20 января 2013
Год путешествия: 2004
Вид туризма: Лыжный туризм Категория сложности: I

Дата: февраль 2004 г.

Автор: Анатолий Смолянинов (Сумы, Украина)

Сайт автора: smola-myblog.blogspot.com

Работы Анатолия Смолянинова:

• Ватсиманиоки - Тунтсайоки - Тумча: дневник водного похода в районе Кольского полуострова и Северной Карелии, июль-август 2005
  • Дневник пеше-водного похода IV к.с. по шести рекам бассейна реки Обь: Собь, Хараматолоу, Бур-Хойла, Танью, Варчаты-Вис, Войкар (Приполярный Урал), 28.07 - 26.08.2000
  • Каир, Египет: фотоальбом, 2006
  • Камчатка: путевые впечатления и заметки на память, июль - август 1999
  • Ловозеро - Цага - Пана - Варзуга: дневник водного похода в районе Кольского полуострова, июль - август 1997
  • Подводный мир Египта, Шарм-эль-Шейх - фотоальбом, декабрь 2007
  • Теория и практика линейного горного похода (дневник горного похода в районе Северо-Чуйского и Катунского хребтов Алтая, 2010)
  • Шумак: дневник лыжного похода в районе Тункинских гольцов (Восточный Саян), февраль 2005

Сказал слово - держи! Вот главное свойство настоящего мужчины. Под этим девизом собралась команда сумских лыжников, дерзнувших посостязаться с заполярными просторами Кольского полуострова. А еще по-туристически отметить юбилей одного из организаторов похода. Но об этом несколько ниже. А пока команда коротает время в предстартовых хлопотах. Нужно подогнать и подремонтировать снаряжение, поровну распределить между участниками груз.

9 февраля 2004 года

За два с половиной дня группа доехала до заполярной станции Нефелиновые Пески в Мурманской области. Два -три барака, станционный домик - вот и вся цивилизация. А вокруг заваленная снегом безлюдная тайга у подножия Хибинских гор.

Пока светало группу гостеприимно приютил местный рыбак, предоставив тепло и первую информацию о районе нашего путешествия.

Уже в десятке метров от поселка начинается тайга. Впереди - глубокий рыхлый снег и изматывающая силы бесконечная прокладка лыжни. Выйдя на струящийся с гор ручей мы двинулись вдоль него к первому перевалу. В условиях тяжелой тропежки лыжни и 20-градусный мороз не чувствуется. Лишь короткие минуты отдыха между ходками дают облегчение и возможность оценить красоту окружающей природы.

Маршрут группы таков - пересечь горные массивы Хибинских и Ловозерских тундр, разделяющее их Умбозеро и закончить путь в горняцком поселке Ревда.

Тактика движения в горных лыжных походах такова, что после преодоления днем безлесых горных верховий приходится спускаться к подножию гор, в зону леса, чтобы найти необходимое топливо.

Завершающий аккорд дневного перехода - момент приготовления и употребления МЕДОВУХИ. Этот традиционный ритуал каждый ждет с нетерпением. Два-три глотка обжигающего медового напитка с 30-ю граммами спирта - и желанное тепло растекается по всему телу, добавляет силы для дальнейшей подготовки к ночевке. В короткие минуты устройства бивака нет места праздности. Каждый занят своим делом. Нужно найти сухое дерево и заготовить дрова, приготовить ужин, установить палатку и печку.

Кульминация вечера наступает в момент когда вся команда собирается за ужином в палатке. Тепло от печки и дружеская беседа создают ни с чем не сравнимое чувство единения и добродушия, так необходимые в условиях долгой полярной ночи и холода. Настает время побалагурить, обсудить дневные события и спланировать предстоящий дневной переход.

10 февраля 2004 года

На Кольском полуострове безлесые горные массивы называются тундрами. Плато Хибинских тундр или просто Хибин поднимается на высоту около тысячи двухсот метров над уровнем моря и имеет форму окружности с радиусом 30 километров. С запада и востока Хибины ограничены озерами Имандра и Умбозеро, с севера и юга - болотистыми равнинами. Горные массивы разделены глубокими ущельями и перевалами с многочисленными обрывами и цирками.

Ущелье Юмъекорр в переводе с саамского звучит зловеще -"Ущелье мертвых". Название это связано с преданием о гибели здесь шведов, напавших на саами в конце 16 века. При плохих погодных условиях название перевала становится очень близким к действительности.

Мы начали подход и штурм перевала, находящегося на отметке 700 метров при начавшейся пурге и сильном ветре.

Несколько метров короткой площадки перевала, стиснутой со всех сторон скалами, безмолвный обелиск и дальше почти отвесный склон. При глубоком снеге, ограниченной видимости и общей лавиноопасности спуск выполнили без лыж до относительно безопасного места. А далее долгий путь к зоне леса в долине Меридианального ручья, впадающего в речку Иидичъйок.

Поворот на ручей Часнайок вывел команду в район начала подхода к очередному перевалу.

Не взирая на трудности дневного перехода к вечеру 10 февраля настроение команды значительно улучшилось, поскольку предстояло торжественное событие. Сегодня мы чествуем в качестве юбиляра руководителя группы Сергея Сухарева. 50-летний возраст - серьезный жизненный рубеж, и именинник решил встретить его, придерживаясь лучших традиций туристического братства, в походе.

На несколько вечерних часов наша палатка превратилась в импровизированный банкетный зал. Не беда, что гости пришли без фраков и галстуков, главное - есть настроение и масса добрых пожеланий виновнику торжества.

1. СЕРГЕЙ СУХАРЕВ - инициатор похода, один из корифеев сумского лыжного туризма и спортивного ориентирования. За его плечами десятки сложных лыжных походов в различных отдаленных точках бывшего Советского Союза.
  2. СЕРГЕЙ УСЕНКО - маститый ветеран-ориентировщик. По совместительству заядлый рыболов и турист. Рыбы в походе не ловил, но совершенствовал свои навыки читая журналы о рыбалке.
  3. СЕРГЕЙ ПАНЧЕНКО - его девиз: "Всегда впереди, всегда на острие атаки". Вот что значит большой опыт путешествий и хорошая физическая подготовка. Но любимыми шахматами умудрялся заниматься даже в походе.
  4. АНДРЕЙ ГУМЕННЫЙ - с его мастерством говорить тосты нужно быть грузином. А он живет на Украине, но остается настоящим "горцем" как класный альпинист и горнолыжный турист.
  5. ВИКТОР ЛЕВИТСКИЙ - вечно молодой, активный и хозяйственный "дедушка сумского водного туризма". Даст фору любому молодому байдарочнику или лыжнику.
  6. АНАТОЛИЙ СМОЛЯНИНОВ - в сложные водные походы ходит с завидной регулярностью. А вот податься зимой на лыжах в заполярье - это впервые. Поэтому новых впечатлений - хоть отбавляй!
  7. АЛЕКСАНДР МИХАЙЛЮК - на Кольском полуострове как у себя дома в Верхней Сыроватке. Здесь Алекандр получил прозвище "Оленевод", по которому его знают как классного видеооператора и пейзажного фотографа.
  8. НИКОЛАЙ ИВАНОВ - как лидер сумского лыжного и водного туризма, оставаясь в Сумах, незримо присутствовал с командой все 11 дней похода.

11 февраля 2004 года

Очередной перевал - Южный Чорргор - показался нам сложнее предыдущего. Продвигаясь в верховья ручья Часнайок группа вскоре подошла к красивому скальному цирку с замерзшими озерами у его основания.

Чтобы выйти на перевальную точку с отметкой 820 метров, крутые стенки цирка пришлось преодолевать в лоб . На седловине перевала лежит небольшое озеро, превратившееся в ледяной каток.

Спуск с перевала на восток заканчивается в долине реки Петрелиуса, левого притока Кунийока. Уже на закате удалось найти подходящее для ночевки место, а главное такой необходимый сухостой. Все остальное - дело времени и техники.

В заполярье, а тем более в лыжном походе, поговорка "Не стой, а то замерзнешь!" принимает особую глубину мысли. Здесь лишь только в постоянном движении, работе можно уберечься от пронизывающих насквозь ветров и низких температур.

12 февраля 2004 года

Вскоре после утреннего старта мы вышли на горную дорогу, ведущую из Кировска. Это обстоятельство значительно облегчило дальнейшее продвижение.

На базе контрольно-спасательной службы группа встала на учет и получила общую информацию об обстановке в горах. Немного отдохнув двинули дальше, спланировав завершить дневной переход на границе леса у подножия перевала Умбозерского. Путь к нему из долины идет вдоль реки Портомйок.

Поздний вечер и ночь этого дня принесли не только отдых после долгого перехода, но и радость созерцания северного чуда - полярного сияния.

13 февраля 2004 года

Умбозерский - самый низкий перевал, ведущий из долины Кунийока в бассейн Умбозера. Его высота 480 метров над уровнем моря. Этим удобным путем с древних времен пользовались саами, перегоняя стада оленей. На седловине перевала замерзшие озера.

К середине дня ветер разогнал облака и лучи солнца осветили заснеженные склоны гор. Солнечная погода и безветрие дали возможность задержаться на перевале подольше. У ручья, вытекающего из подножья перевала команда устроила продолжительный отдых и перекус. Нет более радостного развлечения, чем порезвиться на снегу без тяжелых рюкзаков.

Горы в долине реки Каскаснюнйок, принадлежащей к бассейну Умбозера, расступаются в стороны и постепенно понижаются к востоку.

Название реки, вдоль которой движется группа, происходит от саамского "кэскас" - можжевельник. Заснеженный лес по ее берегам вскоре стал совсем труднопроходимым из-за обилия снега, а путь по руслу реки сопряжен с опасностью нарваться на промоину.

Идя вдоль реки мы подсекли еле заметный лыжный путь, ориентируясь на который приняли решение двигаться в дальнейшем.

14 февраля 2004 года

Очередной дневной переход начался с продолжительного подъема на отрог массива Кукисвумчорр. Таким образом решаются две задачи: сократить расстояние до устья реки Тульйок, куда мы направляемся, и уменьшить участок утомительной тропежки по лесной зоне.

С горы Рыпнецк, лежащей в середине отрога, в солнечные дни открывается впечатляющий вид на Умбозеро и поднимающиеся за ним Ловозерские Тундры - цель нашего дальнейшего путешествия. В таких местах хочется говорить добрые слова родным и близким друзьям, тем более что есть подходящий повод - праздник всех влюбленных - день Святого Валентина.

Спуск по южной стороне отрога в долину реки Тульйок крут и требует серьезных лыжных навыков, а неудачникам сулит частые падения и травмы. Перевалив через гору группа устроила ночлег у ее подножья в заснеженном сосновом бору.

(Подготовка места для палатки.) Для незнакомых с лыжной спецификой обывателей такой ритуал может показаться шаманским танцем. На самом же деле цель у туристов проста - уплотнить снег и подготовить место для установки палатки.

Проходят считанные минуты и лагерь уже почти обжит: горит костер, пилятся дрова, вырастает наше временное жилише. А еще через час в теплой палатке можно будет собраться за общей трапезой.

15 февраля 2004 года

Путь к Умбозеру вдоль реки Тульйок идет по занесенной снегом вездеходной дороге. Еле заметная старая лыжня несколько облегчила нам продвижение вперед.

Пройдя последний отрезок реки по замерзшему руслу группа вышла к Умбозеру. Позле пересечения глубокого залива начался снегопад и перед нами встала дилемма: искать место для стоянки в почти безлесой местности или пересечь при слабой видимости Умбозеро, ориентируясь только по карте и компасу. Невзирая на усталость был выбран второй вариант.

6-километровый переход занял остаток дня и последних сил. Уже в вечернем полумраке группа вышла на противоположный берег к подножию Ловозерских тундр и тут же встала на ночлег, особо не выбирая место. Главное - были бы дрова!

16 февраля 2004 года

Едва забрезжил рассвет лыжники снова вышли на простор Умбозера. Нужно пройти 12-киломметровый отрезок по озеру до устья ручья Киткуай, и далее вверх по нему до границы леса у подножия очередного перевала.

Низкое солнце, морозный воздух, отличная видимость на далекие заснеженные склоны Хибин. Кажется бесконечной лыжня, уходящая далеко к горизонту.

Лишь укрывшись от пронизывающего ветра можно порезвиться в согревающих солнечных лучах. Но тепло это обманчиво и природа вскоре дает знать о том, что столбик термометра находится где-то на отметке минус двадцать.

Во второй половине дня начался долгий подъем в верховья ручья Киткуай. Вверх-вниз, вверх-вниз петляет лыжня по сказочному лесу, заваленному метровым слоем снега .

Удивительно красива и величава зимняя тайга. Комья снега на ветвях елей и сосен сливаются в разнообразные нерукотворные скульптуры. Жаль, что век их недолог и останутся они лишь в нашей памяти.

17 февраля 2004 года

Холодное февральское солнце осветило блестящую изморозь, висящую в воздухе, далекие горные склоны и бескрайнюю тайгу . Сегодня группе предстоит длинный переход через перевал в долину ручья Чивруай.

Быстро собравшись и покинув границу леса лыжники вышли на левый борт глубокого цирка, лежащего у подножия перевала .

Перевал Чивруай-Ладв известен не только красимыми видами. Молчаливые обелиски хранят память о погибших в этих местах туристах. Солнечная и безветренная погода на перевале большая редкость и о нем среди туристов ходит недобрая слава.

Сам перевал - узкая полоска плато между двумя почти отвесными ущельями. Спуск в долину Чивруая, берущего начало у его подножия, очень крут и преодолевается без лыж. Шаг в шаг, след в след группа проходит этот крутой спуск, подвергаясь опасности сорваться с заснеженных склонов. А далее - долгий спуск к лежащему между гор Сейдозеру. Где-то там, среди тайги, стоит желанная избушка - цель нашего нелегкого перехода. Уже более 30 лет она предоставляет свой кров редким туристическим группам.

Поздним вечером, уже почти отчаявшись найти избу, нам все-таки улыбнулась удача. Считанные минуты, и уже затеплился огонь в печи, изба снова ожила после долгого отсутствия людей.

Деревянная избушка на берегу ручья Чивруай построена в 70-е годы архангельскими туристами в память о двоих погибших товарищах. Лучшего памятника, дающего людям кров и тепло, и не придумать. По оставленным в избе записям мы узнали, что последние посетившие ее люди были здесь пять месяцев назад.

18 февраля 2004 года

Утром группа группа вышла на лед заповедного Сейдозера, с трех сторон окруженного мощными крутыми склонами гор. Трескучий 25-градусный мороз и почти полное безветрие - не самые плохие условия для продвижения. Мы направляемся в северо-восточную часть озера, куда впадает река Эльморайок.

Даже в самые сильные морозы река в отдельных местах не замерзает, а ее гладь отражает суровые склоны окружающих скал.

Как обычно группа встала на ночлег у самой кромки леса у южного склона горы Карнасурта.

19 февраля 2004 года

На штурм последнего на маршруте перевала группа вышла с двояким чувством. Здесь и ожидание скорого окончания похода и возвращения домой, а также - грусть по поводу раставания с этим суровым и неповторимым краем.

Перевал Эльморайок опасен своим крутым подъемом, воможностью срыва с покрытого плотным настом склона. С седловины перевала открывается грандиозная панорама заполярных гор и далеких озер. Еще и еще раз хочется обернуться назад, чтобы запечатлеть в памяти эту величественную картину.

У подножия перевала расположен рудник Ильма. Миновав его проходную группа закончила одиннадцатидневную активную часть похода.

На вахтовом автобусе мы доехали до поселка Ревда. Долгое ожидание транспорта на Оленегорск нам скрасило посещение бани и поселковой столовой. За непринужденной беседой пришло время отъезда, а с ним новые заботы и дела. Лишь память цепко держит дорогие сердцу воспоминания о проведенных днях наедине с заснеженными северными просторами, красотой заполярной природы.

Зимнее Заполярье (Хибины-2004). Дневник лыжного похода по Кольскому полуостровуЗимнее Заполярье (Хибины-2004). Дневник лыжного похода по Кольскому полуостровуЗимнее Заполярье (Хибины-2004). Дневник лыжного похода по Кольскому полуостровуЗимнее Заполярье (Хибины-2004). Дневник лыжного похода по Кольскому полуостровуЗимнее Заполярье (Хибины-2004). Дневник лыжного похода по Кольскому полуостровуЗимнее Заполярье (Хибины-2004). Дневник лыжного похода по Кольскому полуостровуЗимнее Заполярье (Хибины-2004). Дневник лыжного похода по Кольскому полуостровуЗимнее Заполярье (Хибины-2004). Дневник лыжного похода по Кольскому полуостровуЗимнее Заполярье (Хибины-2004). Дневник лыжного похода по Кольскому полуостровуЗимнее Заполярье (Хибины-2004). Дневник лыжного похода по Кольскому полуостровуЗимнее Заполярье (Хибины-2004). Дневник лыжного похода по Кольскому полуостровуЗимнее Заполярье (Хибины-2004). Дневник лыжного похода по Кольскому полуостровуЗимнее Заполярье (Хибины-2004). Дневник лыжного похода по Кольскому полуостровуЗимнее Заполярье (Хибины-2004). Дневник лыжного похода по Кольскому полуострову