18 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Байкальский
Год путешествия: 1995
Вид туризма: Пешеходный туризм Категория сложности: V

Дата: 2-26 августа 1995 г.

Руководитель: Кариков Г.Г. (Владивосток)

Источник: vladsplav.narod.ru

АННОТАЦИЯ

Маршрут проложен в районе центрального и западного Кодара, включает экскурсию на Чарские пески - природный феномен с барханами, Пеший переход по 55-60км вверх по Среднему Сакукану, пер.Медвежий 1Б, в долину Ледниковой, радиальный выход - ледн. Неповой пер.Конструктор 1Б, ледн.Тимашева спуск по Ледниковой до р.Лев. Сыгыкты, сплав по ней /4кс/ до устья Халласа, пеший переход около 55км вверх по Халласу - Лев.Халласу, пер.Кукумна 1А, кл.Кукумна р.Сюльбан и сплав по нему до Куанды.

СПИСОК УЧАСТНИКОВ ПОХОДА

Ф.И.О. Род занятий Туристический опыт Обязаности
1 Кариков Геннадий Григорьевич комм.директ. ТОО СВЕН Китой–89–Vр,Ток–92–Vp, Акишма–93–Vp, Китой–94–Vp руководител, кап.К–2ь
2 Кариков Григорий Геннадьевич учащ.лицей ДВТИ Зун–Мурин–91–IV–у, Акишма–93–V–у
3 Малахов Александр Григорьевич студент мед. инст. Акишма–93–V–у, Китой–94–V–у медик, кап.К–2
4 Колупаев Владислав Владимирович студент мед. инст. Акишма–93–V–у, Китой–94–V–у штурман
5 Слугин Олег Владимирович студент ДВТИ Акишма–93–V–у, Китой–94–V–у кап.К–2
6 Сокол Лариса Иосифовна студентка мед. инст. Акишма–93–V–у, Китой–94–V–у завпрод
7 Суриков Валерий Викторович пожарный Алдан–91–Ш–р, Кема–93–ШзлV–у фотограф

Группа имела опыт совместных походов по сложным водным маршрутам в разных районах, горно-таежных походов по Дальнему Востоку. Хотелось сходить что-нибудь свеженькое. Кодар очень интересен природными условиями, историей. Кроме того горные маршруты рядом с хорошей, вроде, водой. Настораживала разноречивая информация о пешей части по Халласу. Длинный маршрут обусловил тяжелые рюкзаки на выходе. Для этого предусмотрели "челнок" от ГМС через пер.Медвежий. Сплав по Сыгыкте короткий и продлять его за счет Витима не хотелось. Для полноценного сплава решили пройти еще Сюльбан - о ней говорили, что сложная, но короткая. Переход по Халласу рассчитывали сделать за 4-5 дней. Дальневосточный опыт хождения по стланнику настораживал, но полагали проходить в день 8-10км. Сплав по Сюльбану давал возможность завершить маршрут на БАМе.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ

Пеший участок от Старой Чары до ГМС на Среднем Сакукане по можно разделить на два этапа: от Чары до кл.Хабагда слабопересеченная местность, нормальная дорога, от Хабагды до ГМС дорога идет по борту долины, пересекая притоки и отроги хребтов. Возле ГМС брод 1А. От ГМС до пер.Медвежий (1Б) набор высоты 780м.Хорошая тропа до озера. На перевал по травянистым склонам, вверху крупной осыпи средней крутизны. Подъем от озера 45-60мин. Седловина перевала - широкая, для спуска нужно уйти 100-120м вправо и под выступом скалы начинается тропа вниз вправо, она пересекает осыпной участок. Перейти на правый борт кулуара, там тропа по травянистому склону, которая то уходит вправо, то пересекает кулуар. В конце выходит на осыпь. Камешки летят регулярно. Спуск занимает около 1,5 час. По кл.Медвежьему вверх тропа по травянистым склонам. Вначале круто, через пару км выполаживается. Через пару часов ходьбы - ледник Неповой, влево уход на пер.Конструктор(1Б)вначале крупная осыпь, склон крутой, скальные выступы. Камнеопасно. Местами требуется страховка. Подьем от подножья занял 70-80 мин. Спуск на ледник Тимашева короче, занял 50 мин, требуется страховка. От подножья до устья Медвежьего 2-2,5часа. От Медвежьего появляется кустарник, за 1км до Изумрудного сменяется стланником. Вдоль Ледниковой тропа идет до устья Изумрудной, дальше начинает петлять, выходит на речку и вообще теряется, появляясь лишь иногда. Стланник становится плотным и очень плотным. Скорость движения не выше 1 км. Тропы выше стланника под скалами - нет. По реке движение проблематично - частые каньоны и непропуски. Последние 5 км пути по горелому стланнику. Идти немного легче, но опаснее. Время движения от Медвежьего до Сыгыкты - 9 часов. В пойме Сыгыкты смешанный лес. Материал для строительства - лиственница.

ХРОНОЛОГИЯ ДВИЖЕНИЯ

3.08 Старая Чара - брод через Средний Сакукан 50м ,07м,1-2 м\сек.- пески - брод на зимник - 70м,05м,1м\с по зимнику до входа в ущелье.20 км без рюкзаков. От входа до кл.Поливанный с полным грузом примерно 10 км. Набор высоты 140м. Сухо, солнечно.

4.08 Кл.Поливанный - обед у моста через Ср.Сакукан - Ночевка на ГМС. Пройдено 11.5км набор высоты370м. Сухо, солнечно.

5.08 ГМС -с полным весом до подножья пер.Медвежий. Оставили часть груза в камнях и с остальным прошли до устья кл.Медвежий. Сухо, солнечно, с 14 до 15 - моросит дождь.

6.08 Радиальный выход через пер.Конструктор(1Б) на ледник Тимашева без груза. С 14 час дождь, потом сильный.

7.08 Принесли заброску из-за пер.Медвежий (1Б).Сухо, солнечно,

8.08 Вниз по Ледниковой - до Изумрудной(3км) - тропа, дальше она теряется, движение по реке очень сложное. За 6 часов пройдено около 7 км по стланнику, последние - по горелому. Тропы выше стланника под скалами - нет. С обеда морось и дождь, временами сильный.

9.08 По горелому стланнику за три часа дошли до у.Ледниковой.(4км) Сухо, солнечно.

10.08 Постройка катамаранов. Сухо, солнечно.

Техническое описание сплава по Левой Сыгыкте и Сыгыкте от устья Ледниковой

В устье Ледниковой ширина реки 20-25м,расход 30-35куб\м, берега - валунные террасы высотой до 10м, на них стланник.

1 - порог(С) длина 200м на S-образном повороте. На входе крупные камни, узкие проходы, слева в центр, влево, на выходе узкий слив с мощной бочкой.

2 - шивера(Л) длина 150м на прямом участке, проходы узкие, много маневра. Валы до 05м.

3 - порог (С)"Первые ворота".Просмотр справа. На входе разгонная шивера на правой дуге 80м.В начале шиверы в русле слева обломок скалы. Сужение русла до 10м,крупные камни, слив 1м. Крутой поворот влево - узкий(4-5м) проход со сливом, навал вправо на скалу.

4 - шивера(Л)длинная на правом повороте, посредине остров, проход справа.

5 - шивера(Л) на правом повороте.

6 - шивера(П) в правой протоке ,слив 1м. На выходе - ключ слева.

7 - шивера(Л) 50м на прямом участке.

8 - шивера(П) в конце слив 1м.

9 - шивера(П) 250м много камней.

10 - шивера(Л) на правом повороте, правая протока, сразу за ней порог.

11 - порог(С)"Большие глыбы" Просмотр слева. В правой протоке гряда крупных камней, узкие сливы свыше 1м.Маневр сложный. В конце порога слева улов.

12 - порог(Т) Просмотр слева. Сложный порог, много камней, узкие проходы, сливы мощные. Самый сильный в конце.

13 - шивера(П) сразу за 12 справа ключ, за ним шивера.

14-15 шиверы(П)две шиверы, мелко, много камней. В конце остров, проход справа, за ним шивера 16.

16 - шивера(П) короткая 80м.

17-19 шиверы(Л) 50-150м,простые,в начале последней пирамидальный камень в русле, навстречу - долина кл.Кондрашка.

20 - порог(С) на правом повороте остров, проход слева, в конце острова крупные глыбы, сливы, проход сложный.

21 - шивера(Л) шивера 300м.

22 - порог(С) на правом повороте остров, проход слева, в конце острова две гряды крупных камней, сливы.

23 - шивера(Л) перед устьем кл.Водопадный.

24 - шиверы, пороги(П) участок около 10км

25 - порог(Т)"Фуникулер"длина 800м.Просмотр верхней части. Передним на правом берегу изба, два ключа слева. Второй практически на входе. Резкий перегиб, уход реки вправо, мощные сливы, много камней, сложный маневр.

26 - шиверы(П)участок около 8км,мошные шиверы, до кл Даванак справа.

27 - пороги(П)"Даванахские" 1 перед устьем,2 и 3 - после.

Через пару км слева подходит рукавами кл,Дагалдын, в реке осторов. Далее идет участок 28 - перекаты, разбои до слияния Левой и Правой Сыгыкты. На правом берегу после слияния хорошая изба.До порогов 2-3км.

29 - пороги(СЗ) каскад"Сыгыктинский" длиной ~2км.Несколько порогов, из которых запоминается "Водопад Игемон"(С) - хорошая струя, мощные валы, бой в скалу правого берега, косой вал. В конце каскада справа крупный приток Мельчикит. В устье - изба.

Участок до устья Халласа простой, шиверы, перекаты(Л,П) просматриваются с воды, сложности не представляют.

11.08 Сплав по Сыгыкте до кл.Мастах.Пороги 1,3,11,12 сложные. Сухо, солнечно. К вечеру затянуло облаками.

12.08 Сплав до слияния с Правой Сыгыктой. Пасмурно, морось. Пороги 25 - сложный.

13.08 Дневка. Банька.

14.08 Сплав до устья Халласа. Разведка тропы вверх(7км).

Техническое описание перехода ввверх по Халласу-Левому Халласу.

Хорошая стоянка ниже последней протоки Халласа. Переход начинается с брода на левый по ходу берег Халласа. По правому тропы нет. Первые 7км какое-то подобие тропы, травянистые склоны. Долинки небольших ключей заросшие лесом, в котором скрываются каньонные русла. Обходить выше по склону. Дальше стланник очень плотный. Практически сплошное пролазание. Движение по руслу реки сложно и часто невозможно. На участке от П-2 до П-4 преодолено 20 бродов, из которых 6 - 1(Б),пройдено 1,5км.Дальше - каньон, стены 10-15м,в русле глубина свыше 2-3м.Скорость движения по стланнику не более 1км\час.По реке - еще меньше. От П-4 по правому берегу. Тропы нет. Напротив слияния Левого и Правого Халласа горелый стланник около 1 км. Появляются участки курумников до 100м длиной.

15.08 По левому берегу (по ходу) Халласа 2 брода н\к пройдено~7 км. Несколько ключей-притоков в каньонах глубиной 15-20м,шириной 10-20м.Начался стланник. Сухо, солнечно. Вечером дождь. П-2 Чистое ходовое время\ЧХВ\-4 часа15мин.

16.08 Попытка идти по руслу.20 бродов, из них 6 - 1Б,у 3 притока уперлись в каньон. По берегам очень плотный стланник. Никаких троп. Пройдено около 4км. С утра морось, днем прояснение -вечером дождь. Л-4 В яме за скалой. ЧХВ - 6 час.

17.08 Продолжили пешку по правому берегу. Притоки в каньонах. Обходы по 200-300м.Выше стланника под скалами тропы нет, опасность камней. Пройдено около 7 км. Напротив слияния Халласов. ЧХВ - 6час.Морось,временами дождь.

18.08 То-же самое. Тройная развилка. 7 км

19.08 Стали появляться прогалины в стланнике - курумники. Кедровый стланник от... сменился карликовой березой. Местами возможно движение по руслу. От ... идти легче, появилась тропа. От ... кустарник редкий, нормальная тропа. В часе ходьбы от верхнего озера кончаются кустарники. Дров нет. Пройдено ...км. ЧХВ Сухо, солнечно.

20.08 Крупная осыпь, подъем на перевал по осыпи. Записки в туре нет. От тура влево 100-150м и спуск по кулуару. Нужна страховка в 4-5 местах. Камнеопасен. Постепенный уход влево на контрфорс. У озера дров нет. Спуск от озера справа от водопада. От слияния ключей до леса около полутора часов хода по растаявшим наледям. От развалин изб местами тропа. Много ответвлений троп вверх по склону. Шли по руслу. Брод через Сюльбан в устье Кукумны - 1Б.Пройдено около км ЧХВ 8 час. Сухо, солнечно.

21.08 Постройка катамаранов. Прошли первый и второй каньон, сложные пороги седьмой. Ночевали в устье Сухой речки. Вечером дождь усилился. Лил всю ночь.

22.08 Прошли третий каньон.

Техническое описание водной части маршрута

Длина Сюльбана от Кодарконды до устья - 105 км. Общее падение более 500м.Наиболее существенно оно на каньонных участках где и расположены основные препятствия. Расход воды при среднем уровне 50-55 куб.м в районе гидропоста. Особо выделяется участок выхода Сюльбана от выхода к Кодарскому тонелю до разъезда Наледный - вся галька поймы перемещена в насыпь БАМа и в долине бесчисленное множество проток глубиной 10-15 см.Уровень воды повышается очень быстро даже при непродолжительных дождях. Принятая нумерация препятствий начинается от у.Кукумны. Возможно начало сплава от устья кл.Олений рог - подход от лагеря оленеводов простой, но кроме хорошего шиверного участка в каньоне, добавляется и растаявшая наледь с протаскиванием судов на 1-2 км в любую воду.

1 - порог напротив у.Кукумны небольшой навал влево потом посильнее направо. Камни в русле.

2 - 3 - шиверы

4 - шивера в устье Кодарконды. Проход справа. Начало певого каньона. Правый берег выше -15-20м,левый 8-12м. Близко хороший порог - просмотр по левому берегу не более 100м.

5 - шивера, много камней, проход с наплыва.

6 - шивера, проход справа.

7 - порог(СЗ) Резко возрастает уклон. На входе камни. небольшой (сх.1) навал вправо, в центре камень высотой 2-3м.Справа проход 3-4м,на выходе зуб по центру. Левее камня проход шире, но более забит камнями и необходимо резко уходить вправо за камень. Русло сжимается до 7-8м, чуть ниже котел слева. Страховка и фото с уступа левого берега из-за скалы.

8 - шиверный участок до конца каньона. Проход с наплыва. Конец каньона резкий, на правом берегу в кустах остатки штолен.

9 - участок шивер ок.3 км. Камни в русле местами перекаты. Уклон 2м\км.

Каньон К-2, длина 3-3,5 км, по берегам появляются серые плиты, в русле плоские камни, уклон увеличивается. В средине каньона берега скальные -до 10-12м,коричневые.

10 - Порог в начале каньона, много камней, узкие проходы. Справа в центр.

11 - Шивера, небольшой навал влево.

12 - порог, проход с наплыва.

13 - приметная скала справа.

14-21 - шиверы.

22 - Шивера, навал направо, слева хороший улов.

23-24 - шиверы

25 - порог, проход с наплыва.

26-29 - шиверы.

Далее начинается спокойный участок около 10 км. Местами реку перегораживают упавшие деревья. Течение хорошее. Слышно шумы железной дороги. При подходе к К-3, на правом берегу появляются скалы высотой 10-15м.В них и устремляется река. Каньон узкий и короткий. С правого берега можно просмотреть основные препятствия. Выходить на крутой берег заранее - в каньоне вверх не выйдешь. Тропы есть с обоих берегов.

31 - порог(СЗ)длина 200м.Вход справа в центр. Камни и мощные сливы. Проход сложный. В средине котел, обходить слева. Далее быстроток.

32 - порог(СЗ)длиной 60-70м.Резкое сужение до 4-5м,валы,проход чистый. За порогом справа гидропост. На левом берегу дорога. До тоннеля 40мин хода. По воде 4-5км простой сплав с перекатами, местами поваленные деревья. После выхода к БАМу нужно держаться центральных и правых проток, дальше от полотна. Притоки с воды не просматриваются. До разъезда Наледного не менее трех часов "земноводного туризма".Далее река собирается и возможен сплав.

33 - шивера извилистая в устье кл.Саку, проход извилистый.

34 - шивера длиной 200-300м впереди видно ст.Сюльбан.

35 - длинная шивера от кл.Джорокан.Проход несложный,валы. Слева на берегу стоянка,провода,столик.Место выхода на станцию.На ней только одна семья и дежурная смена. Начало каньлна - 4.Участок серьезный,препятствия значительно сложнее всего пройденного.

36 - шивера (СЗ)Сюльбанская,длиной 400-500м на правом повороте. Много камней,валы.Много маневра,сливы узкие.На правом повороте реки сразу пристать к левому берегу и просмотреть пороги 37,38.В большую воду приставать в конце шиверы нет смысла - выход сложный.

37 - порог(С)50м на левом повороте.Крутое падение,мощные валы.На входе (сх.2) несколько мощных бочек.В нижней части навал на правый берег,приставать в левый улов.Возможно прохождение сразу и порога 38.

38 - порог(С)менее 50м,на крутом левом повороте,большое падение,навал (сх.3) на правый берег,бочки на входе и сливе. Возле стены - зуб.За порогом улов слева и резкий поворот вправо.В большую воду в левый улов слева не ходить - очень сложный выход - навалит на отвесные скалы левого берега.Пристать за скалами и просмотреть порог 39. Возможен просмотр и с правого берега,но осложняется старт.

39 - порог(Т)150м.Страховка обязательна.Начало на левом повороте, мощная бочка на входе,дальше большие камни,мощные бочки,самая большая внизу.Идти центром,в нижней части уходить вправо от камня. Приставать к правому берегу.Необходима разведка,страховка с правого берега за последним сливом.Страховку дублировать - до порога 40 - не более 35-40м.

40 - порог(Т-ТТ) Страховка обязательна! Для просмотра и организации страховки проход по правому берегу,местами по воде.Русло реки сжато до 13-15м.Порог короткий - 80м,линия движения сложная в любую воду.На входе две огромные глыбы,слева крохотный улов. Стена несколько отступает.За первым сливом с бочкой уходить за глыбу влево в центр.Проход по центру слива в нем зуб,мощный котел, толчея.Резкий поворот налево,мощный навал на правый берег. Сильная струя слева.Прямой участок 20-25м и слив с бочкой,навал на отвесную скалу слева.Еще одна бочка и быстроток.Улов справа. Выходить на скалу по веревке.Далее быстроток 50-60м и порог 41. Порог 40 требует несколько часов работы.

41 - порог (Т) длина около 100м.Много камней,мощные бочки, идти право-лево-право. Просмотр по правому берегу.Быстроток 20-30м.

42 - шивера (СЗ) около 100м.Проход справа.

43 - порог (Т) длина 100-150м. Разведка. На правом повороте, много камней, мощные сливы, бочки. Проход справа в центр. На выходе узкие проходы, сливы, бочки. Слева скала 40-50м,справа небольшой улов. Дальше узкий коридор, скалы 50-60м.Небольшие сливы под правую стену. Через 100м каньон кончается. На левом берегу хорошая стоянка, начало тропы на ст.Сюльбан.3-4км. Дальнейшие препятствия - шиверы различной мощности, река несет хорошо. Примерно через 15км слева подходит железная дорога и река идет в непосредственной близости от нее. В 30км от устья через Сюльбан автомобильный мост "в никуда", за ним река начинает сильно петлять, уклон малый, перекаты. Устье Сюльбана неявно выражено. На повороте влево оттуда подходит, вроде широкая старица, но при попытке зайти в нее, оказывается, что оттуда неплохое течение. Заходить и вдоль берегов пройти вверх 1,5- 2,0км.Дальше перекат, на правом берегу стоит гидропост с приветливым хозяином и баней. До разъезда 20мин хода. В 10 км ст.Куанда.

В Куанде при средней школе дорожная станция юных туристов. Можно отдохнуть, помыться, переночевать.