Каньоны Канды

12-17 августа 2003 г.

Маршрут похода: поворот на Авва-губу трассы Ковдор-М18 - г. Кюметундра - р. Кюме - оз. Сабер - оз. Ташечное - каньон лев. притока Канды - радиальн. истоки Канды - массив Кайта-тундр - г. Высота III - дорога Алакуртти-М18.

Автор -
Павел Горбачев (Апатиты)

После возвращения с Кейв денег на дальнее путешествие уже не оставалось, а мысли о Хибинах или Карелии вводили в ступор, так что полез в интернет поискать, нет ли чего-нить необычного на Кольском, где и натолкнулся на статью К.Бекетова о зимнем походе к каньонам реки Канды. Тамошнее описание впечатлило - дескать, не хуже чем на Кодаре! Ну потом была скачана двухкилометровка того района и разработан примерный маршрут. Я решил идти от станции Куропта Ковдорской ж.д. до дороги Алакуртти- Кандалакша. Ночью сел в прицепной вагон к "девятьсот веселому" почтово-багажному поезду, где до утра был единственным пассажиром. В Апатитах на вокзале куча турья, весь зал заставлен рюкзаками, байдарками...
Ночь стояли то ли в Пинозере, то ли в Кандалакше, утром в Кандалакше село много народу, в основном грибники-ягодники, которые сходили по пути. Спокойно доехали до Ены, а там... Погранцам сдуру сказал, каким маршрутом иду - надо было соврать, что в Ковдор еду, а рюкзак под полку спрятать.
Так-то людям с пропиской в Мурманской области въезд в Ковдор свободный, но тут уродам этим что-то не понравилось, сняли с поезда - дескать, сейчас выясним и отправим либо в Куропту на попутке, либо обратно в Кандалакшу. Ну, конечно, начальство запретило мой маршрут, как объяснил ст. лейтенант Васильев,- тамошний лес не просто приграничная область, а что-то вроде зоны контроля ФСБ. Хе-хе. Отвезли меня на пост на автомобильной дороге, постовым дали приказ посадить меня на попутку в Кандалакшу, а лучше в Апатиты. Но постовые как-то вяло этим занимались, так что сам впросился в "Газель" до поворота на Авва-губу (около 20 км от поста), а солдаты подумали наверное, что в Кандалакшу сразу и пропустили - им-то пофигу до бредней начальства. Оттуда пошел в обход постов на юг к Чумбо-озеру, в тот день дошел до Елового озера. На хитрую пограничью ж..., правда маршрут удлинился километров на 30 и походить по болотам пришлось - не понойские конечно, но все равно гадость. Места до Кюметундры абсолютно неинтересные - старые заросшие вырубки, часто приходится продираться через густой молодняк. А рубили тут все подряд, даже вокруг водоемов охранных зон не оставили. Так что на Еловом спал в палатке на огромном плоском камне - больше негде было. Мошки много, но после разведения костра сильно поубавляется. И на следующий день, пока до Кюметундры дошел, не раз помянул недобрым словом погранцов. У подножия горы избушка - оказалась занятой. Через лес вышел на траверс слева, склоны довольно крутые, с рюкзаком тяжело подниматься и воды совсем нет - только ягоды спасают.
Вылез в лесотундру, на вершину в гольцы не пошел - с рюкзаком лень, а налегке стремно - потом можно и не найти его. Виды красивые, но пасмурно. Ягод очень много - как впрочем по всему Северу сейчас, грибов тоже. Перевалил массив в седловине Кюметундры и вершинки восточнее нее, спустился через ягельные боры к дороге. Дорога отличная, на жигулях спокойно можно ехать, но по обочине видны вездеходные следы. Не доходя "Квартала 49" свернул вправо - тоже очень наезженая дорога, брод через Кюме босиком перешел - ниже колена. Нашел раковину жемчужницы - во какие чистые места здесь. На следующем ручье - балок типа "Воркутянки", но попроще и поменьше, называется "Hotel Болотная Жижа***".
Пошел дальше к Саберу, справа тянется колючая проволока рядов в 6 - думал, у вояк полигон, но потом рыбаки из Ены рассказали, что это оленья изгородь! По-моему, для оленей двух рядов за глаза хватило бы. Брод через протоку из Сабера неглубокий, но камни скользкие и течение быстрое. Еще чуть-чуть прошел и встал на ночлег. Сабер - озеро очень красивое, с извилистой береговой линией и множеством островов. По берегам тоже много старых вырубок, но они зарастают не березняком, а молодыми сосенками. Пришли двое мужиков - рыбаки, посоветовали через оз.Ташечное к Канде идти, ну да я так и собирался. Ночью дождь был, но с утра солнце палатку высушило. Пошел по дороге дальше, свернул на обещанную отворотку к Ташечному - но видать не туда - там несколько дорог было. Ненавижу лесовозные дороги - ориентироваться невозможно. Пришлось переваливать гору, сверху была видна Пасма-губа, потом уже спустился к Ташечному.
Погода пасмурная, но сухо; много грибов, в основном подосиновики. Ташечное - очень милое озеро - берега высокие, у воды либо узкие песчаные пляжи, либо камни, вода светлая, прозрачная, в зеркале отражаются окружающие высокие сопки с ягельной тундрой на вершинах, рыба плещется. Здесь лесозаготовок вроде уже не было, хотя у воды в песке встречаются пиленые бревна - может, на другом берегу и заготовляли. Обходил озеро слева, по пути разрушенная избушка. На ручье решил остановиться - до Канды только к ночи можно дойти было, продукты есть, можно и отдохнуть. От озера на ЮВ отходит что-то вроде полузаросшей вездеходки. Ночью лоси озеро переплывали вдалеке, а еще почему-то мокреца не было. С утра было пасмурно, но потом распогодилось, солнце с ветерком - самый кайф. Легко залез на плато к западу от г.Ташечной, нечто вроде вездеходки тоже забирается туда. Потом шел по направлению к г.Мохнатые Рога, сначала по ягельникам, потом по огромной гари еловой; в каменных развалах видел несколько горностаев. Тропа, что на карте - едва различимая вездеходка. Везде гарь, первый встретившийся каньон на левом притоке почти до устья выгорел. Ну вообще-то каньоном его назвать трудно, скорее просто узкая долина с крутыми склонами, а отвесных скал нет. Ближе к Канде пальник кончается, склоны долины стали выше, местами скалы, но невысокие. Идти траверсом трудно - густой еловый лес, уклон большой, поверху неинтересно, внизу густые кусты, замшелые мокрые камни. Шел внизу по правому берегу, местами видна звериная тропа, по всей долине ни одного следа человека (не считая гари). Речка интересная - местами очень глубокая (метра полтора), а по порогам не разуваясь в ботинках переходится. Дошел до Канды, встал рядом с устьем на старой стоянке - похоже на туристскую, полоска тезы синей валяется. Берег Канды высокий и крутой, возле воды ивняк, ходить неудобно. Наверху же сосново-еловый ягельник, кострище возле камня большого - сразу Керуак вспоминается. Дров немерено прям под носом, комаров и мокреца тоже достаточно, а вот мошка пропала. На следующий день переменная облачность, взял мембранку на всякий случай и пошел налегке вверх по Канде к обещанным каньонам. Склоны долины выше, чем на притоке, но менее крутые, идти нормально, иногда в руку ручейки стекают. На самой Канде небольшие водопады чередуются с плесами, даже на каяке река по-моему непроходима, поскольку все пороги - чистый обнос из-за маловодности, а вот по весне можно круто покататься наверное. После первого правого (орографически) каньончика река поворачивает и тут уже да! Высокие скальные обрывы, берега сближаются метров до 10. Скалы идут террасами, т.е. наверху полка и от нее еще скалы, в менее крутых местах - устойчивые курумники и так раза четыре. Все это густо поросло березами и елями, что облегчает лазание. У воды видел еловый пень со следами топора. Самый красивый участок - до раздвоения каньонов, в районе, где в скале ниша есть, дальше водопад, а потом каньон опять превращается в глубокую долину. Выше водопада нашел на горизонтальной скальной полке кусочек синего авизента - что за турье тут обреталось, интересно. Назад к палатке шел по левому борту каньона через сосновый лес. Дошел легко и быстро. С утра перешел Канду не разуваясь по порогам, шел в направлении Кайты просто по лесу, местами обходя озерки-ламбины в понижениях. Пересек каньон правого притока - ничего особенного. Идти легко, болот почти нет, облачно, ветер. Через N-е время стали видны сопки, стал держать на них. Прошел к востоку от г.Кайты (622 м) в сторону "Высоты III". Местность - тундра, где пониже - лесотундра, море голубики и подосиновиков, даже морошки поел. На террасах озерки, довольно красиво. Вышел на дорогу, что с "ВIII" к трассе идет - оказалась колесной!
Что-то я даже "Урал" не могу представить лезущим по такой крутизне - разве БТР проедет. Никаких бараков не заметил, были лишь заброшенный лагерь геологов да на последнем ручье перед Рябиной - вагончик раскуроченный.
Пытался идти дождь, но ему это плохо удавалось. Пока не вошел в лес, были красивые виды на высокие сопки юга и востока. Вышел наконец на алакурттевскую дорогу - оказалась грунтовкой, без дорожных знаков и с изобильными следами вездеходов. Решил пройти до отворотки на Зареченск, навстречу две легковушки проехали. Километров через 5 вышел на нормальную асфальтовую дорогу, оказалось, что обозначенная на карте дорога - старая, там теперь только рыбаки и т.п. народ ездит, а основную провели южнее.
Остановилась первая же легковушка, довезли прям до вокзала в Кандалакше. Там тоже турья немерено, на Кутсайоки едут и еще много куда. Час в поезде - и дома!

Выводы и рекомендации:
1. В целом места стоят посещения, даже с учетом пограничных проблем, а для туристов Мурманской области тем более. Дух конечно не захватывает, каньоны, скажем, на Сосновке куда круче, но туда и попасть много труднее. Для Кольского ландшафты действительно нехарактерные - ущелья в тех же Хибинах более обрывистые, но склоны голые, а тут густая тайга покрывает каньон от одного борта до другого, деревьев нет только на обрывах и курумниках. Места красивые, чистые, следов человека почти нет, несмотря на относительную доступность. Вряд ли это сравнимо с Кодаром, но зато рядом! Лучшее время для путешествия - с конца мая до середины июня или август-сентябрь, в июле многовато комаров и особенно мошки(вообще характерной для западной части Кольского).
2. Погранцы. С ними лучше вообще не общаться, особенно при отсутствии всяких там маршрутных книжек и пропусков. Документы проверяют на посту не доезжая Ены и на ж/д в Ене, не доезжая Алакуртти тоже пост. В лесу можно ходить где угодно, хоть рядом с границей, главное на глаза не попадаться.

Stas, 19.06.2008
Klassno, toliko bi isheo popasti tuda!!!:(