Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Путешествия Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS


Открытие автостопного сезона

Москва - Анапа - Москва

Апрель 2003 г.

Автор -
Валерий Шанин (Москва)

Вернувшись из кругосветки, после трех недель, заполненных встречами с родственниками и друзьями, я сел за компьютер и стал стучать по клавишам по 12-14 часов в день без выходных и праздников. Впечатлений за три года путешествий накопилось еще как минимум на три года писательства. А хотелось сделать это быстрее. Вот и работал на износ. Сам понимал, что так долго продолжаться не может, но без серьезного повода оторваться не мог. И тут, на мое счастье, раздался звонок из Анапы. Звонил некий, тогда мне еще неизвестный Женя Ковалев. Он сообщил, что в Анапе создается автостопный клуб, и они просят к ним приехать кого-нибудь из "Школы автостопа" поделиться опытом. А тут еще и Марыся из Краснодара прислала электронное письмо на сайт МША с аналогичной просьбой. "Это уже не совпадение, а Судьба" - подумал я, внутренне радуясь тому, что теперь у меня появилась-таки уважительная причина оторваться от работы хотя бы на неделю.

12 апреля 2003 года мы со Светой в пять часов утра вышли из дома и пошли пешком к МКАД. Под ногами хлюпала снежно-грязевая каша, с хмурого неба сыпал дождик, но настроение было мажорное. Все же на юг едем. К Черному морю!
На МКАДе стразу же застопилось … такси с "шашечками".
- А мы автостопом едем.
- Я сразу понял, что вы автостопщики. Потому и остановился. Могу довезти вас до Осташковского шоссе.
Отказались. Но затем опять такси. И туда же. Значит, судьба. Пришлось ехать. Следующая машина - тоже такси. Так весь МКАД на такси и проехали. Вот не знал, что в Москве таксисты такие продвинутые: никому не пришлось объяснять, что такое автостоп, и почему автостопщики ездят бесплатно.
После выезда на Каширское шоссе таксисты пропали, начались дачники - на десять-двадцать километров. Первые двести километров прошли мелкими перебежками. Очередная попутка высадила на повороте в сторону Новомосковска, у поста ГАИ. Едва выйдя из "Газели", я - исключительно для того, чтобы снять общий вид - достал видеокамеру. И буквально тут же ее вырвали у меня из рук моментально среагировавшие гаишники.
- Кто разрешил снимать секретный объект?
- Какой? - мне действительно было интересно увидеть хоть что-нибудь примечательное, но вокруг одинокого поста, стоящего возле пересечения двух автострад, никаких строений видно не было. Или "секретный объект" здесь находится под землей и замаскирован так, что без подсказки гаишников о его существовании и не догадаешься?
Гаишник тем временем продолжал на меня наезжать.
- Есть разрешение на съемку? Заберу камеру и все - больше ты ее не увидишь!
- Вообще-то я журналист.
- А документы есть?
Рассмотрев мое журналистское удостоверение (я захватил его с собой не для того, чтобы запугивать представителей власти. Дело было в том, что свой старый паспорт я сдал, а новый еще не получил, а отправляться в путь по России вообще без документов нельзя: у нас принимают не по одежке, а по бумажке) милиционеры сразу сбавили обороты.
- А на кого вы работаете?
- Для московского канала снимаю, - я не стал вдаваться в излишние подробности и сразу же предложил компромисс, - Давайте, я сотру то, что успел здесь снять, а вы мне вернете камеру.
Инцидент был исчерпан, и мы смогли продолжить свой путь. Едва вернулись на позицию, как сразу же застопился "Форд-Пассат".
Олег Станиславович, по его словам, двадцать лет прослужил в "Службе внешней разведки", объездил полмира: Афганистан, Пакистан, Европа…, а выйдя на пенсию, подался в бизнес. Сейчас у него - несколько крупных заводов по производству медикаментов.
- Мы производим медикаменты для госрезерва, а продукцию продаем не государству, а чиновникам. Что это означает в наше время, я думаю, понятно. Для заключения каждого контракта нужно получить десятки подписей. И каждая имеет свою "цену" - чем ближе к Москве, тем выше. Но мы же предприниматели. Мы не можем давать взятки из своего кармана, поэтому для компенсации дополнительных расходов взвинчиваем цены. Есть и более хитрые способы. Например, стандартная длина бинта должна быть пять метров, а делают на 20 см короче. Или берут списанные с истечением срока годности медикаменты, меняют упаковку и опять продают на тот же склад. Качество уже не то, но кого это заботит, если прибыль миллионная? Работать приходится много. У меня даже времени нет сходить оформить себе давно заслуженную военную пенсию. Я постоянно мотаюсь по командировкам: за три года миллион километров на машине накрутил. Вот сегодня, например, суббота, а я еду в Воронеж по делам - грузовик, перевозивший медикаменты, сломался. Там и прибыли-то тысяч на 10, не больше, но нужно ехать. В нашем деле - репутация важнее.
Получилось так, что там не только мой груз застрял, но и партнеров по бизнесу. Они мне уже названивают, волнуются, не кинул ли я их. Того и гляди, еще на счетчик поставят.
По трассе мы летели со скоростью 140-160 км в час. На одном из постов, когда мы не успели притормозить, нам наперерез бросился гаишник с палочкой. Олег и не подумал останавливаться. Он стал сигналить и мигать фарами.
- Подаю сигнал "я - свой", - объяснил он свои сложные манипуляции.
К сожалению, я не успел запомнить сложного паттерна сигналов, но в его действенности убедился собственными глазами: гаишник успокоился и проводил нас равнодушным взглядом.
В Воронеже Олег пригласил нас к себе домой, выпить кофе.
- Я живу в Москве, но мне пришлось купить здесь квартиру. В командировки я езжу часто, мотаться по отелям мне уже надоело, а Воронеж находится примерно в центре района, где у меня сосредоточено большинство предприятий. Вам повезло, что вы попали в мою машину (спасибо гаишникам на Новомосковском посту, которые пытались отнять у меня видеокамеру!!!). Я дальше не поеду, но мой водитель довезет вас до Ростова - ему нужно отвезти документы в Ставрополь.
Так, впервые за всю свою автостопную практику, я менял не машины, а водителей.
Саша шоферит на "КАМАЗе" и к лихачеству не склонен.
- Вы, наверное, страху натерпелись, пока с Олегом Станиславовичем доехали до Воронежа? Он вам, наверное, уже говорил, что по профессии - разведчик.
Их, как известно, специально учат гонять на всем, что движется. А тут еще и гены! У него даже дед - лихач! Как-то раз он взялся вывезти меня из Москвы. Так, пока мы доехали до МКАД, я десять раз перекрестился.
Благородство и доброжелательность предшественника Саши преследовала нас (в хорошем смысле слова) и дальше:
- Олег Станиславович специально дал мне денег, чтобы я вас в вечером в ресторане "У Алика" шашлыком угостил, - сказал нам по секрету Саша. А пообедать зайдем в мое любимое кафе.

     

Когда мы оказались у развилки на Ставрополь, уже стемнело, но место было хорошо освещенное и вскоре мы остановили "Газель".
- Везу технический жир в Пятигорск. Раньше жил в Москве, таксистом работал. Потом уехал в Испанию, бизнесом заниматься. Испанского языка я не знаю, работал с переводчиком. Это, конечно, дорого, но дело того стоило. Из Болгарии пригнал сухогруз с российским лесом - им Россия расплачивается за советские долги. Первая партия была пробной, и все прошло гладко. Потом пришел еще один пароход. На нем уже немного заработал. А третье судно затонуло на полпути в Средиземном море. Я вложил все свои деньги до копейки, а на страховке сэкономил. На авось понадеялся. Думал, пронесет! Не пронесло. В Испании я уже стал обживаться - участок купил, дом начал строить. И тут - такой облом! Пришлось все бросать, возвращаться в Россию и опять начинать с нуля. Купил вот на случайно оставшуюся заначку "Газель" и каждую неделю теперь гоняю в Москву за товаром - хорошо еще, что у меня там старые связи остались. В прошлую поездку у меня было приключение: поехал на "частнике" к знакомой. По пути хотел позвонить ей, предупредить. Попросил таксиста остановиться возле телефона-автомата. Барсетку оставил на заднем сиденье. Там ничего ценного не было, все деньги при мне. Водила же, видимо, принял меня за нового русского. Не успел я выйти из машины, как он сразу рванул и тут же скрылся с моих глаз. Остался я не только без паспорта, но и без водительских прав. А у меня "Газель" была уже загружена. Нужно срочно ехать, на то, чтобы дубликаты оформить времени не было. Вот и поехал. На постах ГАИ по пятьсот рублей отстегивал - за то, что без прав еду - еще хорошо, что денег хватило до Пятигорска добраться.
Интересно, сколько же он потратил тогда на дорогу? Нас после Ростова стали тормозить на всех без исключения постах ГАИ. Да и документы проверяли не только у шофера, но и у нас со Светой. Даже рюкзаки как-то раз перетрясли.
На Павловский пост мы попали в два часа ночи.
- Автостопом едете? - удивились гаишники, - А разве сейчас подвозят?
- Вот вы как раз и увидите, как у нас получится.
Мы встали напротив поста, у поворота в сторону Краснодара и … повисли. А гаишники на нас посматривали и посмеивались.
- Вот видите! Мы же вам говорили, сейчас попутчиков не берут!
Так продолжалось до пяти часов утра. Когда мы выходили из "Газели", казалось, что здесь, на юге, уже тепло. Но это было только первое впечатление - после теплой кабины. Потом стало все прохладнее и прохладнее. Утренний же холод вообще пробирал до костей.
Когда холод стал уже невыносимым, Света, наконец, согласилась с моим предложением стопить "Камазы", хотя всю поездку была ярой противницей этих "тихоходов", голосуя только по легковушкам (фуры нас двоих брать не хотели, шофера, даже, несмотря на то, что мы им не голосовали, часто показывали один палец, предлагая взять кого-нибудь из нас, но мы, естественно, отказывались разделяться).
Нас забрал первый же "Камаз". В кабине работала печка, и было так жарко натоплено, что нас моментально разморило. Как будто кто-то взял да и отключил сознание. Я вообще заснул на середине фразы, едва успев узнать, что мы с Николаем едем до Краснодара. Однако, совесть мне не давала спокойно дрыхнуть. Сам, ведь, неоднократно говорил, что спать в идущей машине не только неэтично, но и опасно. Того и гляди, водитель начнет в такт клевать носом. Тогда - привет родственникам! Я боролся с собой - то проваливаясь в дрему, то пытаясь из нее выкарабкаться. Но усталость сказывалась, и окончательно проснуться я смог только тогда, когда солнце уже ярко сияло. На дороге стало оживленнее, нас то и дело обгоняли легковушки, а грузовик все так же медленно и нудно пилил по трассе.
Шоферу явно было скучно везти двух спящих попутчиков и, заметив, что я наконец-то широко открыл глаза, он сразу же оживился.
- Я уже проехал мимо вас, потом все же решил затормозить. Думал, ехать будет веселее. А вы, как сели в кабину, сразу же уснули. Вот облом, - поделился камазист своим разочарованием и продолжил. - Я автостопщиков всегда подвожу. Кого только в моей кабине не было! Однажды на трассе "Москва-Питер" подобрал девушку с гитарой, которая добиралась на "Эльбу". Она рассказала мне про московские и питерские автостопные клубы. Да и "профессионалов" в желтых или оранжевых комбинезонах я встречал.
Когда мы подъезжали к очередному посту ГАИ, Николай приготовил права, вложил туда пару десяток, но гаишники почему-то не стали нас тормозить.
- Здесь меня однажды остановили на проверку. Перерыли машину сверху донизу. В кабине нашли приходные ордера с печатями. А есть ли доверенность на эту фирму? Естественно, нет! Завели меня на пост. Там был полковник. Он стал меня запугивать уголовной ответственностью, но после торга сошлись на 2800 рублей, - эта тема его увлекла, и он продолжил, - А как-то раз я вез коноплю. В накладной так и было написано "семя конопли - 20 тонн". Останавливают меня на посту. Долго проверяют. И находят! На одной из накладных нет печати! Меня загружали в деревне, они прохлопали, а я не досмотрел. Результат - 300 рублей!
Из "КАМАЗа" мы вышли у "Катюши" на окраине Краснодара.
- Как отсюда попасть на выезд в сторону Новороссийска? - спросил я прохожего.
- Вам нужно на пост на реке Кубань. Вон там остановка. Садитесь на автобус, доезжаете до автовокзала, там пересаживаетесь в трамвай - спросите, какой идет до поста - и на нем еще минут сорок. Часа за два доберетесь.
Эта перспектива меня не обрадовала. Заниматься городским автостопом - тоже не подарок. Один бы я конечно отправился на автобус, но Света была настроена решительно.
- Никаких автобусов! Будем здесь стопить!
Позиция была довольно странная. Не объездная, а самая обычная городская улица, идущая в неизвестном направлении. Грузовиков не было и в помине (они, наверняка, знают, как правильно объехать город и попасть на нужную нам трассу), а легковушки были только местные - городские. Хорошо еще, что наши желтые куртки с огромными эмблемами "Школы автостопа" отпугивали потенциальных таксистов. И все же остановился именно таксист-частник на "шестерке".
- Автостопом из Москвы в Анапу? - удивился он и неожиданно предложил. - Садитесь. Отвезу я вас на нужную трассу. Пешком вы отсюда не дойдете.
Удивительно! Сколько езжу автостопом, а все никак не могу перестать удивляться тому, насколько живуч "долг гостеприимства". Явно ведь человеку пришлось везти нас специально, да еще и в "рабочее время". Но, что особенно удивительно, делал он это не стиснув зубы, я скорее даже, наоборот, с огромным удовольствием. И о себе успел рассказать: в армии двадцать лет отслужил, из них - три года в Чечне на войне, а пенсии на жизнь не хватает, вот и приходится извозом подрабатывать; и экскурсию по городу провести: ехали мы, правда только по окраинам, но и там обнаружился уникальный район, построенный немцами для офицеров выводящихся из Германии воинских частей - тоже ведь достопримечательность!
Пост ГАИ у моста через Кубань строили явно без учета пожеланий автостопщиков. Голосовать там совершенно негде. Пришлось переходить пешком на другую сторону реки: заодно немного прогулялись и на центр города хотя бы издалека взглянули.
За мостом позиция была немногим лучше - у магазина стройматериалов скапливалось много машин, а сразу же за ним стоял знак "остановка запрещена". На пятиметровом пятачке между ними мы и встали. Вскоре остановился микроавтобус.
- Садитесь быстрее. Вы в Сочи? В Анапу? А я думал, вы туристы - сам в прошлые выходные ходил с учениками в турпоход, поэтому мимо людей с рюкзаками проехать не могу. Жаль, что вы не в ту сторону. Может, все-таки поедете со мной до Джугбы? Оттуда вам до Анапы останется всего семьдесят километров!
На уговоры мы не поддались и вскоре оказались на совсем уж неподходящем для автостопа месте - на прямом скоростном участке шоссе практически без обочины. Именно там и пришлось голосовать. Но, к счастью, недолго. И опять же, благодаря тому, что нас приняли за туристов, вернее, за альпинистов.
После станицы Афипской наше движение резко замедлилось.
- До Анапы? Могу и до Анапы! А сколько заплатите? - это был явный признак того, что мы уже заехали в места массового отдыха приезжих.
Дорога была до того "курортной", что даже наши желтые куртки с эмблемами "Школы автостопа" и выставленные на видное место рюкзаки не спасали от "деньгопросов". Прямо как в Москве - только на каждой десятой из останавливающихся машин соглашались везти бесплатно!
Грустный мужик на "Жигулях" поделился своим горем.
- Когда я ехал в Краснодар, меня остановили за превышение скорости. Плати, говорят 100 рублей. А у меня нет. "Как нет?" - удивился гаишник. А я разве обязан с собой деньги возить? Он переписал мои данные, а я пообещал занять у тещи. Если опять он остановит, придется сказать, что и у тещи ни копейки нет.
Бессонная ночь давала о себе знать. Когда водитель замолк и вернулся к своим грустным размышлениям, нас тут же сморило. Поворот на абинскую объездную мы элементарно проспали. Возвращаться назад не хотелось. Всего-то пару километров. Но назад идти было обидно. Вперед же - лень. Нас даже до центра города не довезли. А от того места, где мы стояли, по словам местных жителей, до выезда было, как минимум, семь километров! Да и процент "таксистов" был не больше, чем на всей "курортной" трассе. Один предлагал всего за тридцать рублей довезти нас до автовокзала. Другой - тоже таксист - был готов везти и бесплатно, но тоже только до автовокзала. А это - в самом центре города! Оттуда-то уж точно придется топать пешком. А такая перспектива нас не прельщала. И наша настойчивость была вознаграждена. Парень на "Оке" сам пошел нам навстречу.
- Я сегодня утром голосовал сорок минут на выезде из Краснодара, пока смог уехать. Сейчас у меня самого есть возможность помочь своим коллегам!
На выезде из Абинска нашелся пост ГАИ.
- Отсюда - только до Анапы! Никаких больше деревень! Иначе опять придется пешком ходить! - Света была настроена решительно.
К счастью, проверять, насколько ее решительности хватит, нам не пришлось. Первая же остановившаяся там машина шла прямо до Анапы. Алексей на "Шестерке" возвращался домой из Краснодара.
- Ездил помогать брату новую машину покупать. На "девятку" у нас денег не хватило, сторговали "семерку" 1989 года.
- На нее-то как удалось заработать?
- Сейчас в Анапе уже не так плохо, как было в первые годы после Перестройки. Курорт восстанавливается после десяти лет забвения: строятся отели, дома отдыха, даже аквапарк отгрохали. Московские банки и крупные компании деньги вкладывают. От государства же помощи никакой нет. Скорее, наоборот, только палки в колеса вставляют. Вот, например, недавно моя жена подалась в предприниматели. Пошла она регистрировать свое предприятие, получила свидетельство. На обратной стороне поставили неприметный штамп о том, что в десятидневный срок нужно встать на учет в Налоговой инспекции. Она на него внимания не обратила, а инспектора, которые, на мой взгляд, должны помогать людям - не все же мелкие предприниматели разбираются в бухгалтерии - ее не предупредили. Вот и получилось, что к налоговикам она пришла только на 12-й день. Всего-то два дня задержки! А штраф ей выписали - 5400 рублей! Откуда у нас такие деньги! Долго судилась, несколько раз пришлось ездить в краевой суд в Краснодар. Штраф скостили до 300 рублей. Но сколько времени она потеряла, не говоря уж про нервные клетки, которые не восстанавливаются.

     


Анапа
Алексей высадил нас у больницы на Крымской улице, возле дома Жени Ковалева. Самого его дома не оказалось. Он, как выяснилось, еще не вернулся из похода. Минут через пять после нашего приезда появился Женька Лохматый.
- Я здесь уже пять часов! Из Москвы выехал под вечер. Оторвался километров на 100 от МКАД и застопил прямую машину до Анапы. Вот и водитель.
- Слава, - представился мужик лет сорока пяти, - Я отправился в Анапу на летний сезон. Хочу найти здесь работу, чтобы было чем за квартиру платить и на еду хватало.
Пока мы делились впечатлениями от поездки, в дом ввалился Женя Ковалев в рваных джинсах и желтой майке с надписью "автостоп".
Чаем он нас напоил, а вписывать повел к Игорю - председателю клуба "Титан". У него на квартире уже собрались самые активные. Начались задушевные разговоры, как на "Школе автостопа" - за чашкой чая.
Женька Лохматый рассказал историю, услышанную им от своего друга.
- Как известно, останавливается не каждая машина. Автостопщики на это и не рассчитывают: не хочешь везти, проезжай мимо. И вот стоял он как-то на трассе, голосовал. Проезжавший мимо красный "жигуленок" замедлился, а водитель приоткрыл окно: "Да кто же тебе остановит? Пешком иди, козел, пешком!" - он нажал на газ и умчался. Вскоре остановился "Мерседес", водитель спрашивает: "Как сейчас автостоп? Берут охотно?". Мой друг рассказал про неприятную встречу. Проехали они немного, и вдруг он видят: стоит на обочине тот самый красный "жигуленок" - видать, сломался, а водитель … голосует, помочь просит. "Давай-ка, притормози немного", - когда "Мерседес" замедлился, он приоткрыл окно, - "Да кто же тебе остановит? Пешком иди, козел, пешком!" - и уже водителю "Мерседеса" - "Поехали!".
На следующий день разговоры об автостопе продолжались. Мы выступали с лекциями перед студентами местного отделения Педагогического университета и Университета туризма.

          

     

Естественно, все свободное время - в том числе, и в устроенной нам экскурсии по городу - продолжали травить байки.
Женя Ковалев рассказал, как пришел в автостоп - это, как правило, на всю жизнь запоминается.
- Что нужно для того, чтобы поехать автостопом? - спросил я у своего друга. "Вначале нужно повязать бандану", - авторитетно заявил он. Я последовал его совету. О чем до сих пор не жалею. Ездить на попутках мне понравилось. Мы с Наташей и в наше свадебное путешествие в Москву ездили автостопом.
Наташа показала свадебную фотографию: они вдвоем стоят на дороге (он - в строгом костюме, она - в белом платье с фатой, и … голосуют!), и также вспомнила свою первую автостопную поездку.
- Я первый раз ехала автостопом всего-то километров пятнадцать. Куртка у меня была темная, капюшон я натянула до самых глаз. Останавливаю машину. Подвезешь? Подвезу. Села. Водитель молчит. Я чувствовала себя неуверенно - первый раз еду на попутке . Сижу и думаю: "Может это спросить? Нет, не спрошу. Может, об этом сказать? Нет, не скажу". Так мы молча всю дорогу и проехали.

    

Вечером хозяева устроили нам экскурсию по городу.
С непременным купанием в холодном море, но под теплыми лучами апрельского южного солнца.

     

Среди анапских туристов обнаружился и один психолог. Алексей учился на психфаке МГУ всего на три года раньше меня, и у нас нашлось много общих знакомых. Даже удивительно, что мы раньше не встречались. После окончания обучения он вначале работал по специальности, потом ушел в бизнес. И успешно: заработал достаточно денег, чтобы уйти на покой и жить в свое удовольствие. Свою квартиру в Москве он продал, купил в Анапе, и уже год живет как рантье, наслаждаясь морским воздухом и восстанавливая подорванные нервы.
На следующий день мы с Женькой опять рассказывали про автостоп. На этот раз лекция состоялась в Академии туризма.

          

Как-то сама собой появилась идея сходить на ночь в минипоход на берег моря, в Большой Утреш, к водопаду "Жемчужный". Встречались на автобусной остановке возле Пединститута.

     

На автобусе до Утреша езды всего двадцать минут. Долго судили-рядили: не стоит ли поехать автостопом, но все же пришли к выводу, что такая большая компания разделится легко, а собираться будет очень долго.

      

Потом еще минут двадцать нужно пройти по берегу моря.

     

На высоком берегу с видом на море поставили две палатки (кроме нас троих были Женя с Наташей, еще одна Женя, Света, Софа, Инесса, Денис, Алексей).

          

Развели костер и полночи сидели под порывами холодного ветра -пели песни под гитару и опять же автостопными байками делились: тема это неисчерпаемая!

     

Хотя легли уже под утро, вставать пришлось очень рано. Нам нужно было ехать в Краснодар - читать еще одну лекцию. У большинства анапских друзей тоже были какие-то дела.

     

Пешком по берегу моря вернулись к автобусной остановке. Автобуса пришлось ждать около часа. Но за это время мимо прошло всего две легковушки, да и те битком забитые.

     

Для Женьки Лохматого в Анапе нашлась попутчица: Софья собралась в гости к двоюродной сестре в Ростов-на-Дону. Она стала его десятой ученицей (если считать всех новичков, которых он брал с собой на трассу), а наши лекции дополнились "практикой".

     

Дорога к дому
На выезде из Анапы мы встали двумя парами: Женька с Софьей впереди, я со Светой - в ста метрах за ними. До развилки у Новороссийска мы доехали вчетвером на одной "Газели".

     

А там опять же встали отдельно друг от друга. Вскоре к нам присоединились и "тюлени" - группа из трех женщин с ребенком вышли из машины и встали впереди нас - для них правила приоритета не писаны.
Несмотря на весь наш "профессионализм", первыми уехали "тюлени". Затем "жигуленок" забрал Женьку с Софой. А мы со Светой остались загорать: солнце светило вовсю, а от холодного ветра нас защищала гора. Остановилась спортивная "Мазда". За рулем - он был с правой стороны - сидел парень-кавказец.
- В Краснодар? Поехали. Я в Москве два года жил - выступал за команду по классической борьбе "Академии Жуковского", выступал на соревнованиях, однажды даже стал серебряным призером чемпионата Европы. Потом мои родители переехали в Грецию и меня к себе переманили. Там мне не понравилось - работать пришлось на мебельной фабрике. В поисках лучшей жизни я вернулся в Россию - бизнесом заниматься. Начал с того, что перегонял японские машины с Дальнего Востока, а сейчас - лекарствами торгую. С Иосифом Кобзоном конкурирую. Правда, не на сцене, а в жизни. Он у нас в Краснодаре сеть аптек открыл.
Мы приехали в Краснодар неожиданно рано, поэтому было достаточно времени для того, чтобы съездить в гости к Марысе.

     

Лекция была в спортзале Кубанского университета.

          

Заинтересованные слушатели возлежали на матах, висели на шведской стенке, сидели на спортивных снарядах - обстановка самая что ни на есть неформальная.
И народ собрался не случайный. Не нужно было говорить о том, какой палец поднимать и как машины стопить, а можно было сразу перейти к рассказу о своих автостопных приключениях.
О поездках по России рассказывал Женька Лохматый.
- Я давно слышал истории о том, что русские в Сибири ходят в туалет с двумя палками: одной моментально замерзающий кал откалывать, другой - от волков отбиваться. Но относился к ним, как к "развесистой клюкве". И вот во время поездки по сибирским зимникам мне довелось убедиться, что это - почти зарисовки с натуры. Мороз был около минус сорока-пятидесяти. А туалеты в деревнях, самим понимаете, какие. И вот однажды пошел я на торчок, а все местные собаки собрались вокруг. Они там калом питаются! Буквально, на лету его хватают!
Я дополнил его рассказом о кругосветке. Интерес слушателей не ослабевал, но в 10 часов вечера нам пришлось заканчивать - пора было закрывать зал. Ночевали мы все вместе у Марыси.

     

Утром Женька с Софьей отправились на выезд из города, а я со Светой - на улицу Красная. В газете "Комсомольская правда - Кубань" нас в 10 часов утра ждали на интервью, но мы опоздали на сорок минут. Спросили Лену Иваненко.
- Она вас с самого утра ждет. Мы уж думали, вы уже уехали.
Диктофон уже стоял на столе. Пришлось мне "на бис" повторять свою вчерашнюю лекцию.

     

В качестве частичной компенсации затраченного времени нас на редакционной машине вывезли на трассу к выездному посту ГАИ. Там же и сфотографировали.
Кандидат в мастера спорта по горному туризму вез нас километров тридцать.
- В советское время мы жили очень дружно, в походы ходили. Хорошо, что сейчас молодежь к этому возвращается. Это лучше, чем наркотики.

     

От поворота на станицу Динская мы уехали в микроавтобусе.
- Я автостопщиков не только никогда не подвозил, но даже не видел. Да и где? Я таксистом в Ростове работаю, за город редко выезжаю. Вот уговорил своего директора купить микроавтобус. Целую неделю я возил на нем американцев, а сегодня утром отвез их в Краснодар.

     

Ураганный ветер не стихал. Поднялась пыльная буря, по обочинам буквально на глазах росли высокие барханы из чернозема. Машину сносило, да и горючего расходовалось больше. Чуть не остались с пустым баком.
Таксист высадил нас за первым из ростовских постов ГАИ. Мы оказались на удивительно неудобном месте - на спуске перед сложной развязкой. Ближе к посту подойти нельзя - там скапливаются дальнобойщики. Пришлось тащиться далеко вперед, на вершину холма. Ветер там был еще сильнее и такой же холодный.

     

Очередная "Газель", но впервые за всю поездку за рулем - женщина. Она была явно навеселе. Хотя запаха алкоголя не чувствовалось, подозрения вызывали лежавшие на приборной доске одноразовые шприцы…
- Я сегодня с утра хочу доехать до Ростова, но никак не получается. То одно, то другое.
С ориентировкой у нее, очевидно, были проблемы: она свернула на какую-то неизвестную дорогу, потом сразу же решила вернуться, но долго петляла, пока ей это, наконец, удалось.
На выездном ростовском посту было немного теплее, бетонная стенка защищала нас от пронизывающего до костей ледяного ветра.
Анатолий, директор крупнейшего горнопроходческого управления вез нас до города Шахты.
- Это второй по величине город Ростовской области. Раньше он был знаменит только своими шахтами. Но после того, как у нас состоялась крупнейшая сходка воров в законе, его стали считать чуть ли не "бандитским центром России". Хотя по улицам ходить можно спокойно, даже по ночам, влияние авторитетов чувствуется во всех сферах жизни. Например, всем известно, что новое здание СИЗО построено на деньги из воровского общака. В середине 90-х годов, когда я переехал сюда из Кемерово, угольная отрасль еще развивалась. Деньги лились рекой. А шахтерам все было мало. У нас в СССР шахты были режимными предприятиями. Они строились по тому же принципу, что и армейские части, и управлялись не КЗОТом, а Уставом. Началась демократия. Шахтеры оказались на самом ее гребне. Зарплата у них и раньше была в два-три раза выше, чем у тех, кто на поверхности работает. Но показалось, мало. Вот они и устроили забастовку. Мы, инженерно-технические работники шахт, не могли ее предотвратить. Все, что было в наших силах, мы сделали: организовали порядок, не дали начаться массовым погромам, обязали ежедневно приходить на работу, отмечаться. Правительство тогда пошло на уступки: зарплату шахтерам подняли. Шахтерам понравились "легкие" деньги. Они стали по всякому поводу и даже без повода устраивать забастовки. Сами не заметили, как привели свои шахты к банкротству. "Мировой банк реконструкции и развития" подсуетился: выделил миллиарды долларов на закрытие шахт. Не на реконструкцию или ремонт, а именно на ликвидацию! Там у них не дураки сидят. Зачем им иметь такого сильного конкурента, как Россия? В результате мы уже сейчас вынуждены экспортировать уголь. И никого это не волнует! Мы все на нефть надеемся. А ее у нас всего лет на пятьдесят осталось! Угля же - навалом! Сейчас москвичи, вернее столичные бизнесмены, по всей России крупные предприятия скупают. Приезжали и к нам в Шахты. Но после того, как одного из них здесь убили, они стали наш город стороной обходить. Приходится нам самим крутиться. Начали строить три совершенно новые шахты, по современной технологии. По всем предварительным подсчетам, они должны быть высокорентабельными. Но проверить, так ли это, пока невозможно. На то, чтобы их достроить и пустить в действие, у нас нет денег. Вот и ходим теперь с протянутой рукой, ищем инвесторов. Да и сами ищем любую возможность заработать копейку. Видишь, идут груженные металлоломом "Камазы"? Раньше при закрытии шахт, их просто засыпали, а оборудование списывали, бросая его там, где оно было. Сейчас же, все у нас идет в дело. Может, обратили внимание, что на обочинах дорог сейчас уже не увидишь бесхозного металлолома, как в советское время? Все идет на переплавку!
У поворота на Шахты мы оказались незадолго до заката. На ночь глядя никто там останавливаться не хотел. А тут еще какие-то бандиты неподалеку стрелку забили. Когда стемнело, шансов вообще никаких не осталось. Непонятно, почему у поворота с федеральной трассы на второй по величине город Ростовской области нет не только какого-нибудь захудалого поста ГАИ, но и банальных фонарей?
Мы еще некоторое время голосовали в полной темноте, но, несмотря на всю нашу решительность и настойчивость, вынуждены были признать полную бесперспективность этого занятия. А тут еще и похолодало. Пошли спать в лесопосадку. Она по крайней мере защищала нас от пронизывающего ветра.

          

Утром теплее не стало.
- Опять "Камазы" будем стопить?
- Придется, - Света соглашалась на грузовики только от безысходности.
На "Камазе" мы добрались до поворота на Волгоград, оттуда сразу же умчались на "девятке" до Каменска-Шахтинского. Там на посту ГАИ останавливается "МАЗДА". За рулем - киргиз.
- По трассе? В сторону Москвы? Я еду до Воронежа. А сколько вы мне заплатите?
- Денег у нас нет, но мы можем рассказать много интересных историй, - голосовала Света, она же и переговоры с водителями вела.
- Я еще ни разу автостопщиков не подвозил. Давайте, попробуем. Но до Воронежа я вас довезти не обязуюсь. Где-нибудь по дороге высажу.
Света села на переднее сиденье и, выполняя свое же собственное обещание, должна была всю дорогу травить байки. Я сидел сзади и слушал в ее изложении пересказ своей краснодарской лекции.
Трасса "Ростов-Москва" хотя и федерального значения, но по качеству большей частью совершенно никудышная: и так узкая, а еще и со сплошной полосой - обгон запрещен. Колонна медленных грузовиков растянулась на несколько километров. Мы обогнали несколько из них, хотели и остальные обойти, но встречные машины стали усиленно мигать фарами, предупреждать. И действительно, вскоре показался гаишник. Он махнул нам жезлом, приказывая остановиться.
- Вы пересекли сплошную линию.
- Нет. Не пересекал, - стал отнекиваться водитель. - У меня двое свидетелей, - он показал на нас.
- Нет, не пересекал, - подтвердил я, хотя, честно говоря, в этом я был отнюдь не уверен. Обгоняли мы много, но было это до знака "обгон запрещен" или после, я, хоть убей, вспомнить не мог.
- А я вот сейчас у того МАЗа узнаю, обгонял ты его или нет, - пригрозил постовой и махнул палочкой перед идущим за нами грузовиком.
Киргиз и шофер из фуры пошли в патрульную машину разбираться. Минут через двадцать наш водитель вернулся сияющий.
- Нет. Не обгонял. Дальнобойщик меня не выдал, иначе бы я попал на 300 рублей. За выезд на встречную полосу штрафуют сильней, чем за превышение скорости.
То ли потому, что нам удалось увлечь водителя рассказами о кругосветке, то ли у него самого повысился "порог альтруизма" после того, как удалось удачно избежать штрафа, но он довез нас прямо до Воронежа.
У начала воронежской объездной мы надолго застряли. Рядом притормозила "ВОЛГА-ГАЗ-31".
- Садитесь. Я еще, когда в город ехал, вас видел. А сейчас смотрю, а вы все еще стоите!
За рулем сидел огромный мужик, рожа у него была самая, что ни на есть бандитская, да еще и в синяках и кровоподтеках.
Заметив нашу реакцию, он успокоил.
- Вы не бойтесь, я сам - дальнобойщик, у меня фура опрокинулась, от того и лицо такое помятое, - обезоружил он нас не столько своими словами, сколько широкой доброй улыбкой и, едва мы сели, стал рассказывать, - На своей фуре я попутчиков не подвожу. У меня в кабине есть только одно место, а автостопщики обычно парами ездят. Бывают, конечно, и одиночки, но редко. Кроме того, у меня часто груз очень ценный. Вот, например, в этот раз я вез из Волгограда сигареты "Вест". По ночам нам с сигаретами ездить запрещают - слишком опасно. А Волгоградская область и днем-то считается опасной, вот и старался я оттуда как можно раньше выскочить. Выскочил. Но недалеко от Воронежа меня "Жигуленок" подрезал. Не все там было чисто. Я подозреваю, что подрезал он меня неспроста. Возможно, опять бандиты хотели ограбить. Я вывернул фуру, чтобы избежать столкновения, вот она поперек дороги и встала, кабина - в кювет, кузов - вдребезги, сигареты разлетелись. Хорошо еще, со мной охранник был с автоматом. Он сел на куче помятых коробок и следил за тем, чтобы никто не подходил. Я сразу же вызвал по телефону другой грузовик. В нее перегрузили груз, а я остался ночевать возле своей фуры. Авария произошла как раз накануне моего дня рождения. Сгонял я в ближайший магазин, купил водки. Но один же пить не будешь. Стал стопить. Остановилась фура. Водитель, естественно, пить не стал. Но и его напарник отказался. Гаишник Андрей - мы с ним хорошо познакомились, пока аварию оформляли - приехал узнать, как у меня дела, но и он отказался пить. Выручил меня один мой друг. Он проезжал мимо, остановился узнать, в чем дело. А узнав, припарковал свой грузовик неподалеку и вернулся ко мне пьянствовать.
Толик всю дорогу травил нам байки из жизни дальнобойщиков и поил минеральной водой.
- Желудок у меня, как и у всех шоферов, никудышный, - сетовал он.
На пост ГАИ в сто семидесяти километрах от Москвы мы попали уже затемно. Гаишники искоса на нас посматривали, но проверять документы не спешили - это все же не Кавказский регион. Да и своих дел у них хватало: все грузовики останавливали, а когда мимо, даже не притормозив на останавливающий жест постового, пронеслась красная "девятка", погнались за ней. Потом закованного в наручники парня лет двадцати отвели на пост, а его машину стали тщательно обыскивать. Чем закончилась эта история, мы не узнали, шофер остановившегося для рутинной проверки "Камаза", подозвал меня.
- Садитесь!
- До Москвы? - я не хотел уезжать с этого поста до какого-нибудь темного поворота и застревать там до утра.
- До Москвы, до Москвы, - подтвердил он.
- Мы уедем отсюда только до МКАД, - упорствовал я.
- Да довезу я вас до МКАД. Вы у меня сегодня уже четвертая пара автостопщиков. А вчера подвозил девушку. Я остановился ночевать на посту, а она хотела ехать дальше. Но не удалось. Никто не подбирал. Пригласил ее переночевать в кабине. А утром мы проехали всего километров тридцать - возле Воронежа, оказывается, есть какие-то меловые горы.
Камазист попался веселый, да и шел стабильно под девяносто, что для "Камаза" совсем даже неплохо. Но двигались мы все равно очень медленно. Вначале он остановился в кафе выпить кофе: "Вам что-нибудь купить? Нет. Тогда вы мою машину постерегите, а я быстро, глаза уже слипаются"; потом полчаса помогал напарнику поменять колесо. На очередном посту его опять остановили для проверки. Отсутствовал он долго, а вернулся мрачный.
- Оштрафовали на 300 рублей. За дело, конечно: у меня по документам десять тонн груза - турецкие помидоры и лимоны - а фактически семнадцать, причем семь тонн даже не растаможены. Но если я на каждом посту буду по столько платить, мне никаких денег не хватит.
На МКАД у Ленинградского шоссе остановили "Жигули". Водитель вначале мне показался пьяным или обкуренным, но при ближайшем рассмотрении я понял, что он - всего лишь смертельно уставший от бессонной ночи грузин: оттуда и такая странная манера речи.
- Я голосующих обычно не подвожу. Все они - грязные и чумазые. А вы - чистенькие, в формочках (имелись в виду наши желтые куртки).
Грузин ехал как раз до Дмитровского шоссе и высадил он нас на том самом месте, откуда мы ровно неделю назад (всего-то!) уезжали в Анапу.

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам





© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100