Виды туризма

25 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Русский север
Год путешествия: 1999
Вид туризма: Парусный туризм Категория сложности: III
0 1454 0
7 - 31 июля 1999 года

Руководитель: Виктор Гуськов (Москва)

Отчет из библиотеки Московского городского туристского клуба, №5602

Сканирование и обработка отчета - Виктор Евлюхин

Содержание:
  1. Состав группы;
  2. Общая схема маршрута;
  3. Краткая характеристика района похода;
  4. Основное снаряжение группы;
  5. Тактико-технические данные парусной лодки "Корсар 2";
  6. Состав групповой аптечки;
  7. Состав рем. набора и ЗИП;
  8. Перечень продуктов на экипаж из трех человек;
  9. Описание маршрута;
  10. Картографический материал;
  11. Фото-отчет;
  12. График движения;
  13. Календарь погоды;
  14. Дополнительные материалы;
Состав группы


п/п
ФИО. Год рожд. Обязанности в группе
1 Гуськов Виктор Константинович 1950 Руководитель, капитан тримарана М-246 "КОРСАР - 2".
2 Погорелов Александр Леонидович 1965 Матрос - рулевой
3 Погорелов Владислав Леонидович 1972 Матрос

Отчет о парусном походе четвертой категории сложности в районе Белого моря (Зимний и Абрамовский берега) по маршруту: Архангельск - мыс Зимнегорский - мыс Воронов - остров Моржовец - Койда - мыс Абрамовский - мыс Воронов - Архангельск
Общая схема маршрута
Краткая характеристика района похода

Общие сведения и характер берегов

Белое море делится на три части: Северную, Среднюю и Южную. Маршрут похода пролегал в Южной, Средней и частично в Северной частях Белого моря.

Берега Белого моря на всем протяжении имеют собственные названия. Маршрут похода проходил вдоль Зимнего и Абрамовского берегов Белого моря. Зимним берегом называется берег Белого моря от реки Северная Двина до мыса Воронов, а Абрамовским берегом - берег Белого моря от мыса Воронов до реки Мезень.

Зимний берег горла белого моря у мыса Воронов высокий, обрывистый, далее к югу до мыса Инцы берег понижается. К югу от мыса Инцы Зимний берег начинает постепенно повышаться, а у мыса Вепревский и далее до мыса Зимнегорский высота его резко увеличивается. Северная часть Зимнего берега Горла Белого моря безлесна, а южнее мыса Инцы берег сплошь покрыт лесом. Зимний берег почти на всем протяжении обрывист.

Крутизна дна Белого моря у Зимнего берега достаточно большая, поэтому осушка при отливе не превышает 10 метров. У Абрамовского берега Белого моря дно пологое и осушка достигает 200 метров.

Грунт у берегов Зимний и Абрамовский преимущественно песчаный, лишь между мысами Зимнегорский и Вепревский имеется мелко-галечное дно.

Гидрометеорологический очерк

Наиболее теплыми месяцами являются июль и август, средняя температура которых колеблется от 8 до 15°С. Относительная влажность высока и колеблется от 70 до 90.

Господствующие ветра в июле-августе от северного до восточного (0...900) с вероятностью 40-70%. Штили сравнительно редки. Штормы наблюдаются преимущественно при юго-западных и северо-западных ветрах и продолжительностью до 6 часов; реже наблюдаются штормы продолжительностью до 12 часов, и еще реже - 12-24 час.

Туманы наиболее часты в Северной части Белого моря с вероятностью 70-80% и реже Средней части - 40-50%. Продолжительность тумана редко превышает 6 часов.

Белое море относится к наиболее облачным районам России. Небо здесь, как правило, покрыто плотными слоистыми облаками.

Среднее количество осадков в июле-августе составляет 25-50 мм. Грозы бывают редко.

Гидрологическая характеристика

Приливы имеют правильный полусуточный характер; в течении суток наблюдаются две полные и две малые воды. При сильных ветрах неизменного направления имеют место сгонно-нагонные явления.

Колебание уровня воды и ее характеристика

Перепад уровня воды колеблется от места и от фазы луны и имеет среднюю величину от 0,6 метров в районе Архангельска до 6 метров в районе мыса Абрамовский. При сгонно-нагонных явлениях эти величины могут меняться.

Приливно-отливные течения носят правильный полусуточный характер и при максимальной скорости прилива (отлива) достигают 6-8 км/час.

Волны на Белом море короткие и крутые. Наиболее часто встречаются волны до 2 метров, повторяемость которых в районе Горла и Северной части составляет 80%. Реже наблюдаются волны 3-5 метров. Более высоких волн в июле-августе, как правило, не возникает.

Температура воды на поверхности моря летом: в районе Архангельска достигает 12-16°С, а в Северной части Белого моря 6-8°С.

Прозрачность воды изменяется от 1 до 16 метров. Наибольшая прозрачность в Северной части моря. Цвет воды в Северной части голубовато-зеленый. В Южной части моря вода имеет свинцовый оттенок.

Магнитное склонение

Магнитное склонение на Белом море колеблется от 10° до 16° при движении с запада на восток. В районе похода магнитное склонение 14-16°.

Особые физико-географические сведения

В Белом море наблюдается значительная рефракция, при которой отдаленные предметы могут быть видны с расстояний гораздо больших, чем обычно. Часто возникают миражи и марево. Признаком наступления миража или сильной рефракции может служить кажущееся дрожание горизонта.

Основное снаряжение группы


п/п
Наименование снаряжения Кол - во
на З чел
1 Парусная лодка (тримаран) 1
2 Палатка двухместная 2
3 Рюкзак 3
4 Костровой набор 1
5 Коврик изолирующий 3
6 Мешок спальный 3
7 Комплект теплых вещей 3
8 Фонарь электромеханический 2
9 Спас-жилет 3
10 Нож - стропорез 3
И Гидрокостюм 3
12 Комплект гермоупаковок 3
13 Ремнабор 1
14 Аптечка 1
15 Комплект колесный для перемещения груза 2
16 Компас 3
17 Радиостанция "ПРИЧАЛ" с блоком питания (канал 16: 156,8 МГц) 1
18 Фальшфейер 4
19 Барометр 1
20 Монокуляр 10x50 2
21 Комплект навигационных карт 2

Тактико-технические данные парусной лодки "Корсар 2"

Тип лодки многокорпусник (тримаран)
Тип конструкции каркасно-надувной
Диаметр центрального баллона 0,65 м
Диаметр бокового баллона 0,4м
Высота до грузовой платформы от воды с полной загрузкой 0,7м
Длина центрального баллона
Длина бокового баллона
Емкость центрального баллона 1400 л
Емкость бокового баллона 440л
Количество боковых баллонов 2
Габаритная ширина 5,2м
Пассажировместимость 4 чел
Полезная нагрузка 400 кг
Запас плавучести с полезной нагрузкой 5
Площадь парусов:
Грот 10м2
Стаксель 2
Средняя скорость под парусом 7 км/час
Максимальная скорость под парусом 20 км/час
Масса пустого судна 275 кг

Состав групповой аптечки

ПЕРЕВЯЗОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
Бинт стерильный узкий 4 шт.
Бинт стерильный широкий 3 шт.
Бинт не стерильный узкий 4шт.
Лейкопластырь узкий 1 ул.
Английская булавка 2 шт.
Ножницы 1 шт.
Пластырь бактерицидный 4 шт.
ОБЕЗЖАРАЖИВАЮЩИЕ СРЕДСТВА
Настойка йода 3-5% 40 мл. Для обработки краев ран, полоскания ротовой полости при ангине (3-4 капли на 100 мл теплой воды)
Марганцовокислый калий в порошке 10г Бледно-розовый р-р для полоскания рта и промывания желудка, розовый - для промывания гнойных ран, темно-вишневый - для обработки краев ран. ссадин
Пантенол (аэрозоль) 1 шт. Для обработки ран (противовоспалительное, кровоостанавливающее, антимикробное)
Ингалипт (аэрозоль) 1 шт. При ангине и воспалении слизистой рта (антисептик, противовоспалительное)
СЕРДЕЧНОСОСУДИСТЫЕ СРЕДСТВА
Нитроглицерин 20 табл. При сильных болях в сердце (1 табл. под язык)
Кофеин 10 табл. При шоке, слабости сердечной деятельности при отравлениях, при спазмах сосудов мозга (возбуждает дыхательный центр)
ЖЕЛУДОЧНЫЕ СРЕДСТВА
Энтеросептол, фталазол 20 табл. При пищевых отравлениях (антибактериальное по 1 табл. 3 раза в день после еды
Уголь активированный 40 табл. При поносе, пищевых отравлениях, по 1-2 табл.
ПРОТИВОВОСПАЛИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА
Сульфадиметоксин 30 табл. При ангине, простуде, воспалении легких, в первые сутки по 3 табл. до еды, затем по 1 табл. 3 раза в день до еды
Эритромицин 30 табл. При различных воспалительных заболеваниях по 1 табл. 4 раза в день во время еды
Либексин 15 табл. От кашля при воспалении верхних дыхат. путей, пневмонии по 1 табл. 3 раза в день
ОБЕЗБОЛИВАЮЩИЕ И ЖАРОПОНИЖАЮЩИЕ СРЕДСТВА
Аспирин 20 табл. Болеутоляющее, противовоспалительное, жаропонижающее, противоревматическое по 1 табл. 3 раза в день после еды
Анальгин 20 табл. При головной боли, болях в суставах, радикулите по 1 табл. 2-3 раза в день
Спазмалгон 10 табл При головной боли, по 1 табл. (при неэффективности анальгина).
Димедрол 15 табл. При аллергии, высокой температуре (вместе с аспирином и анальгином) по 1 табл. 2 раза в день после еды
Но-шпа 10 табл. При приступах желчно- и мочекаменной болезни по 1-2 табл. 2-3 раза в день
Новокаин 200мл Для новокаиновой блокады при серьезных травмах (для снятия болевого шока).
ДРУГИЕ СРЕДСТВА
Нашатырный спирт 5 амп. Для возбуждения дыхания при потере сознания, обмороке, шоке подносят к носу кусочек ваты, смоченный нашатырным спиртом
Кислота борная 10 г Антисептик, в виде водного раствора для полости рта. для промывания глаз (1 чайная ложка на стакан воды, для глаз - 1/2 чайной ложки)
Аэрон 10 табл. При морской болезни 1-2 табл. запивать чаем
Настойка календулы 25мл. При ветрянке, укусах (аллергии) комаров и мошек
Термометр медицинский 1 шт.
Резиновая груша (20 мл.) 1 шт. Для промывания уха
Резиновая груша (200 мл.) 1 шт. Для клизм
Пипетка 1 шт.
Шприцы одноразовые 10 шт.

Состав рем. набора и ЗИП

Ключи гаечные боковые на зев: 8, 10, 11, 12, 13, 14, 17.
Ключ разводной малый.
Отвертка силовая (6x0,5).
Пассатижи средние.
Напильник плоский малый (10x100).
Напильник круглый малый (05x100).
Надфили; круглый и плоский.
Ножовка малая (полотно-держатель) с полотном.
Коловорот малый.
Сверла: 3,3; 3,5, 4,2; 4,5; 5; 5,2; 6,4; 6,8; 8,2.
Метчики и плашки: М4, М5, Мб, М8.
Шкурка мелкая (100x100) и крупная (50x50).
Молоток малый.
Приспособление для заделки тросов.
Медные трубки (L=30,10 шт).
Трос 6 (10м).
Коуши (8шт).
Стопор кулачковый.
Заклепки алюминиевые (3x10, 50 шт).
Крепеж разный (1 кг).
Веревки разные (06-8, 40 м).
Прорезиненная ткань - БЦЦ (0,5 м2).
Капроновая ткань толстая (0,5 м2).
Тесьма капроновая (20 мм, 5 м).
Клей резиновый (150 г).
Бензин (200 г).

Перечень продуктов на экипаж из трех человек

(аварийный запас 5 дней)

Наименование Количество
Гречка 3,25 кг
Рис 1,7кг
Пшено 1,7кг
Макароны 1,7кг
Картофельное пюре 1,2кг
Манная крупа 0,8 кг
Мука блинная 2кг
Мясо сублимированное (супное) 1,7 кг
Тушенка 8кг
Колбаса копченая 1,5кг
Супы сухие 1,5кг
Кубики бульонные 30шт
Молоко сухое 2,5кг
Сахар 7 кг
Халва 1,7кг
Курага 1,7кг
Чернослив 0,85 кг
Изюм 0,85 кг
Орехи грецкие 0,85 кг
Шоколад 0,85 кг
Печенье 1,7кг
Зеленый горошек 0,6кг
Чай 0,6кг
Кофе 0,17кг
Сыр 0,75 кг
Лимон 2 шт
Соль крупная 1 кг
Масло растительное Зл
Масло топленое 1,7кг
Сухари черные 5бат
Чеснок 10 гол
Сода пищевая 0,08 кг
Спирт

Способ упаковки продуктов:
Все продукты упаковывались в полиэтиленовые бутылки с крышками.
Вес продуктов с упаковками - 70 кг.

Описание маршрута

До места старта нужно добираться с Ярославского вокзала; например поездом № 218 (пас), отправлением в 18.15 (по нечетным дням), который прибывает в Архангельск через 23 часа (плацкартный билет стоил 123 руб. при курсе $24). Багаж следует сдать заранее, так как багажный вагон прицепляют к этому поезду 2-3 раза в неделю. Хранение стоит в сутки не дорого, а перевозка груза в 280 кг по билетам стоит в 1,5 раза дороже плацкартного билета. Стоимость отправки груза без билетов - в два раза дороже. Багажное отделение Ярославского вокзала: В. Красносельская ул., д. 10, тел. 266-05-77 (23) с 9 до 20 (обед с 13 до 14). (багажное отделение Октябрьской ж/д - т. 262-93-43). Если багажный вагон прицеплен к тому поезду, в котором Вы едете, то сразу после прибытия в Архангельск груз лучше забрать самим прямо из багажного вагона (кстати, сдавать/грузить в вагон в Москве тоже лучше самим: надежнее). А в 30 метрах от поезда можно найти и машину.

Собирать лодку можно около моста, через который поезд подходит к вокзалу. Более удобно и спокойнее (в смысле детишек) собираться в устье реки, но до него около 40 км по дроге (дополнительные расходы). Мы же приехали с вокзала в яхт-клуб "NORD", где и собирали лодку с разрешения администрации клуба. (Директор - Анисимов Юрий Сергеевич, тел. 22-15-96).

5 июля (понедельник)

Выехали в 18 25.

6 июля (вторник)

Приехали в Архангельск в 17.00, получили багаж здесь же из багажного вагона, при этом с нас нахально содрали 10 руб. За 100 руб. наняли грузовик и приехали в яхт-клуб "NORD". Сразу же приступили к сборке лодки. Палатки поставили на территории яхт-клуба.

7 июля (среда)

К вечеру собрали лодку (так уж долго она собирается).

8 июля (четверг)

Долго возились с настройкой снастей и проводок лодки, затем утрясли все вопросы с пограничниками (ул. Кедрова) и дали телеграмму о выходе на маршрут. Погода перед нашим приездом стояла жаркая, под 30°. Для нас природа сделала послабление понижением температуры до 17° с легким дождичком временами и с ветром до 5 баллов с Севера.

9 июля (пятница)

Вышли из яхт-клуба в 8.00 по Корабельному рукаву. Не сильный по утру ветер к полудню разошелся до 5 баллов с порывами до 7 б. Направление ветра типичное для этих мест, С-СЗ. В 19.00 были уже на острове Мудьюгский, где остановились на его западной стороне в 2 км севернее обелиска (здесь расположен мемориал и памятник жертвам белогвардейской интервенции).

Место здесь хорошее, а в 2-3 км севернее нашего лагеря место, на мой взгляд, еще лучше.

Не стоит, однако увлекаться и высаживаться еще севернее; ближе к белому маяку очень мелко и не так интересно.

10 июля (суббота)

С утра ветер С, очень слабый. К полудню усилился до 5 баллов, С. Погода солнечная, тепло. Вышли в 13.00, но через 15 минут вернулись, т. к. разошелся шов на центральном наружном баллоне и внутренний резиновый баллон вылез наружу. Небольшая грыжа не представляла опасности, однако решили чинить сразу. Лодку разгрузили, поставили на козлы и зашили шов. Заодно проверили все швы и в одном месте наложили страховочный усиливающий шов. На всякий случай. Долго ковырялись, загружать лодку снова не хотелось, поэтому сделали полудневку. Солнце светило практически весь день, на берегу в лесочке даже жарко, но у моря на довольно прохладном ветру продувает насквозь.

11 июля (воскресенье)

Встали пораньше и в 8.00 уже были на воде. Тепло. Переменная облачность. Ветер ЮЗ, 1-3 балла. К полудню раздуло до 7 баллов того же направления. Шли хорошо.

Берег высокий, покрыт лесом, подступающим почти к воде. До мыса Керец берег слегка изрезан и имеет небольшие заливы. Дальше на север берег ровный. В районе мыса Зимнегорский очень высокий, крутой и обрывистый, состоящий из серой глины. Наверху густой лес.

Пляж преимущественно песок, только у мыса Керец и у самого мыса Зимнегорский галечный. Ширина пляжа невелика, порядка нескольких метров, высадиться можно практически везде, но несколько километров до и столько же после мыса Зимнегорский вода подходит к самому берегу (как уже говорилось, к обрывистому и высокому), так что встать на ночь можно только на самом мысу Зимнегорский, где наверху есть метеостанция и два домика с моряками. Это самое высокое место Зимнего берега Белого моря. Кстати, здесь есть и баня с парной. По субботам ее топят железно, а в другие дни - как договоришься с начальством. После мыса Зимнегорский берег постепенно понижается и вырождается в тундру с жиденьким лесочком. В устье реки Золотица расположен крупный поселок Нижняя Золотица, в котором есть магазин, баня и откуда можно выехать в Архангельск (в принцыпе).

После поселка Това лес отступает от берега все дальше и дальше. С пресной водой проблем нет; речки, ручейки, озерца. Дрова в изобилии либо в лесу, либо на берегу в виде плавника. Плавник, однако, просолен и дым от него шибко едуч. Впрочем, лес все равно кончается и выбирать не приходится.

К 21.00 добрались до местечка где-то между избой Горбовая и мысом Инцы. Здесь есть изба, в которой живет ненец Дима. Переночевать у него в избе можно, но не нужно, так как этот Дима оч-ч-чень любит выпить, хотя мужик в целом хороший. У него можно совершить бартерный обмен. Красная рыбка есть, впрочем, не только у него; по берегу расположены избы, в которых живут рыбаки, как колхозные, так и всякие другие. Народ весь хороший и меняется с удовольствием. Угощают, конечно, и просто так. Здешние жители любят поговорить за жизнь, пообщаться.

12 июля (понедельник)

Верно говорят, что понедельник - день тяжелый. Ненец Дима всю ночь спать не давал, так что вышли рано, в 7.30, и были жутко рады от него отделаться. Ветер ЮЗ 4 балла, переменная облачность. Непосредственно перед мысом Инцы берег низкий, разве что с двухметровым не крутым обрывчиком сразу после песчано-галечного пляжа. Леса нет, тундра. В понижениях встречаются низкие кусты. Ширина пляжа на подходе к мысу Инцы уменьшается до нескольких метров, так что в шторм вода его заливает. Перед мысом с юга протяженная отмель, на которой в свежий ветер с моря невысокая, но крутая волна.

За мысом Инцы (севернее) берег вполне приличный, песчаный пляж начинается отсюда и длится, как позже выяснилось, аж до самого Мезенского залива. Есть места, где берег высокий, крутой, песчано-глинистый, но много и удобных мест. Все разговоры о крутизне, высоте и глинистости относятся только к береговой кромке, сам берег представляет собой холмистую тундру, с чахлым леском и кустами. Часто встречаются небольшие речки и ручьи между холмами.

Берег постепенно повысился к поселку Мегра. Здесь он представляет собой высокий, метров 50, песчаный обрыв с не очень крутым склоном (в сухую погоду можно влезть, правда не везде). Поселок большой, стоит на одноименной реке. Плавника на берегу стало меньше, но для нас проблем дровами не было. А вот местные жители плавник собирают, свозят в кучи, здесь же распиливают и штабелюют. Когда дровишки на ветру подсохнут, их везут на телегах, запряженных лошадьми (черт возьми; чем же их кормят?) в поселок. Эти штабеля трогать не нужно, дабы не навлечь на себя (и других туристов) гнев аборигенов.

Остановились на ночь в 18.00 в километре севернее реки Мегра. Берег здесь высокий, песчаный. Наверху у маяка есть озерко с хорошей водой. От воды до склона метров 30 песка. Осушка в отлив порядка 50 метров. Хорошо ловится с берега на донку камбала с ладошку. Говорят, что в поселке есть маленький магазинчик. Здесь решили сделать дневку и отдохнуть после ночи, проведенной у ненца Димы.

13 июля (вторник)

Хороший сегодня денек. В 11.00 вышли. Солнце, тепло, ветер СВ, 4 балла. Под берегом волна не высокая при таком направлении ветра, поэтому ход ровный и хороший. До мыса Воронов берег практически не меняется, только высота его слегка колеблется.

Мыс Воронов высокий, обрывистый, сложен из песчано-глинистых пород, порос травой и мхом. Склон, обращенный к морю, лишен растительности. Наверху - тундра, в низинах встречаются небольшие кусты. Перед мысом расположена изба Кедовка рыболовецкого колхоза, где мы и причалили в 20.00. У берега стоят сети огромного размера. Пляж отлогий из плотного песка, как и дно вдоль всего Абрамовского берега. Осушка во время отлива до 100 метров.

До поселков и Мегра и Койда отсюда местные жители добираются на оригинальном автобусе - тракторе Беларусь с прицепом, в котором все и располагаются. Этот же автобус объезжает рыбацкие тони по берегу и собирает у рыбаков (колхозных) рыбу. Все это происходит во время отливов, когда вода отходит от берега и обнажает дно из плотного песка; собственно береговой песок не такой плотный и ездить по нему труднее. Многие жители имеют мотоциклы и ездят вдоль берега на них, причем довольно лихо. Говорят, что через 2 года нужно покупать новый мотоцикл, так как коррозия (и песочек) разъедает все до безобразия. Поселок Койда довольно крупный, расположен на одноименной реке километрах в 5-ти выше устья. В поселке есть все, что бывает в крупных населенных пунктах, а также пограничный пост.

Ночевали в избе, благо в ней время был только один рыбак, остальные уехали в поселок. Приняли нас как всегда очень хорошо; опять красная рыба (тьфу, надоела) и задушевные беседы. Утром нас проверили пограничники, которые на вездеходе ехали мимо и зашли проведать работающего здесь рыбака. Приглашали в гости в Койду, но у нас планы были другие, да и расположен этот поселок неудобно для посещения как по берегу, так и по воде.

14 июля (среда)

Утром приняли решение посетить остров Моржовец. Денек солнечный, ветер 4 балла. Вышли в 11. Рыбак из избы Кодовка рекомендовал нам подойти к острову в районе восточного маяка, туда мы и держали курс, правда с учетом течения, которое здесь сильное, особенно в отлив. Направление течения из Мезенского залива на запад постоянно и меняется только по скорости. Взяли восточное упреждение в 5 градусов. До острова по прямой 25 км. Не доходя до него 5 км ветер стал стихать, крутить, и постепенно сдох. За какие-то 2 часа нас протащило вдоль всего острова почти до самой его северо-западной оконечности. Остров не очень большой: 14x8 км. С помощью весел мы добрались до него, а то пришлось бы болтаться в море до тех пор, пока ветер не поднимется.

На остров высаживались в 20.00 в полный отлив. Осушка - метров 50, галька и мелкие камни. Пока разгружали лодку подъехал грузовик с начальником маяка. Зовут Дима. Сразу потребовал документы. Ну как же, местная власть. Потом мужики нам помогли дотащить лодку до сухого места. Причалили мы не в лучшем месте, но выбирать не приходилось. До северо-западной части острова осталось километра 3, и берег в этой части острова высокий, крутой и обрывистый; песок и глина. В том месте, где мы зацепились, в море впадает речушка и место не удобное. Да еще по берегу разбросано то, что осталось от сокращенной части ПВО, машины, железо и какое-то оборудование, которое Дима вроде бы как охраняет.

Отличное место для высадки и лагеря находится не на восточной части острова, как нам рекомендовали на материке, а на юго-западной части острова, прямо перед западным белым маяком. Здесь берег имеет понижение, и поселок рядом. А восточный маяк уже не действует и люди там не живут. В поселке у белого маяка (издалека хорошо виден) живет семья начальника маяка, семья метеоролога и еще какой-то работник. Люди хорошие, но не против выпить. А что еще делать на этом острове? Дима показал нам свое хозяйство, сводил на маяк. Надо сказать, что содержится все оборудование в идеальнейшей чистоте, доже ботинки пришлось снимать и одевать тапочки. Как нам рассказали, береговая линия острова постоянно размывается и обрушивается в море со скоростью почти метр в год. Да это мы и сами видели по нависшему над обрывом бывшему армейскому складу.

Указанное место перед белым маяком, пожалуй, единственное, где можно нормально высадиться. Юго-западный, западный и северо-восточный берега острова высокие и обрывистые, а юго-восточный берег низкий и скалистый. На острове много озер с пресной водой. Плавник на обрыве не очень-то задерживается, поэтому дрова есть не везде. У низкого берега плавника достаточно. Растительный покров острова - трава и мхи. Комаров мало. Остров можно посетить ради спортивного интереса, а при движении от мыса Конюшин (п-ов Канин) на мыс Воронов здесь можно приткнуться на отдых. В направлении Воронов - Конюшин двигаться не стоит, так как преобладающие в этом районе северо-западные ветры и течение из Мезенского залива противодействуют такому движению. Силу течения мы прочувствовали; впечатляет.

15 июля (четверг)

С утра солнечно и тепло. Ветер СВ до 6 баллов. Сделали дневку. Осмотрели остров. Пробовал вытащить центральный баллон, чтобы заклеить малюсенькую дырочку где-то в корме, но при частичном вытаскивании дырка не объявилась, а вытаскивать баллон полностью не хотелось из-за глинистой почвы. Решили сделать это в подходящем месте, благо эта дырочка серьезной опасности не представляет. Ходили в гости к начальнику. Хорошо провели время. В принципе в поселке и баньку можно растопить, но это уже через гастроном.

16 июля (пятница)

Ветер немного изменился: направление В, до 7 баллов, ровный, как в трубе. Небо совершенно чистое, на солнце тепло (15°С). Вышли в середине прилива в 12.00 и двигались в сторону мыса Абрамовский, но по дуге, выпуклостью к материку. Ближе к берегу Мезенское течение слабее. Километрах в 7 перед мысом Абрамовский в решили причалить. Легко сказать, а куда? Берег здесь высокий, обрывистый, песчано-глинистый. Вода подходит вплотную к обрыву. Есть только два способа ночевки на таком берегу. Мы воспользовались первым. Здесь через каждые 2-5 км в море впадает речка или ручей. В месте впадения образуется некоторое расширение берегов речки с их понижением. Ширина таких речек в устье метров 10, что вполне достаточно для того, чтобы в устье можно было зайти, чем мы и воспользовались в 1630. Восточная часть Абрамовского берега имеет осушку до 300 метров, дно песчаное, волна невысокая (1-1,5 м), но крутая.

По речке мы поднялись метров на 100. Начался отлив. Речка мелеет так, что почти исчезает, что связано с небольшой скоростью течения самой реки: отлив отсасывает речную воду быстрее, чем она притекает. Дно реки представляет собой противную глиняно-илистую смесь. Берега таких речек извилисты, имеют понижения, на которых можно укрыться от ветра. Встречаются небольшие кусты, но наверху в тундре растут только мхи. Хотя на горизонте виднеется жиденький лесок. Много мелких озер. За дровами приходится ходить ближе к устью, а то и на берег моря, поэтому забираться далеко вверх по реке не стоит, тем более, что усыхание речек в отлив привязывает отплытие к полному приливу.

Высота обрывистого берега 10-20 метров и залезть по нему наверх кое-где можно, но без лодки. К вечеру ветер стих до 4 баллов, но направления не изменил. Тепло, небо чистое. С комарами тоже порядок; в том смысле, что есть, но не очень много.

Вытащили и надули центральный баллон. Под большим давлением проклятая дырка проявилась и мы ее заклеили.

Что касается второго способа ночевки в таких местах, то он прост: если к берегу подойти в самом начале отлива, то до возвращения воды (прилив) будет 10 часов свободного времени, а поставить палатки можно прямо на песке, где до этого была вода. С подходом воды нужно сниматься и уходить в море. Только и всего.

17 июля (суббота)

Лимит походного времени ограничивал наше продвижение вперед, то бишь, на восток, но еще один переход в нужном направлении решили сделать. Туман, который был поутру густым, к 10 часам рассеялся, переменная облачность, температура была на уровне 15°С. Ветер СВ 6-7 баллов. В 14.30 с полным приливом вышли. Волна высокая и крутая, отошли с трудом, но дальше от берега, за зоной мелководья, волна пониже и поположе, хотя встречаются отдельные волны до 2,5 метров. Продвижение вперед в лавировку очень слабое, после 4-х часов такой борьбы увидели следующую речку и рванули в нее. Что же, 5 км в такую погоду совсем неплохо.

Речка, в которую мы влезли, немного шире предыдущей, а в остальном все так же. Правда здесь на берегу стоит изба. Состояние избы отличное, но в ней никого нет. От места нашей стоянки изба далеко, поэтому решили остаться в палатках. Здесь все так же, как на предыдущем месте, но существенно больше кустарников, особенно в низинах вдоль речки. Осыхает речка в отлив также почти полностью на значительном расстоянии от устья. Ветер к вечеру стихать не захотел и работал всю ночь впустую: ночью-то он нам ни к чему.

18 июля (воскресенье)

Погода с самого утра хорошая, теплая. Ветер СВ 4-5 баллов. Ветра такого направления в этом районе держатся долго. Осмотрев лодку выявили прослабленные места, погнутости, порыва оболочки баллона и т. д. Результат высадки (и отхода) в прибой при навальном ветре. В целом - не смертельно, но подлатать немного пришлось. Заодно пообедали по человечески, на берегу и помылись, нагрев в канистре воду.

В 17.00 с приливом вышли в обратный путь, домой. Ветер, наконец, изменился на ЮВ 3-4 балла. Волны нет, солнце; только и идти. Так и шли до 6 утра следующего дня. Есть, правда, одна закавыка; после захода солнца (ненадолго) влажность сильно повышается, одежда становится волглой и начинаешь мерзнуть. Выход из такой ситуации простой: все дружно влезли в резиновые костюмы. Резина не продувается и чувствуешь себя в ней вполне прилично. Утром с восходом солнца резину можно опять снять, если нет дождичка или тумана.

19 июля (понедельник)

За ночной переход дошли почти до мыса Инцы и остановились в 3 км севернее него. Здесь,в распадке хорошая река, рядом лес. Берег севернее мыса Инцы высокий, обрывистый, песчаный, как и дно. Море к берегу в прилив также подходит, но в реку входить не обязательно, если использовать второй вариант ночевки в таких местах; то есть, если подойти к берегу в начале отлива, то будет 10 часов до подхода приливной воды, а за это время можно и поспать, и поесть, и погулять. Осушка здесь до 100 метров. Солнечно, тепло (на берегу 24°С). Ветер Ю 4-5 баллов. Место хорошее. Делаем дневку.

20 июля (вторник)

Ветер слабый, Ю. Решили подождать до вечера. Как и ожидали, вечером ветер сменился на С 3 балла. Не шибко сильный, однако. В 21.00 вышли, обогнули мыс Инцы с трудом, так как шел отлив, а ветер был слабый. Ночью было холодно, к утру еще хуже, но в 4.30 утра мы причалили в 4 км южнее мыса Инцы. Здесь берег тоже обрывистый, но не высокий, метра 3. И есть небольшой песчаный пляж. Поставили палатки на песке под обрывом, поели и завалились спать. Наверху тундра, лес тут опять отступает далеко от берега. С дровами и пресной водой проблем как всегда нет. Днем опять было жарко и сухо. В тундре поспевает морошка, но пока она еще не совсем созрела. Очень сухой год.

21 июля (среда)

Отличная теплая и солнечная погода. Ветер СВ 2-3 балла. Вышли в 12.30 и шли на фордаке до 21.30. Встали на ночевку в 3 км перед поселком Нижняя Золотица. Неплохое местечко, но мошек - тьма. К 12 ночи мошки отсырели и легли спать. Н. Золотица - крупный поселок, в котором есть все, и откуда можно местным корабликом выехать в Архангельск. А раньше сюда из Архангельска ходила подушка. Да, были времена. Одним словом - ПЕРЕСТРОЙКА. Однако поживем - поглядим.

22 июля (четверг)

Всю ночь погода была сухая и теплая. Днем переменная облачность. Сухо, жарко и полный штиль. Дневка.

23 июля (пятница)

Вышли в 11.00. Солнце, жара, ветер ЮЗ 1-2 балла, то есть "ласковая морда". Пробовали лавироваться. Дохлый номер; отливное течение тащит назад. Тем не менее Н. Золотицу миновали. Решили побурлачить, подошли к берегу, двоих высадили, один на руле. Берег здесь представляет собой песчаный пляж. Тащится лодка бечевой легко: один почти бежит с чалкой в руке, другой бежит сзади и просит дать потянуть. Бечева должна быть достаточно длинной, чтобы обходить (точнее оплывать) иногда появляющиеся на пути камни. Думаю, что оптимальная длина бечевы - 100 м, причем достаточно шнура диаметром 6 мм. Интересный момент: рулевой на лодке одет в резину, а тягачи - в трусах и майках. Попали под грозу, намокли, высохли.

Если у Н. Золотицы лес подходит к берегу, то южнее нее он снова отступает. А берег, высокий указанного поселка, постепенно понижается и переходит в тундру. После поселка и маяка Вепревский песчаный пляж переходит в галечный, затем появляются крупные камни у берега. До Вепревского можно бежать босиком, а дальше пришлось одевать ботинки. Время от времени встречаются рыбацкие сети. Подпольные браконьерские, спрятанные под поверхность воды, проскакивали сходу. А вот нормальные сети на колах приходилось обходить на веслах, так как они уходят в море довольно далеко (а конец у нас был короткий). Постепенно берег снова повышается и к избе Никольская имеет уже приличную высоту и крутизну, а лес снова подступает к самой воде, да какой лес - тайга! До избы мы не дошли: ширина пляжа стала критической, да и впереди был береговой оползень (часть берегового обрыва подмыло и он сполз в море).

В 20 перед оползнем поставили палатки. Прямо на камнях и гальке, под самым обрывом. Пляж шириной метров 7-10, а берег крутой, в меру обрывистый и сплошь заросший деревьями и кустами. Прилив по расчетам не должен доставать до палаток. Прошел сильнейший ливень с грозой, но дождь теплый. Развели большой костер, благо дров полно. Погрелись поели. А водой запастись и негде. Обычно в таких местах с обрывистого берега стекают маленькие ручейки. Их не всегда видно, найти можно легко, а там уж и бочажок в земле вырыть для накопления воды. Но, как уже сообщалось, год (именно июнь и июль) выдался очень жарким для этого региона и все пересохло. Небольшую ямку все вырыли, но заполнялась она медленно. Зато на склонах берега полно земляники.

Похоже, что мы пожадничали, дойдя до этого места. Отсюда и далее на юг вплоть до избы Ёрга берег имеет слишком маленький пляж для постановки палаток, а крутизна и высота берега исключает подъем наверх лодок. Да и палатки тащить на высоту 100-150 метров по глиняной осыпи дураков нет (а если еще и дождь глину намочит?). Надо вставать на ночь в 2 км южнее поселка Вепревский. Там и пляж широкий, и берег низкий, и лес не мешает. И с пресной водой проблем нет.

24 июля (суббота)

Ветер как поднялся ночью, так и дул весь день направлением ЮЗ силой больше 7 баллов. Небольшой штормик-мордодуйчик. Конечно дневка. От прибоя на гальке начала образовываться пена. Пена захватывает частички глины и переносит их с собой туда, куда попадает. А попадает она на палатки и лодку. Когда пена высыхает, глина остается и через некоторое время палатки и лодка были в ужасном состоянии. Пришлось отодвинуть одну палатку до самого обрыва, а вторую перенесли на небольшое почти ровное местечко на склоне берега. А баллоны лодки даже до конца похода от следов глины не отмылись. Очень она, глина, липкая.

От местных жителей мы узнали один из верных признаков приближающегося шторма: если прибой, даже еще слабый, начинает как бы замыливать, то есть образуется быстро распадающаяся пена, то в ближайшие несколько часов ветер и волна усилятся. Сила приближающегося шторма прямо пропорциональна степени замыливания, то есть количеству и стойкости образующейся пены. Если же во время шторма пенообразование начинает снижаться, то в ближайшие несколько часов сила ветра и высота волн уменьшатся, с большой вероятностью смены направления ветра. Наши кратковременные наблюдения это подтверждают. Причем пена образуется не только на галечном пляже, но также и на песчаном.

Во время шторма линия максимального прилива перемещается дальше вглубь берега. На пологом берегу это смещение может достигать 1,5 м. Тоже происходит при полной луне.

К ночи ветер немного ослабел, но пенообразование и накат не уменьшились. Похоже, сидеть нам здесь долго.

25 июля (воскресенье)

Утро не принесло улучшения. Ветер ЮЗ 4-5 баллов, тепло (24°С). Можно, конечно, в таких условиях двигаться, но характер берега на 20 км впереди (на юг) не позволит высадиться, а в случае усиления шторма придется вернуться обратно. Решили сделать еще дневку.

После полудня погода ухудшилась; небо затянуто полностью, дождь.

26 июля (понедельник)

Шторм с ЮЗ, ветер 4-5 баллов, но это влияние берега. В море ветер, похоже, сильнее. Небо затянуто, часто идет дождь. Пено-производительность классная: весь пляж загажен; дрова, костер, посуда - все под слоем пены. Опять сидим. Но уже надоело.

27 июля (вторник)

Утром попробовали выбраться. Погодные условия, правда, не изменились, но - хоть место сменить. Сменили на лучшее, но на 1 км севернее: ветер ЮЗ 3 балла, а отливное течение сильное, вышли в пик отлива. Берег здесь песчаный и хороший для высадки. В 100 метрах от берега в лесу есть изба. В этой избе летом живет и ловит рыбу Виктор из Архангельска, мужчина в возрасте. Хороший, гостеприимный дяденька. Проболтали с ним до полуночи, а уж рыбы наелись - до отвала. У этого Виктора можно купить (или по бартеру) семгу, чтобы привезти домой, не жадный. Здесь в избе и заночевали.

28 июля (среда)

Погода совсем наладилась. В 12 вышли. Ветер С 4 балла. Облачность переменная, но тепло. В 21.30 были уже у южной оконечности острова Мудьюгский. Правда последние 3 км высасывали из ветра все, что могли: 0,5 балла встречного ветра едва хватало для движения. Высадились на берег в 1 км севернее того места, где стояли в начале похода. Здесь тоже хорошо. В общем весь западный берег острова хорош, за исключением небольшого кусочка у большого белого маяка, да и там не противно.

29 июля (четверг)

Дневка на острове Мудьюгский. Ветер ЮЗ 5-6 баллов. Солнечно, тепло, сухо. Отсюда есть два пути для возвращения: либо идти в Архангельск либо в Северодвинск, в зависимости от направления ветра. В сам Северодвинск заходить, конечно не нужно; есть хорошее место для разборки лодок в северной части острова Ягры, но в 3-5 км южнее от северной его оконечности (на самом северном конце острова расположена воинская часть). По пути в Северодвинск есть хорошее место для ночевки, похожее по обстановке на остров Мудьюгский - это остров Разбойник. Правда тут могут быть проблемы с пресной водой (следует запастись водой заранее), а с дровами все в порядке.

К Архангельску нужно подходить по Корабельному рукаву Северной Двины. В отлив рукав изрядно мелеет и в лавировку по нему идти сложно; шверты и рули будут цеплять дно. Лучше идти в Архангельск на попутных курсах. Впрочем, в Корабельном рукаве есть много хороших мест, где можно встать на ночь.

30 июля (пятница)

Ветер не изменился, все тот же ЮЗ 5 баллов. Переменная облачность, тепло. В 10.00 вышли, но при входе в Корабельный рукав ветер стал заворачивать к югу. Вход в рукав по прямой не получился из-за отлива (мелко), пришлось искать глубину. До самого рукава шли по краю судового хода. Глубина здесь меняется скачкообразно (прорыт подводный канал) и мы нащупывали ее швертом. Собственно вход в Корабельный рукав как бы перекрыт отмелью, которую нужно обходить, оставляя по правому борту, но при этом двигаться по краю этой отмели. Используя откидной шверт это делать очень просто. Несколько раз попадали под ливень, но он быстро менялся на солнце. К 18.00 добрались до яхтклуба NORD. Начали разборку лодки.

31 июля (суббота)

Упаковали лодку. За 100 рублей взяли машину до вокзала, без проблем. Сдали лодку в багаж, как обычно. Все; поход закончен. Хорошо, но мало. Да ведь и лето еще не кончилось.

Картографический материал

Масштаб: в 1 см - 10 км
- маршрут группы

Отчет о парусном походе четвертой категории сложности в районе Белого моря (Зимний и Абрамовский берега) по маршруту: Архангельск - мыс Зимнегорский - мыс Воронов - остров Моржовец - Койда - мыс Абрамовский - мыс Воронов - АрхангельскОтчет о парусном походе четвертой категории сложности в районе Белого моря (Зимний и Абрамовский берега) по маршруту: Архангельск - мыс Зимнегорский - мыс Воронов - остров Моржовец - Койда - мыс Абрамовский - мыс Воронов - АрхангельскОтчет о парусном походе четвертой категории сложности в районе Белого моря (Зимний и Абрамовский берега) по маршруту: Архангельск - мыс Зимнегорский - мыс Воронов - остров Моржовец - Койда - мыс Абрамовский - мыс Воронов - Архангельск

График движения

Дата 07.99 День пути (ходовой) Участок маршрута Расстояние, км Ходовое время, час Средняя скорость, км/час
05 - Москва - Архангельск - - -
06 - Яхтклуб NORD - - -
07 - Яхтклуб NORD - - -
08 - Яхтклуб NORD - - -
09 1 Архангельск (я/к NORD ) - о. Мудьюгский 50 11 4,5
10 - О. Мудьюгский. Дневка. - - -
11 2 О. Мудьюгский - м. Медвежий 135 13 10,4
12 3 М. Медвежий - р. Мегра 65 13,5 4,8
13 4 Р. Мегра - изба Кедовка 60 9 6,7
14 5 Изба Кедовка - о. Моржовец 35 9 3,9
15 - О. Моржовец. Дневка. - - -
16 6 О. Моржовец - м. Абрамовский 60 4,5 13,3
17 7 М. Абрамовский - река с избой 5 4 1,2
18 8 Река с избой (м. Абрамовский) - м. Инцы 140 13 10,8
19 - М. Инцы. Дневка. - - -
20 9 М. Инцы - м. Инцы 7 7,5 0,9
21 10 М. Инцы - р. Золотица 40 9 4,4
22 - Р. Золотица. Дневка. - - -
23 11 Р. Золотица - южнее избы Никольская 30 9 3,3
24 - Южнее избы Никольская. Дневка. - - -
25 - Южнее избы Никольская. Дневка. - - -
. 26 - Южнее избы Никольская. Дневка. - - -
27 12 Южнее избы Никольская - изба Никольская 1 0,2 5
28 13 Изба Никольская - о. Мудьюгский. 160 9 17,7
29 - О. Мудьюгский. Дневка. - - -
30 14 О. Мудьюгский - Архангельск (я/к NORD ) 50 8 6,2
31 - Архангельск - Москва - - -

Количество ходовых дней - 14.
Пройденное расстояние - 798 км.
Среднее расстояние в день - 57 км.
Средняя скорость на маршруте - 6,55 км/час.

Календарь погоды

Дата
07.99
Направление ветра Сила ветра, баллы Высота волны, м Осадки Облачность Примечания
09 С-СЗ *5-7 0,5 Нет Переменная * Порывистый
10 С *5 0,5 Нет Солнечно * С полудня
11 ЮЗ *7 1 Нет Переменная * С полудня
12 ЮЗ 4 0,5 Дождь Плотная
13 СВ 4 1 Нет Солнечно Дождь вечером
14 СВ 4 0,5 Нет Переменная
15 СВ 5-6 1 Нет Солнечно
16 В 7 1,5 Нет Солнечно
17 СВ 6-7 1,5 Нет Солнечно
18 СВ 4-5 1 Нет Переменная
19 СВ 4 0,5 Нет Солнечно
20 С 3 - Нет Переменная
21 СВ 2-3 - нет Солнечно
22 Штиль 0 - нет Солнечно
23 ЮЗ 1-2 - Нет Переменно
24 ЮЗ 7 1 Нет Переменно
25 ЮЗ 4-5 0,5 Дождь Переменно
26 ЮЗ 4-5 0,5 Нет Переменно
27 ЮЗ 3 0,5 Нет Переменно
28 С 4 0,5 Нет Переменная
29 ЮЗ 5-6 0,5 Нет Солнечно
30 ЮЗ 5 0,5 * Дождь Переменная * Временами

В дополнение к календарю погоды следует сказать, что в этот год июль был необычно теплым для данного региона с малым количеством осадков. Что касается ветра, то он работал, как и положено. Сильный ветер был не часто, а критичным является скорее не сила ветра, и даже не его направление, сколько совпадение направление ветра с направлением линии берега и несовпадением с направлением нужного движения лодки. Значительную долю пакости добавляет приливно-отливное течение в слабый встречный ветер, а также штиль. Штили, однако, нас не баловали.

Полезно иметь при себе барометр и почаще общаться с местными жителями; уж кому как не им знать погодные условия у себя дома.

Не следует удаляться от берега на расстояние более 3-5 км; неожиданно установившийся штиль вынудит вас ночевать в открытом море, двигаясь с течением как правило не в ту сторону, куда хотелось бы, либо грести с десяток километров до берега. Впрочем - кому что нравится. А уж при пересечениях, особенно на отдельно расположенный небольшой остров, с течением нужно быть на Вы.

В целом маршрут пройден нормально и может быть рекомендован на конец июня - июль. В августе по Зимнему берегу Белого моря гуляют ветра преимущественно южных направлений, и не хилые.

Дополнительные материалы

МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
121819, Москва, ГСП-2, Трубниковский пер., 19
Телефон 248-94-33 факс 202-58-06
27.04.99 № ЮЛ-17-2157.
На №_____________

Директору
спортивно-туристского парусного клуба "Корсар" В.К. Гуськову
117534, Москва, ул. акад. Янгеля, д. 6, кв. 296
О проведении спортивно-туристского плавания

Минрегион России дает разрешение спортивно-туристскому парусному клубу "Корсар" на проведение спортивно-туристского плавания по Баренцеву и Белому морям на парусно-весельном тримаране "Корсар-2" в июле - сентябре 1999г.

Разрешение действительно только после технического освидетельствования тримарана "Корсар-2" и получения соответствующего разрешительного документа в Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) и при условии, что Военно-Морской Флот не будет нести ответственности за поисково-спасательное обеспечение плавания.

Разрешение согласовано с Главным штабом Военно-Морского Флота (письмо от 24.03.99 № 729/15/203), Главным штабом Федеральной пограничной службы Российской Федерации (письмо от 12.03.99 № 1/1/469), Региональным управлением Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Архангельской области (письмо от 19.03.99 № 2/1305).

Конкретные сроки, маршрут и порядок проведения плавания необходимо согласовать со штабом тактического регионального управления ФПС России.

Заместитель Министра
Ю.Г. Ляшко

Городков 938-96-16

СПОРТИВНО - ТУРИСТСКИЙ ПАРУСНЫЙ КЛУБ
117534, Москва, ул. акад. Янгеля, д.6, кв.296, тел. 386-29-77.
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ (СУДОВАЯ РОЛЬ) № ВП-4-7/8-99
СПОРТШНО-ТУРИСТСКОГО ПЛАВАНИЯ (СТП)
Группа туристов CТПК "КОРСАР" в количестве 3 человек совершает спортивно-туристское плавание (СТП) 4-й категории сложности в районе Баренцева и Белого морей по маршруту:
Архангельск - р. Куя - пос. Козлы - р. Золотица - м. Инцы - пос. Мегра - м. Воронов - пос. Мегра - м. Инцы - р. Золотица - пос. Козлы - р. Куя - Архангельск
в период с 7 июля по 10 сентября 1999 года на парусном тримаране "Корсар-2", бортовой номер 05-30 МЮ, номер на парусе М-246.

Состав группы:

  1. Гуськов Виктор Константинович (паспорт ХХIII-МЮ № 743184) - руководитель, капитан тримарана.
  2. Погорелов Александр Леонидович (паспорт ХХIХ-МЮ №678240) - матрос-рулевой.
  3. Погорелов Владислав Леонидович (паспорт VI-СБ №674349) - матрос-рулевой.

Руководитель СТП - Гуськов Виктор Константинович.

Директор СТПК "КОРСАР" Гуськов В.К.

МОСКОВСКИЙ ПАРУСНЫЙ ТУРИСТСКИЙ КЛУБ
г. Москва
19 декабря 1999 г.

РЕЦЕНЗИЯ
К ОТЧЕТУ О ПАРУСНОМ ПОХОДЕ
ЧЕТВЕРТОЙ КАТЕГОРИИ СЛОЖНОСТИ
В РАЙОНЕ ВОСТОЧНОЙ ЧАСТИ БЕЛОГО МОРЯ

Группа туристов Московского Парусного Клуба под руководством капитана тримарана "КОРСАР-2" (бортовой номер 05-30 МЮ, парусный номер М-246) Гуськова Виктора Константиновича совершила очередной шаг на пути освоения туристами-парусниками акватории северных морей. Листая страницы Отчета, рассматривая фотографии морских пейзажей, чувствуешь, как прекрасен наш Север, как сильно он влияет своей биоэнергетикой на все живое.

Экипаж тримарана "КОРСАР-2" с должным вниманием отнесся к подготовке этого путешествия, а это говорит о большом опыте руководителя группы. За время похода не было ни одной критической ситуации, да и поломок тримарана тоже не было. Пройти по Белому морю более 750 км в таком темпе довольно сложно; нужно иметь большой опыт хождения под парусом и иметь значительные организаторские способности.

Все это видно в представленном отчете, однако хотелось бы задать автору несколько вопросов, которые, на мой взгляд, не нашли в отчете отражения.

  1. Каким образом осуществлялась связь экипажа тримарана с пограничной службой?
  2. В какой степени пограничники контролировали прохождение по маршруту?
  3. Были ли проблемы с пресной водой?
  4. В какой степени проявляется коррозия конструкции лодки в морской воде?
  5. Предусмотрена ли установка на тримаране рубки, обвесов или фальшбортов?
    На мой взгляд, в походах по суровым северным морям этот "сервисный" набор позволит более комфортно наслаждаться парусным путешествием.
  6. Как решалась в походе проблема бани?

На севере не жарко, а дров полно, и истопить свою баньку для троих мужиков большого труда не составит.

В заключение следует сказать, что, в целом, автор прекрасно решил поставленную задачу. Представленный отчет убедительное тому доказательство и, безусловно, поход можно оценить по четвертой категории сложности.

Хочется также пожелать руководителю похода Гуськову В. К. дальнейших успехов в освоении туристами-парусниками бескрайних морских просторов нашего Российского Севера.

Председатель Московского Парусного туристского Клуба
К. П. Федоров

О ТОМ, КАКИМ ОБРАЗОМ ОСУЩЕСТВЛЯЛАСЬ СВЯЗЬ ЭКИПАЖА ТРИМАРАНА С ПОГРАНИЧНОЙ СЛУЖБОЙ

При проведении парусных (и вообще водных) походов по внутренним морям разрешения пограничников не требуется. Однако, если внутреннее море имеет выход напрямую в океан (Белое море), либо в имеет водную связь с океаном через систему внутренних морей или каналов, либо омывает берега хотя бы одного другого государства (Черное море), то в этом случае может потребоваться разрешение от пограничных, военно-морских и других служб.

Выход из Горла Белого моря в пределах не далее теоретической линии мыс Святой Нос - мыс Канин Нос возможен без оформления разрешений (достаточно маршрутных документов от клуба), но вполне могут быть неприятные задержки и объяснения с пограничной службой. Ближайший действующий пограничный пост на восточном берегу Горла Белого моря расположен в поселке Койда (20 км восточнее мыса Воронов), а ближайший пост на западном берегу Горла расположен в устье реки Поной (правый берег, Кольский п-ов).

При оформлении похода в северной части Горла Белого моря (и далее) следует подать заявку в МИНРЕГИОН, то есть в МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ не позднее, чем за 4 месяца до выхода на маршрут (там же получить инструкции по дальнейшим действиям).

Связь с пограничной службой может осуществляться лично, явочным порядком на пограничный пост по пути следования. Как правило, лучше держать радиостанцию на приеме постоянно, но при дефиците энергии на борту не моторного судна можно включать радиостанцию только при подходе (проходе) к пограничному посту.

Связь с береговой и морской пограничными службами, а также с кораблями и яхтами ведется в радиотелефонном режиме на международном морском частотном канале №16: частота 156,8 МГц (см. стр. 7 пункт 17 Отчета). Этот канал является дежурным и используется только для первичной установки связи, коротких разговоров типа запрос-ответ, а также для подачи сигналов бедствия. Весь остальной треп ведется на других каналах согласно установленным правилам ведения радиосвязи.

В походе связь экипажа тримарана с пограничниками не велась, так как при ночевке в избе Кедовка (мыс Воронов) группа была проверена на наличие соответствующих документов начальником заставы Койда, проезжавшим на вездеходе с объездом своих угодий и напоровшимся случайно на нас. Не исключено, что эта проверка не случайная, а по наводке колхозного рыбака, работающего здесь и пригласившего нас переночевать у него. К таким вещам в приграничных районах надо относится спокойно и не делать обиженную мину.

Еще одно добавление: при выходе из Архангельска, из я/к "NORD", следует зайти к пограничникам на ул. Кедрова в в/ч 9794 (см. Отчет).

О ТОМ, В КАКОЙ СТЕПЕНИ ПОГРАНИЧНИКИ КОНТРОЛИРОВАЛИ ПРОХОЖДЕНИЕ ПО МАРШРУТУ

Как было сказано выше группа, была проверена на берегу при случае. Обычно же при выходе на связь по радиостанции пограничники запрашивают, кто идет, куда и откуда следует. Имея четко различимый бортовой номер и такой же четкий ответ на поставленный вопрос, пограничники не требуют подхода к берегу. При правильной организации маршрутных документов (МИНРЕГИОН) все пограничные посты получают сообщение о том, кто, когда, куда и на чем будет двигаться. При этом смещение сроков движения, например на неделю, может вызвать повышенный интерес со стороны пограничников, но, как правило, решается мирно.

О ТОМ, БЫЛИ ЛИ ПРОБЛЕМЫ С ПРЕСНОЙ ВОДОЙ

Проблем с пресной водой не было, если не считать отдельных моментов, когда ее не было в радиусе 50 метров. Обычно мы брали пресную воду в реках, ручьях, озерах и бочагах, имеющихся вдоль берегов в изобилии. Имея возможность всегда набрать на берегу пресную воду, мы возили с собой в канистре 20 литров воды на всякий случай. Такой случай может иметь место при длительном вынужденном штормовании вдали от берега, что при наличии достаточного количества пресной воды и продуктов серьезной опасности не представляет.

Конкретно о наличии пресной воды неоднократно упоминается в Отчете.

О ТОМ, В КАКОЙ СТЕПЕНИ ПРОЯВЛЯЕТСЯ КОРРОЗИЯ КОНСТРУКЦИИ ЛОДКИ В МОРСКОЙ ВОДЕ

Коррозия труб из алюминиевых сплавов проявляется по-разному.

Сильно корродируют трубы из марки Д16Т без покрытия. Однако, если при завершении похода трубы промыть пресной водой на месте разбора лодки, а по приезде домой сразу же еще раз промыть их и вытереть насухо, то каркас лодки будет служить лет 10. При наплевательском отношении к коррозии лодка сгниет через 2-3 сезона.

Хорошо противостоят коррозии трубы из сплава Д16Т, если их анодировать. Покрытие АН. Окс. довольно надежное. Покрытие АН. Окс. эмт. тв. (в ванне с солями титана или бария) является лучшим для эксплуатации в морской воде, к тому же стойкое к истиранию, но редко применяется - довольно дорогое.

Самым оптимальным на мой взгляд решением является применение для морской среды труб из сплава АмГ марки АмГ-6НН (нагартовка 30%): этот материал и коррозии не подвержен, и по прочности лишь чуть уступает материалу Д16Т. Если применить для АмГ-6НН еще и анодно-окисное покрытие, то такие трубы будут практически вечные.

Коррозии также подвержены тросовые растяжки. Про трос из нержавеющей стали говорить не буду (козе понятно), а про стальной оцинкованный трос скажу. Если перед походом тросовые изделия проварить в машинном масле и протереть сверху насухо, а после похода проделать это еще раз, то про коррозию можете забыть. Но не следует применять троса в пластиковой оболочке; контролировать их состояние невозможно, а вода, как говорится, дырочку найдет.

Тримаран КОРСАР-2 изготовлен из различных материалов и является хорошим наглядным пособием для наблюдения и сравнения коррозиоустойчивости материалов. Тримаран эксплуатировался 5 сезонов в длительных морских походах, выработал свой ресурс на 50%, имел несколько поломок различной степени тяжести, но ни одна из поломок не была связана с коррозией металла. Одним словом, как Вы содержите лодку, так она Вас и катает.

О ТОМ, ПРЕДУСМОТРЕНА ЛИ УСТАНОВКА НА ТРИМАРАНЕ РУБКИ, ОБВЕСОВ ИЛИ ФАЛЬШБОРТОВ

На тримаране предусмотрена установка только обвесов в 1/3 передней части трамплина высотой 500 мм для укрытия от встречных ветров. Однако обвесы не устанавливались ни разу ввиду нецелесообразности. Находиться на тримаране в легкой одежде почти не приходится по причине довольно прохладной погоды. Температура воды в северных морях 10, а зачастую 5...7 градусов. Смена погоды происходит быстро и часто; времени на переодевание мало. Основная форма одежды на воде в таких походах состоит из теплой одежды и гидрокостюма (химзащита, например). Спас-жилет, разумеется, должен быть надет. При таком одеянии обвесы не нужны; сама одежда является защитой от ветра, воды и холода. А для удержания на лодке во время сильной качки (что бывает нечасто) на трамплине имеются лямки из капроновой тесьмы, за которые можно держаться.

Впрочем, наличие обвесов или даже рубки - дело вкуса капитана лодки. Ему и решать.

О ТОМ, КАК РЕШАЛАСЬ В ПОХОДЕ ПРОБЛЕМА БАНИ

Сразу хочу сказать, что проблемы такой не существует, ибо каждый решает ее по-своему. Здесь и предлагается один из вариантов.

Позвольте спросить, как часто Вы принимаете баню с парной в городе? Понятно, что подавляющее большинство людей моется в ванной под душем и ничуть от этого не страдает. В походе тоже можно мыться каждые 3 дня, без каких либо напрягов. Причем для этого не нужно иметь специальных тентов и технологий.

Поясню суть идеи. Поскольку пресную воду в чем-то нужно иметь, берем для этого алюминиевую канистру на 25 литров. На экипаж из 3-4 человек берем две двухместные палатки, тент одной из которых используется для мытья. Для этого нужно сделать 6-8-ми лучевой каркас, который собирается и ставится без кольев. На каркас сшить тент до земли с небольшими крыльями по периметру, для придавливания тента камнями, бревнами или песком в сильный ветер. Собственно палатка подвешивается изнутри к каркасу. Вес такой палатки будет больше, чем обычно, но в водном походе это не имеет значения.

Для мытья внутренняя палатка отстегивается от тента и временно удаляется. Канистра с водой нагревается на костре, но воду не доводят до кипения. Затем два человека моются под тентом, а другие их обслуживают, подавая каны с холодной водой для разбавления горячей. Весь процесс занимает не более часа на весь экипаж.

Можно существенно упростить процедуру мытья за счет технических устройств. На горловину канистры навинчивается специальная пробка, в которую вставлены два штуцера. К одному штуцеру подсоединяется через шланг (1,5 м) воздушная лягушка для накачки баллонов, а через другой штуцер проходит до дна канистры шланг (2 м) с душевой головкой на верхнем его конце. Душевая головка закрепляется вверху тента, а моющийся человек подкачивает ногой лягушку, регулируя подачу воды. Просто до безобразия и настолько же удобно. Не следует только перегревать воду; разбавлять ее холодной водой уже не придется.

Очень рекомендую такой способ мытья: время, затраченное на подготовку и мытье неизмеримо меньше времени на стандартную походную баню-парную, да и после потения в парной нужно омываться водой, а, значит, все равно ее придется греть. А более частое мытье позволяет постоянно содержать тело в чистоте и сухости, что позволяет переносить холодную погоду гораздо легче. Кстати, сильный ветер и не ливневый дождь не мешают процессу омовения. В общем, попробуйте, не пожалеете.

Примерные чертежи каркасной тентовой палатки, применяемой в походе, приведены на стр. 56, 57.

Каркасно-тентовая палатка

Отчет о парусном походе четвертой категории сложности в районе Белого моря (Зимний и Абрамовский берега) по маршруту: Архангельск - мыс Зимнегорский - мыс Воронов - остров Моржовец - Койда - мыс Абрамовский - мыс Воронов - Архангельск Отчет о парусном походе четвертой категории сложности в районе Белого моря (Зимний и Абрамовский берега) по маршруту: Архангельск - мыс Зимнегорский - мыс Воронов - остров Моржовец - Койда - мыс Абрамовский - мыс Воронов - Архангельск

Раскрой граней палатки
(тент изготавливается по каркасу)

Отчет о парусном походе четвертой категории сложности в районе Белого моря (Зимний и Абрамовский берега) по маршруту: Архангельск - мыс Зимнегорский - мыс Воронов - остров Моржовец - Койда - мыс Абрамовский - мыс Воронов - Архангельск Отчет о парусном походе четвертой категории сложности в районе Белого моря (Зимний и Абрамовский берега) по маршруту: Архангельск - мыс Зимнегорский - мыс Воронов - остров Моржовец - Койда - мыс Абрамовский - мыс Воронов - Архангельск Отчет о парусном походе четвертой категории сложности в районе Белого моря (Зимний и Абрамовский берега) по маршруту: Архангельск - мыс Зимнегорский - мыс Воронов - остров Моржовец - Койда - мыс Абрамовский - мыс Воронов - Архангельск Отчет о парусном походе четвертой категории сложности в районе Белого моря (Зимний и Абрамовский берега) по маршруту: Архангельск - мыс Зимнегорский - мыс Воронов - остров Моржовец - Койда - мыс Абрамовский - мыс Воронов - Архангельск Отчет о парусном походе четвертой категории сложности в районе Белого моря (Зимний и Абрамовский берега) по маршруту: Архангельск - мыс Зимнегорский - мыс Воронов - остров Моржовец - Койда - мыс Абрамовский - мыс Воронов - Архангельск Отчет о парусном походе четвертой категории сложности в районе Белого моря (Зимний и Абрамовский берега) по маршруту: Архангельск - мыс Зимнегорский - мыс Воронов - остров Моржовец - Койда - мыс Абрамовский - мыс Воронов - Архангельск Отчет о парусном походе четвертой категории сложности в районе Белого моря (Зимний и Абрамовский берега) по маршруту: Архангельск - мыс Зимнегорский - мыс Воронов - остров Моржовец - Койда - мыс Абрамовский - мыс Воронов - Архангельск Отчет о парусном походе четвертой категории сложности в районе Белого моря (Зимний и Абрамовский берега) по маршруту: Архангельск - мыс Зимнегорский - мыс Воронов - остров Моржовец - Койда - мыс Абрамовский - мыс Воронов - Архангельск Отчет о парусном походе четвертой категории сложности в районе Белого моря (Зимний и Абрамовский берега) по маршруту: Архангельск - мыс Зимнегорский - мыс Воронов - остров Моржовец - Койда - мыс Абрамовский - мыс Воронов - Архангельск Отчет о парусном походе четвертой категории сложности в районе Белого моря (Зимний и Абрамовский берега) по маршруту: Архангельск - мыс Зимнегорский - мыс Воронов - остров Моржовец - Койда - мыс Абрамовский - мыс Воронов - Архангельск Отчет о парусном походе четвертой категории сложности в районе Белого моря (Зимний и Абрамовский берега) по маршруту: Архангельск - мыс Зимнегорский - мыс Воронов - остров Моржовец - Койда - мыс Абрамовский - мыс Воронов - Архангельск Отчет о парусном походе четвертой категории сложности в районе Белого моря (Зимний и Абрамовский берега) по маршруту: Архангельск - мыс Зимнегорский - мыс Воронов - остров Моржовец - Койда - мыс Абрамовский - мыс Воронов - Архангельск Отчет о парусном походе четвертой категории сложности в районе Белого моря (Зимний и Абрамовский берега) по маршруту: Архангельск - мыс Зимнегорский - мыс Воронов - остров Моржовец - Койда - мыс Абрамовский - мыс Воронов - Архангельск Отчет о парусном походе четвертой категории сложности в районе Белого моря (Зимний и Абрамовский берега) по маршруту: Архангельск - мыс Зимнегорский - мыс Воронов - остров Моржовец - Койда - мыс Абрамовский - мыс Воронов - Архангельск Отчет о парусном походе четвертой категории сложности в районе Белого моря (Зимний и Абрамовский берега) по маршруту: Архангельск - мыс Зимнегорский - мыс Воронов - остров Моржовец - Койда - мыс Абрамовский - мыс Воронов - Архангельск Отчет о парусном походе четвертой категории сложности в районе Белого моря (Зимний и Абрамовский берега) по маршруту: Архангельск - мыс Зимнегорский - мыс Воронов - остров Моржовец - Койда - мыс Абрамовский - мыс Воронов - Архангельск Отчет о парусном походе четвертой категории сложности в районе Белого моря (Зимний и Абрамовский берега) по маршруту: Архангельск - мыс Зимнегорский - мыс Воронов - остров Моржовец - Койда - мыс Абрамовский - мыс Воронов - Архангельск Отчет о парусном походе четвертой категории сложности в районе Белого моря (Зимний и Абрамовский берега) по маршруту: Архангельск - мыс Зимнегорский - мыс Воронов - остров Моржовец - Койда - мыс Абрамовский - мыс Воронов - Архангельск Отчет о парусном походе четвертой категории сложности в районе Белого моря (Зимний и Абрамовский берега) по маршруту: Архангельск - мыс Зимнегорский - мыс Воронов - остров Моржовец - Койда - мыс Абрамовский - мыс Воронов - Архангельск Отчет о парусном походе четвертой категории сложности в районе Белого моря (Зимний и Абрамовский берега) по маршруту: Архангельск - мыс Зимнегорский - мыс Воронов - остров Моржовец - Койда - мыс Абрамовский - мыс Воронов - Архангельск Отчет о парусном походе четвертой категории сложности в районе Белого моря (Зимний и Абрамовский берега) по маршруту: Архангельск - мыс Зимнегорский - мыс Воронов - остров Моржовец - Койда - мыс Абрамовский - мыс Воронов - Архангельск Отчет о парусном походе четвертой категории сложности в районе Белого моря (Зимний и Абрамовский берега) по маршруту: Архангельск - мыс Зимнегорский - мыс Воронов - остров Моржовец - Койда - мыс Абрамовский - мыс Воронов - Архангельск Отчет о парусном походе четвертой категории сложности в районе Белого моря (Зимний и Абрамовский берега) по маршруту: Архангельск - мыс Зимнегорский - мыс Воронов - остров Моржовец - Койда - мыс Абрамовский - мыс Воронов - Архангельск Отчет о парусном походе четвертой категории сложности в районе Белого моря (Зимний и Абрамовский берега) по маршруту: Архангельск - мыс Зимнегорский - мыс Воронов - остров Моржовец - Койда - мыс Абрамовский - мыс Воронов - Архангельск Отчет о парусном походе четвертой категории сложности в районе Белого моря (Зимний и Абрамовский берега) по маршруту: Архангельск - мыс Зимнегорский - мыс Воронов - остров Моржовец - Койда - мыс Абрамовский - мыс Воронов - Архангельск Отчет о парусном походе четвертой категории сложности в районе Белого моря (Зимний и Абрамовский берега) по маршруту: Архангельск - мыс Зимнегорский - мыс Воронов - остров Моржовец - Койда - мыс Абрамовский - мыс Воронов - Архангельск Отчет о парусном походе четвертой категории сложности в районе Белого моря (Зимний и Абрамовский берега) по маршруту: Архангельск - мыс Зимнегорский - мыс Воронов - остров Моржовец - Койда - мыс Абрамовский - мыс Воронов - Архангельск Отчет о парусном походе четвертой категории сложности в районе Белого моря (Зимний и Абрамовский берега) по маршруту: Архангельск - мыс Зимнегорский - мыс Воронов - остров Моржовец - Койда - мыс Абрамовский - мыс Воронов - Архангельск Отчет о парусном походе четвертой категории сложности в районе Белого моря (Зимний и Абрамовский берега) по маршруту: Архангельск - мыс Зимнегорский - мыс Воронов - остров Моржовец - Койда - мыс Абрамовский - мыс Воронов - Архангельск Отчет о парусном походе четвертой категории сложности в районе Белого моря (Зимний и Абрамовский берега) по маршруту: Архангельск - мыс Зимнегорский - мыс Воронов - остров Моржовец - Койда - мыс Абрамовский - мыс Воронов - Архангельск Отчет о парусном походе четвертой категории сложности в районе Белого моря (Зимний и Абрамовский берега) по маршруту: Архангельск - мыс Зимнегорский - мыс Воронов - остров Моржовец - Койда - мыс Абрамовский - мыс Воронов - Архангельск Отчет о парусном походе четвертой категории сложности в районе Белого моря (Зимний и Абрамовский берега) по маршруту: Архангельск - мыс Зимнегорский - мыс Воронов - остров Моржовец - Койда - мыс Абрамовский - мыс Воронов - Архангельск Отчет о парусном походе четвертой категории сложности в районе Белого моря (Зимний и Абрамовский берега) по маршруту: Архангельск - мыс Зимнегорский - мыс Воронов - остров Моржовец - Койда - мыс Абрамовский - мыс Воронов - Архангельск Отчет о парусном походе четвертой категории сложности в районе Белого моря (Зимний и Абрамовский берега) по маршруту: Архангельск - мыс Зимнегорский - мыс Воронов - остров Моржовец - Койда - мыс Абрамовский - мыс Воронов - Архангельск Отчет о парусном походе четвертой категории сложности в районе Белого моря (Зимний и Абрамовский берега) по маршруту: Архангельск - мыс Зимнегорский - мыс Воронов - остров Моржовец - Койда - мыс Абрамовский - мыс Воронов - Архангельск Отчет о парусном походе четвертой категории сложности в районе Белого моря (Зимний и Абрамовский берега) по маршруту: Архангельск - мыс Зимнегорский - мыс Воронов - остров Моржовец - Койда - мыс Абрамовский - мыс Воронов - Архангельск Отчет о парусном походе четвертой категории сложности в районе Белого моря (Зимний и Абрамовский берега) по маршруту: Архангельск - мыс Зимнегорский - мыс Воронов - остров Моржовец - Койда - мыс Абрамовский - мыс Воронов - Архангельск Отчет о парусном походе четвертой категории сложности в районе Белого моря (Зимний и Абрамовский берега) по маршруту: Архангельск - мыс Зимнегорский - мыс Воронов - остров Моржовец - Койда - мыс Абрамовский - мыс Воронов - Архангельск Отчет о парусном походе четвертой категории сложности в районе Белого моря (Зимний и Абрамовский берега) по маршруту: Архангельск - мыс Зимнегорский - мыс Воронов - остров Моржовец - Койда - мыс Абрамовский - мыс Воронов - Архангельск Отчет о парусном походе четвертой категории сложности в районе Белого моря (Зимний и Абрамовский берега) по маршруту: Архангельск - мыс Зимнегорский - мыс Воронов - остров Моржовец - Койда - мыс Абрамовский - мыс Воронов - Архангельск Отчет о парусном походе четвертой категории сложности в районе Белого моря (Зимний и Абрамовский берега) по маршруту: Архангельск - мыс Зимнегорский - мыс Воронов - остров Моржовец - Койда - мыс Абрамовский - мыс Воронов - Архангельск Отчет о парусном походе четвертой категории сложности в районе Белого моря (Зимний и Абрамовский берега) по маршруту: Архангельск - мыс Зимнегорский - мыс Воронов - остров Моржовец - Койда - мыс Абрамовский - мыс Воронов - Архангельск Отчет о парусном походе четвертой категории сложности в районе Белого моря (Зимний и Абрамовский берега) по маршруту: Архангельск - мыс Зимнегорский - мыс Воронов - остров Моржовец - Койда - мыс Абрамовский - мыс Воронов - Архангельск Отчет о парусном походе четвертой категории сложности в районе Белого моря (Зимний и Абрамовский берега) по маршруту: Архангельск - мыс Зимнегорский - мыс Воронов - остров Моржовец - Койда - мыс Абрамовский - мыс Воронов - Архангельск Отчет о парусном походе четвертой категории сложности в районе Белого моря (Зимний и Абрамовский берега) по маршруту: Архангельск - мыс Зимнегорский - мыс Воронов - остров Моржовец - Койда - мыс Абрамовский - мыс Воронов - Архангельск
0 0
Комментарии
Список комментариев пуст
Добавить публикацию