Тип материала: Отчет Регион путешествия: Таджикистан
Год путешествия: 2003
Вид туризма: Пешеходный туризм Категория сложности: VI

Маршрутная книжка № 2

Руководитель: Королев А.Ю. (Пермь)

Обработка: Виктор Евлюхин (Москва)

Содержание

10. Дополнительные сведения о походе
11. Стоимость проезда, проживания, питания
12. Итоги, выводы, рекомендации
Приложение. Прилагается статья о путешествии, напечатанная в областной газете "Пермские новости", № 42, от 17 октября 2003 года

Глава 1. Справочные сведения о путешествии

1. Проводящая организация

Пермская областная федерация спортивного туризма. 614000, г. Пермь, ул. Сибирская,1. Тел. 12-68-81, 12-53-83, факс 12-52-14 ОКПО 1202492.

Краткая характеристика похода

Вид туризма
Категория сложности похода
Протяженность активной части похода, км
Продолжи-
318, из них в зачет 297
16.07 - 22.08.2003

3. Район путешествия

Республики Кыргызстан и Таджикистан. Транспамирский переход. Северо-восточный Памир, Центральный Памир, Северо-западный Памир, Восточный Памир.

4. Подробная нитка маршрута

Г. Ош - г. Дараут-Курган - р. Алтын-Дарья - пер. Терс-Агар, н/к, 3598 м - ГМС Алтын-Мазар - р. Сауксай - р. Сельдара - л. Федченко - л. Бивачный - л. МГУ - л. Бивачный - л. Федченко - ГМС им. акад. Горбунова - л. Наливкина - пер. Арал, 2А, 4918 м - л. Сев. Танымас - р. Сев. Танымас - р. Танымас - р. Кокджар - р. Шуралысу - пер. Аильутек н/к, 3800 м - р. Аильутек - р. Кокуйбель - р. Музджилга - р. Музкол - трасса Ош - Хорог - г. Ош.

5. Определяющие препятствия маршрута

6. Переправа через р. Сауксай, 1 рукав
30 м
7. Переправа через р. Сауксай, 2 рукав
8. Переправа через рукав р. Сауксай.
9. Переправа через р. Сельдара
24. Совокупность морен 1А к.с. на л. Бивачном, от устья л. Бивачного до л. МГУ
25. Совокупность морен 1Б к.с. на л. Бивачном, от устья л. Бивачного до л. МГУ
26. Совокупность морен 2А к.с. на л. Бивачном, от устья л. Бивачного до л. МГУ
27. Совокупность морен н/к от устья л. Бивачного до ГМС им. Горбунова на л. Федченко
3 км
28. Совокупность морен 1А к.с. от устья л. Бивачного до ГМС им. Горбунова на л. Федченко
4 км
29. Совокупность морен 1Б к.с. от устья л. Бивачного до ГМС им. Горбунова на л. Федченко
1 км
30. Совокупность морен 2А к.с. от устья л. Бивачного до ГМС им. Горбунова на л. Федченко
31. Лед с шероховатой поверхностью на л. Федченко, до ГМС им. Горбунова
38. Снег на л. Наливкина, до пер. Арал
39. Снег на л. Наливкина, до пер. Арал
40. Пер. Арал, 4918 м**

41. Снег на л. Сев. Танымас от пер. Арал, до конца ледника.
42. Снег на л. Сев. Танымас от пер. Арал, до конца ледника

74. Переправа через р. Музджилга
75. Переправа через р. Музкол
22 м

* - количество баллов за пройденные ледопады решено было засчитывать, как за прохождение перевалов данной категории сложности.

** - высота перевала Арал в перечне классифицированных перевалов "Высокогорные перевалы", 2001 г., значится как 4810 м, но по нашим измерениям с помощью прибора GPS - Garmin GPS 12, высота его 4918 м, причем был очень хороший прием, сразу было поймано 8 спутников.

6. Ф.И.О, адрес, телефон, руководителя и участников

Ф.И.О.
Год рождения
Адрес, телефон
Туристский опыт
Обязанность в группе
1. Королев Андрей Юрьевич
1976
г. Пермь, ул. Дружбы, 16 - 58. Тел. 65-16-78 (д.)
5Р - пеший, Восточный Саян; 5Р - пеший, Полярный Урал; 5Р - лыжный, Алтай; 5Р - горный, Памир; 6У – лыжный, Памир
Руководитель, фотограф, врач.
2. Осипов Денис Сергеевич
1973
г. Пермь, ул. Куйбышева 1- 5тел. 89028378053
5У – горный, Алтай; 5У – горный, Памир; 3Р – горный, Тянь-Шань; 4У – пеший, Восточный Саян, 4У – пеший, Приполярный Урал
Рем.мастер
3. Чумаков Андрей Игоревич
1960
г. Пермь, ул. Уинская, 3-15тел. 66-23-65 (д.)
5У – горный, Тянь-Шань; 5У – горный, Алтай; 5У –лыжный, Тянь-Шань, 5У- пеший, Приполярный Урал
Фотограф
4. Широков Игорь Вячеславович
1966
г. Пермь, ул. Стахановская, 29-6тел. 25-73-58 (д.)
5У – горный, Памир; 5У – горный, Алтай; 5У – лыжный, Алтай
Хронометрист
5. Баженов Владислав Владиленович
1964
г. Пермь, ул. Мильчакова,19-11тел. 24-76-75 (д.)
4Р – пеший, Восточный Саян; 3У – горный (усложн.), Алтай
4Р – пеший, Северный Урал; 3Р – горный (усложн.), Алтай
Зав. сплавом

7. Адрес хранения отчета

614070 Г. Пермь, Дружбы 16 - 58, у руководителя группы., в библиотеке Пермской областной МКК. О путешествии имеются газетные публикации, в областной газете "Пермские новости", от17.10.2003 г., смотреть приложение.

8. Маршрут рассмотрен

Пермской областной МКК.

Маршрут зарегистрирован в Пермской областной ПСС, МЧС России, тел. (3422) 10-78-10 и 89128889803(4) оперативный дежурный.

Глава 2. Содержание отчета

1. Смысловая идея похода

Настоящий поход имел несколько целей:

1. Пересечь Памир с запада на восток, побывав в разных районах Памира: в Северо-восточном, Центральном, Северо-западном и Восточном. Это основная идея и цель похода. Она выполнена. Мы побывали на Северо-восточном Памире, пересекая Заалайский хребет, побывали на Центральном Памире - на леднике Федченко и леднике Наливкина, побывали на Северо-западном Памире - в верховьях ледника Бивачного и на леднике МГУ, недалеко от пика Россия, побывали и на Восточном Памире - на леднике Северный Танымас, в долинах рек Танымас, Кокджар, Шуралысу, Кокуйбель и Музкол и в каменистых пустынях расположенных южнее озера Каракуль.

2. Разведать маршрут подхода под пик Коммунизма (Исмаила Сомони), для будущей экспедиции. Эта цель тоже выполнена. Я сам уже дважды ходил через перевал Терс-Агар на ледник Федченко, первый раз зимой 2000 года, когда мы на лыжах пересекали Памир с севера на юг. И сейчас побывав там зимой и летом, я пришел к выводу, что подходы с этой стороны очень трудные и длительные, но реальные. Но в ближайшее время мне просто не хочется снова все эти трудности преодолевать по тому же самому пути. Причем зимой есть свои сложности, а летом свои. Зимой очень много снега, трудная тропежка, причем даже до перевала Терс-Агар мы шли 4 дня, от города Дараут-Курган (дальше него дороги нет). Вдобавок к этому очень холодная, ветреная и пасмурная погода, причем часто отсутствие видимости продолжалось несколько дней. Летом же свои прелести - переправа через бешеные и грязные реки Сауксай и Сельдару, которая разливается на 20 рукавов, в основном каждый из которых не переходим вброд. Не имея с собой сплавсредство (желательно катамаран), переправа через эти реки летом не возможна. Даже имея с собой катамаран, мы потратили на переправы три с половиной дня.

3. Подняться на один из самых высоких шеститысячников Памира - пик Россию. Эта цель не выполнена, из-за болезни участника. Когда мы поднялись на ледник МГУ, у него внезапно развился гипертонический криз, поэтому нам, чтобы не рисковать пришлось всем вместе сбрасывать высоту.

4. Проверить подготовку группы и отобрать команду для будущей экспедиции, в район пиков Корженевской и Коммунизма. Эта цель также выполнена.

2. Варианты подъезда и отъезда

Подъезд к началу маршрута начинается в городе Ош (Кыргызстан), откуда начинается знаменитая, воспетая в песнях трасса Ош - Хорог. Чтобы попасть в ущелье реки Алтын-Дарья, которое находится к югу от города Дараут-Курган необходимо нанять автотранспорт в г. Ош, желательно у турфирмы, занимающейся перевозкой туристов и альпинистов, т.к. водитель должен хорошо знать дорогу и иметь пропуск в погранзону. Мы неоднократно пользовались услугами фирмы "Горы Азии", центральный офис которой расположен в Бишкеке по адресу: ул. Линейная, 1. 720021 Bishkek, Kyrgyz Republic. Tel: +(996-312) 414337 Fax: +(996-312) 413716. Директор Дудашвили Сергей.

E-mail: aljona@mail.elcat.kg

E-mail: asiamountains@mail.ru

Дорога пересекает Алайский хребет, попадает в Алайскую долину, где проходит через село Сары-Таш, там находится погранзастава, и раньше был блокпост, где проверяли паспорта и наличие пропуска в погранзону. С весны этого года этот блокпост ликвидировали, и наличие пропусков в погранзону сейчас проверяют крайне редко. Дорога из Оша идёт через три перевала: Чийирчик, 2406 м, далее самый сложный на всей трассе Ош - Хорог, перевал Талдык, 3615 м, и через перевал 40 лет Киргизии. От города Дараут-Курган, по ущелью реки Алтын-Дарья можно проехать до блокпоста, который находится в 16 км недоезжая до перевала Терс-Агар. Дальше ехать опасно, потому что становится довольно сложным рельеф местности, а главное имеются болота, где можно застрять, что с нами и случилось. В 7 км к югу от Дараут-Кургана, в том месте, где ущелье реки Алтын-Дарья сливается с Алайской долиной, имеется погранзастава, где проверяют наличие пропуска в погранзону и паспорта. Все это проверяют еще и на расположенном выше по ущелью Алтын-Дарьи, блокпосте.

3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты

Аварийные выходы

Направление аварийных выходов с маршрута зависит от местонахождения группы в момент принятия решения аварийного выхода. Если аварийный выход происходит с места расположенного между Заалайским хребтом и ГМС им. Горбунова, то логичнее возвращаться назад по своему маршруту и сплавиться вниз по Сельдаре, на катамаране, который мы оставили под языком ледника Федченко. Если же группа находится уже южнее ГМС им. Горбунова, то проще выходить вверх по леднику Федченко и дальше вниз по леднику Танымас и по реке Танымас, в Таджикистан. Но в любом случае, аварийные выходы очень сложные, далекие и проблематичные, поэтому на протяжении всего маршрута, необходимо быть очень осторожными и тщательно анализировать ситуацию, при принятии какого-либо решения. В крайнем случае, мы могли бы вызвать вертолет, поскольку имели с собой спутниковый телефон, и все участники группы были застрахованы в фирме "Ресо-Гарантия", которая работает по принципу скорой помощи, и смогла бы организовать вертолет и оплатить стоимость спасработ и необходимого лечения. Стоимость такой страховки стоит примерно 42 рубля в сутки с человека. На протяжении всего похода мы держали связь с "Большой землей", регулярно посылая sms-сообщения, что намного дешевле, чем звонить.

Запасные варианты

Самой большой проблемой для осуществления данного похода была переправа через Сауксай и Сельдару с Беляндкииком. Остальные участки маршрута я видел сам ранее, или имел информацию от людей там бывавших. Поэтому при невозможности переправиться через эти реки, которые отделяют Центральный и Северо-Западный Памир от легкодоступного Северо-Восточного, нам бы пришлось идти в поход по Заалайскому хребту, по его западной и центральной части, что тоже довольно интересно.

4. Изменения маршрута и их причины

Из-за болезни участника (у него случился гипертонический криз), нам пришлось отказаться от подъема на плато Правды и восхождения на пик Россия. Из-за этого наш маршрут укоротился примерно на 1 неделю. Изначально мы планировали подняться на плато Правды через перевал Радиоклуба, которого нет в классификаторе, но который ходили раньше пермские туристы. У нас было его описание, он примерно 3А к.с. и высотой 5800 м. Дальше с него мы собирались подняться по северо-восточному гребню пика Россия, метров 300, и траверсом пройти на плато Правды. Подниматься на пик Россия мы собирались с севера, с перемычки расположенной между пиком Правды и пиком Россия. Возвращаться назад мы собирались по пути подъема.

По этой же причине нам пришлось отказаться от прохождения перевала Улугбека, 5200 м, 2Б* к.с. и перевала Наливкина,5600, 3А к.с., а идти вверх по Федченко и далее по леднику Наливкина. Мы не хотели снова резко набирать высоту, из-за возможного повторного гипертонического криза у этого участника.

В результате всех этих изменений наш поход из горного превратился в пешеходный, а при подсчете баллов за пройденные локальные и протяженные препятствия определилась шестая категория сложности.

5. График движения и другие параметры маршрута, определяющие в соответствии с действующей классификацией его категорию сложности

Таблица дневных переходов

ходовое
время
(час: мин.)
Определяющие препятствия на участке.
Метеоусловия

22.июл
Блокпост – пер. Терс-Агар
6:20
Переправа через правый приток р. Алтын-Дарья, н/к. Переправа через р. Таш-Кюнгей, н/к. Переправа через р. Алтын-Дарья, н/к. Болото, н/к. Перепад высот 700 м.
Переменная облачность, ветер, дождь.
8(2)
23.июл
Пер. Терс-Агар – ГМС Алтын-Мазар
10,5
4:10
Пер. Терс-Агар, 3598 м, н/к. Перепад высот 1000 м.
Переменная облачность, ветер, пыльная буря.
9(3)
24.июл
ГМС Алтын-Мазар – ущелье р. Сельдара
8:30
Переправа через р. Сауксай, 1 рукав, 2Б к.с. Переправа через р. Сауксай, 2 рукав, 2Б к.с. Переправа через рукав р. Сауксай, 1А к.с. Переправа через р. Сельдара, 2Б к.с. Перепад высот 200 м.
10(4)
25.июл
Ущелье р. Сельдара

3:15
Переправа через рукав р. Сельдара, 1Б к.с. Переправа через рукав р. Сельдара, 1А к.с. Переправа через рукав р. Сельдара, 1Б к.с.
11(5)
26.июл
Ущелье р. Сельдара
7:15
Переправа через рукав р. Сельдара, 2Б к.с. Переправа через рукав р. Сельдара, 2Б к.с. Переправа через рукав р. Сельдара, 2Б к.с. Переправа через рукав р. Сельдара, 2А к.с. Перепад высот 150 м.
12(6)
27.июл
Ущелье р. Сельдара – р. Мал. Танымас
5:20
Переправа через р. Сельдара, 2Б к.с. Перепад высот 250 м.
С 13-00 пыльная буря.
13(7)
28.июл
Р. Мал. Танымас – л. Федченко
6:30
Переправа через р. Малый Танымас, 1Б к.с. Морена 1А к.с. – 2 км. Морена 1Б к.с. – 2 км. Морена 2А к.с. – 1 км. Морена 2Б к.с – 1 км. Перепад высот 550 м.
14(8)
29.июл
Л. Федченко – впадение л. Бивачного
6:10
Морена 1А к.с.- 2 км. Морена 1Б к.с.- 4 км. Морена 2А к.с.- 1 км. Перепад высот 500 м.
Ясно, ветер, после обеда переменная облачность.
15(9)
30.июл
Устье л. Бивачного – впадение л. Ошанина в л. Бивачный
5:30
Морена н/к - 5 км. Морена 1А к.с. – 3 км. Морена 1Б к.с.- 0,5 км. Морена 2А к.с. – 0,5 км. Перепад высот 640 м.
Переменная облачность, ветер, дождь.
16 (10)
31.июл
Впадение л. Ошанина в л. Бивачный – л. МГУ
5:00
Морена н/к – 3 км. Морена 1А к.с. – 3 км. Морена 1Б к.с. – 0,5 км. Морена 2А к.с. – 0,5 км. Перепад высот 600 м.
1(11)
01.авг
Л. МГУ

1(12)
02.авг
Л. МГУ – л. Бивачный
5:10
Морена н/к – 4 км. Морена 1А к.с. – 4 км. Морена 1Б к.с. – 0,5 км. Морена 2А к.с. – 0,5 км. Перепад высот 700 м.
Переменная облачность, ветер, вечером пасмурно, туман и дождь.
1(13)
03.авг
Л. Бивачный – устье л. Бивачного
3:15
Морена н/к - 4 км. Морена 1А к.с. – 2 км. Морена 1Б к.с.- 0,5 км. Морена 2А к.с. – 0,5 км. Перепад высот 540 м.
Утром пасмурно, ветер, туман и дождь. Днем переменная облачность, ветер.
2(14)
04.авг
Устье л. Бивачного – впадение л. Военных топографов в л. Федченко
6:30
Морена н/к - 3 км. Морена 1А к.с. – 4 км. Морена 1Б к.с.- 1 км. Морена 2А к.с. – 1 км. Лед с шероховатой поверхностью – 5 км. Лед с гладкой поверхностью – 1 км. Перепад высот – 760 м.
Пасмурно, ветер, туман и дождь, вечером дождь очень сильный.
2(15)
05.авг
Впадение л. Военных топографов в л. Федченко – ГМС им. Горбунова
3:30
Лед с шероховатой поверхностью – 3 км. Лед с гладкой поверхностью – 2 км. Ледопад 1Б к.с. Перепад высот 400 м.
Пасмурно, ветер, туман, дождь, снег.
2(16)
06.авг
ГМС им. Горбунова – вверх по л. Федченко
7,5
3:00
Снег, 1А к.с. – 1,5 км. Лед с гладкой поверхностью – 2 км. Лед с шероховатой поверхностью – 2 км. Ледопад 1Б к.с. Перепад высот 500 м.
2(17)
07.авг
Л. Федченко – л. Наливкина
6:00
Снег,1А к.с. – 7,5 км. Снег, н/к – 1 км. Лед с шероховатой поверхностью - 4 км. Лед с гладкой поверхностью – 1 км. Перепад высот 550 м.
Ясно, слабый ветер.
2(18)
08.авг
Л. Наливкина – пер. Арал – л. Сев. Танымас
6:30
Снег, 1А к.с. – 6,5 км. Снег, н/к – 2 км. Лед с шероховатой поверхностью - 1,5 км. Лед с гладкой поверхностью – 0,5 км. Перепад высот 600 м.
2(19)
09.авг
Л. Сев. Танымас – р. Сев. Танымас
6,5
6:20
Лед с шероховатой поверхностью - 1,5 км. Лед с гладкой поверхностью – 1,5 км. Траверс гребня – 2А к.с. Осыпь 1Б к.с. – 0,4 км*.Осыпь 2А к.с. – 0,4 км*. Осыпь 2Б к.с. – 0,2 км*. Морена 1Б к.с. – 2 км. Перепад высот 800 м.
2(20)
10.авг
Р. Сев. Танымас – р. Танымас
6:30
Каньон на р. Сев. Танымас, н/к. Осыпь - 1Б к.с. – 0,2 км.*. Переправа через левый приток р. Танымас, н/к. Переправа через р. Ташджилга, н/к. Каньон на р. Танымас, 2А к.с. Осыпь 1Б к.с. – 0,3 км*.Осыпь 2А к.с. – 0,3 км*. Каньон на р. Танымас, 1А к.с. Осыпь 1Б к.с. – 0,2 км*. Осыпь 2А – 0,05 км*. Перепад высот 550 м.
Ясно, ветер, после. 14-00 – пыльная буря.
2(21)
11.авг
Р. Танымас – устье р. Яманджилга
2,5
5:00
Каньон на р. Танымас, 2Б к.с. Осыпь 1Б к.с. – 0,2 км*. Осыпь 2А к.с. – 0,2 км*. Осыпь 2Б к.с. – 0,2 км*. Перепад высот 540 м.
Ясно, ветер, после. 14-00 – пыльная буря.
2(22)
12.авг
Р. Яманджилга – р. Кокджар – лет. Уручбулок
6:15
Переправа через р. Яманджилга, 1А к.с. Каньон на р. Танымас, 1А к.с. Осыпь 1Б к.с. – 0,2 км*. Осыпь 2А к.с. – 0,05 км'. Переправа через р. Кирчинджилга, н/к Переправа через р. Янгиджилга, н/к Переправа через р. Кокджар, 1А к.с. Перепад высот 850 м.
Переменная облачность, ветер, после. 13-00 – пыльная буря.
2(23)
13.авг
Лет. Уручбулок – пер. Аильутек – р. Кокуйбель
7:50
Переправа через р. Кальтатур, н/к. пер. Аильутек, н/к. Перепад высот 300 м.
Переменная облачность, ветер, дождь, после. 13-00 – пыльная буря, ночью снег
3(24)
14.авг
Р. Кокуйбель – р. Музджилга
7:10
Переправа через р. Кокуйбель, н/к. Перепад высот 300 м.
Переменная облачность, ветер, дождь, после. 13-00 – пыльная буря
3(25)
15.авг
Р. Музджилга – трасса Ош - Хорог
7:00
Переправа через р. Музджилга, н/к. Переправа через р. Музкол, н/к. Перепад высот 200 м.
Переменная облачность, ветер, после. 13-00 – пыльная буря

Поезд

141:10:00
Перепад высот 12080 м.

* - Эти протяженные препятствия были пройдены при прохождении локальных препятствий, указанных в таблице перед ними.

6. Техническое описание прохождения группой маршрута

Долина реки Алтын-Дарья.

22.07. 1 ходовой день.

Памир встретил нас дождем, ветром и холодной пасмурной погодой. Ночевали в том месте, куда вчера доехали на своем "КамАЗе"-вездеходе, это немного дальше блокпоста. Вчера вечером здесь мы завязли в болоте, и нам пришлось домкратить и подкладывать камни под все шесть колес нашего автомобиля. Потом мы выложили камнями колею, по которой он должен был выезжать, на расстояние 20 м. После всех этих процедур ему все-таки удалось вырваться из плена болота.

Сегодня вышли в 10-30. Дорога дальше блокпоста идет по часто теряющейся тропе, иногда неожиданно появляется колея. Встречаются участки болота, часто длиной до 1 км, по ним течет множество ручьев, ноги в топь проваливаются не более чем на 20 см. Иногда приходится переходить с берега на берег, вслед за колеей или тропой. Броды через притоки Алтын-Дарьи несложные, иногда можно перескочить по камням, почти не замочив ботинок, но иногда приходилось надевать кроссовки вместо ботинок, и идти вброд почти по колено в воде. К вечеру поднялись на перевальное плато. Здесь везде болото, ночевали на склоне горы Терс-Агар, на сухой площадке.

Перевал Терс-Агар, н/к, 3598 м.

23.07. 2 ходовой день.

Выход в 9-00. Перевал Терс-Агар представляет собой широкое заболоченное плато длиной несколько километров, без всякого уклона. На юг плато завершается крутым осыпным спуском, с выходами скал. Координаты спуска N39?12',9402; E72?13',3410. Тропа с перевала на самом обрыве раздваивается, правая идет по правому берегу реки Терс-Агар-Суу, она более короткая и выводит прямо к полуразрушенным домикам заброшенной ГМС Алтын-Мазар. Мы пошли по более длинной левой (восточной) тропе, поскольку не хотели встречаться с таджиками, которые, как нам сказал встреченный нами киргиз в ущелье реки Алтын-Дарья, находятся на Алтын-Мазаре и моют золото. Эта тропа тоже выводит к заброшенным домикам, но можно выйти к реке Муксу, отвернув с тропы, не доходя домиков. Восточная тропа сильно петляет, уходит в сторону ущелья Сауксая, часто раздваивается и один из отворотов резко поворачивает на запад и между скальными стенами выходит к лесу, что около заброшенной ГМС. В месте, где резко кончаются скалы, и начинается лес, не доходя до домиков, мы свернули в сторону реки, и встали лагерем на ровной площадке около скал. От домиков нас отделяло не менее 1 км

довольно густого памирского леса. При спуске с перевала тропа часто идет по крутым осыпям. В гроте между скал мы видели стенку, выложенную из камней, возможно, это был один из схронов, где таджики прятали добро. В другом месте мы видели несколько наскальных рисунков, некоторые из которых хорошо сохранились. Найдя место для бивака, мы пошли в лес искать материал для постройки рамы катамарана. Довольно быстро нашли жерди длиной 4 м для продолен, длиной 2 м для поперечин и длиной 1,5 м для весел. За вечер и пока готовился ужин, мы почти собрали катамаран.

Переправа через реки Сауксай и Сельдару с Беляндкииком.

24.07. 3 ходовой день.

Выходим в 10-00. Утром завтракаем, заканчиваем сборку катамарана и начинаем переносить поочередно рюкзаки и катамаран с веслами к месту первой переправы - 1 руслу реки Сауксай. Координаты N39°10',9338;E72?15',2952.

Река очень бурная, глубокая, возможно местами глубина 1,5 м и более. Ширина 30 - 40 м, течение очень быстрое 3-4 м/с, возможно быстрее. Вода очень тяжелая, содержит песка и других примесей до 50-70 %. Течение часто тащит камни. Мы попали в теплую погоду и поэтому уровень воды высокий. Переправа вброд и на лошадях невозможна. Вплавь тоже, поскольку река широкая течение очень бурное и человек не может столько пребывать в ледяной воде, да еще и борясь с течением, которое может расшибить о подводные камни. Переправа 2Б к.с.

Переправляемся в два приема, поскольку всемером, да еще с 50-ти килограммовыми рюкзаками не можем поместиться одновременно на наш старый, постоянно сдувающийся 4-х местный катамаран. В первую порцию переправлялись 5 человек и 3 рюкзака, катамаран обратно возвращали 2 человека, и во вторую порцию переправлялись 4 человека и три рюкзака. Были большие проблемы с зачаливанием, из-за стремительного течения, местами крутых берегов и камней в русле. Переправившись, берем рюкзаки и перетаскиваем их ко второму руслу реки Сауксай, после этого возвращаемся за катамараном. Второе русло Сауксая находится от первого на расстоянии не более 500 м, и по своим характеристикам такое же, как и первое, тоже переправа 2Б к.с. Координаты N39?10',9032; E72?15',4152. Переправившись, опять переносим поочередно рюкзаки и катамаран к месту третьей переправы - самой сложной за этот день, к реке Сельдаре, на расстояние 3,5 км. Это переправа тоже 2Б к.с. Координаты N39°10',3164; E72°16',2438. Река Сельдара оказалась шириной местами более 100 м, с островами, несколькими мощными течениями и водоворотами между ними. Общие параметры реки такие же, как и у Сауксая, только глубиной она возможно до 2-3 м и более. В том месте, где река более узкая, менее 100 м, там берега обрывистые и переправа невозможна. Переправлялись как обычно в два приема, с трудом выгребая из одной протоки в другую. В последней третьей протоке нас ударила очень мощная струя воды, которая выставлялась над уровнем реки на 0,5 м. Наш катамаран начало вертеть и мы не смогли вплыть в четвертую протоку, проходящую у самого берега, где можно было зачалиться в удобном месте, как наметили. Нас понесло вниз по течению, вдоль длинного острова с крутыми берегами. Наконец мы смогли зачалиться, перетащили катамаран через остров и переправились через четвертую протоку, на основной берег. Чтобы вернуться к месту старта за второй частью участников и груза, нам пришлось тащить катамаран вверх по течению около 2 км, потому что не было возможности проплыть к тому берегу из-за нагромождения островов, крутых берегов и мощных разнонаправленных течений. Наконец нашли удобное место и двое наших участников благополучно переправили катамаран на тот берег. Вторая часть нашей группы переправлялась более удачно, учитывая то очень мощное течение в третьей протоке. После переправы мы отнесли катамаран на более высокое и приметное место, где его просушили, разобрали, упаковали в полиэтилен и спрятали. Его координаты занесли в GPS. В этом месте росло довольно много кустов и арчи, и текла небольшая речка с чистой водой. Мы решили в этот день пройти еще немного вверх по течению реки Сельдары, где встать на ночлег в ближайшем месте, где найдем воду. Чистой воды мы так и не нашли. В это вечер нам пришлось пройти еще 4 км, до поворота многочисленных рукавов Сельдары на юг. В этом месте мы уперлись в прижим одного из рукавов, где и решили остановиться, чтобы преодолеть его завтра. Чистой воды тут тоже нет, поэтому мы сходили с котлами назад до лужи, с отстоянной водой, которую я встретил, не доходя до места ночевки. В этот день мы впервые конкретно познакомились с пыльной бурей. В долине реки Муксу, они стабильно начинались в 13-30 и длились до захода солнца или даже позже. Они сопровождали нас ежедневно даже на ледниках, пока мы шли по моренам. Перестали они нас донимать только когда мы вышли на чистый ледник.

25.07. 4 ходовой день.

Вышли в 9-30. Ночь была теплая и вода совершенно не спала. Переходим вброд через прижим, который вчера нам преградил путь, это переправа 1Б к.с. Идем дальше вверх по течению и опять упираемся в прижим, снова переходим очередной рукав Сельдары, переправа 1А к.с. Вода поднимается на глазах. Снова переправа через рукав - 1Б к.с. Дальше упираемся в мощную протоку, преодоление которой возможно только со страховкой, она 2А к.с. Вода уже сильно прибыла. Принимаем решение, переправляться дальше завтра рано утром, когда должно быть меньше воды, а сегодня поискать путь в обход прижима выше скал левого (орографически) борта долины, где мы видели зеленые террасы. Разведка обхода прижима дала отрицательный результат - пройти невозможно. С верху мы просмотрели дальнейший путь, выбрали наиболее удобные места для переправы, продумали тактику. Присмотрели места, откуда лучше организовывать маятниковую переправу. Организация страховки и маятниковой переправы в данной ситуации очень сложна, поскольку нет единого русла, а множество переплетающихся проток с островами и с разнонаправленными течениями. В 13-00 опять началась пыльная буря. К вечеру вода поднялась очень сильно. Всего за день она прибыла примерно на 1 м. Река образовала новые русла, едва не затопила наши палатки, некоторые острова скрылись под водой, и вода бежала сплошным потоком.

Перед ужином принимаю решение не пытаться переправляться вброд, из-за очень сильно прибывшей воды, а идти завтра утром за катамараном, вновь его собрать и переправляться на нем через все это множество проток. Этому решению способствовало то, что во время разведки со скал мы видели что Сельдара, уже перед самым началом ледника Федченко, несется одним мощным руслом, причем издали, не видно можно ли его обойти. Вброд скорее всего его перейти невозможно.

26.07. 5 ходовой день.

Вышли в 8-00. Ночь тоже была теплая и вода нисколько не упала. Поскольку питьевой воды около бивака нет, то мы решили взять с собой котлы, примус и продукты, чтобы приготовить завтрак в том месте, где мы спрятали катамаран, потому что там была чистая вода. Идем за катамараном в одну сторону более 4 км, по пути встречаем множество следов барса. Возвращаемся к лагерю, собираем катамаран и начинаем переправляться через протоки. С нашего берега до следующего было 3 основных протоки - 2Б к.с., и множество проток более простых, но глубоких и быстрых - 2А и 1Б к.с. В общей сложности 10-12 проток. Как обычно переправлялись в два приема. В течение нескольких часов нам приходилось находиться в ледяной воде, отогревая ноги на островках между протоками. Некоторые острова скрылись под водой, что осложняло дело. Очень сложно было чалиться. Несколько раз нас едва не проносило мимо конца острова, и чуть не выбрасывало в новую протоку. Возвращать катамаран обратно к нашему берегу оказалось проще, чем пробираться к тому, потому что туда мы шли вверх против течения, иначе было невозможно, а обратно сплавлялись вниз по течению, но потом довольно далеко пришлось тащить катамаран к месту переправы. За 5 часов все участники были переправлены на другой берег. После этого мы пообедали и отнесли катамаран вверх по течению на 3,5 км, к месту последней переправы через Сельдару. В этот день опять в 13-30 началась пыльная буря, которая стихла только поздно ночью.

27.07. 6 ходовой день.

Вышли в 9-00. За ночь количество воды в реке не уменьшилось. Эта последняя переправа, возможно, оказалась самой сложной. Координаты: N39?06',1794; E72?18',7788. Течение здесь было самое быстрое, какое мы когда-либо видели. На наш взгляд не менее 30 км/ч. Это тоже переправа 2Б к.с. Мы нашли место, где река несется одним руслом, где есть удобный спуск к реке, а метров через 300 на другом берегу есть небольшая заводь со спокойной водой, куда можно пристать, и уже, откуда как-нибудь выкарабкаться на довольно крутой противоположный берег. Но если мы не сможем зачалиться в этой заводи, то нам придется далеко плыть вниз по течению, прежде чем снова будет возможность зачалиться и вылезти на берег, из-за бешеного течения и обрывистых берегов. Первую порцию переправляющихся едва не пронесло мимо заводи, потому что, как только они отчалили, их развернуло и начало крутить. Слаженно выгребать мешали большие валы. В последний момент все-таки удалось зачалиться в самом конце заводи. Второй порции повезло больше. Они учли все особенности и смогли избежать кручения. Подошли совсем близко к противоположному берегу, даже раньше заводи, но здесь о зачаливании даже не могло быть и речи из-за бешеного течения. Перед заводью берег выставлялся в виде косы, и течение сильно прижимало к нему. Нужно было в самый последний момент оттабанить от берега, так чтобы течением не вынесло опять на середину реки, и суметь вплыть в заводь, борясь с отбойным течением от этой косы. Вторая часть переправляющихся сумела вплыть в заводь в ее верхней части.

Наконец-то за три с половиной дня нам удалось переправиться через многочисленные рукава Сауксая и Сельдары с Беляндкииком. Всего преодолено около двадцати русел, а если учитывать, что нам пришлось переправляться в два приема и перегонять катамаран обратно, то количество переправ увеличивается в три раза. Недоступный в нынешние послевоенные годы Центральный Памир наконец-то принял нас.

После переправы мы нашли заводь впадающей неподалеку реки Малый Танымас с отстоявшейся водой, где решили пообедать. Во время обеда просушили катамаран, разобрали его. С помощью рамы катамарана вылезли на террасу, где на возвышенном месте спрятали катамаран во второй раз, завернув его в полиэтилен и аккуратно заложив камнями. Координаты катамарана: N 39?06',1638; E 72?18',7728. Далее мы прошли вверх по течению р. Малый Танымас около 2 км, перешли его вброд, переправа 1Б к.с. и встали на ночлег у зеленого оазиса возникшего вокруг маленького ручейка падавшего со скал с высоты не менее 700 м, с левого (орографически) борта долины. Здесь мы увидели множество следов, помета и костей горных козлов, которые приходят сюда на водопой, и где на них охотятся барсы, следов которых здесь тоже было множество. На ужин мы сварили компот из ревеня и плодов шиповника. Вечером поздравили с днем рождения одного нашего участника - Артема Старкова, ему исполнилось 23 года.

Нижняя часть ледника Федченко.

28.07. 7 ходовой день.

Выход в 8-30. Утром переходим р. Малый Танымас, переправа 1Б к.с. и подходим к концевым моренам ледника Федченко. Начинаем подъем на ледник, стараясь держать орографически левой стороны. Пытаемся найти террасы, которые, по рассказам, идут по склону левого борта ледника. Террас не находим, нам приходится идти по левому карману ледника, здесь все-таки удобнее, чем по центру. Идти очень трудно, постоянно встречаются огромные разломы, местами с выходом льда, крутые холмы высотой до 100 м, и беспорядочно наваленные каменные глыбы размером с однокомнатную квартиру и более. Происходит чередование участков морен от 1Б до 2Б к.с. Иногда в кармане встречаются озера небесно голубого цвета, с чистейшей холодной водой. На берегу одного озера мы и остановились на обед. Над нами появились следы террас, но они шли довольно высоко и несколько раз резко обрывались, так что вылазить на них с тяжеленными рюкзаками не было смысла. После обеда характер местности не изменился. Идем не одевая кошек. Постоянно приходится преодолевать крутые спуски и подъемы. Террасы стали более выраженными, и обрывались только в месте впадения в долину ледника Федченко боковых долин. Встали на ночлег, на безопасном от обвалов, и с ровными площадками месте, на берегу левого притока с мутной водой, бегущего со склонов пика Черепанова, 5676 м. Воду для питья пришлось брать из небольших озер, для чего приходилось сбрасывать около 100 м высоты, от места бивака.

29.07. 8 ходовой день.

Вышли в 9-00. Этот день мало отличается от предыдущего. Идем по моренным валам левого края ледника Федченко. Сложность морен меняется от 1Б до 2Б к.с. Иногда встречаются озера с чистой водой. Погода с утра ясная, а к обеду все небо и часть гор затягивает облаками. Перед обедом решили вылезти на спускающиеся в этом месте низко террасы. Идти по ним удобнее, чем по моренам ледника. Безрезультатно на них ищем воду для обеда. Приходится довольствоваться небольшими запасами воды в карманных фляжках. По террасам доходим до места впадения ледника Бивачного. Приходится пересекать ледник Бивачный, поскольку сегодня еще остается ходовое время и решено было оставить заброску у противоположного борта ледника Бивачного, в месте впадения его в ледник Федченко. Потому что, как нам известно, именно по правому борту ледника Бивачного проходят террасы, по которым можно дойти до впадения в ледник Бивачный ледника Ошанина. Пересечение ледника Бивачного заняло много времени, из-за очень сложного рельефа, напоминающего самый низ ледника Федченко. Немного не дойдя до противоположного борта ледника Бивачного, мы встали на ночлег, поскольку уже начинало темнеть, и у всех кончились силы. В этом месте решено было оставить заброску. Пока готовился ужин, мы занялись сортировкой продуктов, решали, что взять с собой в радиальный выход на ледник МГУ и плато Правды, а что оставить в заброске.

Ледник Бивачный.

30.07. 9 ходовой день.

Утром переменная облачность и слабый ветер. Заканчиваем формирование заброски, заворачиваем ее в полиэтилен и тщательно закладываем камнями. Вносим ее координаты в GPS. Выходим в 10-30, и движемся в направлении правого борта ледника в поисках выхода на террасы. Вначале ничего не находим, поэтому идем по правому карману. Движение медленное, постоянно чередуются морены от 1Б до 2А к.с. Через некоторое время над нами проявляются террасы, но видно, что они скоро резко обрываются и на них не возможно вылезти. До обеда продолжаем идти по правому карману, иногда в обход разломов приходится идти ближе к центру ледника. Обедаем на берегу небольших озер, с более менее пригодной для питья водой. После обеда проходим еще немного по правому карману, обходим слева большое озеро с обрывистыми ледниковыми берегами, в котором плавают айсберги. После озера, примерно напротив впадения в ледник Бивачный ледника Калинина, вылазим на террасы, в этом месте опускающиеся довольно низко. По террасам идти намного легче. Здесь растет довольно много травы, цветов и мелких кустарничков. Пересекаем две речки с довольно чистой водой. Иногда террасы сужаются, а их склоны обрывающиеся на ледник становятся положе, так что получается движение по каньону, 1А к.с. К вечеру доходим до места впадения в ледник Бивачный ледника Ошанина. Останавливаемся на ночлег в очень живописном месте на зеленой лужайке, на берегу ручья с пригодной для питья водой. В этом месте видны следы пребывания людей: валяются ржавые консервные банки, какие-то доски и металлические предметы. В одном месте даже видели какую-то деревянную конуру. Здесь лет 20-30 назад базировался альплагерь, с вертолетной заброской, откуда начинали восхождения на пик Коммунизма. Мы нашли даже одну нераспечатанную банку тушенки. Раскрыли ее с помощью ледоруба, но, как и следовало ожидать, ее содержимое было испорчено. Напротив нашего лагеря в облаках иногда проглядывал изумительной красоты пик Орджоникидзе.

31.07. 10 ходовой день.

Выход в 9-00. Утро нас поразило открывшимися видами на пики Коммунизма, 7495 м; РККА, 5505 м; Маршала Василевского или Реввоенсовета, 6265 м; Ахмади Дониша, 6645 м; Орджоникидзе, 6365 м. Погода ясная и почти безветренная. Через полкилометра после выхода приходим на еще одну старую альпинистскую стоянку. Здесь следов пребывания людей еще больше. На небольшой скале хорошо сохранился бюст двух альпинистов, погибших при первопрохождении перевала Кустовского или Большой фонтан, 3Б к.с. Вскоре после этой второй стоянки террасы заканчиваются и нам приходится снова спускаться на ледник. Дальше продолжаем движение опять по правому карману. Идти очень сложно, морены от 1Б до 2А к.с. Через один километр впереди показался впадающий слева в ледник Бивачный ледник МГУ. В этом месте решаем пересекать ледник Бивачный. По центру ледника идут две гряды изумительной красоты белоснежных парусообразных ледяных сераков. Высотой они до 20 м, между ними множество небольших серо-голубого цвета озер. В этом месте в правом кармане ледника образовалось большое озеро, с белоснежными ледовыми стенками, голубой водой и плавающими айсбергами. В него постоянно происходят небольшие ледовые обвалы, сопровождающиеся грохотом и брызгами. С этого места открылся вид на изумительной красоты пик ОГПУ, 6028 м. С трудом пересекаем ледник и выходим на левую боковую морену, дальше движемся по ней. Продвижение вперед сложное. Морена очень неровная, много ледяных выходов, разломов и трещин. Пройдя по ней примерно 2 км становимся на обед у ледникового озера, с мутной, но пригодной для питья (после кипячения) водой. После обеда характер местности не изменился. Движемся то по левой боковой морене, то по левому карману, то по склону левого борта ледника Бивачного. Здесь, на склоне левого борта ледника, постоянно, как и на правом борту ледника, выше впадения ледника Ошанина, в стречаются небольшие сели, готовые в любую минуту скатиться вниз. Пересекаем их с большой осторожностью, в самом узком месте. Идя по левому карману, незаметно доходим до ледника МГУ, и далее продолжаем движение вверх по леднику МГУ, в основном по склону левого борта ледника. Встаем на ночлег около отвесного участка ледопада ледника МГУ. С трудом находим площадки под палатки и выравниваем их. Но все рано спать не удобно, этот обыденный процесс превращается в новый лечебный метод "Камнеукалывание". Поскольку уже скоро будет темнеть, то разведку дальнейшего пути оставляем на завтра.

Ледник МГУ.

1.08. 11 ходовой день.

Сегодня у нас вынужденная дневка из-за болезни участника. Заболел Игорь Широков. Вчера вечером у него особо не было признаков недомогания. А сегодня ночью у него сильно поднялось артериальное давление, и на лицо были все признаки гипертонического криза. Ему дали гипотензивный препарат, и днем ему вроде бы стало легче. После завтрака все кроме больного Игоря и оставшегося с ним Дениса Осипова пошли на разведку вверх по леднику МГУ. Преградивший нам вчера вечером путь ледопад обходится справа по ходу, по левому карману ледника и по склону. Проход этот сразу не виден. Он открывается, только когда подойдешь к нему вплотную. Обойдя ледопад, мы прошли еще немного вверх по леднику и разведали путь дальнейшего прохождения. Идти можно дальше без кошек и без страховки по левой боковой морене. Дальнейший путь хорошо просматривался до склонов пика Радиоклуба, 5866 м, за которым ледник поворачивал направо. Вернувшись в лагерь, мы через некоторое время пообедали, потом устроили ледовые занятия. За ужином решено было посмотреть на состояние Игоря завтра утром, и если ему не будет лучше, то всем вместе спускаться вниз и возвращаться к заброске.

2.08. 12 ходовой день.

Утром состояние Игоря не улучшилось, и мы начали возвращение к заброске. Выход в 10-00. Идем тем же маршрутом, что и шли вперед. Озера между сераками на леднике Бивачном сильно увеличились в размерах, из-за интенсивного таяния. Движемся вниз заметно быстрее, чем вверх. Обедаем немного не доходя до места нашей ночевки с 30 на 31 июля. Погода портится, горы затягивает облаками, дует средний ветер и временами идет дождь. Ночуем на террасе, на берегу речки вытекающей из-под пика Космонавтов, 5223 м.

3.08. 13 ходовой день.

Выход в 11-30. Утром идет дождь, видимости нет, поэтому выходим позже чем обычно, подождав пока дождь ослабеет и немного прояснится. Возвращаемся к заброске в послеобеденное время, обедаем, разбираем заброску и ночуем на этом же месте. Вечером еще неоднократно начинался дождь.

Средняя часть ледника Федченко.

4.08. 14 ходовой день.

Выход в 9-00. С утра пасмурно, ветер, временами дождь. Переходим с ледника Бивачного на ледник Федченко. Идти очень сложно. Морены 1Б - 2А к.с., иногда встречаются участки морен 2Б к.с., но мы их стараемся обходить. Часто попадаются крутые сколы голого льда черного цвета. Этот лед очень твердый, по нему сложно идти даже в кошках, особенно если крутизна участков превышает 40 ?. Ближе к середине ледника проглядывают две узкие полоски чистого белого льда, изломанные намного меньше, чем наш путь. К ним очень сложно пробраться, поэтому мы даже не пытаемся это сделать. Дождь и ветер временами усиливаются, иногда, но очень редко, даже проглядывает солнце. Начиная почти от самого устья ледника Бивачного, над ледником Федченко, опять с левой стороны появились террасы. Вначале они идут очень высоко, но через несколько километров опускаются и мы вылезаем на них. По террасам идти намного удобнее, тут опять встречается много травы и цветов. В одном месте мы увидели недоеденный барсом труп горного козла. Вскоре террасы обрываются, там, где за отрогами пика Стамеска ледник немного поворачивает направо. Это очень сложное место для прохождения, поскольку огромные разломы на леднике вплотную подходят к скалам левого борта ледника. Как раз в месте их соприкосновения мы нашли очень узкий проход, где можно пролезть без использования веревки. После этого места мы прошли еще немного, где опять уперлись в огромные разломы. Здесь мы пообедали, и решили пробираться на середину ледника, на полоску чистого белого льда. С трудом это нам удалось, и перед нами оказалась довольно ровная дорога чистого белого льда. Вначале идем без кошек, поскольку лед в основном 1А к.с, но иногда встречаются участки гладкого льда, 1Б к.с., по которому без кошек идти неудобно. Довольно длинные ровные участки чередуются с участками с множеством трещин. Трещины часто широкие, до 15 м шириной, поэтому много времени тратится на их обход. Часто приходится перепрыгивать через трещины, шириной более 1 м. Это лучше делать в кошках. К вечеру ветер усиливается, опускаются облака, так что горы не видны, но видны продольные моренные валы, по которым можно ориентироваться относительно направления движения. Начинается дождь, вначале средней силы, но постепенно усиливается, и мы не успеваем заметить, как уже промокли насквозь. Приходится срочно ставить палатки там, где нас застала непогода, на ближайшей морене, не думая о ровности площадки. Вымокшим насквозь, при очень сильном ледяном ветре, когда руки не слушаются, палатки ставить очень неудобно. Наконец нам это удалось, внутри палаток заработали примусы, и мы начали постепенно отогреваться. Перед сном, для окончательного согрева мы приняли спирта, по одному колпачку от фотопленки. Как, оказалось, ночевали мы напротив впадения ледника Военных топографов, примерно на том же месте, где ночевали зимой 2000 года, где нас также заставила встать на ночлег непогода. Оба раза мы хотели дойти до ГМС, от ледника Бивачного за один день, и оба раза нам горы это сделать не позволили.

ГМС имени академика Горбунова.

5.08. 15 ходовой день.

Утром переменная облачность, иногда выглядывает солнце. Выходим довольно поздно в 10-30. Вымокшую вчера одежду вешаем на рюкзаки, чтобы она сушилась на ходу. Идем по льду, участки шероховатого льда чередуются с участками гладкого льда. Небо и часть гор затягивает облаками, погода портится, идет снег. Через 3 км подходим к печально известному нам ледопаду, где зимой 2000 г. наш руководитель провалился в трещину на 15 м, но нам его удалось благополучно достать. Здесь необходимо идти в кошках, и часто при прохождении снежных мостов требуется страховка. Ледопад оцениваем примерно 1Б к.с. Пройдя ледопад, который тянется около 2 км, выходим на участок закрытого ледника, где необходимо идти в связках. Далее вылазим на гребень и по крутым осыпям, чередующимися с участками скал и снега поднимаемся к заброшенной ГМС им. Горбунова. Координаты метеостанции:N38?50',0706; E72?12',9636.

После нашего прошлого зимнего посещения, этой знаменитой метеостанции там кто-то побывал, и оставил после себя жуткую грязь и беспорядок. Мы тут же принялись за приборку и быстро навели порядок. Нашли довольно хорошего качества пшено и очень низкосортную муку, которые мы видели еще три года назад. На вертолетной площадке мы нашли две кучи банок тушенки, всего их было где-то сто штук. Зимой мы их не видели, потому что они были задуты снегом. Мы обрадовались этой добавке, к нашей скудной раскладке, и принялись жарить оладьи, варить пшенную кашу и прожаривать на сковородке тушенку. Из семи открытых нами банок тушенки шесть оказались пригодными для еды. Хотя срок годности их вышел еще в 1995 году. Мы решили на ГМС провести две полудневки, одну сегодня после обеда, а другую завтра до обеда.

6.08. 16 ходовой день.

С утра переменная облачность, ветер. Мы занимаемся хозяйственными делами: ремонтируем снаряжение, сортируем и лучше упаковываем продукты, жарим оладьи и тушенку, готовим свою еду по раскладке. Исследуем все помещения ГМС, смотрим книги из обширной библиотеки и метеорологические приборы. Все наши четыре фотографа заняты своим делом. После обеда выходим. Спускаемся на ледник, где сразу связываемся, поскольку он закрытый и просматриваются трещины. Снег 1А к.с., глубиной местами по колено, много луж такой же глубины, идти очень неудобно. Через полтора километра выходим на середину ледника, участок закрытого льда заканчивается. Здесь можно развязаться, но идти лучше в кошках, поскольку встречаются трещины. Идем по льду вначале 1А к.с., потом 1Б к.с. Неожиданно путь нам преграждает ледниковая река, шириной 2-3 м, глубиной до 2 м, с отвесными ледяными склонами. Идем вдоль нее, пока не находим узкое и мелкое место, где через нее можно переправится. Приблизительно через 2 км начался ледопад, продолжающийся около 2 км, где опять необходимо связываться, поскольку при прохождении снежных мостов требуется страховка. Ледопад оцениваем 1Б к.с. Встаем на ночлег у верхнего конца ледопада, между огромными трещинами, там, где нашли ровное место.

Ледник Наливкина.

7.08. 17 ходовой день.

Выход в 9-00. С утра и весь день идеальная безоблачная погода. Идем вверх по Федченко. Лед 1Б к.с., часто встречаются трещины, но двигаться по морене все же сложнее, чем по льду. Когда солнце поднимается выше, лед начинает подтаивать и становится 1А к.с. Поднимается ветер. Переходим правый моренный вал и идем немного срезая в сторону впадения ледника Наливкина. Подходим к следующему моренному валу, который начинается недалеко от устья ледника Наливкина и идем вдоль него. Ледник становится закрытым, идем по снегу 1А к.с. Пройдя 5 км, постепенно переходим с ледника Федченко на ледник Наливкина. Ледник Наливкина такой же ровный и широкий, как и ледник Федченко в средней части. Ширина его 2-3 км. Обедаем на морене. Дальше идем по ней, иногда ее пересекают широкие поперечные трещины. Через 4 км морена становится засыпанной снегом, и нам приходится связываться и идти по закрытому леднику, по снегу 1А к.с. На ночлег встаем не доходя до перевала Арал примерно 7 км.

Перевал Арал, 4918 м, 2А к.с.

8.08. 18 ходовой день.

Выход в 8-00. Ночь была холодной, расквашенный с вечера снег застыл, поэтому мы выходим раньше обычного, чтобы успеть пройти возможно большее расстояние по фирну. Идем в связках, но без кошек. Перелазим через застывшую ледниковую реку, преградившую нам путь. Идем довольно быстро. Ледник ровный, без трещин, плавно поднимается на перевал Арал. По застывшему фирну успеваем пройти четыре километра, потом снег постепенно начинает проваливаться. Перед перевалом Арал проваливаемся уже почти по колено. Перевал Арал мало заметен. Было несколько мест, когда казалось, что уже начинается спуск, но через некоторое время опять идем вверх. Наконец мы действительно поднимаемся на высшую точку, засекаем координаты перевала спутниковым навигатором: N38?46',7154; E72?27',0726. Высота перевала оказалась 4918 м, причем был очень хороший прием, было поймано сразу 9 спутников, поэтому этим данным можно доверять. Сложность перевала 2А, дана не за сам перевал, а за прохождение ледопада на леднике Северный Танымас.

Спуск с перевала оказался такой же, как и подъем, по пологому ровному леднику. Дальше идем по снегу также 1А к.с. Через 5,5 км от перевала Арал, перед поворотом ледника направо появляются трещины и разломы. Движение сильно замедлено из-за прощупывания трещин и поиска прохода между ними. Неожиданно лидер первой связки - Андрей Чумаков провалился в трещину на 3 м, и повис на веревке. Веревку тут же закрепили ко льду на ледобур, вытащили из трещины вначале рюкзак упавшего, а затем и самого Андрея. После этого тщательно прощупывая трещины, выходим к правой боковой морене, только сейчас появившейся из-под снега, и на ней обедаем.

После обеда около километра идем по правой боковой морене, затем переходим на открывшейся здесь уже ледник, и идем по нему без связок. Ледник вначале ровный, трещин немного, встречаем даже довольно большое озеро прямо на льду. Лед 1А к.с. Всюду множество кальгаспор. Через полтора километра после выхода на ледник начинается знаменитый ледопад на леднике Северный Танымас. Появляются сераки, огромные разломы и трещины. Лед 1Б к.с. Решаем пытаться найти проход через ледопад по правому карману и склону правого борта ледника, поскольку там, на первый взгляд вроде бы ровнее. Пробираемся через разломы и трещины к правому борту. Неожиданно попадаем на выставку ледовых скульптур, настолько красивой и разнообразной формы встречаются тут сераки. Здесь для фотоохоты задерживаемся на тридцать минут. Ночуем прямо на льду, выйдя из сераков, на довольно ровный ледник, но с множеством огромных трещин.

Ледопад на леднике Северный Танымас.

9.08. 19 ходовой день.

Выход в 9-00. Искать путь при прохождении ледопадов всегда сложнее при прохождении их сверху вниз, чем снизу вверх. Это как раз нам и предстояло. Пробираемся к правому борту, по льду 1Б к.с., сквозь сложно проходимые сераки и разломы, к месту впадения в ледник Северный Танымас правого притока. Подходим к правому карману ледника, спускаемся в него по крутому 40-50? и твердому льду. В кармане на границе льда и морены красивое озеро. Далее в обход огромных разломов на леднике мы совершаем траверс гребня 2А к.с. Поднимаемся на гребень правого склона, по осыпи 1Б-2А к.с. - 400 м, далее траверсируем его и спускаемся вниз на ледник по осыпи 1Б-2А к.с. - 400 м - свободным лазаньем, с самостраховкой ледорубом, а затем по разрушенным скалам крутизной 60-70? - вешаем 200 м перил. Спустившись на ледник, находим между сераков безопасное место и обедаем. После обеда в кошках пробираемся через разломы и сераки по льду 1Б-1А к.с. на середину ледника, где путь намного ровнее, и дальше идем по леднику до его конца, это около 2 км. Здесь переходим на левую сторону ледника и начинаем пробираться по моренам 1Б-2А к.с. к левому карману. Левый карман котлованообразной формы, правая стена его - морена ледника Северный Танымас, а левая - крутой, местами до 80? конгломератный склон, равномерно пересеченный кулуарами, разделенными выходами скал. В образовавшийся котлован по этим кулуарам слетают камни. Напротив таких кулуаров навалено много камней со свежими сколами. В таких местах следует быть предельно осторожными. Мы пересекали их по одному в самой дальней части от конгломератного склона, под самой мореной. В случае обстрела здесь можно выскочить за перегиб и укрыться за большим валуном. Камнепады идут каждые полчаса и продолжаются по 5 минут. По левому карману мы дошли до языка ледника. Ледник здесь ярко черного цвета. В самой нижней части ледник образует арку, из которой с грохотом вырывается мощный поток реки Северный Танымас, коричневого цвета. Идем вдоль реки, по левому берегу, проходим н/к прижим. Встаем на ночлег в том месте, где нашли небольшой чистейший ручеек, пробившийся из-под земли на берегу реки Северный Танымас. В этот день, как только мы спустились с ледника, нам опять напомнили о своем существовании пыльные бури, которые, как оказалось, вовсю свирепствуют, как на западном, так и на восточном склоне памирских гор.

Долины рек Северный Танымас и Танымас.

10.08. 20 ходовой день.

Утром ясно и безветренно. Всю ночь и утро мы периодически слышали камнепады в левом кармане ледника Северный Танымас, там, где проходили накануне. Вышли в 9-00. Идем по левому берегу, через полтора километра проходим некатегорийный каньон на реке Северный Танымас. Еще через 2,5 км доходим до слияния долин рек Северный Танымас и Танымас. Прямо напротив нас показался белоснежный ледник Грум-Гржимайло. Идем по левому берегу реки Танымас. Неожиданно попадаем в каменистую пустыню. Поражает контраст - вчера вечером мы еще ползали между ледовыми сераками, а сегодня утром идем по пустыне. Этот контраст подкрепила начавшаяся после 13-00 пыльная буря. И что самое поразительное - пустыню замыкает огромный ледник Грум-Гржимайло.

Через полтора километра после слияния Северного Танымаса с Танымасом, переходим вброд левый приток р. Танымас - переправа н/к. Продолжаем идти по пустыне. Идти удобно, камни небольшие, между ними песок довольно плотный. Через 5 км, 1 час 20 минут, доходим до реки Ташджилга, переходим вброд - переправа н/к. Через 3 км доходим до чистого ручья, где решаем пообедать, впереди, в 500 м виден каньон, который преграждает дальнейший путь. После обеда ищем пути обхода каньона, таковых нет. Координаты начала каньона: N38?41',3478; E72?36',9072. Решаем проходить каньон над самой водой, с использованием перил и страховки. Длина каньона 650 м. Категория сложности - 2А. Прохождение каньона осложняет очень высокий уровень воды, поскольку стоит ясная теплая погода и идет интенсивное таяние ледников. Самое сложное место в самом начале каньона. От склона горы отходит скала высотой около 10 м, примерно настолько же она выставляется в реку, образую мощное завихрение течения. Для спуска с этой скалы приходится вешать перила, при этом спускаешься прямо в воду и идешь по воде, иногда почти по пояс 20 метров, дальше снова вылезаешь на берег, где можно идти на самостраховке ледорубом или палками. Двигаться лучше над самой водой, иногда, где мелко и течение слабее, приходится спускаться в воду по пояс. В середине и в конце каньона есть еще два неприятных места, где скалы выставляются в реку, при прохождении этих мест лучше вешать перила. После прохождения каньона мы немного выжались и обсушились на сильном сухом ветру очередной пыльной бури. Идем дальше вниз по течению. Примерно через 1 км, после этого каньона мы уперлись в следующий, намного проще. Длина его примерно 200 м, при прохождении есть несколько неприятных мест, где необходимо идти очень осторожно, на самостраховке ледорубом или палками. Категория сложности каньона 1А. После этого каньона мы прошли еще около километра, перешли вброд чистый ручей - левый приток Танымаса, и уперлись в каньон, как оказалось потом самый сложный на всей реке. Я попытался пройти его понизу, местами по скалам, местами по грудь в воде, но сумел пройти всего метров 200. Дальше река упиралась в отвесные скалы, внизу было бурное течение и пешком было не пройти. Мы решили вернуться к только что перейденному нами чистому ручью и там переночевать. Пока готовился ужин сходили на разведку, но ничего определенного не узнали. Решено было завтра попытаться пройти каньон поверху. Прямо от палатки между разрушенных скал начиналась крутая осыпь 1Б к.с., по которой мы и решили начать подъем на скалы, в обход каньона.

11.08. 21 ходовой день.

Утром ясно. Вышли в 9-30. По крутой осыпи 1Б к.с. - 100 м, вылезли на гребень. Дальше начинаем вешать перила, при подъеме по гребню повесили 150 м перил, здесь крутая осыпь чередуется с разрушенными скалами, все вместе можно оценить, как осыпь 2А-2Б к.с. Дальше гребень переходит в гладкие, но, тем не менее, разрушенные отвесные скалы, плиты которых обращены вниз. Поэтому вверх вылезти очень сложно и опасно и мы начинаем траверс склона по разрушенным скалам и осыпным кулуарам между ними. Здесь тоже вешаем перила - 150 метров. Далее спускаемся в широкий кулуар, по которому можно вылезти наверх. По крутой осыпи 1Б-2А к.с. поднимаемся вверх по кулуару, за перегиб, и оказываемся на довольно пологом склоне, где между камней проглядывает трава. Поднимаемся еще выше, и выходим на ровное широкое травяное плато. Далее идем по нему около километра, подходим к ущелью реки Яманджилга, куда и спускаемся по крутому травяному склону. Пройденный каньон оцениваем 2Б к.с. С 11-00, в этот день задул сильный ветер, поднимая вверх тучи пыли и песка. Порывы ветра иной раз почти отрывали от земли, что сильно мешало прохождению каньона. На прохождение каньона мы потратили почти весь день, не сумев вовремя пообедать. Поэтому когда спустились к Яманджилге, мы вначале пообедали, а потом решили, что выходить уже поздно и начали ставить палатки и готовить ужин. Чистой воды здесь нигде нет. Днем Яманджилга несет довольно чистую воду, но большой ледник находившийся в верховьях реки перед обедом начинает таять, и к вечеру вода в реке становится мутной. Мутная она всю ночь и утро, а ближе к обеду становится чистой. Это происходит потому, что мутная ледниковая вода доходит до устья реки с запозданием, а ночью, когда ледник застывает вода идет чистой, но доходит до устья уже поздним утром. Мы нашли две лужи с отстоявшейся водой, в долине реки Танымас, из которых набрали воды для приготовления ужина. Когда через час после этого мы решили сделать добавки чая, то эти лужи уже были скрыты мутными водами реки Танымас.

Что касается этого каньона на реке Танымас, то проходить его намного проще, если идешь вверх по течению. Прямо от реки Яманджилга идет подъем по крутому травянистому склону на плато. Всего надо набрать 270 м высоты, это мы высчитали по спутниковому навигатору. Далее идешь по плато и вероятно есть более простой спуск, во всяком случая миную траверс, с навешиванием перил, в ущелье той речки, на берегу которой мы ночевали. Ночь была очень тихая и звездная. Луна светила так ярко, что можно было читать мелкий шрифт. Над горизонтом очень близко висел красный Марс.

12.08. 22 ходовой день.

Выходим в 10-00. Погода ясная, маловетреная. Утром вода в реке Яманджилга спала, и переправа оказалась проще, чем казалась с вечера, 1А к.с. Идем вниз по течению реки Танымас. Через 2 км доходим до очередного несложного каньона, 1А к.с. Проходим его приблизительно на высоте 40 м над уровнем реки, длина его 300 м. Двигаться можно на самостраховке ледорубом или палками. После каньона опять идем по дну долины реки Танымас, еще через 2,5 км доходим до реки Кирчинджилга. Переправа н/к. На небе появляются облака, ветер усиливается. В 13-00 начинается очередная пыльная буря, и что необычно, сопровождаемая дождем. Появляются первые деревья - акации и облепиха. Переходим вброд реку Янгиджилга - н/к. На другом берегу устраиваем обед, под ивами и березами. Идет дождь, вверху довольно сильный, но из-за чрезвычайной

сухости климата капли дождя не достигают земли, а высыхают примерно в 50 м над ней. После обеда переходим вброд реку Кокджар - переправа 1А к.с. После этого мы впервые за поход выходим на старую автомобильную дорогу. Для этого мы по крутому склону вылезаем вверх, приблизительно 70 м, и выходим на очередной виток ее серпантина. Отсюда открывается изумительный вид на реку Танымас, с множеством русел серебряного цвета при этом освещении. Широченная долина реки Танымас вся оплетена серебристой паутиной множества рукавов. Дальше мы идем по дороге, поднимаясь вверх по ее серпантину. Дорога эта во многих местах обвалилась, и на ней много завалов, так что проехать по ней можно, если ехать со стороны трассы Хорог - Ош, только до летовки Уручбулок. По дороге мы поднялись на самый верх хребта, высоко поднявшись над рекой Кокджар, а от уровня р. Танымас мы поднялись на 700 м. Дальше идем вверх по реке Кокджар, дорога здесь начинает понемногу спускаться, а река подниматься. Ночуем около летовки Уручбулок.

Перевал Аильутек, 3820 м, н/к.

13.08. 23 ходовой день.

Выходим в 9-30. Ясно, слабый ветер. Проходим мимо летовки Уручбулок. Здесь мы впервые встретили людей - таджикские дети, под надзором женщины пасли овец. Идем дальше по дороге, переходим вброд реку Кальтатур, н/к, далее без особого подъема, за 2,5 часа доходим до перевала Аильутек, н/к. Его высота, как показал GPS, 3820 м, и координаты: N38?38',3280; E72?55',7868. Воды нигде нет. Погода портится, дует сильный ветер и идет дождь. Пройдя 40 минут после перевала Аильутек, решаем пообедать, используя воду во фляжках. После обеда через 1,5 часа доходим до воды - пересыхающей речки Аильутек. Не доходя до нее, мы встретили четырех таджиков, которые пасли трех яков. После этого мы за 2 ходовых часа доходим до реки Кокуйбель. Эта река течет по безжизненной пустыне, а на полтора метра от ее вод, узкой полоской тянется зеленый оазис, с множеством трав и цветов. В этом оазисе мы и остановились на ночлег.

Долина рек Кокуйбель и Музкол.

14.08. 24 ходовой день.

Выходим в 10-30. Ночью выпал снег. Утром пасмурно и ветрено. Идем по дороге вверх по течению реки Кокуйбель. Идти довольно удобно, выпавший снег смягчает дорогу, но замедляет скорость передвижения. К обеду снег начинает таять. Километров через двадцать, вслед за дорогой, мы переходим на другой берег реки Кокуйбель. Доходим до переправы через реку Музджилга, где и встаем на ночлег.

15.08. 25 ходовой день.

Утром пасмурно и ветрено. Выходим в 10-00. Переходим вброд реку Музджилга, н/к. Переходим на реку Музкол, идем вдоль нее. Погода улучшается, часто проглядывает солнце. Обедаем перед бродом через реку Музкол. После обеда переходим на другой берег, переправа некатегорийная. Погода ясная, но ветреная. К вечеру доходим до трассы Ош - Хорог. Здесь и ночуем. За ночь не проехало ни одной машины.

Трасса Ош - Хорог.

16. 08. 26 ходовой день.

Утром переменная облачность, ветер. Решаем идти по дороге в сторону Оша, и ловить попутные машины, каких видимо не густо.

Пройдя 11 км, нам удалось поймать УАЗ-буханку, который и довез нас до Оша, всего за 215 рублей с человека. Правда, нам пришлось дать взятки на трех пограничных постах, чтобы нас выпустили из Таджикистана в Киргизию. На первом посту - милицейском, мы заплатили 1400 рублей за всех, на втором посту - таможенном, мы заплатили 600 рублей за всех, и столько же на третьем пограничном посту.

К вечеру мы были уже в Оше и ели арбузы. На этом наше путешествие завершилось.

7. Оценка категории сложности похода

Определение количества баллов за локальные препятствия

N

15,7

Траверс

81,7

* - из двух перевалов 1Б к.с., один засчитывается как 1Б к.с., а второй, как 1А к.с.

Определение количества баллов за протяженные препятствия

Препят-ствие

Продолжительность
26 дней.
20 дней.
Баллы за локальные препятствия (ЛП)
75.
Баллы за протяженные препятствия (ПП)
110.
Географический показатель (Г), баллы

Автономность, коэффициент (А)

Коэффициент перепада высот (К)

Общее количество баллов набранное
185 и более

категорируемым маршрутом (КС)

Коэффициент перепада высот К=1+ОН/12 = 1+12,08/12 = Где ОН - это суммарный перепад высот (включая подъемы и спуски) на активной части маршрута в км.

Общее количество баллов КС= ЛП+ПП+(Г?А?К) = 75+110+(10?1?2) = 205, что соответствует пешеходному походу 6 категории сложности.

8. Потенциально опасные участки (явления) на маршруте

1. Первая опасность, которая могла нас подстерегать, это древнее гнездо басмачей на Алтын-Мазаре (золотом кладбище). Издревле там собирались лихие люди, поскольку место там очень труднодоступное и укромное. Там очень плодородная почва для этих мест, и там даже растет настоящий лес. Туда всегда поднимались бандиты из долин западного Памира, там прятались от местных властей, там у них были схроны, где они прятали оружие и разные ценности, там они содержали домашних животных, это был так сказать их тыл. Современные киргизские и таджикские власти называют это место логовом бандформирований, а тропу через перевал Терс-Агар называют тропой наркокурьеров. Киргизские пограничники говорят даже, что в 2000-2001 гг. они там проводили спецоперацию, всех бандитов оттуда выбили, а перевал Терс-Агар заминировали. Заминирован ли он был на самом деле, я не знаю, поскольку нас туда свободно пропустили, и не о каких минах не предупреждали, а вот новый блокпост они действительно установили, в 16 км от перевала Терс-Агар. Этот блокпост действует только летом, а зимой, как они говорят, этот перевал не переходим. Я уж не стал им рассказывать, что сам ходил через этот перевал зимой 2000 г., причем местные охотники через него тоже переезжают на лошадях, мы их встречали. Вообще, киргизские пограничники к нам хорошо отнеслись, но только не разрешали нам переходить через таджикскую границу, говорили, идите вдоль по хребту до самого перевала Кызыл-Арт. Я уж пытался им объяснить, что у россиян с Таджикистаном безвизовый режим, но они не понимали, и пришлось мне пойти с ними на компромисс. Я им пообещал стараться идти по осевой линии хребта, и только иногда нарушать границу, но в недоступных для таджиков местах, и перейти обратно в Киргизию, не доходя до перевала Кызыл-Арт. Зимой 2000 г., когда мы проходили перевал Терс-Агар, мы внизу, но немного ниже заброшенной ГМС "Алтын-Мазар", видели много лошадей и несколько человек рядом с ними. У самих же домиков никого не было, только паслись 2 лошади. Незамеченные людьми мы прошли по своему маршруту. После этого мы оказались в Хороге у российских пограничников, и их начальник - генерал Маныч, нам сказал, что это там укрываются бандформирования, и поскольку там всю зиму есть подножный корм, - трава, потому что там нет снега, то там они зимой содержат лошадей. В этом году, когда мы ехали по ущелью реки Алтын-Дарья, нам повстречался старик киргиз, который сказал, что на Алтын-Мазаре сейчас находится человек 50 таджиков, что они люди лихие, а занимаются тем, что моют золото. Ведь недаром место называется Алтын-Мазар. Там с древних времен мыли золото, причем довольно много. Мы же оказавшись на Алтын-Мазаре, никого не встретили, правда к развалинам домиков не ходили, потому что нашли материал, для постройки рамы катамарана в засохшем от пожара участке леса, выше по течению бывшей ГМС. Так то мы намеренно старались никому не попадаться на глаза, и даже специально обходили домики, и шли с перевала, более глухой и дальней восточной тропой.

2. Вторая опасность это более двух десятков очень сложных переправ через рукава рек Сауксая и Сельдары с Беляндкииком. Причем вода в них очень тяжелая, потому что на 70 % состоит из твердых частиц - песка, извести и т.д. Стояла жаркая погода, и вода постоянно прибывала, и даже на катамаране нам удалось переправиться с очень большими проблемами. Катамаран у нас был 4-х местный, старый и поэтому быстро сдувался. Нас же был 7 человек с 50-ю килограммовыми рюкзаками, поэтому нам приходилось переправляться в 2 приема. Причем реки в этом месте делятся на множество рукавов, с островами, а при подъеме воды, река часто затопляет острова и бьет сплошным потоком, с бешеным течением, сложными прижимами, поворотами и водоворотами. Очень сложно было чалиться на другом берегу очередной протоки, который тоже является островом, и пытаться, чтобы не смыло в новую протоку. Так мы и переправлялись с острова на остров, почти постоянно находясь в ледяной воде, часто окунаясь в воду целиком, особенно при попытках зачалиться.

3. Третья опасность - это сели, которые сходили с бортов ледника Бивачного. Опасные места мы проходили после тщательной разведки и наблюдения, желательно утром, когда вода еще застывшая.

4. Четвертая опасность - прохождение ледопадов перед и после ГМС им. Горбунова на леднике Федченко. Эти ледопады не крутые, но сильно разломаны и часто приходится идти по снежным мостам неизвестной прочности. Поэтому приходилось идти в связках, и часто с попеременной страховкой. Но все-таки небольших провалов в трещины избежать не удалось.

5. Пятая опасность - закрытые ледники: Федченко, Наливкина, Северный Танымас. Причем участки закрытых ледников впервые встретились на леднике Федченко еще на высоте меньше 4000 м. Во избежание провала в трещину приходилось также идти в связках, в кошках и в касках, и прощупывая каждый шаг перед собой. И опять таки был один провал в трещину на глубину 3 м, но все прошло благополучно.

6. Шестая опасность - камнепады с левого борта орографически, долины ледника Северный Танымас и реки Северный Танымас. Камни в породе прорыли желоба и сыплются каждые 10 минут.

7. Седьмая опасность - это сложные прижимы на р. Танымас. Путь их прохождения ясен, когда идешь снизу вверх, а когда идешь сверху вниз, как было в нашем случае, и не видно прохода, то путь сильно усложняется. А когда идешь траверсом по очень крутой осыпи, чередующейся с разрушенными скалами, и с тяжелым рюкзаком, то ситуация часто выходит из-под контроля и возможен срыв. Во избежание этого необходимо проводить тщательную разведку, и при необходимости использовать веревку для страховки и для перил.

8. Восьмая опасность характерна для любого горного похода: на перевалах возможен очень сильный ветер, поэтому необходимо искать для бивака укромные места, и защищать палатку ветрозащитной стенкой.

9. Девятая опасность - горная болезнь. Большая часть маршрута проходит на больших высотах, от 4000 до 5000 м. Во избежание ее развития необходима постепенная акклиматизация.

10. Десятая опасность - также характерна для любого горного похода - это возможность ледовых обвалов, камнепадов, сходов лавин.

11. Это скорее не опасность, а просто очень неприятный момент характерный именно для данного региона - ежедневные пыльные бури, начинающиеся после 13-14 часов, когда находишься ниже зоны ледников. Причем они нас сопровождали как на западном склоне Памира - в долине реки Муксу, так и на восточном - в долине реки Танымас, и дальше на восток до самой трассы Ош - Хорог.

9. Наиболее интересные природные, исторические и другие объекты на маршруте

1. Алтын-Мазар - уникальное место на Памире, по природным и историческим особенностям.

2. Разливы рек, многочисленные рукава реки Сельдара, Сауксая и Беляндкиика.

3. Сели по бортам ледника Бивачного.

4. Ледник Федченко - самый длинный горно-долинный ледник в мире.

5. ГМС им Горбунова - самая высокогорная метеостанция на Земле, расположена на леднике Федченко на высоте 4200 м. Она заброшена с 1995 года, но большинство приборов исправны и она легко подлежит восстановлению.

6. Огромные белоснежные парусообразные ледовые сераки, с ледниковыми озерами между ними, на леднике Бивачном.

7. Песчаные бури в долинах рек Муксу и Танымас и на бескрайних просторах восточного Памира.

8. Долина реки Танымас, с огромными протяженными прижимами, и многочисленными разливами реки на множество рукавов.

9. Огромное холодное озеро Каракуль.

10. Самая сложная трасса в мире - восточно-памирский тракт или трасса Ош - Хорог, с перевалами высотой около 5 тыс. м.

11. Мощнейший узел оледенения в месте впадения в ледник Федченко с запада ледника Академии Наук, а с востока ледника Наливкина.

12. Заброшенные альплагеря в верховьях ледника Бивачного, с их памятными мемориалами.

13. Вершины высотой более 6-7 тыс. метров, встречающиеся нам на протяжении почти всего маршрута.

14. Грандиозная северная стена горы Музджилга высотой более 3,5 тыс. метров.

15. Красивейшие сераки-скульптуры на леднике Северный Танымас.

16. Мощнейшие разломы и ледопады в низовьях ледника Федченко, на леднике Бивачном и на леднике МГУ.

17. Древний город Ош, которому уже более 3000 лет, с его знаменитым Ошским базаром и сохранившимся восточным колоритом.

18. Изумительной красоты Нарынское водохранилище, расположенное на пути из Оша в Бишкек.

19. Многочисленные следы снежного барса и памирской рыси, встречаемые нами почти по всему маршруту.

20. Часто встречающиеся огромных размеров рога горных козлов, иногда вместе с черепом, а иногда и с недоеденной барсом тушей. Несколько раз мы видели и самих обладателей этих рогов.

21. Древняя тропа контрабандистов, проходящая по террасам над ледником Федченко.

10. Дополнительные сведения о походе

Снаряжение групповое

Наименование
Примечание
Палатка.
Каркасные, двухслойные, фирмы “Снаряжение”и «Баск».
Примус.
“Шмель-1” и “Дастан-1”.
Верёвка
10 мм – 47,5 м – 2 шт., 9 мм – 97 м – 1 шт.
Фотоаппарат.
“Зенит” – 2 шт., “Canon”, «Nikon».
Компас жидкостный.

Спутниковый навигатор.
GPS 12, фирмы “Garmin”.
Спутниковый телефон.
“Telit Sat- 550”.
Ножовка, для строительства снежной стенки.

Комплект топокарт.

Котел.
Алюминиевые на 4,5 л.
Пробки.
Сделаны по размеру ледобура, для сдёргивания верёвки.
Расходная веревка.
8 мм, 20 м длиной.
Крючья скальные.
Титановые.
Комплекты батареек.
для навигатора - 3?4 (АА)
19.
Катамаран 4-х местный.
Оставлен нами под ледником Федченко.
20.
Полиэтиленовый мешок.
Использовался для укладки заброски.
21.
Фанерный лист 5 мм, 40?40
Использовался для постройки лопастей весел.

Снаряжение личное

Наименование
Примечание
Рюкзак.
Капроновый, на 100-120 литров.
Ветрозащитный костюм.

Бахилы или фонарики.
Для защиты от попадания в ботинки снега и камней.
Спальный мешок.
Cинтепоновые, пуховые, куаллофилловые.
Накидка от дождя.

Комплект теплой одежды.
Желательно из материала Polartec.
Коврик пенополиуретановый.

Репшнуры.
2 конца
Длина 3-4 м, диаметр 6 мм.
Ботинки горные.
1 пара.
У шестерых пластиковые, у одного – кожаные.
Пуховка.

Очки солнцезащитные.

Кошки.
1 пара.
“Camp”, “Шарлет Мозер”, “Рысь”- пр-во “Манарага”( Свердловск), муравьевские.
Каска.
Строительные, и альпинистские “Camp ”.
Ледоруб.
У двоих айсбалли.
17.
Палки лыжные, или телескопические.

Страховочная система.

19.
Ледобур.
Титановые.
20.
Карабин.
“Иремель”, “Ирбис”, “Манарага”, “Кодар”.
21.
Спусковое устройство.
«Восьмерка».
22.
Подъемное устройство.
Жумары или самохваты “Уралальп”.
23.

26.
Кроссовки.

Особенности путешествий по Памиру

Для путешествия по Памиру необходимо оформлять пропуска в погранзону, и покупать пермит - разрешение правительства Киргизии, на путешествие в данном районе. Пермит нужен только для путешествия по району пика Ленина. Пропуска оформлять желательно заранее (лучше за 1 месяц), посылая свои паспортные данные, и указывая подробную нитку маршрута, в одну из туристических фирм, занимающихся организацией путешествий, в данный регион. Необходимо также зарегистрироваться на время пребывания в республике Киргизстан. Адреса туристических фирм.

"Asia Travel", 97, Chilanzarskaya str. Tashkent, 700115, Uzbekistan
Tel: (+99871)1735107, 1732655, Fax: +99871-173154
E-mail: attour@online.ru
www.asia-travel.uz

"ASIA MOUNTAINS", 1, Lineinaja str. 720021 Bishkek, Kyrgyz Republic
Tel: +996-312-414337 Fax: +996-312-41371
E-mail: aljona@mail.elcat.kg
E-mail: asiamountains@mail.ru

Настройки GPS - Garmin GPS 1MAIN MENU / SETUP MENU / NAVIGATION: POSITION FRMT: hddd о mm.mmm' MAP DATUM: WGS 8В координатах везде указаны градусы, минуты и десятитысячные доли минут.

Характеристика средств передвижения

Поезд Свердловск - Бишкек ходит 2 раза в неделю, из Свердловска отправляется по понедельникам и четвергам, в 14.30, а прибывает в Бишкек соответственно в среду и в субботу, в 17.10.

Поезд Бишкек - Свердловск отправляется из Бишкека, по вторникам и субботам, в 7.00, а прибывает в Свердловск соответственно в четверг и в понедельник, в 11.00.

Рейсового сообщения Бишкек - Ош не существует, поэтому необходимо нанимать такси, и договариваться о стоимости. Ехать по горной дороге через несколько перевалов 14-16 часов.

Для проезда из Оша, на Луковую поляну, или в другое место Алайской долины и Заалайского хребта необходимо воспользоваться услугами туристических фирм, потому что водитель должен иметь пропуск в погранзону, и хорошо знать дорогу.

Своё путешествие желательно зарегистрировать в штабе гражданской обороны Ошской области. Он находится на улице Ашхабадской, начальник оперативного отдела - подполковник Хилажев Шамиль Самигуллович. Тел. (3222) 2-18-44, и домашний телефон Хилажева- 7-52-00.

Организация питания на маршруте

Питание на маршруте было двухразовое горячее, плюс перекус в обед, с чаем или водой. Обед обычно длится в пределах одного часа. В этом походе мы использовали плавающую раскладку. Вес раскладки на одного человека в день составлял 700 грамм, при нахождении на высотах меньше 4000 м и в конце похода. Большую часть маршрута раскладка составляла 600 грамм, в первые дни похода и на максимальных высотах вес раскладки был 500 грамм. Бензина брали по 100 грамм на человека в день.

11. Стоимость проезда, проживания, питания на 1 человека

Стоимость проезда

1. Проезд Пермь - Свердловск - поезд, плацкарт, стоимость 200 р.

2. Проезд Свердловск - Бишкек - поезд, плацкарт, стоимость 1300 р.

3. Проезд Бишкек - Ош - автомобиль "Газель", стоимость 980 р.

4. Проезд Ош - блокпост в долине р. Алтын-Дарья - автомобиль "КамАЗ" - вездеход, стоимость 900 р.

5. Проезд трасса Ош - Хорог - Ош - автомобиль "УАЗ" - "буханка", стоимость 220 р.

6. Проезд Ош - Бишкек - автомобиль "Газель", стоимость 550 р.

7. Проезд Бишкек - Свердловск - поезд, плацкарт, стоимость 1700 р.

8. Проезд Свердловск - Пермь - поезд, плацкарт, стоимость 200 р.

Итог - общая стоимость проезда на 1 человека - 6050 р.

Стоимость проживания

1. Проживание в г. Ош, в гостинице на альпинистской базе расположенной на стадионе "Динамо" составляет 50 сом с человека в сутки, что равно 38 руб. Мы там ночевали одну ночь на пути вперед, и одну ночь на пути назад.

2. Душ в г. Ош, в гостинице на альпинистской базе расположенной на стадионе "Динамо" составляет 20 сом (15 руб.) с человека. Этой услугой мы пользовались 2 раза. 1 раз на пути вперед, второй раз на пути назад.

3. Сауна в г. Ош, в гостинице на альпинистской базе расположенной на стадионе "Динамо" составляет 50 сом (38 руб.) с человека. Этой услугой мы пользовались 1 раз, на обратном пути.

Итог - общая стоимость проживания на 1 человека составляет 144 рубля.

Стоимость питания

Стоимость питания на весь поход, с учетом раскладки закупленной в Перми, продуктов купленных в поезд и питания покупаемого в дороге составила примерно 1600 р. на 1 человека.

Стоимость дополнительных расходов

Сюда относится стоимость старого катамарана, купленного специально для переправы через реки Сауксай и Сельдару с Беляндкииком, стоимость медицинской аптечки, стоимость рем.набора, стоимость ксерокопии описаний перевалов и карт, стоимость комплектов батареек, для спутникового навигатора и пр. расходы. Стоимость дополнительных расходов составила 1150 рублей на человека.

Стоимость страховки

Стоимость страховки составила 1600 рублей на 1 человека.

Стоимость аванса для разговоров по спутниковому телефону

Составила 400 рублей на человека.

Стоимость пропуска в погранзону и регистрация в Кыргызстане

Стоимость пропуска 470 рублей на человека.

Стоимость регистрации 68 рублей на человека.

Общая стоимость 538 рублей.

Общая стоимость похода

Составила 11482 р. на 1 человека.

12. Итоги, выводы, рекомендации

За 26 ходовых дней пройдено 318 км, из них идут в зачет 297, потому что 21 км пройден радиально, по леднику Бивачному на ледник МГУ. Преодолены следующие препятствия:

1. Перевалы- 3, в т.ч. 2 н/к, и 1- 2А к.с.

2. Переправы через реки - 25, в т.ч. 11 - некатегорийных, 4 - 1А к.с., 3 - 1Б к.с., 1 - 2А к.с. и 6 - 2Б к.с.

3. Ледопады - 2 - 1Б к.с., сюда я отношу ледопады, которые находились на леднике, не во время прохождения перевала. Баллы за их прохождение я не получаю, ни как за локальное препятствие, потому что такого нет в перечне локальных препятствий, ни как за протяженное препятствие, поскольку прохождение ледопада отличается от просто ходьбы по леднику 1А или 1Б к.с. Прохождение ледопада, в крайнем случае, можно оценивать, как прохождение морены 2А-2Б к.с., но в данном случае морены не было, как во время прохождения ледопадов в низовьях ледника Федченко. Поэтому прохождение ледопадов я решил оценивать, как прохождение перевалов соответствующей категории сложности. Ледопад на леднике Северный Танымас я сюда не отношу, потому что он определяет сложность перевала Арал 2А, и баллы за этот ледопад я получаю, как за прохождение перевала 2А к.с. Ледопады в низовьях ледника Федченко, на леднике Бивачном и на леднике МГУ я также сюда не отношу, потому что баллы за их прохождение я получил, как за прохождение протяженных препятствий - морен 2А-2Б к.с.

4. Каньоны - 5, в т.ч. 1 - некатегорийный, 2 - 1А к.с., 1 - 2А к.с., 1 - 2Б к.с.

5. Траверс гребня - 1, 2А к.с.

6. Болота - н/к -4 км.

7. Морены. Всего - 40 км, из них - н/к - 11 км, 1А к.с. - 14 км, 1Б к.с. - 10 км, 2А к.с. - 4 км, 2Б к.с. - 1 км.

8. Лед. Всего 25 км, из них 1А к.с. - 17 км, 1Б к.с. - 8 км.

9. Снежный покров. Всего - 12,5 км, из них н/к - 3 км, 1А к.с. - 9,5 км.

Зафиксированы координаты ключевых мест похода - перевалов, бродов через реки, метеостанций, прижимов и т.д.

Совершен транспамирский переход, который соединил в едином автономном маршруте самые разные районы Памира - Северный, Центральный, Северо-западный, и Восточный. Измерены высоты долин, ледников и перевалов, и проверено их соответствие с картами.

Пройдено 5 гигантских (в мировом масштабе) ледников: Федченко, Бивачный, МГУ, Наливкина и Северный Танымас.

Собрано большое количество качественного фотографического материала, в четком и подробном хронологическом порядке.

Написана статья об этом путешествии в областной газете "Пермские новости "- смотреть приложение.

Приложение. Прилагается статья о путешествии, напечатанная в областной газете "Пермские новости", № 42 от 17 октября 2003 года.