7 мая 2019
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Якутский
Год путешествия: 2018
Вид туризма: Пешеходный туризм Категория сложности: III
  • © Copyright Лучко Максим Иванович (afrikos@mail.ru)
  • Обновлено: 09/02/2019. 11k. Статистика.
  • Техотчет. Пеший:Якутия южн. , 3 к/с , Ноги
  • Дата похода 01/08/2018
  • Маршрут: пер.50-летия Индигирской экспедиции

• Аннотация
  • С определением этого перевала были проблемы. Мы шли на него как на перевал Столичный, защищали в МКК как перевал Столичный, но позже разобрались, что это - перевал 50-летия Индигирской экспедиции. Причина: в несовпадении данных онлайн-карты и реальных отчётов. Подробности - в паспорте. полный технический отчёт лежит по адресу: "https://yadi.sk/d/IUa5deZ_LW8SKQ" rel="nofollow" Видеография прохождения этого перевала: "https://youtu.be/xhY2F_uUGdI" rel="nofollow"

Перевал 50-летия Индигирской экспедиции, 2515 м. Технический паспорт
   протяжённость

Якутия
   Сунтар-Хаята
   Перевал 50 лет Индигирской экспедиции, 2515 м.
   2515 м.
   2А
   2 км

1. Местонахождение. Перевал находится в хребте Сунтар-Хаята. Ориентация перевала: север-юг.
   2. Что соединяет, что связывает. Перевал связывает правый приток реки Комнано (р. Комнано - р. Сунтар) с ручьём Мугал (р. Мугал - р. Нейдагычан - р. Сунтар).
   3. Кем назван, когда, что обозначает. Перевал назван группой Седова Р.В. 13 июня 1987 года. ("http://tlib.ru/doc.aspx?id=32427" rel="nofollow"&page=1)
   4. Информации о прохождении/первопрохождении перевала.
   Изначально, я считал эту седловину перевалом Столичный согласно данным сайту "На карте" "https://nakarte.me/#m=13/62.69147/140.62792" rel="nofollow"&l=O/Q/W, (включен слой Slazav mountains). Проходили мы его также как перевал Столичный и записку оставили, в которой определил его как "Столичный", и отчёт защищали, где назвали "Столичным". Линия нашего трека совпала с перевалом Столичный по электронной карте.

Техотчет Якутия, хребет Сунтар-Хаята, Перевал 50-летия Индигирской экспедиции, 2а, 2515 м. Технический паспорт

Потом появились некоторые сомнения насчёт его названия, которые оправдались. Вот что удалось установить. Из отчёта Шабалина М.А. ("http://tlib.ru/doc.aspx?id=36525" rel="nofollow"&page=1) следует, что перевал Столичный находится северо-восточнее и выводит к леднику N10А, в то время как перевал 50-летия Индигирской экспедиции выводит на ледник N 10 (прикрепляем фото 22 из его отчёта)
Группа Седова Р.В. поднялась на перевал со стороны реки Комнано, спустилась на юг и поднялась обратно, затем траверсом от перевала прошла до перевала Агидель в 1987 году ("http://tlib.ru/doc.aspx?id=32427" rel="nofollow"&page=1). В его отчёте перевал присутствует на фото 19. То есть тот перевал, который мы прошли, называется перевалом 50-летия Индигирской экспедиции. Таким образом, мы переделали свой отчёт.

5. Количественные характеристики.

Частота прохождения:
   Неизвестно
Преимущественное направление прохождения: Неизвестно

6. Условия, при которых изменяется категория трудности. Категория скорее всего не изменится.
   7. Рельеф по участкам пути.
   На подъёме:
   S0 - S1. От подножия перевала (2128 м.) до седловины (2515 м.): перепад - 398 м., мелкокаменистая осыпь, в устьице ручья - скальные плиты наподобие ступенек. Ключевое сложное место при подъёме - широкая скальная ступень. (высотная отметка - 2400 м.)
   S1 - R1. Спуск с перевала: снежный склон крутизной от 40 до 45 градусов и протяжённостью 200 м. Ледовый склон, справа ограниченный крутыми скалами, слева - скалами и крутыми осыпями.
   8. Описание маршрута
   С верховий правого притока р Комнано просматривался подъём на перевал 50-летия Индигиркской экспедиции. Подъём - широкий кулуар с ручьём. Двигаясь вдоль ручья по каменным плитам, словно по ступенькам, за два часа мы поднялись на перевал. Примерно посередине подъёма встретилась крутая скальная полка, на которую мы поднялись с левой (пхд) стороны, используя гимнастическую страховку. В 17-30 мы оказались на перевале. Записку не нашли. Спуск с перевала: мы прошли по границе льда и осыпи влево, затем спустились по ледовому склону вдоль осыпи. Шли в связке, страхуясь с помощью ледорубов. Склон камнепадоопасен. Спускались в течение 1 часа. Затем дошли до конца ледника за 20 минут. Далее спускались вдоль ручья, стекающего с ледника, в течение 1 часа. По пути встретились два участка с крутыми сбросами 4-5 м, которые мы обходили с левой стороны. Остановились на ночёвку у ручья, стекающего из-под восточного гребня горы Палатка в 20 часов.
   9. Требования к организации движения и страховки.
   Нами были использованы следующие страховочные действия.
   S0 - S1. Движение плотной группой с использованием плит в ручье наподобие ступенек. Обход каменной ступени 4-5 м. примерно посередине подъёма - с левой стороны по полочкам, используя гимнастическую страховку.
   S1 - R1. Спуск можно осуществлять напрямую по снежному склону с навеской перил. С левой склона стороны путь проще - он положе, можно часть спуска пройти по осыпи, затем выйти на ледник. Но этот путь камнеопаснее!
   10. Возможные опасности и меры безопасности
   На участке S1 - R1 возможен срыв участника - необходима перильная страховка или движение в связке с тщательной самостраховкой с помощью ледоруба. С левой стороны склона весьма вероятен камнепад, поэтому лучше проходить по центру ледового склона, где вероятность камнепада меньше. Есть также возможность уйти от ледового склона траверсом налево и спуститься по осыпному склону.
   11. Рекомендуемое специальное снаряжение. Льдобуры, верёвка.
   12. Места ночлегов. Возможна ночёвка на седловине перевала, у языка ледника и у подошвы перевала с севера.
   13. Информации о ЧП. Нет.
   14. Фамилия, имя, отчество автора описания. Описание делал Лучко Максим Иванович.
   15Фотоматериалы и видеоматериалы.
   На фото красной линией отмечен путь группы, треугольник - место ночёвки

Ф. 1. Подъём на перевал. Обозначен красной линией

Ф. 2. Вид с подъёма на верховья притока реки Комнано

Ф. 3. Походим ко ключевому участку подъёма
Ф. 4. Финальная часть подъёма на перевал
Ф. 5. Вид с перевала на ледовый склон

Ф. 6. Панорама на спусковой склон перевала 50-летия Индигирской экспедиции. Красной линией обозначен путь группы

Ф. 7. Вид на перевал Индигирской экспедиции с подъёма на гору Палатка
Ф. 8. Панорама хребта, отделяющего приток реки Комнано от реки Мугал. Красной линией обозначен спуск с перевала Столичный

16. Картографические материалы

Ф. 9. Общая карта маршрута и место препятствия в нём. На карте обозначен перевал Столичный. На деле, там находится перевал 50-летия Индигирской экспедиции.
Ф. 10. Препятствие на карте. На карте обозначен перевал Столичный. На деле, там находится перевал 50-летия Индигирской экспедиции.
Ф. 11. Препятствие на карте. На карте обозначен перевал Столичный. На деле, там находится перевал 50-летия Индигирской экспедиции.

17. Номер маршрутной книжки: 0-161-18
   18. ГПС данные.
   Седловина перевала: Point location: 140.6130660000 62.6953610000 (Lat/Lon: 62® 41' 43.2996" N, 140® 36' 47.0376" E)
   Ночёвка 25.08: Point location: 140.6164140000 62.6575180000 (Lat/Lon: 62® 39' 27.0648" N, 140® 36' 59.0904" E)
   Ночёвка 26.08: Point location: 140.6075570000 62.7072590000 (Lat/Lon: 62® 42' 26.1324" N, 140® 36' 27.2052" E)