15 июня 2019
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Обско-Алтайский (равнинный и горный)
Год путешествия: 2017
Вид туризма: Горный туризм Категория сложности: III
  • © Copyright Лучко Максим Иванович (afrikos@mail.ru)
  • Обновлено: 13/12/2017. 25k. Статистика.
  • Техотчет. Горный:Алтай , 3 к/с (4) , Ноги
  • Дата похода 26/07/2017
  • Маршрут: пер.Памяти Говора Евгения
  • Иллюстрации/приложения: 38 штук.
  • Аннотация: Технический паспорт перевала, который мы предложили назвать Памяти Евгения Говора. 2А, 3561 м.
  • Видеоотчёт: "https://www.youtube.com/watch?v=6fGnrtDnFnM" rel="nofollow"&t=125s

Перевал Памяти Говора Евгения, 2А, 3561 м. + г. 3515 м., рад. 1Б + г. 3670 м.,рад. 1Б, + г. 3653 м. (1Б) Технический паспорт
   Район

Памяти Евгения Говора
   3561 м.
   2А
   1. Местонахождение. Перевал находится в Южно-Чуйском хребте Горного Алтая, хребте, отделяющем бассейн реки Талдура от бассейна реки Ошту-Айры. Ориентация траверса: с северо-запада на юго-восток.
   2. Что соединяет, что связывает. Перевал связывает правый приток р. Оштуайры (безымянный ледник в верховьях правого притока р. Оштуайры, в отчёте Ляпина В.Г. он обозначен N170 - правый приток р. Оштуайры - р. Карагем - р. Аргут - р. Катунь) с рекой Талдура (ледник Малый Талдуринский - р. Талдура - р. Чаган-Узун - р. Чуя).
   3. Кем назван, когда, что обозначает. Впервые пройден и назван, нашей группой 26 июля 2017 г.
   4. Информации о прохождении/первопрохождении перевала. У руководителя были большие сомнения насчёт этого перевала, поскольку на некоторых картах, в частности на ресурсе "https://pereval.online/" rel="nofollow" на его месте отмечен перевал Химик, хотя Химик находится в другом месте. Перевал Химик находится в отроге, отделяющем ледник Большой Талдуринский от ледника Малый Талдуринский между вершинами 3646 м. и 3678 м. Ссылки на описания перевала Химик: "http://www.westra.ru/passes/Passes/6816" rel="nofollow", он обозначен на наших фото.
   С ледника N171 выводят перевалы Анитим, 1Б, 3100 м. (ледник N170 - р. Калынагач) и пер. Стройгаз, 1Б, 3200 м.(лдн. N170 - р. Атбажи).
   5. Количественные характеристики.
   Общее время прохождения от ригеля до седловины с востока:
   ЧХВ - 5 ч. 30 мин.
   Время спуска с перевала:
   ЧХВ - 3 ч. 50 мин.
   Время подъёма от стоянки на ригеле:
   ЧХВ - 1 ч. 40 мин.
   Время движения со страховкой:
   Одновременной - 2 ч. 20 мин.
   Перильная - 3 ч. 10 мин.
   Кол-во пунктов страховки:
   Частота прохождения:
   Неизвестно
   Преимущественное направление прохождения:
   6. Условия, при которых изменяется категория трудности. Категория изменится в сторону усложнения зимой и в межсезонье по причине обледенения и заснеживания скал.
   7. Рельеф по участкам пути.
   На подъёме:
   S0 - S1. Подъём по леднику N170 от языка ледника до ригеля. Открытый ледник, за которым следует зона разломов, более крутая на севере и пологая на юге. Южнее ледника - морены. Перепад высоты - 400 м., протяжённость - 2,5 км.
   S1 - R1. От стоянок на ригеле до г. 3515 м. Простой осыпной гребень, крутизной 30-35 градусов. Перепад высоты - 300 м., протяжённость - 500 м.
   S1 - S2. Подъём по леднику от ригеля до седловины перевала. Закрытый ледник с выходами открытого льда. Ближе к перевалу (не доходя до седловины - примерно 100 м) - много трещин. Перепад высоты - 340 м., протяжённость - 2 км.
   Седловина: широкая, осыпная с востока, снежная - с запада.
   S2 - R3. От седловины до г. 3653 м. Простой скально-осыпной гребень. Перепад высоты - 92 м., протяжённость - 500 м., крутизна - 30 градусов
   S2 - R2. От седловины до г. 3670 м. Простой скально-осыпной гребень. Перепад высоты - 117 м., протяжённость - 500 м., крутизна - 30 градусов.
   S2 - S3. Скальный склон, вертикальный спуск. Черепитчатые разрушенные скалы, на которых сложно сделать станцию. Перепад высоты: 40 м., крутизна - 55-60 градусов.
   S3-S4. Скальный склон, косой траверс. Черепитчатые разрушенные скалы. Протяжённость - 40 м., крутизна - 55-60 градусов
   S4-S5. Скальный склон, выход на слабовыраженный контрфорс. Протяжённость - 40 м., крутизна - 50-55 градусов.
   S5-S6. Траверс под скальный массив. Снежный кулуар и рантклюфт под скалами. Протяжённость - 60 м., крутизна - 50 градусов.
   S6 - S7. Снежный склон с бергшрундом в нижней части. Глубина снег - 30-50 см., ближе к скальным выходам - Протяжённость - 200 м., крутизна - 45-50 градусов.
   8. Описание маршрута
   Небольшой видеоотчёт: "https://www.youtube.com/watch?v=6fGnrtDnFnM" rel="nofollow"&t=58s
   25 июля 2017 г. К языку ледника N170 мы шли с ледника Оштуайры по моренам, идущим по левому (ор) берегу правого притока реки Оштуайры. Участок S0-S1 можно разделить на две части: от языка ледника под ригель по леднику и подъём на ригель по осыпи. Ледник вначале идёт на север, затем круто поворачивает на юг, на месте поворота они сильно изломан, и самый простейший путь обхода этого небольшого ледопада - с юга. Вначале мы шли по левой (ор) части ледника, и таким образом подошли под ригель, благодаря которому и образовался ледопад. Под ригелем на морене нашли несколько стоянок со множеством консервных банок. Наверное, это известное место ночлега при прохождении перевала Стройгаз. Далее ушли с ледника и двинулись на вершину ригеля по осыпи, так обходя ледовые разломы. На вершине ригеля нашли ровные места и решили ночевать. Остановились в 17 ч. 30 мин. От языка ледника поднимались 2,5 ч. чистого ходового времени. Для разведки решили подняться на несложную вершину южнее, которая на карте обозначена как 3515 м. По простому осыпному гребню поднялись за 40 минут и в 18-40 оказались на вершине. Сняли записку группы из г. Перми, поднявшихся 17 августа 2016 г. С вершины хорошо рассмотрели предстоящий подъём на перевал и пройденный в предыдущие дни путь. Спустились в лагерь за 20 минут.
   26 июля 2017 г. В предыдущий день мы наметили путь подъёма на перевал - по прямой от ночёвки до седловины. Перевал находится между в. 3653 м. и 3670 м. и с нашей стороны сложности не представлял: закрытый ледник с выходами открытого льда. Мы вышли в 7 утра, образовали связку и пошагали на перевал. Снег смёрзся и почти не проваливался, однако в две-три трещины первый участник провалился. Дошли до седловины за 2 перехода (1 ч. 40 мин.). На седловине включили запасной ГПС и на встроенной карте он показал на нашем месте перевал "Химик". Мы знали, что перевал "Химик" находится в другом месте, однако засомневались.
   Для уточнения данных сходили на вершины слева и справа. Подъём на вершину 3670 м. (вершина с юга) проходит по осыпи с участками несложных скал. Это участок S2 - R3. Мы забрались на вершину за 30 минут и предложили назвать её "Анна", продолжив пополнять список гор на Южно-Чуйском женскими именами (Ольга Восточная, Ольга Западная, Ксения). Немного южнее "Анны" (3670) в этом же хребте находится другая гора, по всей видимости, это и есть 3678 м. Спустились за 20 мин.
   Вторая наша группа сходила на вершину севернее (3653 м.) за 30 минут (участок S2 - R2). На неё ведёт простой осыпной гребень и открывается вид на перевал Перемётный. Основная цель подъёма на эту вершину была - можно ли по отрогу с этой горы спуститься в долину, обойдя скалы, по которым предстояло идти в случае спуска с перевала прямо вниз. Спуск просматривался, однако решили идти всё-таки по скалам прямо вниз с перевала С г. 3653 вернулись на перевал за 10 минут.
   На перевале сложили тур и предложили назвать его "Памяти Евгения Говора". Так совпало, что день прохождения перевала был всего на день позже гибели Евгения Васильевича (25 июля 2016 года)...
   Не было никакой возможности организовать станцию на перевале, потому сделали её на человеке, предполагая последнему спуститься участнику спуститься с нижней страховкой без рюкзака. Первый участник спустился вниз по некрутому склону и обнаружил, что кругом одни черепитчатые скалы, куда невозможно забить крюк, заложить закладку, а разные каменные столбы, пальцы, глыбы рассыпаются или валятся при попытке накинуть на них петлю. В конце-концов, глыба была найдена и станция организована. (Участок S2 - S3). К первому спустился второй участник. Следующую верёвку провесить прямо вниз не получилось. На разрушенных скалах всё сыпалось и там, где нашлась одна удобная глыба, не было возможности укрыться от падающих камней. Вдобавок, ниже первой станции скалы становились круче. В результате блуждания по склону верёвку повесили траверсом влево (ор). (Участок S3-S4). Первый участник без рюкзака поднялся наверх, закрепил на себе станцию, спустились остальные участники Последний спускался свободным лазанием - несложные скалы это позволяли.
   Третью верёвку провесили, перебравшись через заснеженный кулуар и направившись ещё левее - на слабовыраженный контрфорс, с которого планировали выйти на снег. (Так был пройден участок S4 - S5). Верёвку сдергивали самосбросом. Однако едва все собрались на контрфорсе, в кулуаре пролетели камни, которые ушли прямо вниз, на снег, куда группа планировала спускаться. Стало понятно: прямо вниз путь закрыт. Нужно уйти из-под кулуара под основной скальный массив и от него уже идти строго вниз .чтобы не подрезать склон и не спустить лавину. Провесили одну верёвку (30 м.), закрепив её на ледорубе и оказались в рантклюфте под скалами. Прошли по нему в связке вправо метров тридцать.(Так прошли участок S5 - S6). Первый участник спустился на несколько метров вниз, убедился, что ступени образуются крепкие и глубокие - образовали связку и сошли вниз за 40 минут. (Участок S6 - S7). Итого, внизу оказались в 15 ч. 30 мин. Время спуска - 3 ч. 50 мин.
   Дальше спускались по леднику на восток, придерживаясь левой его стороны (ор) и за 1 ч. 20 мин. пришли к языку ледника.
   9. Требования к организации движения и страховки.
   Нами были использованы следующие страховочные действия.
   S0 - S1. Подъём по леднику N170 от языка ледника до ригеля. Двигали по открытому леднику придерживаясь правой (пхд) его стороны. По осыпи поднимались плотной группой серпантинами, чтобы не спустить камень на нижеидущих.
   S1 - R1. От стоянок на ригеле до г. 3515 м. Простой осыпной гребень, крутизной 30-35 градусов. Движение серпантинами, чтобы не спустить камень на нижеидущих.
   S1 - S2. Подъём по леднику от ригеля до седловины перевала. Закрытый ледник с выходами открытого льда. Движение в связке, прямо по направлению к перевалу.
   Седловина: широкая, осыпная с востока, снежная - с запада.
   S2 - R2. От седловины до г. 3653 м. Простой скально-осыпной гребень. Движение плотной группой, серпантинами, чтобы не спустить камень на нижеидущих.
   S2 - R3. От седловины до г. 3670 м. Простой скально-осыпной гребень с участками скал. Движение плотной группой, серпантинами, чтобы не спустить камень на нижеидущих.
   S2 - S3. Скальный склон, вертикальный спуск. Черепитчатые разрушенные скалы, на которых сложно сделать станцию. Движение прямо вниз и чуть вправо на нижнюю часть очень слабовыраженного скального ребра.
   S3-S4. Скальный склон, косой траверс. Черепитчатые разрушенные скалы. Траверс склона влево (ор.) и вниз, чтобы организовать более ли менее надёжную станцию и не попасть под камнепад.
   S4-S5. Скальный склон, выход на слабовыраженный контрфорс. Движение вниз и немного влево (ор) на слабовыраженное ребрышко.
   S5-S6. Траверс под скальный массив. Снежный кулуар и рантклюфт под скалами. Движение вправо (ор) и вниз пересекая заснеженный кулуар и да далее по рантклюфту.
   S6 - S7. Снежный склон с бергшрундом в нижней части. Движение строго вниз по линии падения воды. Прохождение засыпанного снегом бергшрунда свободным сползанием.
   10. Возможные опасности и меры безопасности
   S1 - R1. От стоянок на ригеле до г. 3515 м. Простой осыпной гребень, крутизной 30-35 градусов. Опасность спустить камень на нижеидущих - Движение серпантинами.
   S1 - S2. Подъём по леднику от ригеля до седловины перевала. Закрытый ледник с выходами открытого льда. Опасность падения в трещину - движение в связке.
   Седловина: широкая, осыпная с востока, снежная - с запада.
   S2 - R2. От седловины до г. 3653 м. Простой скально-осыпной гребень. Опасность спустить камень на нижеидущих - движение плотной группой, серпантинами.
   S2 - R3. От седловины до г. 3670 м. Простой скально-осыпной гребень с участками скал. Опасность спустить камень на нижеидущих - движение плотной группой, серпантинами.
   S2 - S3. Скальный склон, вертикальный спуск. Организация станции с возможность укрыться от камнепада, который образуется участником сверху.
   S3-S4. Скальный склон, косой траверс. Черепитчатые разрушенные скалы. Организация станции с возможность укрыться от камнепада, который образуется участником сверху.
   S4-S5. Скальный склон, выход на слабовыраженный контрфорс. Организация станции с возможность укрыться от камнепада. Быстрое прохождение верхней части кулуара, где возможен камнепад, с выставлением наблюдателя.
   S5-S6. Траверс под скальный массив. Опасность камнепада - Быстрое прохождение кулуара с выставлением наблюдателя.
   S6 - S7. Снежный склон с бергшрундом в нижней части Опасность камнепада и лавины - быстрое прохождение снежного склона и движение вниз строго по линии падения воды. Опасность срыва - самые сильные и опытные участники - в начале и в конце связки, самостраховка с помощью ледоруба. Прохождение бергшрунда в нижней части с попеременной страховкой.
   11. Рекомендуемое специальное снаряжение. Льдобуры, скальные крючья, закладки, френды.
   12. Места ночлегов. Возможна ночёвка на седловине перевала.
   13. Информации о ЧП. Нет.
   14. Фамилия, имя, отчество автора описания. Описание делал Лучко Максим Иванович. Маршрутная книжка: 0-166-17
   15. Фотоматериалы и видеоматериалы. Видеоотчёт выложен на "https://www.youtube.com/watch?v=6fGnrtDnFnM" rel="nofollow"
   На фото красной линией отмечен путь группы, треугольник - место ночёвки

Южно-Чуйский 2017. Перевал Памяти Говора Евгения, 2а, 3561 м. + г. 3515 м., рад. 1б + г. 3670 м.,рад. 1б, + г. 3653 м. (1б).
Ф. 1. Вид на верховья реки Оштуайры с места ночевки. Наш путь - к леднику N170
Ф. 2. Верховья правого истока р. Оштуайры
Ф. 3. Озеро под ледником N170

Ф. 4. Нижняя часть ледника N170
Ф. 5. Подъём по леднику N170 на участке S0-S1.
6. Вид на предстоящий путь с места ночёвки (точка S1)

Ф. 7. На г. 3515 м. (точка R1)
Ф. 8. Записка с вершины 3515 м. (точка R1)
Ф. 9. Вид с вершины 3515 м. (точка R1)

Ф. 10. Вид с вершины 3515 м. (точка R1).
Ф. 11. Вид с вершины 3515 м. (точка R1). Линией обозначен путь подъёма от языка ледника до стоянки (участок S0-S1)
Ф. 12. Вид с в. 3515 м. (точка R1) на пик Иикту

Ф. 13. На вершине 3515 м. (точка R1)
Ф. 14. Вид с вершины 3515 м. на предстоящий путь по леднику N170
Ф. 15. Место ночёвки (точка S1), путь пройденный и путь предстоящий

Ф. 16. Группа выходит на седловину пер. Памяти Евгения Говора (точка S2)
Ф. 17. Вид с седловины перевала Памяти Евгения Говора на ледник N170
Ф. 18. Привал на перевале Памяти Евгения Говора (точка S2).

Ф. 19. Вид с г. 3653 м. (точка R3) на юг
Ф. 20. Вид с г. 3653 м. (точка R3) на юг
Ф. 21. Вид с г. 3653 м. (точка R3). на гору 3670 м. (точка R2), которую предлагаем назвать пиком Анны

Ф. 22. Вид на г. 3670 м. (пик Анны) с перевала Памяти Евгения Говора.
Ф. 23. Вид с подъёма на г. 3653 м. на северную сторону

Ф. 36. Вид на перевал Памяти Евгения Говора

Ф. 37. Группа спускается к р. Талдура

16. Картографические материалы
Ф. 38. Карта маршрута. Синей линией обозначен подход к вершине, красной - подъём на вершину, зелёной - спуск с вершины. Треугольники - места ночёвок