19 января 2013

09.07.2004 - 18.07.2004

Дневник - описание

Маршрут:
г. Москва - ст. Сосновец - Муеозеро (мыс южн. берега) - р.Кемь (Подужемская ГЭС) - г. Кемь - пос. Рабочий Остров - Соловецкие о-ва - г. Кемь - г. Москва
Сплавной маршрут: оз. Муеозеро - о-в Троицы - Гнилая Охта - оз. Юляозеро - оз. Ригорека - оз. Алозеро - р. Охта - оз. Лежево - оз Торосозеро - оз. Пебозеро - оз. Хизиярви - оз. Воронье - оз. Корниозеро - р. Кемь - Подужемская ГЭС, общая длина маршрута 116 км

Общая длина маршрута 116 км. Длина маршрута была измерена по карте с координатной привязкой и, впоследствии, подтверждено данными GPS.

Категория сложности: III, вода высокая

Экипажи

КНБ Маринка - 2:
- Сергей isv (Терминатор - 2)
- Сергей psv (Карлсон)
- Олег Сергеевич (psv junior Малыш)

Щука - 3 (aka Fish-кa):
- Аркадий (моя, однако)
- Анатолий Михайлович (мой отец)
р. Охтар. Охтар. Охта

Заброска - выброска
Можно ориентироваться на два варианта: от ст. Сосновец (останавливаются только пасс. поезда) и от г. Беломорск (скорые и пр.) Дистанция заброски около 80 км по трассе на Новое Машозеро от Сосновца и еще около 20 км по асфальту от Беломорска до Сосновца По времени заброска занимает около 2-3 часов (от Сосновца), т.к. 3/4 трассы - препоганая разбитая грунтовка. Договориться о заброске можно с: Черемухины Леонид и Владимир (8-81437-21-314, 8-81437-23-177), Фомины Юрий Борисович и Роман (8-81437-36-688, 8-81437-36-757), Зимин Олег (8-81437-22-210) у всех УАЗы разных модификаций (и следовательно более проходимы по трассе) и ГАЗы (более вместительно, но везут только к мосту aka "Финский вокзал"). Стоило от Сосновца до Муеозера - УАЗ (2 500 р), ГАЗ (3 000 р).
Пос. Подужемье - Кемь (около 25 км). Есть полурегулярный автобусный маршрут, расписание меняется ежегодно, интервал движения около 2 часов, последний идет около 20-40. Извозом также занимается мужичок, проживающий по адресу Подужемье, д.1, кв.2 на "копейке", стоит около 250 р.

Связь
В Сосновце берет МТС, Мегафон, Билайн (на пределе ок. 40% приема), уже на Охтопороге и далее цепляется связь (урывками от 20% до 40%). В Кеми и на Соловках связь отличная.

Режим питания
- Насыщенный завтрак: каша на молоке с изюмом/курагой+чай+сникерс либо творог с изюмом/курагой+чай+сникерс .
- Горячий перекус: сало+ мясо вял/к+кружка супа+кружка чая+ сникерс (термос 1 л на двоих).
- Плотный ужин: каша+мясо/тушенка+кисель+чай+халва.
Все каши: гречка/рис/пшеничная/пшено в варочных пакетах (быстрее обычной и гораздо удобнее).
Мясо/творог/ масло слив./ супы: сублиматы пр-ва "Гала-Гала" (гораздо вкуснее и лучше, чем у НордТрека, но сравнительно дороже). Очень удобно, значительно экономит время на собственно готовку. Брал это хозяйство с некоторым скепсисом, но результатом более чем доволен.

Общее описание
Отчетов по реке написано великое множество и мы использовали отчеты-лоции от Афанасенкова и Шевлякова. Последняя более скрупулезно описывает препятствия (строгая последовательность без выноса препятствий в примечания к более крупным как у Афанасенкова). Помимо прочего в этом году каждый день лил дождик и вода была ВЫСОКОЙ, что тоже вносило свои коррективы. Из общих особенностей на реке - дрова есть, но их требуется долго собирать плюс ежедневно шли дожди и все вымокало, поэтому полезно возить с собой со стоянки на стоянку некоторый топочный объем сухих дров. Второй парадокс состоял в том, что невзирая на нежаркое лето (солнечных дней очень-очень мало) вода прогрелась до 16-18 С. Для любителей рыбалки - рыбы много. Еще одно примечание - в связи с сырым летом было МНОГО комаров и мошки и даже супер токсичный Gardex Extreme дает относительную защиту всего на 1 час (против обычных 3-4 часов)

Карта маршрута
  На ней отмечены все упомянутые в лоциях и отчетах стоянки (пальмой), нанесены имена порогов и указана особенность прохождения (ПБ, ЛБ, камень).

р. Охта

09-10-11.07.2004
День (дни) подготовительный

Выехали на Мурманском пассажирском 382 с Ленинградского вокзала . Ехать чуть более суток, в Сосновец поезд прибыл 10/07/04 с опозданием на 40 минут (около 21:00), стоял всего 1 минуту.. На платформе встречал Олег Зимин на УАЗе -вахтовке загрузились и выехали сразу же. Дорога - жуть, делали две остановки в пути для 5 мин "Гринпис" (от англ. "Piss" и "Green" ;-) и отдышаться. К 24:00 были заброшены на мыс Муеозера недалеко от о-ва Троицы. Туча комаров и мошки, дерганый стапель. В 1:40 (уже 11/07/04) выход на воду, курс на о-в Троицы. р. ОхтаСкит с воды НЕ ВИДНО, поэтому долго сомневались- тот или не тот остров и проскочили шикарнейшую стоянку на восточной оконечности острова, двинули к другой известной на западной оконечности острова, но она оказалась занята, поэтому обогнули мысок и встали относительно пологом участке берега (время 3:00 11/07/04), половина состава завалилась спать, а Fish-ka Team вскипятили маленький кан воды и хлебнули слабенького чайку, завалившись спать в 4:00. Все, завтра начинается походный отсчет времени.

11.07.2004
День первый (походный)

р. ОхтаПодъем в 10:00, небо абсолютно затянуто тучами, температура воздуха около 16-18 *С. В 10:30 до 12:00 вышли на тропу и понеслись к скиту св. Троицы через весь остров. Сумрачный влажный лес внезапно расступился и открыл замечательную поляну, окруженную лиственными деревьями с высокой травой, кустами можжевельника, группами валунов. До конца дня не покидало ощущение рукотворности ландшафта на этом месте. р. ОхтаА вот и скит, рядом с ним маленькое кладбище и маленькая свежей постройки избушка. Из мемориальной доски на ските следовало, что он построен в конце XVI века. Вернулись в лагерь, позавтракали, свернули лагерь, загермились и встали на воду в 13:30.
- На озере разгулялась волна - не помеха - нашли выход из озера - плотину (маленькое приземистое сооружение с шириной лотка 5 м, слились в правый лоток. Далее меандры. Река Чуруж впадает слева, ее ширина как у Охты, течения практически нет, впадение представляет Т-образный перекресток (всем нам направо). Дальше идут порожки, вода высокая, камней не видно из-за этого периодически ширкаем днищем по скрытым водой камням, линия хода легко читается.
- Гнилая Охта - ожидал увидеть нечто удручающее - однако все не так тоскливо, вода течет очень слабо, ширина реки около 8 м, жуткие меандры, но никакой болотной вони. Вопреки расхожему мнению, что на этом участке встать негде, пару раз видели примятую прибрежную траву под две палатки и кострища (т.е. при особой нужде встать можно), но вот комаров и мошки здесь ну очень много.
- Впали в Юляозеро. Берега высокие красивые пологие скальные, сплошные стоянки. Перевели дыхание на берегу и р. Охтапошли обплывать мыс (прокопы не стали искать принципиально) через озера Ригорека и Алозеро. Нашли замечательную стоянку на стыке этих озер. На стоянке крест и памятник какому-то туристу-воднику, недоумевали, гдер. Охта здесь можно было погибнуть. Все порожки, отмеченные на карте, имеют место быть и носят шиверистый характер. Время выхода на стоянку 20:00, пройдено за день около 25 км. Вечереет (эвфемизм, т.к. ночи белые), пасмурно и без просветов.
Главное впечатление дня - о-в Троицы и скит на нем, ради этого впечатления и заряда положительных эмоций и стоило лопатить этот болотистый участок реки.

12.07.2004
День второй (походный)

Подъем в 9:30, небо затянуто сплошной серой пеленой, ветра практически нет. Все окрестные муравейники закрыты - будет долгий дождь. Готовим завтрак и упаковку сухих дровишек с собой. С 11:00 свернули лагерь, встали на воду в 11:40.
- Выход из Алозера (плотину) нашли сразу, согласно рекомендации лоций двинули в правый слив. Села на бревна даже Fish-ka, мелко (и это в нашу воду), дальше еще хуже - шивера, даже для Fish-ки - проводка. Как здесь идут в низкую воду? (Видимо, посуху). Начался дождь, то усиливаясь, то ослабевая, но не прекращаясь. В этой водяной взвеси идем все порожки и шиверы, все по струе, хотя и не все читается однозначно с наплыва.
- Участок болотистой реки сегодня производит гораздо более спокойное впечатление, но замятой травы - мест чьих-то ночевок мы уже не видели. Обгоняем рафт!!! С кучей пассажиров в полиэтиленовых накидках, люди уже не помнят, сколько они находятся на воде, о как. Как-то незаметно промелькнул этот болотистый участок (он короче, чем на перегоне от Муеозера до Юляозера).
р. Охта- Первая же поляна по ПБ занята группой, через 200 м у места впадения в оз. Лежево на ПБ удобный причал, домик и хоз. сооружения (строили явно не туристы). Никого не было, поэтому отобедали с комфортом в домике на скамейках за столом. Волна на Лежево не критична, но вот ветер постоянно сдувал Fish-ку с курса. Озеро пересекли уверенно, да и дождик стих. Нашли плотину, слив глубокий, чистый, и прокоп напомнил аллею к каком-то парке, Торосозеро действительно неглубокое - видно дно, но не продувается совсем и мошки здесь - тихий ужас.р. Охта
- Перед Пебозерским порогом случился казус - мы на Fish-ке почему-то не пошли в чистый правый лоток с прямым сливом и валами, а вошли в левый рукав (переклинило на описании Пичепорога) и получили такой водный серпантин (ширина протоки 2-2.5 м, сильное течение, нет камней, но слалом !!!). Зная о камне на выходе из Пебозерского порога идти его нетрудно (обогнуть справа), но нельзя забывать, что рядом с этим "чемоданом" (справа) есть и другие камни, поэтому необходимо уходить налево за главный бульник в его "тень". И еще! Упомянутого разрыва в ряжевой стенке, куда уходит вода из левой протоки мы не увидели (т.е. напрочь ничего и отдаленно напоминающего этот разрыв). Такая вот примета!
- Далее прошли Пебозеро и Хизиярви и через неширокий пролив впали в Воронье озеро. Действительно, оченьр. Охта красивое озеро и его острова очень живописны. Встать можно везде, но мы держим путь к Острову Добрых Духов. На наше счастье одна из групп совершенно недавно освободила замечательную стоянку (на острове явных три стоянки, из них две - отлично оборудованные и большие, третья гораздо скромнее плюс еще есть пару мест, где можно приткнуть палатку). Время выхода на стоянку 20:00, пройдено за день около 31 км. Ветерок р. Охтаразгоняет облачный покров окончательно, купаемся в озере, мошка терпеливо нас ожидает на берегу ;-). Ужин и широкая программа культурного шока - посещаем все достопримечательности острова. Незабываемое впечатление и заряд положительных эмоций от этого культового места. Искали "Дверь на Кивиристи", не нашли (по рассказам группы, стоявшей вместе с нами на Острове, этот памятник уже разрушен). Из-за собственного суеверия осознал, что Кивиристи не пойду.

р. Охтар. Охтар. Охтар. Охтар. Охта

р. Охтар. Охтар. Охта

р. Охтар. Охтар. Охта р. Охта

р. Охта

Наблюдаем красивейший закат.

13.07.2004
День третий (походный)

Подъем в 9:30, небо ясное, солнце уже шпарит вовсю, ветерок разогнал неплохую волну на Вороньем. Готовим завтрак и осуществляем профилактический ремонт средств сплава перед сложным порожистым участком. С 11:00 свернули лагерь, встали на воду в 12:00.
- Выхода из Вороньего при попутном ветре достигли за 40 минут, плотину нашли сразу, но решили не осматривать (а осматривать нужно обязательно) увидели с наплыва относительно гладкий слив в центре, уже в сливе увидели и успели увернуться от бревна, на выходе аккуратно обошли камни, переходящие в шиверу и далее в порог Олений, все читается по струе сходу. Далее последнее на маршруте озеро Корниозеро, следом шиверистый порог и Пичепорог (в нем есть неприятные места с плохочитаемыми и низкосидящими камнями) - все это идем так на одном дыхании. р. ОхтаДалее все препятствия идут четко в соответствии с лоцией Шевлякова. Из значимых препятствий описываю отдельно.
- Порог Ойнегайне (можно сходу) - короткий прямой покатушечный порог, слив чистый, пара метровых валов и бочка в метровой яме на выходе (бочка мощная, но проносная).
- Порог Лоуна - длинный и неприятный (просмотр обязателен, тропа по ЛБ), необходимо тщательно просмотреть выходные сливы порога (они косые) и приметы захода на правильную траекторию (от начала в конец порога можно попасть несколькими траекториями), порог идется по струе как серия локальных сливов, валов и бочек от 0,5 до 1.0 м и на выходе два косых слива с цепочкой метровых валов.
  - Порог Хемег - сам порог прямой и короткий, но поломаться на камнях выхода по мощной воде не вопрос, в высокую воду выход и у левого берега и у правого, слив общей высотой 2 м далее сразу пологий вал с острой верхушкой высотой 1.8 м, далее цепочка валов от 0,5 до 1,0 м, ведущая прямо на камни по центру, поэтому главный вал уже в сливе нужно пробивать слева и активно догребать и доворачивать к левому берегу, соскакивая со струи.

р. Охтар. Охта

- Далее Кивиристи. Вот это совсем другой пейзаж, вид и ощущение. Мощь и сила, красота и величие. По классической траектории на байдарке его не пройти. Воды очень много и тот уступ правого берега, о который бьет струя слива, открытый в обычную воду, в нашу воду целиком под водой. Очень живописен каньон в третьей ступени Кивиристи. Тропа обноса очень широкая, короткая, но очень грязная. Кивиристи не идем все (вспомнили суеверную примету на о-ве Добрых Духов), пройти только каньон не удалось никого подбить, а для одного Fish-ка великовата.
- Идем дальше, впереди шиверообразные Черный и Белый пороги, локальные шиверки и сливы идут практически без разрыва до Печкопорога, который очень непрост, длинный с крутым левым, а потом и правым поворотом и т.н. камнем (сооружение с укрепленными бревнами стенками и насыпанными внутрь камнями), делящем струю на два рукава, везде необходимо очень усиленно бороться с прижимами, для нас правильным и интересным оказался правое ответвтление струи - полутораметровая яма слива с полутораметровыми валами за ней, на выходе шивера. Далее порожки идут в соответствии с лоциями. Последний слив перед Муравейными очень чистый и гладкий, сразу за ним на ПБ стоянка, мы пошли дальше, а стоянок-то больше нет (берега низкие и сырые или высокие сплошь заросшие лесом), на трети дистанции плеса на ЛБ нашли открытый пологий берег со следами стоянки и тучей мошки. Встали в 20:00, пройдено за день 29 км, небо затягивают тучки. Из впечатлений дня безусловно Кивиристи.

14.07.2004
День четвертый (походный)

Ленивый подъем в 10:30. Завтрак. Остался последний переход на маршруте. Свернули лагерь к 12:00, на воду встали в 13:00.
- Идем нудный плес до Муравейных порогов, местами абсолютный штиль (ветром не продувается) и мошки на этих участках выше крыши. После плеса хоть какое-то веселье - идем Муравейные, последний порожек из этой серии весьма неплох - есть и метровый слив и цепочка валов за ним. Все идется по струе (легко читается), везде сильные интегрального вида изгибы струи, если расслабиться и не отрабатывать до конца - посадит на камни. Опять плес до порога У моста. Заход из-под правого берега , слив метровый, пологий. Опять плес, но все напряжены в ожидании Тюттерин порога.
р. Охта- По ЛБ знакомая по описаниям поляна и шум порога (его не видно, т.к. большое падение). Осматриваемся. Порог Тюттерин короткий, но крутопадающий, на первой трети падение около 1,0 м на последней трети 2,5м. Воды много, зубьев не видно, но видны фонтаны и огромные пульсирующие стояки до 2,0 м высотой. Отчетливо просматриваются два я зыка выходных сливов - по центру и чуть левее. Проход по центральному языкур. Охта осложнен зубьями на входе (может весьма конкретно поломать уже до слива), по левому осложнен трудностью траектории. Убедил матроса взять реванш за не слишком уверенное прохождение Хемега. Прошли как по нарисованному (как по маслу ;-), четко следуя последовательности примет, в бочке накрыло даже меня (высота/глубина бочки около 2м).
- Далее порог Курна - чистый метровый слив и цепочка валов от 0,8 до 0,5 м за ним.
- Опять небольшой плес и Охтапорог зашумел впереди. Смотрим и идем. Заход из-под ЛБ в крайний слив, пересекая его в правой части, выходим в центральный язык, обходя низкосидящие слева в воде камни. Далее весело - валы, бочки, сливчики от 0,5 до 0,8 м, легкий слалом, в последней трети порога яма - крутой слив на 1.5 м, за ним цепочка валов.
р. Охта- На середине залива по ПБ чалимся для последнего лагеря. Время 17:00, пройдено 16 кмр. Охта. Далее в программе катание в пороге, купание в джакузи (в пороге). Просушка основных вещей - т.к. завтра идем на финиш и максимально облегченными (без спасов, гидр и пр.). Есть прием МТС (NorthWest GSM) на 20-30%, ловим точку приема, общаемся с родными. Из впечатлений дня - маршрут практически окончен, ветерок разогнал облачность и дождик прекратился, на востоке добрый знак - великолепная радуга. Серега (aka PSV) вытаскивает свою пенку и спальник, собираются спать вне палатки, с мошкой в обнимку.

15.07.2004
День пятый

Бодрый подъем в 9:30. Мошка дала о себе знать Сереге (даже через два одетых накомарника). Утренняя ванна-джакузи в пороге, ветер сдувает насекомых, поэтому купание приятно. Завтрак. Собираем вещи, в 12:00 встаем на воду. р. Охта
- Жара. Плес до р.Кемь и плес до Подужемской ГЭС преодолеваем за 1час. Идти по р.Кемь под правым берегом практически до плотины ГЭС , обходя справа маленький островок - обломок скалы (на карте нет) до лодочных причалов и гаражей пос. Подужемье. Здесь уже много народу. Все разбираются, сушатся, складываются. Положили Fish-ку на просушку и марш на разведку к дороге. Автобус ходит, но расписание нестабильное. В первом же открытом гараже местный мужичок возится с "копейкой", договариваемся о выброске в Кемь. Ну вот и все, вещи и рюкзаки собраны, последний перекус в тени деревьев, ритуальное окунание голышом в воды р. Кемь.
р. Охта- г. Кемь встретил полным отсутствием мест в гостиницах, что более чем странно. Едем в гост. Прибой на Рабочий Остров (морской порт Кеми). Мест нет (как в советское время), но за пару больших шоколадок все находится. Гостиница представляет собой набор двухэтажных коттеджей с чистыми и уютными номерами, горячую воду греют Титаны, есть свой бар (столовка столовкой). Моемся в горячей воде, едим за столом. Красота. Завтра едем на Соловки утренним катером.
- Итоги маршрута по Охте: намеченный маршрут пройден за 4 ходовых дня достаточно спортивно, но без надрыва по 6-7 ходовых часов в день. Используя имеющиеся лоции, просмотров сделано минимум, обнос один (Кивиристи). Из чего вывод - ОДНОЙ рабочей НЕДЕЛИ (включая дорогу в поезде, заброску к месту и от места) на весь маршрут вполне ДОСТАТОЧНО.

16-17-18.07.2004
День шестой

В 8:30 мы уже на катере и идем на Соловки (взрослый билет 300 р, детский - 210 р, дистанция 55 км). Через 3 часа мы на пристани Б.Соловецкого о-ва. Осматриваем виды Соловецкого Кремля.

р. Охтар. Охта

Вокруг смесь дикого капитализма и застойного социализма, толпы народу, очень много сезонных шабашников/стройотрядовцев. Везде и за все стараются слупить денежку. Острова огромные, есть чего посмотреть, т.к.р. Охта удивительный местный микроклимат способствует росту растений и комаров (они здесь особенно злые и кусючие) Есть памятники первых древних поселенцев - дольмены, много скитов более поздних периодов (XVI-XVIII веков). Много впечатлений. Кстати, Соловки относятся в административно-территориальном подчинении к Архангельской обл. (как следствие - все представленные ликеро-водочные изделия Архангельского производства, а не Петрозаводского). Последний катер в 19:00 забирает нас и в 22:00 мы в гостинице, исполненные новых впечатлений.
- Утром перед выходом на причал удалось договориться с водителем микроавтобуса об утренней (следующего дня) доставке на ж/д вокзал Кеми за 250 р. В назначенное время водитель уже на месте, полчаса и мы на вокзале. Еще через 1,5 часа мы в поезде. Еще через сутки с небольшим в полдень мы в Москве. Вот и этот поход окончен.

Лирическое отступление
- Fish-ка с учетом небольшой доделки (крайние носовые и кормовые шнуровочные петли разбиты на три маленьких каждая, что позволяет носовой и кормовой конец рамы прижимать к деке намертво) очень удачно прошла маршрут. Рама теперь полноценно упругая. Однако каждый мощный порог (Тюттерин, Охта, Хемег, Лоуна) и просто длинный (Муравейные) все-таки раму в нескольких стыках растаскивает.
- По высокой воде все идется с удовольствием (мощно и без чрезмерного количества камней).
- Время берет свое и все деревянные береговые изделия прошлых лет (плотины, лотки, укрепленные стенки, берега) разрушаются.
- Подьездные пути на заброске никто не ремонтирует и в сезон лесовозы серьезно разбивают дороги.