Виды туризма

13 января 2013
( г. Москва )
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Саянский
Год путешествия: 2000
Вид туризма: Комбинированный туризм (маршруты) Категория сложности: нет или не указано
0 785 0
Руководитель: Ярошевский Е. В. (Москва)

Содержание
  1. Сведения о походе:
    1. Паспорт маршрута;
    2. Список группы;
  2. Сведения о районе похода:
    1. Географическое описание района похода;
  3. Подходы и подъезды:
    1. Заброска;
    2. Выброска;
    3. Варианты аварийных выходов;
  4. Картографическое обеспечение;
  5. Организация и общая идея похода;
  6. График движения и техническое описание маршрута:
    1. График движения;
    2. Техническое описание маршрута;
  7. Меры безопасности;
  8. Приложения:
    1. Список группового снаряжения;
    2. Список личного снаряжения;
    3. Состав группового ремнабора;
    4. Состав аптечки;
    5. Список продуктов;
    6. Весовые характеристики груза;
    7. Смета расходов на поход
1. Сведения о походе
1.1. Паспорт маршрута

Вид туризма: пеше-водный.

Категория сложности: пятая.

Район путешествия: Восточный Саян. Окинский район Республики Бурятия.

Нитка маршрута: Аршаны Хойто-гол – р Сенца – р. Даргыл – р Сенца – лет. Булунай – зим. Хутел – пер. Дэдэ Хутэл – оз. Олон Нур – р. Жом-болок – Обтой – р. Ока – пос. Хужир – р. Ока – ущелье Орхо-Бом – р. Ока – пос. Верхнеокинский.

Протяженность нитки маршрута: пешая часть - 45 км; водная часть - 250 км; всего: около 295 км.

Радиальные выходы:

1. Устье Даргыла – Аршаны Хойто-Гола – р. Аршан – пер. Черби(?) ( 2420 м.) - оз. Келед-Зарам (2240) – вершина Шулуун Сарьдаг " 2600 - оз. Келед-Зарам- пер. Черби - Аршаны Хойто-Гола > 26 км.

2. Аршаны Хойто-Гола – р. Аршан – пер. (> 2400) (н/к) – долина р. Барун-Хадарус – пер.(> 2350) (1А) – влк. Кропоткина (2074) - долина вулканов - долина р. Барун-Хадарус – г. Черби (2676 ) – пер. Черби - Аршаны Хойто-Гола > 30 км.

4. Орлик, Додо-Хутэл – лет. Шара Тала - долина Сенцы – Аршаны Хойто-Гола. > 50 км.

5. На источники Чойган.

6. Оз. Олон-Нур - г. Халхинтэ Ула (2350) (1Б-) - оз Олон-Нур > 10 км.

7. Радиальный выход на стрелке Жом-Болока и Оки > 10 км.

8. Прогулка по заповеднику Красноярские столбы, городам Красноярску и Дивногорску > 25 км.

Общая протяженность: более 150 км.

Продолжительность активной части маршрута: 28 дней; в том числе пешая часть: 4 дня; сплав: 10 дней; радиальные выходы: 10 дней; дневки: 4 дня.

Состав группы: 7 + 4 человек.

Средства сплава: катамараны 4+4 и 2.

Время проведения похода: с 25 июля по 1 сентября 2000 г.

Уровень воды:

Жом-болок – высокий.

Ока до конца Орхо-Бома – выше среднего.

Ока ниже Орхо-Бома – паводковый.

1.2. Список группы

Ф. И. О.Год рожденияИсполняемая обязанностьИмеющийся опыт
1. Гречушникова Мария Георгиевна1975ВрачПра – 1у 
Мзымта – 2у
2. Минина Лидия Юрьевна1980ПациентМста – 2у 
Шуя беломорская (весна) - 3у 
Охта(весна) - 3у
Катунь - 4у 
Она – 4у
Мзымта 2 (6)у
3. Павлов Кирилл Александрович1977Завхоз, помощник штурманаМста – 2у 
Кузема - 3у 
Чирка-Кемь - 3у 
Охта – 3у
Шуя беломорская (весна) -3 у 
Катунь - 4у 
Она – 4у 
Мзымта 2 (4)р
4. Патрик Павел Альфредович1978Штурман, массажист, а также бесценный помощник завхоза и капитана.Мста - 2у 
Воньга - 2у
Кузема - 3у
Чирка-Кемь - 3у 
Охта - 3у
Катунь - 4у
Она – 4у 
Мзымта 2 (4)у
5. Шевыров Николай Вячеславович1976ФотографМста - 2р
Охта (весна)- 3р
Шуя беломорская (весна) - 3р
Она – 4у 
Мзымта 2у
6.Шевырова Наталья Ивановна1979Верная жена и вдохновитель фотографаМста – 2у 
Охта (весна) - 3у 
Она – 4у
Мзымта 2у
7. Ярошевский Евгений Валерьевич1974КапитанМста - 2р 
Кожа - 3у
Кузема – 3р
Чирка-Кемь - 3р 
Охта - 3р
Катунь – 4р 
Она – 4р

3. Подходы и подъезды
3.1. Заброска

В район начала маршрута, в зависимости от финансовых возможностей и пожеланий группы, можно рекомендовать несколько вариантов подъездов.

I. Цель - минимум времени на подъезд к маршруту

Москва - Иркутск - самолетом.

Иркутск - Слюдянка - поездом или электричкой (электрички всего две).

Слюдянка - Орлик - автомашина.

Орлик – аршаны Хойто-гола – автомашина повышенной проходимости.

Время на переезд сутки и более.

Стоимость: от 4500 руб./чел. (при условии, что группа не менее 6-7 человек).

II. Цель - минимум денежных затрат (2000 год июль - август)

Москва - Слюдянка - поезд (плацкарт) (516 руб/чел)

Слюдянка - Орлик - автомашина (3000 руб. за микроавтобус "Газель" на 385 км – 430 руб/чел)

Орлик – аршаны Хойто-гола – автомашина повышенной проходимости. (2000 руб за ГАЗ 66 на 80 км 270 руб/чел)

Временные затраты от 4,5 до 6 суток.

Стоимость заброски составляет 1200 –1300 руб./чел.

Вариант автостопа здесь не рассматривается, ибо с таким обилием вещей и большой группой практически не реален.

В принципе из Слюдянки до Орлика раз в неделю ходит автобус ПАЗик (именуемый "Бурятский автобус"), но туристов берет, только в случае наличия свободных мест, а таких как правило не оказывается. Билет до Орлика стоил 184 рубля. Кроме того существуют рейсовые автобусы до Кырена – довольно крупного поселка с действующим дацаном на полпути между Слюдянкой и Мондами; однако большого смысла попадать в него лично я не вижу. Также как и не рекомендуется попадать в Монды – выйдет только дороже: Стандартная цена Монды-Орлик 2000 рублей, возможно уломать до 1500, но это сложно, особенно когда отступать уже некуда. В Мондах, если выгрузиться днем прямо в поселке, то есть на автобусной остановке, то водители, скорее всего, сами начнут к вам подходить - они там еще более бедные (и более жадные), чем в Слюдянке. Однако это плохой вариант, поскольку чувствовать вы там себя будете неуютно, и деться вам будет некуда. К слову сказать, общение с пьяными бурятами - это удовольствие ниже среднего, а пьют там почти все. Если же вы все-таки попали в Монды лучше попросите водителя провезти вас за поселок и остановитесь либо на развилке, либо метров через 200-400 по дороге в сторону Орлика. Там можно спокойно развести костер, поставить лагерь и ловить попутку или же направить пару человек в Монды договариваться о машине. Это даст вам психологическую уверенность в том, что вам не нужно уехать до темноты и т. д.

На наш взгляд, из Слюдянки уехать существенно легче. Хотя и здесь торопиться не стоит. На железнодорожном вокзале орудует автомобильная мафия. Цены держат на уровне 4000 тыс руб до Орлика, более того, это направление водилы не любят, так что вся монополия на заброску в Окинский район сосредоточена в руках двух зело противных мужиков с которыми-то и за бесплатно ехать не сильно приятно.

Эмпирически проверенный вариант.

На сей раз мы были довольно богаты, но 4000 тысячи вместо расчетных 2000 до Орлика были весьма неприятным сюрпризом, преподнесенным нам в Слюдянке. Мы торопиться не стали и в итоге нашли уютную "Газель" за 3000, с душевным водилой переехавшим в Слюдянку из Нижнего Новгорода года полтора назад.

В Орлике оказались поздней ночью, переночевали на северном выезде из поселка, неподалеку от строящегося дацана, в уютном лиственничном лесу. На утро озаботились поисками машины, что в общем – то проблемой не стало, однако заняло более 3 часов времени. В результате наняли ГАЗ 66 за 2000 рублей на 80 км. Вверх по долине Сенцы.

В итоге: весь путь от Ярославского вокзала (г. Москва) до Аршанов Хойто-Гола занял немногим более 125 часов (с учетом поясного смешения соответственно около 130 часов, то есть несколько больше пяти суток.) и вылился, учитывая только транспортные расходы в 1220 рублей на человека.

Адреса и телефоны людей организующих заброску:

Г. Слюдянка: Валерий

Адрес: дом рядом с рынком, на крыльце невзрачная реклама, написанная не –то мелом, не то белой краской.

Добродушный приятный мужик год назад вышел на пенсию и переехал в Слюдянку из Нижнего Новгорода. Ценной информации и интересных рассказов вы от него почерпнете навряд ли, но ехать с ним одно удовольствие.

Пос. Орлик: Сыренов Алексей Жалсараевич

Адрес(ул. Обручева, Дом с голубыми наличниками напротив стадиона).

Телефон код Улан-Удэ, далее соединить с Орликом. дом. 51-426; раб 51-442.

Мужик – местный координатор, возит сам, но еще чаще выступает в роли посредника. Доброжелателен, гостеприимен, но свою корысть знает. По желанию может организовать встречу в Слюдянке, но для этого надо звонить за несколько дней. (машины УАЗ ("батон") и УРАЛ).

Бамбалаев Баир (жена - Мунконова Уля) – живут на так называемой "новой улице" – самой крайней от реки. В поселке все друг друга знают, так что найти не проблема. Баир отличный водитель, приятен в общении. Для бурята относительно не скуп. На наш взгляд лучший вариант для дальнейшей заброски из Орлика. Машины ГАЗ-66 и УАЗ ("козел").

Мунконов Сергей – довольно молодой парень на "Урале". Скуп даже по бурятским меркам.

Телефон: 51-413.

Ангархаев Санжа Жамсаевич – машина "Урал".

Телефон: 51-201.

3.2. Выброска

Заканчивать маршрут можно в любом из поселков расположенных после выхода Оки на равнину, наиболее предпочтительным вариантом является пос. Верхнеокинский, возможно также продолжение сплава до Масляногорска, Новолетников, или собственно города Зимы. Существенной проблемой является то, что поселок Верхнеокинский не просматривается с воды. В качестве ориентиров места чалки можно указать следующие: после прохождения мимо расположенной на правом берегу скальной возвышенности (80 – 100 метров относительной высоты над урезом реки) поросшей сосновым редколесьем, существенно выделяющейся на фоне прочих низменных берегов, Ока, после очередного разбоя на некоторое время собирается в единое русло. Рекомендуемое место чалки у левого берега приблизительно в километре после слияния проток. На берегу в лесу лежат длинные рыбацкие лодки. Удобное место для разборки и просушки судов. От места антистапеля до автобусной остановки – 600 – 900 метров наезженной лесной дороги.

Из поселка Верхнеокинского или как его называют местные Верхняя Ока до станции Зима 80 км. Не реже чем два раза в неделю ходит рейсовый автобус ПАЗ. Цена билета включая багаж составила немногим менее 50 рублей, плюс еще, в случае если автобус переполнен возможно придется дать небольшую взятку водиле, порядка 20 – 30 рублей.

В Зиме могут случиться проблемы с билетами до Москвы. Так, что есть смысл взять их на любой поезд до Тайшета, Красноярска, Новосибирска, Омска, дабы не продлевать свое знакомство с сим городом. В ночное время вокруг вокзала, да и внутри его появляется местная молодежь, жаждущая общения и желающая поразмять кулаки. В целях избежания общения в ночное время рекомендуется в процессе ожидания поезда размещаться в зале ожидания на втором этаже вокзала.

3.3. Варианты аварийных выходов

Большая часть маршрута проходит по населенной части Окинского района с развитой сетью местных грунтовых дорог. Изолированным от "цивилизации" можно считать только Ущелье Орхо-Бом и нижележащую часть реки Оки, вплоть до выхода ее на равнину. В случае аварийных ситуаций на этом участке наиболее целесообразно подождать очередную туристическую группу, коих сплавляется по Оке вплоть до первых чисел сентября месяца превеликое множество.

4. Картографическое обеспечение

Вопрос картографического обеспечения для нас оказался очень болезненным. Всегда приятно гулять имея под рукой хотя бы пристойную двухкилометровку (1:200000). А за 5 дней до отъезда единственное чем мы располагали, так это двумя картами миллионками (1:1000000) на территории Бурятии и Тувы ( с замечательной фразой: "сплошные гшоризонтали проведены через 50, 100 и 200 метров" – называется пойди разберись), а также толстой пачкой отксеренных в турклубе орографических схем междуречья Сенцы и Тиссы, а также долины вулканов. С таким картографическим материалом, осложнялось даже самое необходимое ориентирование, не говоря уже о получение удовольствия и познании окружающих территорий.

Объехав за последние три дня московские картографические издательства, а также опросив всех знакомых мы, дополнительно, стали обладателями 500000 карты на район Бурятиско-Тувинской границы, а также 100000 выкопировкой среднего течения Белина… Ничего больше найти не удалось.

Но провидение в этом вопросе к нам было благосклонно: Сразу же по приезду на вокзале в Слюдянке с рук у мужика мы купили замечательную двухкилометровку на район междуречья Тиссы и Сенцы, с захватом долины вулканов, верхнего и среднего течения Жом-Болока, пос. Орлик, Бурятиско-Тувинской границы и южных гор, включая Мунку-Сасан.

Практически все карты на тамошние места печатаются в Сибирских издательствах. Ниже приводим адреса некоторых из них, куда можно заехать по пути или списаться заранее:

644099 г . Омск., ул. Таубе 13, В-2206 (Омская картографическая фабрика)

664026 г . Иркутск., ул. Декабрьских событий 3.

664026 г . Иркутск., ул. Рабочего штаба 24.

630005 г . Новосибирск 5., ул. Демьяна Бедного 55.

5. Организация и общая идея похода

Где-то в начале августа в горах Саяна я в сердцах выкрикнул, что если мы не попадем на Белин, то этот отчет я так и озаглавлю: "Недогрёбанный Билин". К добру ли, к худу, но так оно и вышло. Попытка пройти связку рек Белин – Кызыл-Хем – Каа-Хем, а также попутно посетить долину вулканов, Аршаны Хойто-Гола, Чойгана и Тиссы, совершить восхождение на пик Топографов, а может быть еще и на Мунку-Сасан в принципе реальна, но немного в более самоходном виде команды, и при более голодной продуктовой раскладке. На сей раз она нам не удалась из-за полученной во второй день, активной части маршрута, одним из участников травмы головы и последующей потери недели на эвакуацию в Орлик и возвращения обратно, а также по причине общей надломленности морального духа команды и существенной разнице в скорости передвижения ее членов по суше.

В результате, поразмыслив, мы решили идти на Жом-Болок, изначально не имея ни лоции ни описания "Вы же хотели первопрохождения – вот и получайте!". Истины ради, следует сказать, что в итоге мы все же переписали лоцию у одной из групп, стоявших на Хойто-Голе, но был ли от нее нам прок? Какой-то, бесспорно да, но элемент первопрохождения все же остался весьма ощутимым.

Каждый участник был экипирован спасжилетом, каской и гидрокостюмом.

Большая работа была проведена при подготовке продуктов питания. Выход в начальную точку сплава предусматривал пеший переход протяженностью около 60 км, а также продолжительные радиальные выходы, следовательно необходимо было минимизировать вес рюкзака, не обделив себя полноценным питанием. Боясь преследующих меня уже на протяжении двух лет призраков алтайского голода раскладку я сделал такую, что в итоге мы поимели самый сытый за всю нашу историю поход в сочетании с мало подъемными рюкзаками. Так что раскладку для маршрута на Билин можно считать провальной, а для Жом-Болока, возможно образцово-показательной.

В целом подготовка снаряжения, средств сплава, спассредств, а также продуктов, аптечки и ремнабора соответствовали современным требованиям для автономных походов в экстремальных условиях.

Пройденный маршрут может быть оценен пятой категорией сложности и может быть рекомендован группам уже имеющим опыт спортивного сплава по рекам (IV категории сложности) азиатской части страны , Кавказа или Кутсайоки.

6. График движения и техническое описание маршрута
6.1. График движения

День путиДатаУчасток путиПротяженность км.Рабочее (ходовое) время (включая привалы, перекусы, беседы, осмотр достопримечат.)Характер пути. Способ передвиженияОсобенности метеоусловий
125.07.Москва – Слюдянка530091,5часПоезд
226.07.-Поезд
327.07.-Поезд
428.07.-Поезд
529.07.Слюдянка - Орлик3857 часов на машинеПоезд, машина "Газель"+15 +17° переменная облачность; к вечеру – солнце, затем гроза, к ночи переменная облачность " +6 +8°
630.07.Орлик- Аршаны Хойто-Гола8012 часовМашина ГАЗ 66Днем +12 +14° Переменная облачность.
731.07.Аршаны Хойто-Гола – р. Даргыл (в километре выше устья)4 км (на машине), около 4 км. пешком4,5 часаМашина ГАЗ 66, пешком; Вверх по Даргылу плохая теряющаяся конская тропа с многочисленными разветвлениями, заросли кустарника, густой подлесок. В кустарниках обилие крестовиков.Ночью дождь, утро +8°, День – солнце +15° +17°, к ночи похолодание до +8°
81.08Стоянка на Даргыле – Аршаны Хойто-Гола – р. Аршан –пер.Черби (2420м.) (н/к) (?) – оз. Келед-Зарам (2240м.)12 км.6 часовПешком; переправа через р. Хойто-Гол и Дунда-Гол. Дорога до Аршанов, далее хорошая тропа На перевале тропа теряется, забирая к югу, спуск по крутому снежнику.Ночью +5°, утро + 8° С Солнце; Вторая половина дня переменная облачность, кратковременные легкие дожди; в долине +15° + 17° С. На озере +8° +10° С.
92.08.Радиальные выходы в долину Вулканов (влк.Перетолчина), Массив Шулуун Сарьдаг (2600м.)20 км + 8 км.Местами тропа, местами курумник, ерник и болота с глубоким вязким мхом.Ночь 0° +2°. Утро солнце. День чередование зарядов дождя с градом и солнца; +10° +14°. К ночи заморозок 0 -2° С
103.08.Оз. Келед-Зарам – пер. Черби – Аршаны Хойто-Гола7 км.2,5 часаПешком по тропеУтро и после 14:30 Солнечно +16 +18°, середина дня пасмурно.
114.08.Радиальный выход: Аршаны Хойто-Гола – р. Аршан – пер. (" 2400) (н/к) – долина р. Барун-Хадарус – пер.(" 2350) (1А+)– влк. Кропоткина (2074) - – долина вулканов – долина р. Барун-Хадарус – г. Черби (2676 ) (1А) – пер. Черби – Аршаны Хойто-Гола28 – 30 км.12 часовПешком, где по тропе, где через все прелести ерника тальника и курумника. Общий перепад высот более 4000 метровПеременная облачность. Кратковременные дожди. К вечеру ясно. + 8 +16 (в зависимости от высоты и локальной погоды)
125.08.Аршаны Хойто-Гола – Орлик80 км10 часовАатомашина "УРАЛ". Размокшая разбитая дорога.С утра и до вечера дождь " +12°. К вечеру прояснение, сильное похолодание, густой туман.
136.08.Осмотр поселка Орлик.6- 8 км.-Неприятная разборка с пьяными бурятамиУтро около 0°, туман. День: солнечно, после полудня +20 +22°
147.08.Орлик – зим. Додо-Хутэл – Хутор Шара Тала.28 км (машина) ³ 15 км (пешком)Все вместе 5 часовХорошая дорогаПеременная облачность; +20 +22°. Вечером небольшая сухая гроза.
158.08.– Аршаны Хойто-Гола32 км8,5 часовПешком по дороге, переправа через Хадарус.Утро около 0°, туман; весь день солнце, Самый жаркий день похода после 14:00 до +25° в тени.
169.08.Аршаны Хойто-Гола – Место закладки на Даргыле - р. Сенца – дорога "Чойган – Хутэл" в 3,5 –4 км ниже стрелки Хойто-Гола и Сенцы.³ 10 –12 км пешком
4 км сплава
14 часов (считая время на завтрак и упаковку вещей)Пешком по дороге. Далее сплав, мелководные шиверы многочисленные продолжительные завалыУтро и первая половина дня солнечно +21+23°. Далее переменная облачность кратковременные легкие дожди.
1710.08.Дневка---Утро теплое и солнечное день переменная облачность +17+19°. Вечером кратковременный сильный дождь
1811.08Дневка---Переменная облачность +15 +17°. Вечер и ночь дождь
1912.08.Дорога "Чойган – Хутэл" в 3,5 –4 км ниже стрелки Хойто-Гола и Сенцы. – край болота близ летника Хутэл22 –23 км5 часовПешком по раскисшей скользкой дороге переправа через Хадарус.Пасмурно +12 +14°. Первая половина дня временами дождь, вторая половина дня, вечер и ночь непрерывный дождь, иногда переходящий в ливень
2013.08.Болото близ летника Хутэл – Долина Дэдэ-ХутэлаОколо 10 км.8 часовМестами тропа, местами мокрая трава, болота, изредка густой кустарникПасмурно +11 +13°. Утро без осадков. В середине дня временами дождь К вечеру и до глубокой ночи чередование непрерывной мороси с моментами усиления дождя.
2114.08.Долина Дэдэ-Хутэла- озера Олон-Нур Начало стапеля5 км1,5-2 часаРазбитая тропа, болото, обилие голубикиПасмурно. Утро временами слабый дождь. Весь день около +10° к вечеру +8°.
2215.08.Радиальный выход на вершину Халхинтэ-Ула (2350 м.) Продолжение стапеля8 км4 часаСыпуха, курумы, ерник. Перепад высот около 1800 м.Переменная облачность к вечеру солнечно. Утро +6°; после полудня до +11 +14.°. К ночи похолодание до +3°
2316. 08.Протока между 3 и 4 озерами Олон-Нур – остров на 5 озере Олон - Нур2,5 - 3 км1 часПорог №2 (№39)Солнечно; утро около 0°, но в плюсовую сторону. После полудня +15 +17°; на солнце жарко. К ночи похолодание до +2°
2417.08.Остров на 5 озере Олон-Нур – порог №6 (43) "Бобслей"> 8 км.4,5 часаСплав. Участок разбоев и заломов, приблизительно 0,5 -0,7 км. Пороги №3,4,5.(№40,41,42)По ощущениям самая холодная ночь. Заморозок. Утро переменная облачность. В 9:45 +1 Весь день переменная облачность, кратковременные слабые дожди в середине дня. Температура +12+14°
2518.08Просмотр порогов, обнос вещей за "Недотрогу", вернее за место слияния проток. Прочие прогулки в окрестностях8 км-Пешком: Местами тропа, местами лава, кое-где бурелом и курумник.Утро и день – Солнечно; +14 +16 К вечеру переменная облачность.
2619. 08.Порог "Бобслей" – Стоянка на правом берегу плеса ниже порога №14 (51)3 км (пешком) 2,5 (сплав)5 часовОсновные пороги (№6 (№43) - № 14 (№51)) "Бобслей", "Катапульта", "Недотрога" и др.Пасмурно +10 +12; После полудня и до глубокого вечера слабый дождь с перерывами.
2720.08.Стоянка на правом берегу плеса ниже порога №14 (51) –Шарза – Обтой – Стоянка в начале разбоев за мостом дороги Саяны – Хужир.18 км4 часаКрасивые плесы, шиверы, Участок разбоев ниже Шарзы. Обтойская шивера.Утро +7 пасмурно. После полудня переменная облачность Кратковременные, но довольно сильные дожди. +12 +14. Всю ночь слабый дождь усилившийся под утро.
2821.08.Дневка; Радиальный выезд Обтой – Саяны – Обтой.20 км1часМотоциклУтро до10:00 обложной сильный дождь. Далее переменная облачность. +10 +14°. Частые заряды дождя, после каждого восхитительные радуги. К ночи прояснение и похолодание.
2922.08.Начало разбоев – стрелка Жом-Болока и Оки10 км.6,5 – 7 часовСплав. Самый напряженный и нервный участок. Разбои, заломы, сложные прижимы на фоне постоянной слабой шиверы. Три простеньких порожка. И Эффектный выходной каньон (около 1,5 км). Прижимы на входе далее слалом, валы до 1 метра; жесткие бочки за обливными камнямиУтро 0°, густой туман. Весь день солнечно После полудня +17 +19°. К вечеру Пасмурно. На востоке и севере всполохи зарниц.
3023. 08.Стрелка Жом-Болока и Оки – Водопад Малый Жом-Болок – Хужир – порог №5 Ущелья Орхо-Бом.Около 40 км7 часов; чистое время сплава не более 4 часовСпокойная быстрая вода.Весь день солнечно. После полудня +20+22°.
3124.08Ущелье Орхо-БомОсновные пороги Орхо-Бома. Валы до 2,5 м, локальные бочки за обливными камнямиС утра переменная облачность. + 14°. Далее пасмурно. После полудня Серия ливней, один очень мощный с крупным градом. Далее обложной дождь Температура +8 +11°
3225.08Река ОкаОколо 40 км2 часаПодъем воды на 1,5 м Очень пологие и высокие около 3 м "океанские" валы.Пасмурно; всю ночь, весь день и всю следующую ночь непрерывный дождь, на горах выпал снег. + 3 + 5°
3326. 08Река ОкаПродолжение подъема воды еще на 1- 1,5 м Быстрая ровная мощная струя. По берегам подтопленный лес.Пасмурно; Весь день дождь с перерывом в середине дня на 3 часа +5 +10°. К ночи ослабление дождя
3427. 08Река ОкаБыстрая ровная мощная струя. По берегам подтопленный лесВесь День Солнечно +8 + 12°.
3528.08---Поезд
3629.08Красноярск – Заповедник "Столбы" – Красноярская ГЭС – Дивногорск – Красноярск80 км на машине 25 км пешком14 часовПешком по тропам и дорогамУтро и День переменная облачность, временами довольно продолжительные дожди + 16 +18°
3730.08Красноярск – Москва4100 км62 часаПоезд-
3831.08Поезд-
391.09.Поезд-

6.2. Техническое описание маршрута

Пешая часть.

Учитывая, что основу пешей части маршрута составили многочисленные радиальные выходы, то и ее описание будет логично построить в виде ряда фрагментарных очерков:

1. Низовья Даргыла

2. Озеро Келед-Зарам, массив Шулуун Сарьдаг, вулкан Перетолчина, долина Хадаруса

3. Верховья долины Аршана, истоки Хадаруса, Долина вулканов, Вулкан Кропоткина, Гора Черби.

4. Путь на Чойган

5. В Орлик и Обратно. (долина Сенцы глазами пешехода)

6. От Хутэла до Олон-Нура

7. Халхинтэ-Ула.

Поэтому лучше смотреть дневник.

Водная часть.

Жом-Болок.

Река именуемая Жом- Болоком - левый приток хорошо известной саянской Оки. Устье ее находится в 60 км ниже районного центра Окинского аймака - Орлик. Долина, довольно узкая для саянских рек, в верховьях, постепенно расширяется при приближении к Оке. В верхнем течении в районе системы озер Олон-Нур ширина долины составляет около 800-1000м. В низовьях после выполаживания правого борта около 1500-2000м. Характерной особенностью всей долины является наличие застывших лавовых потоков, местами поросших смешанным лесом. Встречаются открытые лавовые поля с экзотическими озерцами.

Долина довольно густо заселена: на участке от озер Олон-Нур до устья встречаются летники и капитальные зимовья; селения Шарза, Нур-Олом, Обтой. Правда из-за малопригодных для хозяйственной деятельности и мало удобных для передвижения лавовых пространств все они тяготеют к левому склону долины и у воды присутствие людей практически не ощущается.

Ширина русла 10- 15 м. в порогах сужения до 5-6м. Температура воды очень низкая около 4-8?С. Все препятствия на реке оказались интересными и довольно своеобразными. Поскольку пороги образованы не сужением долины или выходом коренных пород, а ступенями застывшей лавы, все они имеют более-менее выраженный водопадный характер. Вода в реке довольно мягкая и необычайно чистая, несмотря на дожди - сказывается практически полное отсутствие осадочных пород в долине. Еще одно своеобразие препятствий состоит в том, что лавовая порода необычайно прочна и очень плохо поддается эрозии и размыванию: это приводит к необходимости использовать очень аккуратную, практически байдарочную технику прохождения препятствий - любое даже легкое касание камней баллонами приводит к порезу оболочки.

Поляну для стапеля мы выбрали между третьим и четвертым озерами Олон-Нур, возле первого моста через второстепенную протоку Жом-Болока. Дивное место на ровной лавовой площадке с красивым видом на озеро, удобными местами для палаток, оборудованным кострищем, обилием дров и строевого леса. В радиусе 10 –15 минут ходьбы обильные плантации голубики (на юго-юго-запад) и брусники (на север и северо-северо-восток), на лаве много черной смородины, можжевельника, встречаются малина и жимолость.

Далее нумерация препятствий даются согласно опубликованному в интернете отчету каякера Юрина. С нашими добавлениями и замечаниями. Кроме общепринятой нумерации порогов от истока видится целесообразным ввести нумерацию препятствий от четвертого озера Олон-Нур, то есть от места начала подавляющей части маршрутов.

Уровень воды – существенно выше среднего. Судя по всему, высокая вода, делает технически более простым, но более эффектным верхний участок реки до Шарзинской котловины и существенно осложняет реку ниже.

Препятствие №1 (№38) Простая шивера в левой (основной) протоке Жом-Болока, соединяющей 3-е и 4-е озера Олон-Нур. Начинается под мостом (непроход для любого типа судов) Сплав начинается ниже моста, в конце шиверы.

Препятствие №2 (№39). Крутой Слив высотой 1,3 м между 4-м и 5-м озерами. Общий перепад высоты в пороге около двух метров. На входе за 50 -70 м до слива неприятная мель с острыми кусками лавы, на выходе под сливом отдельные острые зубья. Оптимальный проход из под левого берега по центру с уходом после слива в право. Попытка прохода впритирку к левому берегу, где визуально кажется, что глубина больше закончилась для одного из катамараном 80 сантиметровой дырой в баллоне.

Выход из пятого озера находится в северо-восточном конце (держаться левой стороны), хотя поначалу кажется, что выход из озера расположен правее за мелководной гребенкой в юго-восточном заливе. На острове залива красивое место для стоянки небольшой группы (до 10 человек).

От озера 5- 7 мин. – быстроток Скорость течения по нашей воде около 12 Км/ч.

Очередное препятствие участок завалов и разбоев следующий за плавным левым поворотом реки. Чалка к правому берегу. Сплошной завал только один. Проход и проводка существенно легче правыми протоками.

Река вскоре собирается у большой поляны на левом берегу. Далее встречаются 2 цепочки простых валов : первая до 0,5, а вторая до 1 метра. Далее около 10 минут сплава по спокойной воде.

Препятствие№3 (№40). Порог "Змейка"

Увеличение уклона, некоторое повышение берегов и убыстрение течения указывают на начало порога. Довольно мощная шивера с валами до 0,7 метра. Сложность представляют два крутых поворота: левый почти на 180 ° и последующий правый на 90 ° и обусловленный первым из них прижим с навалом на скалу правого берега. Шли с ходу.

Препятствие №4 (№41). Порог "Зигзаг" (IV)

По структуре является аналогичным препятствию №3, только заметно мощнее Перед резким около 120 ° поворотом реки впереди показывается лавовая стена, далее река сужается, увеличивая уклон, ныряет в лавовый каньон, затем следует правый поворот более чем на 90 °, на повороте пологий водоскат около 1 метра, за поворотом мягкая бочка около 1 м., накрывшая нашу двойку с головой, далее валы до метра и более. Во второй части порога поваленное притопленное дерево, перекрывающее левую половину русла. Перед каждым поворотом выраженные прижимы, которые куда страшнее смотрятся с берега, чем оказываются в действительности. Очень приятный первый серьезный порожек на реке. Особенно впечатляет бешеная скорость.Просмотр порога с левого берега .

Через 5-7 мин. сплава пешеходный мостик (обнос по правому берегу). Далее 20-25 мин. сплава до следующего порога.

Препятствие №5 (№42). Порог "Бурятский" ( IV -)

Начинается на левом повороте после большой поляны на левом берегу, расположенной до выхода долины р. Баян-Жалга. С реки видны хозяйственные постройки. Чалка для просмотра перед поворотом реки к левому берегу.

Начинается порог слабой шиверой. На входе гребенка подводных камней, в центре мель с засевшим на ней бревном можно идти как справа, так и слева от него. За левым поворотом эффектный слив 1,5 метра через всю реку довольно крутой в правой части русла и становящийся положе к левой. Под крутой частью слива мощная, но мягкая бочка около 1 метра, в других частях бочки слабые и мелкие. Просмотр и фотосъемка с левого берега.

Далее на протяжении 1,5 км - снова разбои, острова, простые шиверы, река смещается к правому краю долины. Перед следующим порогом она снова собирается в одно русло, но тут же в право уходит узкая бурная, а перед самым заходом в порог № 43 еще одна относительно мелкая протока вправо. Убыстряется течение Впереди видны выходы лавы - ориентир порога. Гарантированная чалка перед входной шиверой в улове у Левого берега.Дабы не просвистеть мимо сей улов рекомендуется держаться центральной или левой части струи.

Препятствие №6 (№43). Порог "Бобслей" ("Бильярд") ( V-)

Река делает крутой левый поворот, в конце которого большой улов под левым берегом. За следующим правым поворотом начинается прямой участок шиверы. Еще один улов под левым берегом напротив которого вправо отходит узкая протока 30 –40 метров за ней вторая "протока последней надежды" за 7 – 10 метров до начала первого слива порога Порог начинается на довольно крутом левом повороте.

Мощный порог включает три поворота: левый, правый, левый. На первом повороте пологий слив около 1,7 м, валы, бочка не менее 1 м, на входе сильный боковой снос вправо. Под правым и левым берегом острые лавовые зубья, в нашу воду расположенные достаточно глубоко. После слива, наоборот, струя сносит влево и выбрасывает на обливную плиту у левого берега на правом повороте. Вровень с этой плитой - второй слив высотой более метра, тоже пологий, с мягкой бочкой 0,8 м. Перед сливом в центре еще одна узкая бочка глубиной 1 м. Параллельно с этим идет свал воды вправо, в результате чего образуется невысокая жесткая косая бочка через всю правую половину русла. Второй левый поворот - пологий трек с валами до 0,8 м. По мнению многих групп, этот порог - один из сложнейших на маршруте. Учитывая, что мы шли в режиме полупервопрохождения имен порогов за исключением "Катапульты" и "Недотроги" мы не знали, а этот после прохождения оказался просто говорящим сам за себя. Катамаран бросало от стенки к стенке на столько же сильно, будто боб в ледяном желобе. Посему и родилось название "Бобслей". Уже после, в Москве, я вычитал, что Юринцы окрестили его "бильярдом".

Наиболее опасные места порога на наш взгляд:

1. Навал на полуобливную скалу-остров перед вторым сливом очень сильный, так что первый слив лучше проходить ближе к правому берегу.

2. Лавовые зубья по краям первого слива.

Примечание: в более низкую воду Зубья существенно опаснее Навала.

Порог впечатляющ мы его долго просматривали с правого берега, кидали палочки смотрели что куда сносит, долго обсуждали оптимальную траекторию движения. Порог пройден чисто и уверенно всеми экипажами.

Дополнение:

Особо хочется отметить, возможно незаслуженно забытую правую протоку Жом-Болока в районе каскада основных порогов. Особенно она интересна для маломерных судов (каяков и катов-двоек).

Протока начинается довольно крутым водопадным сливом высотой около 1,2 м. Последующие полкилометра (может быть немногим больше) река, ширина которой здесь составляет метров 8, представляет собой гладкую воду-быстроток. Ближе к концу которого в русле лежит здоровый каменюга, в скорости после которого нужно чалиться к правому берегу, ибо далее все русло перегорожено мощным заломом, сразу за которым следует эффектный каскадный слив с перепадом высот около 3 м. Далее река сужается до 4- 6 м, возрастает скорость течения, мест для промежуточных чалок практически нет, русло то и дело обнаруживает достаточно крутые повороты, осложненные многочисленными прижимами, и на участке протяженностью, даже с учетом всех меандров мене 1 км длиной образует около десятка красивых водопадных сливов, самый большой из которых последний – отвесный не менее двух метров, за которым чистый плес с практически стоячей водой, способствующей вылову весел, людей, судов и пр. Протока вполне проходима довольно сложна технически и весьма спортивна. В единое русло протоки соединяются на плесе после порога № 14 (51).

Препятствие №7 (44)

После порога "Бобслей" плес длиной около 80 м, на выходе с него прямая водопадная ступенька высотой 1 – 1,2 м через все русло. Бочка 1 м, весьма ощутимая. Просматривали с правого берега, в воду выше средней идти можно с ходу точно по центру струи.

Препятствие №8 (45). Порог "Винт" ( IV -)

Расположен после небольшого плеса за левым поворотом и плохо просматривается с наплыва. Просмотр с любого берега. Относительно пологий слив высотой около 1,5 м через все русло с навалом на левый берег, за ним пульсирующие, крученые валы, усиленные мощными отбойниками. За порогом широкий спокойный плес. Общий вид порога с нижнего плеса весьма красив, создается ощущение, что основная масса воды ударяясь в левый берег закручивается винтовым валом накрывающим нижнюю часть слива. Порог несложен, красив и приятен, особенно для гребцов левого баллона, которых крученым валом накрывает с головой.

С плеса за порогом "Винт" речка уходит вправо, и на следующем левом повороте начинается исключительно красивый мощный порог "Катапульта" по сложности, в принципе, превышающий уровень остальных препятствий на данной реке. Удобные улова есть с обоих берегов. От более крупного улова левого берега идет тропа до следующего из ключевых порогов - "Недотроги" немногим более 1 км). Просмотр и обработка всех порогов удобнее по левому берегу. "Катапульту" мы просматривали с обоих берегов.

Препятствие №9 (46). Порог-водопад "Катапульта" (V)

За правым поворотом река плавно поворачивает налево. После 80 метров быстротока следует расположенный под правым берегом пологий водоскат высотой 0,7 м с довольно мощной косой и неожиданно жесткой бочкой, которая сильно отбрасывает судно влево. В 20 метрах за ним основной мощный водопадный слив высотой до 2,5 метров. В правой его половине более пологий чистый язык, слева в центре глубокий мягкий пенный котел. Затем река плавно поворачивает налево и один за другим следуют два пологих слива высотой менее 1м. Непосредственно перед первым сливом сильный навал на скалу правого берега.

Порог проходили только на четверках, двойку обнесли, поставив на страховку перед выходом на плес в конце порога, кроме того осуществляли страховку спас концом с левого берега. Перед заходом в основной слив идет очень сильный снос влево. Основная задача гребцов удержать судно в центральной части русла, не допустив его свал влево. Для этого мы проходили входную бочку на максимальной скорости впритирку к правому берегу. После ее преодоления и сноса влево предприняли еще одну попытку ухода в право, в результате зашли на слив точно по центру. В пене котла на доли секунды четверка скрывается полностью… Второй катамаран зашел левее и в отличие от первого после полусекундного полоскания в котле, оправдал название порога, будучи выброшенным из под слива вверх на кормовой свече. Порог проходили без вещей в конце порога на левом берегу приемлемая стоянка.

Примечание: Основную опасность в пороге на наш взгляд представляет потеря гребца в котле под сливом. Ибо за котлом как под правым, так и под левым берегом области сильных круговых течений подтаскивающих обратно под слив. Левый берег - скала отрицательного уклона, возможно наличие "кармана". Ощутимый навал струи на скалу левого берега.

После обработки, съемок и прохождения "Катапульты", под непрерывно идущим дождем всем стало весьма прохладно и захотелось побыстрее добраться до лагеря. Капитаны четверок сбегали вперед на разведку, сказав, что впереди до широкого плеса нет ничего страшного и сложного, всего лишь пяток сливов Проходы чисты, ну купать будет, ну упоры особо не расслабляйте, а в целом весла в руки и везде держитесь центра. И мы пошли в неизвестность…

Препятствие №10 (47)

Два пологих слива 0,6 и 1.2 м с интервалом в 30 м. Во втором ощутимая бочка 1 м.

Шли сходу. Далее ускорение течения.

Препятствие №11 (48)

Мощная шивера длинной около 150 м. С локальными сливами до 0,7м, и валами 0,5- 0,8 метра.

Шли сходу.

Препятствие № 12 (49) Порог "Ловушка" ( IV – IV -)

Красивый мощный слив через всю реку высотой около1,5 метра. Жесткая тормозящая бочка 1 метр.

Шли по центру с ходу. Остановленный бочкой Кат-2 был сброшен вправо в область сильного противотока, где был прижат последним к скале правого берега. И без применения грубой физической силы сию ловушку покидать не собирался. После усиления экипажа на двойке, через пару минут кат был вызволен на свободу.

Далее быстроток, шивера с валами до 0,7 метра, на поворотах несложные прижимы.

Препятствие №13 (50) Порог "Недотрога" ( IV +)

Мощный порог "Недотрога" начинается за правым поворотом слабой шиверой. В конце прямого участка под левым берегом один за другим идут два слива по 0,5м. Затем струя круто поворачивает налево приблизительно на 120 °, наваливаясь на скалу правого берега. Сначала идет водяная горка, падающая на 1 - 1,5м, потом водопадный слив высотой около 1,5м. Под левым берегом более пологий, но здесь много обливных зубьев, справа слив наиболее крутой с мощной бочкой высотой не менее 1,5 метров. Бочка на удивление мягкая приятно умывающая, больше похожая на крутой вал. Не могу не удержаться от цитаты из Юринского отчета,, столь хорошо характеризующей сие препятствие: "…Порог представляет собой длинный многоступенчатый ломаный слив на резком левом повороте с общим перепадом 3 - 3,5 м. Более точно его высоту определить затруднительно, так как слив не просматривается целиком ни с одной точки. Стоя внизу за порогом, можно видеть только клочья пены, взлетающие над кустами в его начале… Принципиальная тактическая ошибка, которую допускает в этом пороге большинство групп - это попытка трактовать его как последовательность отдельных сливов и прижимов. На самом деле все они представляют единое целое, и прохождение "Недотроги" - это одно падение, на фоне которого нужно выполнить некоторые управляемые маневры…"

Шли сходу по центру, ближе к правому краю. После слива уходили в обширный мелководный улов у левого берега для страховки следующего катамарана. Лично для меня "Недотрога" безусловно самый яркий в эмоциональном плане порог маршрута. Воистину это полет над водой, непрерывное замедленное падение… если угодно мгновение чувства невесомости, во всяком случае психологической, и просто море кайфа! Возможно, что многократно увеличенного неожиданностью порога такой силы?.. И все же жаль, что после прохождения мы внимательно его не просмотрели. А ведь с нижнего плеса он смотрится не менее эффектно чем "Катапульта".

Препятствие №14 (51) ( IV – IV -)

Порог с интереснейшей динамикой струй Пологий слив 1,2 м через 80- 100 м после "Недотроги", на плавном левом повороте. Справа жесткий косой полувал полубочка 1 м, к центру превращающийся в сбойку – прямой пирамидальный вал высотой около 1,3 м. Сильный навал на левый берег. Справа нависание расчески, притопленные кусты. Шли с ходу. Заход по центру или чуть правее. Одну из четверок все же несильно вмазало в левый берег.

За препятствием №14 река успокаивается, снова начинаются разбои, острова. Скорость течения на небольшом промежутке падает до 4 – 5 км/ч. Идем в ожидании порога "Вариант".

Препятствие №15 (52). Порог "Вариант" ( IV -)

Непонятный порог. То что мы прошли "Вариант" было осознано только к середине плесов Шарзинской котловины. Наши впечатления коренным образом отличаются от прочих лоций. Начинается порог как обычный разбой, похожий на предыдущие. Мы шли с ходу левой протокой. Сужение реки до 7 –8 метров, Затем стандартный слив около 1,5 метров с мягкой полувалом-полубочкой каких уже было не мало, ничуть не мощнее и не красивее "Ловушки"… Может быть мы чего-то не увидели…

На всякий случай описание порога из альтернативной лоции : " Мощный порог "Вариант". Левая протока начинается спокойным участком длинной около 80м на едва заметном левом повороте. Однако, мелкие косые валы, образующиеся за счет отбоя от правого берега, заставляют экипаж сильно работать, чтобы удержать судно у правого берега. Далее следует мощный слив высотой около 2м. В левой его части за счет отбоя от берега стоит косой вал около 1,5м. Справа более полого. Обнос вещей и организация береговой страховки по левому берегу. Страховку с воды лучше организовать в улове справа у оконечности острова. В левой протоке река сужается до 6-8м. Валы особенно не мешают, скорее мешают кусты и небольшие расчески. Проходили слив по середине на разгруженных катамаранах. На левом берегу прямо над порогом отличная стоянка…"

Препятствие № 16 (53)

Пологий метровый слив на выходе с плеса завершает каскад основных порогов. Шли с ходу.

Препятствие № 17 (54)

"Простая шивера. Расположена в левой протоке в 100 м ниже пр. No53". Нами не обнаружена, возможно, что затоплена.

Далее начинается хорошо обжитая Шарзинская котловина. Жом-Болок похож на равнинную речку., но скорость течения остается высокой 8 – 10 км/ч. Очень красивые берега с уже подернутыми осенними красками чистыми осинниками. По левому берегу много ферм, сенокосов. Из долины Оки (от поселка Саяны), приходит дорога и ЛЭП. Примерно за 1,5 км до конца котловины мост, по нашей воде просвет под ним менее 0,5 м. Рядом хутор. Мост обносится по левому берегу.

Препятствие № 18 Шарзинская шивера

За котловиной река собирается в одно русло у левого борта долины, и снова начинается шивера. Скорость течения 12 – 15 км/ч. Несложные прижимы. Валы до 0,5 м (в одном месте на крутом правом повороте отраженные от берега валы до 0,8 м ). Под берегами расчески. подтопленные кусты. Через 500 – 600 метров начинаются разбои, местами завалы, но непроходимых нет, река все-таки довольно широкая. Участок несложный и в общем-то неопасный, однако требующий большой концентрации внимания, а иногда интенсивного маневрирования. Приблизительно через километр разбои, упрощающиеся. Падает и скорость течения. Участок заканчивается плесом длинной около 500 м с постройками на высоком левом берегу. С холмов левого берега красивый вид на долину и лавовое поле. Долина постепенно переходит в котловину Оки.

Левый берег понижается впереди виден недавно построенный пешеходный мост. Слева хутор Нур-Олом (нур – озеро; олом – брод (бур.)) где можно купить вкусной сметаны, свежего картофеля, возможно, что и молока. Обнос моста по левому берегу. По нашей воде входы на мост были подтоплены, и он как бы стоял по середине реки.

Препятствие №19 (55). Обтойская шивера

Начинается сразу же за пешеходным мостом, после летника Нур-Олом на низком левом берегу. Валы 0,5 м. Локальные жесткие бочки за обливными камнями. Кульминация шиверы - слив высотой до 1 м непосредственно перед мостом дороги Саяны - Хужир. Слив в центре пологий, слева существенно круче. Под сливом косая бочка сбрасывающая судно в право на опору моста между правым и центральным пролетами.

Просвет под мостом вполне достаточный для прохолждения катамарана; перед сливом ощущается снос в правый пролет.

За мостом шивера переходит в самый сложный и опасный участок реки с достаточно большим уклоном (10-15 м/ км) и соответствующей скоростью течения. На протяжении 8 - 10 километров встречается большое количество завалов и заломов, часты разбои, местами река фильтруется непосредственно прямо через лес и кустарник, у берегов расчески, кое-где прижимы средней силы. Основная рекомендация на первых 5 – 6 км разбоев – держаться правой стороны.

Наиболее опасный завал со сложным судовым ходом находиться приблизительно в 4 км ниже моста. Представляет собой множество проток с галечными островами между ними, местами вода идет через лес и кустарник. В нем скончался наш катамаран двойка, будучи намотанным на сучкастый комель большого дерева. Чудом после прижима к этой же коряге в живых осталась и одна из четверок.

На протяжении Обтойской шиверы и начального участка завалов берега невысокие, но обрывистые, уловов крайне мало. Абсолютно сплошных завалов нет, но часто встречаются закрытые повороты с опасными для катамаранов заломами у внешнего берега. После основного участка разбоев лес по берегам сменяется лугами, струя становится более чистой и концентрированной.

Все выделенные локализованные препятствия этого участка, вплоть до №22 существенно проще фонового участка реки.

Препятствие№20 (56)

Простой порог. Приблизительно в 6 км ниже Обтойского моста. За крутым левым поворотом идет усиливающаяся шивера длиной около 80 м. Валы До 0,6 метра. В конце шиверы в центре локальный слив 0,5 – 0,7 метра за которым довольно мощная мягкая бочка. Слева от бочки чистый проход, справа под водой видны камни, возможно лавовые зубья. После слива река делиться на две протоки, основная круто поворачивает вправо. На повороте прижим к многолетнему завалу в приверхе острова.

Через несколько сотен метров после препятствия №20 сложный разбой, большинство проходов перекрыты застрявшим плавником. Река течет сквозь затопленные кусты. Прыгали через застрявшее плавающее бревно, уходя в левую протоку. Возможны расчески, опасные топляки.

Далее непрерывная шивера, расчески у берегов, но река постепенно собирается в одно русло и жить становиться легче.

Очередной разбой. В основной левой протоке.

Препятствие №21 (57)

Мощный слив высотой 1,2- 1,3 м. На выходе пульсирующие валы. Легко преодолевается с хода.

Приблизительно через 200 метров после препятствия №21 непосредственно перед мостом начинается серьезное и протяженное препятствие №22.

Когда-то лава, стекавшая по Жомболоку, заполнила долину Оки, а затем река пропилила в ней каньон глубиной 30- 50 м. Более маловодный Жомболок, не успевая за ней, образовал типичную висячую долину. Сначала он успокаивается на лавовом ложе Окинской котловины, а затем начинает вгрызаться в край каньона, выбирая всю его глубину на участке длиной неболее 2 км.

Препятствие №22 (58) Выходной каньон Жом-Болока ( IV +)

Длинная мощная шивера с уклоном около 15–17 м/ км. Начинается от моста через Жом-Болок. Река резко увеличивает уклон, ныряя в относительно узкий чрезвычайно красивый лавовый каньон, крутые повороты, прижимы к береговым скалам, валы до 0,7 м., небольшие, но мощные жесткие бочки за обливными камнями. Длина шиверы немногим менее 2 км, заканчивается эффектной горкой перед самым впадением в Оку. Шивера действительно является красивым и эмоционально ярким завершением реки. И воспринимается как очень дорогой подарок после нервного сплава в завалах и разбоях.

Наиболее технически сложная часть сосредоточена в начале каньона. Слабая разгонная шивера непосредственно под мостом заканчивается плавным левым поворотом и пологим водоскатом 0,5 метра. Левый и часть правого пролета моста перекрыты бревном. Под правым косая бочка в сочетании с отбойным валом несильно, но ощутимо смещающая судно к левому берегу. Затем следует несильный навал на скалы левого берега (отрабатывали реверсом) далее резкий поворот русла на 140 - 160 ° в сочетании с сильным прижимом (Эту часть каньона рекомендуется просмотреть по левому берегу. Ниже можно идти с ходу). Далее постепенно упрощающаяся шивера, крутой правый и пологий левый повороты с мощными отбойными валами до 0,8 – 1 метра. До следующего крутого левого поворота – 100 метров спокойного быстротока. На повороте средней силы прижим. После поворота самая напряженная часть каньона с максимальным падением. В русле много обливных камней. Напряженный слалом, валы 0,7 метра, сливы с каменных гряд до 0,5 метра за ними жесткие бочки После следующего правого поворота шивера упрощается вплоть до выходной горки – представляющей каскад сливов с каменных гряд с общим падение не менее 2 – 2,5 метров на 30 - 40 метров длины русла.

Перед впадением в Оку по правому берегу начинается низкая терраса, переходящая в обширную поляну. Непосредственно на стрелке - отмель, удобная для чалки. Это великолепное место для стоянки, где на наш взгляд можно сделать и полудневочку с радиальным выходом на лавовое плато. По эстетике и гармоничности одно из наиболее привлекательных мест на маршруте: а возможно и на всей планете.

р. Ока (Аха)

Сплав по Оке после Жом-Болока, скорее отдых нежели спорт. Хотя все зависит от уровня воды. Ибо в паводок существенно могут подрасти валы в ущелье Орхо-Бом (до 3 метров и более).

Ока одна из самых живописных рек которые когда либо доводилось видеть: великолепны базальтовые каньоны в районе устья Жом-Болока: водопад Малый Жом-Болок (в распадке 2- 3 км ниже устья Жом-Болока по левому берегу. (Водопад с воды не видно)). Интересен храм Гэсера близ села Хужир; бесподобны в свете предзакатного солнца вершины скал на заходе в ущелье Орхо-Бом.

Из порогов Орхобома в любую воду интересен порог "Окиинский", расположенный приблизительно в 40-45 минутах сплава от входа в ущелье за довольно крутым левым поворотом. В середине порога мощнейшая бочка высотой около 2 метров, похожая больше на непроницаемую водяную стену?. К сожалению истинную ее силу мы так и не опробовали: оба наши катамарана промахнулись мимо кульминационного места. Сразу же за "Окинским" начинается порог "Интеграл" В большую воду с мощными удерживающими бочками: а в малую чреватый опасным прижимом.

Ниже ущелья Орхо-Бом, завершающееся несколькими километрами ранее устья реки Хойто-Ока мы попали в сильное наводнение и даже там, где в нормальную воду почти ровная вода нам подвернулась пара –тройка мест с эффектными пологими валами, высотой не менее трех метров. (Американские горки отдыхают!).

Говорят: что покидая горы Ока резко сбавляет скорость течение. К счастью во время паводка это не так, До самого поселка Верхнеокинского величественная река делала около 12- 15 км/ч. Верхнеокинский с воды не видно, но напротив поселка есть одинокая сопка метров на 80 возвышающаяся над урезом реки. Чалиться нужно в 300- 400 метрах после нее к левому берегу. Еще один ориентир - лежащие на берегу длинные лодки местных жителей.

7. Меры безопасности

Кроме стандартных мер безопасности, применяемых в высококатегорийных походах, необходимо отметитьследующие особенности организации сплава для данной реки:

- очень холодная вода делает ношение гидрокостюма абсолютно необходимым;

- отсутствие ярких ориентиров затрудняет определение препятствий при приближении к ним с воды, к счастью все они кроме пр.№13 хорошо читаются по понижению береговой линии, и выходам лавы;

- особой осторожности требует прохождение разбоев ниже Обтойской шиверы.

8. Приложения
8.1. Список группового снаряжения

НаименованиеКол-воВес, кг
Катамараны240
Весла (включая запасные)78
Спасконцы диам.6 и диам.82x30 м1
Палатки25
Тент11.5
Спальники47,5
Котлы22.5
Противень или сковорода10.5
Топоры22.5
Набор для мытья посуды рукавица
половник, спички, оргстекло и т.п.1 компл.1
Фонарь с батарейками2 компл.
Свечи4 шт.
Термометр в чехле1
Карты, схемы, лоции, дневники.3 компл.1,5
Компас3 шт
Фотоаппаратура с пленкой43.5
Упаковки герм. для вещей и продуктов9 компл.3
Веревки (4, 6, 10)всего 50 м2
Аптечка21.5
Ремнабор13
Общий весоколо 80 кг

8.2. Список личного снаряжения

НаименованиеКол-воВес, кг
Рюкзак11.0
Коврик10.5
Кружка, миска, ложка, нож1 компл.0.5
Зубная щетка паста и
туал. бумага1 компл.
Спасжилет11.5
Каска1 компл.0.5
Гидрокостюм1 компл.2.5 - 3.0
Обувь сухопутная2 пары2,0
Обувь сплавная1 пара0.5
Шерстяной костюм1 компл.1.0
Свитер11.0
Куртка11.0
Штормовка10.5
Нижнее белье2 компл.0.5
Белье теплое1 компл.0.5
Носки шерстяные2 пары0.25
Носки простые4 пары0.25
Шерстяная шапочка1
Общий весне более 14 кг

8.3. Состав группового ремнабора

НаименованиеКол-воПримечание
Пассатижи1
Отвертка с набором наконечников1
Ножницы1
Шило1
Напильник 3-х гранный1
Иглы N 12 и N 7 с широким ушком3 + 2
Изолента 5 м2
Скотч широкий 50 м1
Жгут резиновый 10 м1ремонт оболочек, гидрокостюма, гермоупаковок
Куски ткани "Теза"0,1 кв. мремонт оболочек
Куски ткани "Авизент и Кордура"0,1 кв. мремонт оболочек
Куски капроновой ткани0,2 кв. мремонт чехлов, палаток и т.п.
Нить капроновая толстая и тонкая75 м
Сапожная игла1
Клей "Феникс"0,25 лремонт оболочек
Клей резиновый0,2 лремонт оболочек
Бензин0,5 лобезжиривание ткани
Проволока медная и аллюминевая3 м
Запасные хомуты для ката 24 шт
Наждачная бумага0,05 кв.мзачистка поверхностей перед склеиванием

8.4. Состав аптечки

НаименованиеКол-воНазначение
Бинт нестерильный широкий10 мПеревязочный материал
Бинт стерильный широкий30 мПеревязочный материал
Лейкопластырь широкий4х5 мМозоли
Лейкопластырь бактерицидный20 штПорезы, ссадины
Вата50 г
Бинт эластичный5 мПри растяжениях, расширении вен
Жгут медицинский1При кровотеч-ях
Перекись водорода3 флаконаПри кровотеч-ях
Феналгон1 тюбикПри болях в мышцах
Ленимент сентомицина1 тюбикАнтисептик
Гепари новая мазь1 тюбикПри отеках (рассасывающее)
Настойка йода25 гДезинфицирующие
Анальгин20 табл.Болеутоляющие
Новокаин8 ампулАнастетик
Баралгин40 табл.Болеутоляющие
Солпадеин10 табл.Болеутоляющее
Спирт медицинский0,25 лДезинфицирующее и согревающее
Валидол8 таблСердечн.
Корвалол1 флаконСердечн
Марганцовка10 гДезинфицирующее
Уголь активированный40 табл.Абсорбент при отравлениях
Левомицетин10 табл.Антибиотик Кишечно-желуд.
Сульгин6 табл.Кишечно-желуд.
Имодиум20 табл.Кишечно-желуд.; закрепляющее
Гигиеническая помада1 шт.
Бальзам "Золотая звезда"1шт.Укусы насекомых; насморк
Витамин "С" с глюкозой16х10 табл.От общей задохлости
Чеснок5 головокПрофилактика простудных заболеваний
Мятн. конф "Рондо"50 табл.Для поднятия настроения
Шприцы и иглы5 штДля введения новокаина
Мыло и шампунь2 штМыть руки и мордочку
0 0
Комментарии
Список комментариев пуст
Добавить публикацию