( г. Москва )
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Русский север
Год путешествия: 2003
Вид туризма: Пешеходный туризм Категория сложности: V

Дата: 05-25 августа 2003 г.

Маршрутная книжка № 24

Руководитель: Затонский А.В. (Пермская обл., г. Березники)

Отчет рассмотрен Пермской областной МКК

Обработка: Виктор Евлюхин (Москва)

Справочные сведения о походе

Район похода: Полярный Урал, северная часть.

Вид туризма Район похода К.с.
похода
Сроки проведения
общая ходовых
дней
пеший Полярный Урал, северная часть пятая 333,6 21 20 с 5 по 25 августа 2003 г.

Нитка маршрута: пос. Полярный (ст. 110 км) - р. Хадата - р. Нгода-Яха - оз. Б. Щучье - р. Мядыяха - г. Борзова (1А, 1037) - р. Б.Кара - р. Лымбатояха - оз. Круглое - пер. б/н (1Б, 721) - в. 1079 (2А) - пер. б/н (1Б-2А, 821) - руч. Долгушина - оз. Очеты - оз. Сидяямбто - г. Лядгей (1Б, 1166) - лед. Алешкова - руч. Каньонный - пер. б/н (н/к, 586) - р. Нярмаха - г. Хуута-Саурей (1Б, 1240) - р. Нярматотане - пер. б/н (н/к, 610) - руч. Сангарэйтасё - р. Пырятане - р. Нензаяха - пер. б/н (1А, 677) - р. Гераусваю - пер. б/н (н/к, 482) - руч. Нюдя-Пырятане - р. М.Кара - пер. Ураганный (1Б, 736) - в. 1149(2А, п/п) - р. М.Уса - руч. Перевальный - пер. Неожиданный (1А, 814) - руч. Авсюка - пер. Шумского (1Б, 840) - в. 1137 (1Б) - траверс до в. 1164 (2А, п/п) - оз. Обручева - оз. М. Хадытаюганлор - руч. Изъяшор - пер. б/н (н/к, 826) - р. Б.Уса - р. Б. Пайпудына - пос. Полярный.

Определяющие препятствия маршрута:

пер. б/н (1Б, 721) между оз. Круглое и лед. МИИГАиК
в. 1079 (2А) в хр. Оче-Нырд между лед МИИГАиК и руч. Долгушина
пер. б/н (1Б-2А, 821) между л. пр. р. Лымбатояха и руч. Долгушина
г. Лядгей (1Б, 1166)
г. Хуута-Саурей (1Б, 1240)
каньон (1Б) на л. пр. р. Пырятане
пер. Ураганный (1Б, 736) между р. М. Кара и пр. пр. р. М. Уса
в. 1049 (2А) между лед. Карский и пр. пр. р. М. Уса (первопрохождение)
переправа через р. М. Уса (1А, 30 * 0,6 м)
пер. Шумского (1Б, 840) между руч. Шумского и руч. Чаншор
в. 1137 (1Б) в Горно-Хадатинском массиве между руч. Чаншор и руч. Обручева
траверс до верш. 1164 (2А, 1 км)
в. 1164 (2А)
Чистое ходовое время 107:37.
Пройдено перевалов 10 (в т.ч. 2А - 1, 1Б - 3, 1А - 1), водоразделов 10, вершин 7 (в т.ч. 2А - 3, 1Б - 3, 1А - 1).
Высшая точка маршрута: г. Хуута-Саурей, 1240 м.

ФИО г.р. Место раб./учебы Тур. опыт Должность
1 Гагарин Дмитрий Евгеньевич 1985 Березниковский политехнический колледж, студент 4п(у) Полярный Урал
2 Гашев Константин Георгиевич 1987 Березниковский строительный техникум, студент 3п(у) Северный Урал
3 Давыдова Анастасия Владимировна 1983 ДДЮТЭ[1], преподаватель 4п(у) Полярный Урал Хронометрист
4 Затонский Андрей Владимирович 1969 ООО «Березниковский мостоотряд», инженер 4п(р), 5п(у) Полярный и Приполярный Урал Руководитель, завснар, казначей
5 Князев Дмитрий Александрович 1985 Березниковский строительный техникум, студент 3п(у) Северный Урал
6 Кокшаров Сергей Николаевич 1962 ДДЮТЭ, преподаватель 4п(у) Полярный Урал
7 Кольчурина Ольга Григорьевна 1985 школа № 2 2п(у) Сев. Урал
8 Малышева Ольга Владимировна 1974 ДДЮТЭ, преподаватель 4п(у) Полярный Урал Медик
9 Романова Ольга Аркадьевна 1968 ДДЮТЭ, зав. отделом спортивного туризма 4п(у) Полярный Урал Завхоз
10 Сибирев Анатолий Викторович 1987 Березниковский строительный техникум, студент 3п(у) Северный Урал Ремонтник

Общая идея похода

Основными задачами, стоящими перед нами, были:

Посетить хребет Оче-Нырд и подняться на одну из вершин в нем;

Совершить восхождение на вершину 1149 м в истоках р. М. Кара;

Исследовать возможность восхождения на пик Обручева в Горно-Хадатинском массиве.

Попутно планировалось взойти на другие интересные вершины самой северной части Урала - Нгэтенапэ, Лядгей, Хууту-Саурей, связав их максимально коротким маршрутом. Требование краткости возникло из-за того, что даже сам подход и отход от нитки Оче-Нырд - М. Уса - Хадата до любого населенного пункта (г. Воркута, пос. Полярный, факт. Лаборовая) превышает 300 км. Чтобы уложиться в то количество дней, на которое мы способны унести продукты, пришлось использовать транспорт от пос. Полярный до р. Хадата (100 км). Этот участок технически неинтересен (дорога, болота, однообразные увалы, несложные водоразделы), поэтому не было никакого смысла тратить 5...6 дней на то, чтобы его пройти. Благодаря финансовой поддержке областной федерации туризма, такой план стал для нас возможным, несмотря на высокую стоимость вездехода в пос. Полярный.

Сам поход логично делится на следующие этапы:

Дойти по кратчайшему пути от Хадаты до северного берега оз. Б. Щучье и оставить там продуктовую заброску, чтобы облегчить рюкзаки.

Пройти кольцевую часть маршрута через Оче-Нырд, Лядгей и Хууту и вернуться к заброске.

Пройти линейную часть маршрута через горный узел между Большим и Малым Щучьим озером, пер. Ураганный и вершину 1149, Горно-Хадатинский узел и перевал в районе ледника ИГАН до р. Б. Уса.

Выйти с маршрута на Бованенковскую трассу (60 км) или в пос. Полярный (70 км).

Такой план позволил большую часть похода двигаться быстрее и с уменьшенным грузом, что позволило за 20 дней пройти 334 км и выполнить практически все поставленные задачи.

Маршрут был проложен таким образом, чтобы, наряду с общеизвестными местами (Хадата, Щучье), пройти по мало посещаемым участкам района: руч. Сангарэйтасё, горному узлу между Щучьими озерами, перевалам Авсюка и Шумского в Горно-Хадатинском массиве, перевалу с ручья Изъяшор на р. Б. Уса. В результате были обнаружены изумительные по красоте места, упоминания о которых не встречались нам в отчетах и рассказах о районе.

Маршрут успешно пройден всеми участниками.

Варианты подъезда и отъезда

До г. Ухта существует автомобильная дорога, дальше наземное сообщение возможно только по железной дороге. При заезде из Пермской области возникают дополнительные трудности, связанные с пересадкой в Котласе, где обычно нет билетов на север. Стандартная схема заброски на поездах выглядит так: Пермь - Киров - Котлас (поездом Киров-Котлас) - Печора, Инта, Воркута. Иногда в Котласе удается взять билеты на поезд Москва - Сосногорск, доехать им до Сосногорска, где билеты на север берутся уже без проблем.

Чтобы избежать проблем с пересадками, мы решили забрасываться на автобусе до ветки Котлас - Воркута по дороге Соликамск - Коса - Сыктывкар - Микунь. Проехав Сыктывкар, всем автобусом искали отворот на ст. Микунь, но так и не обнаружили. Продолжая движение по дороге Сыктывкар - Ухта, в конце концов, попали в г. Ёмва (ст. Княжпогост), откуда взяли билеты на поезд 120 Москва - Лабытнанги до пос. Полярный (ст. 110 км).

Альтернативные варианты заброски проходят через г. Воркута и факторию Лаборовая. Было выяснено, что цена вездехода ГАЗ-71 от Воркуты до Кары колеблется в пределах от 15 до 25 тысяч рублей. Похоже, проблем с наймом транспорта в Воркуте нет, но нам этот вариант не подошел из-за высокой стоимости. До фактории Лаборовой добираются от ст. Обская по трансъямальской железной дороге или идущей параллельно автодороге. Это поселок оленеводов, состоящий примерно из 20 домов. Председателем крестьянско-фермерского хозяйства "Надежда" фактории, а также владельцем вездеходов является "гений ненецкой литературы…, писательница, создавшая духовную историю прекрасного Ямальского края" Анна Павловна Неркаги (см. "http://www.yamal.org/yanao70/kult/nerk.htm" rel="nofollow"). Одновременно она, конечно, владелец и продавец магазина.

В пос. Полярный существует возможность нанять частную автомашину (вездеход) или вездеход ОАО "Конгор-Хром". Из машин в поселке есть "УРАЛы" и ГАЗ-66, но на них можно подъехать на север только в пределах дороги Полярный - Харбей. Попытка "УРАЛа" прорваться на Хадату за две недели до нашего приезда закончилась тем, что мы наблюдали его все еще сидящем по самые фары в болоте на Лонготъегане. Частные вездеходы ГАЗ-71 могут взять не более 10 человек. В ОАО есть большие вездеходы АТС и ГТТ. Расценки на услуги также запредельные: до разрушенного моста через Б. Пайпудыну - 4...5 тысяч, до Хадаты - 15000 рублей.

В пос. Полярный нет железнодорожной кассы, поэтому посадка в поезд Лабытнанги - Москва может оказаться непростой проблемой. В поезд Лабытнанги - Воркута, говорят, сажают легко. Проблем с билетами в Инте и Печоре мы никогда не испытывали. Сложнее уехать из Кирова до Перми, чем из района Воркуты - до Кирова.

Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты

Все населенные пункты находятся очень далеко (100 км и более) от основной части маршрута. Поэтому при возникновении критических ситуаций единственно возможным представляется обратиться к помощи местного населения. Кочующие в это время в долинах рек Б. Уса, Хадата, Лонготъеган, Немуръеган, Нгодаяха семьи манси и зырян вполне дружелюбно расположены к туристам и, вероятно, могут помочь эвакуировать участника на нартах. Иначе руководителю придется выбирать, что в данный момент ближе - Воркута (через Хальмер-Ю), Лаборовая или Полярный и организовывать транспортировку самостоятельно. Надо сказать, что из любой точки маршрута можно выбрать сравнительно прямой путь по долинам рек и несложным водоразделам до любого из этих пунктов.

Нами были предусмотрены запасные варианты на случай непогоды, отставания от графика или других проблем. Это, в основном, обходы сложных перевалов через более простые. В этом районе всегда можно найти перевал не сложнее 1Б, ведущий в нужном направлении. Запасные варианты, которыми нам пришлось воспользоваться, перечислены в следующем разделе.

Изменения маршрута и их причины

Основной причиной для использования запасных вариантов было отсутствие информации по некоторым участкам маршрута. Так, восхождения на вершины в Оче-Нырде, прохождение перевалов между Щучьими озерами, вершины 1149 и Обручева, перевалы Авсюка и Шумского планировались "по карте" или по очень сомнительным абрисам, на деле не соответствовавшим истине. После просмотра на местности приходилось менять планы и проходить либо другим маршрутом, либо выбирать другую вершину или перевал из-за явного несоответствия действительности описанию.

В итоге, произошли следующие изменения от заявленного маршрута.

Восхождение на верш. 1200 было совершено не с юго-западного (по отношению к лед. МИИГАиК) перевала, а по более короткому пути, с юго-восточного. Обнаружилось, что фактически (согласно GPS) ее высота 1079 м.

Перевал западнее г. Нгэтенапэ (1Б, имеющийся в перечне перевалов, "http://www.tag.spb.ru/mountains/class/mgctk/polural.html" rel="nofollow", № 1.1) представляет собой скально-осыпной кар по высоте практически равный вершине. Мы решили обойти его через водораздел между р. Лымбатояха и руч. Очетывис. От восхождения с этого перевала на Нгэтенапэ (1Б) также пришлось отказаться, благо вершин 1Б в заявке было достаточно.

Перевал Авсюка (1Б по перечню перевалов) имеет со стороны руч. Перевального сложность не менее 2А. Мы были готовы его пройти, произвели разведку до середины подъема, но внезапно пошел дождь, и седло перевала закрыли тучи. В этих условиях мы сочли разумным пройти расположенный рядом перевал Неожиданный (1А).

Пик Обручева имеет сложность не менее 2Б. Обнаружив это, мы выбрали из расположенных рядом вершин такую, которая соответствовала бы заявленной сложности 2А, и успешно взошли на нее.

В качестве последнего этапа похода рассматривались выход на Бованенковскую трассу или в пос. Полярный. В результате консультаций с местными жителями мы выяснили, что уехать с Бованенковской трассы в районе Хаче-Рузь-Лор довольно сложно, автомашины ходят очень редко, а поезд можно ждать сутки и более, и не факт, что его удастся остановить. Поэтому мы решили выходить по более длинному пути в пос. Полярный, где гарантированно можно сесть на поезд. Случайно подобравший нас ночью вездеход (за 40 км до поселка) ускорил выход с маршрута, но не изменил его сложности, так как нам оставалось пройти только по дорогам, а протяженность маршрута, значительно превышающая требуемую, уже была набрана.

График движения

Таблица (формат RTF, 123 КБ)

День Дата Участок пути и определяющие препятствия Км Ходовое время Характер пути Метео-условия (утро, день, вечер)
  02.авг г. Березники – пос. Гайны – г. Сыктывкар – г. Ёмва (автобус), посадка в поезд 120 на ст. Княжпогост     Автобус ООО «Березниковский мостоотряд», 720 км, 13:20. Поезд 120, общий вагон, 312 руб/чел
  03.авг Прибыли в пос. Полярный, ночевали на пилораме       Дождь, +13
  04.авг Пос. Полярный – устье р. Гэна-Хадата (вездеход)     Вездеход ОАО «Конгор-Хром», 106 км, 6:05, 15000 руб. Ясно, +20. Дождь, +15. Пасмурно, +12
1 05.авг р. Хадата – руч. Воргашор – р. Нгодаяха 19,2 4:35 По вездеходной дороге. Были в гостях в чуме. Кустов для костра достаточно. Переменно, +17. Ясно, +20. Переменно, +7
2 06.авг р. М. Щучья (переправа 1А) – южный берег оз. Б. Щучье 19,8 4:42 По вездеходной дороге до оз. Б. Щучье, дальше по западному берегу до последних перед началом осыпей стоянок. Кусты, плавник, дров достаточно. Ясно, +15. Ясно, +18. Переменно, +9
3 07.авг Вдоль озера до северного берега – р. Пырятане. Заложили заброску. 18 3:53 По берегу чередуются участки кустарника и осыпей, иногда выходящие скалами к воде. По берегу озера нет стоянок, но много дров. Пасмурно, +8. Пасмурно, +10. Дождь, +10
4 08.авг руч. Хэм-Вадаяха – устье р. Мядыяха 18,4 4:55 По тундре, участкам березки и тальников вдоль Пырятане, дальше по болотистому водоразделу и тундре вдоль Мядыяхи. Кустов мало, но дров на костер нашли. Пасмурно, +8. Дождь, +10. Пасмурно, +5
5 09.авг Рад. выход на г. Борзова (1А, 1037) – р. Б. Кара – р. Лымбатояха 12,7 4:00 Подъем по пр. берегу водопадного ручья по средней осыпи, дальше по широкому ребру (крутая крупная осыпь) на плато, потом в сплошной облачности азимутом 240° до вершины. Спуск по пути подъема. За переправой через Б.Кару по тальникам и болоту на травянистый водораздел с Лымбатояхой и далее по тундре к берегу. Кустов нет совсем. Переменно, +8. Ясно, +20. Ясно, +10
6 10.авг оз. Круглое – пер. б/н (1Б, 721) – в. 1079 (2А) – пер. б/н (1Б-2А, 821) – оз. Восьмерка – руч. Долгушина - р. Лымбатояха 18,3 11:00 По тундре пр. б. Лымбатояхи до входа в каньон ручья. Вдоль ручья по осыпному берегу и через снежники до озера, обход траверсом восточного берега, дальше с постепенным набором высоты по очень крупной живой осыпи на перевал 721. От перевала по С-В ребру над лед. МИИГАиК, по узкому кулуару (50-60°)и далее в обход слева высокой скалы (3 веревки). Последний участок подъема практически на С до площадки под вершиной. Дальше очень крупная живая осыпь до 40-50° до вершины. Спуск по ребру и далее по осыпи на Ю-В до перевала. Начало спуска по участкам скал и крутой крупной осыпи, дальше между двух сильно разрушенных гребней по осыпеопасному лотку вдоль левого гребня (50-60°, свободным лазаньем, затем 2 веревки), потом вышли на гребень, по крутой (40°) осыпи между участками скал до озера. По крупной и живой береговой осыпи до тундры вдоль Лымбатояхи и далее к биваку. Ясно, +20. Ясно, +20. Ясно, +18
7 11.авг Полудневка. Руч. Очетывис – оз. Очеты 10,2 2:48 По тундре до травянисто-осыпного водораздела за озером, затем по болоту и очень плотным тальникам до озера. Вдоль С-В берега грязная вездеходная дорога, заросли кустов, есть дрова. Ясно, +25. Ясно, +25. Переменно, +15
8 12.авг оз. Очеты – г. Лядгей (1Б, 1166) – лед. Алешкова – оз. Сидяямбто 19,7 6:52 Вдоль берега по дороге, затем через кусты и по тундре на заметную полку над л. б. руч. Сидяямбтосё. Через ручей и по тундре С-З берега системы озер до сухого каньона с Ю от предвершинного плато. Подъем до плато по средней и крупной крутой осыпи (от 20 до 45°), в обход кара лед. Алёшкова по узкому скально-осыпному перевальному гребню и по средней некрутой осыпи до вершины. Спуск по средней и мелкой крутой (30...40°) осыпи змейкой до С-В борта ледника. Дальше по пологому леднику и снежникам до южного борта. Через крупноосыпной моренный вал до снежника над ледниковым ручьем, далее по снегу на В до карового расширения. По пр. б. ручья до оз. Сидяямбто. Кустов нет. Ясно, +20. Ясно, +20. Переменно, +18
9 13.авг руч. Каньонный – руч. Тисненьзашор – пер. б/н (н/к, 586) – р. Нярмаха – оз. Нярмато 23,3 5:22 Через болотистый водораздел и заросли березки и тальника до руч. Тисненьзашор, его пришлось несколько раз перейти из-за прижимов, затем поднимались по болотам, далее по осыпям на пологий перевал. Спуск по снежникам и далее по осыпям в болотистую долину л. пр. р. Нярмаха. По осыпям и болотам обошли оз. Нярмато, остановились на галечной отмели у берега. Дров нет. Ясно, +12. Ясно, +18. Ясно, +14
10 14.авг Рад. выход на г. Хуута-Саурей (1Б, 1240) – руч. Нярматотане – пер. б/н (н/к, 610) – пр. пр. руч. Сангарэйтасё 16,5 7:14 По тундре подошли к крупной живой осыпи (20...35°) на л.б. каньонного ручья. Поднялись до 820 м на предвершинное плато, обогнули слева кар и поднялись на вершину по очень крупной живой осыпи (30...40°) на северном гребне кара, обходя участки скал. Спуск по пути подъема. По тундре руч. Нярматотане, сначала л., затем пр. б. Вошли в каньон с толстыми снежниками и по осыпям поднялись на перевал. От седла вправо на болотистый Ю берег маленького озера. Дров нет. Ясно, +15. Ясно, +25. Переменно, +10
11 15.авг Руч. Сангарэйтасё – р. Пырятане. Полудневка. Сняли заброску. 9,4 2:38 Над каньоном по пр. б. притока руч. Сангарэйтасё до осыпного водораздела. Затем крутой спуск к берегу ручья, и вдоль пр. б. до р. Пырятане. Пасмурно, +10. Ясно, +22. Ясно, +20
12 16.авг Каньон на л. пр. р. Пырятане (1Б) – р. Нензаяха – пер. б/н (1А, 677) – р. Гераусваю (каньон 1А) – пер. б/н (н/к, 482) – л. пр. р. М. Кара – руч. Нюдя-Пырятане 23 6:10 По узкому каньону ручья, постоянно переходя с берега на берег из-за скальных выходов и снежников, затем через снежник на водораздел. Спуск к Нензаяхе по наклонному болоту. Подъем к перевалу долиной правого по ходу ручья за снежник на правом борту, дальше по короткой крутой (40…50°) живой осыпи. Спуск к Гераусваю по пологой осыпи, дальше по узкому каньону вдоль ручья. После расширения долины по тундре подошли к повороту в узкую щель и по средней плотной осыпи поднялись на седло. Водораздел на Нюдя-Пырятане влажный и болотистый, начало спуска по крутой осыпи и каньону с осыпными бортами, дальше долина расширяется. Река временами скрывается под камнями. Дров нет. Ясно, +15. Пасмурно, +10. Дождь, +8
13 17.авг р. М. Кара – пер. Ураганный (1Б, 736) – в. 1149 (2А, п/п) – пр. пр. р. М. Уса 11,8 6:45 Вдоль пр. б. Нюдя-Пырятане до невысокого осыпного водораздела на М.Кару. По осыпям и зеленкам пр. б. до переправы перед снежной пробкой в каньоне под озером. По снегу до озера вдоль правого борта каньона, дальше по крупной осыпи у кромки воды, иногда обходя поверху скальные выходы, до снежника на руч. из-под г. Хойдыпэ. Через два снежника и по крутой (30…40°) живой осыпи на пер. Ураганный. Подъем на вершину сначала по С скально-осыпному ребру (2 веревки по расщелинам), дальше спуск на восточный склон и подъем траверсом очень осыпеопасного склона до отм. 900. Затем подъем по крупной осыпи по ребру до скально-осыпного вершинного гребня, траверс его западного склона (живая осыпь, скалы, 1 веревка перил) и подъем по скалам (свободным лазаньем со страховкой сверху) на вершину. Спуск на перевал по пути подъема. Спуск с перевала по плотной крупной осыпи до озера, дальше по зеленкам и участкам осыпи. Дров нет. Пасмурно, +10. Переменно, +15. Переменно, +6
14 18.авг р. М. Уса (переправа 1А)– руч. Перевальный 16,8 4:13 По тундре и участкам осыпей через несколько ручьев до перегиба к р. М. Уса. Спуск по осыпям, чередующимся с зарослями тальника. Переправа вброд стенкой (выше колена). Дальше по хорошей вездеходной дороге до руч. Перевальный и вдоль него по тундре и осыпям до водопадного л. пр. Дров нет. Ливень, +10. Ясно, +22. Дождь, +15
15 19.авг Разведка пер. Авсюка – пер. Неожиданный (1А, 814) – руч. Бурный (каньон 1А) – руч. Авсюка 14,9 5:35 По осыпям и небольшому каньону до ручья из-под карового озера, дальше по крупной осыпи к озеру. За озером система морен из мелкого, очень живого крутого курумника. Под перевалом снежники. Пер. Авсюка – скально-осыпной, ближе к правому понижению, соседнему со скальной стенкой. Подъем через моренные валы, по крутой мелкой живой осыпи до скал, дальше по скалам и участкам очень живой осыпи. Разведка прекращена из-за сильного дождя. Подъем на пер. Неожиданный по пологой плотной осыпи. Спуск через снежник с крутизной от 10° в начале до 25…35° внизу. Спускаться вдоль правого по ходу борта. Дальше по зеленкам и участкам скал вдоль водопадов до руч. Бурный. По ручью около уреза воды по каньону, обходя по верху участки скальных выходов, до сухой тундры в устье ручья, не доходя озера. Есть дрова. Пасмурно, +18. Дождь, +12.Переменно, +20
16 20.авг Дневка       Дождь, +12. Дождь, +16. Пасмурно, +14
17 21.авг пер. Шумского (1Б, 840) – в. 1137 (1Б) – траверс 2А до в. 1164 (2А) – оз. Обручева – руч. Обручева - руч. Авсюка 18,7 12:00 Вдоль руч. Авсюка по тундре до моренных валов лед. Шумского. Дальше по средней и крупной крутой осыпи северного гребня ледникового кара на пер. Шумского. С перевала траверсом Ю-В борта кара истоков руч. Чаншор по крупной живой осыпи до широкого желоба, ведущего на Ю-В ребро массива. За желобом средняя плотная осыпь и участки скал до верш. 1137. От вершины спустились метров на 50…70 и траверсировали С скальный склон в поисках наиболее высокого зубца (поднялись на 5 из 8 зубцов). Подъем на вершину свободным лазаньем по скалам (со страховкой сверху). Спуск с в. 1164 на С-З в осыпеопасный кулуар. Траверсом склона через скально-осыпные гребни с постепенным понижением вышли на осыпи над оз. Обручева (по пути 2 веревки через балконы). Спуск по крутой плотной осыпи на берег, дальше вдоль воды до руч. Обручева и через систему моренных валов в болотистую тундру. Переменно, +18. Ясно, +16. Переменно, +14
18 22.авг оз. М. Хадытаюганлор – руч. Изъяшор 19,7 4:40 По вездеходной дороге вдоль берега оз. М. Хадытаюганлор до осыпей на Ю оконечности. Дальше по тундре и участкам болот до большого болота в истоке р. Хадата. Обход топи с З, через болото на водораздел с руч. Изъяшор. Вышли на В борт долины, по осыпям и участкам тальника дошли до ручья. Есть кусты. Ясно, +15. Ясно, +19. Переменно, +12
19 23.авг руч. Изъяшор (каньон 1А) – рад. выход на плато ИГАН – пер. б/н (н/к, 826) – р. Б. Уса 19,6 5:50 По тундре и тальникам до резкого поворота ручья с С-В на Ю-В направление. В обход 40-метрового водопада по пр.б., дальше по каньону ручья и снежникам, перегораживающим его, до болотистого плато под перевалом. Выход на плато ИГАН, осмотр ледника сверху. Подъем на перевал вправо по ходу мимо разрушенной базы по остаткам вездеходной дороги. Спуск с перевала по некрутому снежнику, дальше по осыпям л. б. ручья. Часть группы прошла по глубокому каньону ручья, часть обошла сверху по осыпям. Переправа через Б.Усу вброд ниже колена, дальше по тропе по л.б. Дров нет. Ясно, +10. Ясно, +16. Ясно, +7
20 24.авг руч. Перевальный – р. Б. Пайпудына – оз. Рыбное 23,6 5:25 По л. б. р. Б.Уса. За устьем руч. Перевального красивый прибрежный каньон, за ним начинается вездеходная дорога до водораздела к Б. Пайпудыне и далее на дорогу Харбей – пос. Полярный. Ясно, +20. Ясно, +25. Пасмурно, +12
  25.авг На вездеходе до пос. Полярный Поезд 119 до Инты     Частный вездеход, попутно, 2000 руб. Поезд 119, плацкарт, 220-00 руб/чел Пасмурно, +10
  26.авг Поезд до Кирова     Поезд 286, плацкарт, 546-10 руб/чел
  27.авг Поезд до Перми, автобус до Березников     Поезд 446, плацкарт, 226-40 руб/чел. Автобус 351, 142-60 руб/чел
    ИТОГО 333,6 107:37:00

Хронометраж и описание маршрута

02 августа 2003 г.

(Из высказываний дня)

Глядя на разложенный для употребления перекус, Дима Гагарин довольно потирает руки и командует:

- Спасатели, вперед!

- Дима, а ты у нас Чип или Дейл?

Голос с заднего сидения:

- Вжик он!!!

Выехали из г. Березники в 8-00 на автобусе "ПАЗ", намереваясь попасть на станцию Микунь и сесть на один из проходящих поездов на север. По дороге проезжали следующие населенные пункты:

11-30 пос. Коса;

13-40 переправа за пос. Гайны, ждали до 14-30, пока починят паром;

15-50 пос. Кажим

18-00 пос. Визинга

19-00 г. Сыктывкар

21-20 г. Ёмва, ст. Княжпогост.

Отворот на Микунь обнаружить по указателям так и не удалось. Двигаясь по автодороге Сыктывкар - Ухта, достигли небольшого города Ёмва и расположенной рядом ст. Княжпогост. На станции выяснили, что меньше чем через час проходит поезд 120 Москва - Лабытнанги, на который есть общие билеты по 312 рублей. На нем и уехали.

03 августа 2003 г.

Бандану раздуло ветром, она вертикально поднялась над головой.

- Димка, почему у тебя бандана стоит?

- Это от веры, от веры!

- Так у нас, вроде, и Веры-то в группе нет…

(За нерушимость веры Д. А. Князев на время похода был назначен фельдкуратом по совместительству. Святым отцом, по-русски)

Прибыли в пос. Полярный в 17-20. Перед походом мы получили гарантийное письмо от Генерального директора ОАО "Конгор-Хром" Н.С.Каленковича по поводу заброса нашей группы. За несколько дней до выезда созвонились с его секретаршей, она сказала, что руководству "уже не до вас", выяснить причину так и не удалось. Но она договорилась с владельцем личного вездехода Степаном Ивановичем, что он забросит нас на Хадату за 10000 рублей. По прибытии оказалось, что вездеход ГАЗ-71 мал для 13 человек (с нами попутно ехало трое рыбаков), и вопрос нашей отправки можно будет решить только утром, когда вернется с рыбалки заместитель Каленковича Мазурик Василий Антонович. Степан Иванович устроил нас на ночлег на пилораме, где он работает. Вблизи пилорамы есть оборудованное место для костра, но очень плохо с водой - набирали далеко, в поселке. Находящийся рядом пруд завален мусором и смердит.

04 августа 2003 г. Дежурные Романова и Затонский.

- Я сегодня сплю и снится мне, что телевизор не выключил, программы кончились, и он шумит. Просыпаюсь, а это Хадата…

Вопрос выделения нам вездехода был решен оперативно. Нам дали какой-то удлиненный ГАЗ-71, в котором мы (частично в кузов, частично на крышу) смогли разместиться. Цена вопроса поднялась до 15000 рублей, но отступать уже было некуда. С 11-30 до 17-35 мы ехали в вездеходе сначала вдоль р. Б. Пайпудына, затем через верховья Лонготъегана, Немуръегана, и Гэна-Хадаты до устья р. Гэна-Хадата. Дальше водитель не повез, сославшись на то, что в Горно-Хадатинский заказник ему заходить нельзя.

Первый бивак устроили на острове посреди р. Хадата, хорошо продуваемом ветром.День 1. 05 августа 2003 г. Дежурные Давыдова и Гашев.

- У меня нога болит, мениск поврежден…

- А мы тебе операцию сделаем!

- Да нет, там уже резиновый ставить надо…

- Не беспокойся, у Николаича еще прокладки для примуса остались!

6-30 подъем дежурных, 7-20 общий. Ясно, тепло (+17 ), сильный южный ветер.

9-40 - 9-56. Вышли на левый берег (здесь и далее - орографически) Хадаты, идем по хорошей вездеходной дороге.

10-05 - 10-45. Дошли до руч. Воргашор и перешли его (25*0.4 м).

11-05 - 11-39. На развилке в 100 м от ручья свернули вправо и пошли по дороге, идущей по пр. б. руч. Воргашор. Перешли ручей снова (10*0.5 м).

11-52 - 12-32. Продолжаем движение по хорошей, твердой дороге. Перекусили на берегу ручья, притока Воргашора.

13-53 - 14-30. Подошли по хорошей, твердой дороге к водоразделу на Нгодаяху. Здесь стало заболочено, то и дело приходится обходить по болоту особо грязные места.

14-40 - 15-20. Прошли болотистый водораздел. Дорога прошла через болота на берегу небольшого озера и снова обрела твердость. От озера видели на противоположном борту долины стадо оленей.

15-35 - 16-03. За очередным перегибом обнаружилось стойбище из трех чумов невдалеке от дороги. Оставили на дороге рюкзаки, зашли в гости. Это оказалась семья Вененго, наши знакомые с прошлого похода. Зимой мы посылали им прошлогодние фотографии, о чем хозяева хорошо помнили. Нас усадили на шкуры за стол около чума, напоили чаем, угостили олениной и вареным гольцом. Провожая, как и в прошлом году, подарили пару оленьих ляжек. Мы по своей инициативе угостили хозяина литром спирта в знак признательности за неизменное гостеприимство.

17-30 - 18-10. Дорога постепенно удаляется от Нгодаяхи, по сторонам все выше поднимаются заросли березки и тальников. Стоянок до первого большого ручья нет. Местами встречаются грязевые "ванны", но в целом дорога твердая и сухая, вероятно, из-за аномально жаркого и сухого лета. Дошли до ручья, левого притока Нгодаяхи, остановились на ночлег.

Нашли достаточно дров, сделали костер. Поджарили часть оленины, долго сидели у костра, пели. Ветер стих, +7 , малооблачно. Процесс отбоя затянулся с 23 до 02 часов ночи, был прерван явлением из палатки разъяренного руководителя с дубиной.

За день прошли 19,2 км за 4:35.

День 2. 06 августа 2003 г. Дежурные Князев и Гагарин.

- Ты, святой отец, на Бога надейся, а кашу мешай!..

6-30 подъем дежурных, 7-00 общий. Малооблачно, +15 , слабый ветер, стелется туман.

9-30 - 10-18. По дороге дошли до второго большого ручья.

10-35 - 11-20. Дорога начала подниматься вправо по ходу на водораздел с р. М. Щучья.

11-36 - 12-18. Перегнули через водораздел, начали спускаться к р. Щучья. Группа сильно растягивается.

12-31 - 13-08. Движемся по дороге. Временами попадаются болотистые низины у ручьев, в целом дорога сухая.

13-15 - 13-56. Срезая уголок, спустились по крутой береговой осыпи на берег М. Щучьей. Ждем отставших, разведываем переправу.

14-15 - 14-35. Брод через М. Щучью (100*0.3…0.6 м, несколько рукавов). Обедаем борщом, для ускорения готовим на примусе, хотя кустов вокруг в избытке.

16-10 - 16-55. По мокрой дороге дошли до р. Сэрмалъяха, перебрели (15*0.3 м), поднялись на возвышение, откуда увидели чумы около небольшого озера. Сходили в гости, наблюдали процесс снятия и установки чума.

17-30 - 17-45. Вышли к оз. Б. Щучье. Встретили группу рыбаков из Нижнего Новгорода, забросившихся сюда на вездеходе, местных жителей и путешественника из Чехии Петра Майера (Petr Majer), игравшего в шахматы с местными жителями. Он идет в Усть-Кару, совершает кругосветное пешее путешествие. В прошлом году мы о нем наслушались, в этом он приехал на то место, где финишировал прошлой осенью, и пошел дальше - в Архангельск.

17-55 - 18-15. Прошли немного по берегу в поисках стоянки. По берегу разбросано много сухого плавника, но хороших стоянок мало.

Ужинали остатками оленины с соусом. К вечеру стало прохладно (+9 ), появились облака. Отбой в 22-30.

За день прошли 19,8 км за 4:42.День 3. 07 августа 2003 г. Дежурные Кольчурина и Сибирев.

- Мне нужен лейкопластырь для закрепительных целей.

- Тогда бери скотч…

7-00 подъем дежурных, 8-00 общий. Пасмурно, +8 , слабый ветер. Северная оконечность озера очень красиво подсвечена солнышком, так и располагает к тому, чтобы скорее туда добраться.

10-25 - 11-07. Движемся по узкой (не больше 5 м) полоске мелкой гальки, перемежающейся выходами крупных осыпей. Поскольку свернуть здесь совершенно некуда, было объявлено движение свободным графиком до обеда. По берегу то подступают к самой воде скалы, их приходится обходить по верху, то раскинется мелкая, почти песчаная осыпь, то приходится идти по огромным камням, плотно лежащим в воде. Временами накрапывает дождь, пасмурно. На севере неизменно сияет солнце.

13-50 - обедали под живописными скальными выходами. На берегу много плавника, развели большой костер, подсушивались. Тучи опускаются, близлежащие вершинки закрыло.

15-00 - 16-44. В свободном режиме дошли почти до северной оконечности озера и собрались вместе. Здесь уже не светит солнце, дует очень сильный ветер, на озере шторм.

17-10 -17-55. Обогнули высокие осыпные валы западного борта долины и через плотные тальники попали в болотистую долину Пырятане. Прошли по ней немного и наткнулись на такие роскошные полянки с морошкой, что долго не могли от них оторваться. Встали близко к скалам западного борта долины за небольшим ручьем. Кусты далеко, одновременно готовили на примусах и натаскивали дров на вечерний костер.

Завхоз тем временем повелела вытряхнуть 100% продуктов из рюкзаков и принялась откладывать часть их в заброску. Руководитель то же сделал с бутылями бензина и спирта. Некоторые участники решили оставить кое-что из вещей. В 21-00 поужинали и отправились закапывать в осыпи заброску. Нашли плоскую плиту, укрепили снизу, заложили под нее продукты в 50-литровых мешках для мусора, полили все вокруг специально принесенным керосином.

В 23-30 в полной темноте вернулись. Тем временем в лагерь пришел с Большого Щучьего чех, был нами радостно встречен, накормлен, слегка напоен. Попели у костра песни, но Петр больше внимания уделил игре в шахматы с Димой Гагариным. Россия победила.

За день прошли 18 км за 3:53.

День 4. 08 августа 2003 г. Дежурные Малышева и Кокшаров.

- Сейчас бы встретить пьяного оленевода...

- Зачем?

- Дать ему по морде!

- За что?!

- За то, что пьяный...

7-00 подъем дежурных, 8-00 общий. Пасмурно, +8 , слабый ветер, временами моросит. Очень долго собирались из-за драных ног, наматывали на них километры лейкопластыря.

11-45 - 12-35. Прошли через густые кусты в устье ручья, пр. пр. Пырятане, затем по обширной пустоши, заросшей березкой, до следующего, большого, ручья. Петр идет с нами.

12-50 - 13-30. Вышли на снежник на повороте руч. Хэм-Вадаяха. Ольга Кольчурина сильно отстала, ждем. Петр тоже остановился, хотя обычно он ходит не переходами, а пока не устанет. Вчера мы побеседовали, посмотрели карты и нашли ему путь километров на 20 короче, чем он планировал. Чех доволен.

14-05 - 15-00. В верховьях ручья местами появляется, местами пропадает в болоте вездеходная колея. Идя по ней, перевалили водораздел и спустились на пр. б. Мядыяхи. Обедаем, угощаем гостя. Идет мелкий холодный дождь.

16-25 - 17-10. Дождь идет, и мы идем по следу вездехода. За осыпным выступом открылся вид на перевал к пр. пр. Мядыяхи, который мы хотели осмотреть на предмет - нельзя ли пройти через него под самую гору Борзова. Перевал осыпной, пологий, совершенно неинтересный и мокрый. Дружно решили двигаться по реке, а на гору восходить завтра от устья.

17-20 - 18-10. Петр повернул направо, срезая уголок к истокам Большой Кары. Дружески простились, обещали связаться друг с другом по электронной или обычной почте. Мы продолжили движение по высокому правому берегу.

18-20 - 19-00. Берег отошел очень далеко от воды, спустились на береговые осыпи. Ищем стоянку, но такая, чтобы с дровами и хорошей площадкой, пока не попадается.

19-10 - 19-25. Остановились на бивак, не доходя метров 300 до устья. Кустов мало, но нам должно хватить. Дождь почти перешелся, капает время от времени. Гора Борзова закрыта тучами на высоте порядка 750 м, но мы надеемся на лучшую погоду завтра.

Отбой в 23-00. Ночью много раз принимался идти дождь, дул ветер.

За день прошли 18,4 км за 4:55.

День 5. 09 августа 2003 г. Дежурные Романова и Затонский.

- Если жареный петух шибко клюнет, тогда точно туда полезем!

- Отгоняйте скорей всех жареных петухов!!

7-00 подъем дежурных, 8-00 общий. Пасмурно, +8 , слабый ветер, временами моросит. Гора Борзова закрыта от высоты 800 м. Но по небу временами пробегают голубые разрывы, и мы решаем попробовать подняться.

9-30 - перешли Мядыяху и направились к С-В окончанию горы, как по карте, так и визуально самому простому для восхождения.

10-30 - подошли под осыпи. Здесь течет ручей, ниспадающий красивым каскадом водопадов. Поднимаемся левым по ходу берегом. Осыпь очень крупная, до 25 . Местами попадаются большие участки живого склона.

11-20 - на высоте 873 м перед началом плато вошли в плотные облака, задул сильный ветер. Поднимались азимутом 240 с небольшим средним уклоном по ступенчатому осыпному плато. На вершину вышли в 12-15, попали почти точно, несмотря на отсутствие видимости. Вершина практически не возвышается над плато, выделяется только останками деревянного триангулятора. Сняли записку:

Группа туристов ГТК "Меркурий" г. Винница (Украина), совершая поход 4 к.с. вышла на г. Борзова 19 августа 2002 г. Снята записка из г. Инта, Коми. Всем привет, мы пошли на Оче-Нырд. Зам. полит. Сичко Михаил.

Оставили свою записку. Она была снята 23 августа 2003 г. группой туристов из г. Вильнюс (Литва) под руководством Вигантаса Дубаускаса, подтверждение получено 23 сентября 2003 г.

На вершине было очень холодно и промозгло, поэтому уже в 12-30 мы начали спуск по пути подъема и в 14-30 успешно пришли к палаткам. Сложность восхождения оценена нами как 1А, хотя на первом этапе подъема попадались довольно крутые участки.

На спуске вышли из облаков, стало тепло, а когда подходили к водопадам, небо прояснилось, вершина открылась полностью. До самого вечера стояла ясная теплая погода, +20 , ветер умеренный.

16-30 - 17-20. Пообедав, собрались и двинулись в сторону р. Лымбатояха. Перешли вброд ниже колена Б. Кару, поднялись через тальники на высокие площадки над ее правым берегом. Здесь открылся хороший вид на зеленый водораздел между массивом Лымбато-Пэ и верш. 435,9 м. По карте он существенно сокращал нам расстояние, чем и решили воспользоваться.

17-30 - 18-40. Прошли небольшое болото, поднялись на водораздел. С него открылся прекрасный вид на Оче-Нырд, примерно от высоты 1000 м закрытый облаками. Внизу, на рукаве Лымбатояхи, увидели 4 чума. За ними хорошо просматривался ручей Долгушина и все окрестные ледники Уровень снега оказался значительно выше, чем на карте обозначены верхние границы ледников. Осмотрев панораму, спустились к р. Лымбатояха около большого острова. Кустов, обозначенных на карте, нет совсем, будем жить на примусах.

Пригодную для постановки палаток площадку нашли с трудом, хотя местность, в целом, ровная, но то болото, то язычки осыпей. Малышева и Кольчурина пошли в чумы, где обменяли немного спирта на свежее и подкопченное мясо. Чумы оказались ненецкие. В отличие от жителей Салехарда, ненцы очень плохо, невнятно говорят по-русски и не используют блага цивилизации, наподобие канализационных труб. Их чумы крыты только шкурами, безо всякого брезента и, тем более, полиэтилена.

Только приготовили и собрались ужинать, показалась упряжка, запряженная пятью великолепными оленями. Подъехал ненец небольшого роста. Налили ему чаю (бутыль с разведенным спиртом сразу припрятали), извинились, что не угощаем едой. Посидел, немного и с трудом поговорили - кажется, он сам с Лядгейяхи, гостил, возвращается домой. После продолжительной паузы ненец сказал на чисто русском языке: "Сто грамм дай!", ему объяснили, что все стограммы уже остались у них в чуме. Кокшаров спросил (здесь это принято), можно ли сфотографировать оленей. Ненец задал встречный вопрос: "А сто грамм дашь?", после чего беседа сошла на нет. Минут через 10 гость отбыл, а бутыль была успешно использована (см. примечания в приложениях относительно продуктовой раскладки).

После ужина собрали клуб руководителей над картой местности. По результатам обсуждения, с учетом осмотра местности в натуре, решили восходить на заявленный гребень не со стороны лед. Долгушина, а с обратной, от лед. МИИГАиК. Принципиально это ничего не меняло, так как сохраняло и сложность, и протяженность подъема, но позволяло избежать длительного спуска по очень крутым снежникам, перемежающимся скалами, над лед. МГГ. На карте они не обозначены, но на самом деле, поднимаются почти до самого вершинного гребня, скального и очень крутого.

Отбой в 22-30, затянулся до 23-30. К ночи похолодало до +10 , ветер стих.

За день прошли 12,7 км (в т.ч. 7,6 линейном радиальном выходе, учитываются в одну сторону) за 4:00.

День 6. 10 августа 2003 г. Дежурные Давыдова и Гашев.

- Сделаешь мне сегодня массаж, позвонки на место вставишь?

- Позвонки-то вставлю. С мозгами сложнее…

6-30 подъем дежурных, 7-20 общий. Ясно, тепло (+20 ), вдоль реки дует сильный ветер.

9-08 - перешли Лымбатояху ниже острова вброд ниже колена. Пошли по возвышенным полкам, удаляясь от берега, к ручью из-под оз. Круглое.

10-30 - вошли в долину ручья. В низовьях она густо заросла высокой травой, выше начинаются осыпи и небольшие прижимы, заставляющие переходить ручей туда-сюда. Перед озером небольшие моренные валы и красивые снежники, перекрывающие ручей.

11-10 - подошли к озеру. Обошли справа по ходу сначала по камням в воде вдоль скальных береговых выходов, затем по осыпи, постепенно переходящей в подъем на перевал к лед. МИИГАиК. Сложность подъема 1Б, местами осыпь очень крупная и живая. Одели каски. По пути надо пройти два снежника, один не слишком пологий.

[Примечание: далее специально не оговаривается, но каски одевались на всех осыпеопасных или сложных склонах].

11-56 - вышли на седло перевала (721 м по GPS). К леднику оно обрывается высоким головокружительным спуском (2Б - 3А) по отвесным скалам. С востока очень интересная, сильно разрушенная невысокая вершина. На запад уходит ребро кара лед. МИИГАиК, со стороны ледника практически вертикальное. Ребро венчают высокие перьевидные скалы с глубокими расщелинами между ними. Наш первоначальный, намеченный по карте, вариант пройти по верху ребра в сторону лед. МГГ, вероятно, неосуществим, потому что оно качественно отличается от всех виденных нами каровых гребней Полярного Урала.

На перевале тура нет, сложили свой, оставили записку. Вряд ли он будет когда-то использоваться для сквозного прохождения, разве что из спортивного интереса.

12-20 - 15-00. Поднимались по восточному ребру вершины, обозначенной на одной из наших схем как 1200. Подъем проходит сначала по крутой (45 ), очень живой осыпи, затем по трехступенчатому кулуару (2 веревки, уклон от 45 до, участками до 3…5 м по вертикали, 90 ). Кулуар заканчивается под вертикальной 30…40 метровой (на вид выше 12, но ниже 16 этажного дома) гладкой скалой, обрывающейся вправо к леднику вертикальным спуском. Нашли обход слева по узкой полке, дальше по щели, выводящей на огибание огромной выпуклой скалы (1 веревка). Затем подъем по крутым (30…50 ), сильно разрушенным скалам, перемежающимся узкими полочками с участками мха. Подъем выводит на узкое горизонтальное ребро, состоящее из высоких (до 1,5 м) вертикально стоящих перьевидных останцев, перемещаться по которому не просто. Через несколько десятков метров небольшое понижение (до 984 м по GPS), усыпанное белым кварцем, достаточно ровное. В сторону ледника, по-прежнему, отвесные скальные сбросы, в сторону ребра к Круглому озеру - крутой (30…45 ) осыпной спуск, на вид соответствующий 1Б. Здесь решили перекусить.

15-30 - 15-55. По крутой живой осыпи поднялись с самостраховкой под вершину и залезли свободным лазаньем последний участок (2 скалы 60…75 , всего 10 м, 1 веревка). Суммарную сложность подъема по нашему пути оцениваем как 2А. Собственно вершина настолько мала, что мы на ней еле размещаемся. Во все стороны, кроме стороны нашего подъема, обрываются протяженные отвесные или очень крутые скалы. Для того, чтобы начать траверсировать гребень, необходимо преодолеть 40-50 метровую по глубине скальную щель, и таких щелей дальше в гребне сколько угодно. Поэтому от идеи траверса пришлось отказаться и выбрать спуск, по сложности соответствующий заявленному.

Сняли записку:

Группа туристов Башкирского медицинского института поднялась на эту вершину в 4 час. 20 мин. 15 июля [год не указан!]. Поход 5 категории сложности. Руководитель [неразборчиво] Мунданов, зам. Егорова, завхоз Сержанков, фотограф Заозерский, участник [дальше не читается].

Высота вершины по GPS составила 1079 м, как мы не уговаривали его показать циферку побольше. Вероятно, в карте ошибка, потому что расположение хребтов здесь очевидно, и именно эта вершина показана на ней как 1200.

16-05 - 16-50. Спускались с самостраховкой. по крутой (45 ), далее по более пологой (30 и менее) крупной живой осыпи на перевал между Круглым озером и оз. Восьмерка (руч. Долгушина). Верхнюю часть пришлось идти змейкой, потому что камни держатся очень плохо и то и дело "прочищают склон". В целом сложность спуска порядка 1Б. Седло перевала широкое, тура нет. Высота по GPS 821 м. Сложили свой, оставили записку. В сторону Круглого озера идет крупноосыпной спуск, на вид соответствующий 1Б. В сторону Восьмерки есть единственный путь спуска: между двух скальных ребер крутой средне- и мелкоосыпной, широкий (от 20 до 40 м) явно обвалоопасный желоб. Верхняя часть (50…80 м) имеет уклон свыше 50 , ниже спуск несколько выполаживается.

17-02 - 17-50. Спускались с перевала. Самое начало спуска прошли плотной группой вдоль левого по ходу скального гребня, затем он стал слишком неудобным для того, чтобы придерживаться. Повесили веревку, съехали наиболее неприятный участок и оттраверсировали под правый гребень по слегка более пологому участку. Здесь нам хватило 1 веревки, чтобы добраться до таких скал, вдоль которых двигаться уже удобнее, чем по непрерывно шуршащему лотку. Спустившись до середины склона, прошли траверсом обратно на левое ребро, показавшееся более удобным, и по нему с самостраховкой спустились к берегу озера. Здесь очень крупная почти горизонтальная осыпь, тем не менее, камни умудряются качаться под ногами.

18-00 - 20-00. Прошли по берегам нескольких озер по очень крупным осыпям, спустились с крутого моренного вала в тундру. Затем мимо чумов ненцев вышли к Лымбатояхе и по ее берегу пришли в лагерь.

Назавтра решили сделать полудневку, то есть поспать, сколько душе угодно. Запланированный (имеющийся в справочнике!) перевал западнее г. Нгэтенапэ, на наш взгляд, не существует. Там очень крутой осыпной кар, по высоте почти не уступающий вершине. Как следует рассмотрев это, мы решили отказаться от его прохождения, так как его сложность, вероятно, превышает заявленную 1Б. И, соответственно, не ходить на Нгэтенапэ. Последнее решение далось нам не без колебаний (уж очень красивая вершина), но заход на нее с С-З (как оказалось, это вообще единственный просматриваемый маршрут подъема в пределах 1Б) отнял бы у нас лишний день.

Отбой в 23-30.

За день в кольцевом радиальном выходе прошли 18,3 км за 11 часов.

День 7. 11 августа 2003 г., полудневка. Дежурные Князев и Гагарин.

- Еще одна такая горка, и я пойду с голой задницей…

- Что, порвал? Я тебе дам, у меня запасные штаны есть.

- Не надо, у меня свои есть, но я все равно пойду с голой задницей…

10-30 подъем дежурных, 11-20 завтрак. Ясно, жарко (+25 ), умеренный ветер.

13-45 - 14-40. По тундре вдоль л.б. Лымбатояхи дошли до небольших осыпных валов в верховьях, за которыми лежит водораздельное озеро. Отсюда прекрасный вид на Ю-В гребешок, отходящий от Нгэтенапэ.

14-52 - 15-55. От озера спустились через водораздел в гущи высоких тальников. С трудом проломившись через них, вышли на осыпи неподалеку от впадения Очетывиса в оз. Очеты.

16-05 - 16-25. Подошли к озеру, долго собирались все, потому что сильно растянулись, подыскивая свои пути через тальники. Решили, поскольку восхождение на Нгэтенапэ больше не планируется, идти восточным берегом озера. Тем более, с водораздела мы видели, как туда поехала оленья упряжка, значит, должна быть ворга.

16-30 - 17-00. Перешли вброд по колено Очетывис (20*0,5 м), обнаружили вездеходную колею. Двигались по ней, пока не нашли удобного места для стоянки. Перекусили, поставили лагерь, дружно направились на добычу дров. Не спеша сготовили ужин, в 22-00 поужинали, долго пели песни. К вечеру стало прохладно, появились тучи. Отбой в 23-40.. За день прошли 10,2 км за 2:48.

День 8. 12 августа 2003 г. Дежурные Кольчурина и Сибирев.

Утром, откидывая полиэтилен:

- У меня рюкзак, наверное, ночью куда-то ходил.

- Почему?

- Вспотел…

7-40 подъем дежурных, 8-50 завтрак. Малооблачно, тепло (+20 ), умеренный ветер.

10-25 - 11-05. По вездеходной дороге дошли до конца озера. У всех, кроме стабильно бегущих впереди Князева и Гашева, без сговора возникла идея свернуть с дороги на удобный травянистый язык, ведущий в сторону верховьев Сидяямбтосё. Тем хуже для "лосей": им придется теперь нас догонять.

11-17 - 11-53. Поднялись по языку, дальше через небольшие тальники и по осыпям высоко над левым берегом ручья до воды. Здесь начинаются красивые водопады, шумящие далеко внизу, в грандиозном каньоне.

12-05 - 12-40. Перешли ручей на разливе по камням, поднялись на высокий травянистый выкат левого берега, пошли по нему к осыпям г. Лядгей. Вышли на крайнюю северную оконечность оз. Сидяямбто, оставили рюкзаки. Расположение озер фактически не совпадает с нарисованным на карте. Вероятно, сказываются жара и низкий уровень воды.

13-10 - 14-50. Поднялись по выкату л.б. пересохшего ручья, впадающего в Сидяямбто с севера, далее по плато на обрез кара лед. Алешкова. Первая часть подъема - по средней и крупной живой осыпи с уклоном 30…40 , перед плато склон несколько выполаживается. От выхода на плато ледниковый кар не виден, только торчит в небо осыпная вершина Лядгея, и внезапно разверзшаяся под ногами сияющая бездна приятно разнообразит день. В честь такого праздника (оказывается, совсем не скучная вершина!) даже решили перекусить.

15-25 - 16-00. Обошли кар слева по ходу, по гребню западной стены. Гребень узкий, местами всего несколько метров, представляет собой академический перевал 2А, если проходить насквозь: и лед, и снег, и скалы в обе стороны, и осыпь. Все виды препятствий. Поднялись на г. Лядгей (1166 м) по некрутой (20…30 ) средней осыпи. В целом подъем по этому пути, за счет выхода на плато, вполне соответствует 1Б. Сняли записку уже знакомой группы:

Группа ГТК "Меркурий" г. Винница, Украина, совершая поход 4 к. с. взошла на вершину Лядгей со стороны р. Трёхозерной, 20 августа 2002 г. Всем привет. Зам. полит. группы Сичко Михаил. PS: Хай вам щастить.

16-22 - 17-00. Спустились размашистой "змейкой" по крутой (30…40 ) средней и мелкой осыпи южного склона горы до снежников над лед. Алешкова. Спуск осыпеопасен. По снежникам съехали глиссером с самостраховкой палками до тела ледника.

17-07 - 17-45. Прошли по пологой части ледника до озера перед огромным моренным валом. За ним оказался ручей, сплошь закрытый протяженным снежником, по которому с удовольствием съехали в общем направлении на восток, жалея только об отсутствии лыж. Долина расширилась, снежник закончился.

18-00 - 19-00. По осыпям и отдельным снежникам правого борта долины вернулись к оз. Сидяямбто и к рюкзакам.

19-20 - 19-40. Дошли до перемычки между первым и вторым оз. Сидяямбто, нашли ровную и сухую площадку. Кустов нет, готовим на примусах. После ужина (в 21-00) Сибирев попытался порыбачить в озере и, впервые за всю историю походов нашей компании, таки выловил удочкой двух хариусят - 25 и 30 см. Отбой был объявлен в 22-30, фактически угомонились к 23-30.

За день прошли 19,7 км (из них 12,2 км в кольцевом радиальном выходе) за 6:52.

День 9. 13 августа 2003 г. Дежурные Малышева и Кокшаров.

Помогая одеть рюкзак с прицепленной и тщательно

оберегаемой гитарой:

- Прямо какая-то детская игра получается: одень Настеньку,

раздень Настеньку...

- Раздень Настеньку - это совсем не детская игра!..

7-30 подъем дежурных, 8-30 общий. Переменная облачность, +12 , слабый ветер.

10-20 - 11-00. Обошли последнее озеро с востока, поднялись на болотистый водораздел к руч. Каньонный. Развиднелось, стало жарко. Группа сильно растянулась.

11-25 - 12-15. Перевалили водораздел и по зарослям высокой березки и тальников, перемежающимся осыпными языками, спускаемся в отдалении от пр. б. руч. Каньонный к руч. Тисненьзашор.

12-25 - 13-15. Мимо красивых скальных выходов спустились к ручью и, намереваясь срезать уголок, перешли его вброд ниже колена. Через некоторое время стало ясно, что пр. б. для ходьбы непригоден, ручей пришлось перейти обратно. Остановились на обед, сварили борщ.

14-50 - 15-50. Поднимались по постепенно сужающейся долине ручья, переходя его по камням несколько раз из-за подходящих к воде крутых осыпей и скальных выходов. Прошли несколько красивых невысоких водопадов.

16-00 - 16-45. До седла перевала, обширного и немного заболоченного, дошли в 16-20. Тур слева по ходу, записки нет. Спуск в сторону л. пр. р. Нгодаяха начинается снежниками, на которых отчетливо отпечатались большие и маленькие медвежьи следы. За снежниками начались осыпи, двигались по л. б. После выхода на выполаживание из-за огромного валуна сначала выкатился небольшой медвежонок, затем солидных размеров мама. Посчитав количество туристов в авангарде группы (пятеро, остальные несколько отстали), мама решила не связываться и чрезвычайно быстро перевалила вместе с сыном через соседний осыпной перевал.

16-55 - 17-35. Прошли по осыпям до берега петляющего здесь ручья, перешли иа правый берег, срезая угол. Через несколько террас спустились в болотистую пойму и двигались по ней до места, где стало логичным повернуть в сторону озера. Из-за склона показался фантастический скальный гребень, напоминающий не то хребет бронтозавра, не то причудливую спинку кресла.

17-45 - 18-25. Перевалили небольшой осыпной гребешок, сокращая путь, и спустились к болотистому берегу озера. Обошли озеро по западному берегу, не обнаружив ни одной пригодной стоянки. Рядом с болотом налетела масса кровососов, подстегивающих искать площадку на как можно более открытом месте.

18-30 - 18-40. Немного продвинувшись вверх по руч. Нярматотане, обнаружили прибрежную мелкую осыпь, удовлетворяющую всем требованиям, и встали на ночь. Дров нет, готовим на примусах.

Отбой в 22-00, как обычно, затянулся до 23-00.

За день прошли 23,3 км за 5:22.

День 10. 14 августа 2003 г. Дежурные Романова и Затонский.

- Не пойму, то ли кожа на ноге шелушится, то ли это прошлогодний носок...

7-30 подъем дежурных, 8-20 общий. Ясно, +15 , слабый ветер.

9-30 пошли на восхождение на г. Хуута-Саурей. По травянистому склону поднялись к началу крупноосыпного взлета вдоль л. б. карового ручья. По осыпи (крупная, живая, 25...30 ) поднялись на плато на высоте 818 м, расположенное севернее сбросов огромного кара, отсюда увидели вершину. Пройдя плато, начали подъем с самостраховкой по крупноосыпному склону (30...40 ), обходя скальные участки, в целом, вдоль того же карового ребра.

11-40 - вышли к триангулятору на г. Хуута-Саурей. Сложность подъема, особенно последней части, превышает заявленную 1А и вполне тянет на 1Б. Высота по GPS 1244 м. Сняли записки:

1. Группа тур. из Перми 6 человек поднялась на г. Хуута-Саурей в 17-45 21.07.02. Ветер, пасмурно. Рук. Королёв А.Ю., г. Пермь, 614070, ул. Дружбы, 16/58. Сняли записку тур. из Екатеринбурга от 10.04.02 рук. Корбут Е. Всем счастливо!

2. Турист из Уфы Лазарев Владимир поднялся на г. Хуута-Саурей 04.07.03 в 10-30. Небольшая дымка, ветра нет. Записок не снимал. г. Уфа, 450075, пр. Октября, 87, 25. lazva@mail.ru .

[Примечание: списавшись с Владимиром Лазаревым, мы выяснили, что он успешно прошел за 33 дня маршрут длиной 890 км, завершив его в пос. Елецкий. Некоторые фотографии с похода можно посмотреть по адресу "http://www.skitalets.ru/photogallery/polural_lazarev2003/index.htm" rel="nofollow"]

3. Холодным летом 2003 года, 28 июля, мы взошли на эту прекрасную гору Саурей. Андрей Салин, г. Пушкино М.О., Павел Буров, pavelburov@mail.nnov.ru, Толя Андреев, г. Ниж. Новгород, Антон Красильников, г. Семёнов. Мы прошли маршрутом г. Воркута - Хальмер-Ю - р. Кара - Оче-Нырд - оз. Нарбуто - р. Нярма - оз. Мянасейто (гор. Бол. Мянасей) - хр. Харапемусюр - оз. Нгосавэйто - оз. Лыдыто - зал. Тарасовей - пос. Яры - устье р. Нгояха - гор. Бол. Мянасей - исток р. Сябтаяха - ледник Окатетто - исток р. Бол. Хуута - руч. Интернациональный - г. Хуута-Саурей. Планируем дальше: Щучьи озера и выход к Лаборовой. Сегодня 20й день путешествия. Погода потрясающе туманная, ветер слабый, Ю-Зап. Комары замерзли с высоты 530 м, t 10 . PS. Редакция данного информационного листка не несет ответственности за географические названия, не зафиксированные на ваших географических картах. PSS. Желаем всем хорошей погоды и исполнения задуманных планов. Будем рады знакомству с интересными людьми, любящими жизнь в ландшафте, и приключения.

[Примечание: списавшись с Павлом Буровым, мы выяснили, что их маршрут окончился успешно выходом на Лаборовую и отъездом по ж/д в Лабытнанги с поста 6 км]

С вершины прекрасный вид, ясная погода дает разглядеть все от вершин в районе Хадаты до Оче-Нырда и Лядгея.

12-00 - 14-00. Спускались в лагерь по пути подъема. На последнем этапе выпустили вперед наиболее шуструю часть группы, в результате чего пришли к почти готовому обеду. Яркое солнце, жарко +25 .

16-00 - 16-45. Движемся вверх по Нярматотане, сначала левым, затем, для сокращения пути, правым берегом. Тундра перемежается небольшими полосами березки и осыпями.

17-05 - 17-55. К концу перехода стало ясно, что наш первоначальный план - подтянуться под водораздел и ночевать на обозначенных на карте "травах", неосуществим: сплошная осыпь, встать негде. Попадаются небольшие снежники, в основном, движемся по ручью по осыпи.

18-05 - 18-55. Это не водораздел, это нормальный перевал н/к. Последний участок подъема проходит по осыпям, чередующимся с перекрывающими ручей снежниками, взлет невысокий, седло узкое, еле разместились. Высота 610 м. Тура нет, сложили свой, оставили записку. Ручей круто отворачивает влево по ходу в грандиозный кар.

19-05 - 19-25. От седла крутой спуск 10...15 м до пологой крупноосыпной террасы, затем такой же крутой спуск в каньон ручья, пр. пр. руч. Сангарэйтасё. Мы от террасы взяли вправо по ходу к небольшому озеру, рядом с которым наши шустрые разведчики приметили нечто плоское и зеленое. Оказалась слегка заболоченная, но пригодная для стоянки площадка. Основная проблема - с отправлением естественных надобностей: видимость 300 м в любую. сторону.

Ужинали в 21-00 новым блюдом - помесью супа и гречневой каши. Супогреча всем понравилась и вдохновила на скорый сон, тем более, к ночи похолодало до +10 и набежали тучки. Отбились в 22-30.

За день прошли 16,5 км (в т.ч. 5,3 км в линейном радиальном выходе, учитывается в одну сторону) за 7:14.

День 11, полудневка. 15 августа 2003 г. Дежурные Давыдова и Гашев.

- Из всех этих названий: Нгэтенапэ, Хадата, Воргашор и другие, я запомнил только Большое Щучье!..

7-30 подъем дежурных, 8-50 общий. Пасмурно, +10 , умеренный ветер.

11-20 - 12-10. Решили в каньон ручья не лезть, а обойти по полкам и траверсам поверху. Так и поступили, и к концу перехода вышли на перегиб местности в сторону руч. Сангарэйтасё. Двигались, в основном, по осыпям, кое-где встречались заболоченные участки.

11-20 - 12-10. Перегнули через небольшой осыпной выступ, спустились по средней очень живой осыпи в заросли кустов в пойме Сангарэйтасё. Здесь обнаружили такие ягодники, что долго не могли от них оторваться.

12-22 - 13-20. Вдоль пр. б. руч. Сангарэйтасё и дальше по тундре в направлении каньона вышли к р. Пырятане. Перешли вброд по колено, нашли хорошую стоянку на л.б. и расположились на полудневку. Перекусив, сходили за заброской. Распевая на известный мотив:

Долго я бродил среди скал,

Все свою заброску искал,

Но ее найти-и-и-и нелегко...

высыпали перед завхозом внушительную кучу продуктов и предались полудневочным заботам. Пока жарили оладушки, завхоз в предельно краткие сроки сумела из беспорядочного продуктового курумника сделать аккуратные кучки, предназначенные к раздаче в рюкзаки.

Ужинали в 21-00 (ленч из оладушков постановили ужином не считать!). Объявленный в 22-30 отбой, разумеется, продолжался до применения руководителем увесистой дубины в 0-30.

За день прошли 9,4 км за 2:38.

День 12. 16 августа 2003 г. Дежурные Князев и Гагарин.

- Вчера к ночи - воистину!- дети мои, начальником нашим нечистый овладел, потому он и пытался овладеть всеми вами совокупно. И с молитвою!..

7-30 подъем дежурных, 8-30 общий. Ясно, +15 , ветрено.

10-20 - 11-00. Прошли через заросли кустов и поднялись по внезапно открывшемуся красивому каньону, не обозначенному на карте. По сторонам долины фантастические каменные изваяния, ручей то перекрывают снежники, то глубоко вдаются в русло скальные выходы. Каньон закончился крутым водопадом, к которому подходили по снеговому мосту, доставил всем массу эстетического удовольствия.

11-10 - 11-55. По осыпям и зеленкам поднялись на пологий водораздел в сторону р. Нензаяха, и по болоту спустились к реке. Здесь она прорезает несколько, вероятно, очень старых моренных валов, кое-где поросших травой. Поднявшись на последний, рассматриваем верховья. Пер. Крутой (1Б) в сторону ледн. Щучьего, просматривается хорошо и, с этой стороны, вполне соответствует своей каталожной сложности. Заявленный нами в качестве запасного варианта пер. 1А (глядя по карте) с востока от верш. 1231 в природе не существует. Там скально-осыпная каровая стенка со скальным финишным взлетом. Перевал на Гераусваю просматривается хорошо и, похоже, действительно 1А.

Пока решили двигаться под него, а оттуда просмотреть возможность прохождения 1231 и нового перевала. Набегают облака, задул очень сильный южный ветер.

12-05 - 12-35. По осыпям спустились к площадкам над пр. б. реки, с удивлением обнаружили, что местность снова не соответствует карте: развилка истоков Нензаяхи (из-под пер. Крутой и из-под нашего перевала) находится значительно ниже, не доходя седла к Гераусваю. Над 1231 заклубились тучи и закрыли и вершину, и оба перевала. Подъем вдоль ручья по крупной, местами живой, осыпи; сам ручей течет глубоко под камнями, уклон порядка 20...25 . Сходив на разведку в следующее расширение ручья, убедились, что неизвестный перевал наглухо закрыт, и решили идти заявленным маршрутом по Гераусваю.

12-45 - 13-00. Вышли на перевал по короткой, но очень крутой (40...50 ) средней живой осыпи. Перепад высот на последнем взлете от 547 до 617 м. Поднимались с самостраховкой широкой "змейкой", так как склон осыпается непрерывно.

13-05 - 14-00. Сегодня у нас "каньонный" день: за спуском с перевала по некрутой крупной осыпи и двум снежникам, начался каньон истоков р. Гераусваю, изобилующий короткими скальными прижимами. Группа сильно растянулась, собрать всех вместе оказалось способно только объявление перекуса. Снова сияет солнце, жарко, дует сильный ветер. Впрочем, в истоках реки по-прежнему клубится неприятная туча, не пустившая нас на перевал.

14-45 - 15-30. За каньоном распахнулась широкая долина реки, по которой мы шли в некотором отдалении от л.б. по тундре и участкам осыпей. К концу перехода подошли к отвороту на перевал в сторону притока М. Кары и наткнулись на обширное морошковое поле. Оно оказалось тем более кстати, что некоторые участники сильно отстали. Хотя находка позволила дождаться их без лишних нервов, ягод им уже не досталось...

15-50 - 16-40. Повернули влево, незаметно набрали высоту, пришлось спускаться по довольно крутым осыпям обратно к ручью из-под перевала. Сам перевал (н/к, 482) несложный, осыпной. Тур слева по ходу примерно в 100 м перед седлом, записки нет. Пока поднимались, набежали плотные тучи, стало прохладно.

16-50 - 17-40. Спустились с перевала сначала по осыпи, затем по зеленкам на ручей, пр. пр. р. М. Кара, затем поднялись по травянистому, местами болотистому склону на водораздел с р. Нюдя-Пырятане. Проходя мимо ее правого притока, хорошо просмотрели спуск с перевала западнее в. 1231 м. Он осыпной, очень крутой и весь прочерчен свежими следами схода камней. Вскоре склон пошел вниз, открылась долина р. Нюдя-Пырятане и кусочек озера М. Щучье.

17-50 - 18-30. Двигались сначала левым, затем правым берегом, в основном, по осыпям. Скоро река ушла под камни и, вероятно, глубоко, потому что даже шума воды не было слышно. Вскоре долина расширилась, вышли на огромное не топкое болото, сплошь усыпанное морошкой. За ним обнаружились травянистые площадки, пригодные для стоянки, и речка вынырнула из-под осыпей. Остановились на ночлег. Дров нет совсем, готовим на примусах. По инициативе Кольчуриной набрали полную ее бейсболку морошки (еле потом отстирали) и раскрутили завхоза на сахарок к компоту. Ужинали в 20-30, в 22-30 отбились. К ночи заморосил дождь, поэтому желающий затянуть отбой в кои-то веки не было.

За день прошли 23 км за 6:10.

День 13. 17 августа 2003 г. Дежурные Кольчурина и Сибирев.

- Никак не пойму, в каком ботинке у меня вода теплее?

7-30 подъем дежурных, 9-20 общий. Пасмурно, +10 , временами идет дождь, сильный ветер. Битва дежурных с непогодой и капризными примусами вылилась в лишний час до завтрака.

11-00 - 11-50. По пр. б. р. Нюдя-Пырятане вышли под невысокий водораздел, повернули направо и перевалили к р. М. Кара. Здесь болотца чередуются с осыпями, иногда довольно обширными.

12-00 - 13-00. Продолжали двигаться по правому берегу, дошли до небольших водопадов, выше которых Кара растекается широко, но тем не менее, очень бурная. Перешли вброд ниже колена, течение очень быстрое, вода холодная даже по здешним меркам.

13-10 - 13-45. Кара вытекает из подледниковых озер. Между разливом и первым озером узкая скальная щель (10...12 м), забитая снежником, уклон до 20 . По сравнению с прошлым годом, снежник выглядит более толстым и не так изрезан трещинами, что позволило нам выйти на него почти сразу и вдоль правой скально-осыпной стенки подняться к озеру. Здесь под снег с шумом устремляется поток, все камни вокруг, независимо от уклона, живые. Пошли вдоль уреза воды, временами обходя поверху (по осыпям или снежникам) скальные выходы. Дошли примерно до середины 2 озера, откуда прекрасный вид на Карский ледник, перевал Ураганный и верш. 1149. Устроили перекус.

14-30 - 15-15. По крупной живой осыпи обошли сверху громадную скалу и вышли на снежник, под которым течет ручей с г. Хойдыпэ. Перейдя снежник, пошли траверсом с набором высоты на перевал. Осыпь здесь средняя, местами крупная, весьма живая, уклон до 30...35 . В целом сложность подъема соответствует 1Б. На перевале в туре обнаружили свою же прошлогоднюю записку, на обратной стороне которой значилось:

Группа туристов г. Москвы под руководством Костромина К.А. вышла на пер. Ураганный 6 апреля 2003 г. в 17-50 со стороны р. М. Кара. Дальнейшее направление движения к р. М. Уса. Погода хорошая, ветра нет. Удачи!

У нас погода тоже исправилась, дождь прекратился, на подходе к озерам облачность поредела и вскинулась выше окрестных вершин. Это подвигло нас попытаться подняться на 1149 сегодня с перевального седла, по визуально более сложному пути, а не завтра - с притоков М. Усы.

15-50 - 17-30. От перевала пошли на Ю-Ю-З траверсом гребня с быстрым набором высоты. Склон крупно- и среднеосыпной, довольно живой. Подъем приводит к гребню, расположенному с Ю-З на С-В, сложенному разрушенными скалами с небольшими полками, поросшими мхом. Здесь осыпи, в нашем понимании, нет совсем - только скалы. По небольшому (18...20 м, 50 , осыпается, 1 веревка) кулуару вышли через гребень на Ю - Ю-В склон горы. Забирая немного вправо, поднялись свободным лазаньем до поперечного гребня (с З на В), причудливо изрезанного глубокими щелями. Разведка показала, что дальше из-за глубоких расщелин по гребню двигаться невозможно, ЮЗ склон представляет высокий, почти вертикальный скальный сброс. Для безопасности, повесили через гребень веревку, организовали промежуточную точку страховки и перебрались на С-В склон. Попытка продвинуться по нему траверсом также ни к чему не привела, так как на пути попались огромные скальные "зеркала" с уклоном 40...60 . Пришлось вернуться чуть-чуть назад и траверсировать склон вниз, где зеркала заканчивались и просматривались какие-то полочки. По ним продвинулись метров 100 и начали подъем с уклоном 35...45 , местами свободным лазаньем по скалам, ориентируясь на хорошо видимую предвершину. Склон здесь был самый живой из пройденных за весь поход. Буквально каждый шаг сопровождался неприятным звуком улетавших в бездну ледникового кара камней. В одном, наиболее неприятном на вид, месте провесили 30 м перил через две петли. Пройдя склон, по некрутой (15...20 ), но не менее живой, осыпи поднялись на предвершинное плато. Отсюда по осыпному гребню дошли до скального венца горы. Нам показалось, что вершина над нами не является самой высокой, проверить это можно было только экспериментально. Гребень оттраверсировали по полочкам западного склона, здесь, в основном, голые скальные выходы, но встречаются и крутые ручейки очень живой осыпи. Средний уклон составлял 40...60 , протяженность траверса 200...300 м. На вершину поднимались по извилистой трещине с верхней страховкой (20...25 м, 50...60 , 1 веревка).

"Площадка" на вершине еле способна разместить 8 человек. С востока обрывается до самого Карского ледника почти вертикальная скала, где-то очень далеко внизу переходящая в крутые осыпи. На юг уходит, постепенно понижаясь, фантастически изувеченный скальный гребень. Спуск прямо на запад, по стене, вероятно, возможен, но в верхней части очень крут и обвалоопасен. Намеченный нами подъем с западного ребра вполне возможен, верхняя часть сверху просматривается хорошо, но гребень в ту сторону нисколько не проще. Тура на вершине не было, сложили свой и оставили там записку о первовосхождении.

Вершина не обманула наших ожиданий. Вероятно, здесь был лучший вид на окрестности за весь поход, да и само восхождение доставило немало удовольствия. За красоту в нашей группе к ней приросло название "Принцесса", и она того вполне заслуживает. По сравнению с ней, превосходящая ее по высоте Хойды-Пэ - просто скучная осыпная куча. Совокупную сложность подъема по нашему пути мы оцениваем в 2А, высота вершины по GPS соответствует нанесенной на карты.

17-45 - 19-05. Спустились по пути подъема на перевал.

19-25 - 19-45. Спустились с перевала к озеру в истоках пр. пр. р. М. Уса. Спуск сначала по крупной, затем по средней осыпи, сложность примерно 1А.

19-50 - 20-05. На удивление быстро нашли неподалеку от ручья не засыпанную курумником травянистую площадку, на которой поместились наши палатки. Поужинав, собрались спать, но внезапно с заката проглянуло солнышко и подсветило феерически розовым насыщенным светом низкие облака. Зрелище настолько разбудило срочно вылезавших из палаток ценителей эстетики, что фактический отбой состоялся только после окончания заката, в 23-40 при помощи мелкого дождичка.

За день прошли 11,8 км (в т. ч. 1,3 км в линейном радиальном выходе, учитываются в одну сторону) за 6:45.

День 14. 18 августа 2003 г. Дежурные Малышева и Кокшаров.

- У нас каждый вечер медицина катастроф какая-то.

- Нет, это не медицина катастроф, это катастрофа медицины…

7-30 подъем дежурных, 9-20 общий. Пасмурно, +10 , временами идет дождь, сильный ветер. После завтрака большая часть коллектива залезла в палатки "переодеться", и хлынул дождь. Через час руководитель в интересах меньшей части общества, дисциплинированной и уже насквозь промокшей, применил на поражение свой альпеншток, в дальнейшем именуемый "черенок руковода". Выражая недовольство упрямым копушничаньем, участники под угрозой сноса палаток все же согласились оказаться под рюкзаками.

10-50 - 11-43. Под дождем и в плотной облачности двигались в сторону М. Усы по наитию, переходя многочисленные глубоко врезанные в тундру ручьи. Наитие подвело всего на полтораста метров. Когда перешли последний перед Усой ручей, облачность приподнялась, открыв долину реки и красивый скальный выход слева по ходу. В стороне Ураганного все еще клубится плотная туча. При виде солнца общество повеселело и (кажется) согласилось, что действительно не стоило отсиживать в такой мокрой дыре в ожидании погоды.

11-55 - 12-45. Прошли через перегиб местности к М. Усе, направились в сторону устья руч. Перевальный. Дороги, обозначенной на карте, нет, движемся по заболоченной тундре, чередующейся с высокими (выше роста) тальниками, которые с переменным успехом пытаемся обходить.

13-00 - 13-30. Подошли к большому острову, обозначенному на карте. Перед ним на разливе присмотрели место, удобное для переправы. Переправились "стенкой" (30*0,7 м, течение быстрое), по двум узким отмелям, сходящимся под углом. Отмели оказались настолько узкие, что все на них не поместились - крайние углублялись почти по пояс. Заодно с отжиманием одежды и носков постановили сварить обед. Процесс готовки весьма оживил выброс двухметрового столба бензина из плохо завинченного примуса, к счастью, не зажженного.

15-15 - 16-00. Вдоль л.б. идет хорошая вездеходная дорога. Прошли по ней до удобного места для отворота в долину Перевального и углубились в тундру. Затем перешли на пр. б., чтобы сократить путь на повороте ручья. Отсюда прекрасный вид на профиль Принцессы.

16-15 - 17-00. Движемся по тундре, местами по осыпям, вдоль ручья. Дошли до поворота ручья от Ю-З к Ю-В.

17-15 - 17-45. Поставленную задачу - найти последнюю пригодную для стоянки площадку, как можно ближе к верховьям - оказалось очень непросто выполнить. За поворотом по обоим берегам начались осыпи, редкие зеленые пятачки завалены курумником. Пришлось даже немного вернуться назад и разгребать камни на полянке, чтобы поставить палатки.

Сегодня день рождения Ольги Малышевой. В честь этого события состряпали торт, вытащили подарки и сберегаемый с начала похода коньяк, сготовили обильный ужин и торжественно отпраздновали. Во время приготовлений хлынул проливной дождь, из-за чего пришлось натянуть тент. Дождь, конечно, тут же прекратился, хотя его отдаленные родственники то и дело появлялись из-за хребта и просились в гости. Им отказывали.

Отбой в 23-30.

За день прошли 16,8 км за 4:13.

День 15. 19 августа 2003 г. Дежурные Романова и Затонский.

- Хотел же мне дедушка дать немецкую каску с собой.

Трофейную. Железную. Крепкую…

7-30 подъем дежурных, 8-30 общий. Переменная облачность, тепло (+18 ), умеренный ветер.

10-15 - 11-05. По пр. б. прошли с километр, и пришлось спуститься к воде в небольшой каньон. Частично по воде, частично вдоль прижимов вышли на пологое расширение долины.

11-15 - 12-10. Перешли на правый берег, поднялись на плоские крупноосыпные полки, стараясь срезать уголок под озеро перед перевалом Авсюка.

12-25 - 12-40. Вышли к берегу озера и остановились, неприятно удивленные видом перевала. Вероятно, имеющийся в перечне перевалов среднегорья 1Б ("http://www.tag.spb.ru/mountains/class/mgctk/polural.html" rel="nofollow", 1.13), это перевал через верш. 1166 ("Морда игуаны"), причем в верхней части, насколько можно рассмотреть, придется двигаться по наклонным зеркальным плитам или между ними. Пер. Авсюка 2А (1.12 в перечне) проходит через среднюю часть скально-осыпного кара, начинается крутой мелкой осыпью, дальше просматриваются участки, проходимые не иначе как лазаньем. Вести группу на такой перевал сразу я не рискнул и направился в сопровождении клуба руководителей в разведку. Даже подойти к перевалу через несколько средне- и мелкоосыпных крутых моренных валов оказалось не очень просто, потому что все здесь шуршит и оползает под ногами. Подумав, наметили путь подъема и решили сначала попробовать без рюкзаков. Сначала по плывущей осыпи, затем по скалам поднялись примерно до середины подъема, и тут из-за перевала вывалилась туча и начался дождь. Соблюдая все меры предосторожности, спустились под ливнем по ставшему еще более живым склону, вернулись к рюкзакам и уже изрядно подмерзшим туристам. В 14-20 объявил перекус, надеясь, что может развиднеется. Но дождь перестал, а вот тучи по-прежнему закрывали и перевал, и "Игуану". Лезть в таких условиях на незнакомый перевал 2А я посчитал небезопасным и распорядился начать движение в сторону пер. Неожиданный.

15-10 - 15-50. От озера спустились траверсом борта долины до воды и пошли по осыпям правого берега. "Игуана" и перевал по-прежнему наглухо закрыты, временами моросит мелкий дождь.

16-00 - 16-15. Вышли на пер. Неожиданный (814 м по GPS). Подъем проходит по некрутой средней осыпи, местами попадаются невысокие (2…4 м) крупоосыпные уступы. Сложность подъема н/к…1А. Сняли записку:

Группа туристов п. Ис Свердловской области, совершая пеший поход 4 к.с., поднялась на пер. Неожиданный в 15 ч 40 мин 30.07.03. Идем на оз. Хадата. Сняли записку туристов из Вологодской области от 12.08.02. Руководитель Ахтямов Филсон Хакимович. 624238, Свердловская обл., Нижнетурьинский р-н, п. Ис, ул. Молодежная, 9-10.

16-35 - 17-05. Начали спуск с перевала по некрутой осыпи. За ней оказался снежник с уклоном сначала порядка 10…15 , затем уклон резко возрастает до 25…30 . Спускались сначала правым по ходу бортом, затем по пологой части оттраверсировали влево и спустились вдоль обрамляющих скал. Возможно, спуск справа был бы проще, потому что там снеговой язык короче и быстрее переходит в осыпи.

17-11 - 17-50. Продолжали спуск по зеленкам, чередующимся со скальными выходами. Ручей образует множество водопадов, слева и справа впадают другие ручьи, также обрывающиеся высокими водопадами: некоторые значительно больше десяти метров высотой.

18-00 - 18-55. Перешли на правый берег ручья, долго фотографировали его, потом спустились по зеленкам и осыпям к воде. Здесь справа впадает ручей Бурный, дальше есть смысл двигаться в каньоне около уреза воды, потому что склоны долины крутые и для прохождения неудобные.

19-05 - 19-40. Прошли каньон и оказались на широкой долине перед оз. М. Хадытаюганлор. Взяли немного вправо до берега руч. Авсюка, образующего здесь множество рукавов. Над нами светит солнце, но над Неприступным по-прежнему клубятся тучи, и перевал Авсюка все еще закрыт.

На завтра решили устроить дневку, если не будет погоды для восхождения. Ужинали в 21-30, отбились в 24-00.

За день прошли 14,9 км за 5:35.

День 16, дневка. 20 августа 2003 г. Дежурные Давыдова и Гашев.

- Ну что, пообедали? Можно и ужин готовить!

11-00 подъем дежурных, 12-30 завтрак. Облачно, прохладно (+12 ), ветра нет.

Пока собирались грибы и жарились оладушки (съеденные на ленче в 17 часов), инициативная группа выдвинулась на осмотр г. Обручева. В редких разрывах удалось разглядеть нижнюю часть подъема от лед. Обручева. Ничего похожего на 2А там не обнаружилось - высокая, почти отвесная скальная стена с нечастыми трещинами. Нашей квалификации на оценку ее сложности явно не хватило. Поев оладьи, клуб руководителей посовещался, а руководитель принял решение завтра восходить на другую вершину, но соответствующую заявленной сложности.

Ужинали в 21 час. К этому времени погода прояснилась, над Хадатинским массивом закатным солнцем красиво высветило облака.

День 17. 21 августа 2003 г. Дежурные Князев и Гагарин.

- Ты б вымыл свои ботинки. Я вот вымыла, знаешь, сколько грязи вышло!

- Так твои и постарше на несколько лет, наверное…

7-30 подъем дежурных, 8-30 общий. Ясно, отдельные облака, тепло (+18 ), умеренный ветер.

10-45 - 11-45. Поднялись вверх по руч. Авсюка, сначала по пр. б., затем перешли на л.б. Двигались по тундре с участками березки, затем по осыпям. Слева красивый высокий скальный гребень, прямо открылся ледник Шумского.

12-15 - 12-55. Поднялись через высокие осыпные террасы на северный борт кара лед. Шумского и прошли по нему под седло перевала, затем траверсом с набором высоты поднялись на седло. Осыпь крупная, довольно живая, уклон 20…35 . Высота перевала по GPS (840 м) не соответствует указанной в перечне (№ 1.13, 1150 м)! Сложность подъема, без сомнений, 1Б. Тура нет, сложили свой, оставили записку. Побродили вокруг, сомневаясь, на тот ли перевал мы попали, но в результате разведки не обнаружили никакого другого седла с руч. Авсюка на истоки руч. Чаншор.

13-30 - 14-20. Поднялись по С-В ребру, примыкающему к гребню ледникового кара, до расщелины между Ю-В и З гребнями. Преодолев ее, траверсом с набором высоты прошли до широкого (8…12 м) лотка и, соблюдая меры предосторожности против постоянно съезжающих камней, вдоль скал его правого борта - до предвершинного плато. Через небольшой снежник и по средней плотной осыпи подошли к вершинному взлету восточной вершины, сложенному крупной живой осыпью с участками скал. Поднялись на вершину с самостраховкой. Высота вершины по GPS 1137 м, сложность подъема по нашему пути 1Б. В туре записки не обнаружили, оставили свою. На площадке рядом с вершиной перекусили, любуясь прекрасными видами во все стороны - вплоть до поселка Хальмер-Ю, еле заметного на горизонте.

15-05 - 17-00. Спустились метров на 50 ниже, под основания зубцов, и начали траверсировать северный склон гребня в сторону самого высокого пика. Надо отметить, что с 1137 неочевидно, какая из 8 вершин наиболее высокая. Для точного выяснения наиболее инициативные участники поднялись на 5 из 8 вершин, каждый раз оглашая окрестности радостным воплем: "Не эта! Наверное, следующая!".Траверс проходил по узким полочкам крутого (40…60 ) склона, состоящего из разрушенных и монолитных скал. Двигались фактически двумя группами в пределах взаимной видимости, каждая со своей веревкой, провешивая перила по мере необходимости (1 группа - 3 раза, в т.ч. на одну из "не тех" вершин, вторая - 4 раза). Склон очень обвалоопасен, так как практически все камни и осколки скал лежат одиночно, а не в составе осыпей, и легко соскальзывают. Сняли записку, написанную карандашом, где смогли разобрать только:

11.04.90 г. группа туристов из г. Рязани (РГТК), совершая путешествие 5й <…> вершину "Полярная Манарага" <…>

17-10 - 20-00. Спускались с вершины в сторону оз. Обручева (на Ю-З). Спуск проходит по череде каньонов между гребнями, крутым (до 40…50 в среднем) и обвалоопасным, встречаются настоящие осыпные "ручьи", начинающие грохотать в лотке от легкого прикосновения. Такие участки "прочищали" и пересекали по кратчайшему пути. Дважды вешали веревку, один раз в лотке, другой - при спуске с высокого балкона. Обычным живым осыпям на склоне над озером были рады, как родным.

20-30 Вышли на берег оз. Обручева.

20-50 - 22-45. Пришли в лагерь. Путь проходит сначала по берегу озера, затем вдоль ручья от лед. Обручева (русло перекрыто красивыми снежниками), затем по тундре и болотистым участкам в долине руч. Обручева. На моренных валах в истоках ручья разрушенная база (вероятно, гляциологов), обломков досок достаточно, чтобы
жить неделю. В лагерь вернулись в полной темноте, под моросящим дождичком.

Отбой в 0-20.

За день прошли 18,7 км в кольцевом радиальном выходе за 12 часов.

День 18. 22 августа 2003 г. Дежурные Кольчурина и Сибирев.

- Ну что, пообедали, а сейчас - тихий час?

- Ага, тебя вперед выпустим, а сами вздремнем часок-другой, все равно потом обгоним…

8-30 подъем дежурных, 10-00 общий. Ясно, тепло (+15 ), слабый ветер.

12-00 - 12-45. Вышли на вездеходный след, идущий вдоль "выпуклого" берега Хадытаюганлор, прошли устья ручьев Шумского и Авсюка. Здесь дорога раздваивается: одна поднимается вверх на осыпи (и, по прошлогодним исследованиям, теряется), другая, и мы вместе с ней, идет понизу, вдоль берега.

13-00 - 13-40. Через некоторое время колея отходит от берега, который становится болотистым, и поднимается на террасы.

13-55 - 14-50. Время от времени падая в наиболее привлекательные (не во все подряд!) россыпи морошки, шикши и голубики, продолжали двигаться почти до большого болота, охватывающего южный берез оз. М. Хадытаюганлор. Перекусили.

15-50 - 16-40. Не без некоторых колебаний, следуя колее, вошли в болото. В прошлом году пришлось обходить его значительно западнее, через небольшое возвышение ("болотный мыс"), но в этом году значительно суше, и мы рискнули срезать по болоту уголок. Оказалось очень мокро, грязно и, местами, даже топко, но проходимо. Из-за убежавших вперед "коней" всей группе пришлось тащиться пару лишних километров по болоту вместо того, чтобы вовремя переметнуться на восточный берег долины, где это было возможно. Разгорелось недовольство, коней слегка приструнили.

16-50 - 17-40. Выбрались на левый борт и пошли по березке и осыпям, попутно собирая огромные и на удивление не червивые грибы.

18-00 - 18-40. Как обычно, поставили себе задачу найти последнюю вверх по течению годную стоянку на ручье Изъяшор. С задачей справились с трудом. Перейдя ручей вброд по камням, обнаружили полное отсутствие стоянок: кочкарник, заросли березки, россыпи камней в траве. Стоянку пришлось не столько искать, сколько творить.

Ужинали в 20-30, отбились в 23-00.

За день прошли 19,7 км за 4:40.

День 19. 23 августа 2003 г. Дежурные Малышева и Кокшаров.

- Может, пройдем покороче и покруче?

- Нет, нам бы по вездеходке!..

7-30 подъем дежурных, 8-30 общий. Ясно, прохладно (+10 ), слабый ветер.

10-35 - 11-25. По л.б. Изъяшора прошли по тундре и обширным зарослям березки и тальника до поворота в каньон.

11-35 - 11-45. За поворотом ждал приятный сюрприз: 40-метровый водопад, не нанесенный на карту. Мы долго под ним фотографировались.

12-00 - 12-40. Поднялись по крутой осыпи левого берега, некоторое время траверсировали склон (уклон 15…25 ), потом решили, что вдоль воды будет проще, и спустились по осыпному языку в каньон. Местами он перекрыт снеговыми мостами, попадаются красивые скальные выходы, не без труда обходимые по шумной воде. Прошли несколько небольших (1…5 м) водопадов.

12-50 - 13-40. Каньон закончился, борта долины стали чисто осыпными, без скал, долина расширилась. Остановились на перекус около фантастического снежника.

14-40 - 15-20. Клуб руководителей отправился на экскурсию на край кара ледника ИГАН. Зрелище взглядом неохватное, под скально-осыпными сбросами на все 180 распростерся бело-изумрудный лед. За долиной Б.Усы видны красивые скальные стенки в истоках Немуръегана.

15-25 - 15-45. Поднялись на последний в походе перевал мимо останков разрушенной базы по некрутой мелкой осыпи. Тура на перевале нет, сложили свой, оставили записку. Высота перевала 826 м (по GPS), сложность подъема н/к, хотя сложность прохождения каньона ручья Изъяшор и обхода многочисленных водопадов, пожалуй, выше.

16-05 - 17-00. Спустились с перевала по длинному некрутому снежнику, дальше по осыпи вдоль л.б. набирающего силу ручья, пр. притока р. Б. Уса. За поворотом ручья обнаружился грандиозный каньон (также не обозначенный на карте), через который пошла большая часть группы. Остальные нашли путь обхода по осыпям и зеленкам поверху, вдоль л.б. ручья. Каньон заканчивается неподалеку от обширных пойм пр. б. р. Б. Уса.

17-15 - 18-05. Продвинулись немного вдоль правого берега, решили, что левый привлекательнее, и путь по нему короче. В 17-45 перешли в удобном месте Б. Усу по колено (20 * 0.6 м) и пошли по слабо заметной ворге.

18-15 - 19-00. Дошли до пустошей перед руч. Перевальный (л. пр.), остановились на ночлег на холме около берега реки, которая здесь разбегается множеством рукавов.

Ужинали в 21-30, отбой в 23-00.

За день прошли 19,6 км за 5:50.

День 20. 24 августа 2003 г. Дежурные Романова и Затонский.

- Командир, мы обычно насколько бодяжим, ну, до какого положения?

- Обычно? До горизонтального!..

7-30 подъем дежурных, 8-45 общий. Ясно, тепло (+20 ), слабый ветер.

10-25 - 11-05. Прошли руч. Перевальный, поднялись на высокий берег, под которым шумят красивые пороги. Основная часть группы решила удовлетвориться воспоминаниями прошлого года и прошла мимо, но наиболее ретивые фотографы остановились для съемки, чем заставили остальных долго себя ждать.

11-40 - 12-20. В широкой травянистой пойме началась вездеходная колея, сначала слабая. Поднявшись по ней на небольшое возвышение, увидели близ устья ручья, следующего за Перевальным, чум. Зашли в гости. Это оказались наши знакомые с прошлого года, семья Терентьевых из Салехарда - они в 2002 г. стояли невдалеке отсюда и приходили к нам в гости. Пообщались, обменяли последний спирт на 4 кг мяса. Манси подтвердили услышанное нами раньше о том, что уехать с Бованенковской трассы сложно, и сказали, что отсюда до Полярного примерно 60 км.

12-45 - 13-30. От чума идет торная вездеходная дорога, по которой к манси ездит совхозный вездеход. По этой дороге подошли к водоразделу на Б. Пайпудыну. Стало жарко, +25 .

13-45 - 14-10. Перевалили водораздел, спустились по дороге к залитой грязью перемычке между двумя озерами, из которых вытекает правый исток Б. Пайпудыны. Остановились на перекус. Наиболее отважные девушки заодно и поплескались в озере.

15-05 - 16-00. Дорога от озер берет вправо, забираясь высоко на западный борт долины реки. Сначала она совпадает с обозначенной на карте, затем отклоняется еще правее, ближе к горам.

16-10 - 17-05. К концу перехода увидели далеко на левом борту долины точечку вездехода, ползущего по дороге Харбей - Полярный. Тот факт, что тут в это время вообще что-то ездит, нас обрадовал, так как появилась надежда словить попутный транспорт вместо того, чтобы идти по дороге ногами.

17-18 - 18-08. Дошли до озера Рыбного. По дороге собрали массу грибов, огромных и не червивых.

18-20 - 18-35. Перешли протоку из оз. Большого и нашли удобное место для стоянки со следами костра в обширном углублении высокого берега. Вокруг много березки. Остановились на ночлег.

В 21-30, после небольшого дождя, состоялся грандиозный ужин - картофельное пюре с олениной (готовилась отдельно, в соусе) и грибами (тушились отдельно). По окончании от костра было так сложно отойти, что трапеза плавно перешла через чаепитие в песнопения. Пению помешал вездеход, откуда ни возьмись появившийся со стороны Полярного. Он вез группу на Б. Усу и, на наше счастье, слегка заблудился. Мы указали дорогу и договорились, что на обратном пути он проедет через нас. По такому случаю распорядок дня был срочно задвинут, и до 2 часов ночи происходило разнообразное приятное времяпровождение.

В 2-00 пришел вездеход. В кабине обнаружился тот самый Степан Иванович, который двадцать дней назад не согласился везти 13 человек на Хадату. Теперь нас было 10, рюкзаки подъедены... сговорились за 2000 рублей. С 2-40 до 3-30 блуждали на вездеходе по окрестностям, пытались попасть на Харбейскую дорогу, но чуть было не забрались на Есто-То. В 5-15 вездеход остановился у хорошо знакомой пилорамы, от которой начинался наш маршрут.

За день прошли 23,6 км за 5:25.

25 августа 2003 г.

Сварили поесть, подремали, дождались открытия магазинов и конторы. Сходили к камнерезной мастерской (находится справа при въезде в поселок с севера). На "помойке" под ее стенами подобрали немало красивых (с нашей точки зрения) камней. В конторе отметили командировку и маршрутку, в магазин отправили завхоза и много носильщиков, так как яма желудка у некоторых участников прогрессировала. В неспешной беседе с подошедшим на рабочее место Степаном Ивановичем вдруг выяснили, что с 1 августа расписание сменилось, и поезд 119 Лабытнанги - Москва будет не в 11-50, а в 11-05. Неспешно бредущие из магазина провиантмейстеры появились на горизонте одновременно с поездом. К нему бежали бегом, подбадриваемые гудками мотовоза. На удивление легко договорились с проводником о проезде до Инты без билетов, в купейном вагоне по цене плацкартного (220 рублей с человека).

В Инту прибыли в 17-20. Принеся некоторую прибыль окрестным магазинам, в 20-12 уже загрузились в поезд 283 Воркута - Новороссийск в плацкартный вагон до Кирова (546-10 с человека). Время ожидания составило, таким образом, менее 3 часов.

26 августа 2003 г.

Прибыли в Киров в 21-27. Билетов, как всегда, нет. Только собрались терпеливо ждать электрички до Балезино (отправлением в 02-50), как подслушали, что вот-вот пойдет какой-то дополнительный поезд, которого нет ни в одном расписании. Отстояв второй хвост (кассир наивно удивилась, почему не подошли без очереди), в 22-30 взяли билеты, а в 22-48 погрузились в пустой плацкартный вагон поезда 446 Нижний Новгород - Екатеринбург (по 226-40 с человека). Время ожидания составило менее полутора часов.

27 августа 2003 г.

Прибыли в Пермь в 08-40 по местному времени, установив, вероятно, рекорд по скорости выброски из пос. Полярный: вся дорога заняла 45? часа, в том числе, менее 5 часов ожидания. Добрались до автовокзала, купили билеты не на ближайший, а на "железовский" автобус по 142-60, поскольку в нем есть видеомагнитофон, по которому все, похоже, соскучились. В 16-30 прибыли в Березники.

Потенциально опасные участки на маршруте

р. М. Щучья, переправа. При высокой воде необходима переправа "стенкой" через очень широкое русло.

в. 1079 в хр. Оче-Нырд. На подходах и при восхождении постоянная опасность схода камней, обязательны каски. При прохождении участков разрушенных скал необходима страховка.

пер. 821 между оз. Круглое и руч. Долгушина. Осыпеопасный склон в "лотке" между скальных гребней. Левый гребень слишком разрушен, чтобы служить опорой.

Подъем на плато г. Лядгей. Крупная и живая осыпь, необходимы каски.

Спуск с г. Лядгей по южному склону. Сложен мелкой и средней "плывущей" осыпью, необходимы каски, двигаться змейкой со сбором группы при повороте.

г. Хуута-Саурей. Последний участок взлета (426 м по высоте между плато и вершиной, вблизи карового гребня) сложен очень крутой живой осыпью.

Спуск с террас над пр. б. руч. Сангарэйтасё. Средняя живая осыпь, довольно крутая, перемежается с распластанными кустиками, еще осложняющими движение.

Каньон на пр. пр. р. Пырятане. Протяженный (ок. 1 км) каньон, чередуются снежные мосты, крутые береговые осыпи, скальные выходы, вынуждающие двигаться по камням в воде.

Подъем на пер. 617 м от Нензаяхи на Гераусваю. Очень крутой склон, сложенный живой средней осыпью. Необходимы каски. Многие камни сходят от легкого прикосновения.

Подъем по снежному мосту к озерам в истоках М. Кары. В зависимости от погоды лета, существует опасность провалиться либо, обходя ненадежные участки моста, съехать вместе с частью склона, крутого, крупноосыпного и живого.

Подъем на пер. Ураганный со стороны М. Кары. Осыпь крутая и живая, необходимы каски.

Восточный склон верш. 1149. Осыпе- и обвалоопасен. Склон очень живой, камни сходят постоянно. Двигаться траверсом с постепенным набором высоты, исключая прохождение участников друг под другом. На некоторых участках необходимы перила, при провеске проверять надежность камней, за которые крепятся петли.

Скальный выход на верш. 1149. Изрезан трещинами (1…5 м шириной), заполненными "ручьями" мелкой и средней обвалоопасной осыпи. Съезжает по всей ширине трещины. Встречаются довольно большие камни, выкрашивающиеся под рукой из скальной стенки.

Переправа через р. М. Уса в районе руч. Перевальный. При высокой воде сложно найти достаточно мелкое место, все рукава прорезаны глубоко.

Пер. Авсюка. Морены на подходе от озера к перевалу крутые и осыпеопасные, плывут под ногами. Подъем на перевал изобилует одиночными камнями, слабо лежащими на скальном основании. Обязательны каски, на скальных участках - страховка.

Снежник на спуске с пер. Неожиданный. Спускаться вдоль левого (по ходу) скально-осыпного склона. Уклон снежника неожиданно и значительно возрастает, между снегом и осыпью тепловая щель, не позволяющая использовать скалы как опору.

Пер. Шумского. Сложен живой осыпью, направление движения на седло не очевидно и в средней части подъема не просматривается. Обязательны каски.

Подъем на верш. 1137. По пути встречаются участки разрушенных скал (обязательны каски) и широкий лоток, заполненный мелкой живой осыпью.

Траверс между верш. 1137 и 1164. Узкие, внезапно заканчивающиеся полочки, разрушенные и монолитные скалы. Местами необходима страховка (перила). При подвеске петель предварительно убедиться в прочности опорного камня. Уклон склона часто исключает возможность самозадержания при срыве!

Спуск с верш. 1164. Проходит через несколько скальных гребней, разделенных скально-осыпными участками. Встречаются мелкоосыпные "ручьи", съезжающие по всей ширине. Местами (на спуске с балконов) требуется веревка в качестве опоры.

Болото в верховьях р. Хадата, южнее оз. М. Хадытаюганлор. Топкое болото, обходить западным бортом долины.

Обход водопада на руч. Изъяшор. Травянисто-осыпной склон, в котором очень плохо держатся камни, дальше крупная и живая осыпь.

Перечень наиболее интересных объектов маршрута

Стоянки семьи Вененго (водораздел между Воргашором и Нгодаяхой)
Озеро Б. Щучье
Истоки р. Нензаяха
Каньон на р. Гераусваю
оз. М. Щучье
Истоки р. М. Кара, Карские озера и ледник, пер. Ураганный.
в. 1149.
пер. Авсюка
Верховья руч. Неожиданный и руч. Бурный (множество водопадов).
оз. Б. и М. Хадытаюганлор
Пер. и ледник Шумского
Вершины 1137 и 1164.
Вершина и ледник Обручева
Водопад и каньон на руч. Изъяшор.
Каньон на пр. пр. р. Б. Уса.
Стоянки семьи Терентьевых на р. Б. Уса

Оценка сложности похода

Для расчета пеших и пеше-водных походов (питание, снаряжение, маршрут и т.д.) разработана свободно распространяемая программа, размещенная на сайте "http://zxenon.narod.ru" rel="nofollow". Она использовалась как при подготовке похода, так и при оценке его сложности. Результат оценки приведен ниже.

Программа ~ПОХОД~ 0.1 (С) Затонский А.В., 2001 г.
Оценка сложности похода Полярный Урал, 2003
Основание для оценки: фактически пройденный маршрут
Пробная категория сложности: пятая
Подробная нитка маршрута:
пос. Полярный (ст. 110 км) - р. Хадата - р. Нгода-Яха - оз. Б. Щучье - р. Мядыяха - г. Борзова (1А,1037) - р. Б.Кара - р. Лымбатояха - оз. Круглое - пер. б/н (1Б, 721) - в. 1079 (2А) - пер. б/н (1Б-2А, 821) - руч. Долгушина - оз. Очеты - оз. Сидяямбто - г. Лядгей (1Б,1166) - лед. Алешкова - руч. Каньонный - пер. б/н (н/к, 586) - р. Нярмаха - г. Хуута-Саурей (1Б,1240) - р. Нярматотане - пер. б/н (н/к, 610) - руч. Сангарэйтасё - р. Пырятане - р. Нензаяха - пер. б/н (1А, 677) - р. Гераусваю - пер. б/н (н/к,482) - руч. Нюдя-Пырятане - р. М.Кара - пер. Ураганный (1Б, 736) - в. 1149(2А, п/п) - р. М.Уса - руч. Перевальный - пер. Неожиданный (1А, 814) - руч. Авсюка - пер. Шумского (1Б, 840) - в. 1137 (1Б) - траверс до в. 1164 (2А) - оз. Обручева - оз. М. Хадытаюганлор - руч. Изъяшор - пер. б/н (н/к,826) - р. Б.Уса - р. Б. Пайпудына - пос. Полярный.
Район похода Полярный Урал, географический показатель Г = 12
Перепад высот на маршруте 16,92 км
Коэффициент автономности А = 1.0, коэффициент перепада высот К = 1+16,92/12 = 2.41

1. Оценка по общим требованиям
Протяженность маршрута 334 км соответствует минимально
установленной для 5П к.сл. (250 км)
*** Внимание! Протяженность похода превышает минимально установленную
*** для походов 6П к.сл.: рекомендуетсяуменьшить протяженность похода
Количество ходовых дней 20 соответствует минимально
установленной для 5П к.сл. (16 дней)

2. Локальные препятствия Кол-во В зачет Баллы В зачет

Лед 1А 0.5 0.5 0.3
ИТОГО Лед 3.1 3.1

ИТОГО ЗА ПРОТЯЖЕННЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ 124.6

*** Внимание! Сумма баллов за протяженные препятствия превышает максимально допустимое для походов
*** 5 к. сл. значение 110! Рекомендуется уменьшить количество протяженных препятствий!
В Т.Ч. В ЗАЧЕТ 68.6
В ЗАЧЕТ ДЛЯ ПОХОДОВ 5 К. СЛ 80.0
УЧИТЫВАЕТСЯ ПРИ ОЦЕНКЕ СЛОЖНОСТИ ПП = 68.6

4. Количество баллов за маршрут КС = ЛП + ПП + (Г * А * К)
КС = 55 + 68.6 + (12 * 1.00 * 2.41) = 152.57
Интервал баллов для походов 5 к. cл. от 135 до 184
Маршрут соответствует заявленной к. сл. по числу баллов

5. Результирующая оценка
Километраж соответствует заявленной категории сложности
Кол-во дней соответствует заявленной категории сложности
Кол-во баллов соответствует заявленной категории сложности
Маршрут соответствует категории сложности: пятая

Высотный график маршрута

Паспорта препятствий, пройденных впервые

Паспорт маршрута восхождения на в. 1149 2A к.с., по западной части северного ребра

Район Хребет, координаты Название Высота (м) Категория трудности.
Полярный Урал над лед. Карский, N67'48.731. E066'00.201 б/н ("Принцесса") 1149 2А 2А 2А

1. Местонахождение на хребте - находится над западной стенкой кара ледника Карский (исток р. М. Кара) является высшей точкой каровой стенки.

2. Кем названа, что означает название - названия не имеет. Рабочее название, принятое в нашей группе,- "Принцесса".

3. Сведения о прохождении данного маршрута - информация о восхождениях на эту вершину раньше нас отсутствует. Тур на вершине не обнаружен.

4. Печатный источник сведений - данный отчет о пешеходном походе, автор Затонский Андрей Владимирович, отчет хранится в библиотеке Пермской областной МКК, в библиотеке ЦМКК, и у автора по адресу: 618400, Пермская обл., г. Березники, ул. Свободы 51-38.

5. Количественные характеристики.

самостраховкой
Частота прохождения
5 2 3 4 Совершено первовосхождение

6. Условия при которых изменяется категории трудности - изменяется в пределах к.т. 2А при обледенении камней летом или в межсезонье. Зимой там образуется плотный фирн, движение как по ребру, так и по склону возможно только в кошках, на некоторых участках нужна попеременная страховка через ледоруб.

7. Описание прохождения, рельеф по участкам пути, протяженность, крутизна и время прохождения участков.

Участок 1. Подъем от оз. Карское на пер. Ураганный (736 м) по осыпи (средняя, местами крупная, живая) 1Б к.с. (1000 м - 45 минут).

Участок 2. Подъем с перевала по западному склону северного ребра вершины в направлении хорошо заметных жандармов, осыпь 1Б - 2А к.с., с выходами разрушенных скал. Необходимо маневрирование между выходами малоразрушенных отвесных и высоких скал, во избежание камнепадов и сложных участков, где возможен срыв (300 - 350 м - 30 минут).

Участок 3. Проход через кулуар (1 веревка) и далее по гребню, сложенному разрушенными скалами, чередующимися с небольшими поросшими мхом полками. "Перевал" через острый гребень на С-В склон (необходима страховка). Спуск на 30…50 метров по высоте на некоторое выполаживание склона под скальные сбросы по осыпи 1Б -2А с выходами скал, проходятся лазаньем со взаимной и самостраховкой. (200 - 250 м, 20 минут).

Участок 4. Траверс с набором высоты С-В склона по очень живой крупной осыпи (1Б - 2А), местами через участки скал (необходимы перила). Склон очень осыпеопасен! (250 - 300 м, 35 минут)

Участок 5. Подход по широкому гребню (наклонному плато), сложенному крупной плотной осыпью (1А), под скальный венец горы (100 м, 5 минут).

Участок 6. Траверс с набором высоты скального гребня по полочкам западного склона под верш. 1149 и подъем на вершину по извилистой трещине с верхней страховкой (200 - 250 м, 45 минут).

8. Требования к организации движения и страховки.

Движение по осыпям в наших условиях восхождения - одновременное, без связок. В кулуарах (участки 2 и 6) движение по одному с верхней страховкой и использованием веревки в качестве точки опоры. На гребне и С-В склоне (участки 3 и 4) с провеской перил по наиболее сложным местам.

9. Возможные опасности и меры безопасности.

Камнепад - во избежание не двигаться друг под другом, не спускать камни. В кулуарах двигаться по одному, располагая часть группы внизу под защитой скальных выступов от неизбежно спускаемых камней.

Срыв - во избежание его при движении по скальным выходам организуется страховка (перила).

Низкая облачность - чтобы не заблудиться при спуске и не выйти на многочисленные гребневые провалы необходимо тщательно запоминать маршрут и изменение направления движения с помощью компаса, а лучше по спутниковому навигатору.

Ураганный ветер и внезапная непогода - при невозможности спуска в таких условиях необходимо их пережидать, для этого на восхождение нужно брать запас еды, питья и теплой и непромокаемой одежды.

10. Рекомендуемое специальное снаряжение на группу.

Желательно иметь каждому горные ботинки, фонарики на них, систему, ус, два карабина и спусковое устройство.

На группу необходимо иметь основную веревку (40 м), желательно жумар для ускорения подъемов по кулуарам.

11. Возможные и рекомендуемые места ночлега.

Единственное место, где возможна хоть какая-то организация ночлега - начало участка 5, на крупной пологой осыпи вблизи крупного жандарма. Ночлег также возможен на пер. Ураганный, но с него можно спуститься в сторону р. М. Уса при любой погоде.

12. Информация о ЧП и аварийных ситуациях. Отсутствует.

13. ФИО автора описания. Затонский Андрей Владимирович.

Дополнительные сведения о походе

Продуктовое обеспечение

При составлении раскладки на этот поход было принято решение минимизировать вес, так как предстояло обеспечить 21 день питания. Вместо традиционной тушенки было изготовлено вываренное в жиру мясо по следующему рецепту: постная говядина режется на кубики со стороной 10…15 мм и варится в немного подсоленом кулинарном жире 5…6 часов. Расфасовывается в одноразовые контейнеры (кюветы с крышкой). Несмотря на продолжительное хранение на жаре, никаких признаков порчи его мы не наблюдали.

Раскладка в 630 граммов на человека в день не является достаточной. Для компенсации с собой был взят спирт из расчета 40 мл на человека в день. Это позволило не только поднять калорийность раскладки, но и снимать по вечерам неизбежно накапливающееся в длительном походе напряжение. Спирт также меняли на мясо в чумах. Попытка разнообразить рацион рыбой полностью провалилась по причине неумения ее ловить и из-за отсутствия желания после тяжелого ходового дня махать до полуночи удочкой. Приятным довеском к раскладке были грибы, которых в этом году оказалось очень много. В целом, раскладка участникам понравилась, но некоторый недостаток продуктов ощущался, особенно к концу похода. Общая схема раскладки была принята следующая:

Таблица (формат RTF, 138 КБ)

Дополнительно к указанному в фонде завхоза были взяты в небольших количествах мука, приправы, сухие соки и сюрпризные продукты.

Такая раскладка обеспечила при стоимости продуктов (с учетом заезда и отъезда) порядка 1200 рублей на человека полноценное и разнообразное питание по схеме:

утром - молочная каша.

обед - суп с тушенкой.

перекус - сало (или варено-копченая колбаса в начале похода), печенье или халва, растворимый сок. Перекус делали, если не было возможности быстро вскипятить воду для супа или не позволяло время.

ужин - каша (рожки, пюре) с тушенкой.

на день выдавались карамельки "в карман".

Перечень общего и специального группового снаряжения

Название Количество Вес, кг
Спирт 9 л 8

Перечень личного снаряжения

Снаряжение для хода:

рюкзак объемом 90...100 л для мужчин и не менее 70 л для женщин с удобной системой подвески и хорошим поясным ремнем;
гермомешок новый, плотного (не "помоечного") полиэтилена на весь объем рюкзака или отдельно на верхнюю и нижнюю часть ("топку");
ботинки туристические;
носки шерстяные, не менее 3 пар;
носки х/б - не менее 2 пар только для хода;
носки капроновые - одевать поверх шерстяных, чтобы не протирались;
штормовка или водоотталкивающий костюм;
брюки синтетические, брезентовые и т.п. (или от костюма);
свитер - отдельный для хода, всего не менее 2 (см. ниже);
штаны шерстяные: тонкие - отдельно для хода, всего не менее 2 (см. ниже);
перчатки нитяные плотные не менее 2 пар;
рукавицы рабочие;
футболка с длинным рукавом - отдельно для хода;
шапочка шерстяная;
качественный накомарник;
лыжная палка алюминиевая или альпеншток;
два репшнура;
два карабина;
лепесток или восьмерка;
обвязка;
каска;
очки солнцезащитные стеклянные в прочной очечнице.

Снаряжение для бивака и сна:

пуховка, или жилет, или флиска, или другая теплая одежда;
свитер;
футболка, рубашка;
штаны шерстяные;
носки шерстяные;
носки х/б;
водоотталкивающая накидка;
"вторая" обувь: кроссовки, легкие низенькие резиновые сапоги и т.п.;
кружка, ложка, миска, нож.;
средства личной гигиены;
снаряжение "на выход": верхняя и нижняя одежда, которую предполагается надеть в поезд на обратную дорогу.
Прочее снаряжение:
белье;
паспорт и медицинский полис;
шляпа, панама, бандана...
рукавицы теплые;
личная аптечка, включая средства для самостоятельной борьбы с потертостями ног;
коврик ("пена");
подзадник;
гермоупаковка;
для курящих - достаточное количество курева.

Общий вес личного снаряжения в рюкзаке (то есть кроме ботинок, ходовой одежды и самого рюкзака) не должен был превышать 7...8 кг для мужчин и 8...9 кг для женщин, а также оставлять достаточный объем рюкзака для размещения всего выделенного общественного снаряжения и продуктов.

Ремонтный набор

Плоскогубцы
Надфили плоские и треугольные
Ножницы большие
Проволока стальная и медная, тонкая
Гвозди 40 и 100 мм
Брусок точильный
Шило
Наждачная бумага
Клей водостойкий "Момент"
Пуговицы, шнурки, кусочки ткани в ассортименте
Нитки черные, белые, хаки, капроновые
Иголки, булавки
Пачка безопасных лезвий
Скотч (3 катушки)
Комплект для заклейки резиновых изделий (автомобильный)

Аптечка

Перевязочные материалы
Бинт стерильный 5...7 (3 шт)
Бинт стерильный 10...14 (3 шт)
Бинт нестерильный 5...7 (3 шт)
Бинт нестерильный 10...14 (3 шт)
Вата (2*50 гр)
Бинт эластичный (5 м)
Лейкопластырь 3 см *50 м (2 шт)
Лейкопластырь бактерицидный большой (4 шт)
Лейкопластырь бактерицидный малый (8 шт)
Жгут
Обеззараживающие средства и мази
Йод 5% (30 мл)
Перманганат калия (5 гр)
Линимент синтомицина (30 гр)
Финалгон
Анальгин N40
Темпальгин N10
Прочее
Нашатырный спирт 10% (20 мл)
Поливитамины (аэровит) (200 драже)
Витамин С N100*0.1 гр
Спирт 500 мл (из общего количества)
Общественная косметика и принадлежности
Термометр в твердом пенале
Пинцет
Скальпель
Ножницы хирургические
Зеркало (маленькое)
Мыло антибактериальное

Смета расходов

Транспортные расход На 1 чел. На группу в 10 чел. Прочие расходы На 1 чел. На группу в 10 чел.
Поезд Княжпогост – Полярный 302-10 3021-00 Питание на маршруте и в дороге 1057-80 10578-00
Вездеход до р. Хадата 1500-00 15000-00 в т.ч. приготовление 15 кг мяса 367-60 3676-00
Поезд Полярный – Инта 220-00 2200-00 в т.ч. пиво и дополнительные продукты в дороге, взятки проводникам 111-80 1118-00
Поезд Инта – Киров 546-10 5461-00 Покупка фотопленки 171-00 1710-00
Поезд Киров – Пермь 226-40 2264-00 Резерв 100-00 1000-00
Автобус Пермь – Березники 142-60 1426-00 ИТОГО 4266-00 42660-00

Итоги, выводы, рекомендации по маршруту

Основную цель похода считаем достигнутой. Пройден маршрут пятой категории сложности. Преодолено 10 перевалов, в т.ч. 5 категорийных. Совершены восхождения на 7 вершин из 8 заявленных, в т.ч. 3 вершины 2А. На одну из вершин 2А совершено первовосхождение. Участники похода повысили свою квалификацию, развили навыки работы со специальным снаряжением на реальном рельефе, получили опыт преодоления перевалов и вершин 2А и право участвовать в походах более высокой категории сложности. Также участники приобрели тактический опыт, необходимый для организации и проведения походов высоких категорий сложности в Уральском среднегорье.

Пройдены новые для нас (и не описанные в Интернет) удивительной красоты каньоны, водопады, удобные перевалы с Нензаяхи на Гераусваю и с Изъяшора на Б. Усу. Проведена разведка перевала Авсюка (2А). Отчет будет размещен в Интернет, существенно пополнив базу знаний туристов о районе новыми описаниями и многочисленными фотографиями и панорамами.

Маршрут интересен как со спортивной, так и с познавательной точек зрения, потому что позволил увидеть почти со все интересные объекты северной части Полярного Урала. Организация продуктовой закладки позволила большую часть похода двигаться с неполной загрузкой, а следовательно, быстрее и безопаснее. Использование (пусть даже дорогого) транспорта на входе в район дало возможность сэкономить дни похода для знакомства с более интересными объектами, чем однообразные долины Б. Пайпудыны, Логотъегана и Немуръегана.

В целом, впечатление от района очень благоприятное. Вероятно, он очень подходит для походов экспедиционного типа с многочисленными радиальными выходами от базового лагеря, например, в районах Оче-Нырда, истоках Нярмахи, верховьях Кары (массив Хойды-Пэ), Горно-Хадатинском массиве.

Местное население (жители чумов) благожелательно относится к туристам. Жители поселков (и, по слухам, Воркуты) видят в туристах источник наживы. Из особенностей следует отметить, что у местных желательно спрашивать разрешение на фотосъемку стойбища (особенно внутри чумов) и оленей - есть какие-то предрассудки, на основании которых иногда это не разрешают. Основным продуктом питания у них является оленье мясо, которого, вероятно, настолько много, что им охотно делятся с туристами. Причем самым ценным является не мясо в нашем понимании, а субпродукты (печень, сердце, язык) и реберное мясо. Для приветливых жителей хорошо бы иметь какие-то легко носимые сувениры, наподобие красивых канцтоваров, косметики, украшений и т.п.

Список литературы и источников информации

Попчиковскнй В., Рязанский H. Туристские спортивные маршруты. Перечень классифицированных туристских спортивных маршрутов на 1989-1992 г. М., Профиздат, 1989.
Штюрмер Ю.А. Краткий справочник туриста. М., ФиС, 1991.
Коструб А.А. Медицинский справочник туриста. М., Профиздат, 1990.
"http://nsk.tourism.ru/mount/MIRRORS/kf/ski/polur_3_spb_univ_92.html" rel="nofollow"
"http://verclub.chat.ru/travel/12t.htm" rel="nofollow"
"http://gallery.net.ru/lib/publ1/page1.html" rel="nofollow"
"http://www.tag.spb.ru" rel="nofollow":8001/ski/pol_ural/4_2000/report.html
"http://tourism.perm.ru/html/otchet/zapol.htm" rel="nofollow" и другие отчеты с "http://tourism.perm.ru" rel="nofollow"
"http://www.vengrov.ru/5/fortis.ural/ural.html" rel="nofollow"
"http://lib.interline.ru/koi/TURIZM/pajpudyn.txt" rel="nofollow"
"http://lib.ru/ALPINISM/polural1.txt" rel="nofollow"
"http://tourism.perm.ru/html/otchet/hadyt97.htm" rel="nofollow" (фотогалерея)
"http://zxenon.narod.ru/Chernov.htm" rel="nofollow"
"http://seismic.geol.msu.ru/travels/a/map/kemmerih/kemmerih.html" rel="nofollow"
"http://mapy.mk.cvut.cz/index_r.html" rel="nofollow"
Картографические материалы, использованные в походе (М 1:100 000…300 000), приведены ниже.

Карты по дням похода:

21-23

23-24

Фотографии:

Отчет о пешеходном походе V к.с. в районе Полярного УралаОтчет о пешеходном походе V к.с. в районе Полярного УралаОтчет о пешеходном походе V к.с. в районе Полярного УралаОтчет о пешеходном походе V к.с. в районе Полярного УралаОтчет о пешеходном походе V к.с. в районе Полярного УралаОтчет о пешеходном походе V к.с. в районе Полярного УралаОтчет о пешеходном походе V к.с. в районе Полярного УралаОтчет о пешеходном походе V к.с. в районе Полярного УралаОтчет о пешеходном походе V к.с. в районе Полярного УралаОтчет о пешеходном походе V к.с. в районе Полярного УралаОтчет о пешеходном походе V к.с. в районе Полярного УралаОтчет о пешеходном походе V к.с. в районе Полярного УралаОтчет о пешеходном походе V к.с. в районе Полярного УралаОтчет о пешеходном походе V к.с. в районе Полярного УралаОтчет о пешеходном походе V к.с. в районе Полярного УралаОтчет о пешеходном походе V к.с. в районе Полярного УралаОтчет о пешеходном походе V к.с. в районе Полярного УралаОтчет о пешеходном походе V к.с. в районе Полярного УралаОтчет о пешеходном походе V к.с. в районе Полярного УралаОтчет о пешеходном походе V к.с. в районе Полярного УралаОтчет о пешеходном походе V к.с. в районе Полярного УралаОтчет о пешеходном походе V к.с. в районе Полярного УралаОтчет о пешеходном походе V к.с. в районе Полярного УралаОтчет о пешеходном походе V к.с. в районе Полярного УралаОтчет о пешеходном походе V к.с. в районе Полярного УралаОтчет о пешеходном походе V к.с. в районе Полярного УралаОтчет о пешеходном походе V к.с. в районе Полярного УралаОтчет о пешеходном походе V к.с. в районе Полярного УралаОтчет о пешеходном походе V к.с. в районе Полярного УралаОтчет о пешеходном походе V к.с. в районе Полярного УралаОтчет о пешеходном походе V к.с. в районе Полярного УралаОтчет о пешеходном походе V к.с. в районе Полярного УралаОтчет о пешеходном походе V к.с. в районе Полярного УралаОтчет о пешеходном походе V к.с. в районе Полярного УралаОтчет о пешеходном походе V к.с. в районе Полярного УралаОтчет о пешеходном походе V к.с. в районе Полярного УралаОтчет о пешеходном походе V к.с. в районе Полярного УралаОтчет о пешеходном походе V к.с. в районе Полярного УралаОтчет о пешеходном походе V к.с. в районе Полярного УралаОтчет о пешеходном походе V к.с. в районе Полярного УралаОтчет о пешеходном походе V к.с. в районе Полярного УралаОтчет о пешеходном походе V к.с. в районе Полярного УралаОтчет о пешеходном походе V к.с. в районе Полярного УралаОтчет о пешеходном походе V к.с. в районе Полярного УралаОтчет о пешеходном походе V к.с. в районе Полярного УралаОтчет о пешеходном походе V к.с. в районе Полярного УралаОтчет о пешеходном походе V к.с. в районе Полярного УралаОтчет о пешеходном походе V к.с. в районе Полярного УралаОтчет о пешеходном походе V к.с. в районе Полярного УралаОтчет о пешеходном походе V к.с. в районе Полярного УралаОтчет о пешеходном походе V к.с. в районе Полярного УралаОтчет о пешеходном походе V к.с. в районе Полярного УралаОтчет о пешеходном походе V к.с. в районе Полярного УралаОтчет о пешеходном походе V к.с. в районе Полярного УралаОтчет о пешеходном походе V к.с. в районе Полярного УралаОтчет о пешеходном походе V к.с. в районе Полярного УралаОтчет о пешеходном походе V к.с. в районе Полярного УралаОтчет о пешеходном походе V к.с. в районе Полярного Урала