16 мая 2019
Тип материала: Описание Регион путешествия: Якутский
Год путешествия: 2018
Вид туризма: Пешеходный туризм Категория сложности: III
  • © Copyright Лучко Максим Иванович (afrikos@mail.ru)
  • Обновлено: 10/03/2019. 26k. Статистика.
  • Описание. Пеший:Якутия южн. , 3 к/с , Ноги
  • Дата похода 01/08/2018

• Маршрут: река Сунтар - р Нейдагычан - р.Сунтар (р Колтоко) - левый приток р.Колтоко - пер 1390 - Нк - р.Угамыт - р.Кулькутю - пер 1764,нк - р Буркачан - р Кольтрикан - пер 1354 - Нк - р Кюбюме - трасса М56

• Аннотация: Выход из гор Сунтар-Хаята. Р. Сунтар (р Колтоко)-лев приток р. Колтоко-пер 1390,нк-р.Угамыт-р.Кулькутю-пер 1764, нк-р Буркачан-р Кольтрикан-пер 1354,нк -р Кюбюме-трасса М56 Видеография этой части путешествия: "https://youtu.be/KNI3zq4m9Cs" rel="nofollow"

Часть пятая.
   Возвращение. База на реке Колтоко - Магаданская трасса - г. Якутск - г. Новосибирск. 29.08. - 2.09.
   29.08.2019. Итак, основную часть маршрута мы прошли. Осталось только вернуться к трассе. Каких-то 85 километров! Причём через несложные перевалы. Но с 15 августа у меня, Николая и якутских ребят не было днёвок да и укороченных дней, в общем-то, не было. Всё время шагали, бродили через реки и по рекам, забирались, спускались, оттого все изрядно вымотались. Рассчитывали мы завершить возвращение за пять дней. В общем-то, это был традиционный путь захода в район: подъём по правому притоку реки Колтоко, затем переход на реку Угамыт и речку Большая Кулькутю, от которой следовал переход на Буркачан и далее на Кольтрикан и - к дороге. Именно так чаще всего группы попадали в район. Перевалы ожидались все невысокие, простые.
   Мы вошли в ущелье правого притока реки Колтоко. Оно оказалось очень живописным: крутые рельефные стены возвышались над узенькой речкой, петлявшей среди густых зарослей ивы и лиственниц. По ущелью шла тропа, периодически пропадавшая.

Якутия 2018. Путешествие по хребту Сунтар-Хаята. Часть пятая: выход из гор Сунтар-Хаята
Ф. 1. Барельефы
Ф. 2. Грани
Ф. 3. Дерево и камень
Ф. 4. Обед

Встретили такое занятное дерево, забравшееся на камень. В ущелье отобедали.

Ф. 5. Небо, лиственницы, камень в ущелье
Ф. 6. Плотные высолы. Грудь
Ф. 7. Спина. Вершины гор стали более округлыми. Как и те горы, среди которых мы шли теперь
Ф. 8. Острота верхушек размылась. Сплошные пятна соли.

Жара. Стояла жара. Солевые узоры снова стали жирными, плотными...

Ф. 9. Округлые вершины. Междуречье Сунтара и Кольтрикана
Ф. 10. Шагаем
Ф. 11. Медленно, но верно вышагивает Рик
Ф. 12. Вдали идёт дождь

Чем выше мы поднимались, тем растительность становилась реже. Мы выбрались на перевал между правым притоком реки Колтоки и рекой Угамыт. Перевал представлял собой широченное болотистое плато. Вечерело. Чувствовалась осень. Шагать среди подобных пейзажей, даже несмотря на частые болотца, было одним удовольствием!
   Вдали бродили дождевые облака и даже вроде шёл дождь, однако над нами светило солнце.

Ф. 13Дело к вечеру
Ф. 14. Красавица Акулина
Ф. 15. Редкий дождь
Ф. 16. Снежные горочки в приближении
Ф. 17. Лиственница - царь-дерево этих мест
Ф. 18. Наледь
Ф. 19. Наледь. Белое среди зелёного
Ф. 20. Истончение наледи

Периодически начинался "слепой" дождик, но, не прокапав и несколько минут, прекращался.
   Заночевали мы на севернее седловины на сухой ровной террасе.
   30.08.2019. Несмотря на то, что вечером по небу бродили дождевые облака, утро было ясным. Нам предстояло вплотную подойти к нашему следующему перевалу, ведущему к реке Буркачан и далее - к реке Кольтрикан. Чтобы выйти к этому перевалу, нужно было приспуститься по реке Угамыт, затем подняться по реке Бол Кулькутю.
   Мы прошли час, остановились на привал. И тут я заметил, что сквозь деревья что-то блестит. Наледь! И я, конечно же, побежал к ней.
   В Якутии на реках и ручьях наодится гигантское количество наледей, в том числе самая большая в мире - Момская ("Улахан-Тарын"). По идее, контраст белого и жёлто-зелёного должен был поражать, но для гор эта картинка привычная - я видел такое не раз, потому я просто любовался чем-то ярко-белым, синеватым и холодным в тёплом жёлто-зелёном ландшафте.
Ф. 21. Наледь среди лиственниц
Ф. 22. Вот так земля, трава деревья затянут когда-нибудь эту наледь...
Ф. 23Долина Угамыт
Ф. 24. Группа движется по боковым террасам
Ф. 25. Река Угамыт
Ф. 26. Боковые ущелья, примыкающие к реке Угамыт
Ф. 27. Широкие долины
Ф. 28. Небо становится ближе

Полюбовавшись наледью, мы отправились дальше по широкой долине реки Угамыт. Вдоль реки почва была заболоченной, а вот на пологих террасах с участками леса - сухо. Поэтому шли преимущественно по ним.
   От Угамыта уходили многочисленные ущелья, и я гадал, что там да как. По пути много раз попадались каркасы от чумов., ещё раз подтверждая, что человек бывает здесь часто. Вообще, я был наслышан, что междуречье Сунтара и Кольтрикана весьма живописное, но, предполагаю, что писавшие не видели эти места осенью! А в это время они особенно хороши!
   На обед мы остановились у первого притока выше устья реки Бол Кулькутю. Солевые узоры возвышались над поверхностью футболки; по сравнению со вчерашним днём появились новые линии. Жара. Интересно, есть ли среди крупинок этой соли те, которые выкристаллизовались на мне в первые дни похода? Те, которые во время восхождения на Мус-Хаю? Или уже осыпались...

Ф. 29. Лицевая часть. Кристаллический барельеф
Ф. 30. Спина. Соляной барельеф
Ф. 31. Спина. Цельные пятна расслоились на линии, много линий
Ф. 32. Спина. Соляной узор отчётливо возвышается
Ф. 33. Пушица
Ф. 34. Ель. Мало того, что единственное на склоне, так ещё и кривое
Ф. 35. Ель приближается
Ф. 36. Обсуждение

Ущелье реки Бол Кулькутю также оказалось живописным: многочисленные скалы, каньоны, террасы. В нижней части на реке - каньон. Мы поднялись на правый (орографически) борт каньона и по плато обошли каньон. Затем шли по слабовыраженной тропе то прямо по реке, то по террасам вдоль каньонов.
   На полянах росли такие пушистые растеньица с соответствующим названием "пушица".
   Встретилось одинокое дерево. И как оно туда забралось? Как не падало? Заночевали мы на слиянии двух ручьёв; ниже этот поток сливался с рекой Бол Кулькутю. Мы поставили лагерь на большой уютной поляне, где раньше стояли оленеводы. От них осталось много напиленных дров, которыми, конечно же, мы воспользовались.
   31.08.2018. Утро было ясным и холодным. Нас ждал последний перевал, за которым находилась река Буркачан и Кольтрикан. Далее мы должны были только спускаться... И потом перебраться через ещё один перевал к трассе. Правда, совсем небольшой.
   На завтраке обсудили наши планы.

Ф. 37. Лагерь на месте стойбища оленеводов
Ф. 38. Дерево
Ф. 39. Смородина-каменушка
Ф. 40. Последние лиственницы
Ф. 41. Каменистое ущелье
Ф. 42. Округлые горы
Ф. 43. Контраст. С одной стороны, красное, с другой - серое
Ф. 44. Поднимаемся на перевал

Отправившись в туалет, я вышел на небольшой пригорок, где обнаружил замечательную лиственницу и замечательную чёрную смородину. На лиственницу полюбовался, смородину съел. Мы отправились в путь по северо-западному ручью. Через час покинули лесную зону. Далее шли вдоль ручья, то каменистого, то заросшего карликовой ивой.
   Этот участок оказался очень красив! Округлые громадные горы, которые похожи на волны, поросшие мхами, лишайниками... На склонах гор лежали многочисленные продольные тропки. Это были следы оленей - как позже сообщили оленеводы.

Ф. 45. Типичный ландшафт междуречья Кольтрикана и Сунтар
Ф. 46Туда нам спускаться
Ф. 47. Нечто белое
Ф. 48. Белая осыпь
Ф. 49. Белая осыпь в приближении
Ф. 50. Панорама гор междуречья
Ф. 51. Туда мы спустимся
Ф. 52. Приблизились к белой макушке

На вершинке одной из горочек показалось нечто белое. Я приблизил его телеобъективом. Оказалось, это выходы каких-то светлых скальных пород. Эх, мне бы часик запаса - я бы обязательно сбегал к нему... Гору я про себя сразу назвал "соляной белой", словно бы кто-то просыпал соль на стол и затем сгрёб её в холмистую дорожку
   В эти горы пришла осень. И вновь белая осыпь. Приглядевшись, я вдруг открыл для себя, на что похожа "соляная белая"! Это был узорчик на моей футболке! Соляной холмик на ткани. Кристаллизовавшийся выпот на теле. Поразило меня, что белая осыпь оказалась единственной в окружающих горах. Я тщетно пытался разглядеть другие подобные. С такими уникальными явлениями обычно бывает много связано: песни, легенды, побасенки, мистические явления, анекдоты, сказки, НЛО, векторы многозначительности, персонификация божественного. И наша группа, которая разглядела её. И соляные выпоты из меня.

Ф. 53. Белая осыпь в панораме

В конце концов, мы выбрались на перевал южнее горы 1890 м.

Ф. 54. Готовимся к спуску
Ф. 55. Вдали показались снежные горы
Ф. 56. Фактура
Ф. 57. Незабудка
Ф. 58. Идём по ущелью
Ф. 59. Шагаем среди ивовых зарослей
Ф. 60. Группа
Ф. 62. На стоянке

Далее следовал спуск к Буркачану. Пожалуй, я бы побродил ещё её по этим горам! И не раз. По пути встретилась такая занятная фактура склонов. Несмотря на осень, нам встретились цветочки. Незабудки! Причём розовые.
   И вновь спуск. Вышли к реке Буркачан. Появились первые невысокие ивы. Мы шагали то по галечным отмелям вдоль реки, то напролом через заросли. Потом вдруг обнаружилась хорошо натоптанная тропа, и наша скорость значительно возросла. Мы миновали реку Буркачан и вышли в широкую долину Кольтрикана.

Ф. 61. В здешние горы пришла осень
Ф. 63Кольтрикан
Ф. 65. В те дальние горы нам спускаться

На ночёвку встали среди низеньких ив, которые, впрочем, хорошо защитили от ветра.
   1.09.2019.
   Продолжили спускаться вдоль реки Кольтрикан. Она также оказалась весьма живописной! Шли вначале по правому (орографически) берегу, затем перешли на левый.

Ф. 66. Это рыбы
Ф. 67. И снова пушица
Ф. 68. Шагаем по левобережным террасам реки Кольрикан
Ф. 70. Якутская команда
Ф. 71. Багульник
Ф. 72. Уходим из Якутии
Ф. 73. Оленевод
Ф. 74. Два оленя и собака

На Кольтрикане встречались участки, сплошь заросшие пушицей! Передвигались также преимущественно по террасам, поскольку вдоль реки тянулись болотца. Периодически путь вёл через вершинки террас, откуда открывался раздольный вид на окрестности

Ф. 69Панорама Кольтрикана

На привале. На привале нашли такие замечательные цветы багульника. Осень, а он цветёт! Пор пути встретили оленевода. Пообщались. Он сообщил, что мы станем проходить мимо его базы. С ним были два ездовых оленя и собака.

Ф. 75. Два оленя без собаки
Ф. 76. Оленевод уходит вверх.
Ф. 77. Странные предметы на стоянке оленевода
Ф. 78. Объекты в приближении
Ф. 79. Жилище оленеводов.
Ф. 80. Обед
Ф. 81. Олень
Ф. 85. Идём по плато к трассе

Пришли на базу оленеводов. На деревьях висели такие вот предметы. Назначение их так и осталось скрытым для нас... Но, думаю, большинство подумало о разных шаманах и всяческих шаманских штуках. Если кто прочитает этот отчёт и увидит эти предметы, напишите об их предназначении, пожалуйста!
   В таких палатках оленеводы живут сейчас. Хитроумная конструкция! И форма от чума отличается, но принципы постройки - те же: каркас из перекрещивающихся стволов. Я снова подумал, что если бы придумывал герб оленеводов, то непременно поместил бы на нём каркас от чума... Рассказали, что они живут в такой палатке также зимой. На границе тёплого и холодного воздуха не образуется конденсат, потому внутри палатки нет инея и сырости.
   Обедаем на стоянке оленеводов. Рядом со стоянкой было привязано животное. Я подошёл к нему, чтобы сфотографировать - оно резко шарахнулось от меня и спряталось за лиственницу. Но перед этим я успел его запечатлеть.
   По словам оленеводов, до трассы оставалось часа три. Я не поверил: может, им налегке и часа три, нам же гораздо дольше... Выбравшись на один из пригорков, я снова подумал, какие разные долины в горах Сунтар-Хаята! Заболоченный и залесенный Сунтар, а рядом с ним, всего-то через хребет, широкий редколесный Кольтрикан. Обе долины хороши! Но по Сунтару мы поднимались летом, среди зелени, Кольтрикан же явился нам осенним. В голове большинства людей, как мне кажется, осенние краски представляются самыми красивыми... Обязательно нужно проверить, что творится в этих краях летом!

Ф. 82. Панорама Кольтрикана
Ф. 83. Плато озёрами
 Ф. 84. Уходим от Кольтрикана
Ф. 86. Перевальное плато

Несмотря на обилие озёр, особо заболоченных участков не наблюдалось. Может, потому, что вдоль реки тянулись террасы. По которым, собственно, мы шагали. Кольтрикан, после впадения реки Тыл, круто поворачивал на восток, наш же путь шёл на север, на небольшой перевал, ведущий к трассе. На фото ниже он - в центре кадра: широченная седловина, вправо же уходит долина Кольтрикана.

Ф. 87Наш голландский Рик
Ф. 88. Низкие северные облака
Ф. 89. Осень
Ф. 90За этим бугром находится трасса
Ф. 91Вечерне-осеннее
Ф. 92. Непогода подходит. Фргамент
Ф. 94. Утро
Ф. 96. река Кюбюме

Мы свернули от приветливого Кольтрикана на перевал. Время шло к вечеру. Низкие северные облака сцепились на небе, словно кольца в кольчуге. Они свивались, расходились весь оставшийся вечер. Мы расположились на ночёвку и стали наблюдать за облаками. Которые вдруг поползли в сторону заката. Словно бы кто-то с западной стороны закрывал над нами облачный занавес. Что-то подсказывало: погода портится...

Ф. 93. Непогода подходит. Панорама
Ф. 95. Последнее озеро. За ним спуск к трассе

2.09. Обычно в предыдущие три дня по утрам небо было или чистым. В этот же день оно оказалось затянутым прозрачными неплотными облака. Которые постепенно потемнели и стали свинцово-серыми. Вдали повисла дождевая пелена. Которая приближалась к нам.
   С перевала уже, казалось, слышался шум машин. По негустому лиственничному лесу, обходя многочисленные озёра, за два часа мы добрались до реки Кюбюме. Дождь, к счастью, та и не начался. Потом ещё час шли вдоль реки наверх по течению, выискивая брод. Нашли! Перешли. Первый участник, сделал разведку, пройдя без рюкзака. Затем первый перешёл с рюкзаком, за ним остальные участники переходили стенкой. Мы выбрались из глубокой долины реки и отправились к трассе - на северо-запад. Вначале шли по заболоченному лугу, огибая густой лес справа. Так вышли на дорогу, которая строго вела на северо-запад и через час оказались у трассы.
   Наши якутские товарищи оставляли машину на метеостанции примерно в 50 километрах от нас. Поймав попутку, они уехали за транспортом. В 16 часов ребята вернулись.

Ф. 97. Наша группа финальной части якутского похода

Мы загрузились и отправились в путь. Проехав три часа, остановились на ночёвку. Этот вечер и последующее утро запомнилось несколькими важными событиями. Во-первых, я сжёг свои носки, дырявые до неприличия. Горели они ярко... Во вторых, нас покинул Николай: он поехал, как и планировал, автостопом в Магадан. Далее возвращались почти без приключений: трасса была сухая, паромы - свободны, люди -приветливы, столовые - изобильны (хотя и недёшевы). В Якутск прибыли 4 сентября к вечеру. Нас встретили сотрудники и туристы турфирмы "Норд Стрим" шампанским и тёплыми объятьями. Вечером этого дня мы замечательно посидели в кафе. 5 сентября утром рано я улетел в Новосибирск. А шестого сентября уже ехал в автобусе на Алтай, где было запланировано восхождение на Белуху.
   Заключение
   Мы прошли интересный, разнообразный, красивый поход по хребту Сунтар-Хаята.
   Мы поднялись на высшую точку района, прошли красивый траверс туманной горы Палатка, перебрались через несколько перевалов. Мы видели снега и леса, дни и ночи, горы и долины, осень и лето Якутии. В путешествии мы столкнулись с некоторым количеством обстоятельств, препятствующих нашему походу, но всеми успешно справились! От путешествия остались только позитивные впечатления. Надеюсь, мы снова попадём на это фантастическую, великолепную землю. И дальше.
   Якутия - удивительный край! Громадный, прямо таки безбрежный, в особенности если смотреть не только вширь, но и вглубь, и ввысь, и ещё как-нибудь хитроумно. В Якутии есть всё: громадные горы, не уступающие по сложности высотным районам; широчайшие реки; разнообразные леса (лиственничные, кедровые, берёзовые и даже - уверен - джунгли отыщутся); бесконечное небо далёкое и небо на расстоянии вытянутой реки; озёра - как громадные, так и мелкие; многочисленные рыбы и звери; замечательные люди и люди не очень, но тоже неплохие; парочка пустынь и бескрайняя тундра; комары и мошка, которых, впрочем, может и не быть; и превеликое изобилие чудес, в присутствии которых ты перестаёшь различать, где обыденное, простое, а где необычное, уникальное.
   В Якутии живут замечательные люди! Я никогда не забуду, как нас угощали мясом, помогали советами и просто доброжелательностью на маршруте. У нас получилась такая якутско-русско-голландская команда... Ребята из Якутска показали себя как чуткие к горному рельефу люди, не говоря уж о тайге. Мне думается, что любой человек, попавший на землю Якутии, в её горы, леса - меняется становится лучше, чище, светлее. При почтительном отношении к этому краю он откроет свои явные и скрытые тайны, красоты.
   Для меня, родившегося и выросшего в Якутии, это было путешествие -замечательное вдвойне: в детстве я глазел на сопки около якутского города Ленска, предполагая, что же там за ними. Мне виделись белые горы, океаны, тундра, пустыни.... Я родился и жил в Якутии сколько-то лет тому назад - а теперь я путешествовал в Якутии. И в этом путешествии, получается, я словно бы вернулся в своё якутское детство, на свою исходную точку, и шагнул в ту Якутию, которая находилась за пределами видимого в то время, но не фантастически дальнего, сказочных стран, а возможного - в пределах места, где я жил. Слово "Якутия" охватывало не просто некоторую административную территорию, но мир, где я жил, и то, что называется "домом", а значит, мою территорию, моё место. Для того, чтобы попасть в дальние страны, нужно было ехать , лететь, плыть тысячи километров, а чтобы попасть в Якутию, нужно было всего лишь перебраться через хребет. Дальние страны были за пределами возможного, а Якутия - вот она, за рекой и теми дальними сопками. И, получается, именно эту возможность я осуществил из того своего якутского детства! И это было - как снова прикоснуться в миру открытий, обретя вдруг неожиданно то детское, восхищённое, непосредственное вИдение. Как будто снова стал ребёнком и заглянул в те уголки, куда не удавалось попасть.