Скиталец - сервер для туристов и путешественников
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
Главная > Регионы Новости туризма на сервере Скиталец - новости в формате RSS


Южный Урал

Отчет о туристском спортивном походе по Южному Уралу, совершенному группой туристов из г. Самары

Автор - Смородинов Максим (Самара)

Справочные сведения о походе
- район похода - Южный Урал
- вид туризма - пешеходный
- категория сложности - первая, с элементами второй
- "нитка маршрута": г. Белорецк - пос. Тирлян - Инзеровские зубчатки - хр-т Кумардак - р. Юрюзань - хр-т Машак - г. Большой Шелом - д. В.Катав - г. Катав-Ивановск
- сроки похода 20.07 - 29.07.2002 г.

Характеристика района похода
1. Географическое положение
Уральский хребет протянулся с юга на север по границе Европы и Азии, разделяя Восточно-европейскую равнину и Западно-Сибирскую низменность. Южный Урал простирается к югу от широтного участка р. Уфа до реки Урал. Расположен на территории Башкирии, Челябинской и Оренбургской областей. Образован двумя параллельными цепями - восточной и западной. Вост. цепь является водоразделом рек бассейнов Камы и Оби. Наиболее высоки г. Ямантау (1640 м), Б.Иремель (1580), Б.Шелом (1420). Категорийных перевалов нет. Леса преимущественно хвойных пород (сосна, ель, пихта), зачастую лес смешанный (сосна, береза). Климат умеренно континентальный. Осадков выпадает до 600 мм в год. Лето теплое. Маршрут похода проходил по Белорецкому р-ну Башкирии и Катав-Ивановскому Челябинской области.
2. Туристские возможности района
Возможны пешие походы до 2-ой категории сложности. Много относительно доступных и очень красивых и интересных мест. Наличие Южно-Уральского заповедника несколько ограничивает туристические возможности. Пешеходные маршруты возможны в период с половины мая до сентября. Из наиболее часто встречающихся препятствий нужно отметить болота, таежные буреломные участки, густой кустарник в широких плоских подболоченных речных долинах, курумники. Реки чаще всего имеют удобные броды, но в верховьях всегда есть опасность быстрого подъема воды при дождевых паводках.

Материальное оснащение группы
1. Список специального снаряжения:
Из специального снаряжения бралась веревка вспомогательная, карабины (3 шт.). Специальное снаряжение может быть использовано для организации перильных переправ, нам использовать их не пришлось, но с учетом изменчивой уральской погоды иметь веревки группе необходимо (опасность высоких дождевых паводков).
2. Групповое снаряжение
На маршруте могут быть использованы аптечка, ремнабор, хозяйственный набор стандартного состава.
3. Продукты питания
При составлении рациона питания на маршруте мы исходили из суточной калорийности - 3000 ккал. В действительности часть продуктов осталось неизрасходованной и суточная калорийность составила 2800 ккал. Сухой вес продуктовой раскладки составил 900 г. В рацион было включено большое количество сублимированных и сухих продуктов, концентратов, калорийных смесей, использование продуктов повышенной калорийности и усвояемости (сало, колбасы с\к, орехи, халва, сухофрукты и др.).
Для обеспечения нормальной деятельности желудка и кишечника необходимо включить такие продукты, как крупы, бобовые, сухари из ржаного хлеба. Помимо традиционных витаминов на данном маршруте витаминными добавками могут служить малина, гонобобль, земляника, черника.
Возможна ловля хариуса - в Юрюзани.

Техническое описание маршрута
1 день. 20 июля. г. Самара - г. Уфа.
Отбываем из г. Самары. Поезд 266 Пенза -Уфа. Отправление в 7 ч. 55 мин. До Уфы идут и другие поезда. Однако они идут с южного направления, могут опаздывать, поэтому можно опоздат на пересадку в Уфе. В этот же день ок. 18 ч. по местному времени прибываем в г.Уфу. Там берем билеты до Белорецка на поезд Уфа-Сибай, отправляющийся из Уфы в 22 ч. 20 мин. (местн. вр.). Билеты приобретались свободно, имелись как купейные, так и плацкартные места. До Белорецка от Самары ходит также поезд Москва- Магнитогорск. Его недостатками является большая стоимость билетов - поезд фирменный, раннее прибытие в Белорецк - 3 утра местного времени, поэтому приходится сидеть на станции. Достоинство поезда - более позднее отправление из Самары.

2 день. г. Белорецк - пос. Тирлян - хребет Инзеровские Зубчатки.
21 июля в 5 ч. 20 мин. прибываем в г. Белорецк. Поезд стоит 30 мин, так что выгрузиться можно без проблем. Ж/д. станция в г.Белорецке расположена в удалении от основного города. К моменту прибытия поезда приходит рейсовый автобус, следующий до автовокзала г. Белорецка. Много также такси. от автовокзала в г.Белорецке ходит автобус до Тирляна.
Не дождавшись рейсового автобуса, мы сели на такси. С водителем договорились, что он довезет нас непосредственно до Тирляна. (300 руб. за 4-ых до Тирляна). (Водитель - Владимир Петрович, имеет также автобус КАВЗ - до 15 чел., до 3,5 тн. груза, тел. всегда готов произвести заброску туристов). До Тирляна теперь сделали отличную асфальтовую дорогу, взамен прежней отсыпной.
В 7 утра были на окраине Тирляна. Нужную нам дорогу - на Мисели (Ямантаусскую дорогу) - показали местные жители. Выйдя за окраину села позавтракали на берегу Тирляна.
Дорога ведет вдоль речки Тирлян. Дорога грунтовая, местами отсыпанная, хорошая, ездят на лошадях, мотоциклах, может проехать и Нива. Правый берег Тирляна высокий, достаточно живописные горы.
Через 4 км дорога доходит до брода через Тирлян. Однако накануне прошли дожди, поэтому речка достаточно глубокая (50 см). В 100м вправо от брода расположен полуразрушенный мост. Переходим Тирлян по нему. Небольшой рукав Тирляна переходим по камням. Через 20 минут дорога на небольшой поляне раздваивается. Идем по тропе, ведущей в западном направлении. Дорога постепенно поднимается в гору. Орога несколька раз раздваивалась, но это лишь небольшие объезды, затапливаемых или труднопроезжаемых участков. Дорога ведет в бывш. деревню Мисели. Через два ходовых часа дорога начинает понижаться. Мы спускаемся в долину левого притока Тирляна - реки Мисели. До дер. Мисели доходим за 3 ходовых часа. Реку Мисели, разувшись, переходим вброд. Идти неприятно - дно каменистое, но мочить обувь еще более неприятно. Мост через реку, расположенный справа от брода, почти полностью разрушен, пользоваться им нельзя.
На месте бывш. дер. Мисели - большая поляна. Рядом с бродом полуразвалившиеся дома. В них сейчас живет только одна семья. Занимаются покосами, охотой, рыболовством. На берегу Мисели делаем обеденный привал. В Миселях дорога разветвляется. Дорога в юго-западном направлении ведет по направлении к реке Тирлян и далее к Ямантау или к Журавлиному болоту. Дорога в сев.-зап. Направлении ведет в обход хр. Инзеровские Зубчатки. Мы первоначально намеревались воспользоваться именно ей. Жители Миселей нас отговорили и сказали, что напрямик через хр-т также ведет дорога. Дорога - грунтовая, заросшая травой. Однако люди ездят. Ведет в западном направлении. Через 30 мин. дорога начала загибаться к северу и мы, следуя советам местных жителей свернули на хоженую тропу, ведущую в западном направлении. Еще через 50 минут мы поднялись на хребет. По пути по тропе нам встретилось множество кротовых норок и ловушек для ловли кротов. Жители Миселей их периодически ловят.
Сами Зубчатки представляют собой причудливые следы выветривания. Подняться на сами зубцы без специального снаряжения, кажется, невозможно. Мы довольствовались осмотром зубцов от их подножия.
Чуть не доходя до вершины хребта, тропа, разветвляясь, потерялась. Мы продолжили движение вверх по хребту, несмотря на то, что это было уже направление к югу. Поняв свою ошибку и пытаясь ее исправить, мы изменили направление на северо-западное и стали постепенно спускаться в долину Инзера.
В 16 часов, пройдя после перевала еще один ходовой час и не дойдя до Инзера, встали на ночлег. Обозначенный на карте ручей - приток р. Мисели нам так и не встретился. Вероятно, он где-то ушел под землю.

3 день. 22 июля.
Мы планировали дойти до Инзера. Там найти обозначенную на карте охотничью избу и тропу, также обозначенную на карте, по которой перевалить через Кумардак и выйти к Юрюзани.
Мы продолжили движение в северо-западном направлении. Через час нам встретился останец. Поднявшись на него, нам удалось сориентироваться. На юго-востоке виднелись Зубчатки. Этот хребет нельзя ни с чем спутать. Вдали на западе - Ямантау. На ее склонах лежал снег. Внизу расстилалась широкая долина Инзера. Мы обнаружили, что взяли слишком круто к северу и нужная нам изба находится от нас на юге.
Продолжив движение в юго-западном направлении, через ходовой час мы перешагнули через небольшой ручеек, текущий в южном направлении. Поверить, что это и есть, Инзер мы не смогли. Мы решили, что это лишь один из его притоков. Между тем, это был действительно он. Пройдя еще час, нам стало окончательно ясно, что тот ручеек был Инзер, поскольку мы стали приближаться к хр. Кумардак. Штурмовать хребет "в лоб"в наши планы не входило, да и вряд ли это возможно. Взяв азимут на запад на нужный нам перевал у самой границы хребта, мы пошли, постепенно приближаясь к хребту, который тянулся в юго-западном направлении.
Дорога постепенно повышалась, появились курумники. Сначала они представляли собой россыпи заросших мхом камней, а затем, по мере повышения и приближения к хребты, стали появляться и отдельные россыпи камней. Часто попадались поляны, поросшие высокой, в человеческий рост травой, а также какими-то желтыми, сильно пахнущими цветками. Всюду нас преследовали комары и слепни. Кровососущие постоянно сопутствовали нам все дни похода. Изменялось лишь соотношение разных их видов между собой. До заката преобладали слепни, после - комары. Мы находились уже на территории заповедника. Нужная нам тропа не попадалась. Возможно, ее просто не было. На одной из полян, уже на склонах Кумардака, там, где, казалось, не ступала нога человека, нам встретился потемневшая от времени табличка "Опасно, взрывные работы". Однако визуальных следов этих работ нам не встретилось. Возможно, учитывая важное оборонное значение Южно-Уральского заповедника, здесь просто раньше проводились стрельбы или учебные бомбардировки. Наконец, мы вышли на перевал. Там также была огромная поляна. Идти по такой поляне трудней всего, поскольку высокая трава полностью скрывает, что находится под ногами. А там камни, поваленные деревья, ямы и т.п. Вдобавок о громное количество слепней. Постоянно попадались многочисленные звериные тропы, вероятно, оленьи. Прямо из под ног вспархивали перепела. Много было малины.
Мы двигались в северо-западном направлении и должны были пересечь Юрюзань. По нашим расчетам это должно было произойти часа через два после перевала. Через 30 минут после подъема на перевал началось болото. В отличие от других, ранее виденных нами на Южном Урале, оно отличалось размерами (в общей сложности по нему мы шли 3 часа), наличием большого количества воды, бурелома. Только в резиновых сапогах можно было сохранить ноги сухими. Периодически мы проваливались в ямы по колено. И если до этого мы испытывали недостаток воды, поскольку после Инзера на склонах Кумардака нам ручьи не попадались, то теперь воды было во множестве. На болоте был еловый лес с огромным количеством бурелома.
Через 1,5 ходовых часа движения по болоту было принято решение встать на стоянку, поскольку мы устали и идти в таких непростых условиях становилось все трудней, а признаков окончания болота не были. Наличие столь обширного болота объяснялось отсутствием уклона, и вода, не имея возможности уходить в почву, оставалась на поверхности.
Полянку, достаточно сухую для расположения бивака, удалось найти с большим трудом. Вокруг палатки мы вырыли канавки, сделав дренаж. Воду брали в одной из многочисленных лужиц. Перед употреблением мы ее процеживали: в ней плавали какие-то насекомые, а также добавляли марганцовки. В сыром виде пить ее нежелательно. Приличных сухих дров на болоте также, естественно, не было. Для разведения костра мы ограничились сбором засохших еловых веток.

4 день. 23 июля.
Мы продолжили путь по болоту. Через 30 минут появились признаки его окончания - начали попадаться березы, земля стала суше. Еще через 30 минут мы вышли к Юрюзани. Пока что она представляла собой цепочку отдельных плесов. Но это был не ручей, как Инзер, а все же небольшая речка. Вдоль Юрюзани мы сразу же обнаружили тропу. Она была выражена весьма слабо, постоянно терялась и вновь находилась Движение мы продолжили по тропе. Мы намеревались найти обозначенные на карте охотничьи домики и тропу, ведущую от одного из них на хребет Машак к горе Медвежьей. От Медвежьей мы планировали пройти по хребту, а затем выйти к Большому Шелому. Вдоль Юрюзани мы шли весь день. Тропа стала более выраженной, на ней попадались отдельные человеческие следы. Справа к ней примыкала еще одна тропа, идущая с одного из перевалов Кумардака.
Никаких охотничьих домиков, могущих быть ориентирами, нам не попалось. Встреченный нами рыбак, сказал, что их уже нет, тропы на Медвежью также нет, и где надо переходить Юрюзань, чтобы попасть на нее, также неизвестно. Никаких затесов или иных ориентиров нет.
От Юрюзани хребет Машак виден не был, поэтому нужный азимут на Медвежью взять было невозможно, поскольку нельзя было достоверно определить наше местоположение. Идти напрямую на Машак и уже там искать перевал на Медвежью мы сочли нецелесообразным, будучи сытыми предыдущим переходом через Кумардак. Было принято решение идти по тропе вдоль Юрюзани до бывшей станции Юрюзань, а оттуда идти по бывшей колее узкоколейки.
Юрюзань становилась все более полноводной. Попадались отдельные плесы, в которых можно было свободно поплавать, что и было сделано нами. Постепенно речная долина становилась все более выраженной. Поэтому если сначала тропа шла непосредственно рядом с водой, то теперь она несколько удалилась от нее. Периодически нам встречались рыбацкие стоянки. Лес был приятный - пихтовый и березовый.
Для ночлега и дневки целесообразно остановиться возле плеса, расположенного возле большой поляны. Возможно, именно здесь когда-то стояла охотничья избушка. Это был последний плес на Юрюзани. Его называли Сахарным плесом. На нем мы обнаружили несколько кострищ. Плес был большой. В нем можно было свободно поплавать.

5 день. 24 июля. Дневка.
Во время дневки из камней, вытащенных из Юрюзани, мы сделали баню. В качестве стен и крыши мы использовали взятый с собой тент, а также полиэтилен. Для веников нарезали пихты. Также в реке, достав несколько больших камней, обустроили купель, чтобы можно было лежать под струями воды. Эта стоянка отличалась от других большим количеством мошки, от которой не спасала антикомариная сетка палатки.

6 день. 25 июля.
Продолжили движение вдоль Юрюзани. Дорога живописная. Река то подходит к тропе, то удаляется от нее и мелькает где-то вдали внизу. Берег стал более высоким. Иногда тропа ведет в 50 метрах над рекой. Лес достаточно светлый. Много пихты, березы. Попадаются поляны с высокой травой. Есть малина, правда, она еще зеленая.
Если предыдущие дни только пугали нас тучами, то сегодня мы в течение дня постоянно слышали гром. Наконец. Дождь достиг нас. Дождь был довольно сильным, но не продолжительным. От дождя мы укрылись под тентом. Однако мы все равно полностью вымокли, когда после окончания дождя шли по лесу, а особенно по полянам, где трава в человеческий рост.
Тропа постепенно превратилась в дорогу, по которой, в принципе, можно было проехать на каком-нибудь вездеходе. В конце ходового дня мы вышли на бывшую узкоколейку, а через 200 м. мы увидели мост через Юрюзань. Но ночлег было решено остановиться в этом месте, исходя из красоты стоянки, наличия большого количества воды и старых кострищ. Однако это место достаточно людное. Здесь мы встретили несколько рыбаков. По узкоколейке через мост проехало 2 машины. Нам также попался лесник. Но мы уговорили его не наказывать нас, сказав, что мы шли только по узкоколейке и никуда с нее сходить не будем.

7 день. 26 июля.
В этот день мы планировали дойти до Б.Шелома и, если хватит времени, то и залезть на него. На месте бывшей станции Юрюзань стоят полуразвалившиеся железнодорожные здания. Идя по узкоколейке, мы пересекаем поляну на месте бывшего станционного поселка, а затем, желая срезать большую петлю узкоколейки, идем в северо-западном направлении напрямик через лес на хребет Машак.
Лес светлый. Постоянно идем по высокой траве, иногда достигающей пояса. Под травой попадаются камни, бурелом. Курумников нет. Травы цветут. Много папоротника. Часто попадаются участки совсем низких деревьев или кустарников. Их лучше обходить - продраться сквозь них нет никакой возможности. У одной девушки начинается алергия на цветы или пыльцу. Дышать она может только через мокрый платок. Мы ускоряемся и за час выходим к узкоколейке. Дальше продолжаем движение по ней. По бывшей узкоколейке идти несложно, скорость высокая, дорога покрыта гравием, изредка попадаются ручейки с водой. В конце дня проходим бывший железнодорожный мост через Б. Катав. Состояние его, конечно, оставляет желать лучшего, но пройти можно. За день мы доходим до Б. Шелома и в урочище Двойниши на берегу речки Б. Катав встаем на ночлег. Урочище Двойниши представляет собой обширную поляну, с высокой травой и отдельно стоящими деревьями. С дровами здесь проблема: все, что было, сожгла для растопки бани стоявшая здесь до нас группа туристов. Еле находим несколько сухих палок для костра и относительно закрытое от обзора место для стоянки. Стоим мы возле разрушенного моста через Б.Катав. Здесь в речке можно даже немного поплавать. На подъем на Б.Шелом времени не хватило, оставляем это на завтра.

8 день. 27 июля.
Этот день мы посвящаем восхождению на Б.Шелом - крупнейшую вершину хр. Зигальга. Непосредственно из Двойнишей хорошо видно как начинается хр-т. Зигальга и его вершину - Б.Шелом. На вершину пошли не все, за день ходьбы по "жесткой" дороги некоторые сбили себе ноги. Мы пересекаем поляну по одной из многочисленных тропинок, ведущих к подножию горы. Там, у горы тропа приводит прекрасно оборудованной стоянке. Рядом течет ручеек. От стоянки вдоль горы идет тропа. Мы идем по ней. Тропа идет вдоль гор, затем постепенно начинает подниматься, изредка попадаются курумники. Проходит два с половиной часа после начала подъема - и мы на вершине Б. Шелом, покрытой, как и другие уральские вершины, курумником. Начинаем спуск. От Шелома вниз идет тропа, которая напрямик выходит на бывшую узкоколейку, и до лагеря идем по узкоколейке.

9 день. 28 июля.
Это последний день похода. По плану мы должны прийти в Усть-Катав, а оттуда добраться до Катав-Ивановска. По дороге, примерно через 40 минут после выхода с места стоянки, на границе заповедника нас остановил лесник. У входа в заповедник стояла его избушка. 10 минут препирательств по поводу уплаты штрафа, и он отпустил нас, предварительно зарегистрировав наше посещение в своей книге. В принципе избушку можно, наверное, обойти, но идти по склону долины Б. Катава не очень удобно.
Три с половиной часа чистого времени ударной ходьбы - и мы в Усть-Катаве. Однако оттуда уехать не так просто: рейсовый автобус ходит лишь дважды в неделю и сегодня его нет. Долго ищем машину, но это не просто: все на покосах, вернутся через несколько дней. Уже всерьез мы подумываем над продолжением дальнейшего движения по узкоколейке до Катав-Ивановска (17 км). Лишь когда мы прошли почти все село, а оно достаточно большое, нам улыбнулась удача. За двести рублей какой-то дачник согласился довезти нас до Катав-Ивановска. В Катав-Ивановске в ожидании автобуса мы искупались в городском пруду, попили местного пива Юрюзаньский рабочий (в жизни не встречал пива хуже, даже, спустившись с гор, пить его было невозможно). На автобусе мы доехали до Вязовой, и уже там купили билет до Самары на какой-то летний поезд южного направления. Поезд как всегда отправлялся уже ночью. Проблем с покупкой билета не было.

10 день. 29 июля.
Мы возвращаемся домой в Самару.

В начало страницы | Главная страница | Карта сервера | Пишите нам



Комментарии и дополнения
Добавление комментария
Автор
E-mail (защищен от спам-ботов)
Комментарий
Введите символы, изображенные на рисунке:
 
1. Разрешается публиковать дополнения или комментарии, несущие собственную информацию. Комментарии должны продолжать публикацию или уточнять ее.
2. Не разрешается публикация бессмысленных сообщений ("Круто!", "Да вранье все это!" и пр.).
3. Не разрешаются оскобления и комментарии, унижающие достоинство автора материала.
Комментарии, не отвечающие требованиям, будут удаляться модератором.
4. Все комментарии проходят обязательную премодерацию. Комментарии публикуются только после одобрения их текста модератором.




© Скиталец, 2001-2011.
Главный редактор: Илья Слепцов.
Программирование: Вячеслав Кокорин.
Реклама на сервере
Спонсорам

Rambler's Top100