14 мая 2019
Тип материала: Описание Регион путешествия: Якутский
Год путешествия: 2018
Вид туризма: Пешеходный туризм Категория сложности: III
  • © Copyright Лучко Максим Иванович (afrikos@mail.ru)
  • Обновлено: 06/03/2019. 19k. Статистика.
  • Описание. Пеший:Якутия южн. , 3 к/с , Ноги
  • Дата похода 01/08/2018

Маршрут: р Сунтар - р Хоронь - пер Метеостанция нк - - р Бургали - лдн 31 - пер Проходной Верхний 1а - лдн Большой Мус-хая - г.Мус-хая 2964 1б - пер Проходной Нижний - 1а - лдн 31 - р Бургали

Аннотация: Подход к горе Мус-Хая через перевал Станция (некатегорийный). Восхождение на Мус-Хаю: река Бургали - ледник 31 - перевал Проходной Верхний, 1а - ледник Большой Мус-Хая - гора Мус-Хая, 2964, 1Б, рад - перевал Проходной Нижний, 1А - ледник 31 - река Бургали. 21.08. - 24.08.Видеография этой части путешествия: "https://youtu.be/PmfCb1SYmjA" rel="nofollow"

Часть вторая
   Подход к горе Мус-Хая через перевал Станция (некатегорийный). Восхождение на Мус-Хаю: река Бургали - ледник 31 - перевал Проходной Верхний, 1а - ледник Большой Мус-Хая - гора Мус-Хая, 2964, 1Б, рад - перевалПроходной Нижний, 1А - ледник 31 - река Бургали. 21.08. - 24.08.
   Итак, мы прибыли к важной промежуточной точке нашего путешествия - стоянке оленеводов у реки Колтоко.
   Изначально у нас был запланирован отдельный большой выход к горе Палатка с прохождением перевалов в районе этой горы. Затем мы должны были уйти к Мус-Хая через несколько перевалов (эту часть я предполагал самой техничной), взойти на неё, потом обойти вокруг массив горы Палатка через небольшие перевалы. Но... По сути, мы прошли только четвёртую часть нашего похода, но использовали в два раза больше дней. Мы перенапряглись. Нужен был день отдыха! Однако мы понимали, что это будет большая потеря времени. Вечером предыдущего дня устроили глобальное обсуждение и в результате перекроили маршрут, составив из всех вариантов, основного и запасного, нечто удобоваримое. Нечто, вписывавшееся в оставшиеся дни. Выглядел предстоящий процесс примерно так. 1) Подойти к Мус-Хая самым кратчайшим путём через перевал "Метеостанция", затем сходить на эту замечательную гору. 2) Максимально простым и быстрым путём переместиться к горе Палатка. Чтобы подняться на неё и вернуться в лагерь на реке Колтоко. По первой части этого плана вопросов не возникало, а вот по второй имелись. Среди запасных вариантов у меня был прописан переход через связку перевалов "Комнано" (нк) и перевал "Столичный" (*1Б). Некатегорийный перевал - он и есть некатегорийный, вряд ли там есть что-то сложное (это подтверждалось данными карты), а вот со Столичным имелись большие опасения. Я не нашёл особой информации о нём кроме категории. 1Б - ну это ж всего лишь 1Б! Мелочь. Но тогда почему через него не ходили, хотя расположен он весьма удобен? Карта указывала, что там есть ледник, есть крутые склоны. Но ведь это всего лишь 1Б... Кошки, ледорубы и прочая горная снаряга у нас имелась, так что решили рискнуть.
   Состав нашей группы на вторую часть похода выглядел так: я, Николай из города Одинцово, четыре наших товарища из города Якутск - гидов турфирмы "Норд Стрим" и собачка. Рик сообщил, что дальше не пойдёт, потому что хочет отдохнуть. Он остался с двумя девушками, которые поднялись с нами снизу. Рик понравился оленеводам, и я предположил, что он прекрасно проведёт время.
   21.08. Сделали себе поблажку и вышли на маршрут в 12 часов. Поэтому даже назвали этот день "полуднёвкой".
   Нам предстояло перебродить реку Сунтар и уйти как можно выше по ней. От базы мы двинулись по хорошо набитой дороге. По пути встретились остовы оленеводческих чумов.

Ф. 8. Скалы выглядывают из-под осыпей
Ф. 9. Долина реки Сунтар

Ф. 10. Вот так мы шагали вдоль Сунтара
Ф. 11. Гора основательно возвышается над окружающими хребтами
Ф. 12. "Якутский Маттерхорн" в панораме

На одном из поворотов вдали появилась высокая гора, которую я про себя назвал якутским Маттерхорном.

Ф. 13. Горы становятся выше. Граница зоны леса приближается
Ф. 14. Оттуда мы пришли
Ф. 15. Оттуда мы пришли. Непогода приближается

Здесь я вновь я отметил такую "красивую" специфику этих гор: облака висели низко-низко, и чем выше мы поднимались, тем ближе они становились. Впрочем, такое обилие облаков над головой - после столь продолжительной жары - обещало долгое ненастье...
   Облака становились всё плотнее и темнее. После обеда закапал мелкий дождик. Который постепенно превратился в сильный ливень.

Ф. 16. Подходим ко границе зоны леса
Ф. 17. Наша лагерь на границе лиственничного леса. Дальше - только ивы

Мы заночевали у последних лиственниц, быстро поставив палатки, пока на короткое время прекратился дождь.

Ф. 18. Оттуда мы пришли
Ф. 19. Наш лагерь
Ф. 20. наш лагерь в панораме

Ф. 21. Узоры соли на футболке стали плотнее, но с тем граница узора размылись... Лицевая часть
Ф. 22. Лицевая часть
Ф. 23. Часть узора на спине

23.08. В этот день нам предстояло перевалить на реку Бургали через перевал Метеостанция. Выдвинулись мы под мелким дождём. Часть пути под перевал шла хорошо набитая тропа.
   Встретили по пути достопримечательность района - военный тягач, погружённый в осыпь.

Ф. 24. Военный тягач
Ф. 25. Вид с перевала Метеостанция на реку Сунтар-Хаята (откуда мы поднялись)
Ф. 26. Вид с перевала Метеостанция в сторону реки Бургали.

По протяжённому осыпному склону мы забрались на перевал. Перевал представлял собой широченное плато из мелкого зеленовато-серого щебня полого спускающееся на восток и довольно круто обрывающееся на запад.

Недалеко от перевала, на небольшой возвышенности находилась одна из рукотворных достопримечательностей района -разрушенная метеостанция. Вид у неё весьма удручающий, можно сказать постапокалиптический...

Якутия 2018. Путешествие по хребту Сунтар-Хаята. Часть вторая: подход к горе Мус-Хая и восхождение на Мус-Хаю Якутия 2018. Путешествие по хребту Сунтар-Хаята. Часть вторая: подход к горе Мус-Хая и восхождение на Мус-Хаю Якутия 2018. Путешествие по хребту Сунтар-Хаята. Часть вторая: подход к горе Мус-Хая и восхождение на Мус-Хаю Якутия 2018. Путешествие по хребту Сунтар-Хаята. Часть вторая: подход к горе Мус-Хая и восхождение на Мус-Хаю Якутия 2018. Путешествие по хребту Сунтар-Хаята. Часть вторая: подход к горе Мус-Хая и восхождение на Мус-Хаю
Ф. 27. Группа идёт по плато
Ф. 30. Строения метеостанции
Ф. 31. Надписи
Ф. 32. Печка. По всей видимости, в ней пекли хлеб
Ф. 33. Группа у метеостанции
Ф. 28. На перевале
Ф. 34. Надпись от 70-го года
Ф. 35. Из журналов. Женщина, кажется, из "Юности"
Ф. 36. Группы оставляют свои следы
Ф. 29. Метеостанция

С удовольствием покинули это печальное место...
   Спустились к реке по мелкоосыпному склону и недалеко от речки Бургали поставили лагерь.
   24.08. Случилось Чудо!!! Наутро воцарилась хорошая погода. С места ночёвки открывался вид на предстоящий путь: широкая долина Бургали смыкалась, образуя каньон, который выводил к ледникам Клюкина и N31. Нам предстояло подняться по леднику 31 до верховий, где находится перевал Верхний проходной 1А, через него перебраться на ледник Большой Мус-Хая, откуда совершить восхождение на вершину Мус-Хая. Возвращаться мы планировали через перевал Нижний Проходной 1А. Ледник оказался весьма красив!

Ф. 37. Ледник
Ф. 38. Поднимаемся по леднику к перевалу Верхний Проходной

На леднике меня более всего поразили промоины меандрового типа. Наверху борта их были совсем невысокими, но чем ближе к языку леднику, тем стены становились выше и достигали в конце-концов метров пятнадцати. Просто ледяные ущелья...

Ф. 39. "Меандровые" ручьи в панораме

Ф. 40. "Меандровые" ручьи в приближении
Ф. 41. Продолжаем подъём по леднику
Ф. 42. Подъём по леднику
Ф. 43. Группа растянулась. Трещин нет
Ф. 44. Николай выходит на перевал
Ф. 45. Мус-Хая!

Подъём на перевал оказался простым.
   С перевала Верхний Проходной открылась красавица Мус-Хая!

Ф. 46Вид на ледник Большой Мус-Хая и вершину Мус-Хая
Ф. 47. Вид на ледник N31

Мы слезли с перевала и пошагали по леднику Большой Мус-Хая к вершине Мус-Хае.

Ф. 48. Ледник и горы
Ф. 49. Группа движется по леднику Большой Мус-Хая к горе Мус-Хая
Ф. 51. Вид из-под горы Мус-Хая. Видна седловина перевала (самая левая), откуда мы пришли.
Ф. 50. Подходим к началу подъёма на гору Мус-Хая
Ф. 52. Скальные башни в гребне
Ф. 53. Скальные башни в южном гребне горы Мус-Хая

В западном гребне, идущем от вершины, обнаружились такие симпатичные скалы.
   Мы пересекли ледник и оказались под вершиной.
   Чтобы подняться на гору, нужно выйти на западный гребень горы Мус-Хая и, двигаясь по нему на восток, выйти на вершину. Подъём на гребень - мелкокаменистая осыпь, протяжённостью примерно 300 м. Пожалуй, это самое сложное место при подъёме на вершину.

Ф. 57. Южный гребень горы Мус-Хая
Ф. 58. Вид с южного гребня горы Мус-Хая на ледник N42 (в сторону г Берилл)

Погода портилась, но я успел заснять разнообразные красоты! В ненастном воздухе неожиданно ярко засветились горы. Оранжевые, зелёные, красные... Думаю, в хорошую погоду такой красоты, как ни странно, мы не увидели бы! Всё бы погасло в ярком солнце...

Ф. 59. Вид с южного гребня горы Мус-Хая на ледник Большой Мус-Хая и западный гребень горы Мус-Хая
Ф. 60. Вид на север с подъёма на гору Мус-Хая
Ф. 61. Вид на север с подъёма на гору Мус-Хая
Ф. 62. Разноцветные горы. Вид на южную сторону с подъёма на гору Мус-Хая
Ф. 63Серое и оранжевое
Ф. 65. Разноцветные горы. Фрагмент

Ф. 64. Разноцветные горы
Ф. 67. Вид на южный гребень горы Мус-Хая и ледние Большой Мус-Хая

Путь по гребню оказался простым: осыпь с редким выходами простых скал. Облака опускались всё ниже, и я гадал, успеем ли мы что-нибудь увидеть с вершины. Успели! Хотя дальние горы уже скрылись во мгле.

Ф. 66. Группа движется по гребню
Ф. 68. Этой картиной мы любовались на протяжении всего подъёма...
Ф. 69. Группа на вершине
Ф. 70. Северный гребень горы Мус-Хая

Ф. 71. Виды с горы Мус-Хая на восток. Непогода
Ф. 72. Вид с горы Мус-Хая на северо-запад
Ф. 73. Мус-Хая скрывается в тумане

Облака опускались всё ниже. Едва мы начали спускаться, как пошёл мелкий дождь и ближние горы стали исчезать во мгле. Мы спустились с горы на ледник Большой Мус-Хая. Облака скрыли нашу вершину, затем окрестные хребты.
   В мелком дожде мы двинулись к нашей следующей цели - перевалу Проходной Нижний. Находится он в том же хребте, что и Верхний Проходной, только ниже на 300 м. На перевале нашли ложку. На которой был выгравирован красивый парусный корабль! Мы конечно же забрали её, в особенности памятуя о том, что в первые дни наш прекрасный голландец Рик свою ложку сломал.
   Наши якутские товарищи убежали вперёд, а я и Николай неспешно пошагали вниз, любуясь, сколь это было возможно под дождём, окрестностями.
   Мы выбрались из ущелья на ледник N31, по которому поднимались на несколько часов раньше. Вниз пошли по-другому пути: если наверх мы шагали по левому (орграфически) борту ледника, то обратно двинулись по правому (не менее орографически). И тут, недалеко от языка ледника нам встретилось чудо! Ледяной двухуровневый грот. Жаль, что намокшая фотокамера и недостаток времени не позволили нам качественно запечатлеть всю эту красоту... Глубина грота - метров 50, ширина - примерно 10 метров высота в широкой части до 10 метров. Высота нижнего уровня - 4-5. Затем пещера сужалась до полутора метров. В конце её на снежном постаменте находилась земляная насыпь метровой высоты, весьма похожая на сидящего монаха. В глубине удивительно прозрачных ледяных стен был виден мох и мелкие камушки. Подарок якутских гор... Я попытался вместить всю эту красоту в мои 50-135 мм объектива, для чего снял несколько панорам. Получилось так.

Ф. 74. Ледяная пещера
Ф. 80. Стены пещеры ближе к фигуре
Ф. 81. Стена пещеры переходит в потолок
Ф. 82. Грань потолка

Вот представьте себе картину. Свет пробивается сквозь бирюзовые стены, в которых мерцают воздушные пузыри, мхи, мои отражения, камушки, вкрапления других неведомых явлений и вещиц; свет падает на пол, тонет в неглубоких лужицах и вдруг вспыхивает отражаясь от белого снега в самой отдалённой части пещеры! На снегу возвышается земляная насыпь, выглядящая точь-в-точь как медитирующий монах. И вдруг понимаешь, что вся пещера представляет собой некую трубу, тоннель, сведённый к земляной насыпи... Однако время и непогода поджимали. Мы продолжили спускаться.
   Промокшие, мы пришли к нашей базе. Вечером дождь утих на часок.
   С этого момента начиналось наше возвращение! Мус-Хая оказалась самой дальней точкой в пешеходной части нашего якутского путешествия.