( г. Москва )
Тип материала: Рассказ Регион путешествия: Центральный район (Столичный)
Год путешествия: 2001

Автор: Георгий Федосов (Москва)

Сайт автора: georfed.narod.ru

Дорога от Москвы до Вышнего Волочка

Это описание изготовлено в виде беллетризованой инструкции для тех людей, которые желают путешествовать самостоятельно, не связывая себя обязательствами с туристскими конторами, и которым, по различным причинам, уже требуется комфорт несколько больший, чем может обеспечить палатка, хотя бы и очень прочная.

В тверскую электричку (08-23 из Москвы) я сел на платформе Петровско-Разумовская, преодолевая нефункционирующие заграждения против "зайцев", хотя билет я приобрел.

Стоимость билета до Твери - 48 руб.

В Тверь прибыли на 5 мин. раньше и я успел пересесть на электричку до Бологое 11-16 (ходит только в выходные).

Отправление электричек от платформ №3 (на Москву) и №4 (на Бологое). Платформы расположены в торцах "островной" станции. Вокзал на "острове" сейчас ремонтируется, но кассы работают. Билет до Вышнего Волочка стоит 31 руб.

При дефиците времени в кассы соваться не обязательно - по вагонам бродит то ли контролер, то ли кассир.

С обеих сторон ж/д путей от Москвы до Петербурга сооружен новый забор: из толстой проволоки в крупную ячейку, прикрепленной к рамке из уголка, а та приварена к ж/б столбикам.

Старая, "бещевская" загородка, исчезла практически бесследно, а она была выполнена из довольно длинных и тяжелых железобетонных узорчатых конструкций.

"Вынесет все…" писал поэт Некрасов о русском народе.

В Вышнем Волочке видел огородный забор из этих ж/б элементов.

Вышний Волочек

Карта Вышнего Волочка - "http://www.volochek.ru/map/volmap.htm" rel="nofollow"

О городе - "http://www.volochek.ru/About.htm" rel="nofollow"

Вокзал сохранился неизменным с середины XIXвека - он большой и оригинальный: два здания по обеим сторонам путей, соединенные старым, клепанным металлическим переходом. На вокзале круглосуточно работает буфет, где в микроволновке разогревают сытную, хорошо приготовленную еду.

Но я, торопясь, прошел мимо буфета, и вышел на привокзальную площадь. Посмотрел на остановку городских автобусов и решил прогуляться пешком по ул. Ленина до центра города. В 200 метрах от вокзала увидел кафе "Лакомка" (с 9 до18), где, не заметив особых лакомств, нормально пообедал.

Гостиница "Березка" расположена на углу ул. Ленина и ул. Кирова. Ул. Кирова - это основная магистраль, по которой круглосуточно, непрерывным потоком, с шумом и ревом, двигаются транзитные машины.

Койко-место в гостинице стоит от 70 до 250 руб. в сутки. Есть номера с удобствами. При гостинице круглосуточно работает небольшое кафе, где можно хорошо поесть.

Но я уже пообедал и, бросив вещи, отправился прогуляться по городу. Обычно в первую очередь, я посещаю местный краеведческий музей, но в Волочке он давно и безнадежно закрыт на ремонт.

Город исключительно оригинален: четыре реки, много плотин, каналов, мостов и мостиков. Многие каналы имеют гранитную облицовку (без парапетов) и вообще все сооружения производят очень капитальное впечатление.

Около одной из плотин (на ул. Кирова) расположен автовокзал - одноэтажное, небольшое и очень потрепанное здание. От ж/д вокзала до него примерно полчаса пешком, можно доехать на городских автобусах. В городе больше 10-и маршрутов (проезд - 3 руб).

Водная система давно не функционирует, плотины поддерживают уровень воды, каналы не чистят: они заросли кувшинками и лилиями. Вода чистая, но купаться неудобно - видел всего несколько приемлемых подходов к воде. Да никто и не купается - Ильин день уже прошел. А вот стиркой и ловлей рыбы занято множество народу. Некоторые шлепают веслами или катаются на водных велосипедах - около Богоявленского собора, в центре города, есть лодочная станция.

В городе сохранилось еще несколько церквей. Они все выглядят богато и импозантно, но старинностью не страдают.

На окраине города, в конце ул. Володарского, (туда ходит автобус №10) расположен Казанский женский монастырь. Два мощных собора и колокольня, построенные в конце XIX века сейчас восстанавливаются после многолетнего пребывания на этой территории воинской части. Купола монастырских сооружений видны даже из вагона поезда - остальные достопримечательности города с железной дороги разглядеть нельзя.

Центр города представляет собой богатый уездный город, есть даже театр. В сквере около театра, помимо уморительно смешных зверей, напоминающих львов, установлен памятник Венецианову: художник и крестьянка, похожая на персонажа одной из его картин. Памятник подчеркнуто статичный, как и картины Венецианова. Всяческих скульптур в городе много: само собой - несколько Ульяновых и Лениных, указывающих в разные стороны, есть и другие ширпотребные: стилизованные космонавты, доярки и т.п. персонажи, а также молодой Лермонтов, стоящий рядом с домом, почти на тротуаре, на одной из городских улиц.

Центр застроен зданиями прошлого и позапрошлого века.

Старинные каменные дома, двух- и трехэтажные, стоят на прямых улицах, выходящих в водным артериям под острыми или тупыми углами, уж как пришлось при наложении прямоугольной сетки проездов на прихотливые извивы многочисленных протоков. Это сильно напоминает Петербург с его величавой противоестественностью.

Но в Волочке много и деревянных зданий, тоже солидных, нарядных и "городских" - с балконами, пилястрами и т.п.

И каменным и деревянным домам больше ста лет и срок им уже подошел: сгнила столярка и перекрытия, многие стоят сейчас заброшенные, а реставрация таких сооружений обходится очень дорого и, видимо, восстановить их в прежнем великолепии не удастся.

В таком состоянии находится путевой дворец XVIII века и многие другие здания. Некоторые, например, при впадении тверецкого канала в Цну, уже частично разломаны.

В советские времена был снесен большой и интересный собор, который стоял в очень выигрышном месте: с видом на Цну, между двумя корпусами торговых рядов. На его месте поставлено невразумительное административное здание.

Но самое примечательное - все-таки каналы: противоестественно прямые, во многих местах укрепленные тесаным гранитом, они напоминают, в сочетании с домами петербуржской архитектуры, северную столицу, хотя окрестный пейзаж совершенно иной. Впечатление от этого несоответствия примерно такое же, как от Ниловой Пустыни на Селигере.

Походил я по городу до позднего вечера, прогулялся еще с утра и решил остаться в симпатичном городе еще на сутки, тем более что в связи с проездом Ким Чен Ира по железной дороге и ремонтными работами, все расписание сбилось и нужно было уезжать или слишком рано или слишком поздно - с шансом не попасть в Питер в приемлемое время.

Днем решил посмотреть на Вышневолоцкое водохранилище и пешком

направился через город в том направлении.

Сначала сходил на Новоцнинскую плотину - посмотрел на бурный водослив, оглядел водохранилище, по берегам которого "москвичи скупили все дома", как сказал мне не слишком трезвый хранитель гидротехнического сооружения. Искусственное озеро большое - другой берег просматривается плохо.

Затем направился вдоль берега к дому Сердюкова, строителя Вышневолоцкой системы, у которого в гостях неоднократно бывал Петр Первый. Двухэтажный дом был поставлен живописно, на небольшом мысу. Сейчас в нем живут граждане, не отличающиеся чистоплотностью, вокруг все застроено какими-то хибарами и очевидная прелесть места утрачена.

Встреченный мной местный житель, который шарил по лесу в поисках убежавшей от него коровы и по этому случаю резко и болезненно протрезвевший, сказал, что раньше около старинного дома располагался пионерский лагерь, а теперь живет городское начальство.

Но окрестности по-прежнему живописны - весь берег зарос сосновым лесом, есть песчаные подходы к воде. Обратно в город возвратился по другой дороге, тоже песчаной, через лес, состоящий в основном из старых елей. Вышел к Цне в районе леспромхоза и колонии с колючей проволокой и с автоматчиками на вышках.

Вечером прогулялся еще раз по каналам.

Дорога от Вышнего Волочка до Петербурга

До Бологого доехал я на электричке примерно за час (билет - 10 руб.)

Единственный сайт г.Бологое - "http://bologoe.library.tver.ru" rel="nofollow" ,

изготовленый местными библиотекарями на деньги Сороса, к сожалению, не содержит никакой информации, полезной для путешествующих.

В Бологом пообедал в железнодорожной столовой - по переходу нужно пройти через пути, там, на ул. Дзержинского, около водокачки, в доме отдыха локомотивных бригад, если зайти со двора (вывески нет), она и расположена. Потом прошелся по городу по той же улице, расположенной между ж/д путями и озером с грязноватыми берегами, (видел еще и городскую столовую) и вернулся на вокзал.

Билет решил купить на поезд №612 - Великие Луки - Петербург, т.к. электричками, с пересадками в Окуловке и Малой Вишере, добираться хлопотно.

Билеты продаются по паспорту за час до прибытия. Местные жители в очереди за билетами утверждали, что это самый удобный и дешевый (в общем вагоне - 70 руб.) способ добраться до Питера.

Бологое - станция "островного" типа и через некоторое время милиционеры, мобилизованные со всего города, вежливо попросили очистить платформу №1, т.к. великий вождь корейского народа должен был мимо нее проехать по пути из Питера. В туалет, расположенный в торце платформы также никого не пускали. Страждущие высказывались громко и образно: как о самом вожде, так и о его ближайших предках, как по женской, так даже и по мужской линии.

Сразу после проезда Кима была выпущена припозднившаяся электричка до Окуловки, отправляющаяся от самй дальней от вокзала платформы.

Наш поезд, который выезжал "из-за угла", дожидался поезда Кима у входного семафора и опоздал на час. В общем вагоне - мягкие кресла.

Я заболтался с соседом по креслу и не заметил объезда Веребьинского оврага, а теперь уж и не увижу, т.к. именно в 2001 г. дорогу спрямили, и исчезло материальное воплощение этого мифического "следа от пальца Николая Первого".

Поезд шел головным в чреде запаздывающих, двигался очень быстро, и прибыл в Питер по расписанию.

Расписание транспорта

Вышний Волочек, автобус (неполное)

Лето 2001 г. время московское

Тверь-Новгород 14-35

Новгород- Тверь 12-20

Удомля с 07-20 до 21-05 -- 8 рейсов

Фирово 06-40, 11-20, 16-20, (20-30 из Твери)

Максатиха 07-45

Торжок 09-00

Фешино 06-15, 15-10

Ст. Курово 05-30, 14-10

Дубово 05-10, 08-10, 14-00, 17-30

Ермолкино -5-20, 17-00

Вышний Волочек электрички

Расписание электричек между Тверью и Бологое можно посмотреть на: "http://www.volochek.ru/transport.htm" rel="nofollow" , однако из-за постоянных изменений, особенно в дневное время, не следует ему особенно доверять. Между Тверью и Бологое в день курсирует 8-9 пар электричек.

Бологое поезда и электрички

Лето 2001 время московское

Бологое - Тверь (ненадежное по вышеизложенным причинам)

03-51, 05-50, 08-46, 10-40, 13-27, 15-20 сб вс,17-15, 18-13,20-28

Время в пути - примерно три часа

Бологое - Окуловка

09-50, 15-20 Время в пути: примерно полтора часа

Бологое - Осташков 15-10 четные

Осташков - Бологое 08-10 четные

Время в пути: примерно три часа

Можно ездить также поездами В.Луки, Ржев, Сонково, Бологое, Боровичи:

Проезд в общем вагоне - дешевле, чем на электричке.