Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Путешествия Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS


Кругосветка по Лемезе или случай на Черной речке

Автор - Геннадий Сергеев (Уфа)

Это было действительно случаем, а скорее… впрочем, все по порядку. Наступила весна, обычная, как и все, после затяжной зимы. Такие у нас не редкость на Урале, хотя и южном. Как говорят у нас в народе - лучше на северном Кавказе, чем на южном Урале (в шутку и если на дворе холодная погода ). Так вот весна наступила, а вместе и с ней наступила пора открытия водного сезона путешествий. Обычно открытие сезона совпадает с майскими праздниками, так уж пошло со времен родных социалистических устоев - и выходных достаточно, и погода начинает радовать. Правда, с погодой не всегда удается согласовать календарь, все-таки теплые деньки год на год не попадают, и на первое мая не всегда удается пройти маршрут под добрым солнечным знаком. Так и в этот раз - моросил дождь, небо было хмурым, по берегам рек лежали обширные залежи снежных сугробов. Мы мчались на электричке, так называемого 665 поезда, следовавшего до пос. Инзер. Но на этот раз нам не нужно было ехать до конца (до пос. Инзер ) со всеми теми, кто идет на "Аигирь", где в это время проводятся традиционные Южно-уральские соревнования по технике водного слалома, нам нужно было чуть-чуть поближе, и мы вышли на станции Бриштамак. Предстоял пеший переход от Бриштамака, находящегося на реке Инзер, до пос. Искушта на реке Лемеза. Сплав по реке Лемеза до тропы на реку Инзер через перевал с выходом на так называемую "французскую" поляну, на реке Инзере и далее с "71" км ж.д. обратно в Уфу. Такая вот кругосветка с р. Инзера и обратно с прохождением порога "Черная речка" на реке Лемеза. На это все нам отводятся первые дни майских праздников, т.е. 3-4 дня. Чем интересен маршрут? Для водников - это прохождение порога "Черная речка", который в весеннюю воду тянет на 4 к.с., и, пожалуй, на Южном Урале чуть-чуть, может быть, уступает порогу "Аигирь" на Малом Инзере (опять же, в весеннюю воду). Вся эта кругосветка с пешими подходами и возвратом связаны с тем, что ж.д. проходит по долине вдоль реки Инзер. В прошлые века (19 век ) этой железнодорожной ветки не было - была другая, узкоколейка, которая соединяла несколько старинных заводов через перевалы с выходом на Сухую Атю и далее на г. Ашу. "Французская поляна" - это одно из мест, где осталась археологическая составляющая от фундамента французского завода, и откуда начиналась узкоколейка. Кстати, вверх от Лемезы по притоку Кысык до сих пор встречаются хорошо уложенные рельсы по неплохим крутоярам, где из-под шпал растут березки величиной с трехэтажный дом. Впрочем, все это - ближе к истории...
Мы же начинаем свой путь на Искушту, чтобы оттуда сплавиться и посмотреть на порог "Черная речка". Тропа, в летнее время вполне проходимая для грузовиков типа "Урал" или им подобных, сейчас представляла из себя что-то непонятное с подтаявшим не во всех местах снегом. Было пасмурно, иногда начинался дождь, он моросил, и ручейки талого снега постепенно превращались в мощные потоки, сливались воедино и местами представляли непреодолимое препятствие на пути. Вода сверху, вода снизу - под снегом - постепенно проникала вглубь и добиралась до нашего сознания и до наших тел. Вес рюкзаков с водным снаряжением был не маленьким, хотя и не настолько большим, как при дальних путешествиях. Этого веса было достаточно, чтобы проваливаться на заснеженной тропе (где эта тропа еще проглядывалась). В бывалые времена (по другой погоде) этот путь преодолевался легко и с песнями, но тогда к этому времени было уже сухо, а сегодня - было другое время и другая погода.
Предстояло пройти порядка 20 км. И этот путь показался длинным и долгим. Пришлось преодолеть 2-3 брода, это где-то по пояс воды. Ручьев было много и все они норовили превратиться в настоящие реки. Таяние снегов было интенсивным, весна - бурной и подъем основных рек был заметен и значителен. Было ясно: мы попали в пик наводнения. Ближе к вечеру подошли к реке Лемеза, но с полкилометра не дошли до нее и, выбрав полянку повыше, где снега уже не было, разбили лагерь для ночевки. Кругом было сыро, и, наступая на почву, видно было, как из под ступней с противным чмоканьем выливаются струи воды. Но лучшего места в округе все равно не было, и мы решили остановиться, тем более, что уже вечерело, и все были достаточно утомлены, чтобы искать еще что-то. Как могли, прокопали дренажи для палаток, принесли лапник - в общем, обустроились. Долго не хотели разгораться мокрые дрова, но и с ними мы через некоторое время справились. Для согреву приняли чуток спирту, сварили ужин - все встало на свои места. Наутро поднялись. Был небольшой туман. Все также сыро, ничто не изменилось. Но сил было больше и энтузиазма хватило на то, чтобы собраться и дойти до реки Лемеза, а там уже начать водную часть нашего праздничного майского путешествия. Собирались недолго надули гондолы, собрали каркас, подготовили снаряжение к водной части. Подъем воды был выше среднего, струя мощным потоком несла наши судна вперед, навстречу неведомым приключениям. Прибрежные леса и кустарник стояли в воде, и порой русло реки, забыв о своем привычном направлении, неслось напропалую через весь этот частокол из деревьев, кустарника и нагромождения снесенных неведомо откуда коряг. Нас это не особо смущало. Экипаж был проверенный, ходил по рекам нашего края не единожды. Было только одно небольшое неудобство - чалиться было очень сложно, приходилось к этой процедуре готовиться заранее, выбирая более или менее удачное место. В общем, участок от Искушты до порога "Черная речка" прошли без особых проблем, присматриваясь к приметам рельефа по берегам реки, дабы не влететь в порог без разведки. И вот на горизонте показался резкий правый поворот с крутым левым берегом - характерная черта начала порога. Решили зачалиться на левом берегу, перед самым поворотом, где образовался небольшой улов и отмель. На крутом берегу, немного повыше, расположилась бригада КСС, которая тормозила все группы на повороте, проверяла маршрутные документы и снимала группы, не соответствующие категории прохождения порога, тем более в такой подъем воды. Кстати, в свое время на серьезных реках Южного Урала, таких как Малый Инзер (порог Айгирь), Сакмара (5 порогов), Зилим (порог Кысык), Лемеза (порог Черная речка) во время половодья были организованы дежурства групп КСС из числа опытных водников для организации безопасного прохождения этих препятствий. В общей сложности, это давало эффект. На эти реки прибывали группы туристов из соседних регионов, не знающие, что из себя представляют наши реки в весеннюю пору. А тянули эти реки по весне, как я уже говорил, минимум на 3 и поболее - на 4, во всяком случае - отдельные пороги. Группы же, бывало, шли на 1 от силы на 2, отсюда и результат - были случаи гибели людей.
Кажется, я отвлекся. На берегу, рядом с водой, лежал не зачаленный катамаран. По всему было видно, что шли неопытные - так не оставляют судна, да еще и в такой подъем воды. Катамаран представлял из себя симпатичную игрушку на двоих производства местного РТИ. Эти катамараны в то время только недавно начали выпускать, и они были продуктом опытного производства и предназначались (по их габаритам поперечного сечения гондол) для прохождения рек 1-2 к.с. Мы поднялись по склону вверх и пообщались с ребятами из КСС. Они закрыли порог для прохождения почти всех групп на момент прибытия. Подъем воды продолжался. Наша группа прошла вдоль русла и осмотрела порог. Выглядел впечатляюще. Продвигаться вдоль берега было весьма затруднительно - мы шли среди кустов и камней, да еще и по пояс в снегу, если неудачно оступишься. На выходе из порога была картина Репина - "Приплыли". Основная масса воды шла уже не в русле, и весь навал ее шел по редколесью (кустарник был под водой и иногда высовывался, подавая знать о себе легкими помахиваниями тонких стеблей). Основное русло можно было угадывать лишь по основному скальному выходу правого берега при повороте налево. На ближайших (метрах в 20-30 от нашего берега ) двух березах (а, вернее, между ними) поперек и вертикально стоял пришпандоренный катамаран (иначе не скажешь). Он был слегка притоплен и держался основательно, придавленный мощным потоком воды. Весь груз, который был на катамаране (рюкзаки и прочая утварь) был на месте, и его не снесла волна. Первая мысль была лишь одна - что произошло и нет ли жертв? Но в округе народа не было, и мы решили проведать у народа в лагере, где стояли по меньшей мере еще с 5-6 групп. Выйдя наверх, где проходила дорога для тягачей и повернув в обратную сторону, через полкилометра возвратились к основному скоплению групп. Там и выяснилось, что этот злополучный катамаран самостоятельно прошел порог и "благополучно" зачалился на выходе из порога. Его снесло на входе перед порогом, где он безхозно был зачален. И принадлежал этот катамаран, как выяснилось, двум молодоженам которые собрались в свадебное путешествие на майские праздники на реку Лемеза. Этот катамаран им подарили туристы в качестве свадебного подарка. То были туристы-пешеходники, может горники, во всяком случае, по зиме и в электричке я как-то видел эту подругу при выезде на нашей популярной электричке до Аши (или Симской). Сейчас же встретились здесь, на воде. Их группа состояла из двух подружек, двух ребят-молодоженов и еще двух ребят. Два катамарана-двойки и четверка. Один из них, как нам удалось выяснить, как раз и висел на выходе из порога на березах. Мы посочувствовали им и предложили свою помощь в смысле продуктов или вещей. У них был еще один катамаран и кое-какой запас вещей, поэтому они от нашей помощи отказались. Время шло к вечеру, и снимать катамаран не имело смысла, тем более еще и опасно. Мы вернулись к началу порога, разгрузили катамаран и поднялись на берег, где и поставили свой лагерь на ночевку. Мы уже почти сварили ужин, приняли для согрева и пребывали в хорошем настроении, когда в наш лагерь прибежали подружки и невнятно начали сообщать о чем-то, что мы не сразу поняли. Наконец, стала проясняться картина случившегося. На девчонках не было лица. Особенно была расстроена подружка, у которой недавно была свадьба, - она была совсем не своя и в ее действиях просматривалась определенная неадекватность.
Получалось так. После того, как их группа расположилась и сделала лагерь (где-то ближе к середине порога), они перекусили и приняли для согрева и успокоения по стопочке. Потом еще. Через некоторое время ребята почувствовали прилив сил, и кто-то из них вдруг предложил сгонять на оставшемся катамаране за вещами на тот кат, который все еще висел на березах. Адреналина, по-видимому, на тот момент хватало, а тормозов, похоже, не осталось. Вечерело... пожалуй, даже смеркалось. Но решение было принято, и колесо завертелось...
Катамаран подтащили чуть выше по берегу, надели снаряжение (благо, хватило разума одеть и каски и спасжилеты). Отчалили, загребли и сделали попытку приблизиться к катамарану (скажу сразу,что это со слов свидетелей, непосредственно участвовавших в этой операции, мы в это время находились у себя в лагере). Попытка была заранее обречена на неудачу - все было против них: и вечерние сумерки, и мощная струя, и недостаточно проработанный план действий, и не слишком умелая работа веслом, и замедленная реакция, и, наконец, усталость за день - все это сказалось при определяющем рывке к цели. Катамаран припечатало точно также, как и первый, поставило вертикально и поперек. Два катамарана на двух березах да еще и друг на друге - это что-то! Было бы даже комично, если бы не было так трагично. Народ, как мог, удерживался на вертикальном катамаране. Струя давала о себе знать, и удержаться было совсем не просто. Да и вода была ледяной...
Дальнейшие события развивались таким образом: девочки обратились за помощью к ребятам из КСС. Те откликнулись мгновенно, хотя и костерили тех на чем земля стоит за то, что они полезли в воду, да еще и под вечер. Помощь пришла, сняли троих - но увы, четвертого не было. Его снесло за то время, пока была организована операция спасения. Было уже достаточно темно, чтобы разглядеть что-то в реке или, правильнее сказать, среди мощного потока через лес и кустарник. Весь народ, кто был в то время на стоянке у порога, организовался в отдельные бригады, все ходили вдоль берега, проводя поисковые работы. Тщетно... никаких сигналов четвертый участник экипажа не подавал. Среди кустарников, леса и завалов, при почти нулевой видимости было трудно обнаружить что-либо. Изнуренные в поисках туристы через час - два возвращались уже в полной темноте и с фонариками. Нужен был отдых. Было решено - завтра рано утречком встать и начать поиск нашей группой уже с воды. Среди всех групп наша, пожалуй, была наиболее опытной (все участники к этому времени имели опыт прохождения минимум 3 к.с., я бывал и на 5 к.с., лишь один был новичок - с 1 к.с.). Поэтому допоздна уже не сидели, а легли отдыхать, чтобы завтра с новыми силами начать поиски с воды. Рано утром встали и быстро, без суеты собрались. Было решено проходить порог и идти дальше на поиски. Команда из КСС разрешила нам пройти этот участок, хотя порог и был закрыт для других групп. С утра был туман, и солнце только-только проглядывало, создавая отблески от воды. Было трудно всматриваться - солнце слепило, все сливалось в отблесках волн. Берега же по-прежнему были еле видны из-за сильного тумана. Порог был с утра еще раз просмотрен, и поэтому в ситуации при прохождении мы ориентировались нормально. Вошли в основную часть порога, туда, где должен быть слив и мощная бочка. В последний момент на заднем месте катамарана удается развернуть судно по направлению струи, и мы влетаем в слив как надо и далее - в в бочку, нас ставит практически вертикально. В какой-то момент кажется, что уже все - ничто не удерживает катамаран в равновесии, и никакая сила не может возвратить нас в исходное состояние. Но не зря мы так тщательно перед выходом обговаривали с носовыми гребцами тактику вхождения,- они уцепились за вал, полегли вперед, и катамаран медленно, но верно перевалил через вал и пошел прямиком на завершающую точку - туда, где до сих пор висел на березах вчерашний катамаран. Все остальное было уже легко.
Позволю себе небольшое отступление. Двумя годами ранее на этой же бочке при прохождении у моих друзей (это было без меня) оторвало гондолу и поставило в свечку. Народ, естественно, посыпался как горох - вот такой он порог "Черная речка"...
Однако, это - всего лишь отступление, а нам предстояло двигаться вперед на поиски "унесенного" волной. Поиски затруднялись многими факторами: во-первых, туман местами на реке опускался настолько низко и был таким густым, что видимость составляла не более 20-30 метров, ну, может, метров 50; во-вторых течение несло нас никак не медленнее 15 км\час, и потом - прибрежная часть была вся затоплена, и чалиться в таких условиях было весьма затруднительно. Но мы не отчаивались и главной задачей считали все-таки поиск. Все всматривались в окружающие берега и беспрерывно кричали. На одном из поворотов внезапно, сквозь туман заметили мост из мощных сосновых бревен. Вода поднялась настолько, что под ним мы никак бы не вписались, а скорость была приличной - мы не успевали уйти к берегу. Делать нечего, надо работать - уходить…
В какой -то момент мы заметили, что центральный пролет, ближе к правой стороне, размыт. Мы устремились в эту брешь. Все обошлось. К слову говоря, ни в описаниях, ни в рассказах предыдущих участников сплава по этой реке никто и словом не обмолвился про этот мост. Наверное, колхозники его построили совсем недавно и, похоже, не так удачно. Вода разнесла мост, и еще долго мы встречали по руслу реки его останки. К счастью, больше таких мостов не было.
Не было и нашего "унесенного". Уже прошло утро, наступал теплый весенний денек. Солнце появилось и сияло, туман улетучился, а нашего объекта поиска так и не было видно. Встретились несколько групп - проверили нет ли там объекта поиска, объяснили ситуацию и пошли дальше. Было тепло, вода несла споро, но уже чуть медленнее, и все-таки никак не меньше 10 км\час, поэтому в течение ближайших 2-3 часов мы добрались до пункта назначения, где нам необходимо было выгрузиться, собраться и по перевалу возвратиться на реку Инзер. Искать "унесенного" на таком расстоянии от места ЧП уже не имело смысла.
На месте происшествия с утра продолжался поиск по берегу. Мы же сделали остановку, выгрузились, собрали инвентарь, слегка его обсушили (чисто символически, т.к. времени на это не было), упаковали вещи для пешего перехода и отправились на перевал. Расстояние до Инзера было небольшим, всего-то 6 км, по сравнению с начальными 20 км эти километры были просто пустяком, учитывая к тому же солнечную погоду. Перевал, правда, был с подъемом, в отличие от первого перехода, но и это нас не сильно тревожило. По этому пути мы уже не раз ходили на лыжах в прошедшую зиму на водопад "Атыш" и поэтому путь нам был знаком, к тому же снег еще не растаял (это было, конечно же, минусом). Через пару часов мы были на Инзере (на французской поляне, как я уже ранее упоминал). Берег был высоким, хорошо освещаемым солнцем и, поэтому, сухим. Мы выгрузились, просушили окончательно вещи, и стали дожидаться вечерней электрички, времени на эту процедуру было немного, и поэтому нужно было пошевеливаться. Завтра нужно было на работу. Путешествие было закончено, но не давала покоя мысль: что же там, как идут поиски? Успокаивало лишь то, что люди на месте есть, и поиски продолжаются.
P.S. Мысли о том что же произошло, и как завершились поиски не давали мне покоя. Через неделю я узнал от туристов через вторые руки о том, что произошло дальше после того, как снесло четвертого члена экипажа злополучного катамарана. А было это так. "Унесенный" молодожен был в спасжилете и гидрашке. Когда его снесло, он продолжал путешествие по кустарникам и среди деревьев уже в темноте, пока его не вынесло на некую отмель, где он присоседился к дереву и просидел там до утра. С собою у него была фляжка со спиртом. Поэтому и благодаря этому, а еще благодаря гидрокостюму и находчивости он не замерз. Утром перебрался на другой берег и присоединился к одной из групп туристов, вместе с которыми добрался до Уфы.
Вот такой вот конец.

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам





© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100