Виды туризма

10 января 2013
( г. Санкт-Петербург )
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Кольско-Карельский район
Год путешествия: 2003
Вид туризма: Велотуризм Категория сложности: нет или не указано
0 762 0
Автор - Олег Бочкин (Санкт-Петербург)

Сроки: 2 августа - 16 августа 2003 года


Состав участников:
1. Demetrius (Дмитрий) - врач и лось - мазал всех зеленкой и при этом еще и на разведку ездил (Санкт-Петербург)
2. Neonmike (Миша) - специалист по велосипедам и собакам - все чинил и с живностью боролся - (Москва)
3. Оксана - повар и просто умница (Москва)
4. Саша - швея и электрик - только не спрашивайте почему (Москва)
5. Tramp (Олег) - новичок и балласт, а потому - пишу отчет (Санкт-Петербург)

Маршрут:
Петрозаводск - Шуя - Гирвас - Юстозеро - Поросозро - Гимолы - гора Воттовара - оз. Янгозеро - Гумарино - Паданы - Шалговара - Сегежа - Беломорск.

Километраж: около 600 км

Цель: отдых и впечатления - достигнута

Достопримечательности: курорт "Марциальные воды" - лава вулкана на реке Семча - гора Воттовара - петроглифы Беломорья - кафе "Европа" (Беломорск).


День первый, 2 августа, суббота
Дима и я отправлялись вечером с Ладожского вокзала. Благодаря велочехлам, относительно небольшому количеству пива и грядущему дню железнодорожника, в мурманский поезд сели без проблем. Кстати, нам очень не повезло, достались верхние боковые места. Но велосипеды, несмотря на страх пассажиров были мужественно размещены нами на третьих полках. Поезд покатил нас туда, где много медведей и карельского бальзама…
Когда проезжали Неву, понял, что либо я - дурак, либо велочехлы пиковские промокают. Дело в том, что одна дама таинственным голосом сообщила мне и всему вагону, что из чехла что-то капает. Чехлы все-таки промокают, но и я все-таки дурак, так как забыл вытащить из держателя флягу с соком.

День второй, 3 августа, воскресенье
Петрозаводск встретил нас толпами гуляющей молодежи по пр. Ленина (что-то вроде нашего Невского, если не путаю). И это в два-то часа ночи! Накатав по городу 26 км в поисках укромного местечка, мы приняли единственно верное решение и вернулись на вокзал. Там, в ожидании московских коллег мы встретили утро в весьма скрюченных позах, используя байки как подставки под голову, а велорюкзаки - как подушки (чтобы их не сперли).
Встретили в 7 утра ребят, закупились едой и еще кое-чем веселящим. Поход начался. За Шуей на повороте на Гирвас нас нагнала дружелюбная группа байкеров из петрозаводского клуба "Колесо". Пригласили поехать с собой, благо по пути. Недоезжая нескольких км до поворота на пос. Кончозеро, мы свернули на еле приметную тропинку к одноименному озеру, где на чудесной стоянке отметили день рождение Людмилы, одного из членов клуба "Колесо". Посмотрел на петрозаводчан и порадовался, уж больно душевный у них коллектив получился! Кстати, пользуясь случаем, хочу сказать им большое спасибо за гостеприимство.
Пообедав, накупавшись и отдохнув после поезда поехали дальше в сторону Гирваса. На одном из поворотов Саша совершила свое первое падение с байка и заработала себе весьма характерную примету до конца похода. Женские коленки, обильно смазанные зеленкой - зрелище не для слабонервных. На ночь остановились в северном конце озера Мунозеро. За нами лучше не повторять, стоянка плохая: подходы к воде плохие, сыро, темный кустарник и неровная почва, пришлось байки тащить через подлесок метров 200. Дно озера засасывает всех и вся со страшной силой, к счастью, первой и последней его жертвой стал Оксанин тапок. Умелые Сашины руки совершили свой первый подвиг - клонировали оставшийся шлепок, сделав из одного два.
За день проехали 104, 1 км (из них 26 - в Петрозаводске).
Весь день - асфальт.

День третий, 4 августа, понедельник
Утро началось героически, так как сначала шел дождь, а потом Дима, протащив байк по лесу, сломал спицу на заднем колесе. "Быстро и без проблем" заменив потерю тронулись в путь. Доехали до Гирваса, который славится аж тремя своими магазинами. Правда, все они работают до 20.00, но один из них - "коммерческий", то есть государству не принадлежит. Выбор там получше, а очереди побольше. Услышав в магазине разговоры про то, как вчера местные робин гуды чего там наваляли группе залетных украинцев, я не стал расспрашивать про подробности, и мы внезапно покинули поселок.
Проезжая деревню Святнаволок мы были атакованы страшным псом, который даже тявкнул в нашу сторону и бросился на меня. Крикнув со страха, куда должен пойти четвероногий друг, я уже было проехал мимо. Но тут Мишаня спас всю группу, брызнув перцовкой на меня в сторону оставшейся далеко позади собаки. Только предыдущее знакомством с этим замечательным газом и природная ловкость спасли меня от настоящих слез. Высказав Михаилу искренние слова благодарности, чуть позже я все-таки пустил украдкой скупую байкерскую слезу.
Через несколько км от поселка мы свернули направо и по проселку прокатили пару км до стоянки на берегу оз. Пальеозеро. Там выяснилось, что потеря тапка - не последняя, ибо Саша потеряла свою ветровку.
С помощью карельского бальзама мы пели песни, говорили чуть ли не гекзаметром а под утром вытащили полено в виде меня из палатки на рыбалку. К счастью, благодаря своей доброте и парам алкоголя Дима и Миша протащили меня всего 70 сантиметров и бросили - ушли одни. Распугав всю рыбу своими добрыми лицами рыбаки решили вернуться и снова взять меня с собой. Но я нечетким бормотанием ясно дал им понять, что лучше меня засунуть в спальник, при этом - не кантовать, а при пожаре выносить первым. Спасибо друзьям, что прислушались к голосу моего разума!
За день проехали 53,7 км.
Почти вся дорога - асфальт, подъезд к месту ночевки - пара км грунтовка.

День четвертый, 5 августа, вторник
Голова с утра была как разбитый на маленькие кусочки колокол. Когда я встал она громко зазвенела мне о вреде алкоголизма. Судя по звукам, в это утро у нас была целая звонница из трех колоколов. Собирались мы долго. Стонали. Кряхтели. Но не похмелялись…
Решив ненадолго уединиться, сидя и сверкая как маячок в невысокой траве, я задумался об одной интересной проблеме: в поход я взял из футболок только ядовито зеленую, чтобы карельских водителей тошнило от одного моего вида и чтобы мою зелень было видно за много км. Но вот незадача, на стоянке велотурист должен раствориться в лесу, дабы расцветкой попугая, которая так необходима ему в пути, не привлечь одиозное местное население к себе и к своему ненаглядному байку. Придя к мысли о том, что в такой поход надо брать и камуфляжный и велосипедный костюм, я начал помогать друзьям собирать лагерь.
Поехали мы не бодро. В Эльмусе есть магазин, но он работает до 18.00, а вот в следующем поселке Юстозеро люди живут без оного счастья. Кстати, живут они и без асфальта, ибо на повороте к Юстозеру сие благо XX века заканчивается и переходит в паршивенький, но вполне себе проходимый грейдер. За 2 км до речки Семча мы свернули налево и через несколько км прекрасного проселка услышали журчание порогов. В месте, где Семчу по карте пересекает мост (а на самом деле - покоятся его гнилые останки) мы нашли одну из самых чудесных стоянок за поход.
За день проехали 42,9 км.
Асфальт - около 21,9 км, грейдер - около 14 км, грунтовка - около 7 км.

День пятый, 6 августа, среда
Дневка
Спать под шум дождя, разумеется, приятно, но вылезать из палатки под него очень тоскливо. С утра разразился настоящий ливень, который длился до обеда. Потом он перешел просто в сильный дождь, который заставлял промокнуть насквозь непромокаемую ветровку за 15 минут, а не за одну.
Недолго думая, мы решили устроить дневку. Ребята поехали в магазин в Эльмус за продуктами, Оксана пошла ловить рыбу, а мы с Сашей остались в лагере. В результате ребята привезли много вкусного и большой кусок полиэтилена. Оксана поймала три рыбы, а четвертая "поймала" всю ее снасть и после этого нагло уплыла в неизвестном направлении. А я выяснил, что на месте нынешнего русла реки раньше текла не вода а расплавленная лава. И это не потому что я геолог, просто в Интернете прочитал заметку про вулкан в Гирвасе, который бушевал 3 млрд. лет тому назад (если я не путаю) и выяснил, что русло реки наполнено странного вида пузырчатыми камнями, которые весьма похожи на застывшую лаву. А поскольку от Гирваса по прямой до места нашей стоянки (пороги Юрка) около 32 км, то моя псевдонаучная версия встретила одобрение всех членов похода. Наш консилиум решил: пусть это будет бывшее русло лавы вулкана. На том и остановились. Я, как истинный краевед, захватил домой пару образчиков таинственной лавы.
За время сушки вещей одна из них сгорела. Димины джинсы, неудачно упавшие в огонь, пока я шарился по округе, впоследствии производили неизгладимое впечатление на всех местных жителей. Но не только потери были у нас этот день. Сашин талант от шлепок со страшной силой перебросился на полиэтилен. Прошло несколько часов работы и мы стали свидетелями появления на свет новенькой курточки. Надо сказать, что это полиэтиленовое чудо весьма пригодилось Саше впоследствии, так как дождь лил несколько дней подряд.
Засыпали мы под грохот порогов, отягченный шумом дождя. Романтично, но мокро.

День шестой, 7 августа, четверг
По установившейся традиции выехали поздно. И тут случилось чудо, по поводу которого Миша долго ругался. До того как ругаться, он сделал невозможное - смертельно сломал о какую-то палку задний переключатель XT. Слезы градом катились по его мужественному и небритому лицу, когда он ставил себе "какой-то там LX". Мертвая тушка XT была бережно завернута в полиэтилен, чтобы с почестями быть похороненной в Москве.
Спустя 15 минут, уже на грейдере Юстозеро-Поросозеро Дима проколол колесо. Саша увидев, как лихо Дима оттормозился, не менее лихо упала. Лихо потому, что красиво (как в первый раз), но без серьезных последствий. Вот что значит опыт!
Рядом с протокой между озерами Чинозеро и Котиозеро, когда мы искали место для стоянки, в нескольких метрах от моста мы нашли немецкую каску в кустах. А у Саши не было шлема. Вот и родился у нас замысел - использовать ржавое эхо войны в мирных байкерских целях. И только хрупкая Сашина шея остановила нас. Да еще опасение, что партизан встретим…
Спустя пару км от протоки налево поворачивает вполне себе симпатичный проселок, который через несколько км приводит к вполне себе обитаемой стояночке на оз. Таразмо. Там есть, правда, один недостаток, так как за водой к озеру идти приходится через маленькое болотце. Есть и плюс - дно озера песчаное, там приятно купаться.
Миша развел на стоянке шикарный костер из сухой березки и нам удалось окончательно подсушить все наше промокшее имущество. Вечер удался на славу…
За день проехали 41, 1 км
Грейдер - около 31,1 км, грунтовка - около 10 км.

День седьмой, 8 августа, пятница
Незадолго до Поросозеро, после въезда на крутую горочку, начинается асфальт. Это позволяет байкерам въезжать в поселок с почетом и помпой. Единственное, что помешало именно нам - противный дождь. Проехав по поселку минут пять, мы подъехали к своеобразной площади, где стоит магазин с громким названием "Центральный". Кстати, судя по объявлению, он работает с 09.00 до 23.00. Магазин хороший, выбор большой. Рядом, метрах в 200, есть шикарный промтоварный магазин, в нем можно купить рыболовные снасти, костюм невесты, венок с надписью "От любимых внуков", и даже нож-сувенир с рукояткой "типа из карельской березы".
Из центра поселка повернули назад, доехали до развилки на Гимолы и увидели надпись, что из-за технического состояния дороги, лучше более 40 км в час здесь не ехать. Мы, будучи законопослушными байкерами, данную рекомендацию почти не нарушили.
Дорога до Гимол очень тяжелая (горки, песок), и наши силы таяли на глазах. Поэтому в том месте, где ЛЭП во второй раз пересекает дорогу, мы свернули налево и проехав 500 метров выбрали себе место для стоянки на замечательном мыске оз. Юдозеро.
Чудесное место для лагеря. В конце мыска есть домик рыбаков, крытая печка и мини-навес. Но мы решили остановиться чуть раньше. Кстати, Миша придумал удачный способ разбивки лагеря таким способом, чтобы все пять велосипедов (сцепленные замком, замотанные резинками и укрытые шуршащим полиэтиленом) вплотную примыкали сразу к двум палаткам. Все эти меры значительно осложняли бы и без того непростой труд гипотетического вора. Несмотря на принятые меры предосторожности, ночью мы все равно спали, соблюдая чекистскую бдительность. Бдительность была удачно замаскирована раскатами богатырского храпа.
За день проехали 46 км
Грейдер - около 30 км, асфальт - около 12 км, грунтовка - около 4 км.

День восьмой, 9 августа, пятница
Дорогу до Гимол пересекает значительное количество ЛЭПов. По дороге в голову закрадываются мысли о плане ГОЭЛРО и том, что в России такие кривые дороги для того, чтобы в случае войны значительно затруднить бомбежку транспорта с воздуха, а в случае мирного времени - для того, чтобы велотуристам дорога медом не казалась.
В Гимолах в одной из изб есть вполне приличный магазин, смесь промтоварного и продовольственного. Там даже молоко натуральное продается!!!
Пока мы закупались продуктами, Саша по совету вашего покорного слуги внедрилась в доверие к одной из местных бабушек. Это было сделано для того, чтобы развести местное население на пару теплых свитерков на случай плохой погоды на Беломорье. Свою торгово-закупочную операцию Саша провела стремительно и самостоятельно. Бабуля была столь щедра, что почти даром уступила два … ну как бы это назвать… изделия из своего гардероба. Видимо эти вещички старуха-процентщица отоварила себе еще во времена Петлюры или даже раньше. Очень красивые, с цветочками и всякими там рюшечками, они даже чуть-чуть грели. Впрочем, я сам виноват, что отправил Сашу в лапы этой прожженной спекулянтки, о чем и сожалею до сих пор…
Гимолы состоят из двух поселков, для того, чтобы попасть на Воттовару, надо проехать оба. Дорог там много, поэтому лучше спрашивать у местных, как добраться до Смерть-горы. Название "Воттовара" не признал ни один из 5 опрошенных мною аборигенов.
Дорога до горы очень хорошая. Особенно в сравнении с той, что идет до Гимол. У второй развилки по карте, мы, в отличии от а-байкеров (они здесь были чуть раньше) свернули налево, в сторону ручья Тяжа. Судя по карте (да так и есть на самом деле) с этой стороны забираться на гору гораздо быстрее. Правда есть глобальный недостаток - с этой стороны нет нормальных стоянок…
На ночлег мы остановились в 500 м от того места, где расходятся гора и дорога, там еще последнюю пересекает небольшой ручеек в виде лужи. Ошибиться невозможно - дальше дорога идет через болотце и посыпана таким песком, что по сравнению с ним Сахара кажется просто садами Семирамиды. С дороги свернули налево и, продравшись 30 метров по лесу, увидели подлесок, плавно переходящий в болото. Впоследствии в лесу нашли что-то вроде родничка - переночевать стало возможно…
Я чувствовал себя дедом Мазаем (оберегал флору и фауну) и Сергеем Шойгу (действовал как рота МЧС) одновременно, когда рыл небольшой ров вокруг костра. Мои товарищи безучастно смотрели на происходившее и руководствовались принципом "чем бы Олег не тешился, лишь бы не ворчал о вреде лесных пожаров в районах залегания торфяников".
Наши девушки приготовили как всегда вкусный ужин. Уминая запеченную в фольге курятинку, совет стаи решил штурмовать высоту Воттовара в 07.00 утра силами четырех бойцов. Еще один, самый боеспособный (Миша - человек широкой души), оставался в лагере для здорового сна и охраны байков. Штурм и отход с вершины обратно к штабной палатке решено было завершить к 12.00.
За день проехали 39,5 км
Грейдер - около 16 км, грунтовка- 23,5 км

День девятый, 10 августа, воскресенье
Поднялись согласно утвержденному графику. Собрав, как честные альпинисты штурмовой рюкзачок, отправились покорять гору высотой в 417 метров. Десять минут прошли по дороге в сторону Гимол. Увидели более-менее похожее на подъем место и рванули вверх.
Мы заранее начитались умной литературы про то, что такое сейды. Именно поэтому они стали видеться мне задолго до того, как мы до них добрались. На одном из подъемов Дима увидел камень с лицом человека. Если бы я был один, наверно стало бы страшно, уж больно недоброе у него выражение. Саша так прониклась диминым успехом, что через пару минут в очередном камне увидела еще одну часть человеческого тела. Так сказать то, на чем мы сидим. Она (часть тела) была большой, сказать доброе там выражение или нет (как с лицом) возможным не представляется.
Мы достаточно долго шагали вверх и с каждым метром вид становился все лучше и лучше. И вот - мы на вершине, с противоположной геодезическому знаку стороны. Мы с Димой заметили замечательный булыжник, обломок скалы - доминанту склона. Увидев, что наверху установлен тюбик дезодоранта "Рексона" я решил, что легко туда залезу. Еще бы, я ведь чувствую себя крутым скалолазом, один раз даже почти сам на "Зеркало" залез на оз. Ястребином. Со словами "сейчас я туда залезу" я обошел камень пять раз, три раза попытался залезть, три раза скромно сорвался. Судьба повернулась ко мне тем самым сейдом, который видела Саша в лесу… Если уважаемый скалолаз, плюнувший в мою робкую скалолазную душу, установив "Рексону" на камешке, прочитает эти строки - пусть отпишется, интересно.
Не сказав девчонкам, что лопухнулся, вернулся к группе. Выбрали место на вершине и стали завтракать, принося местным языческим богам в жертву крошки от булки и корочки апельсинов.
Побывали на самой вершине, видели табличку а-байкеров - приятно. Свою делать не стали, на память о себе оставили только апельсиновые корочки.
Обошли кругом весь амфитеатр, встретили несколько сейдов. Виды, конечно, божественные. Такого я еще не видел, хотя по Карелии пошлялся порядком.
Кстати, у нас все в порядке было с техникой - ничего не глючило. И живности на Воттоваре порядком: следы успешного ЛОСИНОГО пищеварения, комары, муравьи.
Свою дань гора с нас все таки собрала, на спуске Саша потеряла фотик. Уважаемые, если кто найдет на западном склоне Воттовары фотоаппарат "CANON Prima zoom85", знайте, это - наше! Понимаем, что шансы найти его очень малы, еще меньше шансов, что вы его нам вернете… Но хотя бы пленку, ладно? Вернулись в лагерь, где Миша своими руками приготовил завтрак. Этим он заслужил на весь день звание "Лучший и Божественный". Чуть-чуть поспали, собрались и поехали назад - впереди нас ждал Беломорск. На ближайшей к Гимолам развилке свернули налево и поехали в сторону Янгозеро.
Спустя пару км после развилки перед нами появилась глубокая проблема - большая лужа с холодной и мокрой водой. Дима как истинный разведчик первым бросился на поиски оптимального брода и нашел его, правда при этом чуть замочив ноги. Вторым поехал я… На середине брода в какой-то момент мастерство оставило меня, и я со словами "Зашибись!" вдруг решил пройти оставшуюся часть лужи пешком. Промокнув основательно, я понял, что терять мне нечего и помог остальным перетащить байки через эту водную преграду.
Дальше дорога была довольно-таки приятной, то есть мы скорее ехали и неспешно болтали, чем преодолевали трудности сложной лесной трассы. На третьем по карте мосту мы пообедали и поехали дальше. Проехав метров сто, мы остановились по принципу Ильи Муромца: налево пойдешь - байк потеряешь, прямо пойдешь - без ужина останешься, а направо пойдешь - домой не вернешься. Дело в том, что судя по карте, дорога идет в трех направлениях: прямо, направо и налево. На самом деле направлений больше. Не буду рассказывать, как мы долго искали правильную дорогу, но факт, что она есть: после моста на развилке (50-100 м) повернуть налево, а затем еще на одной развилке - направо. Дальше вы получаете в подарок от карельского ландшафта огромную примету (будь она неладна) в виде зубодробительного подъема на гору Мистамане. На вершине было несколько дорожек, мы выбрали не ту, которую хотели. После прикольного спуска (насколько неприкольным был подъем) нас спасло оз. Янгозеро, преградив наш неверный, как выяснилось маршрут. По ранее намечено плану, мы должны были попасть в северный конец озера, там, где в него впадает ручей Кукозерка. А попали - в 5-7 км южнее на западном берегу. Поэтому всем забравшимся на гору Мистамане могу посоветовать при спуске забирать чуть левее, тогда результат возможно будет точнее. Если же вы потеряете ориентирование в этих местах, что вполне возможно, потому что дорожек там действительно гораздо больше, чем на карте, то выбирайтесь строго на восток - мимо Янгозера не промахнетесь.
Мы ехали достаточно долго, нашей целью было подобраться как можно ближе к Гумарино. На одном из спусков Диме вторично не повезло, он опять проколол камеру. Надо отдать ему должное, перенес он эту неудачу мало того, что стоически, но еще и оперативно. А затем, как это всегда бывает у настоящих туристов, наступили глубокие сумерки. Мы долго искали пристойное место для стоянки, но так и не нашли. Положение стало, если и некритичным, то весьма неприятным. И тогда коллегиально было принято единственно верное решение - остановиться в лесу, проехав 150-200 метров в сторону по отвилке от основной дороге направо. Эта отвилка отходит от дороги за 50 метров, до того, как ее пересекает безвестный ручеек, обозначенный на карте. Лагерь ставили уже в полной темноте. Саша и Дима отправились в долгое и опасное путешествие за водой. Вернулись - а лица хитрые такие! Оказывается, на ручье на свет фонарика к ним прибежало несколько зайчат. Представители карельской фауны сразу поняли, что велотурист - существо неопасное, а наоборот, дружное и нужное, и даже позволили себя рассмотреть. Кстати, эта встреча - единственная за весь поход, другой живности мы не видали. Наверно, слишком быстро ездили...
За день проехали 55,4 км
Грунтовка - 55,4 км

День десятый, 11 августа, понедельник
Утром, в самом начале пути нам встретился лесовоз, который очень жалел нас, глупых, отправившихся на велосипедах в такую глухомань. Нет, чтобы дома по двору кататься! Дальше добрый дядя предрек нам, что скоро эта "плохая" дорога кончится и начнется настоящий грейдер. Господи, знал бы он, как был неправ! И что езда по милой лесной дорожке гораздо лучше… впрочем, об этом дальше.
А еще дядя жалел нас потому, что судя по его мнению, все туристы - люди неполноценные. Он рассказал нам историю про то как в течение недели в Гумарино доставили ДВУХ туристов "зарубивших себя топором ненасмерть". Оба инцидента произошли, судя по рассказу лесовоза, из-за неумелого обращения с топором. Презрительно посмотрев на мой бесполезный карманный топорик (таким себя долго рубить придется) лесовоз пожелал нам удачи, грейдера и всего самого хорошего - и был таков.
Гумарино встретило нас асфальтом, дешевым карельским бальзамом (105 рублей) и шикарной барахолкой. Мы с Мишей и Оксаной разжились мелочевкой в виде шлепок и майки, а вот Дима прибарахлился по крупному и приобрел модные штанишки Hugo Boss всего за 250 рубликов - то есть почти даром. Следует отметить, что покупка смотрелась даже лучше, чем неудачно сгоревшие Димины джинсы. По крайней мере, местные от нашего удалого разведчика больше не шарахались в разные стороны.
По подлой карельской традиции сразу за деревней асфальт закончился. И начался грейдер, да не простой, а идиотский и свежепройденный. Какой-то человек (Господи, пусть ему икается каждый раз, когда кто-то читает этот отчет) управляя этим самым грейдером, оставил после себя такие развалины и колдобины, езда по которым отбила мне даже те органы, о существовании которых я раньше и не подозревал. Кстати, на карте слово "недействующая" относится к линии электропередач, а трасса вполне себе проезжаемая, если бы не вышехуленый мною грейдер.
В Паданах снова начался асфальт и в поселок я въехал победителем, а из него - испуганным пикадором. Уже на выезде из селения произошла встреча, которая доказала мне, что собаки теоретически не самая большая проблема в жизни велотуриста.
Еду, я значит гордо впереди колонны всей и вдруг вижу Его. Большого, черного, недружелюбного, с рогами. Бык. Он стоял посреди дороги и весь его вид говорил о том, что он будет стоять здесь как наши под Сталинградом, а может, даже перейдет в сокрушительное контрнаступление, как опять-таки наши под Курском. С каждым метром моя гордость перерастала во что-то совсем другое, руки затряслись, глаза забегали. А он все смотрел на меня, и немой вопрос читался в его глазах: бодать велотуристов или машину подождать? К счастью, нам повезло. Ко мне даже стала возвращаться гордость.
От Паданов мы проехали около 6-8 км и свернули на грунтовочку направо, в сторону Сегозерского водохранилища, там где на карте обозначен небольшой мысок. По лесной тропинке очень приятно ехать на байке, полный беспредел.
Чудесная стоянка, одна из лучших за поход! Только одна проблема, сложно выбрать место для палатки, но это решаемо. Зато все остальное - божественно. Вид на Сегозеро, острова вдали, каменистый берег, все это прямо создано для отдыха уставших велотуристов.
За день проехали 71 км
Асфальт - около 7 км, грейдер - около 52 км, грунтовка - около 12 км

День одиннадцатый, 12 августа, вторник
Утром большинством голосов мы решили, что надо организовать дневку. Миша занялся настройкой байков, девушки посвятили себя творчеству и пошли рисовать, а мы с Димой отправились в Паданы за "вкусняшками". Магазины в поселке полноценные, их даже несколько. В Паданах живут очень милые и отзывчивые люди, например, врачи медицинской амбулатории. Несмотря на неурочный час, они для нас открыли аптеку, где мы смогли пополнить запасы столь востребованной нами перекиси водорода и зеленки. Пока Дима читал местным жителям лекцию на тему "Горный велосипед в Карелии на рубеже XX-XXI веков", я лихорадочно бегал по магазинам и тратил общественные деньги на всякие бесполезные, но вкусные продукты.
Вернувшись в лагерь, мы стали готовиться к важному событию в жизни любого туриста - к помывке в туристической бане. Но для того, чтобы снова стать чистым, нужно было изрядно пошаманить. Если бы наши действия видел кто-то из местных, нас бы растерзали насмерть всем поселком как проклятых сатанистов.
Сначала на берегу озера появились трое парней. Пританцовывая и корячась они в каком-то остервенении таскали камни и творили себе идола. Затем, все также пританцовывая, они задобрили идола дровами и принесли ему огненную жертву, запалив костер.. Далее гипотетический зритель увидел больше: язычники, то есть - немытые велосипедисты, над каменным божком возвели святилище, издали похожее на вигвам. Обмотали его блестящей фольгой и шуршащим полиэтиленом и стали ждать первой звезды. Когда она появилась, полуголые, они бросились внутрь святилища. Через несколько минут послышались крики "Хорошо!". И кульминация: в лунном свете выскочили они из священного чума и бросились в озеро, завершая обряд какими-то странными и не всегда членораздельными криками по поводу температуры воды.
Чистые, но радостные, сидели мы у костра. И морально готовили себя к нечеловеческому подвигу - подъему в 9 часов утра.

День двенадцатый, 13 августа, среда
И мы его совершили! Небывалый случай - уже в 12 мы повернулись к стоянке задом, а к дороге - передом. И покатили! Но катили недолго, Мишу стали мучить проблемы с велосипедом. Под видом их решения мы заодно и перекусили.
За вторым поселком Шалговара дорога становится однообразной и абсолютно неинформативной. Карта начинает беззастенчиво врать. Ориентироваться по ней чрезвычайно сложно, поэтому можно придерживаться одно принципа - ехать по главной.
Мы ехали по дороге, Миша ругался на грейдеры вообще и на конкретного водителя в частности. И как вы думаете, кто сначала нас догнал, а потом и обогнал вечером на ночь глядя? ДА! Тот самый водитель, которому Миша хотел сперва вырезать самую большую в мире медаль, а потом вставить ее туда, куда больно. Наверно, мне показалось, но эта зараза весьма гаденько улыбалась, оставляя после себя вместо просто плохого грейдера отлично взрыхленную контрольно-следовую полосу, по которой так противно ехать на байке…
И еще одна проблема на трассе: если бы не удача и не Димины качества разведчика и следопыта мы бы ночевали в болоте. На всем этом огромном пространстве нам попалось одно место - на оз. Харго. Характерные приметы: проезжаете трубу, которая на карте без всякого там чувства юмора именуется мостом, доезжаете до развилки и уходите налево по грунтовке. Несколько км по безрадостным болотам и сложной дороге (иногда ехать приходиться через древние гати) и вы добираетесь до следующей развилки. Там опять нужно свернуть налево. Через 1 км дорога выведет вас к озеру, где есть несколько весьма неплохих мест для стоянок. Кстати, на восточном берегу Харго, о котором я говорю, во время войны был серьезный укрепрайон, да и бои там, судя по количеству воронок, шли не на жизнь а на смерть…
Место для лагеря Дима выбрал весьма удачно, а вот место для палатки… не очень. Всю ночь мне снилось, что я срываюсь в пропасть - палатка была поставлена на склоне. Саше снились такие же кошмары. Поэтому она глубокой ночью была вынуждена поменяться с Димой местами в палатке. Естественно, что меня об этой рокировке предупреждать не стали! И зря! Представьте себе мое состояние, когда утром, проснувшись, я увидел НЕБРИТОЕ Сашино лицо…
За день проехали 80 км
Грейдер - 76 км, грунтовка - 4 км

День тринадцатый, 14 августа, четверг
Утром мы ехали по грейдеру совсем не много - до Мурманской трассы. А потом было 11 км полного кайфа (хорошего асфальта). В Сегежу въехали организованной и красочной колонной. Сегежане смотрели на нас удивленно, но добро. Уже взяв билеты на поезд до Беломорска, мы стремительно налетели на местный рынок с целью продуктово и спиртново подготовиться к встрече с Белым морем.
Возможно ли за 4 минуты погрузить 5 байков и рюкзаков в поезд Великие Луки - Мурманск и влюбить в себя всех двух проводниц настолько, чтобы они позволили все это сделать? Ответ - да! Спустя совсем чуть мы заполонили полвагона своими вкусняшками в виде колбасы, сыра, фисташек, оливок и много другого и сели трапезничать.
Через пару часов, трезвые и смущенные, вылезли в Беломорске.
Попытались купить билеты на вокзале на питерский и московский поезда на субботу, 16 августа. А билетов то и не было - они могли появиться только за 12 часов до прибытия поезда… Слегка встревоженные возможностью ехать домой на байке, а не на поезде, мы решили приехать на вокзал в субботу. А пока - побыстрее окунуться в ласковые воды Белого моря.
В сторону Питера проехали метров 300, переехали ж/д переезд, доехали до площади и поехали на север, в сторону Сорокской губы. Очень скоро асфальт закончился, и мы поехали по прелестной дорожке вдоль берега моря.
Километров через 5-7 остановились на Беломорье близ какого-то безвестного ручейка. Тихое, спокойное место, величественная красота русского Севера, хорошая компания - чего еще желать путешественнику?
За день - 48 км
Асфальт - 20 км, грейдер - 20 км, грунтовка - 8 км


День четырнадцатый, 15 августа, пятница
Утром выяснилось, что "тихое, спокойное место" - не более чем маленький пустырь между двумя дачными массивами, куда мы столь удачно в сумерках вторглись в поисках дикой природы. Мимо нас шныряли просто люди, дачники, автомобилисты и сборщики ягод. Шныряли так интенсивно и нагло, что даже мешали некоторым из нас отправлять свои естественные потребности в тишине, комфорте и спокойствии.
Стоило нам собрать лагерь, как погода стала портиться. А когда поехали, и вовсе полил дождь. Мы вернулись в Беломорск и путем опроса местного населения выяснили, что единственная гостиница находится за двумя мостами через реку Выг и гордо называется "Гандвик", что в переводе с древне какого-то означает Студеное море. В гостинице нас встретили любезно, поселили в двух 3-х местных номерах. Правда, байки затащить наверх не дали. Тогда я на полном серьезе потребовал запереть их в бронированном сейфе и выставить перед ним боевой пост ОМОН. На том и договорились. Роль сейфа сыграла кладовка (она же - гардероб), ну а роль взвода ОМОН сыграла наша управляющая.
Съездили посмотреть на петроглифы, они того стоят. Правда найти их нелегко, даже не все местные знают, где конкретно они находятся. Мы, судя по всему, выбрали самый нелегкий маршрут: проехав пос. Выгостров, заодно проехали и плотину. Напротив здания ГЭС по тропинке повернули направо. Через 50 метров байки пришлось оставить под охраной благородного Миши. После этого по камням и скалам мы направились в изостудию первобытного человека.
Через пару км - у цели! Со стороны властей полное свинство, что подобное место никем не охраняется. Если я хоть что-то хоть в чем-то смыслю, эти каракули цены не имеют - а рядом с ними - ни души, ни навеса. И все это великолепие постепенно исчезает. Местные говорят, что с каждым годом петроглифы видно все меньше и меньше…Но нам повезло, мы их увидели и даже сфотографировали.
Часов в восемь вечера московская составляющая нашей группы осчастливилась билетами до Первопрестольной. Мы же довольствовались информацией о том, что билеты на берега Невы будут после часа ночи.
А вечером было шоу! Подхожу к нашему ОМОНу. Спрашиваю: "У вас рестораны в городе есть приличные?" Не подумайте, что пижоны, просто хотелось праздника и свинины по-французски, а не сырости дождливой и тушенки.
- Ага, есть - вот там, за пятиэтажкой, - ответила мне администратор.
- А вы бы сами туда пошли кушать? - задал я хитрый вопрос.
- Не, я не в том возрасте, - получил не менее хитрый ответ.
- Дерутся там часто?
- Да, нет, что вы! Совсем немного и даже не каждые 15 минут. Это же приличное кафе, там дискотека после 23.00. есть, 20 рублей стоит…
Совсем спокойные, входили мы в кафе "Европа". Оксана сразу показала всем местным, кто здесь хозяин, легким и случайным движением рубильника обесточив ползала. После этого нам выделили лучшую кабинку: вилки-ложки трех видов (в смысле орнамента), на свободных местах, дожидаясь наших блюд лежали две кошки. Цены в кафе смешные, сервис - такой же. Запомнились две вещи: мясо по таежному, действительно вкусное и вышибала, он же администратор, он же гардеробщик, он же диск-жокей. Ровно в 23.00. он подошел к нашему столику и предложил заплатить за дискотеку по 20 рублей с носа. Один из них возразил ему, что мы будем только есть, а танцевать как-то не хочется - фраки дома забыли. На что получили ответ по принципу: кто не танцует (не платит), тот не ест. Пришлось платить…
Все это не помешало нам повеселиться и отметить окончание похода. Банкет плавно перетек в гостиницу… А из гостиницы он перетек на ночные и дождливые улицы Беломорска, когда двое питерцев сквозь темноту и лужи прорвались к вокзалу и вернулись обратно в гостиницу с двумя заветными бумажками, дающими им право на поездку домой.
А потом мы заснули в грусти и комфорте - назавтра предстояло прощание.
За день проехали 41 км
Из них грунтовка - 6 км, асфальт - 35 км

День пятнадцатый, 16 августа, суббота
Ночью мы спали с открытыми окнами - сказывалась походная закалка + банкетный синдром. Проснулись и окна закрыли. А потом начались сборы, проводы и прощанье. Ребята уехали районе 11 утра, а мы попрощались с Беломорском - в 2 часа дня. В районе девяти вечера поезд домчал нас до Петрозаводска. Вот так мы за 8 часов совершили путь от Гандвика до Онеги, который в обратном направлении занял у нас две недели. Две недели отдыха, смеха и хорошего настроения. Эх, здорово было!!!
Не менее здорово было и ступить на платформу Ладожского вокзала. Вот мы и дома, здравствуй, Питер!

© Tramp, 2003 год


Велопоход "Онега-Гандвик - 2003"Велопоход "Онега-Гандвик - 2003"Велопоход "Онега-Гандвик - 2003"Велопоход "Онега-Гандвик - 2003"Велопоход "Онега-Гандвик - 2003"Велопоход "Онега-Гандвик - 2003"Велопоход "Онега-Гандвик - 2003"Велопоход "Онега-Гандвик - 2003"Велопоход "Онега-Гандвик - 2003"Велопоход "Онега-Гандвик - 2003"
0 0
Комментарии
Список комментариев пуст
Добавить публикацию