучше идти мористее. При обходе мыса нужно быть внимательным; сети рыбацкие тянутся далеко в море. В это время года ночи уже темные и мы, при подходе ночью к мысу, чуть не влетели в сети.
Ночевали в бане; поставить палатку здесь негде, нужно было бы тащить вещи
наверх, на гору.

14 августа (понедельник)

Вышли в 14.30 с приливом. Долго лавировались на огибании мыса.
Сильный сулой. После прохода мыса пошли быстро; фордак. Часто попадаем в сильные сулои, до метра высотой, но лодка их проходит легко. Берег скалистый, однако местами можно высадится с лодкой; примерно каждые 3-5 км. В 19.00 были на реке Поной, вернее в ее устье. В саму же реку войти не смогли из-за сильного течения и отлива. Нам нужно было причалить к левому берегу, где находится п/пост, чтобы последний раз отметиться (дальше п/постов нет). Но лучше входить в реку вдоль правого берега. Здесь есть рыбацкий поселок и тоня. Да и берега у реки крутые и высокие; только у поселка и можно вылезти.
Встали в заливчике на левом берегу, у складов. Здесь у людей и заночевали.
П/пост находится в 3,5 км выше по течению на левом берегу. Берег здесь песчаный, высадка без проблем.

15 августа (вторник)

Вышли в 16.30. Ветер северный средний, с порывами до сильного. Берег сперва хороший, пологий, с легкими выходами. Километров через 20 берег портится; большие каменистые осушки. Но выход на берег в прилив все же божеский. Встали на ночь в 23.00 у избы Синюха. Здесь можно спокойно подойти в прилив, а в отлив лодку нужно привязывать чалкой к камням и подтягивать по мере прилива. Осушка протяженная (метров 150), но прибойной волны здесь не бывает.

16 августа (среда)

Встали в 11.00. Небо ясное. Ветер южный средний. Море спокойное. В 14.30 вышли. Ветер южный, но уже сильный. На траверзе о. Сосновец по левому борту при порыве ветра сломалась мачта. Причина ясна: не подтянули своевременно ослабевшие ромбованты. Соорудили из сломанной мачты эрзац-парус и добрались до берега. Матросам, по-моему, это очень понравилось. Действительно; сколько идем, и ничего еще на голову не упало. (А я думаю, что и слава богу: мачта весит 15 кг). Время - 17.30. Что ж, будем чиниться. Поставили палатку. Леса вблизи нет. Вдали что-то зеленеет. Берег изрезан бухточками.
Попадаются ропанчики. Набрали. Дров зато полно. Погода хорошая; солнышко
показывается, тепло, сухо. Приключения. Благодать!

17 августа (четверг)

Дневка. Ремонтируем мачту и все остальное заодно. С утра погода хорошая; 20°C, солнце, сухо. Ветер СЗ слабый. Видели оленей; их тут много ходит (берег у воды весь истоптан). Не особо-то они и пугливы. В мачту сделали вставку из бревна. Поставили. Как новая. Да, чинили еще и уишбон, который согнулся при падении мачты. Вечером немного отпраздновали; ну как же – мачту починили и Сев. Полярный круг перешли. В обратном направлении.

18 августа (пятница)

Сегодня вышли рано; в 6.30. Ветер средний с переходом на сильный, СЗ с колебаниями на С и на З. В 13.00 встали у избы Погорелая. До этого места берег хороший; песок, местами камни, берег пологий. Места открытые, леса нет. К вечеру ветер изменился на северный. Похолодало (а утром и днем было тепло и солнечно). Здесь есть небольшая речка. Прямо у избы полно черники, грибов. С этого места нужно пересекать горло; самое узкое место (50 км).
Ночевали в избе. Изба на троих, но четвертому тоже есть где поспать.

19 августа (суббота)

В 7.30 с приливом вышли. Ветер ЮЗ, умеренный. Затем З, сильный с колебаниями на 15 к северу и к югу. Противоположный берег еще не виден, но над тем местом, где он должен быть, видно скопление кучевых облаков. Километров за 30 увидели мутную полоску берега. Зимний берег Белого моря в этом месте невысок и виден в хорошую погоду с расстояния 25-30 км. Самое узкое место в горле – с избы Погорелая (на Кольском) на маяк Инцы (на Зимнем). Истинный курс на маяк Инцы 135, а с учетом магнитного склонения для этого района (13 Ост) - 123.
Приняв с поправкой на течение уваливание внутрь Б. моря 2 получаем магнитный курс на маяк Инцы от избы Погорелой (знак Погорельский) - 125.
Так оно и было. Теоретически. На самом же деле поправку на течение следует делать не 2, а 5. Вдоль всего Зимнего берега, как выяснилось, действует постоянное течение на выход из Б. моря. Причем независящее от прилива и отлива по направлению; а лишь по силе. При подходе к берегу почувствовали, как лодку "тащит" к маяку. Пришлось сделать дополнительное уваливание к югу. В 14.45 подошли к берегу в 5 км. южнее маяка Инцы. Берег, в общем-то, неплохой. Песок. Но полоса прибрежная очень узкая, а дальше берег уступом поднимается метров на 7. На самом же берегу только мох да морошка; продувается насквозь. В том месте, где мы причалили, ширина пляжа достаточная для лагеря, а ближе к маяку она уменьшается до 5 метров (в прилив). Берег внизу завален бревнами. Пресная вода есть наверху в озерцах, а ближе к маяку есть речка. В районе маяка Инцы обширнейшая отмель, которая выдается в море на 1 км, поэтому в этих местах крутые прибойные волны. Постановка судна бортом к волне чревата переворотом, а в штормовую погоду переворот катамаранов в этой ситуации неминуем.
Вот и накаркал; к вечеру небо все затянулось, а ветер усилился. Похоже грядет
шторм.

20 августа (воскресенье)

Ветер все еще сильный, ЮЗ, и накат идет приличный. Отойти, если и удастся, так ЮЗ - это ж чистая морда. Но и на берегу сидеть не хочется. В 8.30 попробовали отойти. В 100 метрах от берега сорвался со стопора правый шверт и воткнулся в дно. Конечно сломался; на крутой волне лодку так кидает, что такие стопора (шверты крепятся "на утку") не достаточно надежны.
Пока вылавливали шверт нас снесло ближе к маяку. Решили больше сегодня не пробовать. Берег здесь похуже чем на прошлой стоянке. Палатку можно поставить только наверху, но на таком ветрище она не устоит; пока мы ковырялись в море, ветер усилился до штормового. Вот если бы его развернуть на 180, тогда бы мы полетели в нужном направлении под голым рангоутом. А теперь что ж - будем сидеть.
На берегу нашли старую рыбацкую лодку, и такую здоровенную, что использовали ее для укрытия; поставили на ребро параллельно береговой круче, подперли ее досками и бревнами, сделали из бревен крышу и накрыли все это полиэтиленом и тентом от палатки. Получилось совсем неплохо, только "пол" кривой. Здесь и заночевали.

21 августа (понедельник)

Шторм. Очень сильный ветер дул всю ночь. Направление то же: ЮЗ. Ближе к маяку есть избушка. Ребята решили туда сходить и купить каких-нибудь продуктов (ну и здоровы поесть: 7 лет уже хожу с такой раскладкой, и всегда что-то оставалось, а тут р-р-аз - и вторая смена). Решили пока обождать; ветер сильный и холодный; продувает насквозь.
Хоть выспались от души.

22 августа (вторник)

С утра стало потише. Ребята сходили к маяку. При этом пришлось переходить речку. Не широкая речка, но глубокая. Хорошо, что был отлив; перешли ее по бару. Кое-чего купили. А к вечеру ближе - вышли. Отошли от берега нормально, но лавировались долго и малоприятно; как я уже говорил течение здесь сильное, а бороться с ветром и течением сразу - занятие бесперспективное. До темноты (а ночи уже стали нормальными) смогли добраться только до того места, где стояли в прошлый раз. Сегодня уже месяц как мы на воде. Отметили.

23 августа (среда)

Сегодня с утра дует куда надо (надолго ли?). Но мужики что-то закопались и вышли только в 11.30. Ветер с правого бакштага постепенно перешел на «Мордувинд». Однако к 20.30 мы были уже в 5 км южнее села Нижняя Золотица. По пути на берегу видели много избушек, но они все заняты. Берег повысился, стал покрываться лесами. На самом берегу у воды есть места для палатки. Пляжи песчаные или мелкогалечные. Отмелей нет. Есть, правда, приличный прибой, но полоса прибоя очень узкая.

24 августа (четверг)

В 8.00 разбудил мужиков. Просыпа-а-а-ются. Ветер тихий, почти морда. Вышли в 11.00. Берег пошел высокий, покрытый густым лесом. Пляжи песчано-галечные. В 20.00 причалили к берегу у избы Никольская; больше телепаться почти на одном месте нет мочи. Рыбаки из Северодвинска, отдыхающие здесь, пригласили нас в гости на уху из красной рыбы. Вот когда я пожалел, что не верблюд; много не съешь, а назавтра надо уходить.
Зато наелись рыбы (надо бы сказать НАЖРАЛИСЬ) на весь год. После этого целый день ничего не ели.

25 августа (пятница)

Встали поздно, в 13.30. Погода мрачная, моросит дождь. Ветер попутный, слабый. В 15.00 вышли. Берег пошел весьма оригинальный; узкий галечный пляжик и крутой высокий (метров 100), глинистый и почти без растительности склон, на вершине которого - густой смешанный лес. Здесь на берегу внизу поставить палатку негде (в шторм смоет), а наверх тащить ее по мокрой глине - идиотизм. Хотя в самом крайнем случае есть возможность вытащить лодку немного на склон и привязать ее к кустам или деревцу, а самим уж лезть вверх. По глине. Кстати отмывается эта глина серокоричневого цвета нелегко (проверено). В 3 км от мыса Зимнегорский попали в туман. Берег пошел еще интереснее; все то же, только без пляжей; крутой глинистый склон - и сразу море. На Зимнегорском есть метеопост. Перед склоном глины, кое-где поросшей травой, здесь достаточно широкий галечный пляж, но он занят моторками. В 100 метрах южнее есть расщелина в берегу, куда стекает ручей. Вот здесь и можно поставить палатку. Впрочем, если начальник поста разрешит, можно поставить палатку наверху. Места здесь ровного не богато, но получше, чем внизу. Можно и в домике переночевать, если у начальника настроение хорошее. Но таскать вещи придется наверх по крутой и шаткой лестнице (метров на 150). Наверху густой смешанный лес. Много черники, грибов, У берега, как и везде здесь, ловится камбала и бычки. Возможно, что угостят и красной рыбой. Если хорошо себя вести.
Завтра тут банный день; обещали пустить. Мы, конечно, вели себя очень хорошо.

26 августа (суббота)

Дневка. Погода тихая. Ветер ЮЗ-З, слабый. Ели чернику. Вечером помылись в бане.
Хорошая здесь парная. В лесу, между прочим, есть медведи и волки. Но людей они не трогают.

27 августа (воскресенье)

Вышли в 12.00. Ветер встречный сильный. Течение, похоже, только усиливается. Берег высокий, заросший лесом, да просто тайга, буреломы - входить в лес страшно. Трава по пояс. В 20.30 пристали к берегу не доходя мыса Керец километра за 3. Здесь мы увидели маленькую старенькую избушку, вросшую наполовину в землю. Входить в нее надо было на корточках. Но внутри нормально. За избушкой протекает ручей. Погода хорошая, теплая, но тучи
висят низкие и черные.

28 августа (понедельник)

С утра море тихое. Тепло. Покапывает. Легкий встречный ветерок. Зато течение все то же. Целый день с ним боролись и в 20.00 встали в 1 км от мыса Керец. Да, именно; за целый день мы прошли всего 2 км, хотя налавировались по уши. Здесь в бухте два домика, правда жилые. Песчано-галечный пляж.

29 августа (вторник)

Всю ночь и с утра шел дождь. Ветер слабый встречный. Мужики приуныли; опять целый день лавировки. Но к обеду так задуло с Запада, что еле успели отойти; быстро стал расти накат. В 11.30 вышли. Ветер усилился до штормового.
Под наглухо зарифленным гротом просто летели. Тут мы заметили одну неприятность; внутренняя деревянная вставка в мачте просела, а талрепы
ромбовант уже выбраны до конца. Ванты провисли. Ну что тут делать; смотрели на мачту и ждали поломки. Волна пошла высокая, метра 4. В общем - пологая. Ну вот, на порыве мачта накрылась. Елки-моталки; опять чинить. А так хорошо шли.
Причалили к берегу у деревни Большие Козлы. Правда никаких козлов мы там не видели. Деревня небольшая. Почты здесь (уже) нет, но есть телефон, по которому можно позвонить в Москву. Сюда же ходит судно на воздушной подушке из Архангельска. Остановки такие: Куя, Б. Козлы, Н. Золотица. Два раза в неделю, если погода позволяет. От Б. Козлов до Архангельска проезд стоит 80 тысяч (по курсу 4500) - как на самолете.

30 августа (среда)

Мачту, конечно, починили, но хороший ветер упустили. Получилась у нас дневочка.
Ходили в гости. Народ хороший, гостеприимный.

31 августа (четверг)

Местные знатоки сказывали, что под утро будет восточный ветер. Всю ночь караулили. Выходит и у местных бывает промашка; утром был ЮВ, умеренный. В 600 мы вышли, но, пройдя 3 км, попали в полный штиль. А поскольку у течения штиля не бывает, то потащили лодку вдоль берега на бечеве. Берег здесь хороший; не очень высокий, кое-где даже низкий. На берегу лес. Много удобных маленьких бухточек. Больших камней у берега мало, в основном песок и галька.
Тащили 5 км. Собственно тащили матросы по очереди, а капитан подбадривал.
Погода прекрасная, солнечная. Очень тепло, даже жарко (когда тащишь лодку).
Наконец подул ЮЗ ветер. Сначала тихо, затем разошелся до умеренного. При прохождении мыса перед пос. Куя обратили внимание на то, что течение здесь очень сильное и, разумеется, встречное. В 1830 мы были уже у южной оконечности о. Мудьюгский. Его мы обошли с запада. Между островом и берегом относительно мелко и при С и Ю ветрах волна здесь крутая, хотя и не высокая. Но в отлив туда не стоит лезть. На южной оконечности острова есть памятник жертвам лагерей. Место здесь хорошее. Можно остановиться здесь, а можно пройти на юго-восточную часть о-ва, где мы, собственно, и остановились. Дровишки и здесь есть. Дно вокруг всего острова песчаное. У южной оконечности острова расположен рейд. Здесь суда отстаиваются перед входом в Корабельный рукав Северной Двины.

1 сентября (пятница)

Детишки в школу пошли, наверное. Вечером отметим. А сейчас надо думать, как пролезть в этот рукав. Течение С. Двины в нижней части Корабельного рукава до 5 км/ч, а в отлив и того больше. Мотора у нас нет. На веслах с таким течением не сладить, а судоходство здесь напряженное.
В 13.00 вышли. Ветер В, ЮВ, умеренный. На входе в рукав течение нас достало; 2 часа боролись с ним у одного и того же буя. Ближе к левому берегу мелко; шверты не опустишь, у правого не лучше, а фарватер не особо широк. Интересная картина: паруса надуты, вода за кормой бурлит, а буек, ограничивающий фарватер, около нас стоит. В конце концов сдвинулись под правый берег, протащили лодку немного на чалке, а там и прилив подошел. В общем к 20.00 добрались до портовых кранов. Здесь рукав разветвляется влево и вправо. Подниматься далее по рукаву нужно по правому ответвлению (имеется ввиду движение со стороны моря). Место приметное; краны видны издалека. Здесь на левом берегу рукава (при движении против течения - по правому борту) можно
остановиться.
Дрова здесь в лесочке, а воды можно набрать у домика. Правда, вода там привозная (лучше набрать воды еще на о. Мудьюгский в поселке). Впрочем, при движении по рукаву воду можно брать практически в любом месте ибо здесь уже много жилья. Да, вход в Корабельный Рукав расположен на ЮВ от южной оконечности о. Мудьюгский. До Архангельска надо подняться вверх по рукаву 40 км. Погода солнечная. Ветер В, тепло. Про детишек не забыли, конечно.

2 сентября (суббота)

Вышли в 12.00. Солнце, тепло, ветер ЮВ, В, умеренный. При проходе по Корабельному Рукаву С. Двины много поворотов. Местами довольно узко. Тем не менее океанские суда здесь ходят (по-очереди), а поскольку за поворотами и за береговыми постройками их не видно, а двигаются они практически бесшумно, то тут нужно быть очень внимательным и самому заранее уступать дорогу кораблям (наоборот не получится). В отдельных местах, например, при максимальном отклонении к берегу корабли проходят всего в 5 метрах от лодки. От прошлой стоянки до Архангельского яхтклуба километров 10. Яхтклуб находится на правом берегу рукава, а не доходя 2 км до него ближе к левому берегу расположен остров. На этом острове мы и остановились. Прямо напротив острова, на правом берегу рукава, есть небольшой выход на берег, где можно вытащить лодку и разобрать ее. Двигаться по рукаву удобнее в прилив, поскольку ветер здесь в это время года преобладает южный и не способствует чистым парусникам (маленький моторчик бы совсем не помешал).

3 сентября (воскресенье)

Утром перешли на веслах на правый берег рукава и здесь разобрали лодку. Машину нашли здесь же за 30 тысяч. Ехать до вокзала 10 минут. Лодку сдали в багаж. Багажное отделение находится слева от здания вокзала в отдельном строении. Вход - с тыла. Лодка весом в 253 кг обошлась нам до Москвы в 306 тысяч (курс 4500). Да. Ничего себе. А плацкартный билет до Москвы - всего 65 тыс. на рыло. Поезд из Архангельска в Москву идет раз в сутки в 1930.
Но можно уехать другим путем. В 11.59 идет местный поезд до ст. Исакогорка, где можно пересесть на поезд, идущий в Москву из Северодвинска, что мы и сделали.

5 сентября были в Москве. Багаж пришел 6 сентября. На этом наш поход и закончился. Что ж, хорошенького - понемножку.

Фото-отчет

Имеется слайдфильм и 8 мм кинофильм о походе, а также видеофильм у руководителя (см. стр.5).

Таблица маршрута по дням

31.08 28 Б. Козлы - юг о. Мудьюгский 65
1.09 28 Юг о. Мудьюгский - Корабельный Рукав (краны) 30
2.09 30 Корабельный Рукав (краны) - Архангельск 10

Количество ходовых дней - 30.
Пройденное расстояние - 1150 км.
Среднее расстояние в день - 38,33 км.

Перечень продуктов на экипаж из трех человек

Наименование Количество
Сода пищевая 0,2 кг
Водка 3 л

Способ упаковки продуктов:
В высокие (литровые) молочные пакеты вкладываются полиэтиленовые пакеты с
продуктом, завязываются резиновым колечком, пакет закрывается, сбоку к нему
приляпывается пластырь с названием продукта.
Вес продуктов с упаковками - 100 кг.

Дополнительные материалы

Состав ремнабора и ЗИП

Ключи гаечные боковые на зев: 8, 10, 11, 12, 13, 14, 17.
Ключ разводной малый.
Отвертка силовая (6х0,5).
Пасcатижи средние.
Напильник плоский малый (10х100).
Напильник круглый малый (5х100).
Надфили; круглый и плоский.
Ножовка малая (полотнодержатель) с полотном.
Коловорот малый.
Сверла: 3,3; 3,5; 4,2; 4,5; 5; 5,2; 6,4; 6,8; 8,2.
Метчики и плашки: М4, М5, М6, М8.
Шкурка мелкая (100х100) и крупная (50х50).
Молоток малый.
Приспособление для заделки тросов.
Медные трубки (L=30,10 шт).
Трос 6 (10 м).
Коуши (8шт).
Стопор кулачковый.
Заклепки алюминиевые (3х10, 50 шт).
Крепеж разный (1 кг).
Веревки разные (6-8, 40 м).
Прорезиненая ткань - БЦЦ (0,5 м2).
Капроновая ткань толстая (0,5 м2).
Тесьма капроновая (20 мм, 5 м).