Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS


Скалы на Онеге

Автор - Иннокентий Уханов (Санкт-Петербург)

В июне 2003 года правительство подарило народу 4 выходных и грех было этим не воспользоваться. Тут-то нам и удалось реализовать давнюю идею и смотаться на берег Онежского озера, в самую восточную часть Ленинградской области. Это место интересно не только тем, что это - крайняя восточная точка нашей области. Здесь, в районе деревни Щелейки расположен большой скальный массив, по которому давно хотелось полазить. Ну, а заодно и посмотреть памятники древней архитектуры, деревянного зодчества, находящиеся в непосредственной близости от этих скал: в деревнях Щелейки и Гимрека, а также по пути следования вдоль трассы от Питера.
Изначально планировалось поехать туда на майские праздники, но не получилось. Наверное, и хорошо, что не поехали. Нас также пугала возможность застрять в поселке Вознесенье, не доехав до цели около 20 км. Все дело в том, что существуют в Ленобласти такие населенные пункты, жители которых не имеют возможности перебраться на другой берег по мостам: единственным шансом для людей попасть в другой населенный пункт является паром. Одна из таких переправ уже много десятилетий работает на реке Свирь, в поселке Вознесенье. Этот поселок расположен на двух берегах реки, ширина которой - 500 м. Свирь не замерзает круглый год, поэтому ходит здесь паром без перерыва. Конечно, обеспечить бесперебойное паромное движение - недешево, однако строить здесь мост экономически невыгодно, поскольку река широкая, а движение транспорта небольшое. Но это мы узнали позже. А изначально боялись застрять в Вознесенье из-за ледостава. Еще против поездки на майские праздники была информация о том, что лед на Онеге пока стоит. Значит, стоять на берегу озера скоре всего будет очень холодно и неуютно. Ну, в общем, правильно, что не поехали, тем более что погода на майские была преотвратнейшая. Те, кто выбирался в те дни на природу, в Питерской области, наверное, это помнят.
Изначально, идеей посетить Онегу и скалы загорелось большое количество человек, но как всегда, часть народу отпала по тем или иным причинам. В результате нас набралось 6 человек, которые и распределились по двум "Нивам". И хорошо, что не поехало больше народу, так как в "Ниве" есть один существенный недостаток - маленький багажный отсек, а класть барахло в багажник на крышу не хотелось, чтобы не увеличивать и так немалый расход топлива.
Экипажи встретились на Мурманском шоссе сразу за постом ГАИ, на выезде из Питера в 7 утра 12 июня, и путешествие началось. Погода радовала. Описывать движение по Мурманской трассе М-18 не вижу особого смысла. Разве что отмечу, что в районе Новой Ладоги шоссе ремонтировалось, дорога была закрыта и всех заставляли делать почти 20-ти километровый крюк через новый мост, почти что у г. Волхов. А между реками Волхов и Сясь также велись ремонтные работы, что затрудняло движение.
Итак, по Мурманке мы докатились до Лодейного Поля. Следует отметить, что вокруг этого райцентра построена новая отличная объездная дорога, с прямо-таки европейскими развязками развязками и четкими указателями поворотов и направлений на Лодейное Поле, Тихвин, Подпорожье и др. Кстати, на картах эта развязка ни значится, по крайней мере на тех двухкилометровках, что у нас были изданы в 1993 году. В само Лодейное Поле мы заезжать не стали.
На 238 км трассы М-18, мы свернули, в соответствии с указателем, на Подпорожье, дорогу регионального значения, с маркировкой Р-37. Качество дороги, стало резко хуже, но вполне терпимо. Бывает значительно хуже, а здесь возможно ехать со скоростью 100 км. Ну, а больше мы и не жали, все-таки машины у нас не скоростные. Вокруг Подпорожья, также идет объездная дорога, которая начинается сразу за заправкой "Славнефть", у въезда в Подпорожье. Там надо повернуть направо, есть указатель, на котором значится "Вознесенье, Вытегра". Сколько там до Вытегры уже и не помню, но до Вознесенья, куда нам и надо было оставалось, судя по указателю, 97 км.
В Подпорожье, кстати, две заправочных станции. Одна - вышеупомянутая "Славнефть", а вторая - классическая советская допотопная заправка с циферблатным указателем заливаемого топлива (в Питере нынче таких уже давно нет). Но на обоих есть Д/Т, 76, 92 и 95 бензин. Причем цена на обоих одинаковая. На "Славнефти" еще есть магазин автозапчастей, который работает ежедневно.
В Подпорожье мы заехали купить каких-нибудь булочек, минералки и батареек для фотоаппарата. Заехали и на автовокзал. Привожу расписание движения автобусов до Вознесенья, для тех, кто захочет посетить Онегу без своего автомобиля.
Итак, на Вознесенье автобусы (№ 415) идут три раза в неделю: Ср, Пт в 6:00 и 17:00, Вс - 17:00. Обратно (из Вознесенья) Ср, Пт - 9:00 и 20:00, Вс - 20:00.
Заодно, привожу расписание и на Винницы. Ср, Пт в 7:00 и 18:00, Вс - 18:00. Обратно (из Винниц) Ср, Пт - 9:00 и 21:15, Вс - 21:15. А вообще, уточнить расписание автобусов в Подпорожье можно на автостанции по телефону 2-23-08.
Дорога после Подпорожья хуже не стала. Но этот город - последний где действует сотовая связь. Примерно через 15 км от Подпорожья и Мегафон, и МТС сеть потеряли. Больше мы не пользовались телефонами, до тех пор, пока снова не вернулись к этому городку. Но, забегая вперед, сразу скажу, что, по всей видимости, покрытие сети будет значительно больше. В Юксовичах и Вознесенье поставлены (судя по всему, совсем недавно) вышки ретрансляторов. Но самих ретрансляторов на них пока нет.
Дорога Р-37, отмеченная на карте, реальности не соответствует. Сейчас проложено новое, спрямленное шоссе. Так, например, через такие населенные пункты, как Пертозеро и Гоморовичи дорога не проходит (а по карте это именно так), к ним показаны отвороты. Радует, что указатели на дороге присутствуют.
Асфальт закончился после спуска перед Юксовским озером, недалеко от деревни с названием Конец. Это на карте так она обозначена. А на самом деле на дороге стоит дорожный знак Юксовичи, что объединяет в себя и деревню Конец, и деревню Соболевщина. Но видно, что здесь активно ведутся дорожные работы, и грунтовки осталось всего несколько километров. Скоро здесь дорога будет спрямлена и полностью заасфальтирована.
Здесь же, в Юксовичах, а вернее в соседней деревне Родионово, расположена старинная церковь, о которой нужно сказать отдельно. Привожу выдержку с сайта Малые города России. Другие миры. "На востоке Ленинградской области, в Подпорожском районе на высоком холме на восточном берегу крупного Юксовского озера находится самая древняя деревянная постройка в регионе - Георгиевская церковь. Она появилась на свет в 1493 году, и впоследствии реставрировалась и расширялась. От первоначальной постройки сохранился только сруб, который ныне находится внутри больших пристроек сделанных в 1632 году. В то время старый сруб был, по сути, обстроен новым, верхняя часть храма стала выше и получила подкрепления в виде столбов. Кроме того, к церкви было пристроено крыльцо, которое, впрочем, не сохранилось до нашего времени. Изнутри вся постройка разделялась на две части: собственно церковь, которая помещалась внутри сруба 1493 года, и трапезная. Сравнительно недавно, в начале 70-х годов 20-го века, церковь была отреставрирована и сегодня находится в хорошем состоянии. Более того, реставраторы вернули церкви утраченное крыльцо".
Если кто поедет в те края, рекомендую посетить эту достопримечательность. Крюк от дороги всего пару километров, а может и меньше, и асфальт идет до самой церкви. Место действительно очень интересное. На трассе стоит указатель на Родионово.
Далее на Вытегру идет отличная дорога, спрямленная, с недавно уложенным асфальтом. Ехать по ней - одно удовольствие. Да и дорога практически пустая. Хочу еще отметить, что там, где обозначено пересечение с узкоколейкой, на деле никакой узкоколейки давно не существует. Но перекресток виден четко и может служить ориентиром. Километров через 9-10 доезжаем до отворота на Вознесенье. На карте обозначена улучшенная грунтовка, но на деле и там уложен асфальт, причем довольно давно. Висит указатель "Вознесенье - 17 км". Итак, мы почти у цели! Километров через 10 мы выскочили на склон, перед деревней Кипрушино (почему-то на дорожном указателе значится Шустручей) и отсюда открылся обалденный вид на Онежское озеро и долину Свири. Класс! Здесь мы остановились и сделали фото.
В Вознесенье мы приехали за 20 минут до парома. Паром начинает ходить в 06.20 и заканчивает в 21.00. "Ночует" он на этой стороне Свири. Интервал движения - раз в час, но есть перерыв - в 12 часов парома нет. Есть в 11.20 и 13.00. Еще в Вознесенье есть автозаправка Д/Т, 76 и 92, и лавка автозапчастей (по выходным она не работает). Переправа на пароме занимает около 10 мин и стоит 100 рублей с легкового автомобиля, для пассажиров бесплатно. Для тех, кто хочет путешествовать в этих местах на автобусах, отмечаю, что ходит автобус по маршруту Петрозаводск - Вознесенье, и Петрозаводск - Вытегра.
Далее мы посетили памятники деревянного зодчества в Щелейках и Гимреке. Побывать в этом регионе и не увидеть эти старинные церкви просто невозможно.
Вот что о них написано на сайте Малые города России. Другие миры:
"Село Щелейки известно тем, что в нем расположена красивейшая деревянная церковь Дмитрия Солунского (наверное, ошибка автора - на самом деле на карте церковь значится как "Дмитрия Мироточивого"), построенная в 1783 году. Церковь и колокольня в данном случае расположены на одной продольной оси. Оба сооружения связаны воедино деревянным мостиком - переходом. Интересно, что сегодняшнее состояние церковь приобрела после реставрации, которая убрала многие "новшества", внесенные в портрет церкви в веке 19-м. Тогда церковь обшили тесом, покрыли деревянные главки железом.
Гиморецкий погост расположен в селе Гимрека (ударение на первый слог), Ленинградской области, примерно в 4 километрах от границы с Карелией на дороге Петрозаводск - Вознесенье. Название села и, соответственно, погоста происходит от протекающей в этих краях речки Гимрека. Примечательно, что сама речка не протекает через село, проходя примерно в километре к северу. Село же расположено на ее безымянном притоке. Над постройками села доминирует занимаемый погостом холм, отстоящий от дороги метров на 300. Такое положение делает ансамбль погоста видимым издалека.
Ансамбль Гиморецкого погоста замечателен многим и, в частности, своей восстановленной деревянной оградой, опоясывающей его территорию. Ограда рубленая и накрыта сверху двускатной крышей. Во многих местах, особенно с западной и северной стороны, ограда сильно заросла; создается впечатление, что она даже частично ушла в землю. В месте, где из села к погосту подходит дорога, в ограде сделаны ворота, рядом находится и колокольня. В 19-м веке погост был сильно видоизменен, однако, в конце века 20-го, реставраторы вернули погосту его первоначальный облик.
Центральное положение внутри ограды занимает шатровая Рождественская церковь (1659). К ней примыкает трапезная, а вход в комплекс решен как двусходное крыльцо. Вся церковь украшена резными деревянными элементами. Посредине восьмерика - резной фронтон, в месте, где четверик переходит в восьмерик - еще один
."
Посмотрев памятники старины в Щелейках и Гимреке, мы проскочили еще километров 20 в Карелию, до села Рыбрека, осмотрев по пути другие массивы габбро-норритов, но предмет нельзя ли еще где полазить. Но все открытые скальные участки представляли собой карьеры, находящиеся в состоянии разработки, о чем свидетельствует многочисленная техника, находящаяся около этих карьеров. Удобных выездов к Онеге, где можно было бы стать лагерем, мы тоже не нашли. Покатавшись часа полтора, мы вернулись в Щелейки и поехали к мысу Подщелье, изначально и являвшемся конечной точной нашего маршрута.
К мысу Подщелье ведет дорога, начинающаяся сразу за церковью и ехать по ней 3 км. Дорога вся посыпана битым камнем, так что даже при наличии глубоких луж, проехать по ней вполне возможно, практически на любой машине. Когда-то на мысе была пристань (она до сих пор обозначена на карте), но сейчас от нее уже ничего не осталось. А дорога местами представляет собой насыпь все из того же габбро-норита. По всей видимости здесь, в начале 20 века была проложена узкоколейка, по которой возили камень на пристань, где и грузили на баржи.
Мыс представляет из себя поросшую соснами и березами каменистую гряду, вдающуюся в озеро на несколько сотен метров. На самой оконечности мыса, по все видимости был расположен маяк, от которого в настоящее время остался только фундамент. Также здесь есть остатки каких-то земляных сооружений, укрепленных камнями. Рядом с фундаментом маяка, под деревьями, есть стоянка, где вполне возможно разместить несколько палаток. Также стоянка есть метров на двести ближе к основанию мыса, но она менее удобная.
Некоторый минус стояния на мысу заключается в сильном ветре, который дует почти все время. Но, с другой стороны, этот ветер сдувает комаров и мошку, что тоже немаловажно. Вечером приходилось одеваться потеплее. Стоит спуститься к берегу озера, как ветер исчезает и становится значительно теплее, зато появляются зловредные насекомые.
К северу от мыса расположена небольшая бухта, с замечательным песчаным пляжем, замыкающаяся мысом Чайнаволок, на котором расположен маяк Самбой. Про маяк нужно сказать отдельно. В настоящее время он не действует, но на него вполне можно забраться. Высота его около 25 метров и отсюда открывается восхитительный вид. Особенно здорово было подняться на маяк перед заходом солнца и, попивая коньяк с лимончиком, рассуждать о вечном, наблюдая закат солнца. Сам маяк был построен в 1926 году, о чем свидетельствуют цифры в бетонном основании этого сооружения. Он представляет собой решетчатую башню, несущей конструкцией которой являются рельсы (вполне возможно - с разобранной узкоколейки), верхняя часть его обшита вагонкой, а на самой вершине находится будка, где и горел огонь маяка. В целом маяк сохранился хорошо, несмотря на то, что на рельсах стоит клеймо "Нов. Рус. Общ. 1915 г.", а в будке не осталось ни одного стекла. В той же будке мы нашли табличку с краткой информацией о последнем смотрителе маяка. Очень романтичная надпись.
Посещение скал мы оставили на следующий день. Хорошенько выспавшись и позавтракав, мы отправились на поиски скал. Сразу отметим, что скал, несмотря на их значительную высоту, с берега не видно. Найти их оказалось нетрудно - мы просто спросили у местных лесорубов, заготавливавших дрова вдоль дороги (несмотря на праздничные дни, что нас удивило), где здесь выходы скал. От основной дороги, если ехать от Щелеек к мысу, примерно через 2 км от шоссе, влево уходит дорога, вот на нее и надо поворачивать. Характерной приметой является несколько здоровенных глыб габбро-норитов, валяющихся у развилки слева от дороги.
Еще 400 метров - и мы у цели. Дорога выводит на полянку, и сквозь вершины деревьев начинают проглядывать серо-бурые скалы. Это место - бывшая каменоломня, о чем свидетельствуют многочисленные следы бура на скалах и заваленные обломками камня рельсы узкоколейки у подножья скал. Вполне возможно, что рельсы разобранной узкоколейки и были использованы при строительстве маяка Самбой.
Вот выдержка из книги К.К. Хазановича "Геологические памятники Ленинградской области", где написано о породе, из которой сложены эти скалы: "Горная порода называется габбро-норитом. Она состоит из зеленоватого полевого шпата и черного пироксена. Это прочный и красивый камень, особенно после полировки. Наличие у изолированного со всех сторон массива гигантских трещин и крутых склонов говорит о том, что история его образования не так уж загадочна и непостижима. По-видимому, в результате вековых колебаний земной коры произошел его подъем, об этом говорят относительная свежесть склонов и отсутствие на них следов ледниковой деятельности, столь характерной для этого района".
Подниматься на вершину гряды, проще всего слева от утесов. Сразу от полянки, на которую выводит дорога, нужно забраться по осыпи на небольшую терраску, образованную навалом камней при разработке, высотой около 10 м. Эта терраска, кстати, тянется почти на всем протяжении разработок камня под скалами. Затем можно продолжить движение наверх, поднимаясь по небольшим скалистым уступам, поросшим лесом. Сверху открывается замечательный вид на Онежское озеро. Как выяснилось, отсюда видна оконечность мыса Подщелье, на котором был наш лагерь и даже сквозь колышущуюся от ветра зелень, проглядывала белой точкой одна из наших "Нив".
Сами скалы условно можно разделить на два массива, НО четкой границы между ними нет. Левая часть имеет высоту около 45 метров - от верхней бровки скал до террасы, о которой говорилось выше. Скала здесь имеет серый цвет, и стена не сплошь вертикальная, а имеет ряд уступов, шириной от 50 см до полутора метров. На некоторых из них даже растут небольшие деревца. Отвесные участки имеют высоту не более 5-6 метров. Здесь видно множество следов от бура. Этот участок однозначно был в разработке.
Правый участок скал имеет красноватый оттенок и представляет собой практически вертикальную стену без уступов, высотой около 25-27 метров. Пара уступов есть только над самой терраской. Здесь возможно организовать верхнюю страховку при помощи 60-метровой веревки. На этой отвесной стене практически нет зацепок и трещин. Здесь нужно бить шлямбуры, если хочешь подняться "в лоб". Но чуть правее или левее от отвеса (ширина абсолютно отвесной части не более 20 м), есть удобные выступы и трещины, по которым можно подняться. Использование закладных элементов на этой скале затруднительно, но вполне можно забивать крючья. Наверху множество больших сосен, за которые удобно закреплять веревку.
Внизу, под самыми скалами, есть места для стоянки. Но тут есть проблемы с водой. Может, конечно, где-то здесь есть какой-либо источник или ручей, но мы его не видели (хотя, признаться, особо и не искали). А до Онежского озера все-таки около полутора километров.
На скалы мы потратили два дня, часов по 6-7 каждый день. Хотя, конечно, можно лазить и подольше, но так как мы стояли на берегу, то приходилось тратить время на навешивание и снятие веревок.
А еще приходилось тратить время на ремонт машины… Да, проблемы с техникой несколько подпортили нам впечатление от поездки. В первый же вечер, мы решили доехать до маяка на машине по берегу. У основания мыса Подщелье есть отворот от основной дороги, который выводит на пляж. Но чтобы доехать до кромки воды нужно проехать метров 30 по рыхлому песку. У "Нивы" есть понижающая передача и блокиратор дифференциала, поэтому пересечь песок было вполне возможно. А вдоль самой кромки воды песок плотный и можно легко ехать на любой машине. Песок мы пересекли и поехали вдоль воды. Но тут произошло непредвиденное… Видимо, брызги воды залили двигатель, машина заглохла, и… отказал стартер.
Попытки завести машину "с толкача", взяв ее на буксир другой "Нивой", к успеху не привели. Автомобиль чихал, заводился, но как только останавливались, тут же глох. Да и буксировка по песку - дело неблагодарное. Второй автомобиль временами начинал зарываться колесами в песок и не мог сдвинуться с места с прицепленным грузом. А о попытке переехать через рыхлый песок до дороги и нечего было думать. Помог случай… На другой день утром приехали лесорубы, дрова заготавливать. А с ними пришел трактор "Беларусь". Этот стальной конь в два счета выдернул нашу бедную машинку с пляжа и дотянул до дороги. После нескольких часов потраченных на ремонтные работы, прочистку и просушку двигателя, удалось добиться более-менее устойчивой работы двигателя, но стартер все равно не работал. Машина заводилась только "с толкача". Правда, теперь ее толкнуть уже могли два мужика - этого хватало, чтобы двигатель завелся. Этого было вполне достаточно, чтобы ехать домой в Питер.
В заключение хочу сказать, что мы посмотрели в этих местах далеко не все, и что ехать на восток области нужно на больший срок. Например, если еще углубиться в Карелию, то можно доехать до деревни Шелтозеро (около 30 км от Гимрек), центр Вепсской волости. Там можно посмотреть музей вепсской культуры, работающий с 10 до 17, выходной - понедельник. Также можно пересечь у Подпорожья Свирь по плотине и посмотреть старинные церкви в селе Важины, а также Согнинский погост, в деревне Согницы, на берегу реки Важинки, в 15 км к северу от Важин. Да и много других интересных объектов существуют в этом регионе.

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам



Комментарии и дополнения
 Григорий, 21.11.2005
Последний участок на трассе Подпорожье-Вознесенье заасфальтировали летом 2005 года. А вот последние 17 км перед Вознесеньем в ужасном состоянии - выперло все трубы, проложенные под дорогой. Сплошные лежачие полицейские, только повыше.
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.


Фотографии:


Ансамбль Гимерекского
погоста


Гимерекский погост


Скалы в Щелейках


Церковь в Щелейках


Церковь в Юксовичах



© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100