18 января 2013
Год путешествия: 2000
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: III

Маршрутная книжка № 1/4 - 319

Руководитель: Казаков А.И. (Москва)

Отчет из библиотеки МГЦТК № 5699

Сканирование и обработка: Пётр Сломинский (Москва)

"...нам ли нашу волю на покой менять..."

Тимур Шаов, "Дорожная"

Заброска на р.Кутсайоки

В Кандалакше по тел.(81533) 3-21-82, Рыбалов Валерий (можно договориться заранее и вас встретят в Кандалакше на вокзале). Он занимается заброской групп до р.Кутсайоки на своей машине (фургон ЗИЛ-130). Как правило довозит к реке до мест: "Голубые озера", которое находится на оз.Пюхяярви (в таком случае маршрут начинается с порога "Сомнительный"), или же "Чертов мост" (оз.Юрхямяярви), что гораздо дальше.

Общее время заброски до оз.Юрхямяярви около 4,5 часов, до оз.Пюхяярви примерно на час меньше.

Поезда по ж.д. ветке Кандалакша - Алакуртти не ходят.

Внимание! Маршрут проходит в погранзоне. Необходимо иметь маршрутные документы и паспорта.

1. Справочные сведения о путешествии

Маршрут проходит по рекам Кутсайоки и Тумча, протекающих по нагорью Манселькя Кольского полуострова.

Нитка маршрута: оз.Юрхямяярви - р.Кутсайоки - р.Тумча -Тумчаозеро.

Протяженность маршрута - 182 км.

Средства сплава: четырехместный и пять двухместных катамаранов.

Заявочные материалы были рассмотрены МКК Московского городского Центрального туристического клуба, шифр 177-00-66665555.

Группе была выдана маршутная книжка № 1/4 - 319.

2. Сведения о районе путешествия Общегеографическая и туристическая характеристика

Маршрут путешествия проходит по территории Мурманской обл. и Карельской автономной республики России (на границе Карелии и Кольского полуострова). Нагорье Манселькя, по которому проложена основная часть маршрута, находится за полярным кругом и относится к южной части Кольского полуострова. Отсюда - природные особенности района: продолжительная зима, поздний ледоход (середина мая), половодье в конце мая - начале июня, короткое лето.

Растительность типично таежная (ель, сосна, береза), сопки невысокие, покатые, до вершин поросшие тайгой.

Реки юга Кольского полуострова имеют преимущественно осадочное питание. Очень развита гидрографическая сеть - множество болот, марей, озер, замкнутых и соединенных протоками в огромные системы. Сток рек зарегулирован озерами, из-за чего дождевые паводки слабо выражены и растянуты во времени.

Маршруты проходящие по р.Тумча и ее притокам в настоящее время пользуются большой популярностью у туристов водников.

По нашим оценка, с 94 года по нынешний число групп, одновременно находящихся на маршруте, выросло на порядок и измеряется уже десятками. (При выброске на катере с Тумчаозера нас было около 40 человек, и это только в один день!)

Общая характеристика реки

Река Кутсайоки вытекает из озера Юрхямяярви, имеет длину около 84 километров, расход воды в истоке 8 куб.м/с, при впадении в Тумчу - 25 куб.м/с.

Реку можно условно разделить на три участка.

Верхний участок: исток - оз.Пюхяярви, имеет уклон до 10 м/км (в каньонах - до 20 м/км).

Средний участок: оз.Пюхяярви - левый приток Вуориярви, имеет уклон до 5 м/км (основное падение приходится на пороги и водопады "Оба-на" и "Маманя", препятствия разделены плесами).

Нижний участок имеет уклон 2-3 м/км и состоит из отдельных порогов, разделенных многокилометровыми плесами.

Оставшийся участок маршрута, проходящий в нижнем течении Тумчи, имеет уклон и распределение перепадов, аналогичные нижнему участку Кутсайоки.

Расход Тумчи в устье 40-50 куб.м, длина участка от впадения Кутсайоки до Тумчозера - 35 км. Длина маршрута по озеру 60 км.

3. Организация путешествия

Выбранный вариант маршрута определили сроки прохождения (не более 2-х недель с учетом проезда по железной дороге) и скромные финансовые возможности большинства из участников. Половина участников ранее в разные годы уже побывала на реке Тумча.

В распоряжении группы был видеофильм снятый группой Москвичей под руководством А. Козлова в 99 году, использованное ими техническое описание ( Михаил Афанасенков, "http://www.aha.ru/---flfanasl" rel="nofollow").

В библиотеке МГЦКТ имеются отчеты 98 и 99 года №№ 5604, 5619, 5543, 5548.

4. График движения

29 июля. Москва -Кандалакша, поезд.

30 июля. Москва - Кандалакша, поезд.

Кандалакша - пос. Алакуртти - оз.Юрхямяярви ("Чертов мост"), автомашина.

Стапель.

31 июля. Стапель - каньон "Короткий", 1,5 км ниже по плесу. 1 августа. Каньон "Короткий" - порог "Прыжок" - порог "Щечки" - порог "Кавказский" - порог "Горка" - озеро Пюхяярви.

2 августа. Озеро Пюхяярви - порог "Сомнительный" - порог "Муравей" - порог "БСТ".

3 августа. Порог "БСТ" - прохождение водопада "Оба-на".

4 августа. Обнос водопада "Маманя" - порог "Ступенька".

5 августа. Порог "Ступенька " - порог "Водопадный".

6 августа. Прохождение порога "Водопадный" - река Тумча - порог "Карниз".

7 августа. Порог "Карниз" - порог "Шляпа" - устье реки Тумча.

8 августа. Устье реки Тумча - 4 часа хода по Тумчаозеру.

9 августа. Дневка, баня.

10 августа. Катер до пос.Зареченск, машина до города Кандалакша.

11 августа. Кандалакша - Москва, поезд.

12 августа. Кандалакша - Москва, поезд.

5. Техническое описание

Суда собирали в истоке р.Кутсайоки (оз.Юрхямяярви). Расход около 8 куб. м/с. Сплав начали от моста - "Чертов мост".

Порог № 1 через 300 м, перепад 1 м, идется сходу. За порогом разлив около 1 км - подпор перед препятствием №2 (каньон "Короткий"). Длина препятствия-350 м. Структура сложная, требует просмотра, уклон около 20 м/км. Страховка береговая, в малую воду возможны негабариты. В сливах острые полуобливные зубья. Предполагаемая категория сложности (только для катамаранов) 4-5.

За каньоном разлив. Через 1-1,5 км река уходит вправо, через 30 м препятствием 3. Река разбита на две протоки скальным островом. В левой короткой прыжок около 1м, в правой мелкой€ьгстротек^ камнями. Сложность 2 к.с.

Через 20 мин. сплава - порог № 4, аналогичной структуры и степени сложности. Между порогами несколько простых шивер и перекатов. Идется сходу. За препятствием №4 цень "едких перекатов. Река постепенно входит в каньон "Крутой" - слева появляются скальные бомы.

Препятствие № 5 - порог "Прыжок" - можно считать первым в ряду сложных препятствий каньона.

Ориентиры: короткий подпор перед порогом, за ним резкое сужение русла, бом слева, нагромождение камней справа, крупный "жандарм" в середине русла. Порог водопадного типа, длина 20 м, высота около 2 м. Страховка береговая, категория сложности 3-4. Далее плес длиной 100 м, переходящий в шиверу, за ней начинается порог №6 "Щечки". Ориентиры: сужение русла в скальную щель вперед. Первый слив порога небольшой при ширине русла около 7 м, через 10 м сужение до 1,8 м со сливом 1 м. Слева очень высокий бом, справа пониже - 5-7 м. Общая длина порога 25-30 м, на выходе спокойная вода.

По малой воде возможен непроход. Проходили страхуя с воды. Обнос, проводка по правому берегу. Категория сложности 3.

Далее плес 100 м., за ним шивера начало препятствия № 7 порога "Кавказский". Чалка в конце шиверы справа. Препятствие № 7 - порог с двумя водопадными ступенями, имеющими сложную структуру. Разделены короткими участками с камнями и сливами. Длина порога 150-200 м, перепад 8 м Тропа обноса вдоль правого берега. Страховка береговая. Четырехместный катамаран обнесли. КатегорияЧУЮЖНОСТИ-4-5.

После короткого плеса снова сужение реки под левый бом - ориентир препятствия № 8- порога "Горка". На^ходе мелко, далее бурный водоскат наискось слева направо, угол падения 45 град. Заканчивается небольшим прижимом к скале правого берега. Длина порога 20 м, перепад около 4 м. Сложность порога 4 к.с. Страховка за сливом с берега.

За порогом препятствие № 9 - довольно сложная шивера, забитая крупными камнями, с пологим выходным сливом по центру русла. Шли с ходу. Категория сложности 3.

Выходной слив шиверы впадает в озеро Пюхяярви, это конец каньона "Крутой". Длина каньона от порога "Прыжок" до озера Пюхяярви около 2,5 км. Прохождение этого участка, включая обносы груза, просмотры займет не менее 5 часов. При большой воде все пороги каньона проходимы, но в этом случае его общая сложность может быть оценена не менее 5 к.с.

Через 30 минут сплава - следующее препятствие, начало нового каньона, порог № 10 "Сомнительный". Ориентиры: сужение русла, скальный бом справа, более пологие и низкие скалы и лежащие в воде большие камни слева. Чалка слева. Порог имеет три ступени, расположенные примерно на равном расстоянии друг от друга. Первая и вторая ступени, соответственно 2 и 1,5 м, расположены на одной линии, третья 1 м после крутого поворота вправо. Длина порога 50 м, сложность - 4 к.с. Требуется просмотр, страховка с берега. До и после порога ллес.

Через 10-15 мин. Сплава по плесу резкий поворот влево, на повороте лесистый островок - ориентир препятствия № 11 порога "Муравей". Правая протока мелкая, в левой-бурная крутая горка длиной 70 м с бочками на входе и выходе, очень узко, возможен непроход в малую воду. Осмотр по левому берегу. Категория сложности 3. Шли сходу.

После 1,5 км сплава порог № 12 "БСТ". Ориентир: скальный полуостров по правому берегу, оставляющий в русле узкий проход слева. Возможно несколько вариантов прохождения. Наиболее полноводный под левым берегом - сложный слалом с необходимостью ухода от прижима к жандарму на выходе. Требуется просмотр, возможен по правому берегу. Страховка береговая. Сложность 3 -4 к. с..

Через 200м плеса препятствие № 13-водопад"Оба-на". Представляет собой^аклонную плиту длиной 30 м и перепадом 7-9 м. Основная масса воды падает по плите вдоль левого бома, на выходе - мощная бочка. Часть воды взваливается с рваного отвесного правого края плиты и разбивается внизу о камни. Просмотр, обнос по правому берегу. В малую воду непроходим. Четырехместный катамаран обнесли, страховка с воды ниже выходной бочки. Категория сложности 5.

После 400 м плеса препятствие № 14 - водопад "Маманя". Высота 17-20 м, угол падения более 45 град. имеет три ступени, после второй мощный котел под левым берегом - из которого можно впрыгнуть. Прохождение всего водопада проблематично. Обнос по скалам левого берега. Скалы крутые, внизу возле водопада, мокрые и скользкие от водной пыли, в районе котла узко. Возможно, потребуется наведение страховки.

Сразу за водопадом на левом берегу стоянка для небольшой группы.

Через 20 мин. хода по плесу скальное сужение русла, перед ним по правому берегу галечная отмель. Это ориентиры порога № 15 "Тесный". Порог вполне соответствует названию: большие скальные обломки перегораживают и без того узкое русло. Длина порога 50 м, по нашей воде есть негабариты. Обнос по правому берегу, занял 30 мин.. По большой воде сложность 4 к.с.

Порог "Тесный" - последнее препятствие 3-го каньона, длина которого около 11 км.

За порогом плесы, разделенные небольшими шиверами, перекатами. Берега понижаются.

Через час сплава встречается островок, за ним разбой на три протоки. Через 100 м протоки сливаются, за слиянием остатки автомобильного моста на заброшенной дороге.

Далее, плес около 1км, в конце узкая протока с перекатом. После переката плес с поворотом вправо, за ним простая шивера. Далее 3 часа плесов. Берега низкие, река петляет, по левому берегу недалеко от реки проходит дорога. Места посещаются рыбаками.

В конце участка по левому берегу перпендикулярно к реке подходит грунтовка. Здесь есть место для стоянки. Отсюда до порога № 16 150 м.

Порог № 16 расположен на левом повороте, имеет ступенчатую структуру, перепад 1,5 м, длина 20 м. Категория сложности 2 . Идется сходу. Просмотр с любого берега.

За порогом поворот вправо, сужение русла - ориентиры порога № 17 "Ступенка". За сужением входная шивера, длиной 100 м. Основной слив около 2 м, сложной структуры через всю реку (слева более крутой, справа - более пологий, но с обливниками и бочками). Далее выходная шивера по всей ширине забита камнями, длиной 350 м. Общая длина порога 500 м, перепад -5 м. Требует просмотра. Возможна промежуточная чалка в улове справа перед основным сливом. Страховка береговая, осмотры возможны по обеим берегам. Категория сложности - 4.

За "Ступенькой" около 1,5 часов сплава по плесам до препятствия №18 порога "Малый каньонный". Ориентиры: скальное сужение, характерный шум. Порог каньонного типа, в скальном каньоне - валы, бочки, слабый прижим к левой скале, на выходе надводные камни. Длина 100 м. Категория сложности - 2. Шли сходу. Осмотр возможен с левого берега.

После 4 часов сплава несложный порог № 19, состоящий из одного слива высотой около 1 м и нескольких камней за ним. Длина 20 м. Шли сходу, сложность - не выше 2 к. с.

В Ш0 м за порогом № 19 река упирается в скалу левого берега - это ориентир порога, №20 "Водопадный". Чалка к мысу правого берега. С наплыва слышен мощный шум. Порог "Водопадный" - один из сложнейших порогов маршрута. За поворотом большая плоская надводная плита ближе к левому берегу, далее сужение к скале слева, слив 1 м разделенный надвое полуобливным зубом, за ним водопадный слив высотой около 3,5 м с мощным валом на выходе. Через 15м быстротока еще один слив с бочкой более 1 м, за ней бочка послабее. Общая длина порога 100 м, перепад - около 8 м. Требует просмотра. Обносы и просмотр по правому берегу, здесь же вдоль всего порога и за ним несколько стоянок.

Проходили на разгруженных судах, страховали с берега. Категория сложности для катамарана - не ниже 4 к.с.

Через 120 м порог №21. Состоит из двух ступеней через все русло реки. Обе ступени имеют перепад около 1,5 м, и разделены по ширине на несколько сливов валунами и плитами. Основные сливы по центру, расстояние между ступенями 50 м. Вода спокойная.

За второй ступенью короткая выходная шивера. Длина порога 100 м. Категория сложности 2 к. с, страховка с воды, за препятствием река делает резкий поворот влево, до впадения в Тумчу около 1,5 часов сплава ^ез заметных препятствий. Кутсайоки впадает в Тумчу широким плесом, расход в устье около 25 куб.м/с. Расход Тумчи после слияния около 60 куб.м/с.

Река Тумча

От стрелки 40-минут -сплава по плесу со слабым течением до порога № 22. Порог "Несложный" образуют выступающие с обоих берегов плоские скалы. Перепад 1,5 м, длина 20 м, категория сложности 2 к.с. Идется сходу.

Через 400 метров препятствие № 23 - порог "Карниз". Ориентир: плоский каменный остров ближе к левому берегу. Правее острова большой валун. В узкой левой протоке водопад до 2,5 м. От правого берега чуть ниже линии остров- валун, реку до середины перегораживает перпендикулярно берегу карниз высотой около 2 м, с которого вода падает в пенный котел. Узкий проносной слив по левому "раю карниза. Далее скальное сужение с валами высотой до 1 м. Длина порога 109 м, общий перепад около 5 м. Требует просмотра, который возможен по любому берегу (целесообразнее справа) и с острова. Сложность порога для катамарана4 к.с, страховка возможна как с воды, так и с берега. Вариантов прохождения несколько.

От порога 1 час сплава по плесу до несложного каньонного каскада порогов. Ориентиры: скальное сужение, за 100 м до первого порога каскада № 23 большой остров. Проход слева.

Следующий порог №24 несложный, порог № 25 - каньонного типа, порог №26 - зигзаг. Пороги следуют один за одним, разделены очень короткими плесами. Характерны небольшими (до 0,5 м) валами и бочками, слабыми прижимами, отдельно стоящими обливными и надводными камнями. Сложность для катамарана 2 к.с, идется сходу. Длина каскада около 1 км, уклон - не более 5м/км.

После 20 минут сплава по плесу - последнее препятствие на Тумче - порог № 27 "Шляпа". Ориентиры: сужение русла, лесистый остров по центру. Правая протока каньонного типа -проходима в большую и среднюю воду. Левая протока круто поворачивает влево, а затем вправо, петлей огибая остров.

На входе по центру жандарм. Справа от него струя поворачивает и уходит в прижим к скалам, на выходе слив. Валы до 0,5 м, общая длина 80 м, перепад 4 м. Желателен просмотр, вариантов прохождения много. Страховка с воды, категория сложности 3 - 4 к.с.

За порогом слева вагончики от брошенного поселка лесорубов -сюда ходит катер. Стоимость рейса до пос. Зареченск 100 руб. с человека).

После порога "Шляпа" около 15 км до устья Тумчи. Препятствий нет, течения нет, хорошее место для стоянки найти трудно.

Переход по Тумчаозеру до поселка Зареченск занимает, обычно, не менее 2-х дней, на скорость перехода по озеру влияют сила и направление ветра и качество ориентирования. Конец маршрута - пос.Зареченск, от устья Тумчи до него около 60 км.

Выводы и рекомендации

Пройденный маршрут но мнению участников значительно интереснее многих известных нам рек Кольского полуострова.

Популярность маршрута растет год от года, и количество групп начинает напоминать межсезонный Кавказ прошлых лег.

Целесообразность прохождения верхнего участка реки Кутсайока определяется уровнем воды и готовностью группы к постоянным ремонтам дыр от острых как бритва камней. Наиболее оптимальным средством сплава считаем двухместный катамараи. Каякерам необходим соответствующий опыт. Несмотря на незначительный расход, объединенные в каскады препятствия опасны.

Маршрут может быть пройден и за одну неделю (при соответствующем опыте), если отказаться от прохождения верхнего участка и воспользоваться услугами катера.

Автомобильная заброска на маршрут и выброска от пос.Зареченск в настоящее время трудностей не представляют.

Смета расходов на одного участника

1. Ж/ д билеты в плацкартном вагоне Москва - Кандалакша Кандалакша - Москва 191 руб.

2. Автомобильный транспорт

Кандалакша - пос.Алакуртти "Чертов мост"

пос.Заречинск - Каидалакша (можно дешевле)

3. Катер Середина Тумчаозера - пос. Зареченск

4. Питание на маршруте

5. Питание в дороге

Итого; 191 руб. 183 руб. 145 руб. 145 руб. 50 руб. 500 руб. 100 руб. 1314руб. (около 50$)

ЖЕЛАЕМ УСПЕХА!

Первый катамаран

1. Ирина Игоревна Соловьева, 65 г.р., г.Москва, преподаватель. (р. Полометь, р. Снежная)
  2. Артем Алексеевич Фролов, 71 г.р., г.Королев Моск.обл., сне, ИОФРАН. (р. Тумча, р. Снежная)

Второй катамаран

1. Вадим Николаевич Куликов, 55 г.р., г.Королев Моск.обл., завлаб, НИИМАШ. (р. Тумча, р. Ингури, р. Обихингоу, р. Аргут)
  2. Евгений Федорович Кузнецов, 54 г.р., г.Пушкино Моск.обл., бухгалтер. (р. Кереть, р. Тумча)

Третий катамаран

1. Мария Федоровна Кузнецова, 63 г.р., г.Королев Моск.обл., экономист. (р. Тумча, р. Катунь, р. Снежная, р. Хара-Мурин)
  2. Александр Львович Фокин, 61 г.р., г.Химки Моск.обл., программист. (р. Шавла, р. Катунь, р. Китой)

Четвертый катамаран

1. Николай Викторович Барков, 55 г.р., г.Москва, адвокат. (р. Шавла, pp. Китой - Онот)
  2. Михаил Васильевич Илюхин, 62 г.р., г.Москва, строитель. (р. Кубань, pp. Китой - Онот)

Пятый катамаран

1. Мария Михайловна Куршакова, 80 г.р., г.Королев Моск.обл., студ., МФТИ. (р. Воньга)
  2. Михаил Юрьевич Куршаков, 57 г.р., г Королев Моск.обл., ЦНИИМАШ. (р. Тумча, р. Снежная, р. Катунь, pp. Сорбо - Кафарниган, р. Башкаус, р. БзыЙь, р. Китой, р. Аргут)
  3. Павел Валерьевич Соловьев, 87 г.р., г.Мытищи Моск.обл., уч-ся. (р. Мета)
  4. Владимир Петрович Лапкин, 52 г.р., г.Зеленоград Моск.обл., инженер, (р. Снежная, р. Хара-Мурин, р. Шавла, р. Катунь)

Шестой катамаран

1. Ольга Евгеньевна Палехова, 48 г.р., г.Ивантеевка Моек обл., преподаватель. (р. Урух, р. Кура, р. Кодори, pp. Чуя - Катунь)
  2. Алексей Игоревич Казаков, 56 г.р., г.Москва, начеек., АООТ "Радиофизика" (р. Тумча, р. Снежная, р. Катунь, pp. Сорбо - Кафарниган, р. Башкаус, Шавла, р. Китой, р, Аргут)

Отчет о водном туристическом путешествии III к.с. по Мурманской областиОтчет о водном туристическом путешествии III к.с. по Мурманской областиОтчет о водном туристическом путешествии III к.с. по Мурманской областиОтчет о водном туристическом путешествии III к.с. по Мурманской областиОтчет о водном туристическом путешествии III к.с. по Мурманской областиОтчет о водном туристическом путешествии III к.с. по Мурманской областиОтчет о водном туристическом путешествии III к.с. по Мурманской областиОтчет о водном туристическом путешествии III к.с. по Мурманской областиОтчет о водном туристическом путешествии III к.с. по Мурманской областиОтчет о водном туристическом путешествии III к.с. по Мурманской областиОтчет о водном туристическом путешествии III к.с. по Мурманской областиОтчет о водном туристическом путешествии III к.с. по Мурманской областиОтчет о водном туристическом путешествии III к.с. по Мурманской областиОтчет о водном туристическом путешествии III к.с. по Мурманской областиОтчет о водном туристическом путешествии III к.с. по Мурманской областиОтчет о водном туристическом путешествии III к.с. по Мурманской областиОтчет о водном туристическом путешествии III к.с. по Мурманской областиОтчет о водном туристическом путешествии III к.с. по Мурманской областиОтчет о водном туристическом путешествии III к.с. по Мурманской областиОтчет о водном туристическом путешествии III к.с. по Мурманской областиОтчет о водном туристическом путешествии III к.с. по Мурманской областиОтчет о водном туристическом путешествии III к.с. по Мурманской областиОтчет о водном туристическом путешествии III к.с. по Мурманской области