14 мая 2019
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Якутский
Год путешествия: 2018
Вид туризма: Пешеходный туризм Категория сложности: III
  • © Copyright Лучко Максим Иванович (afrikos@mail.ru)
  • Обновлено: 07/03/2019. 21k. Статистика.
  • Описание. Пеший:Якутия южн. , 3 к/с , Ноги
  • Дата похода 01/08/2018
  • Маршрут: гора Палатка - река Мугал - река Нейдагычан - река Сунтар
  • Иллюстрации/приложения: 95 штук.
  • Аннотация: Траверс горы Палатка по маршруту: южный гребень г 2576 м. + зап гребень г 2684 м + г Палатка (2797 м) + юго-восточный склон г Палатка, 1б. Спуск к базовому лагерю у реки Колтоко по реке Мугал + реке Нейдагычан + реке Сунтар. Видеография этой части путешествия: "https://youtu.be/6z-uK688TJI" rel="nofollow"

Часть четвёртая
   Траверс горы Палатка. Возвращение на базу оленеводов у реки Колтоко: р. Мугил - р Нейдагычан - р Сунтар (р Колтоко). 27.08. - 28.08.
   27.08. Утром я выглянул из палатки и обнаружил ясное небо. Ура!!! Туман бродил внизу. С жадностью я принялся разглядывать окружающие горы. Путь к перевалу Палатка Восточная был не виден. Зато я хорошо рассмотрел ближние склоны. Неожиданно снизу набежал туман и всё скрылось. Я подождал, надеясь, что развиднеется, но этого не произошло. И тогда мы окончательно приняли решение... Юго-западнее горы Палатка находилась вершина 2424 м. По карте, мы находились прямо под этой горой с юга. В короткий промежуток просвета в тумане увидели её склоны - относительно пологие, осыпные. Мы решили по гребню пройти на эту гору и далее траверсом через вершину 2576 м выйти на гору Палатка. Получался такой "китайский поход". Но при этом я хорошо просмотрел выход на гребень горы 2424 м и частично сам гребень. Далее я предполагал, что путь от г 2424 до Палатки будет несложным, исходя из специфики этих гор. Я размышлял таким образом: "Мы выйдем на 2424 м. Далее пойдём к Палатке. Если встретится непроходимый участок, который мы не сможем преодолеть, исходя из имеющегося лимита времени, то пойдём обратно. Когда дойдём до вершины Палатка, то посмотрим: если туман разойдётся, то найдём удобный спуск в долину; если видимости не будет или спуск не обнаружим, то двинемся обратно по гребню - благо, путь запишем в ГПС и про запас поставим турики на подъёме. И - временные ограничения! Если не будем успевать до часа, то также вернёмся". Погода устанавливалась, и мы надеялись, что прояснится. Опасаясь непогоды и технических сложностей, взяли большой запас продуктов, тёплых вещей.
   Мы поднялись по ручью метров на сто, перебрались через него и полезли наверх. Склон представлял собой крутую осыпь со скальными выходами. По сути это была скала, покрытая слоем камней, которые играли роль подшипников, сыплясь из-под заставляя нас скользить, отчего передвигались мы едва ли не на карачках, зигзагами, стараясь так создать более надёжное сцепление с поверхностью и уменьшить падение камне на людей, идущих ниже. Казалось, так и будем весь день ползти вверх в этой тягостной мгле... Но склон стал пологим. Слева по ходу движения расстилались поля мелкого щебня, справа - обрыв. Мы поднимались "наощупь" - придерживаясь обрыва, чтобы не потеряться на осыпных полях. Мелкий щебень хорошо слежался и почти не полз под ногами, отчего шагалось легко. За 1 час поднялись на вершину. Это была г 2424 м. Немного развеялось, и я успел сфотографировать предстоящий путь и поднимающуюся группу.

Якутия 2018. Путешествие по хребту Сунтар-Хаята. Часть четвёртая: траверс горы Палатка и спуск к базовому лагерю у реки Колтоко
Ф. 1. Наш предстоящий путь
Ф. 2. Наш предстоящий путь
Ф. 3. Группа поднимается на г 2424 м.
Ф. 4. Группа выходит на гору 2424 м.

Туман то наползал, скрывая всё, то появлялись разрывы, но в целом плотность его уменьшалась. По осыпному гребню, перемежаемому несложными скалами, мы вышли на вершину 2576 м.

Ф. 5. На горе 2424 м.
Ф. 6. Движение в тумане
 Ф. 7. Пройденный путь
Ф. 8. В тумане открываются горы

От этой горы начался спуск в провал. Просветы стали появляться чаще. Странное было ощущение... Вот идёшь ты во мгле и думаешь: а вдруг сейчас появится огромный жандарм? А вдруг появился какой-нибудь грандиозный провал? И отправимся мы, горемычные, обратно...

Ф. 9. Туман расходится
Ф. 10. Мгла то приходит, то уходит
Ф. 11. Каркас проступает
Ф. 12. Жандарм в тумане

По пути встретились такие выходы. Вообще, всё это восхождение казалось мне походом по телу какого-то громадного зверя, - телу из жёстких костей, на которые наросли какие-то каменные куски, части, пылинки, комья...
   Появился крупный жандарм. В тумане казалось, что это - большая вертикальная стена, и я уже решил, мол, вот оно - препятствие, от которого мы повернём обратно.
   Туман рассеялся и с правой стороны по ходу движения открылись полочки, по которым его можно было обойти

Ф. 13. Обход жандарма
Ф. 14. Наш лагерь в приближении (см. следующую фотографию)
Ф. 15. Наш лагерь в отдалении (см предыдущую фотографию)
Ф. 16. Поднимаемся по полкам

Туман схлынул, и я увидел наши палаточки и пройденный гребень.

Ф. 17. Во время каждого просвета фиксируем окрестности
Ф. 18. Палатка!!!
Ф. 19. Северо-западный гребень горы Палатка
Ф. 20. Белая скала вдали

Тут бац: гора Палатка появилась!!! Мы разглядели тур на вершине. Хребет был похож на тушу огромного каменистого зверя, на котором горизонтальные слои скал казались ожерельями. Удивили такие белые скалы среди серых и охристых осыпей.

Ф. 21. белая скала вблизи
Ф. 22. Гора Палатка вблизи
Ф. 23. гора Палатка в приближении
Ф. 24. Почти полностью открылись окрестные горы

Вершина становилась всё ближе. При подходе к горе особенно хорошо открылся хребтик, отделявший Мугал от правого притока реки Комнано. В хребте выделялись снежные седловины. Низкая ледовая седловина в центре - это перевал "50-летия Индирской экспедиции" (в этом я разобрался позже, тогда я думал, что это перевал "Столичный"), который мы прошли в предыдущий день.
   И вот, наконец, мы на вершине!!! К тому моменту, как выбрались, туман почти развеялся.

Ф. 25. На вершине Палатка
Ф. 26. вид на север с Палатки
Ф. 27. Вид на север с вершины Палатка (верховья ледника Хугутьян)
Ф. 28. Верховья ледника

Я с азартом бросился снимать окрестности. Вот панорама на север-восток от Палатки. Открылся пройденный нами гребень.

Ф. 29. Вид на пройденный гребень
Ф. 30. Южные горы
Ф. 31. Туман бродит
Ф. 32. Знак

Стали видны горы на юге.
   Приклеили свой знак к тригопункту.
   Занятная трещина на леднике.

Ф. 33. Трещина
Ф. 34. Николай Жиров на вершине Палатка со знаменем города Одинцово
Ф. 35. Вид на гребень под которым мы пойдем
Ф. 36. участки гребня, под которым мы пойдём в прибилижении

Николай Жиров - фанат города Одинцово. На юг спускается от горы Палатка осыпной склон, перемежаемый скальными ступенями. На восток, к перевалу Палатка Восточная, гребень выглядит следующим образом: "острие" гребня - скалы, под ними относительно пологие осыпные полки, которые постепенно становятся круче и затем переходят в череду контрфорсов и кулуаров между ними.

При подъёме на Палатку один из кулуаров, идущих с юго-запада на вершину, открылся полностью. Выглядел он относительно безопасно. Исходя из увиденной информации, я наметил такой путь: справа-налево-вниз вдоль восточного гребня горы Палатка по осыпной полке, затем - спуск по просмотренному кулуару, чтобы не попасть на какую-нибудь крутую ступень. А это было весьма чревато, исходя из специфики этих горы: осыпь на скалах представляла собой своего рода подшипники, на которых можно было съехать в пропасть. Спуск выглядел довольно продолжительным, но при этом относительно безопасным. Так и получилось

Ф. 37. Спуск. Виден тур на горе Палатка
Ф. 38. скальный гребень. Вид снизу
Ф. 39. Движемся вдоль гребня
Ф. 40. Шагаем по осыпи

Выйти на ровные осыпи под горой оказалось приятнейшим делом!

Ф. 41. Шагаем между скал по осыпям
Ф. 42. Почти спустились. Финальная осыпь.
Ф. 43. Отдых после спуска
Ф. 44. Пройденный склон, панорама. Виден тригопункт на вершине (смотрите фото ниже)

Открылся весь наш пройденный спуск.

Ф. 45. Тригопункт на вершине Палатка, зум-приближение. (смотрите предыдущее фото)
Ф. 46. Памятник
Ф. 47. Седловина перевала Агидель
Ф. 48. Панорама Палатки

Под горой к своему изумлению мы обнаружили памятник. Поставлен в память ребятам, погибшим на перевале Агидель "https://www.kazan.kp.ru/daily/theme/683/" rel="nofollow"
   Рассмотрели скальные ступени перевала Агидель. Открылся массив горы Палатка. Вот показались наши палатки.

Ф. 49. Спуск к палаткам после восхождения на Палатку
Ф. 50. Палатки после Палатки
Ф. 51. Падение вод
Ф. 52. Щербины, выемки, дыры, каверны, гора похожа на дерево...

Итак, мы пришли в лагерь в 14 часов. Все изрядно утомились, но нужно было спешить. Поэтому мы быстро откушали, собрали лагерь и пошагали вниз по реке Мугал. По пути встретилось множество водопадов.
   Попались такие горы, похожие на путоранские.
   Удивительные фактуры встречались по пути! Жалею о том, что не было времени остановиться и отснять всю эту красоту...

Ф. 53. Грани
Ф. 54. Закат. Эх, какими же были горы, которые мы миновали в тумане...
Ф. 55. Николай Жиров
Ф. 56. После захода солнца проявилась такая вот расцветка красно-бурая расцветка гор

Вечерело. Красота! Мы как будто заново открывали мир якутских гор, так скоро пройденных во мгле...
   В семь вечера остановились на ночёвку. Стоит заметить, что растительность на реке Мугал поднимается очень высоко: попадались целые ивовые рощицы до 2200 м.
   28.08.2018.

Ф. 57. Утро на Мугале
Ф. 58. Река Мугал
Ф. 59. Водопад на Мугале
Ф. 60. Падение воды и тени

Предстоящий день обещал быть особенно богатым на водопады. Об этом говорили карта, участники, которые уже были на реке Мугал и отчёты.
   Вот и первый водопад. Я снял его сверху, с холмика над ущельем.
   Потом я попытался пробраться к водопаду ближе - в каменную камеру, куда он падал. Дошёл до сужения скал, между которыми река промыла глубокую яму. Зашёл в яму, сколь позволяла высота сапог и сфотографировал поток. Внутрь каменной камеры пройти не позволила глубина.
   У водопада в ущелье я нашёл единственное деревце. И как оно выживает??? Ведь скорее всего, провал завален большую часть года снегом...

Ф. 61. Дерево. Одно дерево
Ф. 62. Слава на холме
Ф. 63. Спускаемся к лесам
Ф. 64. Симметричное водопадение

Вдали показались лиственницы. Ура! Встретились такие симметричные скальные ступени, с которых падали не менее симметричные водопадики.
   Река уходила в каньон, а мы ушли вправо на лесистый замшелый склон и далее двигались по нему траверсом до слияния с Нейдагычаном.

Ф. 65. Первый лиственничный лес
Ф. 66. Лиственнично-моховые полки
Ф. 67. Мугал слился с Нейдагычаном. Идём по Нейдагычану
Ф. 68. Верхи. Оттуда мы пришли

Затем спустились к Нейдагычану.
   На привале отснял узоры пота на своей футболке. Линии побледнели, истёрлись. Сразу видно, что с последней фиксации я потел мало...

Ф. 69. Лицевая часть футболки. Кристаллы пота то ли ссыпались, то ли впитались в ткань
Ф. 70. На спине узоры померкли, но общий контур сохранился.
Ф. 71. Узоры Спина.
Ф. 72. Спина

Синее небо! Жёлтые кустарники! Зелёно-жёлтые лиственницы!

Ф. 73. Горы Сунтар
Ф. 74. Ванночки
Ф. 75. Ванночки заполнены песком и хвоей
Ф. 76. Первая - самая маленькая - ступенька

И мы подошли к водопаду, который, по праву считается жемчужиной хребта Сунтар-Хаята. Состоит он трёх ступеней: метровой в верхней части, 5-метровых -в средней и нижней. У верхней ступени меня особенно поразили горизонтальные каменные плиты с волнистой фактурой.
   У верхнего водопада висела радуга!
   Скалы причудливо выступали из воды

Ф. 77. Проступает из потока. Каждому невидимке свою одежду
Ф. 78. Склон, по которому мы обошли две нижних ступени водопада
Ф. 79. Эти скалы и образуют водопад
Ф. 80. самая нижняя ступень водопада. И в нём радуга

Верхнюю и среднюю ступени водопада мы обошли по крутой тропинке.
   И я, конечно же, пошёл в ущелье, чтобы увидеть водопад вблизи.
   Такой он - красавец!
  Водопад падал ритмичными рывками: вот катился неспешно, затем слышался гул, объём воды увеличивался, поток ускорялся и ущелье наполнялось водяной пылью. Поймав промежуток, пока влага не опала, в то же время поток уменьшился, я быстро снял крышку с объектива и сделал несколько кадров. Объектив запотел.

Ф. 81. Водяная пыль оседает
Ф. 82.Лиственница устроилась на скале
Ф. 83. Лиственница-канатоход
Ф. 84. Олени

Рядом с водопадом на скале примостилось такое дерево. И когда оно свалится? А может, так и будет стоять много-много лет...
   После водопада мы продолжили движение по реке привычным способом - часто форсируя поток и временами двигаясь прямо по нему. Ущелье разомкнулось, и мы вышли к слиянию с рекой Сунтар. Здесь мы уже ходили. Встретили стадо оленей.

Ф. 85. Настороженные
Ф. 86. Рукой подать до облаков
Ф. 87. Слева подходит ущелье Нейдагычан
Ф. 88. Луга

Быстро отобедали и отправились дальше. Я снова поразился, как низко плывут облака на севере.
   Оглянулись на ущелье Нейдагычан.
   Этим путём мы уже шли: по дороге среди обширных лугов.

Ф. 89 . Покидаем высокие горы
Ф. 90. Панорама Сунтарских разливов
Ф. 91. Деревяшки на реке. Сунтар обмелел. Наверное, после дождей все они скрыты водой
Ф. 92. Сунтар

Ф. 93. Вдали открылся распадок, в котором течёт река Колтоко. По нему нам подниматься на следующий день
Ф. 94. Чум. В нём подсушивается мясо барана
Ф. 95. Линия пота

Вновь без проблем перебрались через Сунтар. Зависли на берегу, созерцая окрестности. Вечерело. Оставался финальный переход до базы оленеводов на реке Колтоко. Его мы с удовольствием совершили. Итак, наше кольцо по наиболее приподнятой части хребта Сунтар-Хаята успешно завершилось! Оно совпало с непогодой, но я несколько не жалею об этом. Якутские горы в тумане - это удивительное зрелище!
  А это чум. В дыму вялится мясо горного барана "чубуку". Любезные оленеводы выделили нам его много, так что хватило на весь обратный путь. Соль ссыпалась с моей футболки, линии узора истончились. Сразу видно, что я почти не потел...